Противным называет или диавола, или всякого, кто ему служит. Тит.2:9 .  Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, Посему достоин осуждения тот, кто разлучает жен и мужей под предлогом воздержания, и кто отделяет слуг от господ под предлогом благочестия. Ибо дает много поводов к нареканию всем и открывает уста всех против веры. Не прекословить, Тит.2:10 .  не красть, но оказывать всю добрую верность, Видишь, что требует от рабов? То, что больше всего успокаивает господ, именно, чтобы «не прекословили, не крали, но были верны». Для мирских людей это больше всего желательно. дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. Если рабы таковы, они служат во славу христианства. Ибо когда язычник увидит своего раба, так воспитанного христианством, разве он не будет удивляться учению, которое имело такую силу, что улучшило и такую душу? А насколько всегда дерзок и упрям этот рабский род, но оттого, что, пренебрегаемый господами, худо воспитывается и не руководствуется наставлениями и обращением с честными людьми. Посему Павел справедливо говорил в другом месте: «служа как Господу, а не человекам» ( Еф.6:7 ). Хотя ты служишь своему господину, однако честь относится к Богу, потому что и расположение к господину имеет начало в том страхе. Тит.2:11 .  Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Так как апостол много великого потребовал от рабов, – разумею именно то, чтобы они украшали учение Господа своею добродетельной жизнью, – то теперь показывает, почему справедливо он требует от них таких высоких качеств. Ибо и для них также явилась благодать, хотя они рабы. «Для всех», говорит, «человеков». И им даровал Господь очищение многих грехов, и они должны жить прочее время во славу своего Благодетеля. Тит.2:12 .  научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, И здесь пристыжает их. Имея, говорит, учителем Бога, разве вы не должны жить достойно Его? Благодать эта, говорит, простирается не на отпущение только прежних грехов, но обеспечивает нас и на будущее время. Научает, чтобы мы жили прочее время целомудренно, так как прежде совершенно отказались от нечестия и мирских похотей. Выражением «отвергнув» он означает полное отвращение, проистекающее от настроения всей души. «Нечестием» называет идолопоклонство и извращенные догматы . »Мирскими похотями» – корыстолюбие, роскошь и прочие пороки, которые не приводят к небу, но полезны в этом мире и вместе с ним прекращаются. Посему Христос пришел для того, чтобы мы отказались от нечестивых учений и грешной жизни, с одинаковой силой возненавидев то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Вся деятельность евангелиста заключается в том, чтобы «право править слово истины», 2 Тим. 2:15. Еще в настоящее время распространено воззрение, что получатели пастырских посланий, Тимофей и Тит, пользуются своим властным положением только в силу апостольских (полученных от апостола) полномочий, до известной степени в качестве апостольских легатов. Так полагают Holzmann. Pastoralbr. S. 223; Kuhl. Gemeindeordn. S. 36– 37; Weizsäcker. Apost. ZA. S. 645. Но такое воззрение опровергается содержанием посланий. Правда, евангелист получает от апостола указания и поручения (напр., Тит. 1:5: «Как я тебе приказывал»), и апостол упоминает о своем скором приходе, чтобы освободить его (1Тим. 4:13: «Доколе не приду, занимайся... учением»). Но нигде ни одним словом не указано, что евангелист действует и пользуется властью от имени апостола, таким образом, в качестве его заместителя. То, что ставит евангелиста в возможность действовать, не есть юридический момент (полномочия), но его харизма (см. только что приведенные места), и он действует в качестве не помощника апостола, но «мужа Божия» и «служителя Христова» (см. прим. 77). В силу сообщенного ему Богом дара он действует от имени Бога, а не апостола. (Возложение рук апостолами, о котором упоминается в 1Тим. 4:15, есть только утверждение харизмы, а не сообщение полномочий, а в 2Тим. 1:6 говорится о рукоположении не апостола, но только «пресвитерия», действовавшего вместе с апостолом.) Положение Тимофея и Тита по пастырским посланиям совершенно такое же, как и по несомненно подлинным Павловым посланиям, ср.: 1Фес. 3:2: «И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить». 1Кор.16:10–11: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я; посему никто не пренебрегай его». 2Кор. 7:15: Тит вспоминает «о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом». Тимофей и Тит делают то же дело, что и апостол, дело Господне, и, как служители Божии (в благовествовании), требуют от общин послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Теперь тебе предлежит еще более обширное и ответственное поле деятельности. Богодухновенный апостол языков оставил нам послания, в которых ясно выражен идеал служения епископа. «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец» (Тит. 1:7). Не забывай о том, что следует удерживаться от дерзости, гнева или раздражения в любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах. Наипаче же остерегайся страсти корыстолюбия, которая в наше время столь распространилась по всему обществу, что способна подавить любые добрые намерения и воспрепятствовать исполнению нравственных обязанностей и служебного долга. Апостол Павел говорит далее, что епископ должен быть «страннолюбив, благолюбив, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (см. Тит. 1:8), свидетельствуя тем самым, что всегда служение епископа в Церкви подразумевало дела милосердия и страннолюбия. Сегодня необходимо оказывать помощь не только нуждающимся в духовном просвещении, но и тем, кто испытывает недостаток в одежде, пищи, крове, медикаментах. Первоверховный апостол также говорит о важности учительства: архипастырь должен держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Памятуй совет святителя Иоанна Златоуста о том, что для успеха проповеди «нужны не красноречивые, но здравые слова, знание Писаний и сила мыслей» (святитель Иоанн Златоуст, Беседа 2 на Послание к Титу). Истинный наставник должен уметь свидетельствовать о неизреченной красоте Христа, о Его безмерной благости и бесконечной силе. С ревностью «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Смело, без всякой боязни возвещай учение о Христе Распятом и о приближении Царства Божиего, подражая в ревности и твердости исповедания веры твоему небесному покровителю преподобному Феофану, епископу Никейскому. Стремись научиться кротости и смирению, ежеминутно помышляя не о почестях и славе, а об ищущих спасения, ибо сам Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим (см. Мф. 11:29; 20:28). Веди себя просто, без притворства, и не позволяй себе резких, необдуманных поступков.

http://patriarchia.ru/db/text/1660328.ht...

Первая казнь Египетская за то, что не допустил народ на 3 дня, т. е. на трёхдневное расстояние от нечестивых египтян помолиться и принести жертву Богу, Богу нашему. Казни Египетские: 1-я казнь – вода превратилась в кровь; 2-я казнь – жабы вышли из воды; 3-я казнь – мошки наполнили воздух; 4-я казнь – песьи мухи; 5-я казнь – моровая язва на людях и скотах; 6-я казнь – град; 7-я казнь – саранча; 8-я казнь – три дня тьмы; 9-я казнь – гибель первенцев. Сказал Господь Моисею: завтра встань рано, явись пред лице фараона и скажи ему: так говорит Господь Бог Евреев... так как Я простёр руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою и ты истреблён был бы из Земли: но для того я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было Имя Моё по всей Земли. Ты ещё противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его. Вот Я пошлю завтра в это самое время град очень сильный ( Исх. 9:15–18 )». Св Ефрем Сирин . «Несообщение есть красота Церкви и выражение ея жизненности». Вавилон – означает смешение ( Быт. 11:7–9 ). О несообщении с еретиками Соборные постановления : Не молиться вместе с еретиками: Апостольск. Прав. 45 и 46; Лаодикийского Собора правила 33 и 6. Не позволять им присутствовать на молитве: Тимоф. Прав. 9. Не праздновать вместе: Лаодикийск. Соб. Прав. 37. Ереси послал Бог, да явятся искусные в вере ( 1Кор. 11:19 ). Ересь – это упорное противление истине, искажение догматов веры. О еретической иерархии: Деян. 20:30 ; 2Пет. 2:1–3; 3:3 . Ереси все – от гордости и чрева (св. Иоанн Златоуст ). С еретиками должно обращаться кротко, дабы тем привлечь их к покаянию (Карфагенского Собора 77 прав.). Еретики – хулители Духа Святаго: «Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы. Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется». Еретики – псы: Мф. 6:7 ; Флп. 3:2 ; Пс. 21:17 : «пустословы и обманщики» ( Тит. 1:10 ): «лютые волки» ( Деян. 28:31 ): «У осквернённых и неверных – всё нечисто» Тит. 1:15 . «Еретика человека по 1 и 2 увещании отрекайтесь» ( Тит. 3:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Суть бо такие изыскания, вызывающие споры, по слову Апостола, не полезны и суетны ( Тит.3:9 ). Апостол советует соблюдать в учении чистоту, степенность, неповрежденность, и возвещать слово здравое, не зазорное, слыша которое противник ничего не мог бы сказать о нас укоризненного ( Тит.2:7–8 ). В чем состоит это слово, здравое и не зазорное, Апостол объясняет далее, когда говорит: явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже предал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом... Указавши сущность спасительного учения веры и благочестия, Апостол прибавляет: сия глаголи, и моли и обличай со всяким повелинием ( Тит.2:11–15 ). Наставление Апостола держаться в проповеди Евангелия простого и здравого слова и избегать всяких ухищрений и мудрований подтверждается примером его собственного благовествования, и этот пример должен быть сдерживающей силой для людей, желающих выносить на церковную кафедру трудные ученые вопросы…. Христос послал меня (говорил он) благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. И когда приходил я к вам, братие (пишет он Коринфянам), приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мурости... И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор.1:17 ; 1Кор.2:1, 4 ). Кажется, достаточно ясно указывается и наставлением и примером Апостола тот желанный, законный путь, каким нужно следовать служителям церковного слова, чтобы учение, ими преподаваемое, нося характер церковный, находило всякий доступ в умы и сердца народа, и чтобы им быть проповедниками популярными. Другое условие, выполнение которого требуется от проповедника в силу закона популярности, касается способа представления или развития мысли, посвященной уяснению той или другой истины христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Поставив в церкви, прежде всего, апостолов, Иисус Христос им первым повелел и даровал власть учить, совершать таинства и пасти Свое стадо. Так, при установлении таинства евхаристии Он заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание ( Лк. 22:19 ). В день Своего воскресения, явившись ученикам, сказал: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:21–23 ). Во время других явлений апостолам по воскресении Он зеповедовал им учить людей вере и благочестию, внушать им соблюдать все повеленное Им, крестить ( Мф. 28:19–20 ) и пасти Его стадо ( Ин. 21:17 ). Св. апостолы так и поступили: учили, крестили, правили Церковью, причем прямо указывали на свое полномочие от Господа Иисуса Христа. «Каждый должен разуметь нас, – говорить ап. Павел, – как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), так как поставлены мы на апостольство Самим Богом ( 1Кор. 12:28 ). Когда общество верующих во Христа увеличилось и апостолы была не в состоянии руководить жизнью той или другой основанной ими церкви, то стали передавать богодарованную власть выбранным ими лицам, поставляя их, при содействии Духа Св., пастырями. На это с особенной ясностью указывает ап. Павел в своей прощальной беседе с ефесскими пастырями, говоря: «внимайте се6е и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в слав. –епископами) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своей ( Деян. 20:28 ). Поставляя пастырей, апостолы уполномочивали некоторых из них рукополагать других и предоставляли вообще всю полноту пастырской власти. Так, ап. Павел поручил Титу, оставленному в Крите, довершить недоконченное в устроении критской церкви и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ), а Тимофею, поставленному во епископа в молодых летах и, вопреки ветхозаветному порядку, из Еллинов, – по особому пророчеству, – завещевал воинствовать согласно с бывшими о нем пророчествами ( 1Тим. 1:18 ), передавать слышанное от него учение «верным людям, которые были бы способны и других научить», напоминать им, «заклиная пред Господом, не вступать в словопрения, и самому стараться быть достойным своего знания ( 2Тим. 2:2,14–15 ), рукополагать других осторожно ( 1Тим. 5:22 ), проповадывать и учить (–4:11). В своих посланиях тот же апостол указывает в качестве лиц, которые могут быть поставляемы во епископа (1 Тим.З:1–7; Тит.1:7–9 ), пресвитера ( Тит.2:2 , сн. 1Тим. 5:1 ) и диакона ( 1Тим. 3:8–13 ). Так. обр. пастырская власть, врученная Иисусом Христом апостолам, была передана последними своим преемникам, теми своим и т. д. и дошла до наших дней, в чем можно наглядно убедиться из следующего преемственного списка православных иерархов Константинопольской и Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Желающий пусть берет воду жизни»: Размышление на День Богоявления Крещение Господне, День Богоявления, Праздник Светов… Множество смыслов и прочтений этого великого дня порой ускользают от нашего внимания. В своем богословском размышлении иеромонах Иосиф и диакон Августин предлагают читателям сайта по-новому осмыслить празднуемое Церковью торжество. Статья Праздник свидетельства   Иеромонах Иосиф: Крещение Господа нашего Иисуса Христа, Богоявление, свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе - все это происходит почти одновременно. В этот день мы празднуем явление Благодати, Богоявление или явление Святой Троицы, и праздновать такое возможно только осознанно. Каким образом Бог приоткрыл людям тайну своего Божества? Каким образом человек прикоснулся к познанию этой тайны? Как и нам сделаться участниками Богоявления или, как выражается апостол Павел, " сонаследниками вечной жизни " (Тит 3, 7)? Диакон Августин: День Богоявления объединяет в себе множество смыслов. Каждый из этих смыслов говорит о свидетельстве. В Крещении Иоанн свидетельствует о том, что виден Грядущий. Бог свидетельствует об Иисусе – Посланном и Возлюбленном. Явление Духа говорит о начале мессианского времени – времени свидетельства о славе. «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2 Пет. 1, 3).   С нами Бог О. Иосиф: Праздник Крещения, Богоявления - это праздник Нового Завета. Он может быть осмыслен и открыт только в свете Евангелия. В апостольском чтении на этот день Церковь предлагает нашему вниманию выдержки из послания апостола Павла к Титу " Ибо явилась благодать Божия спасительная всем человеком " (Тит 2,11),   " Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения... " (Тит 3, 4-5). К " бане возрождения " причастен каждый христианин. Вода в христианском крещении - это уже не вода Иорданская, омывающая кающихся иудеев, это уже образ смерти и Воскресения. Это образ нового Рождения. Таким образом празднуя Крещение Господне мы празднуем и свое крещение. Это наш праздник.

http://bogoslov.ru/article/1391773

2) Обязанности пастырей по отношению к духовной пастве. О пастырских обязанностях тот же Апостол Павел учит подробно в посланиях своих к Тимофею и Титу, из которых первый (Тимофей) был поставлен им Епископом Ефесской церкви, а второй (Тит) – Епископом Критским. Вот более выдающиеся места, в которых говорится об обязанностях пастырей к духовной пастве. Прежде всего, – пишет св. Апостол Тимофею, – прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ( 1Тим. 2:1 ), т.е. первая обязанность Пастырей церкви состоит в том, чтобы молиться за своих пасомых и за всех людей, совершать для них различные общественные и частные молитвословия и таинства или, что тоже, священнодействовать. Далее Апостол пишет: проповедуй и учи... будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4:11, 12 ). Еще: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:2 ). То же пишет он и к Титу: говори, увещевай, и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя ( Тит. 2:15 ). Таким образом вторая обязанность Пастырей церкви по отношению к пасомым состоит в том, чтобы наставлять и учить их истине и добру. Наконец, третья обязанность Пастырей церкви состоит в том, чтобы управлять пасомыми: есть много, говорит Апостол, непокорных, пустословов и обманщиков, каковым должно заграждать уста ( Тит. 1:10, 11 ). Вообще же об отношении пастырей к духовной пастве св. Апостол Петр говорит следующее: пастырей умоляю я : пасите ,  Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно,  но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Пет. 5:1–3 ). То есть, отношения пастырей с пасомыми должны быть исключительно нравственные, как именно духовного отца к своим духовным чадам, теплые, искренние, сердечные, а отнюдь не из-за каких-нибудь мирских выгод, тем менее горделивые и напыщенные. Слова Апостола Петра приводятся и в Катехизисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Поэтому и мы не станем пытливым умом углубляться в таинственный смысл спасительных слов Господа: «оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И вместо этого прислушаемся внимательно к тому, о чем говорит и к чему призывает нас сегодняшнее апостольское чтение. " Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков«,– говорит, обращаясь к своему ученику Титу, св. апостол Павел. Эта благодать, то есть великий дар милости и любви Божией, научает нас, »чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке« ( Тит. 2:11–12 ). Почему же мы должны жить именно таким образом – то есть не для себя, а для Бога и для других людей? Тот же Апостол дает на это ясные и простые ответы в другом своем послании. »Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя: а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем... Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо... ибо и Христос не Себе угождал« ( Рим.14:7–8, 15:2–3 ). Давая наставление Своим ученикам, Господь говорил: »Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу (то есть, жизнь) Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Цель этой великой жертвы заключалась в том, «чтобы, – как говорится далее в сегодняшнем апостольском чтении, – избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит. 2:14 ). Этим Он «спас нас... чтобы мы... соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:5–7 ). Таким именно особенным народом должны быть истинные последователи Христа, верные и преданные Ему чада Его Святой Церкви. Стать христианином можно только через таинство святого крещения, установленное Самим Господом и вводящее нас в неразрывное единение со Христом. Церковь учит нас, что, погрузившись в воды Иордана, Господь «освятил воды», то есть самое вещество или стихию воды соделал пригодным средством для совершения этого таинства. Но мы не должны, конечно, думать, что крещение есть или простой символический обряд, или такое священнодействие, которое спасает человека само по себе, без его усилий в борьбе с грехами на протяжении всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010