Сектанты говорят: 1) мы все священники ( 1Пет.2:5–9 ), и священноначалие православной Церкви не нужно нам. Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откров. ( Откр.1:6, 5:9–10 ) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим 6:12 ). Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия ( Евр.13:15–16 ; Фил.4:18 ; Пс.49:14, 50:18 ; ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании ( 1Пет.5:1–5 ). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» ( Исх.23:22 ), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии ( Исх.28 гл.) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис.18:7 ; ср. 16 гл.). 2) Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников ( Деян.8:4; 11:19–21 ). 68 Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам ( Деян.11:19–20 ). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди . Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:14–15 ). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» ( Деян.11:22 ). Из приведенных мест, как равно и из других ( Деян.15:2, 4, 28, 21:18 ; Гал.2:2 ), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мф.28:16–19 ; Мк.16:14–15 ; 1Тим.4:11, 3:16 ; 2Тим.4:2 ; Тит.1:9 ; ср. Рим 10:15 ; 1Кор.12:29 ; Иак.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Не будучи в состоянии обвинить Апостола в чем-либо явно-предосудительном, они усиливались придать какое-то необычайно важное значение в глазах Коринфян тому например, что Апостол несколько раз изменял свой план относительно посещения Коринфа (2 Кор. 1:16 [ 4 ]; 1 Кор. 16:3 [ 5 ], 6-7 [ 6 ]). Из этого они, по-видимому хотели сделать вывод, что настроение Апостола непостоянное, изменчивое, а потому и к самому учению его, как человека легкомысленного и несерьезного, нельзя питать доверия. Смирение Павла и его необычайную скромность и бескорыстие, проявленные во время пребывания в Коринфе, они пытались истолковать, как признаки его слабости, малодушия. " В посланиях он строг и силен " , говорили они, " а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна " (2 Кор. 10:10). Это не могло не обеспокоить Апостола, ибо набрасывало тень не только на него лично, но и на проповедуемое им учение, почему он считал необходимым разъяснить Коринфянам всю неосновательность распускаемых о нем слухов. Упомянул Тит и о том, что не все Коринфяне образумились, что некоторые, глубоко закосневшие в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, не думают исправляться (2 Кор. 12:20-21 [ 7 ]). Надлежало их с особой силой побудить к покаянию, дабы, как выражается святой Апостол во 2 послании " в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению " (13:10). Кроме того Апостолу хотелось расположить Коринфян к щедрым жертвам палестинским христианам, дабы не постыдиться за них перед Македонянами, ибо Апостол, по его словам, заранее похвалился их благотворительностью (2 Кор. 9:4 [ 8 ]). Все эти побуждения и послужили поводом к написанию второго послания к Коринфянам. Содержание и состав Послания Второе послание к Коринфянам содержит в себе всего 13 глав и по содержанию распадается на следующие отделы, или части: Экзегетический разбор Второе послание к Коринфянам содержит в себе всего 13 глав и по содержанию распадается на следующие отделы, или части: Часть I Все послание проникнуто чувством скорби, навеянном на душу Апостола тяжелыми условиями апостольского служения, но эта скорбь не угнетает Апостола: она без остатка растворяется в той силе веры и в том сознании правоты своего дела и святости исполняемого долга, какое было постоянной отличительной чертою святого Апостола Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XX. О возрождении Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Еф.2:3–5 ). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас ( 1Пет.1:3 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Возрождение человека состоит: в призвании из тьмы в свет Еф.5:8 ; в духовном воскресении от смерти греховной: Кол.2:13:3:1 ; в обновлении внутреннего человека: 2Кор.4:16 . Возрождение производит: познание Бога: Иер.24:8 ; Евр.8:11 ; послушание заповедям: Евр.8:10 ; Иез.36:27 . Совершается оно водою и Духом и притом таинственным образом: Ин.3:5 ; предваряется научением человека истинам веры: Мф.28:19 ; Ин.3:9 ; обнаруживается чрез веру во Христа: Ин.1:12:5:1 . Православные христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь , чрез это имеют надёжные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о возрождении человека Ин.15:3 . «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». Объясн. Слышание слов Христа очищает Душу человека, но ещё не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судью: Ин.12:48 ; чрез одно слышание можно уподобиться дому, подметённому и украшенному, но пустому: Мф.12:44 ; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4–5 ; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56 ; Мф.18:17 . Иак.1:18 . «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Христианин находит сильнейшие поощрения к терпению в истинах и учении своей веры. а) Первые исповедники христианства подвергались всевозможным гонениям, угнетениям, преследованиям, — и все это должны были переносить с терпением. Посему апостолы так часто увещевают к терпению. “ Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ” (Евр. 10:36). “ Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны ” (Рим. 12:12). “ Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний ” (Иак. 5:7). “ Терпением вашим спасайте души ваши ” (Лук. 21:19). “ Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью ” (Ефес. 4:1–2. 1 Тим. 6:12; 2 Петр. 1:6; Сир. 2:1–5 ). б) Полагая терпение вообще в обязанность каждому , христианская вера требует от своих исповедников в особенности такого расположения и таких поступков, которые без добродетели терпения не могли бы проявляться. Христиане должны во всех обстоятельствах представлять себя, как Божьи слуги, т. е. как поклонники истинного Бога, которые чувствуют и признают свою зависимость от Него, постоянно уповают на Него, ожидают от Его всемогущества, премудрости и доброты своей защиты, помощи и спасения, и убеждены, что “ все содействует ко благу .” (Рим. 8:28). Христианин должен прощать, если его оскорбляют (Мф.5:39; Рим. 12:17, 19, 21 ). Христианин терпит убыток имущества, и не предается ропоту (Мф.5:40; Иов. 1:13–15 ). Он видит и испытывает слабости и прегрешения людей, и не должен враждовать, но быть снисходительным, милосердым, смиренномудренным ко всем (Тит. 3:2 ). Как мог бы христианин оказывать такое расположение духа без терпения? Как многое, следовательно, находит он в своей вере, что поощряет и обязывает его к терпению! 2. В примере Иисуса Христа и апостолов. Люди бедные, больные, несчастные и страждущие всякого рода нуждаются в ободряющих примерах, чтобы не предаваться отчаянию, но быть терпеливыми и уповать на помощь Божью.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2Кор.2:14 . «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». Объяснение. Познание об Иисусе Христе, распространяемое проповедью о Нём, сравнивается с благовонием мира. Образ взят апостолом из Ветх. Завета, где священным миром помазывались священные сосуды скинии священниками и сам первосвященник: Исх.30:26–30 . В Новом Завете Иисус Христос, помазанный Духом Святым паче причастников Своих: Лк.4:18 , распространяет вокруг Себя благовоние во всей Церкви Своей чрез Своих посланников: Мф.10:5 ; Лк.10:1 ; Деян.14:23 . 2Кор.5:20 . «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Объяснение. Апостолы и их преемники, а не миряне, суть посланники Христа: Мк.6:7 ; Тит.1:5 ; посредники между Ним и людьми: Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; они довершают дело примирения и вместо Христа являются проповедниками о примирении с Богом: Еф.4:11–13 . Кол.1:28–29 . «Которого (Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы предоставить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силой Его, действующей во мне могущественно». Объяснение. Святыми, или совершенными, называются у апостола не отдельные лица, а целые общества – Церковь Христова, идеал которой есть освящение людей: Еф.5:25–27 . Этим-то освящённым членам истинной Христовой Церкви и открылась тайна воплощения Христова: Мф.13:11 ; при этом, для раскрытия тайны поставлены трудиться и подвизаться силой Божией апостол Павел и другие апостолы и их преемники, Богом на то посланные провозвестники Евангелия: Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:28–29 . О девственности епископов 1Тим.3:2:4–5 . «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сектанты говорят: Мф.23:8 : православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию . Православный ответ: Мф.28:19 . «...идите, научите все народы». Еф.4:11 . «Он... поставил... иных учителями». 1Кор.12:28 . «Иных Бог поставил в Церкви... учителями». Евр.13:7, 17 . «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»... Гал.4:19 . «Дети мои!» 1Ин.2:1 . «Дети мои!» 1Кор.4:15 . «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием». Деян.7:2 . «Мужи братия и отцы!» Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом – Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4 ). Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян.6 , а не по назначению, как у православных. Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян.6 , и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов ( Мф.3:13 ) и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших ( Деян.14:22–23 ; Тит.1:5 ). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет. Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, 18). Православный ответ: 1Тим.4:14 . Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. Еще: 2Тим.1:6 . «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян.20:28 : «Дух Святой поставил вас». Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже исполнены Духа Святого« ( Деян.6:4 ), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Ср. Откр.14:14 . д) О ношении священнослужителями длинной одежды Мк. 12:38 . И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях. Мф. 23:5 . Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои, и увеличивают воскрылия одежд своих. Хотя сектанты и относят это обли чение И. Христа к православному духовенству, которые также носят длинные одежды, по есть различие между нашим духовенством и современными Христу книжниками: духовенство носит такие одежды по закону и обязанности: Исх. 28:4 . 4Цар. 2:8–13 , а книжники по собственному желанию, проистекающему из тщеславия. Вообще Господь в этом месте осуждает тщеславие, а не тот или другой покрой платья. Кроме ветхого завета, есть указание и в новом завете на употребление еще во времена апостольские длинной одежды: 2Тим. 4:13 , и даже в Церкви небесной: Откр. 1:13 . Хранилищами назывались кожаные мешечки, в которые вкладывались листки из папируса или пергамента, со словами закона Моисеева ( Исх. 13:4 . Втор. 6:8.11:18 ). Воскрилиями у иудеев назывались кисточки (четыре), которые пришивались к краям верхней одежды ( Чис. 15:38–40 . Втор. 22:12 ). Следовательно, приведенное сектантами место св. Писания нисколько не осуждает православ. пастырей за покрой одежды. е) О девственности епископов 1Тим. 3:2 . Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен. 4 . Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью. 5 . Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией. Тит.1:6 . Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Примеч . Этими словами сектанты укоряют православных епископов за то, что они якобы вопреки слову Божию управлять паствою, будучи не женатыми. В означенных местах из послания к Тимофею и Титу ап. Павел дает наставление, какими качествами должен отличаться тот, кто пожелал бы вступить в иерархическое служение, и что священными лицами могли быть только единобрачные, однажды вступив шие в брак, а что здесь нет повеления быть епископу непременно женатым – это можно заключить из слов того же апостола: 1Кор. 7:7–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснение. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание, не от старцев, но от отцов: Ин.7:22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Мк.7:3–8 . Смешивать это предание с Священным Преданием нельзя, ибо оно есть Слово Божие: Гал.1:11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит: 1Кор.11:2–3 ; и просит держаться его: 2Фес.2:15 ; 2Тим.1:13 ; и передавать другим: 2Тим.2:2 . По Преданию апостол Лука писал Евангелие: Лк.1:1–4 . Есть новозаветные наставления святого Евангелиста Иоанна Богослова: 2Ин.1:1 ; но все они совершенно не сходны с фарисейским преданием: Мф.15:5–6 ; Мк.7:3–4 . Кол.2:8 . «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Объяснение. Апостол убеждает не всякое предание принимать к руководству и особенно не увлекаться мудростью века сего: ст.4; 1Кор.2:5–6 ; Деян.17:18 . Священное Предание не есть измышленная философия по стихиям мира, по нему первоначально научились люди познанию о Христе: Лк.1:2 ; по нему была устроена Церковь : Деян.16:4 ; в этом Предании апостол заповедал нам стоять и его держаться: 2Фес.2:15 . 1Тим.4 : 7 . «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Объяснение. Негодные басни содержатся не в Священном Предании, сохраняемом Православной Церковью, а в еретических общинах, извращающих Священное Писание к собственной своей погибели: 2Пет.3:15–17 ; от таких-то именно превратных толкователей предостерегает апостол: 2Фес.2:2 . Тит.1:13–14 . «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины». Объяснение. В этих словах апостола Павла к Титу ничего не говорится против Предания. Иудейские басни, о которых говорит здесь апостол, – это иудейские толкования закона, которые и у Спасителя названы преступными преданиями: Мф.15:3 ; Мк.7:3–4 . О Священном Предании апостол учил: 2Фес.2:15:3:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Братья и сестры, облечемся как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу ( Кол. 3:12–13 ). Подражая Господу и Его угоднику святому пророку Моисею, постараемся быть всегда готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость не только по отношению к начальству и властям, но и вообще ко всем человекам ( Тит. 3:1–2 ). Аминь. 2003 г. О гражданстве (Нед. 12 по Пятидесятнице. Суббота. Мф. зач. 90) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Наше жительство – на небесах» ( Филип. 3:20 )! – сказал апостол Павел. Но, как пояснили святые Отцы, такое жительство для нас, пока мы странствуем на земле, возможно лишь «по уму и по внутреннему человеку», 21 а по телу мы являемся гражданами того государства, в котором временно поселил нас Промысл Божий. И мы не можем забывать о том, что «если мы в Царство Божие призваны, то должны быть и гражданами этого царства, звания этого достойными». 22 Ведь вполне «можно быть слушателем Божественной мудрости и вместе своему гражданскому положению соответствовать». 23 В чем выражается это соответствие? Прежде всего, в повиновении существующим властям и постановляемым от них законам. Так апостол Петр наставляет нас, говоря: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Петр. 2:13–14 ). Начальство установлено Богом для того, чтобы ограждать общество от зла, давая простор благу. В этом смысле всякий начальник есть Божий слуга ( Рим. 13:4 ). И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим. 13:5–7 ). Обратим наше внимание, братья и сестры, на то, что у христиан есть своего рода долги, которые им следует отдавать сообразно с родом начальствующих. Когда у Христа Спасителя спросили: «Позволительно ли давать (σουναι) подать кесарю, или нет» ( Мф. 22:17 )? Он тут же исправил вопрошавших, сказав, что кесарево кесарю надо не давать, а отдавать (αποσουναι), ибо подать не добровольный дар, но законная обязанность, которую, как и всякую другую, каждый христианин должен исправно выполнять, заграждая уста невежеству безумных людей ( 1Петр. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Иез.37:3–6 . «И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии, и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что я Господь». Объяснение. Здесь рисуется картина двоякого возрождения – начала воскресения внешнего, политического восстановления Израиля, его возвращения из плена. Чтобы возвращение Израиля на родину могло действительно называться воскресением, оно должно окончиться возникновением Царства Божия, а это возможно лишь при получении нового дара свыше, дара жизни от Самого Бога. Сошествие Святого Духа в Пятидесятницу является вторым, указанным в видении, актом воскресения, который, возродивши нацию духовно, открыл эпоху всемирного спасения: ст.13–14; Деян.2:36–39 . Переходя от возрождения целого народа к отдельным лицам, мы видим, что Бог возрождает человека по Своей любви к Нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по Своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом: Еф.2:3–5 . Христос весь мир искупил Своей Кровью: 1Ин.2:2 . Он спас всех нас: Тит.3:5 . Но, спасённые, мы, каждый в отдельности, должны облечься в спасающую нас благодать Христову: Гал.3:27 . И кто не уверует во Христа, тот и после Его страданий за мир не спасётся: Мк.16:16 . Человек в устроении своего спасения должен всеми силами трудиться сам: Флп.2:12 , и быть твёрдым и непоколебимым в вере: Кол.1:23 . Если святой апостол при жизни говорил, что он «за собой ничего не знал», но «тем не оправдывался»: 1Кор.4:4 , и не почитал себя достойным: Флп.3:13–14 , то нам, грешным, и подавно нельзя впредь хвалиться тем, что мы уже спасены, но, как спасённые Кровью Христовой от Адамовой скверны: Рим.5:12 , мы непрестанно должны молиться о том, чтобы избежать греховных напастей и оказаться чистыми на страшном суде: Лк.22:36 ; Мф.25:31–40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010