ТИБЕРИЙ, ТИБЕРИЙ (Tiberius) (42 до P. X. – 37 по P. X.) – римский император (14–37) из династии Юлиев-Клавдиев. Пасынок Августа. Опираясь на преторианцев, проводил автократическую политику. Добился улучшения финансового положения империи. «В 15-й же год правления Тиверия кесаря» ( Лк. 3:1 ) «Христос был приговорен Понтием Пилатом к распятию» (Тацит. Анналы). В последние годы правление его приняло тиранический характер. ТИЛЛИХ ПАУЛЬ (1886–1965) – выдающийся немецкий протестантский богослов и философ. Основная черта его богословия – стремление раскрыть смысл откровения через раскрытие смысла человеческой реальности, культуры. Автор «Систематического богословия» (1951–1963). В отличие от ортодоксии и неоортодоксии К. Барта и др., стремился к созданию универсальной «теологии культуры», к примирению разума и откровения. В 1920-х гг. лидер движения христианского социализма в Германии, после 1933 г. эмигрировал в США, где преподавал в Гарварде. ТИТ (Titus) (39–81) – римский император с 79 г., из династии Флавиев. Сын Веспасиана. В Иудейскую войну, командующий римскими легионами, направленными в Палестину для подавления восстания Бар-Кохбы, взял Иерусалим и разрушил Иерусалимский Храм (70). ТИХОН , св. (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865–1925) – Патриарх Московский и всея Руси, избранный на Всероссийском Поместном соборе в 1917 г. В годы Гражданской войны призывал к прекращению кровопролития. Выступил против декретов об отделении Церкви от государства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 г. по обвинению в антисоветской деятельности был арестован. В 1923 г. призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к советской власти; был выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Причислен к лику святых в 1988 г. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ , св. (в миру Тимофей Савельевич Кириллов; 1724–1783) – с 1763 по 1767 г.– епископ Воронежский; учредил в Воронеже семинарию; с 1767 г. жил в Задонском монастыре, написал множество сочинений нравственно-поучительного характера. Основные сочинения: «Об истинном христианстве» (1770–1771), «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1777–1779). Память в Русской православной церкви 13 (26) августа, 19 июля (1 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Благодатные плоды св. Крещения святитель Тихон изъясняет в статье: Баня. Видим, говорит, что люди, вшедши в баню, омываются от скверн и нечистот телесных и исходят из бани чисты и одеты в белую рубашку. Так христиане, вшедши в баню св. крещения, омываются от скверн греховных, очищаются, освящаются, и одеваются пресветлою и предрагою правды Христовой одеждою, яко порфирою царскою, и делаются сынами небесного Царя: омыстеся, говорит Апостол, освятистеся, оправдистеся, именем Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор. 6:11 ). Посему св. крещение от Апостола называется банею пакибытия. Потому что в крещении вновь рождаемся и делаемся новая тварь. Благословен Бог, благоволивый тако!.. Вопр. Каких благ сподобляемся во св. крещении? Отв. Всех, кои Христос страданием и смертию Своею заслужил нам: 1) получаем отпущение грехов всех, какие бы крестящийся ни имел: воскроплю на вы воду чисту и очиститеся от всех нечистот ваших ( Иез. 36:25 ). Посему св. ап. Петр увещавает: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов ( Деян. 2:38 ). И св. апостол Павел крестившихся приветствует: омыстеся, освятистеся, оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). 2) Освобождаемся от смерти и диавольской власти, и вступаем в царство Христа Сына Божия, становимся овцами св. стада и членами Церкви Святой; 3) делаемся наследниками вечного живота и блаженства, по неложному обещанию самого Спасителя ( Мк. 16:16 ; Тит. 3:5–7 ). Вопр. В крещении получают оставление грехов возрастные, имеющие грехи. А в младенцах – какие же грехи? Отв. Св. пророк Божий Давид на сие ответствует: в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя ( Пс. 50:7 ). Видишь, что как он, так и мы во грехах зачинаемся и рождаемся. Посему и младенцы требуют омовения от скверн греховных (т. е. первородного греха), дабы очистившись, вошли в вечный живот (кн. V ΙΙ). 8 Прим. Святой Димитрий Ростовский за искупление от клятвы законныя так взывает ко Искупителю: благодарю Тебе, Господа моего, благодателя прещедраго, яко мене ради биен, безчестен, оплеван, заушен, связан, терновым

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

К сему нас слово Божие и совесть наша руководствует. К сему мы отрождены, обновлены и оправданы в святом крещении. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, паказующи нас, да, отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце ( Тит. 2:11, 12 )... Хотя вера святая есть дар духовный, никаким чувствам не подлежащий, однако же оказывает себя вне – плодами своими (добродетелию), как – древо доброе, или как искра, в пепле находящаяся, теплотою своею, или как – добрая и благовонная масть, находящаяся в сосуде, благовонием своим. Ибо где – вера святая истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает; где – благодать Духа Святого, там – плод духовный: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5:22, 23 ). Святой Давид, когда вопросил Господа: Господи! кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится в гору святую Твою? Ответ от Духа Святого в сердце своем получил сей: ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем и пр. ( Пс. 14:1, 2  и след.)... Жилище Божие есть Церковь святая, кровию Христовою основанная и освященная ( 1Тим. 3:15 ). Гора святая есть небо, горний Сион – вечное и блаженное избранных Божиих жилище. Совершенно без порока не сыскался никто из человеков: вси согрешиша и лишени суть славы Божия ( Рим. 3:23 ). Един Христос греха не сотвори, и ниже обретеся лесть во устех Его. ( Пс. 53:9 ). Кто истинно и сердечно верует во Христа, и, верою во Христа оправдившись, творит плоды оправдания без всякого лицемерия; тот ходит непорочен и обитает в жилище Божии, т. е. в Церкви святой; и, когда даже до смерти верен пребудет ( Апок. 2:10 ), вселится во святую гору Божию. Таковой показует веру свою от дел своих ( Иак. 2:18 ). Таковой бдит и блюдет ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его ( Апок. 16:15 ), т. е. лишение всякой истинной добродетели... Сокровенность есть важная черта истинной добродетели. Примером ее да послужит нам хотя сам задонский угодник и чудотворец Божий Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В разгар революции Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. 4(17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября (4 декабря) состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь. Событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Господь Иисус Христос изначально устанавливает иерархический принцип церковной жизни. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), — говорит Он апостолам. Первоначально во главе отдельных местных Церквей стояли иерархические лица, которые правили или соборно («пророки и учители» Антиохийской Церкви — Деян. 13, 1; пресвитеры или блюстители Эфесской Церкви — Деян. 20, 17, 28), или единолично, как епископы, о которых говорят Пастырские послания (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9). Эти иерархи были «Ангелами» (Откр. 2, 1 и др.) отдельных, местных Церквей. Над ними возвышались Апостолы, которые как Первоиерархи имели «попечение о всех Церквах» (2 Кор. 11, 28). Когда с окончанием века Апостольского прекратилось первоиераршеское служение Апостолов, на какое-то время Вселенская Церковь стала «конфедерацией равноправных величин» (В. В. Болотов) — многочисленных местных Церквей во главе с Епископами, выражаясь современным языком — епархий. Конкретные исторические свидетельства показывают, что те «конфедеративность» и равноправие, о которых говорит Болотов, были чисто формальными, были отсутствием формально установленной власти одних кафедр над другими. Фактического равенства не было, наверное, никогда, поскольку слишком различались своим удельным весом города, в которых утверждались епископские кафедры. Например, послания сщмч. Игнатия Богоносца свидетельствуют об огромном, вселенском духовно-моральном авторитете Антиохийской Церкви, которую он возглавлял.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Таисия Сновидова , 1649–62. Елена Карамышева , 1662–65. Анна , 1665–69. Анисия Новосильцева , 1669–72. Маремиана Борисова , 1672–75. Феодосия , 1675–80. Неонила Всеволожская , 1680–1700. Феоктиста , 1700–10. Екатерина , 1710–37. Анфия Бужанинова , 1737–55. Любовь , 1755–70. Серафима , 1770–82. Назарета Бухвостова , 1782–1807. Мария , 1807–29. Евгения , 1829–32. Измарагда , 1832–40. Елисавета , 1840–48. Евгения , 1848–62. 21 Горицкий Успенский, в Переяславле-Залесском, основан в XIV веке. В 1744 г. сделан Кафедральным Переяславских архиереев, а в 1788 г. обращён в градский собор. [III, 743; VI, 486.] Архимандриты Филимон , 1346, 53 (Собрание грамот, I, 37, 38). После епископ Коломенский. Пимен 1380 хирот. в митрополита Всероссийского. Досифей и Сергий – оба между 1448–54. Антоний , Исаия , Даниил (св. Переяславский) – В таком порядке в начале XVI в. Иона , 1521. Ферапонт , 1543. Димитрий , 1564. Иосиф , 15 янв. 1580. Тит , 1584. Феодосий , 1598. Алимпий , 1608 и 9. Пимен , 1624–1634. Иов определён 18 февр. 1635–44. Герасим , 1645–51. Гермоген , 1651–54. Иов , в нар. 1656. Феодосий , 1658–61. Павел , 1662 и 63. Сергий (упом. в авг.) 1663–68, перев. в Колязин. Антоний , 1668–73, в июле, нояб. 1677, в дек. 1678, 1679, 80, июнь. Гурий , в авг. (sic, sic) 1675, 1681–86. Иоасаф , 1686–89. Феодосий , 1692–95. Иоасаф , 1697–99. Игнатий , 1702–8. Иринарх , 1709–14. Пахомий , 1714–19, †. Лев Юрлов , 1720, из иеромонахов Александро-Невских, а 1 мар. 1727 хирот. в епископа Воронежского. Иларион прибыл 10 окт. 1727 из С.-Петербурга, из наместников Александро-Невских, а в 1733 перев. в Новоспасский. Авраамий , 1734–44, сент. 18. 22 Златовратский (Золотоворотский) Спасский, в Владимире, у золотых ворот, упразднён в 1764 г. Древность его не известна. [IV, 186.] Игумены Савва , 1506. Роман , 1512. Пафнутий , 1534–39. Феодосий , 1551–57. Прохор , 1566. Сергий , 1584. Тихон , в янв. 1588. Евстафий , около 1600. Варлаам , 1606 и 7. Авраамий , 1613–23. Варсонофий , 1625 и 26. Иосиф , 1647.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 на обороне in margine. Тут были церкви, трапеза, кельи и ограда. На построение монастыря делались вклады, как сказано в том же памятнике (стр. 19): А дачи князя Терентия Васильевича Мышецкаго к преп. отцам Сергию и Герману Валаамским чудотворцам пять рублев московским числом, премых без приписи на строение на колокольню. Из жития св. Александра Свирского видно, что кельи построены были довольно удобно, что каждая имела предсение и что, сверх всего, для приходящих в монастырь существовала вне монастырской ограды гостиница. Но шведы не давали покоя Валаамской обители и после нового ее устроения. Монастырь состоял под владычеством царей русских, и в ограждение своих прав получал от них жалованные грамоты, которые будут приведены ниже. Но в XVI ст. беспокойные шведы опять завели войны с Россией, и при сем удобном случае не забыли о св. Валаамской обители. Так в 1578 г. 20 февраля, в фанатической ревности о распространении лютеранства, преследуя православных карел, они напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников мученически истреблены были мечем их за твердость в православной вере. Святые имена их доселе молитвенно произносятся в монастырском помяннике. Вот эти имена: священноинок Тит, инок Тихон, бывший схимником инок Геласий, инок Варлаам, инок Сергий, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, и слуги-послушники: Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Иоанн, Феодор и Иоанн. Столько пролито невинной крови мирных братий за твердость в вере православной! В настоящее время, в день мученичества их, 20 февраля, ежегодно совершается божественная о вечном покое их литургия, с которой, сверх того, поется и соборная панихида. В 1581 г. Господь Бог послал на иноков новое испытание, приготовляя их к перенесению грядущих от врагов более тяжких бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для доказательства своего правоверия они стараются совершать богослужение по уставному чину и стремятся войти в сношение с пастырями и членами истинной Православной Церкви. Будьте осторожны! Не давайте себя в обман их лукавству и лицемерию. Смотрите на их дела, на позорные их деяния, на захват храмов Божиих, по изгнании из них достойных пастырей и проч. 4) Захватив в свои руки церковную власть, они устанавливают пресвитерское церковное управление, ибо епископ является у них только председателем коллегии по управлению епархией при многих других членах из пресвитеров, диаконов и мирян и пользуется одним голосом, наравне с прочими членами, каковой голос теряет свою силу в большинстве голосов пресвитеров и других членов. Такой строй церковного управления есть протестантский, а не православно-канонический, ведущий своё начало от Христа и апостолов. Христос власть в Церкви передал апостолам, апостолы передали преемникам- епископам, которым дали свои права управления Церковью, рукоположения, священнослужителей и проч. ( Тит.1:5 ; 1Тим.5:17–23 ). Апостольское правило 39 повелевает: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». Так управлялась Православная Церковь епископами, как преемниками апостолов, в течение двух тысяч лет, и никто не имеет права отнять у них той власти, которую они получили от Христа и апостолов. 5) Они составляют из своих единомышленников епархиальные съезды и Поместные Соборы, на которых выносят постановления, противные духу Христианской православной веры и канонам церковным. Таков именно был их Собор 1923 г. Что постановил важного для блага Церкви Божией этот Собор? Ничего. Напротив, он своими постановлениями разнуздал плотские вожделения священнослужителей и дал полную свободу их похотям, узаконив брачный епископат и разрешив священникам и диаконам вступать во второй брак. Собор этот забыл слова Спасителя о целомудрии для Царства Небесного ( Мф.19:12 ). Он не захотел припомнить и слов апостола Павла, что неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Он не придал значения словам того же апостола, что он желал бы, чтобы все были целомудренны, как и он. Но кому же прежде всех заботиться об угождении Господу? Кому, главным образом, думать о Царствии Небесном, подражать примеру апостолов, как не тем, кто призван быть образом воздержания и покорности велениям Слова Божия и Святой Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В деле расточения Церкви вместе с предательством митр. Сергий произвёл и тяжкую хулу на Духа Святого, которая по неложному слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни. «Кто не собирает со Мною, – говорит Господь, – тот расточает». «Или признайте дерево хорошим ( Церковь ) и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым» ( Мф.12:33 ). «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» ( Мф.12:30–31 ). «Исполняя меру греха своего», митрополит Сергий совместно со своим Синодом, указом от 8(21) октября 1927 г. вводит и новую формулу поминовения. Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии вопреки слову Божию «верных с неверными» ( 2Кор.6:14–18 ), Святую Церковь и борющих на смерть врагов ея, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным, по безблагодатности священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий, и участвующий в нем подлежат сугубому осуждению. Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником, как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишённую духу жизни, митр. Сергий в то же время через своё сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Бога Истины. И он без внешнего формального суда Церкви (которого невозможно над ним произвести) «есть самоосуждён» ( Тит.3:10–11 ); он перестал быть тем, чем он был – «служителем истины» по слову: «Да будет двор его пуст ... и епископство его да приимет ин» ( Деян.1:20 ). Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцев и православных мужей Церкви в течении многих лет не принесли пользы, не привели митр. Сергия к сознанию содеянного им греха и не возбудили в его сердце раскаяния. А потому мы по благодати, данной нам от Господа нашего Иисуса Христа, “силою Господа нашего Иисуса Христа” ( 1Кор.5:4 ) объявляем бывшего митрополита Сергия лишённым молитвенного общения с нами и всеми верными Христу и Его Святой Православной Церкви и предаём его Божиему суду: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Рим.12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Лидия – культурная [греч.] Любовь – русск. перевод греч. слова “агапи”. Людмила – милая людям [слав.] Максим – величайший [лат.] Мария – любимая, желанная [евр.] Марина – морская [лат.] Марк – родившийся в Марте (?) [лат.] Милица – … [слав.] Митрофан – явленный матерью [греч.] Михаил – Кто как Бог [евр.] Надежда – русск. перев. греч. слова “елпис” – надежда. Наталия – рождественская [лат.] Никита – победитель [греч.] Николай – побеждающий народ [греч.] Никон – побеждающий [греч.] Нина – морская богиня [вавилон.] Нонна – Богу посвященная, чистая, святая [егип.] Олег – как и Ольга от – священный [сканд.] Олимпиада – олимпийская [греч.] Ольга – (Хельга) священная [сканд.] Павел – малый [лат.] Павла – малая [лат.] Пантелеймон – всемилостивый [греч.] Параскева – приготовление, пятница [греч.] Пелагея – морская [греч.] Петр – камень [лат.] Прокопий – опережающий, успевающий [греч.] Пинна – от Дестина – госпожа [греч., болг.] (первоначально мужское имя) Раиса – легкая, готовая [греч.] Римма – от Роман [лат., болг.] (первоначально мужское имя) Роман – римский [лат.] Светлана – святлая от Фотиния [греч.] Серафим – пламенный [евр.] Сергий – от латинск. (римск. родовое имя) Симеон (Семен) – услышание [евр.] София – премудрость [греч.] Стефан (Степан) – венок [греч.] Стефанида венчанная [греч.] Сусанна – водяная лилия [евр.] Таисия – принадлежащая Исиде (египетской богине) [коптск., греч.] Тамара – пальмовая ветвь [евр.] Татьяна – от (имя легендарного Сабинского царя) Тит – почтенный [греч.] Тихон – Бог счастья [греч.] Федор (›еодор) – дар Божий [греч.] Филарет – любящий добро [греч.] Филипп – любитель коней [греч.] Фома – близнец [арамейск.] Хрисанф – златоцветный [греч.] Христина – Христова [греч.] Христофор – христоносец [греч.] О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске. Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска. Монашеский подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Эти свойства пастырские из следующей статьи лучше познаются. Примечай здесь, читатель, что во времена апостольские епископы пресвитерами и пресвитеры епископами назывались. Епископ – имя греческое и значит то, что по нашему наречию надзиратель, и пресвитер также имя греческое, и значит то, что старший или старец. Из этого видишь, что и звание их общее. Надзирателем быть – это над другими быть надзирателем, и старшим также над другими старшим. Видим это общее их именование в Писаниях апостольских. Павел святой, в Послании к Филиппийцам, говорит: «находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» ( Флп.1:1 ). Видишь, что здесь епископами пресвитеров называет, потому что Филиппы – это один город, в котором один обыкновенно поставлялся епископ, а не многие, а он пишет ко многим, а не к одному, таким образом, многих в одном граде пресвитеров епископами называет. Еще читаем в Деяниях апостольских, что тот же апостол, от Милита послав во Ефес, «призвал пресвитеров церкви», которым между прочим говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян.20:17, 28 ). Вот и здесь пресвитеры нарицаются епископами. Еще, когда Титу святому повелел, чтобы по градам устроил пресвитеров, тотчас, каковыми подобает быть тем пресвитерам, приложил: «епископ должен быть непорочен» ( Тит. 1:7 ). И здесь пресвитера называет епископом. Об этом и святой Златоуст повествует, что тогда пресвитеры епископами назывались. «Что это! В одном ли граде многие епископы были? Нет, но пресвитеры так нарицались». И ниже: «И пресвитерами издревле нарицались епископы, и служителями Христовыми и епископами пресвитеры» (Беседа 1-я на Послание к Филиппийцам на слова апостольские: «находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». Видим, что во дни апостольские епископ и пресвитер общее имели имя, и на то, кроме прочих причин, особенно поставлялись, чтобы пасти Церковь Христову. Но в последующие времена и ныне епископы только епископами и пресвитеры только пресвитерами называются, и что они есть, и какое обоих звание, всем христианам известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010