Христианин! Рассуждай об этих Божиих словах, и осмотрись – да не будешь вместо того, чтобы любить Бога, среди врагов Божиих. Непременно в их числе находится человек, который бесстрашно заповеди Божии нарушает, и сердцем с миром соединяется, хотя и имя Божие исповедует. Написано о таковых: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу ( Тит. 1:16 ). О, сколько врагов Божиих и среди тех, которые мнят, будто Его почитают, которые в храмы входят и молятся Ему, и животворящих Тайн Христовых причащаются, и прочее. Враги Господни солгали Ему ( Пс. 80:16 ). Написано это об иудеях беззаконнующих, но это слово приличествует и христианам, которые были святым Крещением омыты, освящены, оправданы и обещали Господу Богу верой и правдой служить, но уклоняются вслед похотей своих. Таковы блудники и прелюбодеи, осквернители, хищники, воры, насильники, кощунники, лжецы, клятвопреступники и прочие беззаконники, и все, живущие в пышности и гордости мира сего. Не войди, душа моя, в совет их. Не Богу ли будет повиноваться душа моя, от Него спасение мое. Ибо Он – Бог мой, и Спаситель мой, Заступник мой ( Пс. 61:2 ). О, Боже, вечная Любовь и Благость! Сподоби меня любить Тебя, Тебя, Который меня создал, Который меня, падшего, искупил, заблудшего обратил, словом Своим святым просветил; Тебя, питающего меня, одевающего меня, Заступника моего, сохраняющего меня от наветов вражиих, и прочие бесчисленные блага изливающего на меня; сподоби меня любить Тебя, Высочайшее Добро и Блаженство мое, а от любви славить Тебя, благодарить Тебя, угождать Тебе, творить святую волю Твою, Духом и истиною поклоняться Тебе, петь и хвалить Тебя, Того, Которого поют и хвалят непрестанно Ангелы на небесах. Да и я сердечно с пророком пою Тебе радостным духом: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой; и уповаю на Него; Защитник мой, и рог спасения моего, и Заступник мой ( Пс. 17:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Воздыхания сии бл. Тихон заключает так: читай Псалтирь, и рассуждай на всяк день, поутру, ввечеру и днем. Читай славословие со вниманием: слава в вышних Богу и проч. Примеч. В дополнение к сему прочитай, л. б., в кн. 7-й гл. 5-ю с §335 молитвы, или воздыхания кающегося 1-ю и 2-ю; чувствующего гнев Божий 3-ю; в различном искушении 4-ю; когда помыслы смущают душу 5-ю; во всякой скорби и тесноте 8-ю; о хранении языка 11-ю; молитву и исповедание общее верных 15-ю. Все они из псалмов. Там же читай воздыхания и молитвы, взятые из св. Евангелия – §336. Возрождение есть действие благодати Божией; но для того, чтобы человек удостоился быть вместилищем благодати, он должен очистить себя от всякия скверны плоти и духа. Невозможно нам сделаться способными к принятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, какие овладели нашими душами. Я видал, что врачи не прежде дают целебные лекарства, как уже посредством рвоты очистив то болезнетворное вещество, которое невоздержные скопили в себе худым поведением. И в сосуд, который был занят какою-нибудь зловонною жидкостию, не вымыв его, не вливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое (Твор. Вас. Вел. в рус. пер. ч. 1, стр. 391 и 392). Вопр. Как бл. Тихон рассуждает о возрождении? Отв. Крещением святым человек рождается вновь, или возрождается не но естеству (ибо по естеству тот же пребывает человек, то же тело, та же душа, чувства, дыхание и прочие естественные силы и действия), но по внутреннему сердца, разума, мысли, воли, хотения – обновлению и просвещению. Посему крещение св. называется банею пакибытия ( Тит. 3:5 ), а крестившийся – новою тварию ( 2Кор. 5:17 ). И так человек, веру Христианскую и крещение восприявший, двоякое имеет рождение: первое – плотское, в котором зачинается в беззакониях и рождается во гресех, и по сему рождению каждый рождается чадом гнева ( Пс. 50:7 ; Еф. 2:3 ); и сие рождение происходит от ветхого Адама, по которому рождению называемся все, отцы наши и мы, сынами Адамовыми. Второе рождение, или возрождение, есть крещение, которое водою и Духом совершается, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное, благодатное, и происходит от Христа. И как ветхий Адам есть отец наш по плоти; так Христос есть отец наш по сему духовному рождению, Отец вечный, – Отец будущаго века ( Ис. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Крещение наше есть духовное наше восстание и воскресение... Крещение наше умертвило нас греху и оживило Богу, и обновило, отродило и новою тварию нас соделало ( 2Кор. 5:17 )... Крещение святое есть новое, духовное, святое и второе рождение, или пакирождение; ибо в нем вновь рождаемся, обновляемся, обновлением Святого Духа ( Тит. 3:5 ), второе рождаемся, или перерождаемся к новому, лучшему, небесному, святому, благочестивому житию. Вопр. Как бл. Тихон поясняет плоды возрождения – в разуме, в совести, в воле? Отв. 1) Иже умрохом – чрез благодатное возрождение – греху, како еще жити будем в нем – во грехе ( Рим. 6:2 )? Вот первый плод возрождения! Умереть греху есть – не слушать его и не делать, чего он хочет. Как мертвый не слушает и не делает ничего, что ему ни говорят и ни повелевают: так и христианам, яко умершим греху, не должно ни в чем его слушать, к чему он ни прельщает... «Умертвило нас крещение греху, говорит св. Златоустый; достоит прочее от нашего тщания исправлятися сему выну, так что аще и безчисленныя повелит, уже не послушати его, но пребывати недвижиму, яки мертвецу (Бес. 10 на посл. к Рим.)». Христианин убо, по силе возрождения, должен быть и мертв и жив: мертв греху и диаволу, греха изобретателю, жив же Богу... Жить же Богу тот не может, кто живет греху. 2) Духовное и новое рождение требует от возрожденного новой деятельности. Как плотское, так и духовное рождение имеет плоды себе свойственные. Человек естественный или внешний, доколе живет, не празден, но оказывает знаки своей жизни – чувствует, видит, слышит, говорит: так и новому человеку, внутреннему должно проявлять знаки жизни, духовному рождению и духовной новой жизни приличествующие. Какие? Знаки и действия внутреннего, духовне живущаго, человека, или нового, суть: истинное благочестие и страх Божий, любовь к Богу и ближнему. Как знаки ветхого, или духовно умершего человека суть нераскаянное житие и мертвые дела, грехи и беззакония: так знамения и действия нового, отрожденного и духовно живущего человека суть истинные христианские добродетели, которыми внутренний и новый человек, как доброе древо – добрыми плодами, украшается. Иначе не был бы живой, но – мертвый, и было бы рождение не действительное, но – мечтательное... Отсюда видишь в книге Деяний Апостольских и в Церковной истории, что истинно обратившиеся к Богу, и верою и духом вновь отродившиеся показывали на себе все иное, противное тому, что прежде обращения было у них: иные замыслы, иные начинания, иные намерения, желания, слова...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Последнее число месяца – расчетный день сегодня, и как же утомителен этот день всегда бывает! 20 октября/1 ноября 1899. Среда. О. Тит Комацу хвалится оживлением проповеди в Мито и Оота; вероятно, по обыкновению, увлекается – из Фомы Оно и Петра Мисима едва ли что доброе может быть: первый – лентяй и болтун, второй – лентяй и хвастун. Павел Цуда пишет, что в Фукурои и Мори учинили коллективные проповеди он, Яков Ивата, и Матфей Мацунага; едва ли остался след – это протестантский обычай пошуметь и больше ничего. Симеон Мацубара, по обычаю, просит денег, получая жалованья больше, чем всякий катехизатор; ныне даже без малейшего повода; каждое письмо его непременно заключает этот пункт – просто отвратительно! 21 октября/2 ноября 1899. Четверг. В Посольстве на молебне, так как сегодня восшествие на престол нашего Государя; после на завтраке у посланника. Вечером – всенощная, пропетая причетниками: завтра день рождения японского Императора. После у учеников Семинарии и Катехизаторской школы симбокквай, на который с меня стянули пять ен. Мы с Накаем вечер переводили. 22 октября/3 ноября 1899. Пятница. День рождения японского Императора. С семи часов Литургия, за которой были только учащиеся – из города христиане хоть бы кто! Служили соборне с о. Павлом Сато во главе. На молебен и я выходил, по обычаю. К газетам «Ници-ници» и «Дзидзи» было сегодня приложение: портрет невесты наследника, княгини Кудзё, и описывается в «Дзидзи», как она хорошо училась в «Квазокудзё-гакко», ни одного класса никогда не пропустила по болезни или другим причинам, почти всегда приходила в школу пешком, с подругами была очень ласкова, даже к прислуге весьма добра и прочее. Вечером был Пантелеймон Секигуци, врач из Татебаяси, очень усердный христианин, определивший ныне своего сына, двадцати дет, в Катехизаторскую школу; говорил, что Тихон Сугияма усердно трудится по проповеди в Татебаяси – дай Бог! 23 октября/4 ноября 1899. Суббота. Вчера вечером от о. Вениамина, из Благовещенска, получена телеграмма: «Не знаю когда – указа нет». Стало быть, только теперь дошло до него мое письмо, посланное 11 сентября старого стиля, и это он отвечает на мою просьбу дать знать, когда выедет сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Исполнение всех заповедей Божиих есть наш рабский долг, и в этом нет никакой заслуги. Господь спасает «нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). Христианство , придя в мир, позвало человека на узкий и тесный путь труда над самим собой для очищения сосуда совести и восприятия в него веры. Но какая же радость для человека, что Господь сразу же и заранее снял всякий ореол «значимости» с этого труда, сразу же поставил его на подобающее ему рабское место. Человеку как бы было сказано: очищая себя от греха, ты очищаешь воздух комнаты, в которой живешь. Разве человек ставит в заслугу себе подобное дело? Этим снятием ореола с подвига с одновременным утверждением его во всей глубине («если рука твоя соблазняет тебя – отсеки ее» – Мф. 5:30 ) была создана возможность истинного христианского подвижничества, очищение сосуда совести для принятия вина веры. Труд раба безграничен и постоянен, многострадален и как бы безнадежен. Лишение ореола значимости, то есть смиренное подвижничество, также многотрудно и постоянно и также не надеется на себя, а только на милость Божию. Как говорит Тихон Задонский , «неотменно должны мы добрые дела творить, яко христиане, но спасения от единого Христа просить и ожидать должны». «Когда слышишь слова Писания, – говорит св. Марк Подвижник , – что Господь воздаст каждому по делам его ( Пс. 61:13 ), то не думай, что дела (сами по себе) достойны геенны или Царствия, но что Христос воздаст каждому по делам неверия в Него или веры». «Царство Небесное, – говорит он же, – не есть возмездие за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам… Награда рабам не обязательна для Господина». Вот как раз незнанием того, что есть нелицемерный или смиренный подвиг, и объясняется наше какое-то отталкивание от идеи святости. Не зная, что это только рабский труд, мы пугаемся возможности гордости и фарисейства. Тут бесчисленные иудушки головлевы, и византийские и русские, сделали свое дело соблазна и провокации.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/m...

Елена О. 16 ноября 2022, 12:52 Осознание призванности предполагает смирение: я призван что-то сделать, я пока еще этого не сделал, или сделал очень мало. Где здесь про " стыдно быть русским " ? Читательница (Подмосковье) 16 ноября 2022, 12:51 Гордость гордости рознь. Есть гордость греховная, тщеславная, произрастающая из гордыни, - когда человек гордится собой любимым, своими личными достижениями. А есть гордость за подвиги предков, за культуру родной страны, за ее духовно-нравственные ценности, основанные на Святом Евангелии. Совсем НЕ глупо «гордиться тем, что мы народ православный». Владыка Тихон в своей недавней проповеди сказал: «Богом можно и нужно хвалиться». Нужно гордиться православной верой и нашими предками, сохранившими ее, несмотря на все нелегкие времена, которые переживала Россия. Без такой гордости не может быть патриотизма. Ирина П. 16 ноября 2022, 12:45 Вот у нас в поселке около полутора тысяч, а в храм приходит человек 7 от силы... хорошо хоть с соседних деревень приходят, так 20 - 30 и получается. Только на Крещение народ за водичкой подтягивается. Спасибо Вам, Марина, за статью, как всегда у Вас, есть над чем крепко задуматься. Елена О. 16 ноября 2022, 12:32 Анна16 ноября 2022, 10:47 Все тексты можно перевернуть. Поэтому сказать мало, надо ещё и сделать. Татьяна 16 ноября 2022, 12:06 Благодарю Вас за очень правильную статью! Давно уже и именно так об этом думаю. Все эти лозунги про то, что что бы мы ни творили, с нами Бог... Это как фарисеи, предав Христа на смерть, продолжали думать, что " Бог все еще с ними " . Как писал Александр Ткаченко в своей статье о разрушении Иерусалима " Где будет труп, там соберутся орлы " : " Тит много раз пытался убедить иудейских вождей сдать город, чтобы сохранить жизнь огромному количеству мирных жителей Иерусалима. Но ослепленные сознанием своей " богоизбранности " мятежники продолжали держать оборону. Они не понимали, что распяв Христа, иудеи отвернулись от своего Бога, и все их молитвы были обращены в пустоту " .

http://pravoslavie.ru/149453.html

Убо не первому тебе сие случается. 2) Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное, поскольку заслужили оное; неправедное, поскольку, хотя в том и не виноваты, но в другом согрешили. 3) Может быть, сами кого оклеветали, осудили и злословили; и – в нюже меру мерили, и нам мерится ( Мф. 7:2 ). 4) Уже изсякла любовь многих; ненависть умножилась. Чего более и тебе ждать в сие лютое время? 5) Для утешения прибегай к источнику слова Божия: блажени есте, егда поносят вам и пр. ( Мф. 5:11 ). 6) Злоречием и клеветою смиряемся и самомнение наше уничтожается. И 7) злоречивый чей-либо язык дается нам, аки ангел сатанин, да не превозносимся. Люди то только отвержением Христа называют, когда христианин устами и словом Христа отвергается. И подлинно сие есть отвержение, и есть тяжкое и пагубное дело. Ибо отрещися Христа – есть отрещись живота и повергнуть себя в явную смерть. Но и есть подобное тому – отвержение Христа. А оно то есть, которое бывает делами и беззаконным житием. О сем отвержении глаголет Апостол: Бога исповедают ведети, а делы отмещутся, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни ( Тит. 1:16 ). Есть убо отвержение Христа языком, есть отвержение и делом. Не ласкай убо себя, христианине, тем, что ты христианин, когда не благочестиво, но беззаконно живешь. Кто презирает повеление, тот презирает и оставляет повелевающаго. Неверный раб господину своему – тот, который не имеет к нему послушания. Какой раб Христов – тот христианин, который Христа не слушает? Иже несть со Мною, на Мя есть ( Мф. 12:30 ). Всяк беззконнующий христианин не со Христом пребывает; убо есть против Христа; убо есть противник Христу; убо отрекся Христа, хотя и взывает к Нему: Господи, Господи! Блудодействуешь – ли, христианин, прелюбодействуешь, или иным образом оскверняешь душу и тело твое? Отвергаешь Христа. Держишь ли на ближняго твоего гнев и умышляешь, как ему повредить? Отвергаешися Христа. Простираешь ли руку твою на похищение и грабление чуждаго добра? Отвергаешься Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

2) Отрекаемся от всякой суеты, гордости и пышности мира сего, как призванные и обновленные к вечной жизни. 3) Обещаем Христу, Сыну Божию, с Отцом и Святым Духом, верой и правдой служить и стопам Его следовать. 4) Так постановляется между Богом и нами завет. Мы, отрекшись от сатаны, обещаем Богу служить и верными Ему быть. Бог нас в высочайшую свою милость принимает, и обещает нам наследие вечной жизни и царствия, и нас, оскверненных грехами, баней Крещения омывает, освящает и оправдывает, поэтому каждого крещенного священник приветствует: «Омылся еси, освятился еси, оправдался еси» (см. 1Кор. 6:11 ). Возлюбленные христиане! Вспомним эти отречения и обеты и осмотримся, храним ли мы их? Ибо Богу солгать тяжко, и лживым пред Ним быть очень опасно. Осмотримся же, не обратился ли кто из нас назад к сатане, и не отрекся ли от Христа, и не оставил ли Его? Осмотримся, на чьей стороне мы находимся, сатанинской или Христовой? Кто чью волю исполняет, тому и служит, тому и принадлежит. Отрекается от Христа не только тот, кто от имени Его святого отрекается и не исповедует Его Сыном Божиим и Спасителем своим, но и тот, кто бессовестно и бесстрашно заповеди Его святые нарушает. Это апостольское учение. Ибо апостол говорит: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются» и прочее ( Тит. 1:16 ). Видишь, что и делами, а не только устами от Бога люди отрекаются. Блудодействует ли кто или прелюбодействует, – отрекся от Христа и к сатане обратился. Злится ли кто на ближнего своего и помышляет, как бы ему навредить, – оставил Христа и пристал к дьяволу . Крадет ли кто, похищает или отнимает добро у ближнего, – отступил от Христа и приступил к сатане. Обманывает ли кто или соблазняет ближнего – уже не с Христом, но с сатаной, и прочее. Все таковые и обетов своих не исполняют, которые Богу давали, и потому Богу солгали. Рассмотрим же, возлюбленные, совесть и жизнь нашу, на чьей стороне мы находимся, Христовой или противника его, доброй или злой, спасаемых или погибающих? Кто не с Христом, тот с дьяволом  и противится Христу. Ибо сам Христос говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф. 12:30 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

112. Баня Видим, что люди, войдя в баню, омываются от скверн и пороков телесных и выходят из бани чистыми и одетыми в белую рубашку. Так и христиане, войдя в баню святого крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками небесного царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Поэтому святое крещение называется апостолом банею возрождения ( Тит. 3:5 ). Потому что в св. крещении вновь рождаемся, и, погибшие, спасаемся и обновляемся, и очищаемся и омываемся, и делаемся новой тварью во Христе ( 2Кор. 5:17 ). Отсюда видим, христианин, как велико человеколюбие Божие к нам. Человека, грехами оскверненного и врага своего, такой благодати, милости и чести удостаивает! Благословен Бог, благоволивый так! Слава благости Его! Слава человеколюбию Его! Эту благодать и милость заслужил нам Единородный Сын Божий, подает нам даром Небесный Отец, совершает Дух Святой. Слава Триипостасному Богу! Христиане, которые к миру и греху любовью обращаются и беззаконничают (о таковых сказано выше, под номером 3), все то святое и великое Божественное сокровище теряют. Потому с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи ( 2Петр. 2:22 ). Они подобны тем людям, которые, войдя в баню и омывшись, самовольно входят в грязь и мараются. Так и они, омывшись святым крещением и забыв великую эту милость Божию, им оказанную, самовольно сквернам греховным предаются, и все более и более ими сквернятся. Сам рассуди, человек, какая польза для таких от святого крещения? Воистину, никакой. Поэтому бывает, что такие христиане нравами бывают хуже язычников и мусульман. Так как многие язычники по естественному закону такими грехами гнушаются, на которые развращенные христиане бесстрашно дерзают. Не видна у образованных язычников такая неправда, хищение, ограбление, насилие, хитрость, лесть, лукавство, ненасытное сребролюбие, мерзкая нечистота, как в развращенных христианах видится. А многие уже до того дошли, что грехов явных, законом Божиим запрещенных, за грехи не считают.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

7. Сократ (сохраняющий власть), муч., апр. 21. Солохон (засыпающий, убивающий камнями), муч., мая 17. Сонирил, муч., мар. 26. Сосипатр (спасаюий отца), ап., янв. 4. апр. 28 и нояб. 10. Соссий(здравый), муч., апр. 21. Сосс, муч., сент. 19. Сосфен (сохраняющий крепость), ап., янв. 4, мар. 30, сент. 16 и дек. 8. Софония (скрывает, защищает Господь), прор., дек. 3. Софроний (здравомыслящий, умеренный), иерусалим. мар. 11, кипр. дек. 9. Спевсипп (погоняющий коней или быстрый конь), муч., янв. 16. Спиридон (круглая плетеная корзина), печер. окт. 31; тримиф. дек. 12. Стахий (колос), ап., янв. 4 и окт. 31. Стефан (венок) архидхак., янв. 4, авг. 2, сент. 15 и дек. 27; преп., янв. 14; тригл. мар. 28; перм. апр. 26; печер. апр. 27; констан. патр., мая 17; комел. июня 12; савваит, июля 13; махрищ. июля 14; серб. (Симон) сент. 24; муч., (казан.), мар 24,. мая 24; св.-муч., авг. 2: творец канонов, окт. 28; испов. и муч., ноябр. 28; кипр. дек. 9; испов. сурож., дек. 15;(Даниил) – дек. 17. Стратоник (победитель воинства), муч., янв. и сент. 13. Стратон (воюющий), муч, авг. 17. Стратор, муч., сент. 9 и 13. Суимвл, муч., мар. 26. Таврион (воловий, название одного месяца в Кизике), муч., ноябр. 7. Тарасий (беспокойный), архиеп., фев. 25. Тарах (беспокойство), муч., окт. 12, Татион, муч., авг. 24. Теодол, муч., авг. 2. Терентий (полирующий, растирающий), муч., мар. 13, ап. 10, июня 21 и окт.. 28. Тертий (третий), ап., янв. 4, окт. 30 и ноябр. 10; муч., окт. 28. Тивуртий (из Тибура, города в Италии), муч., ноябр. 22 и дек. 18, Тигрий (тигровый), св. муч., июня 16. Тимолай (оказывающий почтение народу., муч., мар. 15. Тимон (почитающий), ап., янв. 4, июля 28 и дек. 30. Тимофей (почитающий Бога), ап., янв. 4 и 22; муч., янв. 24, мая 3, авг. и дек. 19; препод., фев. 21; кн. псковск., мая 20; прус. июня 10.. Тит (почтенный), ап., янв. 4 и авг. 25; преп. киев., фев. 27; чудотвор., апр 2. Тихик (случайный, благополучный), ап., янв. 4 и дек. 8. Тихон (Бог счастья), амафунт., и лухов. (медын.-калуж.), июня 16; воронеж, авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010