Можно ли это принять в качестве доказательства, что ПРЕЖД некогда имела этисис перед Великим входом? Мы так не думаем. Во-первых, оба источника ПРЕЖД, первопечатное издание Дуки и кодекс Sinai 973, содержат этисис в обычном месте после Великого входа. Во-вторых, первопечатное издание дает чтение τν μραν [дня сего] в этисисе перед входом, но обычные (для ПРЕЖД) на вечерни содержат τν σπραν [вечера сего] после входа. Это достаточно, чтобы сделать скептический вывод из чина Дуки. Кроме того, Штриттматтер показал, что обыкновение сокращать синапту перед Великим входом произошло сначала в ПРЕЖД, 1222 вероятно, из-за чрезмерного числа молений в этой литургии особенно во второй части Преождеосвященных, куда были добавлены молитвы над просвещаемыми. Аналогичное сокращение позже случилось в ЗЛАТ и ВАС, и филофеевский чин стал позднейшей попыткой восстановить великую синапту в изначальном месте. Следовательно, чтение первого издания ПРЕЖД, основанное на последовании Филофея, не может считаться изначальным. 1223 2. Свидетельства из литургических комментариев Несмотря на убедительные аргументы от сравнения других восточных литургий с византийскими богослужениями у нас, увы, нет никакого явного доказательства, что литания «Ангела мирна» некогда была добавлена к великой синапте в конце византийской литургии Слова 1224 – если не истолковать фразу из «Протеории» (10551063) в нужном свете. Автор «Протеории» прямо не говорит про литанию после Великого входа, но он действительно упоминает о «молитвах и этисисе после чтения евангелия перед Херувимской». 1225 Это заслуживает детального исследования. Верно, что в византийской практике слово «ατησις» используется в широком смысле для любой просительной молитвы, включая синапту. 1226 И εχ может означать любую молитву. В контексте весьма возможно, что εχα здесь означает: ектения и этисис «Ангела мирна». В Типиконе Святой Софии X в. ατσεις используется только по отношению к молению «Ангела мирна», которое никогда не исполняется само по себе, но только как приложение к синапте. 1227 Синапта сама по себе упоминается как συναπτ, εχ συναπτ, εχ συναπτ χωρς ατσεων, в то время как синапта с этисисом называется εχ συναπτ μετ τν ατσεων или просто εχ συναπτ. 1228 Если мы вспоминаем, что «Протеория» описывает епископскую литургию в Андиде в Памфилии, и этот текст приводит доказательство влияния литургии Великой Церкви, 1229 нисколько не мешает интерпретировать фразу εχα τε κα ατσεις как εχ συναπτ μετ τν αιτσεων Типикона Великой Церкви. Но также весьма возможно, что фраза только означает «молитву (священника) и литанию» в общем смысле. Эта последняя интерпретация повидимому более вероятной, потому что «Протеория» написана между 1055 и 1063 гг. и у нас есть раннее свидетельство из евхологической традиции, где этисис уже был не перед Великим входом, а там, где он пребывает и сегодня. 1230 Кроме того, типикон Святой Софии никогда не упоминает синапту с этисисом как часть литургии Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ    Название «панихида» само по себе не означает исключительно заупокойного богослужения. Буквально с греческого оно означает «всенощное пение». Усвоенное преимущественно определенному заупокойному последованию, это название показывает, что, во-первых, это последование весьма не краткое (чрез всю ночь совершаемое) и что, во-вторых, оно предназначается для совершения его, главным образом в ночное время,— с вечера или утром, но не днем, не в обеденную пору. Если наша панихида не соответствует современному чину всенощного бдения, то, во всяком случае, она, как и молебен, является сокращением утрени, с сохранением существенно важных, главным образом, изменяемых частей. Но не одно из церковных последований не подвергалось такому сокращению, как молебен и панихида, в особенности последняя. На молебне еще непременно сохраняется тропарь. На панихиде нередко его и совсем не бывает, остается только обрывок последней фразы. Естественно, когда от панихиды остался только один остов; один голый скелет, позабыли, что есть разные последования панихиды, имеющие хотя небольшие, но характерные особенности,— все заменили одним по шаблону совершаемым сокращенным чином панихиды, которой, как будто по иронии, иногда усвояют название «великой».    Последование великой панихиды излагается в 14-й главе Типикона. Более подробное изложение его с полным текстом неизменяемых частей помещается в Октоихе пред субботней службой 1-го гласа. КУТИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ    Непременной принадлежностью великой панихиды должна быть кутия: и здесь она, как и при приношении ее в праздники, являясь своего рода малой трапезой в память усопших, служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почивших. По толкованию Отцев, кутия имеет и символическое духовное значение (как и все в нашем богослужении), что «человек как семя, как пшеница, опять восстанет Божественною силою и как бы прозябший, приведен будет ко Христу живым и совершенным».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В пятницу первой недели после литургии преждеосвященных полагается последование св. Феодору Тирону. В студийских уставах этой службы нет. В более ранних иерусалимских типиках только упоминается о благодарственном каноне св. Феодору (εχαριστριος κανν), в позднейших подробно излагается вся служба и – что особенно замечательно – при этом делается ссылка на некоторые из древнейших типиков (τρα τν παλαιωτρων τυπικν), где порядок службы представляется несколько иначе. По окончании её даётся антидор «κατκλαστον», по-славянски – «преломление». В воскресенье первой седмицы служба сохраняет ещё следы древнего последования пророкам, приуроченного к этому дню, но преобладающее содержание её заимствуется из воспоминаний о восстановлении святых икон. Обряд православия не записан. В пятницу пятой седмицы (накануне субботы акафиста), после вечерни, недельный поп отправляется на кладбище и служит там панихиду. Это значит, что заупокойная служба, совершаемая по субботам, на этот раз отменялась по случаю чтения акафиста и переносилась на пятницу (ср. послание Киприана к Афанасию). По теперешнему уставу «канон мертвен поём в гробнице». О чтении евангелия на часах в первые три дня страстной седмицы не упоминается в студийском уставе, но в иерусалимских об этом есть особая статья, почти буквально повторённая в теперешнем печатном издании. В греческом тексте замечено, что аналогий, на котором лежит евангелие, покрывается «μετ το βλατου». βλτιον – шёлковая ткань – по-славянски переводится иногда словом «паволока». Умовение ног в Великий четверг совершается после литургии. Совершителем его является игумен или екклесиарх. Из замечания в одном уставе – «если угодно настоятелю», видно, что совершение этом обряда не было обязательно и в монастырях. На утрене Великой субботы «στιχολογομεν μωμον μετ τν λληλουια κα υθως ναστσιμα τροπρια». Отсюда следует, что тропарей на непорочных ещё не было, и они исполнялись как в обыкновенную субботу, с припевом «аллилуйя». В Великую субботу на вечерне положены, как и теперь, сначала стихиры воскресные первого гласа, а затем – Великой субботы. Вообще в иерусалимском уставе замечается стремление приблизить велико-субботнюю и пасхальную службу к обыкновенному её порядку, определяемому общим уставом. Так после обедни полагается благословение хлебов, подобно тому, как этот обряд совершается на каждом субботнем бдении, а потому называется в службе Великой субботы «συνθης, υλογα ρτου κα oνου», и с ним соединяется чтение Деяний апостольских. Запрещение выходить из церкви до начала пасхальной утрени стоит в связи с продолжительностью велико-субботнего бдения. Поэтому в студийском уставе, где всенощных не полагалось, после вечерни в Великую субботу братья расходятся и затем собираются в положенное время к утрене. После чтения на благословении хлебов, по некоторым спискам иерусалимского устава, назначается совершать панихиду (παννυχς), т.е. сокращённое повечерие с каноном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Это действие диакон совершает так: сначала полагает орарь поперек нижней части груди, затем оба конца его скрещивает на спине, поднимая их на противоположные плечи. Через плечи концы ораря спускаются на грудь, пересекаются здесь также крест-накрест и проходят под ту часть ораря, которая изначально простирается поперек нижней части груди. 24 См.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 161. 25 Дмитриевский А. Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1901. 49. С. 350. 27 Строго говоря, право освящать миро в каждой Поместной Православной Церкви принадлежит только ее предстоятелю. 28 То есть даже если за литургией присутствует несколько архиереев, все равно хиротонию во пресвитера совершает один. 29 Во все одежды священник всегда облачается перед совершением литургии, а также в следующих случаях: 1) на пасхальную утреню («во весь светлейший сан», см. Типикон); 2) на пасхальную вечерню; 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и в конце утрени Великой Субботы (крестный ход с Плащаницей); 4) в конце утрени перед выносом Честного Креста три раза в году: 14 сентября, в Неделю 3-ю Великого поста и 1 августа. 30 См.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1//История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. С. 357. 31 В современном словоупотреблении существительное епитрахиль – женского рода, хотя в Типиконе слово епитрахилий – мужского рода («епитрахилий, сущий у царских врат», см. главу 9-ю). 33 В церковной литературе существительное «фелонь» в именительном падеже согласуется с прилагательными и глаголами мужского рода (см., напр., «Настольную книгу священнослужителя», т. IV), однако в косвенных падежах вместо соответствующих мужскому роду окончаний 2-го склонения имеет окончания, присущие существительным женского рода 3-го склонения. В разговорном обиходе и вовсе это существительное употребляется как слово женского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

История их    По надписанию в греч. Евхологии, тропари принадлежат св. Иоанну Дамаскину. По уставу Великой Константинопольской церкви IX b. 1-й тропарь на пасхальной утрене служил одним из двух единственных здесь тропарей и песнопений в честь праздника вообще, именно положен на 50-псалме, занимавшем центральное место на бдении (другой тропарь «Преклоняющейся твари» - входной); «Воскрес из гроба» - на утрене Светлого понедельника. Точно так и в Синайском Канонаре. В обоих памятниках 1-й тропарь - 3 гл.. В Иерус. последовании 1-й тропарь на пасхальной утрене после стихир «Пасха священная» и «Христос воскресе» 3 со следующими вариантами: нет «бысть», «нашея»; «жизни» † «Христу Богу»; нет «смертию». О чине пения тропарей на песненной утрене - Вступ. гл., 347.    Студийско-Алексиевский устав знает эти тропари и нынешнее их чередование, назначая их под именем «тропаря воскресного» после стиховных утрени.    Евергетидский только «Днесь спасение миру» (3).    Иерус. уст. груз. ркп.: «один из воскресных тропарей»; греч. ркп. древн.: «и тропарь воскресный, т. е. Воскрес из гроба и Днесь спасение миру» (­ печ. изд.: † «ибо они поются один после другого»); поздн. греч. переставляют и указывают, при каком гласе какой, как ныне.    Слав. ркп. и старообр. уст.: Днесь спасение 3 гл., а Воскрес 2, чередование как ныне.    Нынешний Константинопольск. устав - только Днесь спасение.    Нынешний Евхологий: Днесь спасение 4 гл., для 1—4 гл., то же и Орологий, но Воскрес - 8 гл.    У старообрядцев во 2 тропаре не читается «ада». КОНЕЧНЫЕ ЕКТЕНИИ УТРЕНИ Сугубая ектения на утрене    Конец утрени имеет такой же состав, как и вечерни, но это вполне только на будничной утрене по сравнению с такой же вечерней. Конец же праздничной, следовательно и воскресной, утрени отличается от конца такой же вечерни тем, что ектения сугубая и просительная здесь не разделяются ничем, а следуют непосредственно одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву, причем вторая дополняет первую, подробно испрашивая у Бога все, что нужно лицам, за коих молится сугубая ектения. Так как это вторичные на бдении ектении, то сугубая сокращается опущением первых двух прошений, заключающих усиление мысли 3-го (в великой и просительной ектениях, тоже повторяющихся на бдении, подобное сокращение невозможно). Подобно великой ектении и в противоположность менее важной просительной, сугубая никогда, и в данном случае, не меняет своего возгласа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Д. В. Зайцев Гимнография В древнем иерусалимском Лекционарии V-VII вв. память П. указана 5 нояб., служба включает псалом общий иерархам, Апостол Евр 13. 22-25, Евангелие Ин 10. 11-16 и аллилуиарий со стихом из Пс 117 ( Tarchnischvili. Le grand lectionnaire. T. 2. 1342-1344). В Типиконе Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 90-91) память П. помещена под 6 нояб., служба включает тропарь 3-го гласа Θεας πστεως (    ), прокимен из Пс 115, Апостол Евр 8. 1b - 6, аллилуиарий со стихом из Пс 39, Евангелие Лк 12. 8-12, причастен Пс 32. 1. Студийские Типиконы В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. последование П. также стоит под 6 нояб. и включает тот же тропарь (тропари должны повторяться, что указывает на праздничный статус службы), что и в Типиконе Великой ц., кондак, канон 4-го гласа, 2 цикла стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), стихира самогласная для стиховни на вечерне и дополнительный подобен для утрени. По 9-й песни указан светилен «Небо звездами», что соответствует среднему статусу праздника. Служба на литургии частично совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц., но стих аллилуиария взят из Пс 131, причастен - Пс 111. 6 ( Пентковский. Типикон. С. 292). В студийских Типиконах других редакций - Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307), Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 49-50) - устав службы 6 нояб. в целом тот же, хотя в них не фиксируется 2-й цикл стихир-подобнов; в Мессинском указан Апостол Евр 7. 26 - 8. 2. Минеи студийского типа (греч., напр.: Sinait. gr. 566-572; слав.: Ягич. Служебные Минеи. С. 304-307; РГАДА. Ф. 381. 91-93, и др.) под 6 нояб. содержат последование, к-рое в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона: от 1 до 3 седальнов, один из к-рых может называться «седален в Бог Господь» (совпадает с тропарем), кондак 2-го гласа (не во всех рукописях) с икосом, 1 или 2 цикла стихир-подобнов, самогласен для стихир на стиховне, канон (отдельные песнопения могут отсутствовать в тех или иных рукописях). В Минее Sinait. gr. 570 последование П. соединено с последованием великомученикам Антониям (Fol. 15-20). Иерусалимские Типиконы

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Начало вечерни сопровождается священнодействиями 318 . На вседневной вечерне (Тип., гл. 9) и на великой, совершаемой не на бдении, а отдельно от утрени, иерей в самом начале отверзает внутреннюю дверь, т. е. завесу (Тип., гл. 7). В отдание Пасхи, как в пасхальную седмицу, открываются Царские врата и, при пении: «Христос воскресе» со стихами, иерей стоит пред престолом с крестом, свечею и кадилом. На вечерне, совершаемой на бдении, открывают Святыя Двери (Тип., гл. 2), т. е. Царские врата и, нри пении псалма: «Благослови, душе моя, Господа». священник предшествуемый диаконом (или параекклисиархом, Тип., гл. 2) со свечою, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною ( Быт.1 ). Отверстыя Царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей. В знак того, что люди изгнаны были из рая после их грехопадения, затворяются Царские двери после каждепия храма (Тип., гл. 23). После предначинательного псалма, радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении. Иерей на вседневной вечерне и на великой, как совершаемой отдельно от утрени (Тип., гл. 9 и 7), так и на бдении (Тип., гл. 2), при чтении или пении псалма: «Благослови, душе моя. Господа», стоит пред затворенными Царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою 319 . Молитв светильничных семь 320 . На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров иерей три первые светильничные молитвы читает между ектеньями великой и малой (после предначинательного псалма). 1-я из них есть молитва 1-го антифона, 2-я молитва – 2-го антифона. 3-я молитва – 3-го антифона. И потому на Литургии Преждеосвященных даров, когда поется предначинательный псалом, иерей глаголет светильничные молитвы, сиречь вечерния, с четвертыя эти молитвы: зане три первыя по ектениях глаголются (Служебн., чин преждеосвященной литургии). В богослужебных книгах эти молитвы называются (Служебн. Чиновн., Тип.) светильничными (εχα τοu λυχνικοu ), потому что в них иерей славословит Господа, живущего во свете неприступном, за дарование света вещественного, и просит о просвещении души 321 . Затем и дальнейшая служба вечерни в богослужебных книгах носит название «светильничное» (τ λυχνικν). В Типиконе читаем: вечер во светильничное стихологисусм Блажен муж I-й антифон. ... На Господи воззвах поставим стихов десять и т. д. (Тип. послед. 1 сент. Сн. нослед. вечера в Пасхальную седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во время чтения шестопсалмия большая часть свечей бывает погашена, без сомнения, для того, чтобы со вниманием слушать читаемое, чтобы очи наши не развлекались ничем внешним, и мы были бы обращены внутрь своей души. В Типиконе сказано (гл. 24), что на утрени на «Бог Господь» подобает вжигати свещи. 426 В утренних молитвах, читаемых иереем, вкратце заключается содержание молитвословий и песнопений утрени (Сн. сказанное у Сим. Сол., в разговоре о священнодействиях и таинствах, § 311, о светильничных молитвах, Хр. Чт., 1856 г., стр. 476). Утренних молитв двенадцать. Все они, как и светильничные молитвы вечерни, оканчиваются теми славословиями Господу, которые бывают после ектений и других молитв и тогда называются «возгласами», так как произносятся во всеуслышание. В 1-й утренней молитве иерей взывает к Господу: «Посли помощь Твою на предстоящыя пред лицем святыя славы Твоея и ожидаюшыя от Тебе богатыя милости». – Во второй молитве иерей молится: «Помяни, Господи, сущыя и молящяся с нами вся по имени»... «Благослови люди Твоя и освяти достояние Твое. Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, императору нашему и всем людем Твоим» (Эти слова и в молитве заамвонной на литургии). Таким образом, в этих 2-х молитвах иерей просит Бога о том же, о чем и диакон просит в великой ектении. 1-я утренняя молитва заключается словами, которые составляют возглас великой ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение» и пр. 3-я молитва начинается теми словами, которые читаются на утрени после великой ектении, когда поется «Аллилуиа», именно: «От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже, зане свет поведения Твоя. Научи нас, Боже, правде Твоей». 3-я молитва оканчивается словами, составляющими возглас малой ектении при чтении кафизм: «Яко Твоя держава и Твое царство». 5-я молитва оканчивается словами составляющими возглас малой ектения по 3-й песни канона утрени: «Яко ты еси Бог наш». Конец 6-й молитвы составляют слова возгласа ектении по 6-й песни канона утрени: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По надписанию в греч. Евхологии, тропари принадлежат св. Иоанну Дамаскину . По уставу Великой Константинопольской церкви IX в. 1-й тропарь на пасхальной утрене служил одним из двух единственных здесь тропарей и песнопений в честь праздника вообще, именно положен на 50-псалме, занимавшем центральное место на бдении (другой тропарь «Преклоняющейся твари» – входной); «Воскрес из гроба» – на утрене Светлого понедельника. Точно так и в Синайском Канонаре. В обоих памятниках 1-й тропарь – 3 гл. 2675 . В Иерус. последовании 1-й тропарь на пасхальной утрене после стихир «Пасха священная» и «Христос воскресе» 3 со следующими вариантами: нет «бысть», «нашея»; «жизни» † «Христу Богу»; нет «смертию» 2676 . О чине пения тропарей на песненной утрене – Вступ. гл., 347. Студийско-Алексиевский устав знает эти тропари и нынешнее их чередование, назначая их под именем «тропаря воскресного» после стиховных утрени 2677 . Евергетидский только «Днесь спасение миру» (3). Иерус. уст. груз. ркп.: «один из воскресных тропарей»; греч. ркп. древн.: «и тропарь воскресный, т. е. Воскрес из гроба и Днесь спасение миру» (­ печ. изд.: † «ибо они поются один после другого») 2678 ; поздн. греч. переставляют и указывают, при каком гласе какой, как ныне 2679 . Слав. ркп. и старообр. уст.: Днесь спасение 3 гл., а Воскрес 2, чередование как ныне 2680 . Нынешний Константинопольск. устав – только Днесь спасение 2681 . Нынешний Евхологий: Днесь спасение 4 гл., для 1–4 гл., то же и Орологий, но Воскрес – 8 гл. 2682 У старообрядцев во 2 тропаре не читается «ада» 2683 . Конечные ектении утрени Сугубая ектения на утрене Конец утрени имеет такой же состав, как и вечерни, но это вполне только на будничной утрене по сравнению с такой же вечерней. Конец же праздничной, следовательно и воскресной, утрени отличается от конца такой же вечерни тем, что ектения сугубая и просительная здесь не разделяются ничем, а следуют непосредственно одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву, причем вторая дополняет первую, подробно испрашивая у Бога все, что нужно лицам, за коих молится сугубая ектения. Так как это вторичные на бдении ектении, то сугубая сокращается опущением первых двух прошений, заключающих усиление мысли 3-го (в великой и просительной ектениях, тоже повторяющихся на бдении, подобное сокращение невозможно). Подобно великой ектении и в противоположность менее важной просительной, сугубая никогда, и в данном случае, не меняет своего возгласа. История ее

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Второе предисловие (1976) Как было обещано в первом предисловии, наше намерение продолжать изучение Византийского Евхология, частью, было исполнено. К труду 1975 г. прибавляется новая глава. VI-aя, о «Тритоекти». Она была напечатана в Orientalia Christiana Periodica, 43 (1977). С другой стороны, в июне 1976 года в Папском Восточном Институте Рима кандидатом Восточных Церковных Наук, господином Κοσμς Γεωργου из Фессалоникийского Университета была защищена диссертация: βδομαδαια ντιφωνικ κατανομ τν ψαλμν κα τν δν ες τς σματικ ς κολονθας σπερινο κα ρθρου. θν. Βιβλ. A­ θηνν 2061. 2062. (Еженедельное антифонное распределение псалмов и песен для песненных последований Вечерни и Утрени. Нац. Биб. Афины 2061, 2062). Часто упоминаемая нами рукопись Афин. 2061, с важным дополнением рукописи Афин. 2062, сейчас открыта миру науки с подробным ее описанием. Для получения звания Доктора Восточных Церковных Наук по уставу Восточного Института 50 университетам мира было послано по экземпляру первого сокращенного в страницах издания, по системе OFFSET. Такой экземпляр находится и в библиотеке Ленинградской Духовной Академии. Готовится полное издание всего труда Георгиу с указателями и таблицами; ожидается сочинение приблизительно в 700 страниц. Изучение чина «Тритоекти» и диссертация Георгиу утвердили нас в том, что мы предполагали в статьях о Вечерне (1971 ) и об Утрене II (1972), а именно: совпадение описания Симеона Солунского (XV в.) о Песненном последовании византийских соборов с данными других источников: Патриарший Евхологий (с VIII по XII вв.), Типикон Великой Церкви (с IX-X1 вв.) и, наконец, Антифонарий (XIV в.). Наши статьи с 1971 и до 1976 г. показывают наш путь в исследовании рукописей Евхология. Путь долгий и трудный, поскольку кажется, что некоторые данные самого Типикона Великой Церкви отрицают предположение о восьми антифонах в начале Вечерни и Утрени. Из двух известных списков этого Типикона: Патмос 266, изданный А. Дмитриевским и Агиос-Ставрос 40, изданный нашим коллегой X. Матеос (первый веком старше), нам пришлось выбрать первый, как более близкий к нашему предположению; это значило идти против течения западной науки, в которой авторитет X. Матеоса очень велик. Это объясняет некоторое наше затруднение в доводах вышеупомянутых статей. Наши колебания не были бесполезными, ибо они заставили нас изучать вопрос со всех его сторон. Задачу статьи мы не считаем решенной окончательно, и работу нашу не считаем оконченной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010