Иерей облачается в фелонь при более торжественных Богослужениях, так: A) При совершении таинств: крещения, миропомазания 149 . брака и елеосвящения 150 . Б) Во время вечерни вседневной и великой 151 . B) Во время утрени 152 . Типикон предписывает диакону и иерею быть в облачении не во все продолжение вечерни и утрени, но несколько раз облачаться и разоблачаться. Типикон повелевает быть в облачении тогда, когда собственно священнодействуют – говорят ектении, кадят и т. п., именно: Во время вечерни: 1) Иерей, облачаясь в начале вечерни, остается на ней в облачении во время светильничных молитв, ектений и возгласа, но потом, «положив епитрахилий на месте его, отшед, стоит на обычном месте своем, дóндеже стихословится кафизма псалтира» (Тип., гл. 9). 2) В конце 3-го антифона отходит пред Святыя Двери, возложив на ся епитрахилий, глаголет малую ектению и возглас. Таже, вшед в алтарь, вложив фимиам в кадильницу... кадит и пр. (Тип., гл. 9). На вечерне на бдении диакон облачается во время пения 3-го антифона: «Певаемому третьему антифону, отходит диакон, и положив поклон настоятелю, входит во святый алтарь, входит же с ним и чредный священник. Взем диакон стихарий свой и орарий, емлет от священника благословение, и целовав десницу его, облачится в стихарь обычно и глаголет последнюю ектению» (Тип., гл. 2). Иерей облачается в фелонь и для Входа при пении стихир на «Господи воззвах»: «И егда речем стих: «Яко утвердися милость Его на нас», поюще оба лика вкупе, тогда иерей, сотворь поклон предстоятелю, и вшед во святый алтарь, облачится в фелонь» (Тип., гл. 2). Во время утрени: 1) Иерей, облачась сначала утрени, остается в облачении во время каждения, и ектении, и возгласа, с кадильницею: «Слава святей» и проч. Затем снимает епитрахиль. В Типиконе сказано, что после трех псалмов шестопсалмия «отходит Священник пред Царския двери, творя поклон, возложив на ся епитрахилий, глаголет молитвы утренния тайно» (Тип., гл. 2). На утрени же на бдении, после чтения трех псалмов, «Иерей в епитрахили, индеже в фелони, глаголет утренния молитвы» (Тип., гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При выходе его из алтаря, предшествуют два чтеца с подсвечниками, за ними два диакона, потом чтец, имеющейся на лицо, выходят с правой стороны солеи, восходят с задней стороны на амвон и становятся каждый на установленном их месте. При пении же чтецами последнего „Аллилуйя“мелодично и медленно, архиерей встает с сопростолия, снимает омофор свой, и обращается на восток и, стоя там, читает псалом: „Приклони, Господи, ухо Твое“ до конца. И когда скажет второй диакон „Премудрость прости, услышим святаго Евангелия, тогда архиерей обращается к Евангелию. По прочтении святаго Евангелия, архиерей произносит к читавшему св. Евангелие „Мир ти “. Потом сходить архиерей и остальные, архиерей приходит и становится пред святою трапезою, а прочие на установленном их месте. Благовеститель приносить святое Евангелие, архиерей целует Евангелие и благословляет чтеца. Потом совершается по обычаю последование, при чем иеромнимон держит свиток ( χονταχιον) архиерея и прислуживает ему во всем с полною аккуратностью и вниманием к исполнению священных и божественных молитв. На вход святых даров приходит иподиакон, подаёт архиерею воду, и умывает он руки свои. Затем удаляются все, кроме только архиерея и епископов, в предложение и берет каждый из них: один священный сосуд святых даров, другой же, чтец Евангелия, держит св. дискос, имеющий в себе Тело Господне. При выходе оттуда святаго входа, предшествует второй диакон, который несёт в правой своей руке святую кадильницу, в левой же посредине локтя-омофор архиерея. Сзади всех святых иереев диакон на плечах своих несёт воздух. Впереди этого-иподиакон, неся в руках рукомойник и на плечах своих утиральник. Во время совершения по обычаю последования, во время тайных молитв, выходит иподиакон с правой стороны святаго алтаря и становится сзади амвона. И когда возгласит архиерей „Победную песнь», этот иподиакон поет мелодично „Елицы вернии“ 24 . И снова, когда архиерей возглашает „Приимите, ядите“, иподиакон снова поет мелодично „Елицы вернии“ трижды и опять когда архиерей возглашает: „Изрядно о Пресвятей, Пречистей“, этот инодиакон трижды говорить „Елицы вернии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

567 По кодексу 2062 Аллилуиарион (техническое слово для мелодии для пения Аллилуиа) мог меняться на определенные стихи псалма. Аллилуиариа названы именами композиторов. 569 Антифоны содержат всегда те же самые псалмы и поются с теми же припевами, поэтому на этой «неделе» мы указываем только на антифоны, чтобы показать их распределение. В этом распределении есть достаточное количество неожиданностей: напр. в воскресенье вечером повторяются антифоны I-VI, которые уже пелись в субботу вечером, между тем как пропускаются антифоны VII-XII; трудно объяснить эту аномалию просто рассеянием переписчика. 570 Трудно объяснять этот пропуск целых двух антифонов в понедельник и вторник, и одного в среду, и за то, только на Вечерне. Вероятно, причина не в рассеянности переписчика. 571 Повторение LXVII антифона (псалмы 143 и 144) на этой Вечерне, тем менее понятно, что через него соединялись два нечетных антифона, с Аллилуиа: LXVII и XV; это действительно единственный случай такого соединения. Прибавление этого антифона мало понятно также по той причине, что в неделе В была тенденция сокращать Вечерню через пропуск некоторых антифонов. 572 А. Дмитриевский , Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, I, Киев 1895, с. 1–152. Смотри и дополнительные документы, после стр. 152. Смотри и предисловие, о понятии Типикона и о типиконах патриарших и монашеских. 573 J. Mateos, Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix n° 40, du X e siècle (­ Orientalia Christiana Analecta, 165, 166) Rome 1962–3. См. и Дмитриевский, Описание..., III, Петроград 1917, с. 766–8. 574 А. Дмитриевский , Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский, и Великой Константинопольской Церкви. Критико-библиографическое исследование, Киев 1907. См. и Mateos (прим. 57), стр. VIII. См. Bertoniere (прим. 35), стр. 114. 575 См. напр. гл. V, с. 194..., примеч. 18 (с. 215) и гл. VI, с. 234... Другие документы этого типа см. в изданиях Дмитриевского, Матеоса и Бертоньера. См. также Prophaetologium, ed. С. HØeg et G. Zuntz (­ Monumenta Musicae Byzantinae. Lectionaria, I) Copenhagen 1939 et ss. Вопрос о взаимоотношениях Типикона и Канонаря- Синаксаря или Синаксаря-Канонаря см. выше, прим. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3° Пс. 118,73–131 . 4° Пс. 118, 132–170 ( τελευταον – εσοδικν) песнь трех отроков. Две службы в конце Афины 2061, службы в Субботу и в Воскресенье Праотцев и Отцев, описывают Утреню гораздо детальнее (напр. в воскресенье добавляют два дополнительных антифона к Пс. 118 ). В этих службах, и в других службах приложения становится очевидным, что служба, предусмотренная Афины 2061 представляет собою настоящую соборную службу с архиереем, диаконами и т.д. Места также соответствуют описанию Симеона : царские врата, амвон и т.д. Третий источник – сам Типикон Великой Церкви. Он является менее доказательным, чем мы этого желали бы. Мы уже говорили о его поразительном псалмопении из 25-ти антифонов в день, разделенном между утром и вечером, и приписывающем каждой из этих служб переменное «правило» от 7 до 18 антифонов, согласно временам года. Минимум из семи антифонов вошел бы в нашу схему из шести переменных антифонов, плюс τελευταον, который, как мы только что сказали, являлся частью восьмого антифона, но это не решает проблемы остальных антифонов, доходящих до восемнадцати... Мы пытались в качестве гипотезы приписать эту рубрику из 25 антифонов в день к другой службе, параллельной с соборной службой 255 . Коален 213 также дает нам некоторые указания в пользу этой гипотезы, ибо, приводя молитвы восьми антифонов, оно делало намек на молитвы 74-х антифонов Псалтыри. Это ценное свидетельство, ибо книга подписана: «собственность Стратигиоса, пресвитера великой церкви и патриарших часовень» и датирована 1027 г. Более внимательное изучение Типикона Великой Церкви привело нас к открытию очень интересной рубрики: на вечер Сыропустного Воскресенья (Mateos, II, 11) объявляется: « ... в канон понедельника, если есть полный канон, поется одна кафизма псалтыря и канон; если нет канона, поются две кафизмы... » Эта рубрика предназначена по всей очевидности для службы палестинского типа, а ни в какой степени не для соборной службы Святой Софии. Ее присутствие в этом Типиконе указывает, что тот мог, следовательно, содержать разнородные элементы, даже чуждые официальному чину Великой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таковы рукописи библиотек – Иерусалимской патриаршей 40, Парижской национальной (Coislin.) 213, Криптоферратской Г. β. I u Дpeздehckoй королевской 140 (104), содержащие Типикон великой Константинопольской церкви. Особенно важна Дрезденская рукопись, найденная проф. Дмитриевским и содержащая наиболее ценный список Константинопольского устава. Его научное изучение наш автор поставил в связь, – как это и вполне естественно, – с придворным уставом византийского императора Константина Порфирородного (Decerimoniis aulae byzanminae) u дaл ряд характерных очерков и набросков из области богослужения, патриаршего и придворного быта и вообще – церковной жизни Византии. Надо лишь искренно пожалеть о том, что в распоряжении проф. А.А. Дмитриевского был неполный список Дрезденской рукописи, значительная часть содержания которой и не могла подлежать его научному исследованию. Далее, наш автор при составлении своей работы должен был держаться преимущественно критического метода, так как в лице известного византолога А.И. Пападопуло-Керамевса имел серьезного ученого противника, с мнениями которого по обсуждаемым литургическим вопросам неизбежно нужно было считаться. И, по нашему мнению, проф. А.А. Дмитриевский высказал несколько вполне верных поправок к изысканиям А.И. Пападопуло-Керамевса , в частности по вопросу о Спудеях, по поводу термина νληφις в Святогробском Типиконе. А в той части труда, где речь идет о взаимном соподчинении Типиконов Иерусалимского и Константинопольского и сообщаются новые данные для истории Типикона великой церкви, проф. А.А. Дмитриевский , представляя многочисленные извлечения на греческом языке, сопровождает их большей частью русским переводом и, таким образом, делает свою книгу доступной и для читателей, недостаточно знакомых с оригинальным языком литургических материалов автора. Наконец, автор снабдил свою книгу полезным указателем. Но при всех своих достоинствах исследование проф. А.А. Дмитриевского несвободно от немногих недочетов, которые мы здесь и отметим в порядке страниц книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

Дело в том, что переоблачение священнослужителей в светлые одежды – это не пасхальная особенность, а крещальная, сохранившаяся в современном богослужении (как и апостольское и евангельское чтения литургии Великой субботы) от древней практики крещения в этот день оглашенных. Наш Требник до сего времени сохраняет в чине Крещения указание облачаться иерею в белые ризы: «Входит священник и облачается в священническую одежду белую». Что же касается пения стихов из пасхального богослужения, то это не церковное установление, а произвольное нововведение, сделанное в свое время для придворной капеллы Д. С. Бортнянским и позднее распространившееся «явочным порядком» вместе с придворным обиходом церковного пения. Святейший же Синод своей санкции на это не давал, и ни в одном из изданий Типикона или Постной триоди эти стихи в службе Великой субботы не помещались.    Положенные на литургии Великой субботы песнопения «Да молчит всякая плоть человеча» и «Не рыдай Мене, Мати», а также поемый на полунощнице канон «Волною морскою» и слово святого Епифания Кипрского «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит...» говорят о ином идейном значении данных служб. Если этим службам присуща торжественность, то последняя есть выражение радости Церкви о победе лежащего во гробе Христа Спасителя над адом. По учению Церкви, погребенный Спаситель, находясь как человек «во гробе плотски», как Бог сошел в ад и, пленив его, извел из него души праведников (1 Пет. 3:18-19 и 4, 6). Это и выражено в службах Великой субботы: на литургии в стихирах на «Господи, воззвах» – «Днесь ад стеня вопиет», а на полунощнице – в тропаре «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный». В свете такого значения великосубботнего богослужения понятным становится самый выбор этого тропаря. В самом деле, как известно, все воскресные стихиры Октоиха, поемые в течение всей пасхальной седмицы (на «Господи, воззвах», на стиховне и на «Хвалите»), распределены так, что каждому дню этой седмицы соответствует определенный глас. В частности, в первый день Пасхи исполняются песнопения 1-го гласа Октоиха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Название «панихида» само по себе не означает исключительно заупокойного богослужения 586 . Буквально с греческого оно означает «всенощное пение». Усвоенное преимущественно определенному заупокойному последованию, это название показывает, что, во-первых, это последование весьма не краткое (чрез всю ночь совершаемое) и что, во-вторых, оно предназначается для совершения его, главным образом в ночное время, – с вечера или утром, но не днем, не в обеденную пору. Если наша панихида не соответствует современному чину всенощного бдения, то, во всяком случае, она, как и молебен, является сокращением утрени, с сохранением существенно важных, главным образом, изменяемых частей. Но не одно из церковных последований не подвергалось такому сокращению, как молебен и панихида, в особенности последняя. На молебне еще непременно сохраняется тропарь. На панихиде нередко его и совсем не бывает, остается только обрывок последней фразы. Естественно, когда от панихиды остался только один остов; один голый скелет, позабыли, что есть разные последования панихиды, имеющие хотя небольшие, но характерные особенности, – все заменили одним по шаблону совершаемым сокращенным чином панихиды, которой, как будто по иронии, иногда усвояют название «великой». Последование великой панихиды излагается в 14-й главе Типикона. Более подробное изложение его с полным текстом неизменяемых частей помещается в Октоихе пред субботней службой 1-го гласа 587 . КУТИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Непременной принадлежностью великой панихиды должна быть кутия: и здесь она, как и при приношении ее в праздники, являясь своего рода малой трапезой в память усопших, служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почивших. По толкованию Отцев, кутия имеет и символическое духовное значение (как и все в нашем богослужении), что «человек как семя, как пшеница, опять восстанет Божественною силою и как бы прозябший, приведен будет ко Христу живым и совершенным» 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иной раз трудно бывает определить, чем великая вечерня отличается от вседневной вечерни. Бывает великая вечерня без паримий, бывает вседневная вечерня со входом. Но вот в чем, пожалуй, существенная разница, так это в порядке ектений. Тут, пожалуй, стоит даже выписать отдельно фрагмент последования. Итак, вседневная вечерня: «Свете тихий» прокимен «Сподоби, Господи» просительная ектения стихиры на стиховне «Ныне отпущаеши» Трисвятое по «Отче наш» Тропари сугубая ектения. А на великой вечерне будет так: выход «Свете тихий» прокимен паримии (могут быть, если это воскресная служба) сугубая ектения (по будням она в самом конце службы, и в этом – существенное отличие) «Сподоби, Господи» просительная ектения и т. д. Как видим, великая и вседневная вечерни существенно разнятся положением сугубой ектении. Просительная ектения совершается так же, как и в будни, а сугубая в самом начале имеет два дополнительных прошения, которых нет в будни: «Рцем вси» и «Господи Вседержителю Боже, Отец наш». На вседневной же вечерне, когда эта ектения находится в конце службы, она начинается с третьего прошения: «Помилуй нас, Боже». После просительной ектении, после тайной молитвы главопреклонения на великой вечерне может быть совершаема лития. Согласно уставу, лития непременно бывает на любом всенощном бдении. Что касается великой вечерни, совершаемой самостоятельно, а не в составе бдения, то на такой службе лития может быть или не быть – нужно смотреть устав каждой конкретно взятой литии. Глава 7 Типикона, описывающая воскресную службу без бдения, говорит о том, что на воскресной великой вечерне, не являющейся частью всенощного бдения, литии быть не должно. Но коли уж мы служим бденную службу, то надо сохранить литию. Теперь несколько слов о том, для чего нужна лития, в чем ее литургический смысл. Это усиленное моление, причем в притворе. В древней Церкви была очень развита покаянная дисциплина: кающиеся делились на четыре разряда; некоторые из них имели право стоять в притворе, а некоторые должны были находиться на улице и просить о себе молитв y входящих в храм. Чтобы не мешать церковной молитве и в то же время не отменять наложенной на них епитимии, в дни праздников сами священнослужители исходили к этим кающимся и .................

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11-я молитва оканчивается словами: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем», которые составляют возглас после ектении, по 9-й песни канона, пред чтением хвалитных псалмов. В 12-й молитве содержится как бы начало и конец великого славословия: «Хвалим, поем, благословим, благодарим Тя. Боже отец наших... яко показал еси нам свет дневный, яко у тебе есть источник жизни» (См. подобное о светильничн. молитвах на вечерне – выше). Богородичен первый иной на малой вечерне, иной на великой вечерне после стихир на Господи воззвах, иной на утрени после тропаря по «Бог Господь». Так, в Типиконе 14 января в отдание Богоявления указано: «Богородичен первый, гласа, малыя вечерни». О богородичных первых на великой вечерне и на утрени в Типиконе в одном и том же «последовании дважды указывается. Во 1-х, на вечерне после стихир на «Господи воззвах», на службе воскресной (Тип., гл. 3 и 5), также и на службе субботней (Тип., гл. 12 и 15) Богородичен первый настоящего гласа. Во 2-х, на утрени по «Бог Господь» указан Богородичен первый по гласу тропаря святого (Тип., гл. 3 и 5), если есть тропарь святому. Если нет тропаря святому, то Богородичен настоящего гласа (Тип., гл. 2). Те и другие Богородичны, т. е. после стихир на «Господи воззвах», и после «Бог Господь», не один и те же, а разные. После стихир разумеются те Богородичны, которые находятся в Октоихе в воскресной службе после стихир на «Господи воззвах» и называются догматиком. На великой вечерне Октоиха – это есть первый Богородпчен. После же «Бог Господь» называется Богородичен первым тот, который в Октоихе в великой воскресной службе печатается по «Ныне отпущаеши» и тропаря. Он на утрени также есть первый воскресный Богородичен. Этот Богородичен именуется также воскресным отпустительным Богородичным (Тип., послед. 6 октября по великом славословии, также гл. 53) потому, что поется пред отпустом вечерни, на праздники со славословием и с полиелеем и пред отпустом на утрени после великого славословия, в праздники с великим славословием, полиелеем и бдением. Например, по указанию последования Типикона указан 23-го сентября Богородичен 4-го гласа «еже от века» (Сн. Тип., гл. 53, глас 4), 26-го сентября Богородичен 2-го гласа: «Вся паче смысла» (Сн. Тип., гл. 53, глас 2), 28-го сентября Богородичен гласа 8-го «Иже нас ради» (Сн. Тип., гл. 53, глас 8). Воскресные Богородичны, которые поются по «Бог Господь», в Типиконе называются первыми, в книжке же «Краткий Церковный Устав», изданной в Московской Синодальной типографии (1853 стр. 2) названы вторыми Богородичными.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

299 Посему, когда в Типиконе (например, 13-го сентября) сказано, что после прокимна глаголются «ектении», то разумеются обе ектении, – и та вечерня есть великая. Но если в Типиконе сказано: «ектения и отпуст» (например, 24 февраля в сырную сед.), то разумеется вседневная вечерня. 300 В 47-й главе Типикона, где показывается различие служб в праздники великие, средние и малые, средние праздники с полиелеем отличаются от малых тем, что на вечерне, которая в Типиконе называется великою (Тип., послед. 14-го и 16-го ноября), стихословится первый антифон первой кафизмы: «Блажен муж». На великой вечерне на воскресные дни положено стихословить всю первую кафизму (Тип., гл. 2). Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к Великому посту, или в пост, так 1-й антифон: Блажен муж поется: 1) В мясопустную Неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января); ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырной, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер Недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9 марта), но не храмовой праздник. Иногда же и на великой вечерне не положено стихословить «Блажеин муж», так: 1) на 13-е сентября и на день Преполовения; 2) на Господские двунадесятые праздники, случившиеся во вторник, среду, четверток, пяток и субботу, но не в воскресение и не в понедельник (Тип., послед. 14-го сентября). 301 Вход назначено совершать на великой вечерне (Тип., гл. 2, 7 и др.). Но он бывает иногда и на вседневной, например: 1) В вечер Недель (воскресений): сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц. «Вход бывает, – сказано в Типиконе: – ради великих прокимнов» (послед. вечера сырной Недели).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010