Согласно Типикону Великой церкви (IX-XI вв.), П. делились на 2 «седмицы», каждую из к-рых возглавлял примикирий . В иерархии чинов Византийской империи выделялся П., исполнявший обязанности учителя и руководителя хора,- доместик (см. также дополнение к ст.: ПЭ. 2007. Т. 16. С. 751). В поздневизант. период наиболее сложные сольные песнопения должен был исполнять маистор. Со 2-й пол. XIII в. в провинциальных церквах появляются певч. должности протопсалта и лампадария (известные также в придворном клире), в поствизант. период они были включены в клир к-польской Великой церкви. На Руси П., или «демественники» (доместики), упоминаются уже в летописных повествованиях о ее Крещении. Древнейший рус. чин поставления чтеца и П., вероятно, был аналогичен к-польскому варианту, записанному в Евхологии Виссариона. В XIII-XIV вв. в чин добавляются (соответствующие другим греч. вариантам) ответы присутствующих «Аминь» или «Господи, помилуй» (по образцу монашеского пострига ) на формулы, произносимые епископом. В XV в. в начало чина были добавлены тропари апостолам, 3 святителям, чьи имена носят литургии, и всем святым (в греч. чине на этом месте указан тропарь дня). По рукописям XVI в. «Аминь» при пострижении говорил ставленник, а не присутствовавшие, он же подавал ножницы архиерею (как при монашеском постриге), П., получив Псалтирь, пел стихи Пс 1 с припевом «Аллилуия», в конце была добавлена сугубая ектения за поставляемого ( Неселовский. 1906. С. 55-56). В 1677 г. в печатном «Чиновнике архиерейского священнослужения», подготовленном монахом Чудова мон-ря Евфимием , чин поставления чтеца и П. был отредактирован по греч. образцам и соединен с чином поставления свещеносца ; краткая фелонь, в к-рую одевается ставленник в начале чина, в конце стала заменяться на стихарь ; пострижение оставлено только одно - крестообразное, совершаемое архиереем, а пострижение «в форму клирика», совершаемое др. клириком, исключено; отсутствуют отдельное упоминание о П., о пении им прокимна перед чтением Апостола и «Аллилуия» со стихами - после него и ектения за поставляемого; в завершение чина вставлены поучение чтецу и возглас из чина александрийского происхождения. Эти изменения свидетельствуют о том, что данный чин стал использоваться преимущественно для последовательного прохождения нескольких степеней церковнослужения и окончательно утратил свое значение для П.

http://pravenc.ru/text/2579890.html

Из Перы ездил в Фанарь – средоточие чиноначалия Православной Вселенский Церкви. Там был у Фаворского митрополита Иерофея и у самого Святейшего. Патриарх – старец маститый, умный и ласковый; принял меня очень внимательно; беседовал о многом касательно Русской Церкви и ее Святителей, с особым удовольствием слушал мои уверения в глубоком их уважении к его Святейшеству, но, к сожалению, все это через переводчика. Подробнее обо всем сообщу Вашему Высокопреосвященству особо». 14 июня 1848 год. Архимандрит Софония. Буюкдере». Служба на Востоке была для преосвященного Софонии одним из лучших, памятнейших для него периодов его страннической жизни. Любил он впоследствии вспоминать об этом времени и часто по целым часам, особенно в осенние и зимние вечера в г. Верном, рассказывал приближенным о своей жизни в Константинополе, о знакомстве и сношениях с высшими представителями Православной и иноверческой церквей на Востоке, о своих занятиях изучением всего внешнего и внутреннего строя великой Церкви Вселенской, даже обыденной жизни ее пастырей и пасомых. Рассказы Преосвященного, обладавшего удивительной памятью и прекрасным даром слова, лились живым потоком и увлекали его слушателей. Живя на Востоке, архимандрит Софония имел частые сношения с Патриархом Константинопольским, членами его Синода и другими святителями Восточной Церкви. Всегда осторожный и рассудительный в своих словах и поступках, отец Софония, питая глубокое уважение к членам иерархии Церкви Восточной, умел в то же время прилично сохранять и собственное достоинство, как представитель Русской Церкви. Он никогда и ни перед кем не бывал горд и надменен, но и смирение его всегда имело свои должные, в его сане и положении, границы. Частые и обстоятельные беседы с восточными архиереями и учеными богословами, внимательное наблюдение за богослужением в тамошних церквах и монастырях, составляли постоянное и любимое занятие отца Софонии в то время. С особенною любовью он занимался научным изучением типикона Великой Вселенской Церкви по первоисточникам (чиноположений и богослужений церковных внешнего и внутреннего строя Греческой церкви) и вообще памятников церковной археологии и собрал в архивах и библиотеках обильный и ценный материал.

http://pravoslavie.ru/36553.html

1357 . В половине XVII в. Арсений Суханов , после первого своего путешествия по Востоку, побывав в патриархатах Константинопольском, Александрийском, Иерусалимском и на Синае, сообщает в 46 главе своего «Проскинитария» при изложении последования утрени: «канархист (по 6 п. канона) чтет Пролог на налое на крылосе; а среди церкви николи не чтут нигде. У патриарха токмо синайского видех среди церкви чтут Пролог, а чтут по скору, как рассказанием, а не как у нас гласят. А иного чтения, кроме Пролога, у патриарха Иерусалимского нигде не чтут; токмо у синайского архиепископа видех по праздникам по кафизмах, или по полиелеосе едину статью чтут во евангелии толковом. Егда же Пролог прочтут, не говорят: «Богу нашему слава», но сице: «тех святых молитвами Христе Боже помилуй и спаси нас», и людие рекут: аминь. И поют ирмос седьмой песни 1358 . В XIX веке этот порядок чтения одного только Пролога или Синаксаря 1359 . был официально узаконен в вышедшем в 1838 году с благословения константинопольского патриарха Григория VI для употребления «повсюду в православных церквах, особенно же приходских» (τν πανταχο ρθοδξων κκλησιν, μλιστα δ τν κατ πλεις κα κμας ερισκομνων) 1360 «Типикон по чину Великой Христовой Церкви – (Τυπικν κατ τξιν τς το Χριστο Μεγλης ’Εκκλησας) 1361 . Устав этот, узаконяя утвердившийся к началу XIX века богослужебный строй, смешанный из порядков Иерусалимского Устава с порядками Устава Великой Церкви (Св. Софии) 1362 , указывает только одно чтение по 6 песни канона, называя его или τ Μηνολγιον (τν γων τς μρας или τς ορτς – для памятей минейного круга) или ‘Υπμνημα (κυριακς – для некоторых недель предпразднственных и после празднственных, или το τριωδου – для праздников триодного круга) 1363 . Слово Златоуста на Пасху – «Аще кто благочестив» сохраняется, но полагается не на утрене, а на литургии, после заамвонной молитвы 1364 . Устав 1838 года, вместе с его регламентацией Чтений, как вполне соответствующий наличной практике, был охотно принят, как действующий общецерковный, можно сказать, во всех приходских и монастырских храмах (хотя для последних он не был безусловно обязателен) Греческой Церкви, как всех ее патриархатов, так и королевства Греческого и даже выделившейся из состава константинопольского патриархата Церкви Болгарской 1365 , вследствие этого естественно во всех приходских и монастырских церквах должна была потерять силу древняя уставная регламентация Чтений и замереть их практика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Устав о вседневной вечерне находится в Типиконе, в 9 главе; в последованиях понедельника и среды 1 седмицы Великого поста; в Служебнике, Часослове и Следованной Псалтири. Устав о вечерне в дни Великой Четыредесятницы находится в Типиконе, в последовании вечера сырной недели (воскресения) и в последовании понедельника 1 Седмицы Великого Поста; также в Часослове и в Следованной Псалтири. Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Типиконе, в 7 главе; также в Служебнике, Часослове и в Следованной Псалтири, в последованиях Триоди и Минеи на указанные дни. Устав о вечерне на бдении всенощном находится в Типиконе, во 2 главе, иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом; также в последованиях Типикона, Минеи и Триоди на великие праздники. Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Диакон: Возстаните... Господи, благослови. Иерей: Слава С вятей...Приидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, триждыСветильничны. Господи, помилуй, трижды Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.Стихословие целой кафизмы.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне 32 . Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне (службы 1-й седм. в особ. кн.). В вечер недели (воскресения) кафизмы не бывает. Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы. 1 антифон 1 кафизмы. В неделю вечера стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17). Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы.На неделю (воскресение) вся 1 кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В связи с этим частично цитируется «16 пение» («сице в етере месте имущю: «хранить бо кости праведных», якоже поет въспеваа Давид в песниих») 366 , которое исследователи продолжают отождествлять с упомянутым выше кондаком, его 16-м икосом 367 . Однако совершенно очевидно, что в данном случае имеется в виду Псалтирь, которая могла петься сколь угодно долго в любых ситуациях. Во-первых, автор «Слова» сам ссылается на Давида, а во-вторых, в отличие от современной нам иерусалимской практики, Псалтирь в богослужении Великой Церкви делилась не на 20 кафизм, а на 68 антифонов. Шестнадцатый антифон состоял из 33-го псалма 368 . Именно 33-й псалом (21-й стих) и цитирует Константин, говоря о «16 пении»: «Хранит Господь вся кости их, ни едина от них не сокрушиться». Во время исполнения этого антифона была обретена голова св. Климента, а затем и все его кости («якоже подобает по чину блаженым удом явити ся, еиже тлевше свойством, съхранене же сущи своею твердостию») 369 . Константин специально обращает внимание на обнаружение вместе с останками якоря, с которым, согласно преданию, он был утоплен. Он также приводит возглас одного из участников поисков, первым увидевшего останки: «Радуйте ся, отцы и братия, о Господи!...». Когда утром 30 января поиски увенчались успехом, присутствующие восслали «хвальну песнь Богу», которая после обретения всех останков переросла в «крепко и обще пение хвально» или «славословие Божие» 370 , продолжавшееся до литургии. Вероятно, после кратковременного ликования по поводу нахождения искомых мощей хор продолжил пение псалмов, соответствующих моменту (в том числе наверняка так называемых «хвалитных псалмов» – 148,149 и 150-го), а те, кто вел поиски, продолжили копать до тех пор, пока не обрели все останки. После этого участвовавшие в поисках присоединились к поющим. Что за совместные хвалебные песнопения продолжались с этого момента до литургии, сказать трудно. Известно, что после песненной утрени Типикон Великой Церкви допускал пение и чтение до начала литургии 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковные правила относят крещение детей к числу неотлагаемых треб, о чем говорит, например, 58 статья Номоканона. Что же касается требования во время отсутствия священника занять богомольцев чтением Апостола или Псалтири, то оно находит себе полную параллель в Типиконе Великой Константинопольской церкви. Описывая крещение оглашенный за Литургией Великой субботы, устав говорит, что для его совершения Патриарх удалялся в особую крещальню, а в церкви во время его отсутствия читали паремии. Если в случае скоропостижной смерти служащего священника освященные или неосвященные честные Дары, за неимением другого священника, надолго останутся не потребляемыми, так что в них начнется разложение, т.е. они заплесневеют или прокиснут до того, что употребить их будет невозможно, в таком случае священник должен вылить их в текущую реку. Правило « Аще который иерей кроме сицевого случая литургисав не причастится божественных таин, тяжко смертно вельми согрешит, и извержения вине подлежит» почти дословно повторяет 8 апостольское постановление: «если епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится, да представит причину, и если есть благословна, да будет извенен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного …». Если перед освящением Даров в потир попадет муха, паук или нечто ядовитое, это должно вынуть, завернуть в бумагу и сжечь; вино должно быть вылито из чаши в другой приличный сосуд, а в потир должно быть влито новое вино, с произнесением проскомидийных слов: « Един от воин копием ребра ему прободе.. .». Прежнее же вино, по окончании службы, должно быть вылито в текущую реку. Если это случится после освящении Даров, и священнику будет противно проглотить впавшее животное вместе с Дарами, то он должен вынуть его из Чаши со всею осторожностью, чтобы ни одна капля Божественной Крови не пролилась; потом должен трижды измыть его вином над другим Потиром или каким-нибудь приличным сосудом, завернуть животное в бумагу или чистый плат, и, по окончании Литургии, на чистом камне сжечь, пепел зарыть в таком месте, где земля не бывает попираема ногами, а вино, которым измыто впавшее животное, должно быть вылито в реку, а если река далеко – в яму под престолом. Святую же кровь надлежит оставить.

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

1 . Ранние (VIII–XII вв.) евхологии такие как Barberini 336, Петербург 226, Севастьянов 474, Grottaferrata Гр I, Paris Coislin 213 и другие древнейшие синайские списки приводят подлинный кафедральный чин (песненное последование) Константинополя. Лучшим представителем этого патриаршего чина Великой Церкви XI–XII вв. является кодекс Grottaferrata ΓβI. Затем это развитие было подрублено под корень IV Крестовым походом, после которого чин Великой Церкви уже не возродился в былой силе. С эпохи иконоборчества до 1204 г. происходит вхождение в обиход савваитских обычаев студитов, данный чин сосуществовал с двумя следующими его разновидностями. Первый признак этих студитских вхождений может быть прослежен в вечерних богослужениях евхология X века Grottaferrata Г β VII (ff. 137–144). 2 . Последующие богослужения константинопольского типа, в которых уже можно проследить внешнее влияние по тому, как из них изымаются некоторые молитвы. Рукописи этого типа относятся к X–XVI векам. 3 . В тот же самый период мы также видим студитские евхологии подобные Patmos 105, представляющие синтез палестинского монашеского обихода и константинопольского евхология во всей красе. Но среди них нет и двух схожих рукописей. Такой синтез встречается в некоторых афонских рукописях, таких как Lavra B 7 и Vatopedi 113 (обе XIV века) до времени реформ Филофея. 4 .Наконец, неосавваитский период представлен источниками, начиная с XIV века. Списки распадаются на две традиции: константинопольские молитвы соединены в один блок в начале, но литании и экфонезисы распределяются на протяжении всей службы, являющейся последованием палестинскою орология в чистом виде. Это и есть неосавваитский обиход, который знаменует триумф духовности исихастов над городским многообразием студитов: он затмит все другие традиции после того, как Константинополь вернется к византийцам в 1261 г. Это также представляет и агиоритское решение, зафиксированное Филофеем и находящееся в большинстве афонских списках XV столетия: это те источники, на которых были основаны первые венецианские издания византийских литургических книг. 317 Этот обиход дошел до нынешнего дня. Тот факт, что мы имеем крайне мало итало-греческих списков такого типа, доказывает, что афонские филофеевские обычаи и для богослужений суточного круга, и для евхаристии очень медленно достигали византийской литургической периферии за пределами Греции и Константинополя. Надо сказать, что в Южной Италии студийский обиход продержался вплоть до 1587 г., когда папским декретом в монастыре Святейшего Спасителя в Мессине был введен Типикон св. Саввы. 318 И славянские списки отражают те же самые процессы с задержкой на одно-два столетия. Афон и византийская Божественная литургия

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

псалма) 9-я»; нынешняя 10-я молитва надписывается в большинстве Евхологиев «молитва 50-го», т. е. пс.; затем есть молитвы «на хвалитех» ( ες τος ανους) по большей частью, нынешняя 11-я, на «Слава в вышних Богу», иначе называемая «молитва отпуста», или прямо «отпуст» -по большей частью, нынешняя 12-я; последняя молитва большей частью, нынешняя «главопреклонения». Евхологии Криптоферратский (с. 386) Виссарионов IX в., Париж. Национ. библ. XI в. 213 и славянсткий Требник Моск. Синод. библ. XIV в.имеют кроме этих молитв на утрени, подобно вечерне еще 1 молитву оглашенных и 2 верных (пред молитвами отпуста и главопреклонения), причем первый Евхологий и Требник делают об этих молитвах замечание, что они читаются, «когда бывает вход, произносится Слава в вышних Богу, трисвятое и прокимен»,– частнее: «когда поются (какие-то) 12 прокимнов, именно во вторник и четверг двух недель пред мясопустом (след. с недели Мытаря), в мясопуст и сыропуст, если в эти дни нет литургии или праздника»; молитва об оглашенных с ектенией ( λιτανεοντος) диакона и молитвы за верных произносятся после сугубой ектении; после же этих молитв просительная ектения 1595 . Без сомнения, ранее эти молитвы произносились за каждой утреней и вечерней, к XI же веку они остались принадлежностью утрени по крайней мере, лишь недель подготовительных к посту (в посту не произносились, должно быть, потому, что там утреня была не торжественная и ежедневно служилась литургия преждеосвященных). Это был последний шаг к совершенному удалению их с этих служб. Панихида по уставу Великой Церкви Кроме вечерни и утрени Константинопольский Софийский устав иногда имел еще службу «панихиду». Неизвестно, отвечала ли она когда-либо вполне своему имени («всенощной») по продолжительности. Патмосская рукопись устава Великой Церкви назначается панихиду только на 4 или 5 неделе поста и о составе ее замечает: «бывает панихида во Влахернах так: вечером идут во Влахерны два недельных чтеца (из Софии); и один недельный исполняет ( ποιει ) там вечерню и кондак; троичен же и полунощницу исполняют местные (чтецы); а утреню исполняет другой недельный» 1596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Среди профетологиев особого упоминания заслуживает изданный Хегом и Зунтцем музыкальный лекционарий Великой Церкви, содержащий чтения Ветхого Завета для великопостных служб и всенощных бдений великих праздников, а также тропари и богатую рубрикальную информацию, частично относящуюся к литургии. 52 Полезными в сравнительных целях были три источника иерусалимской литургии: издание Пападопуло-Керамевсом т. н. Типикона Анастасии, представляющего собой скорее Триодь Страстной и Светлой седмиц по кодексу Stavrou 43, издание Тибо манускрипта Петербург 44 (=Sinai 50), содержащего шестнадцать элементов, свойственных литургии Слова ИАК, и известный грузинский иерусалимский лекционарий, изданный под редакцией М. Тархнишвили. 53 Эти источники особенно важны для изучения псалмопения иерусалимского кафедрального обряда, который лишь недавно был системно изучен Х. Леебом. 54 Исследователь был достаточно любезен, чтобы обсудить с нами и предоставить в наше распоряжение труд прежде выхода его в свет, что стало весьма кстати для нашей реконструкции антифона Великого входа в главе II. 4. Диатаксисы 55 Исходя из незначительных рубрик в древнейших списках, можно заключить, что первоначально обряд Великой Церкви сохранялся и передавался в устной традиции. Но в XII столетии в Константинополе появляется новый богослужебный источник – диатаксис. Это своего рода литургийный устав в виде детального описания чина. Первое свидетельство традиции диатаксисов – перевод Льва Тосканского. Жакоб убедительно показал, как, особенно в чинопоследовании Великого входа и причащения, Тосканец заполняет типичный безрубрикальный константинопольских евхологий рубриками из другого источника, вероятно диатаксиса X в. или еще более древнего документа. 56 Подробно об это ниже. C XII до XV вв. диатаксисы множатся, особенно в монашеских кругах, вероятно из-за желания зафиксировать новации в протесисе, поэтому некоторые из дошедших до нас диатаксисов касаются только этого чина. 57 В Италии описание чинопоследования протесиса обычно включалось прямо в формуляр. 58 В других областях литургийный формуляр, начинавшийся единственной молитвой протесиса, как в древнейшей рукописи, оставили нетронутым, а новый чин протесиса был снабжен подзаголовком «диатаксис божественной литургии». 59 Подобное мы видим даже в некоторых недавних печатных изданиях. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви. Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни Октоих состоит из 2х частей: 1я содержит 1–4 гласы, 2я содержит 5–8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе. В 1й части перед субботней службой 1го гласа и 2й части 5го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды. В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени. Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке: 1. Утреня Начинается с седальнов; по 1м стихословии, по 2м стихословии, по 3м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм. Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона. Дни Каноны Припевы к тропарям канона Понедельник 1й умилительный 2й бесплотным «Помилуй мя Боже, помилуй мя» “Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас”.

http://azbyka.ru/oktoix-ego-postroenie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010