Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей, глас тот же 3. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаженно и треблаженно…», «И ныне» Минеи, глас 8-й: «Виждь, Елисаветь…» (см. в службе прмц. Февронии). Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Радуйся и веселися о Господе…», «И ныне» Минеи, глас 6-й: «Елисаветь зачат…» (см. в службе прмц. Февронии). По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же: «Захариин плод…» (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее, Христа Бога нашего…». По 6-й песни кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» светилен благоверных князей, «И ныне» Богородичен Минеи: «Пресвятая Богородице…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 4-й – 4. «Слава» благоверных князей, глас 2-й: «Приидите, вси языцы…», «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «На Тя упование…» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Глава 9. Дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа О еже како подобает знаменати на всяк день. Зде же указание о вечерни, и о утрени дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа: и о 1-м часе. Пред вечером мало, кандиловжигатель взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник востав творит начало: Благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: и прочее. И чтет 9-й час с междочасием его, аще и Бог Господь будет, и по конце его знаменает в два, или 4 кампана, по уставу. [Зри] Вестно буди, егда 9-й час глаголется в притворе, тогда творит священник 9-го часа отпуст. По отпусте же вшед во храм, творит начало вечерни по обычаю. [Аще же глаголется 9-й час во храме, отпуст 9-го часа не бывает.] По скончании же клепания востав священник, вшед во храм творит пред царскими враты поклонения три: вземлет же и епитрахилий сущий у царских врат, благословив и, и целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: Благословен Бог наш: отверзает же и внутреннюю дверь, сиречь завесу, тафтою, или иным видом устроену. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся, трижды: И предначинательный псалом. аще есть аллилуиа, и творим 3 поклоны, стояще на местех своих рядом, уравняющим поклоны всем вкупе со опасением. [Тако убо поклоняющимся, несмущения ради церковнаго.] Сему же глаголему, чтет священник молитвы светильничныя пред святыми дверьми стоя непокровен, и по исполнении того, Слава и ныне, аллилуиа трижды, и поклоны 3. Таже священник глаголет ектению великую, и возглас. И посем кафисма обычная ряду: и по коейждо Славе, аллилуиа трижды, и поклоны три. Священник же положив епитрахилий на месте его, и отшед стоит на обычном месте своем, Дóндеже стихословится кафисма псалтира: в конец же третияго антифона, отходит пред святыя двери, возложив на ся епитрахилий, глаголет малую ектению и возглас. Таже вшед во олтарь, вложив фимиам в кадильницу, и благословляяй е глаголет и обычную молитву кадила: и кадит по обычаю святилище, и храм весь, настоятеля и лики, и всю братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею...», кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестныя и чудотворныя мощи твоя...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Владычице, приими...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6. Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестное и святое тело твое...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-05/

3 См.: Merras M. The Origins of the Celebration of the Christian Feast of Epiphany. Joensuu, 1995. P. 82–121. 5 … ο διαφθειρομμης τς τν δτων κενων φσεως – ср. церковнославянский перевод: «… не растлевающуся вод оных естеству» (Типикон, глава 48, первое «зри» под 6 января). 6 Ср., напр.: Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с ее помощью//Химия и жизнь. М., 1970. 3. С. 87–89. 7 Мы категорически не согласны с диак. Н. Денисенко, который в своей диссертации делает на основании слов Златоуста вывод о том, что над водой совершалось некое благословение в контексте специальной службы (Denysenko N. The Blessing of Waters on the Feast of Theophany in the Byzantine Rite: Historical Formation and Theological Implications/Diss.: Catholic University of America. Washington (DC), 2008. P. 29–30, 39; в 2012 г. работа была выпущена издательством «Ashgate» в виде книги, озаглавленной «The Blessing of Waters and Epiphany: The Eastern Liturgical Tradition», но нам была доступна только рукопись диссертации): пассивное причастие в выражении Златоуста σμερον γιασθντων τν δτων указывает лишь на то, что «воды освящаются/освящены сегодня», но совершенно не требует предположения о сугубо литургическом характере этого освящения. При этом подобное предположение противоречило бы свидетельству Феодора Чтеца (см. ниже). 9 Т. е. в январе, а именно в день Богоявления. Такое название января связано с тем, что с 153 г. до н. э. консулы Рима вступали в должность утром 1 января, возлагая на себя шитые золотом одежды высших правителей Республики. Традиция начинать консульский год 1 января продолжалась и во времена Римской империи. Собственно, как раз эту традицию имело в виду установление европейского Нового года 1 января. 10 Paul. Silent. Descr. S. Soph. 594–604//CSHB 38. P. 29–30. Перевод фрагмента любезно выполнен Д. Е. Афиногеновым. 11 Исследователи обычно исправляют здесь μυστριον на μρον, тогда речь идет об установлении торжественного чина освящения крещального мира в контексте литургии (как это действительно и стали делать примерно с V в. и совершают– в Великий четверг – вплоть до наших дней), а не в контексте чина Крещения как такового (подобно освящению предкрещального елея). Впрочем, возможно, это место можно понимать и как-то иначе, без исправления μυστριον на μρον – например, в смысле установления чина освящения престола в новом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 8-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Всечестныя и чудотворныя мощи твоя…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами); стих: «Священницы Твои облекутся в правду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподобне отче Павле…». «Слава» – святителя, глас 2-й: «Постную пучину…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 8-й, седален святителя, глас 3-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Деву и едину в женах...». По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Неизреченнаго чревоношения...». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (со славником). «Слава» – святителя, глас 7-й: «Вникнул еси во глубины Духа…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-19/

И икос, и чтем пролог. По 9-й песни, светилен святаго, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры, на 4, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Слава, глас 6: Человече Божий: И ныне, Богородице, ты еси лоза: Славословие великое. По трисвятом тропарь. Слава, и ныне, Богородичен. Ектении, и отпуст, и дается святый елей от кандила святаго, и час 1. На 1-м часе, тропарь святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак его, и совершенный отпуст. На литургии, блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем: Стих: Что воздам Господеви: Апостол ко евреем, зачало 335: Повинуйтеся наставником: Аллилуиа: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: Евангелие Луки, зачало 24: Ста Иисус на месте равне: Причастен: В память вечную: [Зри] Святаго же Мелетиа службу поем на повечерии: или когда настоятель изволит. Тропарь, и кондак его, писаны выше сего. 13. Преподобнаго отца нашего Мартиниана. Стихиры октоиха 3, и святаго 3, глас 2. Подобен: Егда от древа: Слава, глас тойже, самогласен: Радуйся честная: На стиховне октоиха. Слава, святаго, глас 6, самогласен: Испещрен одеждею: Тропарь, глас 8: Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: препрославлен еси всесильне, огня и бури спасый мя. На утрени, оба канона октоиха: и святаго на 4, глас 2. По 3-й песни седален, глас 4. По 6-й песни, Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя: Яко подвижника благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра. И икос, и пролог. По 9-й песни светилен октоиха. Слава, святаго: И ныне, Богородичен. 14. Преподобнаго отца нашего Авксентиа. Стихиры октоиха 3: и святаго 3, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, глас 8: Чистая Духа Святаго мудрость: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 1: Пустынный житель: септемвриа в 29-й день. На утрени, оба канона октоиха: и святаго на 4, глас 4. По 3-й песни седален, глас 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полунощницу же поем по обычаю с кафисмою, и тропари обычными. По Честнейшую, 3 поклоны великия. На утрени, на Бог Господь, тропарь Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-й и по 2-й кафисме, глаголем седальны триоди, ектении же не глаголются. и чтение во Ефреме. По 3-й кафисме, глаголет иерей ектению малую: и седальны Предтечи оба, и чтение Предтечи. Полиелей, и седален Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен: и чтение Предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Евангелие Предтечи. таже, псалом 50, стихира Предтечи. Канон Предтечи, со ирмосом на 8. Катавасиа: Отверзу уста моя: А идеже трипеснец: и поем канон Предтечи, со ирмосом на 6: и трипеснец на 8. Катавасиа триоди. По 3-й песни, седален Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен, и чтение Предтечи. По 6-й песни, кондак и икос, и пролог. Светилен Предтечи, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры Предтечи, на 4. Слава, Предтечи. И ныне, Богородичен его. Таже настоятель, или чтец глаголет: Слава тебе показавшему нам свет. Посем ектениа: Исполним утреннюю: таже, на стиховне, триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, Предтечи. И ныне, Богородичен. Посем: Благо есть: глаголем единожды. По Отче наш: тропарь Предтечи. Слава, и ныне, Богородичен воскресн. Ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия, без отпуста, и час 1. На часех, тропарь глаголем Предтечи: и по трисвятом, кондак его, и наконец 3 поклоны великия, и по поклонех трисвятаго не глаголем, но глаголем: Христе свете: и отпуст. Час же 3-й, 6-й и 9-й поем с кафисмами, в подобное их время, со чтением. На 6-м часе, чтется паремиа дне, по чину ея. [Зри] Молитвы же великаго Василиа по часех глаголем непременно, еже есть Владыко Боже Отче: и Боже и Господи сил: и Владыко Господи Иисусе Христе: Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем. По кафисме, Аллилуиа, трижды: таже, Господи помилуй, трижды. и чтец глаголет: Слава, тропарь Предтечи. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак Предтечи: по Честнейшую, 3 поклоны великия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   [Смотри] Потребно есть, и сие ведати, яко в пятцех святыя четыредесятницы, поем час 3, и 6, вкупе же и 9. На вечерни, же оставляем поклоны от начала, кроме трех великих.     В пяток 2-я седмицы вечера,    Стихословим кафисму, Ко господу внегда скорбети ми: И по коемждо антифоне, творит иерей ектению малую. И поем Господи воззвах, во глас самогласна триоди. И прочая служба вечера, и литургии преждесвященныя, якоже изъявися в среду и пяток мимошедшия седмицы. [Смотри] Аще ли не будет преждесвященныя, по обычной кафисме, поем Господи воззвах, во глас октоиха, и стихиры на 6: мученичны гласа три: и минеи святаго подобны 3. Слава, святаго, аще есть: Аще ли ни, Слава, мертвен дамаскиновых октоиха. И ныне, богородичен 1-й гласа. На стиховне триоди самогласен дне, дважды: и мученичен, в тойже глас: писаны на Господи воззвах. Слава, и ныне, богородичен, в тойже глас. Ныне отпущаеши: Трисвятое. Тропарь: Апостоли, мученцы и пророцы: Слава, Помяни Господи: И ныне, богородичен, мати святая: Таже, ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия, и молитва: Всесвятая Троице: Буди имя господне: и псалом, благословлю Господа: и отпуст.    [Смотри] Должно есть ведати, яко сице совершается служба во вся пятки, от сея седмицы, даже до пятка пятыя седмицы поста. На повечерии, по 1-м трисвятом, Тропарь: Апостоли, мученцы: Слава, Помяни Господи: И ныне, богородичен, мати святая: По 2-м трисвятом, Помилуй нас Господи: По Достойно, и по трисвятом, кондак, Со святыми упокой: И отпуст малый.     В субботу 2-ю постов на Утрени.    Поем Аллилуиа, на глас 2-й. Стихи зри в субботу мясопустную. Тропарь, глас 2: Апостоли, мученцы и пророцы: дважды. Слава, мертвен: Помяни Господи: И ныне, мати святая: и стихословим кафисму 16: Рече Господь господеви моему: и седальны мученичны октоиха 3, и мертвен. Слава, и ныне, богородичен 1-й настоящаго гласа. И чтение в шестодневе златоустове. Таже, блажени непорочнии, поем на глас 5, с припевы: благословен еси Господи: Разделяем на две статии. иерей же кадит посреди кафисмы, и творит ектению о усопших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В том случае, если святому положено славословие, изменения в богослужении касаются лишь пения канона: здесь иное соотношение тропарей. Какое именно – зри Типикон. Но то, что святые, которым поется славословие, очень редки в Типиконе, говорит также и о том, что в Типиконе не имеется конкретных указаний о том, как следует петь канон славословному святому. По-видимому, указание остается прежним: сначала поется канон праздника, а потом – канон святого (видимо, на 6). Зато в славословной службе, естественно, катавасия поется по каждой песни. Катавасия эта, как правило, полагается по уставу празднику. Четкого правила, какую катавасию в данном случае петь, нет. Если мы возьмем Преображение Господне или Успение, то здесь самая разная практика. Бывает, что на катавасию поются не ирмосы праздника, а ирмосы последующего праздника, а бывает и наоборот. Устав о пении катавасий можно найти в Типиконе или в справочнике Розанова. Но как правило, поются ирмосы праздника на катавасиях, если святому положено славословие или полиелей. Богослужение кончается обычным образом. В стихирах на «Хвалитех» поются стихиры святому, покрываются они Богородичном праздника. Затем поется Великое славословие, тропари – таким же образом, как по «Ныне отпущаеши» (тропарь святого, «Слава, и ныне» праздника), обычная концовка. Изменений при чтении Часов не имеется. На Литургии, в зависимости от праздника, положено два прокимна; обычно прокимен праздника предваряет прокимен святого. Читаются два зачала – рядовое и святому. В случае, если попразднство совпадает с празднованием святому, которому положен полиелей (или всенощное бдение), устав будет следующим. Естественно, на малой вечерне на всенощном бдении поются стихиры святому рядовому, которому положено всенощное бдение, но покрывают эти стихиры песнопения праздника с малой вечерни (говоря о малой вечерне, я говорю о святом, которому положено всенощное бдение – святому, которому положен полиелей, малую вечерню не служат; служится сразу великая вечерня в конце 9-го Часа). Стихир на «Господи, воззвах» в данном случае поется обычно 8; предваряют стихиры праздника, а затем поются стихиры святому (первые три – праздника, остальные 5 – святому). Общее правило, которое следует запомнить: покрываются стихиры на «Господи, воззвах» всегда песнопением праздника. На стиховне чаще всего положены стихиры святому, которые покрываются Богородичном праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак храма, и праотцев, и воскресен, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 4: и праотцев песнь 3-я, на 4: и храма песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и праотцев, и храма. Кондак воскресен. Слава, храма: И ныне, праотцев. Вместо прокимена, песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших: Таже храма. Апостол, аллилуиа, и Евангелие праотцев, и ряд: таже храма. Причастен: Хвалите Господа с Небес: Другий: Радуйтеся: [Зри] Тогоже дне бывает отдание храма, яко предписася в первой главе. На Господи воззвах, стихиры храма, 3: и святаго, 3. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу. Прокимен дне. На стиховне октоиха: Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу. По Трисвятом, тропарь храма. Слава, святаго, аще есть. И ныне, Богородичен. И отдается служба храма. Такожде поем службу и праотцев во отдание храма. Глава 14. Поем службу храма святых триех отроков, во всем, якоже предписася святаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе Поем службу храма святых триех отроков, во всем, якоже предписася святаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе. Глава 15. Аще ли случится храм их в неделю святых отец, пред Рождеством Христовым, поем службу храма, по тойже главе, якоже якоже указася храму с праотцы в неделю: точию чтем паремии отцев и храма Аще ли случится храм их в неделю святых отец, пред Рождеством Христовым, поем службу храма, по тойже главе, якоже якоже указася храму с праотцы в неделю: точию чтем паремии отцев и храма. Глава 16. Аще ли случится храм святаго или святыя в неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемвриа в 20, в 21, в 22 и в 23 день На малей вечерни, стихиры воскресны 4. Слава, храма: И ныне, предпразднства. На стиховне стихира воскресна едина, и храма стиховна великия вечерни с припевы его. Слава, храма: И ныне, предпразднства. По Трисвятом тропарь воскресен и отцев. Слава, храма: И ныне, предпразднства. Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и отцев со славным, 4: и храма 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010