Бодрствовать должны все. Это лучшее средство от бесовских искушений, как замечает церковный устав: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри») . «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой… Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Иона 2:3) – этот вопль пророка Ионы прообразует пребывание душ умерших людей во аде, куда по милости и человеколюбию «снизшел еси Господь (в преисподняя земли)», сокрушая те вечные оковы, которые не были подвластны ранее никому, даруя свободу всем Воскресением Своим. Дословный текст о сокрушении евреев мы находим у пророка Исайи (Ис. 45:2-3): «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев». По словам преп. Максима Исповедника, «пророк Иона – это образа Адама и нашей человеческой природы, Христа и пророческой благодати и неблагодарности еврейского народа, утомляющегося от всего доброго и завидующего постоянно милости Божией» . Подобно тридневно пребывающему во чреве кита Ионе, тридневно пребывающий в недрах земли Господь «воскресл еси от гроба», даруя нам победу над грехом, страстями и смертью. В ирмосе 7-й песни автор использует темы из 1-й части Песни трех отроков, которую мы слышим в конце последней паремии литургии Великой Субботы. За отказ поклониться идолу три отрока израильских были брошены Навуходоносором в печь, откуда их избавил Некто «подобный Сыну Божию»: «Тогда Навуходоносор исполнился ярости , и самым сильным мужам из войска своего приказал связать и бросить их в печь, раскаленную огнем… Но Ангел Господень сошел в печь и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер… Навуходоносор царь сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан.

http://bogoslov.ru/article/6027170

10 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 августа). 11 . Если случится Богородичный праздник недвунадесятый (иконы Богородицы или другой), – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 октября). 12 . Если случится предпразднство или попразднство Господского праздника, – тропари: предпразднства иж праздника, храма и святого; кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: предпразднства или праздника и святого; кондаки: святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 14 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 15 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два) и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 17 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня седмицы «Спаси, Господи, люди Твоя», храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава» «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 18 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

12 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: храма, предпразднства или праздника и святого (если два святых, то и второго); кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 1 25 ноября). 14 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славославие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 15 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня («Спаси, Господи, люди Твоя»), святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест волею»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 17 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 11–14). 18 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в субботу, – тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы») и святого Минеи (одного или двоих); ковдаки: святого Минеи, «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. XII). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари дня («Апостоли, мученицы»), «Помяни, Господи», «Слава»; кондак «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

18 . Если случится служба шестеричная или без знака в субботу, – тропари: дня («Апостоли, мученицы»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38-е). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари: дня («Апостоли, мученицы», «Помяни, Господи», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста). 21 . В Радоницу – тропари: «Запечатану гробу», храма и святого Минеи; кондаки: храма, святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е). Примечания Заупокойные приношения, т. е. поминовение на проскомидии (заказные литургии), могут быть во все дни седмицы, но «Со святыми упокой» в воскресенье никогда не поется (см. Типикон, гл. II–V). Не поется «Со святыми упокой» и в седмичные дни, в том числе и в субботы, если прилучится бдение, или полиелей, или великое славословие. Поется только, если прилучится шестеричная служба или без знака в Уставе (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38, 40–43-е). Никогда не поется «Со святыми упокой» в предпразднство и попразднство и в период пения Цветной триоди (кроме Троицкой субботы) (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е, и службы Триоди цветной). В Четыредесятницу и Пятидесятницу Тропари и кондаки поются по уставу, указанному в Триоди постной и цветной, в Минее и Типиконе. Общие указания к пению тропарей и кондаков 1 . Перед предпоследним кондаком всегда поется «Слава», а перед последним – «И ныне». 2 . Если только один кондак, то перед ним поется «Слава, и ныне». 3 . Если святой храма совпадает со святым дня седмицы, то поется только один тропарь и кондак, без повторения их. 4 . Если святой Минеи по чину выше святого храма, то тропарь и кондак святому Минеи поются раньше тропаря и кондака святого храмового.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

7 . Если случится бдение святому, – тропари: воскресный и святого; кондаки: воскресный, святого и «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. III). 8 . Если случится полиелей, или славословие, или шестеричная служба, или без знака, – тропари: воскресный, храма и святого Минеи; кондаки: воскресный, храма, святого Минеи и «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. II, IV, V), В прочие дни седмицы 9 . Если случится Господский или Богородичный двунадесятый праздник, – тропарь и кондак праздника (см., например, 8 и 14 сентября). 10 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: праздника и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и праздника (см., например, 1 августа). 11 . Если случится Богородичный недвунадесятый праздник, – тропари: праздника и святого Минеи; кондаки: святого Минеи и праздника (см., например, 1 октября). 12 . Если случится предпразднство или попразднство Господского или Богородичного праздника, – тропари: предпразднства или праздника, храма и святого Минеи; кондаки: храма, святого Минеи и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 14 . Если случится бдение святому, – тропарь святого; кондаки: святого и «Предстательство христиан» (см., например, 26 сентября). 15 . Если случится полиелей или славословие святому, – тропари: храма и святого; кондаки: храма, святого и «Предстательство. христиан» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 43-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака во все дни, кроме субботы, – тропари: дня седмицы (в четверг – два), храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы (в четверг – два), храма, святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Предстательство христиан» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 7, 17-е). 17 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство и попразднство или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

По вкушении благословенных хлеба и вина, замечает далее Типикон, запрещается принимать пищу («вкусить что») ввиду завтрашнего Причащения. (Из-за предстоящего Причащения и краткости летней ночи вкушение хлеба и вина бывало на бдениях только от 1 сентября до 25 марта. На летних же бдениях благословенные хлебы не вкушались, а употреблялись на утренней трапезе прежде другой пищи (Типикон гл. 2). Монастырская трапеза содержит основные элементы «трапезы Царства» ( Лк.22:30 ) – хлеб и вино. Но в условиях человеческой земной жизни виноградное вино допускается в двух случаях: для подкрепления сил после продолжительного богослужения («руда ради бденного») и для выделения торжества праздничных дней. В скупых содержательных словах Устав дает благословение на трапезу с вином. В минеях месячных за 12 месяцев 7 раз встречается фраза «разрешение вина» или «пием вино» или «бывает утешение» (иногда «велие утешение братии»). (Типикон, месяцеслов 12месяцев. Триодион, Пентикостарион). Под «утешением» не обязательно предполагать трапезу с вином, Монахи-подвижники, ведя суровую жизнь в пустыне, довольствовались сухоядением: пищу, приготовленную на огне (варево) считали для себя роскошью или «утешением плоти», от которого добровольно отказывались. Древний Патерик повествует о старце, жившем в дальней пустыне: «однажды пришел к нему брат, который нашел его в болезни». Он взял умыл его, сделал из своего приношения немного варева и давал ему поесть. Старец говорил ему: «поистине брат, я забыл, что люди имеют такое утешение». Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец заплакал и сказал: «я не намерен пить вина до самой смерти». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. 1971 г. стр. 94, 140). В время постных продолжительных служб вино на трапезе разрешается по субботам и воскресеньям. Мера указывется: «по единой чашице» (Типикон, 29 августа), «по единой мерной чаши» (Типикон. Великая Суббота, 2 «зри»), или по красоволю (около 200 гр.) (Типикон. Суббота 1-ая Великого поста). В тех местах, где вина нет, на трапезе разрешается квас из меда или жита.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Вместо Херувимской песни – Тропарь, глас 8-й: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Вместо «Достойно...» – ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати...» Причастен: «Воста, яко спя, Господь, и воскресе спасаяй нас». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» (см. ЖМП, 1956, 12). После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Совершается каждение вокруг стола с хлебами, затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия и вино и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Относительно трапезы, приличной настоящему дню, в Типиконе сказано: «По отпусте же [литургии] исходим из церкве в трапезу и сядем... с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба... и по 6 смоквей, или фиников, и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита» (Типикон, Великая суббота, вечер, 2-е «Зри»). Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь: «Егда снизшел...» 59 . После уборки храма начинается «чтение великое, в Деяниих святых апостол от начала. (О том, что вся книга Деяний должна быть прочитана до начала полунощницы, сказано в Типиконе: «Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца... Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи час. вечера]. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила [лампады] по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает [т. е. оканчивает] чтение». И тотчас положено начинать полунощницу (Типикон, Великая суббота вечера, 3-е «Зри») Глаголет же чтец начало [Деяния святых апостолов благослови, отче, прочести]. Иерей же стих: Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И по амине начинает чтец чести» (Типикон, Великая суббота вечера, 2-е «Зри»). Аналой для чтения Деяний поставляется так, как и в других случаях для чтения церковных поучений. Но так как Деяния обычно читают миряне, то аналой следует поставить около солеи, но в возможном отдалении от Плащаницы. Указания для священно-церковнослужителей при

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

[Зри] Аще ли неделя мясопустная. Канон воскресн на 4: и триоди на 6: и святых на 4. Катавасиа триоди. По 3-й песни, кондак святых, и икос, и седальны их: И ныне триоди: и чтение. По 6-й песни, кондак и икос триоди: и чтем пролог. На 9 песни поем, Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, святых: И ныне, триоди. На хвалитех стихиры воскресны 4: и святых со славным, 4, с припевы их. [Зри] Аще ли неделя мясопустная. Тогда по стихирах святителей глаголем Стих: Воскресни Господи Боже мой: и поем стихиру самогласну триоди. Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: [Зри] Аще ли несть неделя мясопустная. Тогда в триоди стиха не глаголем, но по стихирах святых, Слава, триоди: И ныне, Преблагословенна еси Богородице: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн точию, и ектении, и отпуст, и исхождение обычное в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1. На часех, тропарь воскресн: Слава, святых: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондаки, воскресн триоди, и святых пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа, на 4: и триоди песнь 3-я, на 4: и святых 6-я, на 4. По входе тропарь воскресн, и святых: таже кондак воскресн. Слава, святых: И ныне, триоди. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен дне и святых. [МРК] Аще ли случится триех святителей в субботу мясопустную: и поем службу их в пяток, прежде, во всем непременно. [Зри] Аще ли случится триех святителей в понедельник или во вторник, или в четверток сырныя недели. В неделю вечера, поем Блажен муж, 1-й антифон: [в прочия же дни сырныя седмицы глаголем кафисму рядовую.] На Господи воззвах, стихиры святых на 6. Слава, святых: И ныне, Богородичен 1-й но гласу самогласна святых. Вход, прокимен дне, и чтение святых, и ектении. На стиховне триоди, самогласен дне дважды, и мученичен. припевы же глаголем обычныя: К тебе возведох: Слава, святых: И ныне, Богородичен воскресен. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом, тропарь святых. Слава, и ныне, Богородичен: и отпуст. На повечерии, по Достойно, и по трисвятом, кондак святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[Зри] Аще ли Рождество Христово в понедельник: И тогда бывает между Рождеством Христовым и Богоявлением, суббота и неделя едина: и суббота по Рождестве Христове, тогда бывает декемвриа в 30-й день. На литургии, прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен, прежде чтем субботе по Рождестве Христове: таже апостол, и Евангелие субботе пред Богоявлением. А недели, яже по Рождестве Христове, чтем На Литургии во отдание праздника Рождества Христова, апостол, и Евангелие, якоже указася на ряду. А недели, яже пред Богоявлением, прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие, чтем ианнуариа в 1-й день, якоже укажется на ряду, егда случится обрезание и Василиа в неделю. [Зри] Аще ли рождество христово во вторник: И тогда бывает между Рождеством Христовым и Богоявлением две субботы, а неделя едина, и суббота, яже по Рождестве Христове, тогда бывает декемвриа в 29 день. На литургии, прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен, прежде субботе по Рождестве Христове, и потом младенцев. А недели, яже по Рождестве Христове, поем службу декемвриа в 30-й день, якоже указася на ряду. А недели, яже пред Богоявлением, Евангелие утреннее, и на литургии прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие чтем прежде недели пред Богоявлением, ианнуариа в 1-й день: и потом Обрезания, и Василиа едино. Причастен: Хвалите: Другий: В память: [Зри] Аще ли рождество христово в среду или в четверток или в пяток: И тогда бывают между Рождеством Христовым и Богоявлением две субботы, и недели: и в первую убо неделю чтется апостол, и Евангелие субботе и недели, по Рождестве Христове. А во вторую субботу и неделю, чтется апостол и Евангелие субботы и недели, яже пред Богоявлением. [Зри] Аще ли рождество христово в субботу: И тогда бывает между Рождеством Христовым и Богоявлением, две недели, а суббота едина, и недели яже по Рождестве Христове поем службу наутрие Рождества Христова в неделю, якоже указася на ряду. А отдание Рождества Христова тогда бывает в пяток: и поем службу отдания Рождества Христова, якоже указася на ряду. Точию на литургии, прокимен, Аллилуиа, и причастен, праздника: апостол же и Евангелие субботе, по Рождестве Христове. В субботу же яже пред Богоявлением на литургии апостол и Евангелие чтем, ианнуариа в 1 день прежде Обрезания, и потом субботе пред Богоявлением. А наутрие в настоящую неделю на утрени, Евангелие чтем прежде недели пред Просвещением, и потом ряд недели: а на литургии прокимен, апостол: Аллилуиа, и Евангелие прежде недели пред Богоявлением, таже святаго: ряд же чтем под зачало, аще не будет отступки. Причастен: Хвалите Господа с небес: и святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010