18 . Если случится служба шестеричная или без знака в субботу, – тропари: дня («Апостоли, мученицы»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38-е). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари: дня («Апостоли, мученицы», «Помяни, Господи», «Слава»; кондаки: «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста). 21 . В Радоницу – тропари: «Запечатану гробу», храма и святого Минеи; кондаки: храма, святого Минеи и «Любопытною десницею» (см. службу Антипасхи, «зри» 5-е). Примечания Заупокойные приношения, т. е. поминовение на проскомидии (заказные литургии), могут быть во все дни седмицы, но «Со святыми упокой» в воскресенье никогда не поется (см. Типикон, гл. II–V). Не поется «Со святыми упокой» и в седмичные дни, в том числе и в субботы, если прилучится бдение, или полиелей, или великое славословие. Поется только, если прилучится шестеричная служба или без знака в Уставе (см. Типикон, гл. LII, «зри» 38, 40–43-е). Никогда не поется «Со святыми упокой» в предпразднство и попразднство и в период пения Цветной триоди (кроме Троицкой субботы) (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е, и службы Триоди цветной). В Четыредесятницу и Пятидесятницу Тропари и кондаки поются по уставу, указанному в Триоди постной и цветной, в Минее и Типиконе. Общие указания к пению тропарей и кондаков 1 . Перед предпоследним кондаком всегда поется «Слава», а перед последним – «И ныне». 2 . Если только один кондак, то перед ним поется «Слава, и ныне». 3 . Если святой храма совпадает со святым дня седмицы, то поется только один тропарь и кондак, без повторения их. 4 . Если святой Минеи по чину выше святого храма, то тропарь и кондак святому Минеи поются раньше тропаря и кондака святого храмового.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В Г. М. Т. можно выделить собственно годовой устав, т. е. Синаксарь (последовательное описание служб на каждый день года, сначала по месяцеслову, затем по Триоди), а также дополнительные главы, содержащие указания общелитургического (литургийные чтения от Недели всех святых; 11 воскресных утренних евангельских чтений; празднование освящения храма; литургийные прокимны и аллилуиарии 8 гласов; вечерние прокимны; эксапостиларии) и дисциплинарного характера (о количестве и качестве пищи и пития и благочинии за трапезой; о Великом посте; о соразмерности в службах и пище послушников; об одежде). Дополнительные главы имеют близкие параллели южноитал. студийским Типиконам, где выписываются очень сходные указания (иногда даже называемые «Главами... церковного устройства Св. Горы» - Laurent. Gr. X 15, 1336 г.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. C. LXX, 797; Т. 3. C. 161), получившие поэтому в лит-ре название «Афонские богослужебные главы» ( Пентковский. Типикон. С. 147-148). Также Г. М. Т. содержит списки римских патриархов, иерусалимских, александрийских, антиохийских и к-польских, а также царей иудейских и ассирийских, христианских (македон., рим. и визант.), соч. «О семидесяти учениках Господа» еп. Тирского Дорофея. Особенности богослужения по Г. М. Т. А. М. Пентковский убедительно показал, что типикон принадлежит к афоно-италийской редакции Студийского устава , отличающейся от первоначальной редакции рядом специфических признаков ( Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80). Порядок богослужения по Г. М. Т., как и по всем редакциям Студийского устава (в отличие от более древних практик), хотя и имел ряд характерных особенностей, был уже очень близок к тому, к-рый принят в правосл. Церкви в наст. время. Подобно памятникам первоначальной редакции Студийского устава (в первую очередь Студийско-Алексиевского Типикона ), по Г. М. Т. не бывает воскресных и праздничных всенощных бдений; совершение часов является здесь признаком постового богослужения (ср.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 240); священнические молитвы вечерни и утрени не читаются все вместе в самом начале службы (как в Иерусалимском уставе ), а распределены по ней (Там же. С. 277, 284-287, 292); в среду и пятницу Сырной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров (Там же. С. 273-274); в 1-й (относительно лекционарной системы) период церковного года (от Антипасхи до 26 сент.) на утрене стихословится только одна кафизма и т. д.

http://pravenc.ru/text/164477.html

За все это я бесконечно Вам благодарен. Я должен был ответить Вам на это сразу, но мне тоже хотелось сделать что-нибудь для Вас, потрудиться, как умею, и это обстоятельство задержало мой ответ Вам. А занимался я сейчас в связи с тем местом Типикона, о котором мы говорили в машине, едучи на Ленинградский вокзал после нашего совещания. Меня самого заинтересовало, что хотели сказать редакторы Типикона изд[ания] 1682 года словами: «В понедельник 2-я седмицы антипасхи на утрени. По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей: глаголем: Христос воскресе: трижды, тихим гласом... И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие». Эти слова можно понимать и в том смысле, что от недели антипасхи ктиторские псалмы не следует читать, а надо начинать утреню с возгласа «Слава святей...», далее «Христос воскресе...», «Слава в вышних...» и шестопсалмие. Также можно понимать их в ином значении, т. е. что Типикон не отменяет чтения ктиторских псалмов, а хочет сказать, что и после возгласа «Слава Святей...» перед «Слава в вышних Богу» надо еще читать «Христос воскресе». Какое же толкование будет правильным? Из этих соображений я стал смотреть более ранние источники, и оказалось следующее. В греческих типиконах Иерусалимского устава этого места нет. В первом печатном Типиконе 1610 г. это место изложено так: «В понедельник 2-я недели по Пасце полунощница обычная. На утрени благословившу иерею глаголем: Христос воскресе трижды, кратко. Таже трисвятое и прочее обычно. Сице убо глаголем вначале часом, и вечерням, и повечериям и полунощницам и всякой службе до среды навечерия Вознесению Христову на небеса. Таже: Слава в вышних Богу и поряду 6 псалмов» (л. 157 об.). Таким обр[азом], по этому Типикону следует, что ктиторские псалмы должны быть читаемы. В Типиконе же изд[ания] 1633 г. сказано иначе: «В понедельник 2 недели по Пасце. Полунощница обычная. На утрени. По внегда сотворит иерей начало глаголем: Христос воскресе трижды, кратко. Сице убо глаголем вначале часом и вечерням, и повечериям, и полунощницам, и всякой службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Чтение Деяний св. апостолов перед паннихис (полунощницей) и утреней в пасхальную ночь также относится к В. ч.: по Типикону вечерня и литургия Великой субботы должны совершаться вечером и сразу после литургии происходит благословение хлебов и начинается В. ч. из Деяний, после к-рого поется паннихис; все вместе соответствует схеме воскресного бдения (в совр. практике вечерня и литургия Великой субботы служатся утром, а В. ч. и паннихис бывают уже вечером). В совр. приходской традиции чтение Деяний св. апостолов вечером в Великую субботу - это единственное сохранившееся в употреблении В. ч., остальные не используются, т. к. бдения в продолжение всей ночи бывают крайне редко, что лишает В. ч. его практического назначения. Постепенно возникла традиция заменять на В. ч. текст Свящ. Писания толкованиями на него. Об этом говорят нек-рые оговорки Типикона, напр., в неделю Антипасхи: «Чтутся же Деяния от начала или беседы Златоустаго от начала» ([Т. 2.] С. 959, также: [Т. 1.] С. 326, 331; в старопечатных Типиконах этой оговорки нет). В богослужебном Апостоле нет разметки, относящейся к В. ч. Иногда за такую разметку принимаются сокращенные обозначения дней недели, выписанные на полях Апостола (см., напр.: Никольский. Устав. Т. 2. С. 135-136), но эта разметка сделана, видимо, для келейного чтения ( Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 190). Границы отрывков, прочитываемых в то или иное воскресенье на В. ч., скорее всего не были стабильными, это обусловлено и практическим назначением В. ч. Об отсутствии границ чтений говорит и указание старопечатных московских Типиконов (М., 1610. Л. 152; М., 1633. Л. 260 об.), согласно к-рому в том случае, если Деяния св. апостолов прочитывались целиком до окончания периода Пятидесятницы, чтение этой книги Свящ. Писания повторялось сначала (похожее указание есть в Евергетидском Типиконе по отношению к Посланиям - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 600). В дни великих праздников и в дни памяти святых за всенощным бдением в качестве В. ч. должны прочитываться торжественные и похвальные слова, жития, сказания о чудесах (см.: Типикон.

http://pravenc.ru/text/150135.html

237, и 25 мая, л. 243 на об. показано: Хвалитные стихиры святого 4. Слава – святого. И ныне – праздника (или богородичен, прибавлено 25 мая). б) 10 мая, л. 237 на об., и 21 мая, л. 241 на об., стихиры праздника 3, святого (21 мая святых) 3. Слава – святого (21 мая святых). И ныне – праздника. в) В общем же уставе о богослужении седмичных дней после Пасхи, л. 362, говорится: «Аще имать святый полиелей, на хвалитех стихиры праздника Триоди 3, стиховна утренняя 866 , и святого 3, Слава – святого, И ныне – праздника». 8 мая, л. 232 на об., показано: На хвалитех стихиры праздника 3 и великого святого 3. Слава – великого святого. И ныне – праздника. После хвалитных стихир не следует читать: Слава, и ныне. Тебе слава подобает...; потому что на Славу и на И ныне были пропеты песнопения хвалитных стихир, но – прямо: Слава тебе, показавшему нам свет (Тип., л 360 на об.) и славословие великое, которое читается, а не поется, если не случится святой, имеющий славословие. Слава тебе, показавшему нам свет. Слава тебе, показавшему нам свет. Славословие великое (поется). Славословие великое (поется). После славословия утреня продолжается и оканчивается по – простодневному, если святой не имеет славословия. Следов., после славословия должна быть ектения: Исполним утреннюю молитву... (Тип., л. 360 на об.), и т. д. Утреня оканчивается по-праздничному. Утреня оканчивается по-праздничному. Стихиры иа стиховне праздника с праздничными припевами. Слава – святого, если есть. И ныне – праздника. Если Славы святого нет, то – Слава, и ныне – праздника (Тип., л. 360 на об., 361 и 362). По трисвятом – тропари. Относительно тропарей Типикон делает только два кратких замечания: на л. 361 сказано, что в понед. Антипасхи – тропарь праздника: Запечатану гробу...; на л. 362 говорится вообще: тропарь воскресный, Слава – святого, И ныне, богородичен 1 или праздника. Еще в Цветной Триоди для вторника 4 седм., или нед. Разслабленного, указаны тропарь воскресный и богородичен его. Краткость указаний объясняется тем, что, как видно из 52 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Афанасия Афонского кон. X в. (Там же. С. 247) и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 44-46 об.), воскресная служба переносится на понедельник практически полностью, что выражается в пении воскресных стихир на Господи воззвах , отпустительного тропаря, седальнов , степенных антифонов, утреннего прокимна, «Всякое дыхание» , канона, песнопения «        », хвалитных и стиховных стихир утрени 1-го гласа; в чтении 1-го воскресного утреннего евангелия; стихословии «Блажен муж» (всей кафизмы) на вечерне и кафизмы на утрене. В связи с этим на А. поется служба только праздника с отменой всех кафизм (в т. ч. не поется и «Блажен муж») и евангелия, канон утрени начинается сразу после тропаря на Бог Господь (Студийско-Алексиевский Типикон указывает петь «      » и Пс 50, обычно предваряющие канон, после 6-й песни и кондака; «Диатипосис» отмечает, что евангелие - неизвестно какое - читается в конце утрени, и это положение противоречит 2 др. Типиконам). В Студийско-Алексиевском Типиконе (до XV в. был основным Типиконом на Руси) к воскресной службе в понедельник добавляются песнопения А. Такому порядку службы в целом соответствует Орбельская Триодь (РНБ. F. п. I. 102, 2-я пол. XIII в.), но на утрене А. перед каноном есть воскресное евангелие (Л. 223-226 - Дмитриевский. Т. 3. С. 494-495). В более позднем к-польском студийском Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в., послужившем образцом для многих других, на понедельник переносятся только часть воскресных песнопений: стихиры на Господи воззвах, стиховные стихиры вечерни, отпустительный тропарь, ипакои, канон, хвалитные и стиховные стихиры утрени, к-рые поются вместе с песнопениями А.; в сам праздник А. поются воскресные степенны антифоны, утренний прокимен, «Всякое дыхание»; читается воскресное утреннее евангелие; стихословятся обычные кафизмы (в т. ч. «Блажен муж») и полиелей; утреня оканчивается великим славословием ( Дмитриевский. Т. 1. С. 565-567). Сходный (но не идентичный) порядок службы содержится в одном из древнейших груз.

http://pravenc.ru/text/Антипасхи.html

132 Накануне Благовещения, как видно из предыдущего, поется иногда вседневная, но не великая вечерня. В этом случае не полагается никакой кафизмы (Типик., л. 202). 133 Когда накануне Трех святителей, накануне храмового святого, накануне 24 февр. и 9 марта отправляется вседневная, а не великая вечерня, то кафизма полагается также рядовая, но не всегда: если память полиелейного святого (24 февр. или 9 марта) празднуется в Сыропустный понедельник, в понедельник 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста и в Сыропустную субботу, то на вседневной вечерни, предшествующей сим дням, полагается 1 антифон 1 кафизмы. 134 На том же основании, т. е., что накануне было бдение, отменяется кафизма на вседневной вечерни, бывающей накануне понедельника (Типик.. гл. 17) и всякого другого седмичного дня, пред которым был праздник с бдением, как и сказано в последовании 8 сентября: «кафизма не глаголется на вечерни, труда ради бденного. Сице убо творим и на всяк праздник, егда бывает бдевие». – Но это положение не простирается на великую вечерню, предшествующую воскресному дню: на ней, как выше сказано, всегда стихословится вся кафизма, хотя бы накануне субботы было бдение; так, на день Нерукотворенного образа 16 августа, если этот праздник случится в воскресенье, в субботу вечером положена кафизма, хотя накануне субботы ради праздника Успения Божией Матери совершается биение. 135 Исхождение иерея из алтаря после закрытия завесы царских дверей непосредственно пред началом повечерия бывает только на великой вечерни; на вседневной же иерей выходит из алтаря еще до окончания вечерни, где и остается до начала повечерия. 137 Песнопение: Достойно есть.., следует ли заменять задостойником, когда он полагается? Типикон дает основание для замены: на повечерии накануне понедельника св. Духа он указывает ирмос 9 песни канона (л. 379); но в последовании недели Антипасхи л. 380, и Самаряныни, л. 370 на об., указывает только на «Достойно», а о замене песнопением: «Светися, светися», ничего не говорит. 139 За сим по Часослову следует отпуст с предшествующими ему молитвословиями; но по указанию издания Киево-Печерской лавры: «Последование вечерни, полуношн. и утрени», л. 21, в этом месте следует произносить ектению: Помилуй нас, Боже... Еще молимся о еже сохранится... и возглас: Услыши ны, Боже... Ектению и возглас мы поместили в последовании вседневной полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства ( " Навий день " ). Христианство придало иной характер этим поминкам. Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи, подобно тому, как в три субботы Великого поста совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в другие дни поста литургийного поминовения. Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Обычно накануне после вечерни совершается Великая панихида, которая может быть повторена в самый день поминовения, лучше всего перед литургией (но, как правило, бывает после), а также совершением панихиды или заупокойных литий на могилах. Еще одним основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

п. Заметим, что воскресные песнопения в указанные в заглавии недели поются по порядку гласов: в неделю Мироносиц – гл. 2, в неделю Разслабленного – гл. 3, в неделю Самаряныни – гл. 4 и в неделю Слепого – гл. 5. 3) Восточны. Это – то же воскресные песнопения, напечатанны в Октоихе и перепечатанные в Триоди Цветной. С этим наименованием указываются стихиры на Господи, воззвах и хвалитные. 4) Настоящие недели, т. е. такие, какие усвоены той или другой неделе. Они составляют принадлежность Цветной Триоди, в которой одной и напечатаны. Кроме общего: «настоящия недели», Типикон усвояет им частные названия, соответствующие недельным воспоминаниям, т. е. называет их песнопениями Мироносиц (л. 364), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.), Слепого (л. 371). К этим же самым песнопениям иногда прилагается название Триоди и дне, напр., говорится «седален Триоди» (л. 365), «блаженна Триоди» (л. 365 на об.), «седален дне» (л. 367). 5) Сверх перечисленных, в неделю Самаряныни употребляются еще песнопения Преполовения, пот. что в эту неделю празднуется попразднство сего праздника. Этого рода песнопения напечатаны в Цветной Триоди частью в последовании 5 недели, напр., тропарь: Преполовившуся празднику..., канон: языцы, восплещите, частию в последовании праздника Преполовения, а в послед. 5 нед. указываются только начальными словами (см., напр., стихиры на Господи, воззвах). Им усвояется наименование песнопений Преполовения праздника (просто) или же праздника Преполовения, напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Преполовения», «тропарь праздника», «тропарь праздника Преполовения» Начало всенощного бдения такое же, какое указано выше накануне недели Антипасхи (Тип., л. 364 на об.). На нем, как и всегда под воскресенье, полагается вся 1 кафизма (см. посл. нед. 3, л. 364 на об.; нед. 4, л. 367; нед. 6 л. 371). В стихирах на Господи, воззвах богородичном всегда служить воскресный догматик настоящего гласа: в неделю Мироносиц – 2 гл. Прейде сень законная..., в неделю Разслабленного – 3-го: Како не дивимся, в неделю Самаряныни – 4-го, в неделю Слепого – 5-го, хотя, напр., в нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По 3-й песни кондак святаго рядоваго и седален его: Слава, седален великаго святаго: И ныне, праздника триоди. По 6-й песни, кондак и икос великаго святаго: Праздника кондак зде оставляется. Глаголем кондак праздника на 1-м часе, и на прочих часех, пременяюще со святым великим: Светилен святаго, дважды. Слава и ныне, праздника. Аще ли имать святый стихиры на хвалитех: и поем стихиры триоди дне 3: воскресн, и покаянен един, и мученичен: и минеи святаго 3. Слава, святаго: И ныне, праздника. На стиховне праздника в триоди, с припевы праздника. Слава, святаго, аще есть: аще ли ни, Слава и ныне, праздника. [Смотри] Аще ли имать святый полиелей, на хвалитех стихиры праздника триоди, 3, стиховна утренняя: и святаго, 3. Слава, святаго: И ныне, праздника. Славословие великое. По трисвятом, тропарь воскресн, Слава святаго, И ныне богородичен 1-й, в тойже глас: или праздника. ектении, и отпуст: и час 1-й. Тропарь воскресн, Слава, святаго: И ныне, богородичен часов. По трисвятом, кондак праздника, настоящия недели. и совершенный отпуст. Такожде и на прочих часех глаголем кондак праздника не пременяюще. Аще полиелей, кондак праздника и святаго, на часех, пременяюще глаголем. На Литургии, блаженна песнь от канона праздника на 6. Аще святаго песнь во уставе: блаженна от канона праздника, песнь рядовая на 4: и святаго песнь 3, на 4. По входе тропарь прежде праздника, или воскресн и храма святаго, или святыя, и рядоваго святаго, или два, или един. Посем кондак храма святаго или святыя. Слава, рядоваго святаго. И ныне, праздника 50-цы. Прокимен, Аллилуиа, и причастен праздника. Апостол и евангелие, прежде чтем дне ряд, таже святаго: аще и в субботу.     О субботах пятдесятницы:    В субботу 2-ю антипасхи, и 3-я, и 5— я недели, поем сице: В пяток вечера, на Господи воззвах, стихиры триоди праздника 3, поемыя на самый праздник, в неделю на бдении: и минеи святаго, 3. Слава, самогласен праздника триоди: И ныне, богородичен 1-й, настоящаго гласа. Аще ли есть: Слава, святаго, И ныне, богородичен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010