25 Vita s. Macrinae. Opera. II, 1638, p. 195. 26 Прав. пал. сб., вып. 20, стр. 140. 27 Прав. пал. сб., вып. 20, стр. 162. 28 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы, стр. 114—213. 29 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы, стр. 329. 30 Там же, стр. 309. 31 Дмитриевский. Euvcolo,gia, стр. 249—250. 32 Постная Триодь. СПб, 1910 г., стр. 59. Ср. Талмуд в переводе Переферковича, т. 1, 1899 г., стр. 29—30. 33 Скабалланович. Толковый типикон, вып. 2, стр. 3—15; Смирнов Ф. Богослужение апостольского времени. Тр. К. Д. Ак. 1873 г. кн.1, стр. 527—530. Duchesne. Origines du culte chrétien. Paris, 1898, p. 1—11; 45—55. 34 Жизнь и труды ап. Павла. СПб. 1887 г., стр. 94. 35 Гл. 38. 36 Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 22. 37 Слово на Св. и спасительную Пасху. 38 Римский миссал – служба великой субботы. Ср. E. Martene. Tractatus de antiqua Ecclesiae disciplina in divinis celebrandis officiis. Lugduni, 1706, p. 416. L. Duchesne. Origines du culte chrétien, 1903, p. 251. Очевидно, такого же происхождения существующая в православной церкви традиция зажигать во вновь освященном алтаре светильники от огня, получаемого в результате раздувания углей в кадиле. 39 Maclean E. Syrian Daily offices. 274. 40 H. Alt. Christliche Kultus, II, 280. 41 Tupiko,n th j tou» Cristou» megalh,j(ekklhsi,aj Aqh,nai(1913) sel) 367&368) 42 Дмитриевский. Церковные торжества на правосл. востоке. СПб, 1909 г., ч. 1, очерк Х, стр. 5—6. 43 Савваитов. Путешест. новг. архиеп. Антония в Царьград. СПб, 1872 г., стр. 151. 44 Там же. 45 Русск. историч. библ. т. VI, стр. 794. 46 Там же. 47 История русской церкви, т. VI, стр. 114. 48 Святогробский типикон 1122 г. в последовании страстей Господа нашего Иисуса Христа, говорит: «Патриарх с архидиаконом входят в ангельское победное, сзади Святаго Краниевого места, берет честный крест оттуда и несет его привязанным на плечах своих. Архидиакон обвязывает орарем выю его и влечет его во святую темницу и остается в ней патриарх» (Дмитриевский. Богосл. страстн. и пасх. седм., стр. 145). Вот нажало первому из этих обрядов. Начало второму – в троекратном обхождении кувуклия с каждением и пением нарочитых псалмов (см. выше, стр. 12 и 13), сохранившееся и в современном обряде св. огня с заменой нарочитых псалмов упомянутой стихирой (см. выше, стр. 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА    К достойному празднованию Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1/14 по 15/28 августа. Этот пост является вторым по строгости после Великого поста. Во время Успенского поста запрещается вкушение рыбы, вареная пища с растительным маслом разрешается только в субботы и воскресенья, а без него — по вторникам и четвергам. Пост установлен в подражание Божией Матери, которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце известен уже с V века. В XII веке на Константинопольском Соборе (1166 г.) постановлено было поститься две недели перед праздником Успения Богородицы (и только в праздник Преображения Господня разрешается вкушение рыбы).    Если праздник Успения придется на среду или пятницу, разрешение поста бывает только на рыбу. Если в понедельник и другие дни, — мирянам разрешается мясо, сыр и яйца, а монахам — рыба.    В Успенский пост, как и в Петров и Рождественский посты, в дни, не отмеченные никакими праздниками (до службы «на 6» включительно), положено по Уставу (Типикон, гл. 33 и гл. 9) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо Литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны не бывают в дни предпразднства, попразднства и в самый праздник Преображения (с 5/18 по 13/26 августа). Поэтому в течение всего поста такое постное богослужение возможно только два раза: 3/16 и 4/17 августа (см. Типикон, последование под 1—14 августа).    На всенощном бдении читаются те же три паремии, что и на Рождество Богородицы: о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом, о видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.    На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника. По полиелее поется величание. Канонов — два. Канон 1 гласа: «Преукрашенная Божественною славою» Космы Маиумского (VIII в.), второй канон 4 гласа — «Отверзу уста моя» Иоанна Дамаскина (VIII в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

33 В воскресные дни – из Октоиха, рядового гласа. В остальные дни, если случится полиелей, поется всегда «От юности моея...» (четвертого гласа), также и в великие Господские праздники, хотя бы они и падали на неделю (воскресенье): Типикон. Гл. 3 и 4; под 8 сентября, 21 ноября. 44 В воскресные дни – евангельская стихира. Содержание ее есть сжатое изложение прочитанного Евангелия. С ней стоит в связи и воскресный ексапостиларий (светилен). 52 Великим постом: Небесный Царю… и после сего: Господи и Владыко живота моего… Как на великопостных, так и на вседневных утренях отпуста не бывает, а сразу читается первый час. 53 У нас обычно многолетием всенощная кончается, а по Уставу дальше идет лития, состоящая из пения стихиры самогласной, чтения огласительного поучения преп. Феодора («Оглашения Студитова») и тропаря сему святому. А дальше уже читают первый час. Если это день будничный, то вышеуказанная лития совершается после первого часа: Типикон. Гл. 2, 3, 4, 5, 7,9 и другие. 55 Как и на Пасху, от Недели апостола Фомы до Вознесения это заменяется на Христос воскресе...,трижды. 56 На всех пасхальных часах каждый псалом заменяется на Воскресение Христово…; на царских часах на каждом часе читается только один псалом из положенных на повседневных часах, а остальные – разные, приноровленные к содержанию и духу празднуемою события. (Царские часы бывают в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в Великий пяток.) 57 Если на часах есть кафизма (как в Великом посту), то пред нею: Слава, и ныне; после нее: Слава, и ныне, Аллилуиа, 3; Господи, помилуй, 3; тропарь (постный поется со стихами и сопровождается поклонами), Слава, и ныне, Что Тя наречем… и т. д. 58 На великопостных и царских часах после сего: «тропарь пророчества», Вонмем, глас (такой-то), дальше сказывается самый прокимен, Премудрость..., имя рек чтение, Вонмем, паремия; если пост, то после нее Вонмем и прокимен (само слово это не произносится на великопостных часах, а только: Глас такой-то и текст прокимна); если царские часы, то дальше идет чтение Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Первосвятая, Чистая…». По Трисвятом – тропарь сщмч. Харалампия, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326). Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших. Примечание. «Ведомо же да есть, яко в Палестине, еже есть во Иерусалимской стране, не прияхом от святых отец сотворяти совершенныя Литургии в среду и пяток сырныя седмицы, ниже Преждеосвященныя: в та бо два дни поем Аллилуиа с поклоны, вечер и утро, якоже выше речеся. По вечерни же в сих дву днех, ядим сыр и яица, единою днем разрешающе правила тетрадитов и яковитов» (Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную…», 2-е «зри»). На малом повечерии поется служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (с 12 февраля). Примечание. «Повечерие глаголем малое, и поем канон Минеи на ряду в субботу хотящаго прилучитися святаго» (ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера»). О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   На Литургии поются антифоны праздника. Входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию нóгу Его, яко свято есть». После входа (входного стиха) — тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (поется только в день праздника). Задостойник: припев «Величай, душе моя, пречестный Крест Господень» и ирмос «Тайн еси, Богородице, рай».    Праздник Воздвижения Креста Господня — единственный Господский праздник, который не имеет в Служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и Литургии праздника обычно бывает такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания седмичных и празднуемых святых (святых Минеи). В практике принято начало отпуста праздника Воздвижения произносить так же, как и отпуста воскресного дня: «Воскресый из мертвых, Христос», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию Воскресения Христова (пение воскресной песни «Воскресение Христово видевше» на утрене и прочее).    В день праздника Воздвижения установлен строгий пост, подобно тому как бывает пост по средам и пятницам (рыба не разрешается). Этот пост установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для напоминания о том, что почитание Креста состоит также в умерщвлении плоти (см. Типикон, последование 14 сентября и гл. 33).    Животворящий Крест, вынесенный на середину храма в праздник Воздвижения, лежит на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста Литургии священник уносит Крест в алтарь и полагает его на Престол при пении тропаря и кондака праздника (чин тот же, что и 2 августа — см. Типикон, последование 2 августа).    В попразднство на Литургии после входа поется «Приидите, поклонимся», в конце — с праздничным припевом «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа». ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КАК ГРАНЬ МЕЖДУ ЛЕТНИМ И ЗИМНИМ ПЕРИОДАМИ УСТАВА    Устав чтения кафизм, пения тропарей, называемых «Непорочны», и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительными являются два периода: летний и зимний, разделенные между собой праздником Воздвижения Креста Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   См. подробнее об этом: Типикон, гл. 33.    Чин молебна находится в Типиконе и в Постной Триоди в исследовании пятка 1 седмицы, а также в «Богослужебных указаниях на 1951 г». Молитва на благословение колива находится в Служебнике и в Чине благословения колива в праздники.    В настоящее время во многих приходах центральных и Юго-Западных областей в пятницу (в Москве — по воскресениям) совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый пассией (страданием). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Служится он на повечерии (в пятницу) или на вечерне (в воскресение) в 1, 2, 3 и 4 седмицы или Недели Великого Поста, и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О пассиях наш церковный Типикон ничего не говорит. Устав и обряд пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе Кроновском, где в конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя православныя подаются».    «Чин молебна в Неделю Православия», как он совершается в настоящее время, напечатан в «Богослужебных указаниях» на 1949 год.    На воскресном богослужении от Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира утрени поется (или читается) пред первым часом (пред нею поется или читается «Слава, и ныне»). Часть 2. Страстная седмица    Христиане, постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста, предшествующую Пасхе. Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий («страстей»), смерти и погребения. По объяснению святого Иоанна Златоуста, великой она называется потому, что в эти дни совершены Господом великие дела: разрушено долговременное насилие диавола, поражена смерть, побежден грех, снято проклятие. Господь отверз рай, и небо стало отныне доступно для человека; люди соединились с Ангелами, разрушено и удалено средостение (преграда) греха, и Бог мира примирил небесное и земное через воссоздание, обновление и обожение человеческого естества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Праздник Воздвижения – единственный Господский праздник, который не имеет в служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: «Воскресый из мертвых Христос...», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию Воскресения Христова (пение тропаря: «Воскресение Христово видевше...» на утрени и др.). В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пяток (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см. Типикон, послед. 14 сентября и гл. 33). В попразднство на литургии после входа поется «Приидите, поклонимся...» с праздничным окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа». Животворящий Крест, вынесенный а праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. Престоле (см. Типикон, послед. 2 августа). Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава Устав чтения кафизм и пения «непорочных» и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительны 2 периода – летний и зимний, разделяющиеся между собой праздником Воздвижения. По Уставу положено в летний период – от Недели Фоминой до отдания Воздвижения (включительно) – во все дни седмицы на утрени читать по две рядовых кафизмы и на вечерни – одну рядовую. На воскресной утрени читаются две кафизмы и вместо полиелея поются «непорочны», т.е. 17-я кафизма (за исключением Недели Фоминой, Пятидесятницы и дней, в которые положено совершать бдение или полиелей). Второй большой период – зимний – начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября) до субботы перед Неделей о блудном сыне. (В него не входит время от предпразднства Рождества Христова – 20 декабря – до отдания Богоявления – 14 января.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 11: Триоди – 5: самогласен, глас 8-й: «Самовластно совлекохся...» (дважды; см. в стихирах на «Господи, воззвах» в четверг 5-й седмицы поста вечером) ; и подобны (см. там же), глас 1-й: «Пригвожден, Господи, на Кресте...», «Пощения светлостию...», глас 6-й: «Животворящему покланяющеся Твоему Кресту...»; стихиры праздника Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц...», «Языка, егоже не ведяше...», «Се воззвание ныне явися нам...») , и Архангела, глас 1-й – 3 (к 11-й стихире припев: «Творяй Ангелы Своя духи/и слуги Своя пламень огненный»). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Послан бысть…». Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется один Агнец – для пятницы . Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 7-й: «Возносите Господа Бога нашего...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Воскликните Господеви...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей…»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле…», и ирмос: «Яко одушевленному…». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-07/

2553 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 29, 174 об., 190. В Синайск. Евхол. 995 – 1481 г. служба св. Параскеве названа καταβασα. Дмитриевский Α . Ευχολγια, 449. 2560 См. Ирмологий, глава: «Песни Троичны на 8 гл. и песней стихи, поемыя по вся дни с каноном. Песней стихи, поемыя в недели и праздники». М., 1895, л. 188 и д. 2575 Ркп. Моск. Тип. б. 285/142/1206, л. 27 об. 94; ср. Триодь Имп. Публ. б. F. 1, 74 (собр. Шафарика) XII в., л. 113, 123 об.; Стихирарь Соф. б. СПб. Ак. 83 XIV в., л. 34 об. 2578 Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б. 381 тр., л. 6; Τυπικν. Вен., 1643, 4. Ркп. Моск. Син. б. 328/383, л. 8; 678/386, л. 8; Киев. Ак. муз. Аа 194, с. 31. 2588 У старообрядцев принято на каждом слове «покланяемся» в церковных песнях делать поклон, и начетчики знают, сколько раз в каких песнях это слово встречается. 2591 Никон, патриарх. Скрижаль. Толкование песни Честнейшую Херувим. По греч. в ркп. Венек, б. cod 249. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, 296. 2612 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 8, 14 об.; Соф. б. СПб. Ак. 905, л. 153. Дмитриевский Α . Τυπικ, 608. 2627 Εχολγιον, 37. Τυπικν, 3. ερατικν, 33. Старообр. уст., 9 (17). Соответствием с междопеснием 3 и 6 песни требовалось бы после светильна чтение. Но его нет, должно быть, потому, чтобы не прерывать им целого потока песен в этой части утрени, где торжественность службы достигает своего апогея. Притом чтения утрени усиливаются в своей важности и умилительности с течением ее: сначала толкование Апостола, потом Евангелия, затем Маргарит (лучшие творения лучшего отца) и наконец Пролог (часто заменяющий всю службу святого); здесь требовалось бы еще лучшее чтение; таким могло бы быть только уже само Св. Писание (ср. конец вечерни); в древности здесь и было евангельское чтение (так и на римско-католической утрене). Заменой здешнего чтения служит «Оглашение» после утрени. Читать далее Источник: Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением/составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 2-е изд., испр. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 815 с. ISBN 978-5-7533-0235-9 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Накануне Богоявления совершалось водоосвящение в самой церкви в сосуде пред престолом 33 . Если праздник Сретения приходился в понедельник пер­вой недели поста, то служили полную литургию с часами 34 . В какой бы день поста не приходился праздник Благовещения, даже если бы случился на Страстной неделе в пятницу, совершалась полная литургия 35 . 1 августа совершался вынос креста и поклонение ему. В ближайшее воскресение к этому дню крест выносился из дворца и с ним, при пении стихир кресту, обходили в се дворцовые помещения. Затем каждый день с ним ходили по городу и городским стенам, а 13 числа переносили в обычное место его хранения, т. е. во дворец 36 . В среду и пятницу Сырной недели служили литургию преждеосвящённых даров 37 . Накануне первого воскресения поста или недели Православия патриарх со всеми епископами и софийским клиром служил всенощное бдение во Влахернском храме. Утром крестный ход шёл сначала на площадь из этого храма для совершения литии, а потом в Великую Церковь , где распорядитель читал исповедание истинных догматов 38 . На литургии пели два антифона: первый и последний, „Господи воззвах “со стихирою „Живоначальное Твое возстание славим “и другой 3 гл. „Живоносное Твое возстание славим “. После произнесения „слава “восходит патриарх на сопрестолие и преподает мир. Тотчас говорится прокимен «Вся земля да поклонится Тебе» с стихами „Воскликнете Господеви“и „Рцыте Богу коль страшна дела“ и читаются паремии. На втором чтении „Светися, светися “патриарх сходит с сопрестолие, идет в великую крестильницу и совершает крещение. На его месте и на сопрестолии полагается Евангелие до второго входа. Чтения прерывались пением стихов: „Поим Господеви “и „Благословите вся дела “. Во время последней песни священники и диаконы облачаются в белые одежды. Возвращаются новокрещенные из крестильницы. Им предшествует певец с пением „Блажени ихъже оставишася“. Второй стих произносился в серебряных вратах, а третий – на амвоне, когда певец переменит свой стихарь на белый и заменит поющего „Благословите“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010