Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Триоди: «Яко по суху...». По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й. «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен Триоди, «И ныне» – ин светилен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 8-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди, глас 5-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Приспе время...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «В Неделю сыропустную»): 1-й – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя»; 2-й – «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе,/пою имени Твоему, Вышний», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я. На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы. Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом. Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание...», «Яко овча...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином. Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хлебы сия...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

§ 34). В Четыредесятницу назначается престарелый (по Диат – разумный») брат, который с 3 ч. (9 ч.у.) обходит все службы и в каждой, сотворив метание, говорит: «братие и отцы, да внимаем себе, ибо умираем, умираем, умираем»; по друг. ркп. еще: «припомним и о небесном царствии»; по Диат. «о вечном мучении»; по Диат. в ответ на это братия «оставляют работу, встают, говорит трисвятое и опять садятся» (Ипот § 23. Диат § 9). В особой статье «О соразмерности в службах» оба памятника регулируют физические работы и дают программу монастырского дня. По Ипот. телесными трудами братия занимаются все с восхода солнца или по отпетии 1-го часа, когда часы полагаются, до 6 ч. (12 ч. д.); от 6 до 8 (12–2) полагается отдых братии,есть ли обед или нет; с 8 (2) ч. до вечерни опять работы: после вечерни, «каждый уединяется, как желает» (§ 33). Диат. указывает дни, когда нет работ: это 1-я и великая неделя Четыредесятницы и неделя Пасхи, особенно до среды; подразумеваются и др. великие праздники. Диат. не говорит об обеденном отдыхе, а подробно занимается столом для несущих тяжелые работы – кузнецов, погонщиков, (с. 468) корабельников, плотников, вноградарей и пекарей; этим работниками до общей трапезы дается в 3 ч (9 ч. у.) в большие посты хлеб и малые и обычные дни и вино, и на трапезе им прибавляется лишний красоволь вина; в дни, свободные от работ, они довольствуются общим положением (Диат. § 25:26). В праздник, когда нет работ, рекомендуется братии чтение книг из мон. библиотеки; Диатип. дает общий совет относительно этого, а Ипотип. определяет и порядок выдачи книг: библиотекарь ударяет однажды в дерево (било), братия идут в библиотеку, там каждый получает книгу, а пред вечерней, опять по удару била, сдает ее (Ипот. § 26. Диат. § 28). Не выучившие Псалтири являлись на утреню только к канону по троекратному удару в било канонарха, употребляя начало ее (кафисмы) на изучение Псалтири (Ипот. § 36). Оба памятника подробно определяют качество и количество одежды (см. гл. 39 Тип.) и пищи на весь год, преимущественно же в посты (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

После этого обычаем установлено всем молящимся подходить прикладываться в воскресные дни к Евангелию, а в дни великих праздников к иконе праздника, лежащей среди храма на аналое, причем, если на бдении было освящение хлебов, пшеницы, вина и елея, верующие по целовании Евангелия или иконы праздника, помазываются от иерея освященным елеем, во освящение души и тела, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Также он раздает верующим частицу хлебцов, освященных в конце Вечерни. Это помазание совершается вместо того помазания, которое указано в Типиконе после утрени от кандила (лампады) праздника или святого. Канон После этих молитвословий начинается собственно–праздничная, основная и важнейшая часть утрени, называемая каноном. Проф. М. Скабалланович указывает, что первоначальной формой канонов можно считать трипеснец. В раннем богослужении кроме псалмов употреблялись и библейские песни, и вот к ним начали составлять в качестве припевов тропари с христианским содержанием. «Припевы в форме тропарей к библейским песням указываются уже известным описанием Синайской утрени VI-VII b. (Вступл., гл. 328); замечательно, что в этом описании припевы к 8–ой песни выделяются из ряда других, хотя носят одинаковое название «тропарей»; возможно, что припевы к остальным песням имели вид кратких и однообразных для каждой песни стихов (для 1–ой «Господеви поим, славно бо прославися», для 2–ой «Слава тебе Боже», для 3–ей «Свят еси Господи и тя поет дух мой», и т. д.), и только для 8–ой песни были «тропари», а если это так, то первоначальной формою канона был однопеснец. Однопеснец постепенно возрос до двупеснца, через присоединение к 8–ой песни и 9–ой» (см. «Толковый Типикон», М. Скабалланович, Вып. 2, стр. 267). В дальнейшем появились трипеснцы, потом и полные каноны. Канон состоит из 9–ти песней, причем 2–ой песни на всенощных бдениях не бывает (она, как покаянная, имеется только в богослужениях седмичных дней Великого поста) и сразу после 1–ой песни следует 3–ья песнь. Каждая песнь на всенощном бдении начинается пением так называемого «Ирмоса», затем следует чтение тропарей с припевами к каждому из них, и заключается песнь пением так называемой «Катавасии». Основой канона служат так называемые «Песни священного писания». Это гимны Господу Богу, находящиеся, главным образом, в Ветхом Завете, в Библии (только 9–ая песнь, состоящая из двух частей, заимствована из Нового Завета).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В древнейших слав. рукоп. не указывается, что «Благословен еси Господи» трижды 2659 . По Студийским уставам нек. редакций, великое славословие и в праздники состояло из двух частей, как ныне в будни, и части эти разделялись сугубой ектенией, после которой пелась часть от «Сподоби Господи» (Вступ. гл., 368). След такой практики и в старопечатных Часословах, например Моск. 1602 (­ старообр.), Львовском 1642, где славословие дается только в нынешнем нашем будничном виде (но, конечно, сплошь все), с замечанием (во втором Часослове) под «Благословен еси Господи»: «аще поется славословие, трижды тако; аще же чтется, глаголи сие: Благословен еси Владыко… Благословен еси Святый…» 2660 . Тем не менее праздничный вид славословия, по-видимому, древнее, и утреннее «Сподоби Господи», выделенное из него, обязано, должно быть, подражанию вечерне. Праздничный вид мог выработаться в пределах Великой Константинопольской церкви и Святогробской и потому ранее Студийского устава, нек. редакции которого знают его, а Студийско-Алексиевский применял, должно быть, только в Великую субботу и Пасху; из Святогробской практики этот вид передался Иерусалимскому уставу. Вывезенный Арсением Сухановым из Греции текст великого славословия не имел «помилуй нас; вземляй грехи мира» 2661 ; нынешний греч. Орологий, как у нас, только знаки препинания: «… Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас вземляй грехи мира, приими молитву нашу седяй одесную Отца и помилуй нас» 2662 . Слав. ркп. Иерус. уст.: «вземляй грехи всего мира – вземляй грехи миру» и нет аминь 2663 . Старопеч. Часосл. «грехи» множ. число оба раза 2664 . Трисвятое (великое) Начатое ангельскою песнью, великое славословие и оканчивается ангельскою (по преданию) песнью: «Святый Боже…». Кроме литургии, это единственное место в церковной службе, где Трисвятое поется, а не читается, само по себе и по особому чину: не только трижды, но с припевом Слава и ныне и с повторением 1 1/2 раза еще после этого припева. Отсутствие обычно сопровождающих его молитв, даже Отче наш, сосредоточивает на песни все внимание и отвечает хвалебно-песненному колориту всей этой части утрени (ср. название ее в западном богослужении – Laudes). История

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Оно находится в главе «Чин священный литургии» и гласит: «Диакон... исходит северными дверьми, понеже царския двери до входа не отверзаются» 611 . (Мы привели его выше, в IV .5. A ) А указание об отверзении царских врат перед возглашением «Со страхом Божиим...» (пункт 8) осталось таким же, каким оно было в дониконовских изданиях. Указания С 1656 относительно врат св. алтаря сохраняются в наших Служебниках без изменений и по сей день. Мы привели их в соответствующих местах при изложении чина Божественной литургии (см. IV.5.A , § 3 гл. 3, Ι X.11.A , XV Ι .1.A , XVIII.2.A.a , XXXIII.1.A ). Другие элементы русского чина отворения и затворения царских врат и завесы, приведённые в таблице XIX , хотя и не встречаются в Служебниках, присутствуют в действующем Типиконе в главе 23, «О завесе святаго олтаря, когда отверзается, и когда затворяется» 612 . Впервые этот Типикон был издан в 1682 году. Что касается сегодняшней практики затворения царских врат не после чтения Евангелия, а с началом ектении об оглашенных, то она, вероятно, сложилась постепенно и без влияния «Послания» патриарха Паисия. Можно предположить, что эта практика связана с обычаем читать с открытыми царскими вратами ектению об усопших, которой, как уже было сказано, нет в греческом чине литургии. Как мы видели в § 5 предыдущей главы, ектения эта находится между сугубой ектенией и ектенией об оглашенных, сугубая же ектения следует сразу после Чтения Евангелия. Поскольку между Евангелием и ектенией об усопших находится одна лишь сугубая ектения, затворять царские врата после чтения Евангелики снова отверзать их на ектению об усопших со временем, возможно, показалось непрактичным, и врата стали оставлять открытыми после Евангелия и до окончания ектении об усопших. А за ней непосредственно следует ектения об оглашенных. Таким образом, закрытие царских врат после ектении об усопших и в начале ектении об оглашенных может не иметь никакой связи с последней. Это просто «запоздалое» закрытие врат после Евангелия. Во всяком случае, в русских толкованиях Божественной литургии нет ни упоминания о затворении врат с началом молитв об оглашенных, ни тем более объяснения этого 613 (существующего в «Послании» патриарха Паисия), а толкование затворения царских врат после Евангелия встречается 614 . Против этой гипотезы можно возразить, что сегодня царские врата часто затворяются с началом ектении об оглашенных и в том случае, если ектения об усопших не читается. Однако, учитывая распространенность практики чтения ектении об усопших почти на каждой литургии, указанную нами в § 5 третьей главы, это можно объяснить своего рода «литургической инерцией»: даже когда заупокойная ектения опускается, врата всё равно затворяют так, как если бы она читалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечание. «Да исправится молитва моя…» – древний великий прокимен великопостных торжественных служб (схема исполнения такая же, как и у всех великих прокимнов). «И по исполнении паремий, глаголет иерей: Мир ти. И диакон: Премудрость. Чтец: Да исправится молитва моя: Тогда праваго и леваго лика, и предстоящий народ обе страны во всей церкви стоят на коленах молящеся. И по пении чтеца, 1-й лик поет тойжде: Да исправится молитва моя: И чтец, и другая страна лика, и предстоящий народ, стоят на коленах, дондеже пропоют. Таже чтец поет 1-й стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: И по пропетии стиха, поет 2-й лик: Да исправится молитва моя: Тогда чтец, и 1-й лик, и тоя страны предстоящий народ припадают на колена: Таже чтец поет 2-й стих: Положи, Господи, хранение: И 1-й лик паки поет: Да исправится молитва моя: И чтец, и 2-й лик, и предстоящий народ, паки приклоняют колена. И паки чтец поет 3-й стих: Не уклони сердце мое: и 2-й лик поет: Да исправится молитва моя: И приклоняет колена чтец, и 1-й лик, и народ. И паки чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: И тогда оба лика, и во церкви предстоящий весь народ, припадают на колена, и стоят, дондеже чтец поет: И воставше допевают на клиросе: Воздеяние руку моею жертва вечерняя. И по исполнении творим поклоны 3» (Типикон, гл. 49-я, в среду 1-й седмицы вечера). Чтец , стоя перед царскими вратами, поет избранные стихи 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да исправится молитва моя…» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззвах…», «Положи, Господи…» и «Не уклони сердце мое…», певцы после каждого из них поют: «Да исправится…». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-09/

Ирины и для среды и пятницы. Но древнейшие уставы – Ипотипосис и п. Алексея разрешают в пон., втор и четверг поста вареную пищу без масла и вина. Нынешний устав правее, что не делает такого различия: среда и пятница в Великом посту наиболее радостные из 5 седмичных дней благодаря тому, что имеют литургию, и даже на первой седмице поста в оба эти дня облегчается пост. Так искусно из церковного устава устранялись постепенно все неудачные его правила. Несколько дней в течение 2–6 седмиц поста заслуживали некоторой льготы в посте по особой их знаменательности. Таковы 1) среда Крестопоклонной недели, являющаяся самой серединой, «преполовением» всего поста; 2) четверг 5-ой недели, на утрени которого поется великий канон, и за одно предшествующая ему среда, в вечер которой начинается эта утреня; 3) пятница той же недели, предшествующая ночи акафистного пения; 4) суббота Лазарева. Среда Крестопоклонная начинает отмечаться в правилах поста позже, чем четверг великого канона. Ипотипосис не упоминает о ней. Впервые говорит о ней, по-видимому, устав императрицы Ирины, причем дает для нее самое большое разрешение, такое, как для суббот и воскресений поста (три вареных кушанья с маслом и большая чаша вина). Такое же большое разрешение для этой среды дает и Евергетидский Типикон, вообще, один из самых строгих в посте. Напротив, Ипотипосис в одной из своих редакций, Διατπωσιζ св. Афанасия, Пандократорский устав всю четвертую неделю уравнивают по строгости поста с первой. Историей настоящего вопроса объясняется положение его в нынешнем уставе. Прежде всего, 32 гл. Типикона, подобно древнейшим уставам, совершенно о ней не упоминает (о четверге великого канона говорит). 49 же глава и Триодь дают мимолетное указание о ней не в уставе этого дня, а в уставе четверга 5-й недели и то только в форме цитаты из Святогорского устава (см. ниже). Четверг великого канона отмечается относительно трапезы уже Ипотипосисом. Но здесь дается для этого дня самая малая льгота: такая, как для праздника Обретения главы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Агапа по «Учению 12 апостолов» и другим памятникам    Известие Плиния не оставляет сомнения в том, что в это время евхаристия совершалась совместно с агапами. Но такую же практику указывает другой памятник той же эпохи «Учение 12 апостолов». Здесь находится молитва пред евхаристией над чашей и преломляемым хлебом и молитва «после насыщения» (гл. 9 и 10). Как самое содержание этих молитв, так и надписание 2-й ясно показывают, что евхаристия соединилась с обычной трапезой. Замечательно, что в Апостольских Постановлениях (памят. IV в.) эти же молитвы приводятся в измененном виде приспособительно к одной евхаристии без трапезы, при чем надписание «по насыщении» заменено «по причащении» Указанные молитвы в «Учении 12 ап.» сопровождаются замечанием, что пророки могут «благодарить» (т.е. произносить молитвы при евхаристии), «сколько они желают». След. так как памятник имел только местное значение, то на даваемые в памятнике образцы евхаристийных молитв можно смотреть, как на частную попытку заменить молитвенную импровизацию однообразной схемой. Если такая попытка делалась относительно евхаристии, то для других церковных служб еще долго должна была существовать прежняя свобода в молитвах и песнопении.    Совместное с агапами совершение евхаристии в эту пору подтверждается и св. Игнатием Богоносцем: «не позволительно без епископа не крестить, ни совершать вечерю любви», пишет он смирнянам; с крещением могло быть сопоставлено только таинство.    Из других писателей того времени об агапах упоминает автор послания к Диогнету, но слишком кратко, чтобы можно было извлечь новые данные об этом предмете: христиане «имеют трапезу общую, но не простую». Выражение может говорить за нераздельность евхаристии от агапы. (с. 51) Литургия и агапа по св. Иустину мученику     Св. Иустин мучение в 1-й апологии своей дает заметить, что во взаимном отношении евхаристии и агапы произошла к его времени существенная перемена. Евхаристия настолько обособилась в самостоятельную службу, что при описании ее св. Иустин совершенно не упоминает о какой-либо трапезе. Но в связи с евхаристией он упоминает о помощи со стороны богатых бедным, что обыкновенно понимается как указание на агапу, принявшую уже чисто благотворительный характер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

IX в., с которым совпадает в отношении молитв Евх. Париж. национ. библ. 213 Коаленев (Coislin) 1027 г., просто нумеруют утренние молитвы, указывая место в чине утрени только для 3–4 последних. Важно то, что эти Евхологии дают все нынешние молитвы, исключая, впрочем, 9-ю, и в нынешнем их порядке, чем позволяют судить о степени древности их. 7-ю молитву Криптоферратский надписывает «молитва Евангелия», 10-ю (там 9-ю) «молитва 50-го» (т. е. псалма), 11-ю (там 10) «мол. на хвалитны», 12 (там вне счета) «молитва или отпуст», а затем мол. главопреклонения, но пред двумя последними Крипт. и Коал. имеют молитву оглашенных и 2 молитвы верных с замечанием, что они читаются только иногда (об этих молитвах и этом замечании см. Вступ. гл., 348). Это последнее обстоятельство, равно как и то, что в некоторых Евхологиях, например Синайск. библ. 962 XI-XII в., первые 5 молитв надписываются «молитва антифона первого», «мол. антифона 2-го» и т. д. (Евх. той же библ. 973 – 1153 г. и Патможет быть 105 XIII в. так надписывают только первые 3 молитвы, Евх. Син. б. 958 X в. так надписывает только 4-ю молитву, а Синайск. 982 XIII в. только о нынешней 10-й молитве, там 9-ой, замечает «молитва антифона, т. е. 50 пс.»), – эти обстоятельства показывают, что утренние молитвы приспособлены были первоначально к песненной утрене. Когда они перенесены были на утреню Студийско-иерусалимского типа, не имевшую в начале антифонов, нужно было распределить их по составным частям этой утрени, и различные Евхологии делают это каждый по-своему, так что нет, можно сказать, и двух совпадающих здесь во всем. Так, грузинск. Евхологий Имп. Публ. б. 208 и Тифлисск. церк. муз. 450, оба XVI в., но со следами очень древней практики, указывают после шестопсалмия или на последнем его псалме (второй Евх.) нынешнюю 1-ю молитву (молитвы не нумеруются): на «кафизме» по первом «псалме» (может быть, псалмом названа целая кафизма) мол. 2, по втором пс. мол. 3, по третьем пс. мол. 4, причем концы молитв произносятся в качестве возгласов после непосредственно следующих за ними ектений (на кафизме – малых), пред Евангелием мол.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Такой порядок каждения полагается: а) на вечерне: 1) в начале всенощного бдения (Типикон, гл. 2 и 22; ср.: Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи, воззвах» (Типикон, гл. 9 и 22); б) на утрене: 1) в начале утрени (Типикон, гл. 9 и 22); 2) при пении «Непорочных» (Типикон, гл. 22); 3) при пении полиелея (Типикон, гл. 15 и 22); 4) по 8-й песне канона во время пения «Честнейшую» (Типикон, гл. 2 и 22; срав. Устав священнослужения в начале Служебника). в) на Литургии, по отпусте проскомидии перед началом Литургии (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста). Каждение всего храма, начиная с середины его, совершается таким образом: сначала кадят вокруг аналоя с иконой или со святым Евангелием, вокруг Плащаницы, находящейся среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским вратами и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналою с иконой или Евангелием или к Плащанице и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналой или Плащаницу (Типикон, во 2 гл. последн. прим.; ср. Устав священнослужения, последн. прим. в Служебнике; Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского , с. 92). Такое каждение полагается: 1) на праздничной утрене, при пении величания после полиелея. (Типикон, во 2-й гл. послед. прим.; Служебник, в Уставе священнослужения последн. прим.); 2) на утрене Страстной Субботы при пении «Непорочных» (Типикон, последование Страстной Субботы); 3) на утрене в Страстной Пяток, если Евангелие читается посреди храма (последование утрени в Великий Пяток); 4) на царских часах – 1-м и 9-м – перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий Пяток (последование 24 декабря и 5 января), а также на 3-м часе в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (последование Понедельника Страстной седмицы). Каждение одного алтаря и иконостаса как внешней стороны алтаря бывает таким образом: кадят престол со всех четырех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят перед царскими вратами, кадят перед ними и образами Спасителя и Богородицы, затем служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010