Минеи-Четьи Германа Тулупова и Иоанна Милютина Столетием позже Макария, в 1627 — 1632 гг., появились Минеи-Четии монаха Троице-Сергиева монастыря Германа (Тулупова) , а в 1646 — 1654 гг. — Минеи-Четии священника Сергиева посада Иоанна Милютина . Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно Жития и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник все, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал в переделывал имевшиеся у него под руками жития, опуская из них предисловия, а также похвальные слова, чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты — Иннокентий (Гизель) и Варлаам (Ясинский) — для Руси Южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра (Могилы) и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Жития святых святителя Димитрия Ростовского Ясинский, привлек к этому делу св. Димитрия , впоследствии митрополита ростовского, который, трудясь в продолжение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четиих-Миней Макария и других пособий, составил Четии-Минеи, содержащие в себе жития не южнорусских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнесся к труду Димитрия, заметив в нем следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены и труд Димитрия был окончен. В первый раз изданы Четии-Минеи св. Димитрия в 1711 — 1718 гг. В 1745 г. Синод поручил киево-печерскому архим. Тимофею (Щербацкому) пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после Тимофея докончили архим. Иосиф (Миткевич) и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четии-Минеи были изданы в 1759 г. жития святых в Четиях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария, здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, о индикте , о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка «учителей, писателей, историков», приложенного пред первою и второю частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого жития или повторение, с исправлением языка, жития древнерусского.

http://drevo-info.ru/articles/1684.html

Библиотека Киево-Софийская, некогда первая в России и родоначальница всех прочих отечественных библиотек наших, не может и ныне назваться последнею, хотя не имеет уже ни одной из тех книг многих, ими же поучахуся вернии людие при мудром Ярославе, и которые положены были им в Св. Софии (как пишет преп. Нестор под 6545 годом). Существующая ныне заведена после смут униатских, и составилась большей частью из тех книг, какие отказывали в Соборе Киевские митрополиты и другие духовные лица. Имён всех благотворителей библиотеки не знаем, но можем назвать некоторых известнейших. Библиотека книг печатных много обязана митрополиту Тимофею Щербацкому (коего книг встречается более 50 названий), митр. Самуилу (до 20 названий), и всего более митр. Евгению, (который оставил библиотеке нашей своих книг 346 номеров. Нынешнему архипастырю библиотека обязана устройством хороших шкафов, которых прежде совсем не имела и оттого много пострадала 98 . Встречаются в надписях по книгам, имена митр. Варлаама Ясинского, Димитрия Савича, Игумена Батуримского, т. е. св. Димитрия Ростовского (на 3-х книгах латинских, на коих он подписался своеручно). Афанасия, епископа Ростовского, архимандрита Виктора Ладыжина, архимандрита Илариона Лазаревича, иеромонаха Иоакима Костенецкого и проч. Печатных книг всего до 1.500 названий и хотя большая часть между ними – книги духовного содержания, но очень довольно и классиков, книг исторических и филологических. Из книг славянских древнейшие: Библия Острожского издания 1581 г., Апостол издания Львовского 1574 г., (обе ветхи и не целы), Служебник Стрятинского издания 1604 г. и некоторые другие. Библиотека рукописей обязана более всего также Преосв. митр. Евгению, который отказал Собору 310 номеров своих книг рукописных. Они большей частью исторического содержания и не оригинальные древние рукописи, а списки с оригинальных или выписки из них и других книг, а частью переводы 99 . Кроме книг исторических много книг с уроками академическими (писанных студентами Киевской академии), по классам, поэзии, риторики, философии и богословию 100 , а также книг богослужебных, какие отобраны у монастырей и церквей Киевской епархии. Много книг (до 70 номеров) после пр. Иринея Фальковского, коадъютора митрополии Киевской. Они большей частью – проповеди его сочинения и его же рукой переписанные (некоторые несколько раз). Всего рукописей около 650 номеров и большая часть из них – духовного содержания. Все они не старее XVI века. Из евангелий особенно примечательны:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Синоду Киево-Печерская Лавра поступила в ведение самого Синода. 922 Митрополит киевский Тимофей (Щербацкий) в 1751 г. (когда было восстановлено гетманство) задумал возвратить права прежних киевских митрополитов, возбудив дело о подчинении ему, по старым грамотам Киево-Межигорского монастыря и Переяславской епархии, качестве коадъюторства. Однако он не решался ставить этого вопроса относительно Киево-Печерской Лавры. Чтобы иметь больший успех, митрополит посылал в Петербург в Коллегию Иностранных Дел архимандрита Свято-Троицкого Густынского монастыря Пахомия. Митрополичий посланный объявил к Коллегии, что некоторые вольности и духовные нрава киевского митрополита, изображенные в прежних грамотах, «не в своей силе состоят». Прежде всего указано на то, что переяславскому епископу велено, после рукоположения в Киеве, быть в ведении Киевской митрополии. С учреждением Св. Синода, он вышел из ведения Киевского митрополита, почему неизвестно. Равным образом Киево-Межигорский монастырь, неизвестно почему, исключен из ведомства Киевской митрополии. Далее, по жалованным грамотам из Киевской митрополии челобитные от духовных чинов не подавались в Москве и там никто не судился. Ныне, объявлял архим. Пахомий, не то. В Св. Синода стали приниматься апелляции на решения киевского митрополита и производились суды. Коллегия Иностранных Дел 18 марта 1752 года потребовала от Св. Синода объяснения, по какой причине и на основании каких указов все это произошло; почему Варлаам (Ванатович), митр. Рафаил (Заборовский) и Тимофей (Щербацкий) не получили подтвердительных грамот на прежние права своих предшественников, по Киевской кафедре. Между тем митр. Тимофей (Щербацкий) просил сочинить ему такую грамоту. В своем ответе (5 июня 1753 г.) Св. Синод изложил всю историю постепенного освобождения переяславских архиереев из-под власти киевских митрополитов и архиепископов, указал также и то, как Межигорский монастырь превратился в ставропигию. Что касается права Св. Синода в апелляционном порядке принимать челобитья от духовных чинов Киевской митрополии и чинить суд по ним, то здесь Св. Синод сослался на Духовный Регламент, по которому он, Синод, соборное правительство... «с крайней всяких духовных дел управой». В ставленой грамоте самому митрополиту Тимофею (Щербацкому) он назван высшим учреждением, к которому можно апеллировать. 923

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Крестовоздвиженский храм (Сокольниково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский храм (Сокольниково) построен в 1855 году вместо деревянной церкви XVI века при погосте Сокольниково, у речки Лютерице. Храм посещал А.П. Чехов, чье имение Мелихово располагалось в 5 километрах. Содержание История [ править править код ] Погост Сокольниково существовал уже в XVI в. , но в Смутное время 1612-1614 гг. он опустел. В архивных документах 1627 г. Значится: «…на пустоши, что был погост приходный; на речке Люторице стояла Воздвиженская церковь – древяна клетцки, без пения, ветхая и обвалилась. Место попово и место пономарево – пусты; пашни церковные поросли перелогом и лесом». Однако вскоре произошли перемены, о чем в переписной книге Московского уезда в 1678 г. Появилась запись: «…у них на той церковной земле построена церковь жилая и поп есть». В 1755 г. Капитан артиллерии коллежский советник Федор Данилович Шиловский подал императрице Елизавете Петровне челобитную, где было написано, что церковь «пришла в немалую ветхость», и что «ныне он с прочими прихожанами желает построить на том же погосте вновь деревянную церковь в том же именовании». Через год стараниями Ф.Д. Шиловского на берегу реки Люторицы появилась покрытая кровельным железом деревянная церковь на каменном фундаменте. «Дабы приходские люди богослужений не лишались», старый храм не разбирали до тех пор, тока не освятили новый, куда и перенесли всю церковную утварь. В 1767 г. Федор Данилович Шиловский обратился к митрополиту Московскому и Калужскому Тимофею (Щербацкому) с просьбой построить «в трапезе новый предел во имя Казанския Пресвятыя Богородицы». Митрополит Тимофей дал благословение на строительство незадолго до своей кончины, однако пришедший на смену почившему архиерею архиепископ Московский и калужский Амвросий (Зертис-Каменский) к воле своего предшественника добавил собственную резолюцию: «Впредь от лишних строений отказываться». В 1823 г. , при священнике Алексее Михайлове, усердием Степана Герасимовича Толоконникова из соседней деревни Угрюмово в церкви обновили иконостас, а наружные стены обили тесом и покрасили.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Почему, с соизволения Императрицы Елисаветы Петровны, в 1745 г. поручил это дело Архимандриту Киевопечерской Лавры, Тимофею Щербацкому, с другими киевскими учеными, основательно знающими Богословие, Церковную Историю и языки греческий и латинский. Исправителям вменено было в обязанность обратить внимание на то, не имеется ли в четьих-минеях чего-нибудь противного Св. Писанию, догматам веры и церковным преданиям, также чего-нибудь исторически сомнительного, невероятного, – и усмотренные погрешности представить Св. Синоду на разсмотрение. Но Тимофей Щербацкий только в 1754 году представил некоторые свои замечания, – и от дальнейшего труда отказался. Потому Св. Синод возложил окончание сего дела на Ректора Новгородской Семинарии и Архимандрита Хутынского монастыря, Иоасафа Миткевича (в последствии Епископа Белорусского) и Александроневского Иеродиакона Никодима 260 . Самое издание исправленных таким образом четьих-миней вышло в Москве 1759 г. 261 . В состав четьих-миней Святителя Димитрия, кроме жизнеописаний святых, вошли также: а) синаксари на праздники Господские, Богородичные, на празднества по случаю перенесения мощей, явления чудотворных икон, и тому подоб.; б) поучительные слова, содержание которых заимствуется из истории празднества. Слова сии принадлежат или кому-либо из древних Отцев Церкви, или самому св. Димитрию. Из принадлежащих самому Святителю не многие можно встретить в собрании его проповедей (как напр. слово на Преображение Господне); в) отдельные исторические разсуждения – при начале или при конце четверти четьих-миней. Так в начале мартовской четверти помещена статья о первенстве марта месяца в порядке прочих месяцов, и о начале счисления лет по индиктам; в конце той же четверти статья о календаре еллино-римском древнейшем. Порядок исторических сказаний в четьих-минеях по большей части определяется церковным месяцесловом. – Кроме полных житий и описания страданий, иногда исчисляются одни имена святых, с указанием на время их жизни или страдания, иногда сокращенно разсказывается жизнь или страдание святого, на основании пролога или других памятников церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

8 сент. 1752 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского, 23 дек. того же года прибыл к месту служения. При И. в Елецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре началось строительство каменного здания духовной консистории, а в Троицком Ильинском мон-ре возведено 2 корпуса. В 1754 г. в любечском Антониевом муж. мон-ре была построена и освящена ц. во имя святых Иоакима и Анны, в Успенском соборе Каменского мон-ря сооружен величественный 5-ярусный иконостас, шло строительство теплой трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После пожара, случившегося в июле 1754 г. в Рыхловском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , по благословению И. была составлена и отправлена в Синод подробнейшая опись всех сгоревших и немногих уцелевших построек и имущества обители. В февр. 1755 г. архиерей добился разрешения Синода рыхловскому игум. Герману (Мировицкому) производить сбор милостыни во всех российских городах (Там же. Т. 34. С. 448-449. Прил. 39). Вскоре в этом мон-ре был заложен новый каменный 3-престольный 5-главый Никольский собор, к-рый И. освятил в 1760 г. Одновременно в Рыхловском мон-ре архиерей инициировал ремонт единственной сохранившейся во время пожара ц. во имя вмч. Феодора Стратилата, а также строительство каменной ц. во имя Иоанна Предтечи (1767). В Чернигове епископ в 1754 г. освятил после ремонта древнейший собор Преображения Господня, в 1755 г. восстановил пострадавший от пожара 1750 г. Пятницкий храм одноименного девичьего мон-ря. При И. в епархии было построено неск. храмов, в т. ч. ап. Иоанна Богослова (1752) и Преображения Господня (1757) в г. Нежине, собор Рождества Пресв. Богородицы (1752-1762) в Козельце, храмы святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1755) в с. Лемеши, прор. Илии в Коропе и др. В 1754 г. Медицинская канцелярия предложила И., а также митр. Киевскому Тимофею (Щербацкому) , свт. Белгородскому Иоасафу (Горленко) и еп. Переяславскому Иоанну (Козловичу) направить неск. семинаристов для обучения хирургии и «фармации» в казенных госпиталях и аптеках. В 1755 г. И. избрал и послал в С.-Петербургский адмиралтейский госпиталь 4 студентов Черниговского коллегиума (Там же. С. 58-60). 20 авг. 1755 г. в киевском Софийском соборе И. вместе с митр. Киевским Тимофеем участвовал в хиротонии архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. После того как имп. Елизавета Петровна уволила священника Каргопольского гренадерского полка Иванова от служения, 20 янв. 1759 г. Синод поручил И. избрать в Черниговской епархии достойного кандидата на этот пост. 27 февр. того же года епископ рапортовал о назначении в Каргопольский полк овдовевшего бездетного протопопа Крестовоздвиженского храма Василия Артёмова (Там же. Т. 39. С. 27-28).

http://pravenc.ru/text/673851.html

В этих наставлениях указываются средства к нравственному преспеянию христианина и возведению его на высшую ступень нравственного совершенства. Конечно, назидательность и убедительность этих наставлений зависит много от того, что они высказываются устами опытного христианского подвижника, которого жизнь есть оправдание его правил и наставлений. Поэтому, как бы ни были высоки эти правила, как бы ни тяжелы казались в исполнении, – они становятся доступными для нас, после того, как изрекли их мужи, сильные словом и делом, извлекая их не из холодного умозрения, но из опытной духовной мудрости. А насколько строго относились к изданиям четьих-миней св. Димитрия Ростовского , это видно из замечания Горского. После первого издания четий-миней в сентябре 1705 года, второе с некоторыми поправками самого сочинителя и других, напечатано в Киеве с 1711–1718 г. Но после этого Святейший Синод, в первый раз от себя предпринимая издание этих книг в общее назидание, нашел нужным вновь подвергнуть их внимательнейшему пересмотру. Почему, с соизволения Императрицы Елизаветы Петровны, в 1745 году, поручил это дело архимандриту Киевопечерской лавры Тимофею Щербацкому с другими киевскими учеными, основательно знающими богословие, церковную историю и греческий и латинский языки. Исправителям вменено было в обязанность обратить внимание на то, – не имеется ли в четьих-минеях чего-нибудь противного священному Писанию, догматам веры и церковным преданиям, также чего-нибудь исторически сомнительного, невероятного, – и усмотренные погрешности представить Святейшему Синоду на рассмотрение. Но Щербацкий только в 1754 году представил некоторые свои замечания, отказавшись от дальнейшего труда. Потому Святейший Синод возложил окончание этого дела на ректора новгородской семинарии, хутынского архимандрита Иоасафа Миткевича (впоследствии белорусского епископа) и Александро-Невского иеродиакона Никодима. Самое издание исправленных таким образом четий-миней вышло в Москве в 1759 году. (Горский. Св. Димитрий Митрополит Ростовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вероятно, еще в начале 1743 году преосвященный Тверской Митрофан просил Киево-Печерского архимандрита Тимофея Щербацкого выслать в Тверь, для преподавания философии, иеромонаха Порфирия Падуновского, которого, однако же, архимандрит Щербацкий не выслал по первому требованию потому, что ожидал «повторительного указу из Св. Синода о непременной посылке его в Белоградскую Академию». Не получив удовлетворения своей просьбе, преосвященный Митрофан исходатайствовал особый указ Св. Синода по сему предмету и летом 1745 года послал в Киев своего боярского сына Василия Ворошинина с письмами к архимандритам Киево-Печерской лавры Тимофею Щербацкому и Киево-Михайловского монастыря Сильвестру (Думницкому) о том, чтобы первый выслал в Тверскую семинарию «для преподавания философии» иеромонаха Порфирия Падуновского, а второй – пана Василия Гловацкого. При этом преосвященный дал Ворошинину секретную инструкцию, по которой Ворошинин должен был передать письма от него к тогдашнему Митрополиту Киевскому Рафаилу и вышеупомянутым архимандритам, и при этом вручил указ из Св. Синода, который, очевидно, повелевал выслать в Тверь вышеупомянутых учителей, но который Ворошинин должен был подать архимандритам, «буде по тем письмам вышеименованный монах Порфирий Падуновский отпущен не будет»; в случае же свободного отпуска этих лиц, указ должно было, по инструкции, «привезти обратно в Тверь и никому об нем не объявлять». Но синодального указа не пришлось предъявлять никому в Киеве, так как оба требуемые учители были свободно отпущены из Киева. Киево-Печерский архимандрит, в письме своем, с которым он препровождал в Тверь Падуновского, писал, что он отправляет иеромонаха Порфирия «к произведению в Отроч монастырь во архимандрита и ко определению семинарии в ректора и к преподаянию философии»; а Киево-Михайловский архимандрит в письме своем, данном Гловацкому для вручения преосвященному Митрофану, писал, чтобы владыка, «прияв сына обители, пана Василия Гловацкого, в милостивую архипастырскую дирекцию, в благодетельском содержал респекте». Падуновский и Гловацкий вместе с Ворошининым отправились 4 сентября 1745 года, а приехали в Тверь в начале октября того же года. Они вступили в отправление своих обязанностей 18 октября 1745 года, а 28 октября того же года прибыть еще новый учитель Иван Лятошевич, тоже вызванный из Киева 335 ). Тогда как Падуновский вызывался для препдаяния философии, Гловацкий и Лятошевич, вероятно, назначались для преподавания реторики и пиитики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Из просительного письма П. Могилы к царю Михаилу Феодоровичу (1640 г. янв. 29. См. в Актах, издаваемых Киевск. времен. Коммисией для разбора древних актов, заключить можно, что 8 нижних и два верхних придела были ещё до унии. Митрополит просит милостыни «на составление, создание и украшение Божиих храмов, си есть, Св. Софии Премудрости Божия церковь и великий алтарь, в ней же: приделов дольных осмь, горних же два. Вся убо сия (пишет Пётр Могила) святых икон, сосудов и св. одежд украшения, некия же от сих стен и верхов воздвижения требуют». 64 Внизу врат читается следующая надпись: На северной половине: Зачаты царские сребропозлащенные Врата, деланы за жизни преосвященнаго Рафаила Заборовскаго, архиепископа, митрополита Киевскаго, Галицкаго и малыя России 1747 года Октября 18, а окончены при преосвященному Тимофею Щербацкому, архиепископу митрополиту Киевскому, Галицкому и малыя России 1750 года, Сентября 7, в которых весу сребра 6 пуд и 20 фунтов, вышло на позолоту червоных 120... 22 лота. На южной половине: За благополучныя Державы Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, в лето государствования Ея девятое, при Наследнике Всероссийскаго Императорскаго Ея престола, Его Императорском Высочестве, внуке Петра перваго Благоверном Государе, Великом Князе Петре Феодоровиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексиевне. 65 Описание иконы храмовой см. в следующем §. Здесь опишем параллельную ей икону семи Святителей (что на левой стороне, подле иконы Богородичной). Семь Святителей изображены следующие: Св. Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский – над ним Св. Чаша. По правую сторону Св. Иакова Св. Златоуст , – над ним образ Св. Апост. Павла, Григорий Богослов над ним Св. Дух в виде голубя, и Василий Великий – над ним столп пылающий. По левую сторону Св. Иакова: Св. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский, – над ним сердце с именем Иисуса Христа. Афанасий Великий , – над ним образ Св. Троицы, и Св. Кирилл Александрийский – над ним икона Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 40 Грамота Святого Правительствующего Синода Преосвященному митрополиту Киевскому Тимофею Щербацкому на заведение при доме его типографии, 1753 г. 40 Грамота Святого Правительствующего Синода Преосвященному митрополиту Киевскому Тимофею Щербацкому на заведение при доме его типографии, 1753 г.   Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/867965/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010