д.; 3) в совещаниях о хозяйственных церковных делах, о вдовьих кассах и т. п.; 4) в совещаниях о средствах к улучшению состояния кирок в округе. Протоколы лютеранских синодальных заседаний, чрез генерал-супер-интендентов, представляются в консисторию, а последними в копиях препровождаются в генеральную консисторию, которая также в копиях отправляет их для сведения в министерство внутренних дел. Подлинные же протоколы синодальных заседаний хранятся в архивах самых консисторий. 2 . Реформатский синод в западных губерниях (ст. 985). Управляющий духовными делами реформатских общин в западных губерниях, в качестве высшего церковного учреждения, Виленский реформатский синод не имеет определенного числа членов. Он составляется из всех почетных лиц реформатского исповедания как духовного, так и дворянского сословий западного края Российской Империи, и собирается один или два раза в год для решения важнейших дел, касающихся реформатских общин его ведомства. Заведывание его текущими делами предоставлено виленской реформатской коллегии, которая о времени и месте синода, за месяц вперед, должна дать знать главному начальнику края и, по закрытии заседаний, чрез главного же начальника края представляет министерству внутренних дел копии с протоколов синодских заседаний. 3 . Реформатский синод в царстве польском (ст. 1027–1031). Духовными делами реформатских общин в губерниях царства польского, в качестве высшего церковного учреждения, управляет особый реформатский синод, находящийся в ведении министерства внутренних дел. В состав его входят духовные, дворяне, военные и гражданские чиновники реформатского исповедания, светские депутаты от приходов и члены того реформатского прихода, в котором заседает синод. Перед открытием совещаний синода собравшиеся для этой цели всякий раз, на время совещаний, избирают председателя и секретаря из светских лиц, а нотариуса-из лиц духовного звания. Ведению такого синода подлежат: рассмотрение всех дел, касающихся кирок и училищ реформатского исповедания; рассмотрение штатов каждого прихода и училища; составление ведомости о распределении назначаемого правительством реформатским общинам ежегодного пособия из казны; выдача призывных грамот духовным лицам 7

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

1 . Права и обязанности генерал-супер-интендентов по русским законам. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. 1, ст. 528–542; 928–931). Высшие духовные начальники пробстов в лифляндской, эстляндской и курляндской губерниях и в округах консисторий с.-петербургской и московской, как и высшие начальники польских аугсбургских супер-интендентов, именуются генерал-супер-интендентами. Генерал-супер-интендент эстляндского духовенства обязательно состоит пастором ревельской вышгородской кирки. На должности лифляндского и курляндского генерал-супер-интендентов избираются по два кандидата местными дворянами и лицами, владеющими в лифляндской и курляндской губерниях на праве собственности вотчинами, а на должность эстляндского генерал- супер-интендента два кандидата-местным дворянством. Избранные кандидаты, чрез местных губернаторов и министерство внутренних дел, представляются на Высочайшее усмотрение. При докладе об этих кандидатах министерство обязано представить и мнение о них, истребованное из генеральной консистории. Что же касается должностей петербургского и московского генерал-супер- интендентов, то для замещения их сама генеральная консистория избирает по два кандидата на каждую должность и представляет их министерству внутренних дел для доклада Государю Императору. Для замещения должности аугсбургского генерал-супер-интендента в царстве польском так же сама консистория представляет министру внутренних дел одного кандидата с ходатайством об испрошении ему Высочайшего утверждения.-Введение генерал-супер-интендентов в должность делается торжественно, по предписанию генеральной консистории и с соблюдением порядка, указанного в Агенде. Генерал-супер-интенденты, как высшие духовные начальники пробстов и других лютеранских духовных лиц, принадлежащих к их консисториальным округам, а равно и кандидатов духовенства, и как представители консисторий, в которых они обязательно состоят не только членами, но и вице-президентами, в своих личных сношениях е подчиненным духовенством, должны всеми зависящими от них мерами способствовать точному исполнению предписаний этих присутственных мест по общей их обязанности надзирать за правильным течением всех церковных дел в округе.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В постановлении о расторжении брака консистория должна обозначать: 1) причину развода; 2) признается ли одна из сторон виновною, какая именно и в чем; 3) кому из супругов, в случае прелюбодеяния или злонамеренного оставления, в наказание за это воспрещается вступление в новое супружество; 4) кому из них надлежит воспитывать некоторых или всех, прижитых в этом браке, детей и до какого возраста их и 5) кто из родителей должен нести издержки на содержание и воспитание этих детей. По вступлении в законную силу такого постановления консистории, расторжение брака торжественно совершается в самой консистории, в присутствии спорящих сторон, если нет законных препятствий к их явке, по следующему обряду. Генерал-супер-интендент или же другой духовный член консистории, в ее заседании, сделав предварительно краткое увещание разводимым супругам, объявляет брак их расторгнутым, отбирает их обручальные кольца и разводит их опущенною между ними рукою. Когда брак расторгается за доказанную вину одного из супругов, а не по другим каким либо законным причинам, то, при объявлении брака уничтоженным, генерал-супер-интендент или другой духовный член консистории употребляет следующую формулу: „Как уже представленными доказательствами и собственным признанием достаточно обнаружено, что этот супруг твой (или супруга твоя) NN. забыв страх Божий и вопреки святому слову Его, соделался виновным (или соделалась виновною) в прелюбодеянии (или: в злонамеренном оставлении тебя и т. п.) и тем лишил (лишила) себя всех своих супружеских на тебя прав, то объявляю тебя, NN. именем Бога и по силе святого слова Его, свободным (свободною) от брака, в коем ты состоял (состояла), и предоставляю тебе, NN, право вступить в новый брак, где и когда ты заблагорассудишь; тебе же, NN. напротив того, сим строжайше запрещается, до дальнейшего разрешения, вступать в новое супружество”. Если, по законным причинам, оба разводимые супруги не могут в одно время явиться в консисторию к расторжению брака, то этот обряд совершается, с надлежащими изменениями в формуле и прочих правилах, над каждым из них особо. В случае же дальнего расстояния или других обстоятельств, препятствующих разводимым супругам явиться в консисторию, последняя может поручить местному проповеднику совершить обряд расторжения их брака в присутствии двух церковных старшин. Каждой из сторон выдается свидетельство в том, что брак их торжественно расторгнут. Недовольные решением брачных дел в местных лютеранских консисториях могут анодировать в генеральную консисторию; но в царстве польском дела о недействительности браков между лицами аугсбургского исповедания, равно как и расторжение таких браков подлежат единственному и окончательному рассмотрению аугсбургской консистории, которой присвоены все права консистории генеральной.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

По делам, производящимся в реформатских заседаниях с. петербургской и московской лютеранских консисторий, также установлены канцелярские сборы. Что касается окружного управления духовными реформатскими делами в западных губерниях, то оно, как мы сказали уже, принадлежит коллегии, которой русский законодатель даровал все права лютеранских консисторий и которая находится в городе Вильне, Присутствие виленской реформатской коллегии составляют: президент из светских лиц, вице-президент-из духовных, три члена- из светских и три члена-из духовных. При коллегии состоит канцелярия-из генерального секретаря, протоколиста, регистратора и определенного числа канцелярских служителей. Президент и вице-президент коллегии избираются синодом (высшее церковное реформатское учреждение с правами лютеранской генеральной консистории и даже генерального синода). Президент утверждается Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, а вице-президент – самим министром. Определение всех прочих чинов коллегии зависит от синода. Президент и светские члены коллегии и чины канцелярии считаются состоящими на государственной службе. Духовными делами общин реформатского исповедания в губерниях царства польского управляет особая реформатская консистория, находящаяся в г. Варшаве. Подобно всем вообще лютеранским консисториям, она состоит также из светского президента, духовного вице-президента, место которого обыкновенно занимает супер-инцидент, из двух светских членов, одного члена духовного и светского секретарь 6 . Все эти лица избираются реформатским синодом и утверждаются: президент-Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, прочие-самим министром. Президент, светские члены и секретарь состоят в своих должностях три года, если на следующее трехлетие не будут избраны и утверждены вторично. Они также пользуются правами государственной службы. Кроме производства общих текущих дел, варшавская реформатская консистория исключительно и окончательно рассматривает дела о расторжении браков, заключенных между лицами реформатского исповедания, равно как и смешанных браков лиц реформатского исповедания с лицами аугсбургского или римско-католического исповедания, если брак был совершен одним лить реформатским проповедником. Прокурор варшавской судебной палаты, по своему званию, исполняет должность прокурора и реформатского консисторского суда. Наконец, варшавская реформатская консистория, как и все лютеранские консистории, производит испытания кандидатов духовенства, посвящение их в духовный сан, равно как разрешает и вступление в брак в определенных законам случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Таким образом, недавно заключенный мир, тяжелый для Хмельницкого, был нарушен самими поляками. Жолнеры, стоявшие в других местах, были немедленно изгнаны. Хмельницкий известил короля о случившемся под Батогом, доказывал, что виной всему Калиновский, а о своих казаках выразился так: «Простите их, ваше величество, если они, как люди веселые, далеко простерли свою дерзость». В Польше это приняли за насмешку. Польша не имела войска и поневоле должна была отложить военные действия до следующего года. Весной 1653 года польский военачальник Чарнецкий, ворвавшись в Брацлавщину по берегу Буга, истреблял села и местечки: поляки резали жителей без разбора. По выражению их же соотечественника, не щадили ни красивой девушки, ни беременной женщины, ни грудного младенца. Храбрый винницкий полковник Богун остановил этот варварский набег и обратил Чарнецкого в бегство. Вслед за тем собралось большое польское войско под Глинянами, с намерением идти в Украину и предавать ее окончательному разорению; между тем война разыгрывалась и в другом краю, в Молдавии. Там, между Лупулою, тестем Тимофея Хмельницкого, и Стефаном Бурдуцом, купившим себе в Константинополе право на господарство, происходила борьба. Тимофей с казаками защищал тестя; венгерцы и поляки подали помощь врагу его из нежелания, чтоб родственник и союзник Хмельницкого владел Молдавией. Гетман Хмельницкий обратился опять к царю Алексею Михайловичу, умолял принять его с казаками под свою руку. Царь на этот раз хотя все еще не дал согласия, но отвечал, что принимает на себя посредничество примирить польского короля с Хмельницким. 20 июля явился в Польшу царский посланник боярин Репнин-Оболенский с товарищами, припомнил прежнее требование о наказании лиц, делавших ошибки в царском титуле, и объявил, что царь простит виновных в этом, если поляки, со своей стороны, помирятся с Хмельницким на основании Зборовского договора и уничтожат унию. Паны на это отвечали, что уничтожить унию невозможно, что это требование равняется тому, если бы поляки потребовали уничтожить в Московском государстве греческую веру, что греческая вера никогда не была гонима в Польше, а с Хмельницким они не станут мириться не только по Зборовскому, но даже и по Белоцерковскому договору, а приведут казаков к тому положению, в каком они находились до начала междоусобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Этот обряд называется хлеб Пурима. Следует заметить, что этот обряд не требует применения к жертве слишком тягостных мучений, потому именно, что собранная кровь не имеет другого назначения, как-то, которое я указал. – Остальные похищенные христиане сохраняются в тайных убежищах до дня Пасхи, который следует вскоре после Пурима. В это время их всех приносят в жертву самым жестоким и варварским образом и собирают их кровь частью для опресноков, частью для других надобностей, предстоящих в течение года и указанных выше. Эти мучения на Пасху имеют определенную цель – воспроизвести страсти Христовы, и по этой причине они должны производиться, главным образом, над детьми, которые, по невинности своей и девственности лучше символизируют Спасителя. Свое изложение «тайны крови» Неофит предварил замечанием: «Приняв, по милости Божьей, святое крещение и монашеское посвящение, я не побоюсь (как некоторые), в интересах христиан, открыто заявить все, что я знаю об этих обрядах, которые я сам усердно совершал и хранил в строжайшей тайне все время, пока был хахамом или раввином». И, как мы видели, он исполнил свое обещание. Часть 5 Сообщение Неофита, вызывающее доверие и само по себе простотою и безыскусственностью своего рассказа, своею искренностью и откровенностью, подтверждается также и другими лицами, по убеждению перешедшими из иудейства в христианство и не имевшими возможности знать его, равно как и показаниями свидетелей – бывших евреев – в многочисленных судебных процессах по обвинению евреев в ритуальных убийствах. К сожалению, книги таких лиц, в большинстве случаев, составляют в наше время величайшую библиографическую редкость и потому стали недоступными для пользования: обыкновенно они были уничтожаемы евреями при самом выходе в свет. Так, за сто лет до Неофита, также бывший еврейский раввин И. Серафинович написал книгу на польском языке «Zlosc zydowska przeciwko Bogu i katolickiey wierze» и отпечатал ее в 1710 году. Но теперь ее нельзя найти даже в Императорской Публичной Библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ответ гетмана, в котором, принимал он союз и дружбу их, от потомственного гетманства отказывался, как несогласного с понятиями и обычаями своего народа, а касательно выбора протекции предписал собраться депутатам из всего народа на Генеральный сейм в Чигирин. Собравшиеся чины и депутаты, отвергли всякую протекцию и подчиненность иностранную. Речь гетмана в пользу протекции и избрания ее: старики с гетманом соглашались на протекцию Московскую, как с народом единоплеменным и единоверным, но молодые сильно восстали против того в лице генерального есаула, Богуна (речь его об этот) и черкасского протопопа Федора Гурского (речь его), которые склонили на свою сторону всех; дальнейшие причины всякой протекции и роспуск гетманом сейма, равно как отпускная аудиенция послам, из коих каждого уверил о старании своем в будущем склонить народ под покровительство его государя. Присылка Молдавским господарем Липулой, в апреле 1650 г., боярина Морозия о согласии на брак дочери своей с гетманским сыном, Тимофеем. Гетман немедленно отправил сына со свитой, а за ним 5-тысячный отряд; стычка первого с поляками Потоцкого, напавшими из засады, укрытие в одном церковном погосте и нападение подоспевшего казацкого отряда на поляков, разбитых и рассеянных им при урочище «На Батозе» после чего свадьба в Ясах и обратный путь с женой в Чигирин. Жалоба гетмана на Потоцкого. Молдавский господарь, по проискам Польши, изгнан господарем Волошским и князем Седмиградским; поход гетманского сына для возвращения тестя своего на отнятый престол: разбитие неприятеля и смерти самого Волошского господаря под Бухарестом; после сего Тимофей распустил свои войска, а сам отправился с одним только Корсунским полком домой и был окружен, близ города Сочавы, поляками и волохами, заперся в замке Сочавском и убит ядром, при осмотре укреплений. Поражение неприятеля возвратившимися казаками и прибытие их с телом, женой и тещей к гетману, который похоронил его в Суботове. Достоинства убитого. Киевский воевода Кисель, и многие из русского дворянства, обратившегося в католичество и польское шляхетство, по опубликовании Зборовского договора, воротились в Малороссию и просили позволения вступить им в свои владения; но казаки киевские, белоцерковские и переяславские восстали против того, под началом миргородского полковника Гладкого и судьи Гуляницкого, и большую часть их изгнали.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

е. у нас земли больше чем во Франции на две слишком тысячи миллионов гектаров Правда, у нас за то больше и число жителей, чем было во Франции во время первой революции. По последней народной переписи, народонаселение России равняется 141.184.600 человекам; во Франции, как мы видели, в конце XVIII века всех жителей было только 25 млн человек, т. е. количество населения у нас больше почти на 120 миллионов человек. Теперь, если все пространство земли, занимаемое Россией разделить на количество её жителей, то мы увидим, что на каждого человека, не исключая и малолетних детей, в России приходится по 14 казенных десятин земли 5 ; во Франции же, пред началом революции, при равномерном распределении земли между населением, приходилось бы на человека только по два гектара, т. е. по одной нашей десятине и по 994 квадратных сажени 6 . Впрочем, нужно сказать правду, эти теоретические вычисления сами по себе почти ничего не дают нам для точной оценки действительного положения вещей. Так, например, по математическим вычислениям, как мы видели, у нас будто бы на каждого человека, не исключая и малолетних детей, приходится по 14 десятин земли; а в действительности, распределение земли между населением у нас весьма разнообразно: есть у нас множество лиц, которые не имеют в своем распоряжении и одной сажени земли; зато есть такие богачи, которые владеют десятками тысяч десятин земли. Кроме того, в общее число земель, указанное нами выше, вошли ведь и земли неудобные для хлебопашества – тундры, пески, болота, солончаки, леса и луга. Поэтому обратимся лучше прямо к действительности – к фактическому землевладению и землепользованию. При этом, мы не будем принимать во внимание даже и всей Сибири, так как о малоземелье в этой части России еще никто никогда не говорил, хотя Сибирь и занимает 14 млн квадратных верст или 1,456 млрд 7 казенных десятин земли, при наименее плотном населении страны. Не будем иметь мы в виду ни царства польского, ни Кавказа, ни великого княжества Финляндского. Для нас важнее ознакомиться с действительным положением кровных русских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Многим показался этот советь благоразумным, но Калиновский, по обыкновению, не принял его.  «Хмельницкий боится нас (говорил он) и более ничего! сын его идет с немногочисленным войском; теперь то и случай нанести удар врагу отечества. Смешно было бы, если бы я поверил коварному письму и не спас чести господаря в таком трудном положении». На пущую беду полякам, посланный подъезд привез вести, нарочно распущенные Хмельницким, будто Тимофей идет только с пятью тысячами. Тогда ничто не могло остановить Калиновского: он заранее восхищался, что лишит Хмельницкого сына и отомстит вполне за стыд корсунского поражения и постыдный плен свой. Для предотвращении нападение в тыл, он отправил значительный отряд по направлению к Ладыжину. Войско, и без того неоживляемое ни любовию к полководцу, ни надеждою на победу, пугалось тогда разными предзнаменованиями. В полночь увидели на ясном небе две сверкающие метлы: они стали вытягиваться и образовали меч, обращенный рукоятью к востоку, а острием на польский обоз. На другую ночь представились жолнерам в воздухе изображение вооруженных войск, которые как будто сражались между собою. «И не только небеса и земля (говорит украинский летописец) предсказывали ляхам грозящую беду. Была подле Ладыжина большая скала, нависшая над Бугом; там было ущелье; с недавнего времени стал отзываться оттуда голос на подобие человеческого; он предсказывал будущее и отвечал на всех языках, на каком бы к нему ни обратились». Никто не видел этого существа. Разно говорили о нем. Одни почитали его бестелесным духом, существующим в одном голосе: другие говорили, что это душа умершего человека, заклятая в камне. Когда, спрашивали имя то, он отвечал, что его зовут Спасовским. Один офицер француз, бывший в польском войске, отправился к этой скале и чудное существо сказало ему по-французски: «Идите и скажите вашему гетману, чтобы он поскорее; ушел отсюда: прийдет сюда свирепый пьяница, который думает ему остричь бороду; бритва у него острая: опасно, чтоб с бородой он не отрезал ему головы.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Всего но этому штату – 5.665 руб. (П. С. 3. 39. 214). Примечание. 1) В число суммы: 5.665 руб., исчисленной на содержание училища, 200 руб. отпускаются из доходов Буйницкого монастыря, 510 руб. из процентов с капитала в 17-т. руб., принадлежащего училищу, а остальные 4.955 руб., должны быть назначаемы, по ровной части, из капиталов духовно-учебного и воссоединенного духовенства. 2) Остатки от штатной суммы по одной статье расхода, в случае нужды, могут быть обращаемы на пополнение недостатка по другим статьям. 3) Сумма, за всеми расходами остающаяся к новому году, обращается в запасный капитал училища, и если превышает 100 руб., вносится в кредитное учреждение. 4) Врач,пользующий больных в училище безвозмездно, и аптекарь, отпускающий лекарство бесплатно в продолжении пяти лет, приобретает право на награду. По докладу училищного Правления. Архиерей доводит о них до сведения Обер-прокурора Св. Синода, для представления вниманию Ее ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. (Там.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 26 Января 1863 г. штату Могилевского женского училища духовного ведомства (§ 12) положено в нем 40 казеннокоштных воспитанниц и 20 своекоштных. Но в 1876 г., в виду всегда поступающего большего числа прошений против открывающихся штатных вакансий, и того, что классные комнаты училища, без особого стеснения, могут вмещать до 28 воспитанниц каждая, ВЫСОЧАЙШЕ разрешено принимать в означенное училище до 20 своекоштных приходящих воспитанниц, на равных правах с штатными 294 – (Выс. пов. 28 Октября 1876 г. по док. Об.-пр.). 8 Прочие училища западного края Для предоставления духовенству западного края средств к приличному образованию его дочерей в духе православия и русской народности и для предохранения его от влияния со стороны католического и польского направления, по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному положению комитета об устройстве западного края, назначено открыть в том крае, сверх существовавших там 295 до того времени училищ девиц духовного звания, еще четыре таких же заведения в епархиях: Полоцкой на 45 воспитанниц, Минской на 60, Волынской на 90 и Подольской на 90 же (опред.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010