30 сент. 1940 г. под давлением оккупационных властей Варшавский митр. Дионисий (Валединский) принял решение об архиерейской хиротонии И. Огиенко. 9 окт. 1940 г. он был пострижен в монашество с именем Иларион (в честь прп. Илариона Печерского) в Яблочинском Свято-Онуфриевском мон-ре, 10 окт. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея и возведен в сан архимандрита. 19 окт. на соборе епископов ПАПЦ в Холме (ныне Хелм, Польша) состоялось наречение И. во епископа Холмского и Подляшского (Холмско-Подляшская епархия была территориально выделена из митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ). 20 окт. того же года хиротонисан во епископа Холмского и Подляшского. В хиротонии участвовали Варшавский митр. Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и Люблинский еп. Тимофей (Шреттер) . В тот же день возведен в сан архиепископа. 3 нояб. состоялась интронизация И. на Холмской кафедре. И. основал при Холмском соборе типографию и изд-во, большую епархиальную б-ку. Многие из его проповедей были изданы или разошлись в рукописных списках. В этот же период он написал множество стихотворных и прозаических произведений, в основном духовно-назидательного содержания. После начала Великой Отечественной войны вступил в переговоры с Волынским и Житомирским митр. Алексием (Громадским) , к-рый возглавлял на оккупированной территории УССР автономную Украинскую Православную Церковь, находившуюся в каноническом общении с Московской Патриархией. На Соборе автономной УПЦ, состоявшемся в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре 8-9 дек. 1941 г., митр. Алексий выдвинул И. кандидатом на замещение Киевской кафедры, рассматривая это как возможный компромисс со сторонниками неканонической УАПЦ. Собор поддержал это предложение, указав, что И. должен быть назначен не митрополитом Киевским, а архиепископом Киевским и Переяславским. Однако в дальнейшем это назначение не было осуществлено, т. к. И. не получил разрешения оккупационных властей на выезд из Холма. Являясь сторонником укр. церковной автокефалии, И.

http://pravenc.ru/text/389195.html

Эти сообщения лишь отчасти соответствовали действительности. Рейхсминистерство церковных дел после начала Второй мировой войны действительно выступило с инициативой создания наднациональной Православной Церкви на всех завоеванных территориях. Предполагалось лишение автокефального статуса Польской Православной Церкви и подчинение епархий как оказавшихся в составе Германии, так и оставшихся на территории Генерал-губернаторства архиепископу Берлинскому и Германскому (в юрисдикции РПЦЗ) Серафиму (Ляде). Однако германский МИД и внешнеполитическая служба нацистской партии не поддержали этот план. В результате уже в январе 1940 года было принято решение об отказе от создания наднациональной Православной Церкви Третьего рейха. Весной 1940 года бежавший в Румынию после оккупации Польши епископ Гродненский Савва (Советов) обратился с жалобой к Константинопольскому Патриарху Вениамину на самоуправство архиепископа Серафима (Ляде), временно возглавившего автокефальную Церковь в Польском генерал-губернаторстве. По заданию бывшего польского министра культов епископ дважды ездил из Бухареста в Стамбул и добился удовлетворения своего прошения – в апреле Патриарх созвал Синод, который принял два постановления: 1. Законным главой Православной Церкви на территории Генерал-губернаторства является прежний Первоиерарх Польской Церкви митрополит Дионисий (отстраненный от управления немцами), и 2. Передача управления Церковью архиепископу Серафиму не канонична. В соответствии с решениями Синода Патриарх отдал архиепископа под церковный суд. Эти постановления побудили генерал-губернатора Франка в конце концов сделать главную ставку в качестве главы Церкви на митрополита Дионисия (Валединского). 23 сентября 1940 года митрополит Дионисий, принеся клятву верности генерал-губернатору Франку, вернулся к управлению Церковью. А 2 ноября состоялась архиерейская хиротония епископа Холмского и Подляшского Илариона (Огиенко), которую совершили владыка Дионисий, епископ Тимофей (Шреттер) и приехавший из Праги архиепископ Савватий (Врабец). Так как последний находился в юрисдикции Константинопольского Патриархата, это, по мнению немецкого МИДа, означало косвенное признание хиротонии (да и в целом Православной Церкви Генерал-губернаторства) Вениамином I. По свидетельству известного чехословацкого деятеля Ивана Рохана от 30 декабря 1940 года, в Константинопольском Патриархате и Элладской Церкви было немало церковных деятелей – германофилов. 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/61...

В конечном счете от этих намерений отказались, т. к. по состоянию здоровья М. фактически отходил от управления Церковью. В 1959 г. здоровье М. резко ухудшилось, лечился он в Москве. 8 дек. 1959 г. М. подал прошение об уходе на покой. Временным управляющим Польской Церковью был назначен архиеп. Тимофей (Шреттер). 23 апр. 1960 г. М. выехал в Москву на лечение, в течение 2 месяцев находился в больнице им. С. П. Боткина, а оттуда по благословению патриарха отбыл на лечение и отдых в одесский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В авг. 1960 г. митр. Илия (Карам) вручил М. орден Антиохийского Патриархата святых апостолов Петра и Павла («Гранд Офисье»). Похоронен М. на братском кладбище Успенского мон-ря. Чин погребения возглавили митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик) и архиеп. Тимофей (Шреттер). Еп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) назвал почившего добрым воином Христовым, «служившим в тех местах, где лжебратия старались и стараются отторгнуть православных людей от Святого Православия» ( Мирошниченко. 1961. С. 57). Ист.: Львовский Церковный Собор: Док-ты и мат-лы, 1946-1981. М., 1982; Власть и Церковь в Вост. Европе, 1944-1953: Док-ты рос. архивов/Ред.: Т. В. Волокитина и др. М., 2009. 2 т.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 243-246. Соч.: Теопасхитские споры//ТКДА. 1913. Т. 1. 4. С. 529-559 (То же//Киево-Могилянский сб. в честь прот. Д. И. Богдашевского. К., 1913. С. 396-426); Учение св. ап. Павла об оправдании//ТКДА. 1914. Т. 2. 6. С. 151-180; 7/8. С. 311-339 (отд. изд.: К., 1914); Эсхатология св. Григория Нисского: Ист.-догматич. исслед. К., 1914. М., 1999р; Bceчechiшuм отцям деканам, настоятелям св. мohacmыpib i bciм душпастирям napaфiй Льbibcьko-Tephoniльcьkoï Bichuk. Льbib, 1946. 6. С. 3-4; Bceчechiшuм душпастирям, благочестивим ihokaм i bciм biphuм Святоï Православноï Церкви на Льbibщuhi i Tephoniльщuhi: [Piздbяhe послання]//Там же. 1947. 1. С. 3-5; Слово на 1-й день Piздba Христова//Там же. 2. С. 50-51; Bceчechiшuм душпастирям, благочестивим ihokaм i bciм biphuм наших в зaxiдhux областях Украïни//Там же.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Продолжалась католич. экспансия. В 1934 г. еп. М. Фульман основал при костеле свт. Николая (бывш. соборе Замойского Николаевского правосл. братства) общину редемптористов, перемещенных из Галичины. В с. Слипче Хрубешувского повята с 1936 г. действовали миссионерский дом и мон-рь монахинь Сердца Иисуса вост. обряда, в Хелме в 1933 г. открылся миссионерский мон-рь Сестер служебниц Непорочного Зачатия. В 1936-1938 гг. в Люблине существовал новый католич. орден - сообщество «братьев на кресах», нацеленное на работу среди православных. 27 нояб. 1938 г. во епископа Люблинского был хиротонисан поляк архим. Тимофей (Шреттер) , до начала войны он жил в основном в Яблочинском мон-ре, настоятелем которого являлся. Еп. Тимофей в окт. 1939 г. представил нем. главе Люблинского дистрикта Генеральной губ. (оккупированной Польши) проект устройства правосл. Церкви в регионе и справку, в к-рой сообщалось, что в дистрикте существует 114 правосл. приходов, из них 54 вакантных. 20 окт. 1940 г. митр. Варшавский Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и еп. Тимофей совершили хиротонию во епископа Холмского и Подляшского Илариона (Огиенко), в тот же день возведенного в сан архиепископа (с 1944 митрополит). 3 нояб. 1940 г. состоялась его интронизация в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы, к-рый 29 окт. 1940 г. был изъят нем. оккупационными властями у римо-католиков и передан православным. Холмско-Подляшская епархия была отделена от митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ. Архиеп. Иларион не был сторонником украинизации. Архим. Афанасий (Мартос) , служивший в то время в Холмской епархии, писал: «Духовенство Холмщины и население опасались, что новый Холмский архипастырь займет крайний украинский курс для украинизации богослужения. Но он этого не сделал. Недовольны были этим украинские деятели и организовали из школьной молодежи демонстрацию против него с плакатами. Иларион возмущался, но своей тактики не переменил» ( Апанас (Мартас), архиеп. На hibe Хрыстовай: У nяцiдзecяmыя сьвятарства, 1928-1978: Ycnaмihы. Нью Менск; Варшава, 2005. С. 70).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

В марте 1944 г. Попов вместе с др. эвакуированными с востока Украины «священниками» УАПЦ совершал богослужения в Преображенском храме Львова, принадлежавшем униатам. Неясно, был ли согласен архиеп. Палладий на создание в его епархии приходов УАПЦ или же это было единоличное решение Дионисия. С приближением фронта в июле 1944 г. архиеп. Палладий был эвакуирован в Германию. Распоряжением от 9 сент. 1944 г. он назначил «администратором православных приходов Лемковщины» вместо прот. Мартина Волкова, также уехавшего из Польши, прот. Петра Тарановского, о чем известил клир и верующих «Посланием к духовенству святой православной Церкви на Лемковщине» от 21 сент. 1944 г. С того времени фактически прервались всякие контакты приходов с церковными центрами в Польше, где до апр. 1945 г. оставался единственный правосл. иерарх - викарный еп. Тимофей (Шреттер) . Краковская консистория в 1944-1946 гг. продолжала работу: ее деятельность ограничивалась бракоразводными и др. бытовыми вопросами. После освобождения от немцев Галичины Львовско-Галицкий благочиннический окр. утратил связь с консисторией в Кракове и стал подчиняться Киевской митрополии до замещения 22 апр. 1945 г. Львовской кафедры. В 1944 г. во главе Львовского благочиния стоял прот. Григорий Боечко, в составе благочиния было 10 приходов: 3 - во Львовской обл., 1 - в Тернопольской, 2 - в Дрогобычской, 4 - в Станиславской (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 2. Л. 199-203). Предыдущий благочинный прот. Григорий Курилас, в 1943 г. бежавший в Палестину, получил гарантии безопасности от советских властей и в 1945 г. вернулся на Украину, вскоре был репрессирован. На основании договора от 9 сент. 1944 г. между польск. Комитетом народного освобождения и Украинской ССР в 1944-1946 гг. шла массовая депортация украиноязычного населения из Польши на Украину. Первоначально переселение предполагалось сделать добровольным, но, поскольку желающих практически не оказалось, была применена сила. В 1945-1946 гг. с Лемковщины было выселено свыше 100 тыс. лемков, в основном греко-католиков, православных - ок. 15 тыс. чел., среди которых были и священнослужители. Основными местами размещения переселенцев из Польши стали центральная и вост. области Украины, нек-рые репатрианты позже переехали на Волынь и в Галицию в надежде вернуться на отцовские земли. Отдельные общины переселялись почти целиком в определенные населенные пункты Украинской ССР во главе с настоятелями. Они активно влияли на местную церковную жизнь.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

«Кадры решают все», – сказал незадолго до описываемых событий советский диктатор. Нужны они были и для украинской авантюры. От митрополита Дионисия потребовали рукоположить во епископа профессора филологии Ивана Огиенко, некогда министра просвещения и вероисповеданий Украинской республики, переводчика Священного Писания на украинский язык. Человек образованный, Огиенко отличался при этом полной нецерковностью. Это видно из его предложения заменять фрагменты Писания и богослужений на выражения «более национальные». Например, в молитве святого Симеона Богоприимца он предлагал заменить «и славу людей Твоих Израиля» на «и славу народу Твоего Украинского», в 20-м псалме слово «Царь» – на «народ Украинский», в 101-м псалме «Созиждет Господь Сион» на «созиждет Господь Украину». Подобные исправления Огиенко предлагал внести и в другие псалмы. В читаемой на повечерии молитве иудейского царя Манассии в словах «Бог Авраама, Исаака и Иакова» Огиенко предлагал убрать имя Авраама 1025 . Чем не угодил незадачливому переводчику именно этот праотец, остается только догадываться. Митрополит Дионисий, знавший, что собой представляет Огиенко, поначалу отнесся к его хиротонии с гневом и недоумением. «Профессор Огиенко – безбожник, – горячился митрополит, – его надо гнать не только от Церкви, но вообще от всяких дел» 1026 . Но Огиенко настолько подходил для предназначенной ему роли, что «Церковная рада» уступить не пожелала. После краткого сопротивления митрополит Дионисий согласился на хиротонию «безбожника» и даже сам постриг его в монашество с именем Иларион. Архиерейская хиротония архимандрита Илариона состоялась 20 ноября 1939 г. Помимо митрополита Дионисия в ней участвовали епископ Люблинский Тимофей (Шреттер) (Польская Церковь ) и, что особенно важно, архиерей Константинопольской Церкви архиепископ Пражский Савватий (Врабец). Иларион был рукоположен во епископа Холмского и Подлясского, причем, как иронизировала «Православная Русь», последнее слово титула по-русски звучало весьма многозначительно. По окончании литургии митрополит Дионисий возвел епископа Илариона в сан архиепископа 1027 . Так был положен первый камень в здание будущего украинского раскола. Вскоре появились и другие «камешки». После вступления германских войск на территорию Украины в 1941 г. к митрополиту Дионисию обратились находившиеся здесь епископы Поликарп (Сикорский) и Александр (Иноземцев), в свое время также рукоположенные в Польской Церкви. Архиереи просили митрополита благословить создание «Украинской автокефальной церкви». Благословение было получено, несмотря на то что на территории Украины уже действовала автономная Украинская Церковь , подчеркивавшая свою связь с Русской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда в сентябре 1939 г. польское государство перестало существовать, Польская православная церковь оказалась разделенной на две неравные части. Подавляющее большинство православного населения – более 1500 приходов с 3,9 млн. верующих проживало на территории, отошедшей к Советскому Союзу. В зону германской оккупации попала только Варшавско-Холмская епархия с 98 приходами и около 300 тыс. верующих, в основном украинцами Холмской области (250 тыс.) 14. 15 Часть занятой германскими войсками польской территории отошла к рейху, а на остальной было образовано Генерал-губернаторство во главе с Г. Франком. Из 10 православных архиереев на германской территории остались лишь два – митр. Дионисий и епископ Люблинский Тимофей (Шреттер). Оба они считались сторонниками польского влияния в Церкви и не пользовались доверием германских властей. Митрополита в связи с его посланием первых дней войны, призывавшим верующих защищать Польшу, арестовало гестапо. Владыка был вынужден отказаться от церковного управления и передать его карловацкому архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде), отправив 23 ноября 1939 г. соответствующее письмо в Берлин (док. 30). Официальное вступление архиепископа в должность главы церковного управления затянулось. Свой отпечаток наложила упорная борьба нескольких германских ведомств, занимавших принципиально различные позиции (док. 31–33). Чиновники РКМ считали, что на всю занятую часть Польши необходимо распространить Германскую епархию, которая уже отчасти рассматривалась ими как наднациональная православная церковь рейха. Оппонентами министерства являлись, прежде всего, Внешнеполитическая служба НСДАП и МИД. Эти ведомства считали, что в интересах рейха сохранить на территории Генерал-губернаторства автокефальную православную церковь , превратив ее в национальную церковную организацию украинцев (док. 33). И все же в феврале 1940 г. генерал-губернатор Франк и рейхсминистр Керл пришли к соглашению об официальном переходе церковного управления к архиеп. Серафиму (док. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сентябре 1939 года, во время вторжения фашистских банд в Польшу, Матвей Семашко и с ним Архим [андрит] Савва Гродненский удрали в Лондон, а Еп[ископ] Тимофей Шреттер остался в захваченных фашистам и землях б[ывш й] Польши. Был потом на Холмщине, викарием Украинского Митрополита Илариона Огиенко, послушного фашистам украинского сепаратиста (теперь сидит в Канаде), а под конец войны счастливо освобожденным (говорю о Еп[ископе1 Тимофее) нашей победоносной Советской Армией. Дальнейшее о Еп[ископе] Тимофее известно. Был он заместителем Главы Православной Церкви в теперешней Народной Польше, приезжал в Москву на торжества 500-летия Автокефалии наш ей Церкви, а ныне является Архиепископом Белостокским и Вельским, помощником Блаженнейшему Митрополиту Макарию по управлению Церковью в Польше. Вот все, что мне о них известно. В заключение, говоря о карловчанах и возвращаясь снова к этому наболевшему вопросу, я считаю , что этот церковный раскол уже себя постепенно изживает. После смерти м. Анастасия и архиеп. Виталия карловчане распадутся несомненно, однако важна очень их скорейшая ликвидация – и в этом смысле может, если Богу будет угодно, сыграть решающую роль обратное возвращение в Америку Митрополита Гермогена, который в силу своего авторитета и такта с любовью привлечет вышепоименованных мной архиереев «подневольны х карловчан», а с ними и многих из духовенства и церковного народа, который постепенно прозревает в смысле выправления своей ориентировки на нашу Родину и положение нашей церкви в Союзе. Оставшиеся разные фанатики-карловчане сами себя доедят. Архимандрит МСТИСЛАВ К Докладной записке В 1949 году я был назначен м[итрополитом] Анастасием в Голландию с предписанием разводить там карловацкую смуту. Ознакомившись постепенно с положением церковного дела в Голландии, я, конечно, пришел к заключению вздорности, нецелесообразности и вредности требований карловацкого синода. В самом деле, что же я там застал. Какая-то группка авантюристов-политиканов монархического уклона пошла против тамошнего законного священнослужителя – Архимандрита Дионисия Лукина и...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот этот самый теперешний уже «Архиепископ» Александр Ловчий – б[ывший] лакей берлинских ресторанов – оставшийся лакеем душой, и поныне – лакействует перед о. Граббе и зато утвержден «Архиерейским Синодом » – «А архиепископом Берлинским и Германским»... Мне думается, что все подневольное духовенство карловацкое, обиженное и третированное пресловутым «окружением» Анастасия, постепенно уходит в «леонтьевскую», «владимирскую» и иные юрисдикции, лишь бы только не чувствовать тлетворного духа о. Граббе, о котором один остряк из батюшек б. Польши выразился, что «Карловацком у синоду угрожает «грабиэация " ». Все же было бы, пожалуй, смешно, если бы не бы ло так печально. В самом деле, карловчане за границей раскололи церковь на всевозможные «юрисдикции» и уклоны . Вместо того чтобы принять участие в отщепенцах т.н. украинских сепаратистов – толка Поликарпа и Огиенко – «Еп[ископ) Иларион», а также б[ывших] польских толка Еп[ископа] Матфея Семашко и Арх[иепископа] Саввы Советова (сидевших во время войны в Лондоне и там же умерших), – карловчане еще больше способствовали их окончательному отрыву от Русской Церкви. В то время как Митрополит Дионисий Варшавский при самых неблагоприятных условиях в б. Панской Польше сумел как-то удержать высшую богословскую школу в Варшаве и 2 семинарии в провинции, митрополиты Антоний и Анастасий ничего положительного за границей не сделали, а создали только вражду политическую и раскол церковный. Переходя теперь к описанию положения Православной церкви в б[ывшей] панской Польше, следует отметить в 1931 году выдвижение правительством Рыдза-Смиглого таких корифеев «полонизации Православия», как военные священники прот. Константин Семашко и Георгий Шреттер. Митрополиту Дионисию приказано было возвести их в сан епископа. Для этого надо было им обоим, вдовцам, принять монашеский постриг, что они и проделали в почаевской лавре осенью 1938 года, восприняв иноческий чин: один с именем Матфея, другой – Тимофея. Вскоре состоялась их архиерейская хиротония с назначением – первого, Матвея Семашко, викарным к Архиепископу Виленском у Феодосию (отравить старцу Владыке последние годы жизни), а второго, Тимофея Шреттера, епископом Люблинским (оком «Правительства», следящим за Митрополитом Дионисием).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апофеоза кампания по ополячиванию правосл. Церкви достигла в 1938-1939 гг. 18 нояб. 1938 г. высшими должностными лицами гос-ва был подписан «Внешний устав Польской автокефальной Церкви». Устав усилил зависимость правосл. Церкви от светской власти и содержал обоснование полонизации Церкви. В кон. 1938 г. в разных городах Польши появились отд-ния основанной в 1935 г. в Белостоке орг-ции «Поляки православного исповедования». При поддержке местных властей эти объединения осуществляли полонизацию правосл. приходов. «Общество православных поляков» в Вильно с 1 янв. 1939 г. издавало ж. «Dwutygodnik prawosawny». Православный епископат в Польше пополнился 2 поляками. 12 нояб. 1938 г. в Почаевской лавре были пострижены в монашество вдовые протоиереи Георгий Шреттер и Константин Семашко, 13 нояб. они были возведены в сан архимандрита. 27 нояб. состоялась хиротония Тимофея (Шреттера) во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии. На следующий день Матфей (Семашко) был поставлен епископом Браславским, викарием Виленской епархии. Правосл. паства настороженно встретила новых архиереев. Бискуп Матеуш, как его называли в народе, должен был проводить полонизацию непокорной Виленской епархии, он фактически отстранил архиеп. Феодосия от управления кафедрой. В защиту Православия регулярно выступали сенаторы Богданович и Н. С. Серебренников. Богданович сравнивал гонения на правосл. Церковь в Польше с гонениями в СССР. В авг.- нач. сент. 1939 г. прошли аресты ряда общественных деятелей национальных меньшинств. В числе арестованных были Богданович, несколько правосл. священников, отправленных в концентрационный лагерь Береза-Картуска (совр. г. Берёза, Брестская обл. Белоруссии). К янв. 1939 г. в Виленском воеводстве насчитывалось 156 правосл. священнослужителей (из них 113 белорусов, 35 русских, 5 поляков), 290 390 верующих, согласно офиц. данным. Действовали 119 православных приходов (98 самостоятельных и 21 «филиальный» приход), 208 храмов и 43 часовни. Также к Виленской епархии относилось 53 храма на территории сев. повятов Новогрудского воеводства: Воложинского, Лидского, Столпецкого и Щучинского, в которых проживало ок. 200 тыс. православных. Всего в Виленско-Лидской епархии насчитывалось 172 храма и 170 священников, ок. 504 тыс. верующих, из которых большинство проживало в Глубокском, Вилейском, Молодеченском и Дисненском округах.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010