Иордан в своем течении протекал чрез озера Мером и Генисаретское, принимал в себя с запада и востока несколько речек и потоков и вливался в Мертвое море. Озеро Мером (Самохонитское, σαμοχωντις λμνη, Бар-эль-Хуле) имеет форму овала, длина которого 5,8 километров, а ширина 4,2 километра. Генисаретское озеро (Тивериадское, θλασσα τς Τιβεριδος. Бар-эль-Табарийэ) имеет также форму неправильного овала или, как можно догадываться на основании производства еврейского названия его (киннерет) от слова киннор – арфа, вид киннора, т. е. древнееврейской арфы, и замечательно обилием рыбы. Наибольшая длина этого озера достигает 21 километра, наибольшая ширина 10 километров и наибольшая глубина 80 метров. Мертвое море ( θλασσα νεκρ у Павзания, mare mortuum у Юстина, соленое море ­­ йам-га-Мелах, или аравийское море ­­ йам-га-араба, у арабов Лотово озеро – Бар-эль-Лют, у Иосифа Флавия и греческих писателей – асфальтово озеро ( λμνη σφαλτις или σφαλτοφρος)) имеет вид продолговатого овала, большая длина которого с севера на юг определяется в 73 километра, наибольшая ширина с востока на запад – в 17,3 километра, наименьшая ширина у мыса Эль-Лишан – в 3,5 километра. Глубина его в разных местах очень различна: в средине его она достигает 399 метров, а на южной стороне только 3,5 метра. Вода Мертвого моря, как показывает ее химический анализ, содержит 0,75% чистой химической воды и 0,25%, – различных солей из хлора, калия, брома, натрия, марганца и др. При таком составе воды в Мертвом море не водится ни рыбы, ни раков, ни растительности, так что оно в полном смысле имеет вид мертвого моря, лишенного всего живого. Из рек и потоков, которые Иордан принимает в себя в своем течении, наиболее замечательны следующие: а) с западной стороны: 1) Галуд (Джалуд), 2) Вадифара и 3) Вади-эль-Кельт, протекающий по Иерихонской равнине. б) с восточной стороны: 1) Керит (Вади-Аджлун) 2) Иеромакс (в талмуде-Ярмук, ныне Шериат-эль Менадире), 3) Иабок (ныне Нар-эз-Зерка). Кроме того, в Мертвое море впадают: а) с восточной стороны: 1) Вади эль Керак, 2) Арнон (Вади-эль-Моджиб) и 3) Вади Зерка Майн; б) с южной стороны: 1) Вади Нумера и в) с западной – Кедрон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Из соединения этих трех потоков несколько южнее древнего города Дана (Лахиса) и образуется р. Иордан. В своем последующем течении Иордан протекает чрез озеро Мером (Самохонитское, ныне бар-эль-Хуле) и Генисаретское (Тивериадское, «Бар-эль-Табарийэ») и впадает в Мертвое море (Соленое море, Лотово озеро, Бар-эль-Лют). Относительно своего течения Иордан представляет все особенности горной реки: крутой уклон русла и стремительность течения. Разность между уровнем воды над поверхностью моря при истоке и впадении Иордана равна 913 метрам. Так, западный поток Нар-эль-Хизбани, составляющий начало Иордана, лежит на 520 метров выше уровня Средиземного моря, озеро Мером – выше на 83 метра, Генисаретское озеро уже ниже уровня моря на 208 метров, Мертвое же море, куда втекает Иордан, ниже уровня моря на 393 метра. Обуславливавшаяся столь значительной разностью в положении русла над уровнем моря высота падения воды в Иордане обусловливала вместе с тем большую быстроту его течения. Но так как в своем течении Иордан должен был преодолевать крепкие каменистые породы, то при его стремительности, русло его приняло очень извилистую форму, так что по своей длине превосходит прямую линию пространства между Генисаретским озером и Мертвым морем в три раза (45 миль – 15 миль). Палестинские арабы до последнего времени верят, что Иордан, впадая в Мертвое море, не оканчивается здесь, а подземным течением следует дальше и соединяется с Эланитским заливом Красного моря. Очень вероятно, что эта верование отражает воспоминание о течении Иордана в древнейшую эпоху, до разрушения Содома и Гоморры, с чем связана история образования Мертвого моря, до какового времени Иордан мог иметь более длинное русло к югу, чем в последующее время. Во всяком случае заслуживает внимания то обстоятельство, что в Генисаретском озере есть такие породы рыб, которые можно встречать только в Индийском океане и в Красном море, что можно объяснить только тем предположением, что между этим озером и Красным морем была когда-то связующая водная линия, каковой могло служить русло Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ни един же смеяше от ученик стязати Его: ты кто еси; ведяще, яко Господь есть. 13. Прииде же Иисус и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде. 14. Се уже третие явися Иисус ученикам своим, востав от мертвых. Время явления Господа на море Тивериадском нельзя определить точно, так как евангелист не дает вам определенного указания об этом. Он говорит: посем – μετ τατα – явися паки Иисус 202 учеником своим, востав от мертвых, на мори Тивериадстем: явися же сице. Слово: посем – μετ τατα – обыкновенно употребляется у Иоанна для соединения последующего с предыдущим (III, 22; V, 1–14: VI, 1 и др.); из этого слова мы узнаем только то, что явление Господа на море Тивериадском последовало после явления Его Фоме и другим ученикам ( Иоан. ХХ:24–31 ). Некоторые думают 203 , что явление это последовало через шесть дней после явления Фоме, т. е. во второе воскресенье после Пасхи Христовой. Конечно, нельзя отрицать того, что Господь воскресные дни мог по преимуществу избирать временем для своих явлений; следовательно, можно думать, что явление на море Тивериадском могло последовать в воскресенье. Но эта мысль есть не более как предположение, которое не исключает других догадок. Место этого явления обозначено очень точно. Иисус Христос явился семи ученикам на мори Тивериадстем – π τς ϑαλσσησ τιβεραδος 204 . Тивериадское море находилось в Галилее и у других евангелистов обыкновенно называется Галилейским ( Mamф. IV:18; XV:29 ; Mapk. 1–16; VII:31 ) или Геннисаретским ( Лyk. V:1 ). У Иоанна в главе VI, 1 это море носит два имени: «море Галилеи Тивериадское». У этого внутренняго моря, которое вернее можно назвать большим озером, было еще имя древнейшее, – Киннереф (иле Хиннероф или Хиннереф, как передают в книге Иисуса Навина переводчики русской библии; в Bibl sacra Chinnereth; в Греческой Библии χενερϑ; ныне Бар Табарие), которое мы находим в книге Чисел (XXXIV, 11) и у Иисуса Навина (XII:3; XIII:27), и которое, по-видимому, изменилось в Геннисарет. Тивериадским это внутреннее море стало называться лишь со времени основания на берегу его города Тивериады.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Меромским или водою Мером, ме-мером, описываемое озеро названо в Библии 311 . Ме-мером значит высокая, верхняя вода. В этом названии можно видеть указание на возвышенное положение нашего озера по отношению к озеру Геннисаретскому, лежащему уже значительно ниже уровня Средиземного моря, или вообще по отношению к двум другим озерам Иорданской долины. Иосиф Флавий 312 называет Меромское озеро Семехонитским, или Самахонитским. Значение этого названия объясняют различно. Одни производят его от арабского корня: самака – быть высоким и усвояют ему то же значение, какое обыкновенно усвояют название Мером; другие от арабского же слова – самак рыба и видят в нем указание на обилие в озере рыбы. В настоящее время описываемое озеро арабы называют бахрат-ел-Хуле. Впрочем, арабы дают озеру и другие названия, принимая во внимание местности, к нему прилегающие; так, напр., они называют его бахр-ел-Хет по имени равнины, находящейся на западном его берегу. Об озере Меромском упоминается в кн. Иисуса Навина 313 : при этом озере Иисус Навин поразил Иавина, царя Асорского, вместе со многими другими царями, в числе которых находились цари, владевшие Иорданскою равниной на юг от Геннисаретского озера. Священный повествователь описывает это поражение следующим образом: и собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра Я предам всех их на избиение сынам Израиля. Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским, и напали на них. И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их. Геннисаретское озеро упоминается в Библейских книгах под различными наименованиями. В ветхозаветных книгах оно называется морем Киннереф, Киннероф 314 , водою Геннисар 315 , в новозаветных писаниях – морем Галилейским 316 , морем Тивериадским 317 , озером Геннисаретским 318 . Последнее наименование встречается и у светских писателей древности, каковы Иосиф Флавий, Страбон и др. Название Киннереф сродно с еврейским словом Киннор, что значить лютня (музыкальный инструмент), и содержит в себе указание на ту, подобную лютне, овальную форму, какую имеет ложе озера. Геннисаретским названо озеро по имени равнины Геннисар, находящейся на западном его берегу. В настоящее время Геннисаретское озеро на туземном языке называется бахр-Табария. С севера в озеро вливается Иордан, из южного его угла снова выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Здесь определяют то место, где Иисус проходил чрез засеянные поля в день субботный, ученики же его взалкали и начали срывать колосья и есть, что самое навлекло на них нарекание от фарисеев, говоривших, что этого не должно делать в субботу. Здесь излились из уст Спасителя эти утешительные для человечества слова: «Милости хочу, а не жертвы!» – и что «суббота сотворена для человека, а не человек для субботы», – а закоснелые сердцем не узнавали в Учителе, говорящем им эту истину, Того, Кто более Церкви и Закона ( Мф 11:1–10 ). Это место обозначено издавна посаженным масличным деревом. Тут, налево, у подошвы гор деревня Тор-Ан. Через час езды по долине дорога расходится в две стороны, одна налево, к северной части озера Тивериадского, это бывшая Капернаумская дорога; а другая направо, в Табарию или Тивериаду. Намереваясь там ночевать, мы послали туда передового для заготовления квартиры, а сами направились на Капернаум. Направо от нас было видно на горе селенье Луби, а налево между гор Немерин. Мы ехали по совершенно запустелым полям, поросшим тернием, но почва их – чернозем. Через 25 минут от поворота, когда мы несколько поднялись, вдруг открылся богатейший ландшафт: – На ближнем плане является в виде трапезы гора Хиттинская, называемая со времен Иисуса горою Блаженств, в воспоминание Божественного поучения, произнесенного на ней Спасителем к собранному вокруг него народу: « Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное!» За нею выходит как бы из-под земли, углом, черное темя обрывистой скалы Тивериадского берега, а далее блистает часть Тивериадского озера; в конце горизонта расстилается увенчанный снегом Эрмон, примыкающий к цепи других гор Анти-Ливана. Я срисовал этот вид. Тут начинается чрезвычайно живописный спуск с крутизны горы Блаженств. Берег Тивериадского озера развертывается более и более. У подошвы горы Блаженств, по ту сторону лежит прекрасно набросанное селение Хеттын, окруженное кактусом и осененное пальмами. Остановимся перед горою Блаженств. Это самое место было свидетелем совершенного истребления армии крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

У многих женщин и девиц в одной из ноздрей проверчена дырочка для ношения кольца. Эта дырочка закрывается какой-то маленькой звездочкой красной, позолоченной. Она налепляется на дырочку. Озеро Тивериадское кругом обставлено высокими и довольно крутоярыми горами, покрытыми зеленой травой без кустарников. Горы эти на восточной стороне озера перемежаются долинами. На западной стороне они уклоняются далеко от воды и образуют собою прекрасную равнину Геннисаретскую. Эта равнина в разных направлениях орошается сладкими источниками, впадающими в озеро. Когда я проезжал по ней подле моря, то источники стремились в него довольно шибко. Я полагаю, что в древние времена, когда воды стояли выше на земном шаре, озеро было шире и затопляло нынешнее поле Геннисаретское. Это поле образовалось постепенно от наносного ила и пр. При береге, на равнине этой, растут разного рода кустарники и в большом количестве леандра, которая еще, впрочем, не цвела, но красовалась роскошной зеленью. Подле хана Мениэ берег скалист. Скала торчит над самым морем. Наш проводник, житель Табарии, говорил, что тут с этой скалы попадали в море свиньи. Но он ошибся. Эта сцена происходила на другой стороне озера. За ханом Мениэ, по дороге к Капернауму и Иордану, горы покатисты; берега имеют заводи, как бы заливы полукруглые. Северный конец озера весь состоит из большой равнины травянистой. Там Вифсаидская пустыня. Около Табарии, ниже её и выше её, берега озера усеяны камешками разноцветными маленькими и большинькими, попадаются камни около и ниже бань совершенно стекловидные, прозрачные, зеленые как ярь или купорос; камней белого и серого цвета более других; также есть маленькие ракушки винтообразные. Берег равнины Геннисаретской и далее к северу усеян крупным песком, похожим на морской; берег при впадении Иордана, по обеим сторонам его, состоит из черноватой земли грязной. Озеро у берегов глубоко. В нем бесчисленное множество разной рыбы. У берегов Табарии до Магдалы торчат в воде большие оторвавшиеся от гор камни черные.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Химсцы принесли присягу Йазиду, он распорядился выплатить им жалованье и отправить в Химс. Возвратиться туда было разрешено и нескольким знатным химсцам, в том числе Муавии б. Йазиду б. Хусаину(назначенному наместником Химса) и ас-Саммиту, но многим пришлось поехать в Дамаск и доказывать свою преданность при подавлении других мятежей. 679 Другим очагом противостояния Йазиду стали Палестина и Урдунн. Вожди палестинских арабов, Са‘ид б. Раух б. Зинба‘ и ад-Диб‘ан б. Раух, узнав о гибели ал-Валида, решили предупредить возможную в период междуцарствия междоусобицу и обратились к авторитетному в Палестине умаййаду Зийаду б. Сулайману с предложением взять на себя управление Палестиной, а когда он согласился, предложили наместнику ал-Валида оставить свой пост. Новый правитель призвал палестинцев к войне с Йазидом, который, кстати, был его племянником. Арабы Урдунна последовали примеру палестинцев, отстранили своего наместника и попросили править округом Мухаммада б. Абдалмалика, бывшего в молодости наместником Египта, а теперь доживавшего свои дни на покое в Табарийи. К этому времени Сулайман б. Хишам расправился с химсцами, и Йазид направил его на подавление мятежа в Палестине и Урдунне. С большим войском, 680 в которое вошли и химсцы во главе с Абу Мухаммадом ас-Суфйани, Сулайман проделал недальний путь и остановился в ас-Санбаре. На этот раз дело обошлось без кровопролития. Вожди палестинцев, не собиравшиеся мстить за ал-Валида и наученные горьким опытом химсцев, предпочли сразу же согласиться на переговоры. Посланец Сулаймана предложил сыновьям Рауха б. Зинба‘ власть в Палестине и деньги, и они согласились присягнуть Йазиду. За умиротворение Урдунна взялся Мухаммад б. Саид, начальник финансового ведомства, только что назначенный Йазидом. Получив от Сулаймана по распоряжению халифа 5000 воинов, он отправился к Табарийи, где собралось урдуннское войско. В плодородной долине Иордана севернее Тивериадского озера халифское войско рассеялось и стало грабить имения, оставленные без присмотра хозяевами, собравшимися в Табарийи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На озеро прилетает множество птиц, питающихся рыбой, как-то: баб, рыбаков черных, которые ныряют до дна и просушиваются на солнце, подняв кверху свои крылья и оставаясь неподвижно в сем положении, уток длинношеих с хохлом на головке, цаплей и пр. Жители Табарии не занимаются рыбным промыслом. Есть одна только небольшая парусная лодка, с помощью которой ловится рыба, да и та почти утлая. А было время, когда множество лодок и челнов реяли по Галилейскому озеру, и когда много рыбарей ввергали свои мрежи и починивали их на берегу. Последние рыбари галилейские сделались ловцами человеков и вскоре после них не стало на озере ловцов рыбы. Вечером я нанял за 10 левов лодку и покатался по озеру, подле берегов. Рыбаки хотели распустить парус и западным ветром отплыть на другую сторону (Гадаринскую). Но я побоялся; ибо с гор дул неровный, порывистый ветер, хотя и несильный. Маловерие Петрово овладело душою моею. Я боялся утонуть. Рыбаки покатили меня на веслах. Канун шабаша евреи праздновали здесь довольно шумно. Слышны были их песнопения. Здесь они пользуются полной свободой богослужения. Марта 4 , Суббота. Желая посетить Кесарию Филиппову и видеть истоки Иордана, я посылал вчера своего каваса к здешнему мусселиму за проводниками. Но он, прочитав буюрди иерусалимского паши, где прописано было, что я следую только до Назарета и обратно в Иерусалим, не только не дал мне проводников, но даже прибавил, что я не имел права прибыть и в Табарию. Мой драгоман ссылался на фирман; но мусселим говорил, что он полагается на буюрди паши более, чем на фирман, потому что в сем последнем не обозначен мой маршрут. Кроме сего, мусселим напугал нас разбоями. Сам он из Бейрута вез казну в сопровождении 40 конников вооруженных. Нужно было повиноваться. Я отложил поездку до Бании, но, не смотря на мусселима, решился поехать до Капернаума и далее, до впадения Иордана в Тивериадское море. Взяв частно проводника, который очень хорошо знает все окрестности, мы отправились в путь в 8 часов утра. Дорога от Табарии до Магдалы шла по горному возвышению.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Доселе растут на поле колосья и напоминают путникам о нарушителях субботы еврейской. Историческая деревня Лубие осталась вправо от дороги. Я не заехал в нее. Недалеко от горы Кырн-Гиттин, т. е. рога Гиттина, мы заехали на то место, на котором, по здешнему преданию, Иисус Христос насытил семь тысяч народа семью хлебами 288 . Это место находится влево от поля называемого Ардел-Хамма, которого один конец приподнят к небу; тут есть самородные камни большие черного цвета. С этого места вправо видны часть Тивериадского моря, вся долина Гиттинская и горы Неффалимовы с поднебесным их городом Сафадом. На этих-то камнях сидел чудный Спаситель и окрест его народ, так любивший его. На одном месте мы, по молитве, вкусили хлеба и соли и на память взяли по отломку камней; я заметил надпись имени какого-то поклонника греческими буквами. Отсюда спустились мы к Тивериаде. ΝΒ. К месту чудесного насыщения мы подъехали через засеянное поле, несколько уклонившись от бойкой дороги на север. В Табарии мы остановились в доме одного еврея, которого, не знаю почему, называют консулом русским. Его не было дома: он уехал в Сафад. Нас приняла его жена молодая и кроткая, как агница. Спустя минут 5 или 6 по прибытии, я пошел к морю и выкупался в нем. Вода была довольно холодна. Марта 3 , Пятница. Весь день посвящен был обозрению развалин Тивериады и наслаждению видами прекрасного озера, богатого столькими святыми воспоминаниями 289 . 1) Бани – 6 ключей; на 5-м старая, на 6-м новая баня. Баня построена Ибрагимом-пашею, по случаю болезни его одалиски Захри-ханым, – госпожа. – 8 колонн в круге, – стена южная за ключами; кусок её от берега и равнолинейный ей кусок виден у горы. 2) Два обрубка колонн в воде; третий большой торчит в земле, у берега. За колоннами сими остатки трех покоев у самой воды, и далее остаток стены у самой воды (Не холодные ли это бани?). Эта стена от воды идет прямо к горе; ибо в верховье заметен остаток её, уравнивающийся по линии с куском стены у самой воды. Здесь конец бань, которые были отделены от Табарии особыми стенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пространство, занимаемое банями, велико. 3) Стена тивериадская южная примыкала к каменным скалам, кои очень дики, а в озере остаток 1-й башни большой, полукруглой ; в самом окружии есть углубления в виде параллелограмма. Это – водоем запасный (?). От этой башни к северу идет стена прямо – около 35 конных шагов; – далее прерывается стена так, что не видно даже и фундамента. Едва-ли она была. Лишь башня высовывается в море; – густо кладена. 4) Вторая башня с прилежашими к ней зданиями (комнатами) четвероугольна. 5) Три большие куска разорванные; 3-й кусок к Табарии больше других. – Кладка наружной стены из больших тесанных камней не всей стены, а только фундамента. В связи с ними третья башня четвероугольная густо кладена. От неё идет на юг здание в виде параллелограмма. Основания передней и задней стен уцелели. 6) Идя от этой башни к горе, наткнешься на лежащие гранитные колонны; их 15-ть и один огромный базис или капитель. На северной стороне бывшего здесь здания есть малая четвероугольная цистерна (погреб), кладенная из местных камней и оштукатуренная; с двух сторон в ней были пилястры, по 4 на каждой стороне, тесно друг подле друга на 10 вершков. Это – не цистерна. 7) Остаток двух стенок (I I) башни в воде; против них холм; далее вал – далеко к северу; потом остаток здания далеко от берега. 8) У берега столб белый каменный, лежащий, – границы колен Неффалимова и Завулонова; далее остаток стены подле дороги. 9) За акрополисом, по дороге к Магдале, по обеим сторонам её, древнейшее кладбище с древнейшими памятниками, складенными по извести из местного черноватого камня. Эти памятники имеют вид овальный SHAPE MERGEFORMAT . Туземцы считают их остатками древнего еврейского кладбища. Тивериада построена была на месте какого то кладбища. Стало быть тут было и жилье. Какое-же? Кеннерет или Капернаум? Теперь не знаю, а после пороюсь в книгах старых, авось узнаю что-нибудь и сумею ответить на заданный вопрос. Нынешняя Табария построена при самом береге озера и отсюда распространяется по долине и по возвышенности, на которой стоит акрополис, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010