«Teresianum» (до 1982 - «Ephemerides Carmeliticae»). С 1956 г. выходит «Acta Ordinis Carmelitarum Discalceatorum» - офиц. печатный орган босых К. К 1962 г. орден насчитывал 28 провинций, 261 муж. мон-рь, в нем состояло 4217 монахов. В 1967-1968 гг. генеральный капитул в Риме принял постановления о реформировании ордена на основе решений II Ватиканского Собора (Decreta Capituli Specialis (OCD). R., 1968). Капитул 1973 г. отметил нарушение принципов аскетического образа жизни и резкое снижение числа насельников в муж. и жен. монастырях в Европе. В 1986 г. были опубликованы новые конституции муж. ветви ордена, измененные в соответствии с Кодексом канонического права 1983 г. В дек. 1990 г. папа Иоанн Павел II утвердил вариант конституции для жен. монастырей, по которому каждая обитель получала автономию под общим руководством генерального приора ордена босых К. и духовное окормление провинциальным настоятелем или правящим епископом (ординарием). В сент. 1991 г. папа утвердил др. вариант конституции для монастырей босых кармелиток, по которому обители подчинялись непосредственно Папскому престолу или передавались в юрисдикцию правящего епископа. Ввиду различного положения мон-рей босых кармелиток папа предложил каждой жен. общине ордена выбрать один из вариантов конституции. В 2011 г. в ордене насчитывалось 3972 монахов (из них 2737 пресвитеров) в 602 мон-рях, объединенных в 53 провинции в 82 странах мира (An. Pont. 2011. P. 1432); к ордену принадлежит 125 жен. мон-рей и 1789 монахинь, живущих по конституции 1990 г., и 725 жен. мон-рей и 9413 монахинь, живущих по конституции 1991 г. (An. Pont. 2011. P. 1490). Монашеские конгрегации К. Правила кармелитского устава и традиции кармелитской духовности соблюдают монашеские конгрегации и институты, сочетающие практику молитвенного созерцания с апостольской деятельностью и носящие названия, связанные с горой Кармил или с именем Терезы Авильской (в наст. время их ок. 30). К наиболее значимым относятся: Католич. святые Тереза Авильская и Хуан де ла Крус.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Некоторая двусмысленность возникающей в результате этого ситуации заключается в том, что, хотя концепция «пассивной любви» к Богу, конечно, тоже известна в христианстве, но усваивать ее скорее нужно было бы омиусианскому Западу, чем омоусианскому Востоку. Будучи общим достоянием мистики Запада, с ее августинианскими корнями, она достигла Нового времени во многом через посредство «рейнских мистиков» (Экхардт, Таулер), мистиков испанских (Хуан де ля Крус, Тереза Авильская), чье учение вошло в своеобразную кенотическую христологию «французской школы» XVII в. (кардинал де Берюль) [Ward, 2020, 151] и опиравшегося на ее достижения Фенелона (Fénelon, 1857, 3) . Правда, названные имена не упоминаются о. Павлом ни в основном тексте, ни в примечаниях к нему, однако подтверждение своей догадки мы находим в характерной его отсылке к еще одному отцу западной мистики: «Любить невидимого Бога — это значит пассивно открывать перед Ним свое сердце и ждать Его активного откровения так, чтобы в сердце нисходила энергия Божественной любви: „Причина любви к Богу есть Бог — causa diligendi Deum Deus est“, — говорит Бернард Клервосский» (Флоренский, 2012, 89). Как бы то ни было, следует учитывать, что в опосредованном виде эта традиция нашла себе место и в русском богословии — достаточно упомянуть здесь хотя бы имя свт. Иннокентия Херсонского, который обнаруживал совершенство человеческой любви к Богу в совершенном растворении человеческого я в идеальном Я Христа и мог бы повторить вслед за ап. Павлом: Уже живу не я, но живет во мне Христос , — вкладывая в эти слова совершенно иной, противоположный Ареопагиту смысл — смысл достижения человеческой личностью прозрачности для личности Божественной . Но и вл. Антоний был не чужд этой мысли и интерпретировал те же слова апостола скорее в западном, чем восточном смысле, когда писал: «Святая личность [Христа], а не отвлеченная идея в своей божественной правде для меня, во-первых, вдохновляющий пример, а во-вторых, и что важнее того, она становится для моего сознания как бы частью моего я, или точнее, я сам становлюсь частью это личности, участником ее внутренней жизни (курсив мой — прот. П. Х. )» (Антоний, 1900, 46).

http://bogoslov.ru/article/6175473

21. ЭОЛОВА АРФА (по имени древнегреческого бога ветров Эола), музыкальный инструмент. Струны (9 — 13), настроенные в унисон и колеблемые движением воздуха, издают обертоны одного общего тона; громкость звука зависит от силы ветра. Известная с древности, распространилась в Европе в конце 18 в. ЭОЛОВА АРФА, музыкальное орудие, в роде стоячих гуслей, на котором играет ветер; согласные звуки сами друг другу отзываются (по Далю). 22. КОШЕЛЕВ Родион Александрович (1749–1827) — известный министр, член государственного совета. 23. ЛАФАТЕР (Lavater) Иоганн Каспар (1741–1801), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Роман «Понтий Пилат, или Маленькая библия» (1782–85), драма «Абрахам и Исаак» (1776) — религиозного характера; лирические стихи. Трактат по физиогномике «Физиогномические фрагменты…» (1775–78). 24. СЕН-МАРТЕН (Saint Martin) Луи Клод (1743–1803), французский философ-мистик. Полемизировал с просветителями; во Французской революции кон. 18 в. видел провиденциальный «суд божий». Оказал влияние на немецкий романтизм и русское масонство. 25. ЭККАРТСХАУЗЕН (Eckartshausen) Карл фон (1752–1803), немецкий писатель. Служил цензором Баварии. Автор многочисленных сочинений алхимического и религиозно-мистического содержания, получивших широкую известность в Германии и России. 26. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (Teresa de Avila), Тереза Иисусова (1515–82), испанский мистик, монахиня-кармелитка с 1533. В 1562 ушла из монастыря и основала новую обитель, что привело в 1580 к выделению ордена т. н. босых кармелиток (а также кармелитов — см. Хуан де ла Крус). В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Один из лучших писателей испанского «золотого века». Основные сочинения — «Книга о моей жизни» (1562–65), «Путь к совершенству» (1583), «Внутренний замок или Обители души» (1589). Память в Католической церкви 15 октября. 27. ТАУЛЕР (Tauler) Иоганн (ок. 1300–61), немецкий мистик, доминиканец, проповедник, ученик И. Экхарта. Оказал влияние на деятелей немецкой Реформации. 28. ЮНГ-ШТИЛЛИНГ (Jung-Stilling) Иоганн Генрих (1740–1817), немецкий писатель, врач, представитель пиетизма. Автор романов и религиозно-мистических сочинений, популярных в Германии и др. европейских странах, в т. ч. в России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Впоследствии наименование «иллюминаты» (иначе – алюмбрады или аломбрады) усвоили себе последователи мистической секты, возникшей в Испании в начале 16 в., а чуть позже (между 1623 и 1635) распространившейся также и во Франции под названием геринеты. Позднее так стали называть себя члены тайного общества, основанного 1 мая 1776 профессором канонического права в Ингольштадте Адамом Вайсхауптом с целью борьбы против религии и для защиты рационализма. 50. КВИЕТИЗМ (от лат. quietus — спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле — созерцательность, бездейственность. 51. За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их. 52. МАССИЛЬОН (Массийон) Жан Батист (1663–1742) Французский епископ, проповедник. 53. БУРДАЛУ (Bourdaloue) Луи (1632–1704), французский священник и религиозный писатель. Книга «Проповеди» (т. 1–17, издана в 1707–34). 54. НИКАНОР (в миру Александр Иванович Бровкович) (1827–90), русский православный философ, публицист, духовный писатель. В 1868–71 ректор Казанской духовной академии, с 1871 епископ, с 1886 архиепископ Херсонский и Одесский. Главный труд — «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (т. 1–3, 1875–88). 55. ПАЛЬМЕР (Palmer) Уильям (1811–79) — англиканский архидиакон. С целью воссоединения Англиканской церкви с Восточной православной дважды посетил Россию в 1840-х гг. После неудачи этих попыток перешел в католичество (1855). Вел переписку с А. С. Хомяковым, написал книгу о патриархе Никоне. 56. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (Teresa de Avila), Тереза Иисусова (1515–82), испанский мистик, монахиня-кармелитка с 1533. В 1562 ушла из монастыря и основала новую обитель, что привело в 1580 к выделению ордена т. н. босых кармелиток (а также кармелитов — см. Хуан де ла Крус). В 1960-х гг. причислена Католической церковью к учителям Церкви. Один из лучших писателей испанского «золотого века». Основные сочинения — «Книга о моей жизни» (1562–65), «Путь к совершенству» (1583), «Внутренний замок или Обители души» (1589). Память в Католической церкви 15 октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Мережковский оставил нам 24 тома своих произведений. Туда входят: стихи, поэмы, переводы со всех европейских языков, переводы античных трагиков, новеллы в духе итальянского Возрождения; трилогия «Христос и Антихрист», первое его крупное беллетристическое произведение, состоящее из романов: «Смерть богов» («Юлиан Отступник»), «Воскресшие боги» (Леонардо да Винчи) и «Антихрист» (Петр и Алексей). Другая трилогия «Царство зверя» («Зверь из бездны»), состоящая из драмы «Павел I» и двух романов: «Александр I» и изданного уже во время революции «14 декабря». «Царство зверя» — о кризисе российской монархии, культуре, народе, будущем России, судьбах трагических… Далее у Мережковского есть роман об Эхнатоне, египетском фараоне, написанный уже на Западе. Есть очень интересная, блестяще написанная книга «Наполеон». Затем любопытная, но очень спорная трилогия о религиозных судьбах Европы, истоки которых искал в древнейших временах: «Тутанхамон на Крите», полуроман, полуэссе, полуистория; «Тайна трех» — о Вавилоне, Египте и Крите и «Мессия»; есть книга, вызвавшая довольно широкий отклик на Западе, называется она «Иисус неизвестный» — большая двухтомная книга о жизни Христа и о Личности Его; цикл биографий святых, западных и восточных: апостол Павел, Августин, испанские мистики, Тереза Авильская, Хуан де ла Крус, Жанна д " Арк. Совсем недавно были изданы книги (за рубежом, конечно) о западных святых: о Лютере; о Маленькой Терезе, французской святой, кармелитке–монахине, умершей в юном возрасте в конце прошлого столения. Эта книга уже дважды издавалась за рубежом. Наибольшую известность Мережковский получил как мыслитель и критик, но мыслитель очень своеобразный. Его мысль капризная, подчиненная схемам, своеобразная мысль. Самая, пожалуй, яркая книга — «Лев Толстой и Достоевский». Я не могу найти для характеристики этих его книг слов, непонятен жанр: это и биографии писателей, это и философские, религиозно–философские, даже богословские мысли, это и блестящая литературная критика — все вместе. Это какой–то синтетический жанр огромных эссе. Он был эссеист и блестящий мастер цитаты. В истории русской критики никто не мог в такой мере великолепно владеть цитатой: иногда кажется, что он жонглирует ими, как опытный циркач, всегда находя под рукой необходимое место. Некоторые критики обвиняли Мережковского в том, что он слишком часто возвращается к своим темам, но это стиль начала века, это стремление, которое было у Андрея Белого, — как бы повторять музыкальную настроенность, музыкальную фразу, начиная с одного и кончая этим же, возвращаясь постоянно к одним и тем же темам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

9. Католицизм. Особенно ярко обнаруживается действие прелести у католи­ческих аскетов, оторвавшихся от опыта духовной жизни Древней Церкви. Святитель Игнатий, например, писал: “Большая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величай­ших святых - по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступле­нии Святого Духа от нее - молились и достигали видений, разу­меется, ложных, упомянутым мною способом... В таком состоя­нии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить не­кое напряжение, как являлись перед его взорами, по его жела­нию, ад или рай... Известно, что истинным святым Божиим виде­ния даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, - даруются неожиданно, весьма редко... Усиленный подвиг нахо­дящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким раз­вратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разо­жжены прельщенные” (I, 244). При этом Святитель указывает и на другие скрытые от внешне­го взора причины прелестных состояний западных подвижников. Он пишет: “Кровь и нервы приводятся в движение многими стра­стями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеслави­ем. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижни­ках, незаконно подвизающихся, соделывают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей; за недостижением истины - сочиняет себе мечты. А сладострас­тие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, произво­дит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все незаконно подвизающиеся находятся в этом состоянии. Оно раз­вивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западны­ми писателями множество книг” (IV, 499). Это особенно видно на примере таких великих католических святых, как, например, Ка­тарина Сиенская, Тереза Авильская или блаженная Анжелла.

http://radonezh.ru/analytics/osnovy-dukh...

В глазах грека человек был игрушкой Судьбы, для утопистов он стал единственным творцом истории, пророки же, зная, что Сам Ягве установит свое Царство, в то же время видели в человеке активного сподвижника Божия. То было предвосхищением богочеловеческой тайны за века до евангельских событий. Служение высшей Воле требовало от пророков деятельного включения в жизнь окружающего мира. Они не могли оставаться безучастными к тому, что совершалось вокруг них. Слово Божие преисполняло их удвоенной силой и энергией. (Эту черту унаследовали у пророков многие христианские мистики и святые, такие, как преподобный Сергий или св. Тереза Авильская.) И, прежде всего, пророки выступают как непримиримые враги заблуждений своего общества и своей эпохи. Тут проявляется еще одна их отличительная особенность. Великие реформаторы «осевого времени», каждый по-своему, боролись с традиционными верованиями. Многие из них подвергались преследованиям и даже кончали жизнь мучениками. И все же, какими бы смелыми и радикальными ни были их доктрины, они оставались под известным обаянием народных верований. Традиция и обычаи нередко давили на них тяжким бременем, внося путаницу в их философские системы и соблазны в религиозную жизнь. Так, Будда, отрицавший существование индивидуальной души, вынужден был принять общеиндийское учение о перевоплощении; Сократ, исповедовавший веру в единого Бога, приносил жертвы гражданским божествам; Конфуций, при всем своем скептицизме в отношении к духам, сохранил их культ. Все эти люди, с мышлением смелым и независимым, подчас проявляли неожиданную робость перед лицом национальных воззрений. Выступая против них, философы, поэты и преобразователи чаще всего ограничивались завуалированными выпадами или намеками. Решительным движением сбросить тысячелетний груз образованному греку не хватало духа: он слишком любил прекрасную старину; в религии индийцев укоренилась склонность к безграничному синкретизму: они всегда более предпочитали добавлять новых богов к пантеону, чем отвергать старых; пророки же совершают уникальную религиозную революцию, безжалостно низвергая народных кумиров. Они никогда не делают культа из «отечественной старины» как таковой. Упорному тяготению израильтян к язычеству они противопоставляют веру в Единого, магическому пониманию богослужения религию духа, национальной узости универсализм. Истинным для них является лишь то, что звучит в Откровении Сущего и выдерживает проверку в свете Его заповедей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Как жаль молодых людей, которые, не испытав еще истинной любви, уже оскверняют ум и сердце грязной порнографией, которую почему-то вежливо именуют «эротикой». Постельные сцены не только запечатлеваются в душе, они еще и диктуют формы поведения, вызывая комплексы неполноценности и стремление к подражанию. И как отвратительны старики и старухи, которые позорят свою старость, теряют время, отпущенное им на покаяние, жадно роясь в книжных развалах, выискивая «откровенные» романы. Когда же такой человек решит встать на путь исправления, греховное пристрастие будет мешать его покаянию и молитве, подмешивая во все оттенки чувственного разгорячения. Особенно такое искушение характерно для таких католических «святых», как блж. Анджела, свт. Тереза Авильская, св. Франциск Ассизский. Первое, что нужно сделать в борьбе с этим грехом, – прекратить читать и смотреть подобные «продукты» псевдокультуры, прекратить посещение тех мест, где встречаются подобные зрелища. «Целомудр не тот, в ком во время борьбы, труда и подвига прекращаются срамные помыслы, но тот, кто истинностию сердца своего уцеломудривает зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам» (Прп. Исаак Сирин ). Сладострастные разговоры и слушание их Сладострастными называются такие разговоры между людьми, в которых беседующие делятся воспоминаниями о своем сексуальном опыте, связях, переживаниях, обсуждают впечатления от эротических книг, фильмов, произведений искусства, рассказывают скабрезные анекдоты, смакуют подробности различных непристойных отношений. Такие разговоры приносят вред не только тем, кто их ведет, но и тем, кто им внимает. Подобные беседы, действуя на слух, сильно действуют на пробуждение душевных страстей: как Ева соблазнилась на льстивые речи, так и мы соблазняемся на них. Они обнажают развращенное сердце и выводят наружу мутный поток похоти, который размывает остатки целомудрия. После таких разговоров блудные образы прочно закрепляются в сознании, пробуждая спящие до этого чувственные желания. Кровь разгорячается, и человек невольно начинает желать того, о чем до этого он и знать не знал, сочувствуя услышанному. Постепенно формируется потребность обсуждать подобные темы самому, услаждая себя возбуждением, которое несут с собой сладострастные рассказы. Желая освободиться от власти похоти над нами, необходимо избегать подобных разговоров, стараясь свести к минимуму общение с теми, для кого они стали привычкой, и строго пресекать самих себя при желании обсудить что-нибудь этакое.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Архиепископ Камбре Франсуа Фенелон 5 , воспитатель внука Людовика XIV, известен как последователь аскетико-мистического учения квиетизма. Название последнего производят от латинского quies – «покой». Речь идет о достижении полного внутреннего покоя души, в мистическом безмолвии сердца обретающей Бога. Последнее часто давало повод к сравнению квиетизма с исихазмом 6 , однако нам, во всяком случае, не известны современные серьезные исследования на эту тему. П. Пурра (P. Pourrat), автор обширной статьи «Квиетизм» в католической энциклопедии, определяет квиетизм вообще как «любую доктрину, направленную на подавление моральных усилий» 7 , и обнаруживает его столько же в брахманизме и буддизме, сколько в практике мессалиан и учении об умном делании святителя Григория Паламы , что заставляет усомниться в корректности результатов его исследования. Как бы то ни было, родиной квиетизма уже в прямом значении этого слова почитают Испанию, и его возникновение связывают с именами Петра Алкантарского, Терезы Авильской и Мигеля Молиноса. Во Франции же помимо самого Фенелона наиболее известными его представителями были епископ Женевский Франциск Сальский 8 и г-жа де ла Мот Гийон. Отношение официального Рима к квиетизму было (что видно и из упомянутой выше статьи) в целом отрицательным. Правда, Тереза Авильская и Франциск Сальский были канонизированы папским престолом, однако Молинос вынужден был по решению суда инквизиции отречься от 68 погрешительных пунктов своего учения и до конца жизни носить желтую одежду кающегося.Квиетические сочинения г-жи де Гийон были в 1695 году осуждены на богословской конференции в Иси. Однако, после этого разгорелся спор о квиетизме между Фенелоном и Боссюэ 9 . He поддерживая крайностей учения мадам Гийон, Фенелон, однако, выступил в защиту «новой мистики», считая ее прямой наследницей древнего мистического учения церкви. Именно с этой целью написана им работа «Изъяснение мыслей святых о внутренней жизни». Его оппонентом тогда выступил Боссюэ, доказывавший ложность квиетических положений вообще. Спор Фенелона с Боссюэ какое-то время занимал всю Европу и окончился (кажется, столько же по политическим, сколько по религиозным мотивам) признанием некоторых пунктов учения Фенелона также ошибочными хотя и в достаточно мягкой форме, позволившей ему до конца жизни невозбранно придерживаться своих взглядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Ченнелинг чрезвычайно популярен среди американцев: разработаны специальные курсы медитации, которые дают возможность желающим установить связь с духами-водителями. Таков, например, “Метод Сильвы по контролированию сознания” (Silva Method Mind Control), через который прошли более 6 млн американцев. 6. Внутренние голоса и психометодики по раскрытию “внутреннего Я”; визуализация Другая характерная черта движения — вера во внутренние голоса. Тут ньюэйджеры валят в одну кучу самые различные примеры, не делая особой разницы между западнохристианскими святыми, которые слышали голоса (например, святая Тереза Авильская или святой Франциск Ассизский), Мартином Лютером, Сократом и Гитлером. Один из любимых рассказов — это повествование Гитлера о том, как еще в Первую мировую войну он, будучи ефрейтором, сидел и ел из банки тушенку, как вдруг услышал внутренний голос: “Отойди на 20 метров в сторону”. Он отошел вместе с банкой, сел, и тут же в то место, где он сидел, ударил снаряд и всех его приятелей убило. В книге Альфреда Альтшулера “Внутренние голоса в течение всей истории” приводится учение о внутренних голосах в жизни знаменитостей. Авторы большинства книг по мышлению НЭ утверждают, что писали их под непосредственным влиянием со стороны духов, диктовавших им тексты через внутренние голоса. Уже неоднократно упоминавшаяся пророчица НЭ Элис (Алиса) Бейли в своей автобиографической книге “Тайное учение” объяснила, что неким учителем, который жил в тибетском монастыре, ей были таинственным образом вручены 19 тайных писем. Элис говорит, что она ни слова не изменила из того, что этот тибетец ей дал. “А если бы я хоть раз что-то изменила, он бы прекратил ту диктовку, которая через меня совершается”. Часто это писательство принимает форму “автоматического письма”. Например, ставшие бестселлерами книги Джейн Робертс были, как она утверждает, написаны духом по имени Сет(характерно, что это имя египетского бога смерти, разрушителя, которого многие оккультисты отождествляют с диаволом), который водил ее рукой. В других случаях влияние со стороны духов может выражаться в более мягких формах. Например, физик Фритьоф Капра отмечает по поводу своей известной книги: “Когда я писал " Дао физики " , мне иногда казалось, что она пишется не мной, а через меня. Последующие события подтвердили это чувство”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010