Ученые выдвинули несколько гипотез, объясняющих столь странные обстоятельства гибели города. Среди возможных причин: торнадо, землетрясение и извержение вулкана. Однако археологи предположили, что Телль-эль-Хаммам был с достаточной долей вероятности уничтожен в результате сильнейшего взрыва метеорита. Этот метеорит мог упасть на сам город или в его окрестностях, а мог взорваться в воздухе, как Тунгусский метеорит в 1908 году. Множественные слои разрушений в Талль-эль-Хаммаме. По словам археологов, взрыв от метеорита разрушил еще одно поселение: известный библейский город Иерихон, лежащий в 22 километрах от Телль-эль-Хаммама. Этот город тоже сгорел дотла. Городские стены вместе со зданиями рухнули, загорелись кладовые, в результате чего лопнула керамика. Однако, в отличие от Телль-эль-Хаммама, здесь учеными не было найдено никаких доказательств чрезвычайно высоких температур (> 1200 ° C). В своей статье ученые пишут, что гигантский взрыв может иметь типологическую связь с гибелью Содома и Гоморры — двух городов, описанных в Ветхом Завете и находившихся, по мнению ряда экспертов, примерно там же, где и Телль-эль-Хаммам. За великие грехи и распутство их жителей Господь пролил… на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли (Быт 19:24–25). От гибели спасся только Лот, племянника Авраама, со своей семьей. После открытий при раскопках Телль-эль-Хаммама ученые предположили, что память о взрыве метеорита «могла бы быть передана как устное предание, которое в конечном итоге стало письменным библейским рассказом о разрушении Содома». Протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии и член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, обратил внимание, что в выводах, сделанных учеными, говорится о разрушении взрывом от метеорита именно Телль-эль-Хаммама, но не библейского Содома. Некоторые СМИ в погоне за сенсацией не обратили внимание на это обстоятельство и отождествили Телль-эль-Хаммам с Содомом. Между тем современники Авраама не могли жить во время разрушения Телль-эль-Хаммама, то есть около 1650 года до Р. Х. Даже с учетом разных датировок эпохи Авраама, она никак не могла быть позже 2150–1800 гг. до Р. Х. «Поэтому, — объяснил отец Димитрий, — не подвергая сомнению выводы, сделанные исследователями о том, что в середина XVII в. до Р. Х. над Телль-эль-Хаммамом мог взорваться метеорит, важно понимать, что участниками катастрофических событий были совсем иные люди, а отнюдь не современники патриарха Авраама».

http://foma.ru/vzryv-silnee-tungusskogo-...

и слав. переводам). В 1883 г. швейцарский археолог Навилл во время раскопок в Телль–эль–Маскуте, расположенной в дельте Нила, обнаружил надписи со словом «Пи–Тум» (или Пер–Атум), что в переводе означает «Дом бога Тума». Навилл пришел к выводу, что Телль–эль–Маскута – это и есть древний Пифом, построенный израильтянами. Некоторые исследователи подвергли сомнению заключение Навилла, однако американский археолог У. Олбрайт поддержал мнение своего коллеги, отметив, что и другие с ним согласны. 145 Но позднее он отождествил Пифом с Телль–эль–Ретабой (расположенном в 8,5 милях к западу от Телль–эль–Маскуты) в долине Вади–Тумилата. В свою очередь, Телль–эль–Маскуту Олбрайт отождествил с древним Сокхофом (совр. Телль–Аксас), который также был связан с пребыванием Израиля в Египте ( Исх. 12, 37; 13, 20 ). Поскольку эти два города находились довольно близко друг от друга, а в книге Исход говорится, что оба они связаны с пребыванием израильтян в стране Нила, то обнаруженные Навиллом в Телль–эль–Маскуте остатки помещений, в которых изготовлялись кирпичи, могут быть соотнесены со свидетельствами 1-й главы книги Исхода. Другой город – Раамсес – обычно отождествляется со столицей гиксосов, называвшейся Аварисом, а затем Танисом. В 1919–1930 гг. на месте, где находился Танис, профессор Страсбургского университета Пьер Монте произвел археологические раскопки. Монте был твердо убежден, что Раамсес (или Пи–Рамси, то есть Дом Рамси), который продолжали так называть еще в течение двухсот лет (примерно с 1300 г. по 1100 г. до Р. X.), стоял на месте Таниса. Танис располагается несколько севернее Телль–эль–Маскуты и Телль–эль–Ретабы. 146 Весьма характерно, что в обоих этих городах – в Пифоме и Раамсесе – археологами были обнаружены при раскопках остатки амбаров и складов, что указывает на время правления фараона Рамзеса II, и надписи, в которых говорится о таких хранилищах. Выла также найдена надпись, датируемая эпохой Рамзеса II, в которой говорится о «р.г.», носящих камни для большого города–крепости Пи–Рамси–Мери–Аммон (то есть Раамсеса).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

12:14. Арад. Телль-Арад находится в 18 милях к северо-востоку от Беэршивы в северной части региона Негев. В окрестностях разбросано множество небольших селений, но библейский «Арад» – это либо Телль-Малата, в 4 милях от Телль-Арада, либо Телль-Масос, в 7 милях к востоку от Беэршивы. Керамика или ее отсутствие в раскопках этих мест вызывает противоречивые суждения. Очевидно, Телль-Арад опустел в конце периода ранней бронзы, хотя это был большой укрепленный город, находившийся под сильным влиянием Египта. Раскопки показывают, что на протяжении железного века (XI в. до н. э.) здесь выросло неукрепленное селение, каковое можно соотнести с городом кенеев, упоминаемым в Суд. 1:16 . 12:15. Ливна. См. коммент. к 10:29. 12:15. Одоллам. Расположенный в Шфеле, в Южной Иудее, примерно в 16 милях к юго-западу от Иерусалима, Одоллам отождествляют с Телль-эш-Шейх-Мадхур (esh Sheikh Madhkur). Здесь он упоминается только в перечне поверженных царей, но это место связано с историей возвышения Давида ( 1Цар. 22:1 ) и входило в число укрепленных городов Соломона ( 2Пар. 11:7 ). Следуя пророческой традиции, Михей оплакивает его разрушение во время ассирийского нашествия. 12:16. Макед и Вефиль. См. коммент. к 10и 8:9. 12:17. Таппуах. Отождествляемый с расположенным на вершине холма селением Телль-Шейх-Абу-Зарад (Sheikh Abu Zarad), в 9 милях юго-востоку от Наблуса, Таппуах был пограничным городом между владениями Ефрема и Манассии (см.: 16:8; 17:7,8). В 15другой город с таким же названием упоминается среди городов Иуды, но его местоположение не установлено. 12:17. Хефер. Определить местоположение города-государства Хефер пока не удалось, но, по всей вероятности, он находился в северо-восточном секторе удела Манассиина, где-то в районе долины Дофан и хребта Гелвуй. Недавние археологические исследования этой местности позволяют локализовать Хефер в Телль-эль-Мухафар (el-Muhaffar). См. 17:2,3 о связи между Хефером и уделом Салпаада. 12:18. Афек. Упоминающийся в анналах Тутмоса III (1479–1426) и Аменхотепа II (1426–1400) этот Афек находился на равнине Сарон. Его отождествляют с Телль-Рас-эль-Айн (Ras el- " Ain), у истока реки Яркон (Yarqon) близ современного Тель-Авива. По меньшей мере, дважды Афек становился полем крупных сражений между израильтянами и филистимлянами ( 1Цар. 4:1; 29:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Сэр Флиндерс Питри Сэр Флиндерс Питри Лишь в 1890 г. Питри перенес в Палестину ранее отработанную на егип. памятниках методику исследований. Для организации научных раскопок он выбрал Телль-эль-Хеси, к-рый отождествлял с Лахишем (в наст. время ясно, что это библейский Еглон). Здесь был сделан вертикальный разрез, определены и зафиксированы последовательные культурные слои с присущей каждому из них керамикой. Амер. исследователь Ф. Дж. Блисс утвердил и развил принципы Питри на Телль-эль-Хеси, составив хронологическую «шкалу Питри-Блисса 1894 года» начиная с 1500 г. до Р. Х. Это была первая, хотя и локальная стратиграфическая шкала с относительными датами, полученными путем анализа керамики. На длительный период эта шкала стала основой для определения датировок памятников. Свой вклад в работы на Св. земле внес и первооткрыватель важной для истории Палестины Минойской цивилизации А. Эванс и его архит. Ф. С. Дики, работавшие в Иерусалиме (1894-1900, в 1894-1897 вместе с Блиссом) и на памятниках Шефелы - юго-зап. равнинной части Палестины (Телль-эс-Сафи, Телль-эз-Захария, Телль-эль-Джудейде, Телль-Сандаханна). Вышедшие уже в нач. XX в. отчеты Блисса и Дики можно считать образцами научной тщательности для того времени (A Mount of Many Cities. L., 1894). Р. Макалистер при работах в Гезере (1902-1909) пренебрегал стратиграфией, фиксацией и даже обмерами, и памятник был поврежден. Не были особенно успешны работы австр. ученого Э. Зеллина на Таанахе (см. Фаанах ) (1901-1904). Усилиями нем. ученых были организованы работы в Мегиддо (Телль-эль-Мутеселлим), во время к-рых открыли «печать Иеровоама» (под рук. Г. Шумахера, 1903-1905). В 1907 г. группа ученых обследовала синагоги Галилеи, позже Х. Коль и К. Ватцингер начали работы на храме Баальбека . Они изучали также руины античных синагог ( Kohl H. , Watzinger C. Antike Synagogen in Galilaea. Lpz., 1916, 19753). Кроме того, Ватцингером и Зеллином велись раскопки ветхозаветного Иерихона (1907-1909, Телль-эс-Султан). Иерихон. Каменная башня. VIII–VII тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/76476.html

Почти столетие после экспедиции Блисса — Макалистера Телль эс-Сафи практически не привлекало внимания. Отчасти это можно объяснить тем, что до 1948 года на вершине холма находилась арабская деревня со своими кладбищами, и археологов ждали мощные напластования Средневековья и Нового времени. Это, однако, не смутило известного израильского генерала Моше Даяна, взявшегося за незаконные любительские раскопки. Результаты, как и следовало ожидать, оказались плачевными... Только в 1996 году экспедиция во главе с Ареном Майером из Университета Бар-Илан при участии сотрудника Еврейского Университета Адриана Боаса возобновила исследования древнего памятника. Сюрпризом для них стало то, что участок был заселен почти непрерывно от периода халколита (IV тысячелетие до н.э.) до наших дней. Удалось определить, что площадь древнего города в Телль эс-Сафи была в четыре раза больше, чем предполагалось, и лишь частично перекрыта наслоениями последующих эпох. Широкомасштабные раскопки начались в 1998 году и продолжаются по сей день. Они дали возможность сравнить два поселения: Телль Микну (Екрон) и Телль эс-Сафи. Получившаяся картина поразила: на протяжении Железного века (1000 — 586 гг.), и особенно в филистимлянский период, история двух поселений отражалась как будто зеркально. Большое количество ранней филистимлянской посуды в развалинах древнего Екрона указывают на его важность в 1200 — 1000 годах до н.э. В Телль эс-Сафи эта керамика, напротив, малочисленна. Следующий этап жизни обоих поселений схож, от него осталось огромное количество бихромной керамики. Около 1000 года до н.э., однако, Екрон переживает упадок, от которого оправляется лишь после 721 года, когда ассирийцы разгромили Северное Израильское Царство. Телль эс-Сафи же, напротив, процветал в X и IX веках и был разрушен на рубеже IX и VIII веков. Пожар был такой силы, что стены одних построек спеклись, а других просто расплавились. Этот слой стал настоящим подарком для археологов. В нем сохранилось все, что было в помещениях на момент гибели: сотни сосудов, остатки ткацких станков и утвари. Найдены были культовые предметы, представлявшие собой лопатки коровы с гравированным орнаментом. Они имеют эгейское или кипрское происхождение, однако до сих пор попадались в гораздо более древних слоях, XIII — XI веков. Их открытие в Телль эс-Сафи показывает сохранение филистимлянских религиозных традиций до позднего железного века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

В наст. время наиболее вероятной и распространенной версией отождествления остается более сев. памятник, Телль-эс-Сафи, на юж. берегу р. Ха-Эла, к северо-западу от Бет-Гуврина и к юго-востоку от Телль-Микне ( Rainey. P. 64-68). Сев. расположение Г. поддерживается упоминаниями Г. у Евсевия Кесарийского ( Euseb. Onomast. 26. 4). Описание конфликтов потомков Ефрема и Вениамина (1 Пар 7. 20-23; 8. 13), также имевшее отношение к сев. территориям, может быть связано или с Г., или с местом, известным как Гиффаим ( Mazar. P. 228). На Телль-эс-Сафи Палестинский исследовательский фонд пытался уже в 1899 г. проводить работы, во время к-рых было собрано много керамики, в т. ч. и типичной для филистимлян, но стратиграфия памятника не была установлена (EAEHL. Vol. 4. P. 1024-1027). Занимавшее основную часть телля араб. поселение мешало проводить большие работы; крупномасштабные раскопки, продолжающиеся до наст. времени, были возобновлены в 1996 г. представителями неск. ун-тов (A. Мэир, A. Боас, T. Шнайдер). В ходе исследований было установлено, что Телль-эс-Сафи был обитаем с эпохи энеолита; его размер оказался вчетверо больше, чем считалось по предварительной оценке Ф. Дж. Блисса и Р. Макалистера. Монохромной филистимской керамики, характерной для 1-й стадии железного века (1200-1000 гг. до Р. Х.), здесь собрано не много, но зато найдено большое количество красно-черной двухцветной посуды, свойственной следующей стадии филистимского освоения Ханаана. Особого процветания поселение Телль-эс-Сафи достигло в X-IX вв. и было разрушено на рубеже IX-VIII вв. до Р. Х. Слой разрушения отчетливо выделен и маркирован находками остатков зданий и строительных материалов, предметов религ. характера, использовавшихся в филистимском культе, и др. Керамическая посуда этого слоя - ярко выраженная позднефилистимская, с примесью финикийской, лощеная темно-красная и бело-черная полосатая. Аэрофотосъемка и последующие разрезы показали, что Телль-эс-Сафи с 3 сторон (кроме обрывистой северной) окружал глубокий осадный ров, вырытый армией Саргона II (сведения о таких рвах встречаются в источниках), но не исключена и фортификационная функция такого сооружения (поскольку вал насыпан со стороны осажденных).

http://pravenc.ru/text/164919.html

Ориентация на топонимический анализ и установление связи совр. араб. названий с упомянутыми в Библии еврейскими была абсолютизирована в разработках Олбрайта и его школы во 2-й трети ХХ в., на их гипотезах основаны мн. совр. пособия по Г. б. Если ученые XIX в. имели в распоряжении топонимику и данные поверхностных разведок, то в 1-й пол. ХХ в. к этому добавилась керамическая стратиграфия, позволившая датировать уровни обживания памятников. Однако увеличение археологических данных зачастую приводило к тому, что падала обоснованность идентификаций библейских мест. Мн. гипотезы и мнения не выдержали со временем критики (напр., утверждения Олбрайта, что Давир не может лежать южнее Хеврона, т. к. там нет подходящих памятников, что Хирбет-Сеймуния нельзя отождествить с Симооном (Συμοων) из LXX Нав 19. 15). Становится ясно, что с учетом всего множества данных вне библейских и археологических источников установление географического положения библейских объектов не всегда надежно и понять смысл и генезис наименования, фиксируемого в XIX-XX вв., зачастую не удается. Большое количество первичных определений, к-рыми оперирует совр. Г. б., введено в научный оборот исследователями XIX в. без проверки. Гипотетические отождествления могут переходить из области дискуссии профессионалов в учебную, справочную и популярную лит-ру. Так случилось с ошибочным отождествлением Телль-эль-Фулль с Гивой Сауловой и со знаменитым Телль-эль-Хеси. Ранние исследователи (У. М. Питри , Ф. Дж. Блисс ) считали его Лахишем, но, когда получила распространение т. зр., что Лахиш - это нынешний Телль-эд-Дувейр, Олбрайт предложил считать Телль-эль-Хеси Еглоном ; однако др. исследователи (Нот, А. Ф. Рейни и др.) полагали, что Еглон - это Телль-Этон (между Лахишем и Хевроном), и не приняли новой версии; в итоге Телль-эль-Хеси, большой укрепленный центр Ханаана, остался не отождествленным с определенным библейским городом. Эти проблемы хорошо иллюстрирует дискуссия о завоевании и заселении Ханаана на рубеже бронзового и железного веков. Места мн. городов из списка, приводимого в Книге Иисуса Навина, идентифицированы с высокой степенью уверенности и отчасти раскопаны, но они не дают материалов эпохи, с к-рой соотносят завоевание Ханаана. Среди них такие памятники, как Арад , Хисбан, Иерихон (уничтожен в сер. XVI в. до Р. Х., есть слабые следы обживания в сер. XIV в. до Р. Х. и в раннем железном веке), Гай , Гаваон, Иерусалим (заселен в позднебронзовом или в начале железного века, но следов захвата израильтянами не обнаружено), Иармуф , Хеврон (заселен в конце бронзового - начале железного века, нет следов захвата), Вефиль (многократно подвергался уничтожению в конце бронзового - начале железного века). Т. о., из названных в Библии городов только археология Лахиша и Асора позволяет более-менее уверенно соотносить их с рассказом о завоевании Ханаана.

http://pravenc.ru/text/162155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА [англ. American Schools of Oriental Research - ASOR], орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока. Возникла в 1900 г. как Американская школа изучения и исследования Востока (American School for Oriental Study and Research), в 1921 г. переименована в ASOR по инициативе президента Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis) Дж. Г. Тейера, Американского об-ва востоковедения (American Oriental Society) и Американского археологического ин-та (Archaeological Institute of America). Задачи орг-ции - поощрять исследования ближневост. древностей, поддерживать археологические раскопки, стимулировать изучение языков и культурных традиций Ближ. Востока, распространять и популяризировать результаты этих работ. На базе ASOR сформировалась «американская версия» библейской археологии , к-рую разрабатывал возглавлявший Иерусалимскую школу У. Ф. Олбрайт (1920-1929; 1933-1936). Руководя обширными разведками и рядом раскопок (особенно в Телль-Бейт-Мирсиме, Телль-эль-Фуле (см. Гива (Гивеа)), он создал общую периодизацию археологических памятников Палестины, соотнеся ее с библейской хронологией. Его деятельность продолжил Дж. Э. Райт . Хорошо организованные и масштабные экспедиции ASOR, изучавшие сиро-палестинский регион, работали в Телль-эн-Насве (библ. Мицпа ), Джераше (библ. Гераса ), Беф-Цуре , Беф-Шемеше ; в Заиорданье и пустыне Негев , а позже - в Диване (библ. Дивон ), Сихеме , Эль-Джибе (библ. Гаваон ), Гезере и др. В кон. XX в. одновременно осуществлялись уже более 20 археологических проектов (среди важнейших - раскопки Телль-Микне, отождествляемого с упомянутым в Библии филистимским г. Екроном ). На Ближ. Востоке ASOR основано неск. исследовательских центров: Иерусалимская школа, с 1970 г. Институт археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archeological Research) под руководством амер. археолога Ч. Торри; Багдадская школа, основанная в 1923 г., проводила в 1925-1931 гг. раскопки в Иорган-Тепе (древнем Нузи ), где был открыт архив клинописных табличек XV в. до Р. X., в 1926-1927 гг. организовала экспедиции в Телль-Биллу и Тепе-Гавру (юго-восток древней Ассирии ), всю 3-ю четв. XX в. велись раскопки в Ниппуре . В 1968 г. для работы в Иордании, разорвавшей дипломатические отношения с Израилем, создали особую школу в Аммане - Американский центр исследований Востока (American Center of Oriental Research), к-рый осуществил раскопки в Баб-эд-Дре и Телль-Хесбане, участвовал в открытии визант. рукописей в Петре Аравийской (1992). После разрыва дипломатических отношений США с Ираком Багдадская школа фактически прекратила существование. В 1978 г. был создан Американский ин-т археологических исследований на Кипре (Cyprus American Archaeological Research Institute).

http://pravenc.ru/text/114452.html

У. Ф. Олбрайт У. Ф. Олбрайт Для развития археологии Св. земли благоприятное время началось с установления брит. мандата (1917). Были созданы органы охраны памятников, аналогичные брит. (Палестинский департамент древностей). Особое значение имело начало работ Американских школ исследования Востока под рук. У. Олбрайта . Прибыв в Иерусалим в 1919 г., он организовал работы на Телль-эль-Фуль и Кириаф-Сефере (1922). Его ученики работали также на Бет-Цуре (см. Беф-Цур ), Телль-Бейт- Мирсиме , Бет-Шемеше и др. Территория раскопок быстро расширялась, работы проводились в Рас-Шамре ( Угарит ) и Аскалоне, в разных частях Иерусалима (Макалистер, К. Данкан и Дж. У. Кроуфут с 1923 исследовали холм Офел; Э. Л. Сукеник - городские стены) и в пещерах над Галилейским м., где были найдены следы доисторического человека. В это же время открыли и исследовали одну из первых земледельческих культур - натуфийскую (Д. Гаррод, 1928-1934). Начинались раскопки в Мегиддо (Фишер и др.), Герасе в Иордании (Хорсфилд и Кроуфут), в Мицпе (Телль-эн-Насбех) и Телль-Бейт-Мирсиме к юго-западу от Хеврона . Организация работ и фиксация раскопанных объектов были поставлены на должную высоту. Олбрайт смог составить четкую типологию и хронологию керамики железного века (уточнена Фидиан-Адамсом на Аскалоне, самим Олбрайтом на Гивеафе и в Телль-Бейт-Мирсиме, работами в Бет-Эле (см. Вефиль ) и Мегиддо), Кроуфутом в Самарии и Э. Грантом (раскопки на Бет-Шемеше, открывшие период его захвата древними евреями в XII-IX вв. до Р. Х.). Печать с надписью: " Шемы, слуги Иеровоама " . VIII в. (?) до Р. Х. Мегиддо. Копия Печать с надписью: " Шемы, слуги Иеровоама " . VIII в. (?) до Р. Х. Мегиддо. Копия 30-е гг. XX в. ознаменовались работами Дж. Гарстанга (Палестинский департамент древностей) в Иерихоне, где была открыта первая городская культура неолита (в 1952-1958 К. Кеньон ). Были начаты раскопки крепости эпохи Маккавеев в Беф-Цуре. Дж. Л. Старки копал в Лахише и собрал важные сведения об эпохе проповеди прор. Иеремии (626/27-586 до Р. Х.). Работы в библейском Гае позволили в дальнейшем идентифицировать этот город. Особое значение имели 13-летние обследования Трансиордании, от Акабского зал. до сир. границы. Н. Глюк идентифицировал и датировал кладбище набатейской эпохи в Джебель-эт-Таннур (1937), северо-восточнее Мёртвого м., а в послевоенный период - Эцион-Гевер. B. Мазар приступил к изучению самого большого евр. кладбища Бет-Шеарим. Важны результаты раскопок Мари (Телль-Харири) на Евфрате, продолжавшиеся до 1960 г. (А. Парро), а также работы К. Шеффера на Рас-Шамре (Угарите), к-рые дали образцы древнейшей в мире алфавитной письменности.

http://pravenc.ru/text/76476.html

2003. P. 274). III. Археологические аргументы Олбрайта в пользу поздней датировки. В результате раскопок 30-х гг. XX в.тавОлбрайт отождествил Телль-Бейт-Мирсим с библейским Давиром, Телль-Байтин - с Вефилем и Телль-эд-Дувайр (Тель-Лахиш) - с древним Лахишем ( Albright. 1935; Idem. 1937; Idem. 1939). На всех 3 теллях обнаружен слой сильного разрушения, датированный кон. XIII в. до Р. Х. На первых 2 теллях на смену культуре богатых городов периода поздней бронзы (1400-1200 гг. до Р. Х.) пришла значительно более бедная культура железного века I (1200-1000 гг. до Р. Х.), согласно Олбрайту - израильская. Лахиш после разрушения какое-то время оставался незаселенным. Упоминание в найденной здесь надписи «4-го года правления» Олбрайт интерпретировал как указание на 4-й год правления фараона Мернептаха и использовал его для датировки завоевания евреями Ханаана в 1230 г. до Р. Х. в соответствии с принятой в его время егип. хронологией ( Idem. 1937. P. 23-24; Wood. 2005. P. 476). С учетом текста стелы Мернептаха появление евреев в Ханаане не может быть датировано после 1208 г. до Р. Х. Однако анализ керамики, найденной в слоях разрушения на Телль-Бейт-Мирсим и Телль-Байтин, показывает, что это разрушение относится к нач. XII в. до Р. Х. (ок. 1177 г. до Р. Х.) и, вероятно, произошло в результате нападения филистимлян ( Wood. 2005. P. 476). Надписи на посуде, найденной на Тель-Лахиш в 70-х гг. XX в. в 6-м слое, свидетельствуют о том, что город имел хорошие связи с Египтом в период правления Рамсеса III (1182-1151 гг. до Р. Х. (вариант - 1190-1159 гг. до Р. Х.)) и был разрушен позже - ок. 1160 г. до Р. Х. ( Ussishkin. 1997. P. 319). Эти данные не позволяют с уверенностью связать разрушение городов, исследованных Олбрайтом, с входом евреев в Ханаан. Однако и в библейском повествовании о завоевании Ханаана нет указаний на взятие этих городов: евреи разрушили только Иерихон (Нав 6), Гай (Нав 8. 28) и Асор (Нав 11. 11). По этой причине результаты раскопок этих городов также используются для аргументации той или иной датировки И.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010