Просьба: не путать «И чтение» на службе Утреня с таким же «И чтения» на службе Вечерня, которое обозначает вставку Паремий, после Прокимна. Продолжаем знакомство. Седален по 3й песне канона на Утрене оканчивается Богородичным». То есть, вы читаете сам текст Седальна, читаете после него молитву «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», и сразу же читаете за ним следующий текст. Это — Богородичен. Все Богородичны посвящены Божией Матери. У нас есть много поводов славить Божию Матерь, поэтому то и Богородичнов у нас — превеликое множество! Закрепляем. Тропарь ищем в конце вечерни. Кондак, Икос ищем после 6й песни канона на Утрене. «Седальны по стихословии» ищем в самом, самом начале службы Утреня. «Седальны по 3й песне канона» ищем в каноне, на службе Утреня, сразу после 3й песни. Дело осталось за малым: схватиться за начало понимания заменяемости, добавляемости этих текстов в течении службы. Светилен по 9й песне Канона Пора вспомнить и о чтении по 9й песне канона на службе Утреня. Пришли на клирос, разложили книги, открыли, проанализировали. Не забудьте: на воскресение Светилен по 9й песне называется «Экзапостиларий». И дальше к нему приставляется Светилен Минеи, (ниже описывается, как правильнее это сделать). Теперь вспомните правило: если «не воскресение», и нету на службе Октоиха, то по 9й песне канона на Утрене читайте все из Минеи. (Исключение — в будни святому со «Славословием» тоже читайте Светилен из Минеи, хотя Октоих есть на службе, но только — на каноне). Светилен по 9й песне канона находится, если в Минее, то сразу прямо «на ряду». Отдельно его где-то искать не требуется. А вот по будням, если вам нужен сегодня Светилен с Октоиха, то придется открыть содержание Богослужебной книги Октоих. Теперь ищите «Светилен дневной», если он вам нужен. Переходите на ту страницу, и, как обычно и привычно уже, выбирайте название дня седмицы, к которому относится сегодня служба Утреня, и — читайте. Не забывайте о том, что стоЯ на клиросе в четверг вечером, и служа службу «Утреня», — у вас все содержание службы будет о «завтра», то есть — Пятницы (Креста). И также вы потом добавите чтение святому, чью память в Патриаршем календаре предложено поминать в Пятницу.

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

«Стихиры на стиховне» – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени. Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи. После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: «Должно есть и сие ведати: по отпущении... не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне». Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать. После этого будет полунощница и будничная утреня; именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся. Утреня имеет своего рода заставку, которая называется «двупсалмие». Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

отдельно в 1495 и 1502; см. переизд.: Legg Wickam J., ed. Tracts on the Mass. L., 1904. P. 121-174; с 1534 печатался в составе нек-рых М.; составители тридентского М. опирались на текст из М. 1556 г.). 14 июля 1570 г. Пий V издал буллу «Quo primum», к-рой новый М. вводился в употребление (впосл. ее всегда печатали в начале тридентского М.). Согласно булле, все диоцезы и конгрегации лат. (т. е. римского) обряда должны были перейти на новый М., за исключением тех, чьи литургические книги старше 200 лет. Свои М. сохранили конгрегации картузианцев, цистерцианцев, премонстрантов, доминиканцев и кармелитов, архидиоцезы Толедо, Лиона, Браги, Милана, Трира, Кёльна, Льежа. В состав тридентского М. входят: 1) календарь и пасхалия, общие богослужебные указания и указания для священников (Rubricae generales Missalis, Ritus celebrandi Missam, De defectibus circa Missam occurentibus), приготовительные (Praeparatio ad Missam) и благодарственные молитвы (Gratiarum actio post Missam); 2) проприй месс года церковного от Адвента до окончания Великого поста (Proprium de Tempore) (каждая месса содержит интроит , коллекту, чтение из Апостола, градуал, аллилуия (или тракт), чтение из Евангелия, офферторий , секрету, коммунио и посткоммунио); 3) Ординарий мессы (Ordo Missae), включая канон мессы , который обычно помещается перед службой Пасхи; 4) проприй месс de Tempore от Пасхи до последнего воскресенья после Пятидесятницы; 5) службы святым в порядке литургического года (Proprium de Sanctis) и общие службы святым по чинам (Commune Sanctorum); 6) вотивные и заупокойные мессы, а также молитвы по особым случаям. В качестве приложения могут помещаться службы местночтимым святым или святым, почитаемым в тех или иных конгрегации или диоцезе. Новая редакция, в подготовке которой в той или иной степени участвовали Ц. Бароний, Р. Беллармин, Б. Гаванти, была выпущена 7 июля 1604 г. (булла папы Климента VIII «Cum sanctissimum»). Помимо перехода на григорианский календарь и добавления новых памятей святых, в нем были изменены текст проприя ряда месс и нек-рые рубрики (напр., в каноне мессы слова «Haec quotiescumque feceritis, in mei memoriam facietis» должны произноситься не во время возношения Чаши, а во время коленопреклонения священника перед этим). Кроме того, папа Климент VIII повелел восстановить прежний лат. текст антифонов мессы, основанный на тексте Vetus latina, к-рый недобросовестные печатники самовольно заменяли текстом новой редакции Вульгаты. Новая редакция рубрик была произведена при папе Урбане VIII (булла «Si quid est in rebus humanis» от 2 сент. 1634).

http://pravenc.ru/text/2563374.html

Еще вариант – давать ребенку в руки книгу с текстом богослужения. Мне самой родители давали в храме тексты служб, и потом я сама стала брать в храм такие тексты для своих детей. И дети, особенно старший, уже с восьми лет вполне серьезно и усердно следили за ходом богослужения, стоя неподалеку от алтаря. Но, как это было и у меня самой в детстве, – текст перед глазами помогал услышать в пении хора слова, помогал отследить даже невнятный возглас священника в алтаре. Но обычно в текстах литургии написано одно, а хор часто поет совсем другое (изменяемые части богослужения), – и ребенок сбивается. Сразу идет с книжкой в руке: «Тут должны были петь Блаженны”, а они поют что-то не то!» И еще – книжка с текстом не объясняла, почему, зачем все это. Наши домашние уроки в храме легко забывались… Снова шептать, снова объяснять? А потом я поняла, что нам может помочь. Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. В которой был бы текст литургии, набранный крупным шрифтом. Если в ходе богослужения могут быть какие-то изменения – чтобы это было сразу ясно. Но мало того, чтобы был текст – надо, чтобы было объяснение: что в это время, прямо сейчас происходит в алтаре? Ведь далеко не всегда это видно. Вот вынесли Чашу на Великом входе – а куда ее отнесли после этого? А зачем и почему? Я хотела, чтобы все это коротко объяснялось бы сразу, сейчас, в этот самый момент службы. Чтобы в картинках, чтобы наглядно и интересно. Так, чтобы ребенок взял в руки такую книгу, встал бы впереди, у алтаря – и все понимал бы. Вернее, чтобы был шанс начать понимать. Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей. Как мы с детьми клеили книжку про литургию Несколько месяцев я собирала материал для этой книжки. Старалась рассказать о литургии так, чтобы было понятно семилетнему ребенку и интересно – подростку. Подобрала картинки – чтобы показать, как соотносятся те или иные моменты богослужения с евангельскими сюжетами. С помощью рисунков рассказала – что в каждый момент литургии происходит в алтаре, чем заняты священник, диакон. Не просто сведения, сразу – изображение. Диакон повязывает орарь крестообразно, подражая серафимам – и тут же изображение этого диакона, и огненного серафима тоже.

http://pravoslavie.ru/135460.html

Можем ли мы предположить, что левиты, включенные в первую перепись, предназначались для службы длиною в жизнь? Таким образом, не существует возрастных ограничений. С другой стороны, вторая перепись включала левитов, которые должны посвящаться на служение, для которого существовали временные ограничения: двадцать лет после отрочества и юности и до начала пожилого возраста. Сам текст подтверждает причину ограничения службы в 4-й главе. Здесь описывается физический труд. Конкретно он включает сборку, разборку и ношение скинии. Не будет неправильным перевести слово «служение» ( ) как «напряженный физический труд». По этой причине устанавливается возраст прекращения службы – пятьдесят лет, а также возраст начала – тридцать лет. Обязанности делятся на три части и распределяются среди сынов Левия. Обязанности сынов Каафовых подробно объяснены в 4:4–20. У них особое назначение ношения «святыни» скинии (ст. 15:19). По этой причине добавлялись два дополнительных пункта. Во-первых, глава говорит, что физический труд по разборке этих наиболее священных частей скинии был обязанностью Аарона и его сынов, а не сынов Каафовых вообще (ст. 5–14)! Сыны Каафовы переносили святилище, но не разбирали его. Во-вторых, чтобы сделать этот приказ действенным, написано, что сыны Каафовы умрут (ст. 15, 18:20), если они переступят свои границы. По крайней мере, до сих пор, Книга Чисел редко упускала возможность вставить посреди статистических отчетов и заданий относительно работы трезвое замечание о последствиях непослушания. Бог в Своей святости не мог поступать иным образом. Второй группой левитов были сыны Гирсона (ст. 21–28). Их труд состоял в первую очередь в ношении завес скинии или, по крайней мере, в несении караульной службы у повозок, на которых завесы перевозились. Здесь нет никакого примечания, как в случае с сынами Каафовыми, что они действуют по указанию священников или что посягательство является тяжким преступлением. Третьей группой левитов были сыны Мерарины (ст. 29–33). Подобно сынам Гирсона, они охраняли часть скинии, перевозимой на повозках, а именно деревянных каркасов и столбов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

В итоге осенью 2011 г. законопроект провести через Думу не удалось. Но вот прошли выборы думские и президентские, сформировано новое правительство. Теперь очевидно снова встанет вопрос о Законе об образовании. Насколько мне известно, все это время чиновники Минобрнауки вели кулуарную бюрократическую работу, согласовывая законопроект с другими ведомствами. Любопытно, что сейчас речь идет о 4-й и даже 5-й версиях законопроекта (каждая версия по сути предполагает внесение каких-то принципиальных изменений и дополнений в текст), но на сайте Министерства висит все та же 3-я версия, которая была подвергнута критике на Парламентских слушаниях и во всенародном обсуждении на «Русской народной линии». Интересно, какие секретные дополнения в обход общества внесли в законопроект стратеги либерализации образования из Минобра, что скрывают это от педагогической и родительской общественности?! 2 мая РНЛ опубликовала «Заключение на проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» , которые составили авторитетные эксперты: доктор юридических наук, профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Игорь Владиславович Понкин, доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Григорьевич Богатырев и доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Юридического факультета им. М.М.Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Михаил Николаевич Кузнецов. Вывод экспертов однозначен: «Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.4 от 27.03.2012) обладает множеством существенных недостатков, требующих его основательной переработки и обуславливающих вывод о преждевременности его внесения в Государственную Думу».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/23/za...

Многие священники понимают эту проблему и борются с невежеством, в частности, методом служения «миссионерских литургий». Правда, иные священники так же активно борются с «миссионерами», и этот конфликт является в наше время одной из «горячих точек» внутрицерковной жизни. У меня же свои методы борьбы с невежеством, доступные мне как регенту. Я просто выкладываю перед прихожанами на аналои, сделанные храмовым столяром специально для них, ту же самую литературу, которой пользуемся мы сами, стоя на клиросе. Наши прихожане отслеживают по книгам течение службы и постепенно (на это уходят годы!) начинают понимать и структуру богослужения (последование Всенощной и Литургии), и его смысловую часть (Минея, Октоих, Триодь): Скачать Фрагмент с чтением паремии Сначала, лет 10 назад, нашим прихожанам было непривычно заниматься на службе чем-то ещё, кроме вышеперечисленных «функций». Однако со временем привыкли, и даже стали требовать перед каждой службой её текст. Спустя несколько лет произошло чудо! После службы ко мне подошел прихожанин и спросил: «А почему в последовании написано то-то, а вы поёте иначе?» Это – момент истины! С каким удовольствием я начал этому прихожанину рассказывать, что, дескать, есть устойчивые традиции сокращений, что по букве устава нужно делать одно, а по традиции мы делаем другое… Произошло самое главное – прихожане стали интересоваться самим ходом службы, ожидать очередного эпизода со стихирами и тропарями, чтобы прочесть тексты исполняемых песнопений и чтений. Стоит ли говорить, что эту несложную технологическую операцию (раздача текстов прихожанам) иные христианские конфессии давным-давно превратили в норму, и мне до сих пор непонятно – почему это не является нормой в православных храмах? Один наш прихожанин лет десять назад впервые встал за приходской аналой во время Великого Поста. Отслеживал структуру непростого великопостного служения по моей книге «Седмичные службы Великого Поста». На следующий год стал читать великопостные часы. Потом несколько лет алтарничал. Потом – учёба в Свято-Тихоновском, а по окончании – преподавание в нём. И как венец этого пути – рукоположение. Вот он, наш диакон, о. Сергий, начавший с приходского аналоя в нашем храме – прошу любить и жаловать:

http://pravmir.ru/uchastie-prixozhan-v-b...

Служба известна в значительном числе списков, ок. 20 из них восходят к XV в. (приведенный Яблонским перечень включает более 165 списков и признан самим исследователем неполным, см.: Яблонский. 1908. Примеч. 3. С. 148-150). Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде была составлена П. Л. в рамках цикла вместе с новой версией сказания («Воспоминание знамения…», см. выше) и Похвальным словом иконе «Знамение» (см. выше), вероятно в 1-й приезд в Новгород. Долгое время старшим списком Службы считался список в составе пергаменной служебной Минеи на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. (см.: Яблонский. 1908. С. 151; Дмитриев. 1973. С. 123; Янковска. Проблема атрибуции. 1979. С. 198). Однако исследование рукописи показало, что текст Службы является поздней вставкой ( Гордиенко. 2010. С. 123, 125; Карбасова, Левшина, Шибаев. 2019. С. 186-187). На данный момент старший список Службы, включающий 6-ю песнь канона после икоса «Воспоминание знамения…», содержится в рукописи-автографе: РНБ. Соф. 429. Л. 152-186, примерно 40-е гг. XV в. Это позволяет датировать его работу над Знаменским циклом временем до нач. 40-х гг. XV в. Служба иконе, как правило, сочетается со Службой св. Иакову Персянину, включает 2 канона, к-рые имеют в надписании имя П. Л.: «творение священноинока Пахомиа Логофета» (РНБ. Соф. 191. Л. 252 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 151). В рукописи РНБ. Кир.-Бел. 302/559. Л. 347 имеется запись, указывающая, что П. Л. принадлежат как каноны, так и стихирная часть Службы: «въ тои же день празнуемъ знамение пречестнаго образа в Великом Новград, стихиры и канон Пахомиевы» (цит. по: Яблонский. 1908. С. 152). Однако Служба иконе «Знамение» существовала скорее всего до П. Л., о чем свидетельствует запись в рукописи ГИМ. Увар. 761. Л. 231 об., в к-рой указано о праздновании иконе 27 нояб. с отсылкой к концу рукописи, где помещены тропарь и кондак празднику (песнопения отсутствуют, вероятно, были утрачены). На основе этих данных исследователи предполагают, что П.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Разделы портала «Азбука веры» 18 Окт 2022 Староверы, которые считают невозможным для себя браться за оружие, призвали Госдуму разобраться в вопросе об альтернативной службе В Избранное Председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов призвал Государственной думу проработать вопрос альтернативной службы по религиозным убеждениям в период частичной мобилизации в соответствии с Конституцией РФ, передает РИА Новости . «В связи с частичной мобилизацией к нам обращались староверы, которые считают невозможным для себя браться за оружие, это противоречит вере. Согласно статье 59 конституции РФ, у любого россиянина есть право на альтернативную службу, если военная служба не соответствует его религиозным убеждениям. Я бы хотел обратиться к Государственной думе РФ, чтобы она прояснила эту конституционную норму, которую никто не отменял», — сообщил Севастьянов. По его словам, защищать родину можно «не только с автоматом в руках». «Конституция утверждает право любого гражданина страны отказаться брать в руки оружие, вместо этого отдать долг Родине любой другой службой или трудом. Люди платят налоги, создают инфраструктуру, участвуют в экономическом процессе. Если человек является членом религиозной общины, то он общается со священником, архиерей его знает, они могут это подтвердить. Считаю, что об этом необходимо говорить, если человек не может воевать по своим убеждениям, он будет неэффективным воином, зачем он нужен на передовой?» — заявил Севастьянов. В статье 59 Конституции РФ говорится: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». В федеральном законе от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об альтернативной гражданской службе» также говорится, что «гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию». Также на альтернативную службу имеют право представители коренных малочисленных народов РФ, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/starovery-kotorye-...

Этот же список взят основным и для настоящего издания. «Не смотря на ошибки всякого рода: описки, недописки, переписки и просто порчу, – справедливо замечает Бодянский, – текст Жития Бориса и Глеба по пергаменному Сборнику Московской Синодальной Библиотеки… заслуживает пред всеми... текстами предпочтение. Он, без сомнения, снят со списка, который далеко старее того времени, к которому приурочивают его уже по одному глазомеру. Все недостатки его происходят от списывавшего и легко заметны для каждого, а знающими большая часть их тотчас же может быть устранена; те же, которые потруднее, окончательно устраняются сличением с другими списками, имеющими тоже свои, не в меньшей мере, недостатки, а достоинств его ни один». (Предисловие, стр. 11–12) 7 . Для вариантов приняты следующие списки: 1)      Список в рукописи Московской Синодальной библиотеки Успенского собора 3. Пролог 1406 г., на пергамене, лл. 257–261. Текст кончается словами: «в руце Твои предаю Тобе дух мой... Тобе слава в векы аминь» (11, 19). В издании этот список обозначен буквой У . 2)      Список в рукописи Соловецкой библиотеки 518. Минея новым чудотворцам 1494 г., л. 327 об. («Описание рукописей Соловецкого монастыря». Ч. II, стр. 358–368). Текст кончается словами: «идеже и чудеса многа показа Бог угоднику ради своею» (15, 2). По этому списку Чтение напечатано в «Православном Собеседнике» 1858 г., апрель, стр. 584–604. В издании он обозначен буквой С . 3)      Список в рукописи Соловецкой библиотеки 850 (644). Четь- минейный сборник XV–XVI в., л. 477. («Описание рукописей Соловецкого монастыря». Ч. II, стр. 500–503). Текст кончается словами: «идеже и чудеса многа показа Бог угоднику ради своею» (15, 2). В издании этот список обозначен буквой К . 4)      Список в рукописи Новгородской Софийской библиотеки 1419. Торжественник XVI в., лл. 485–492. (Д. И. Абрамович. Софийская библиотека. Вып. III, стр. 89–109). Текст кончается словами: «но аще Богу велящу, то и чюдес ею мало нечто сповемы... ныне и присно» (15, 4–7). В издании этот список обозначен буквой А .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010