15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дочери Сиона. Возрадуюсь о спасении Твоем. 16 Погрязли народы в пагубе, которую устроили: в той сети, которую они скрыли, увязла нога их. 17 Господь познается, совершая суды: в делах рук своих увяз грешник. 18 Да пойдут грешники в ад, все народы, забывающие Бога. 19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. 20 Возстань, Господи! Да не преобладает человек, да судятся народы пред Тобою. 21 Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они – люди. 22 Почему Ты, Господи, стал вдали? Презираешь благополучие, скорби? 23 Когда гордится нечестивый, возгарается нищий: увязают они в замыслах, которые обдумывают. 24 Ибо хвалим бывает грешник за похоти души своей и обидчик одобряется. 25 Раздражил Господа грешник, по великой дерзости своей: " Не взыщет Он " . Нет Бога пред лицом его. 26 Оскверняются пути его на всякое время, отстраняются суды Твои от лица его, над всеми врагами своими он господствует. 27 Ибо сказал в сердце своем: " Не поколеблюсь, из рода в род – без зла " . 28 Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. 29 Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. 30 Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. 31 Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими. 32 Ибо сказал в сердце своем: " Бог забыл, отвратил лицо Своё, чтобы никогда не видеть " . 33 Возстань, Господи, Боже мой! Да вознесется рука Твоя, не забудь убогих. 34 Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: " Он не взыщет " . 35 Ты видишь, ибо Ты понимаешь страдание и озлобление. Да преданы будут они в руки Твои: Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником. 36 Сокруши мышцу грешному и лукавому, так что поищется грех его и не найдется. 37 Господь – Царь во век и в век века. Исчезните, племена, с земли Его! 38 Желание убогих Ты услышал, Господи, готовности сердца их вняло ухо Твоё.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Промыслом Божиим всеобщее воскресение людей отложено до кончины мира. Но воскресение Иисуса Христа служит залогом и удостоверением, что оно совершится. Если Он по смерти мог исполнить обетование о Своем воскресении, то теперь, будучи живым ( «Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» – Откр. 1, 18 ), когда Ему дана всякая власть на небе и на земле, может исполнить обетование о всеобщем воскресении (см. Ин. 5, 25–29 ), и, несомненно, исполнит. Он и Сам говорил: «Я живу, и вы будете жить» ( Ин. 14, 19 ). Вознесение Господа Иисуса Христа на небо По совершении на земле искупительного подвига, Сошедшему с небес естественно было опять возвратиться туда, «где был прежде» ( Ин. 6, 62 ) – к Отцу (см. Ин. 14, 28 ; сравн.: Ин. 20, 17 ), но возвратиться уже с воспринятой на вечные времена плотию. Вознесение Спасителя с плотию на небо было продолжением видимого прославления по человечеству, которое началось в воскресении Его из мертвых. Господь, Которому, согласно словам Апостола, подобало «иметь ... во всем первенство» ( Кол. 1, 18 ), первым воскрес из мертвых (см. 1Кор. 15, 20 ) и первым взошел на небо, как наш предтеча ( «во внутреннейшее за завесу … предтечею за нас вошел Иисус» – Евр. 6, 19–20 ). Представив в своем Лице как бы начаток искупленной Им и восстановленной природы человеческой, которую Он воспринял в воплощении, Искупитель открыл Своим вознесением дотоле закрытый для людей вход в Царство Небесное. Незадолго пред Своей смертью Он говорил ученикам: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ). «В доме Отца Моего обителей много... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14, 2–3 ). В гимне св. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим…» есть слова: «Ты, одолев смерти жало (т.е. победив смерть Своим воскресением), отверзл еси (в вознесении Своем на небо) верующим Царство Небесное…» Вечное царствование Иисуса Христа по вознесении на небо Вознесшийся во славе на небо Иисус Христос «воссел одесную Бога» ( Мк. 16, 19 ) – по человечеству, ипостасно соединенному с Божеством. «Вот, я вижу небеса ответстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» , – говорил перед своей кончиной св. первомученик Стефан ( Деян. 7, 55–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

8 . Жена да повинуется мужу своему, потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа – Бог и Отец Его. Итак, после Вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого слава Богу, – бойся, жена, мужа своего, и страшись его, старайся нравиться ему одному, и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж Премудростью, которая говорит чрез Соломона: «Жену доблестную кто найдет? Драгоценнее такая камней многоценных. Уверено в ней сердце мужа её: такая прибытка не лишится. Ибо делает мужу добро во всю жизнь. Найдя шерсть и лен, творит благопотребное руками своими; она – как корабль купеческий, издалека собирающий ему богатство; и встает ночью, и раздает пищу в доме и работу служанкам; увидев поле, купит, от плодов же рук своих насаждает стяжание. Препоясав чресла свои, укрепит мышцы свои, и вкушает, что работа её хороша, и не угасает светильник её всю ночь. Локти свои простирает на полезное, руки свои утверждает на веретене, и руки свои открывает бедному, длань же простирает нищему; не печется о находящихся в доме муж её, ибо все у неё одеты в приличные одеяния, и одежды делает мужу своему, из виссона и порфиры одеяния. Славится во вратах муж её, когда сидит в собрании со старцами земли. Покрывала сделает и продает финикийцам, опоясания же ханаанеянам. Славою и благолепием облечется, и возвеселится в конце дней. Уста свои открывает мудро и внимательно, и чин заповедает языку своему. Тесны же пути дома её: пищу же ленивого не ест. Уста свои открывает мудро и по закону, устроения же милостыни на языке её; поднимутся дети её, и, обогатившись, похвалят её, и муж её похвалит её: «многие дочери стяжали богатство, многие сотворили силу: ты же преуспела и превознеслась над всеми. Ложного угодничества и пустой красоты женской нет в тебе: ибо жена благочестивая благословенна; страх же ЯХВЕ сия да хвалит. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её». И опять: «жена мужественная – венец мужу своему». Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа Бога жена целомудренная и любящая мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

    Величание: «Прославляем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и хвалим всеславное Твое успение».     Стихи из псалмов: «Воскликните Богу, вся земля, пойте славу имени Его» (Пс. 65:1-2). «Торжествуйте перед Царем Господом» (Пс. 97:6). «Славьте Его, благословляйте имя Его» (Пс. 99:4). «В городе Господа сил, в городе Бога нашего» (Пс. 47:9). «Избрал Господь Сион, возжелал Его в жилище Себе» (Пс. 131:13). «Славное возвещается о Тебе, город Божий» (Пс. 86:3). «Бог утвердит его на веки» (Пс. 47:9). «Святое жилище Всевышнего» (Пс. 45:5). «Сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6). «Буду петь и воспевать во славе моей» (Пс. 107:2). «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:4). «Спокойно ложусь я и сплю» (Пс. 4:9). «Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). «Господь правосуден, сокрушает гордость грешников. Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс. 128:4, 131:8). «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5). «Сделаю имя Твое памятным в род и род» (Пс. 44:18).     Ирмосы и первый канон, гл.1 .     Песнь 1.     Ирмос: «Красующаяся Божественною славою священная и знаменитая память Твоя, Дева, всех верующих собрала к веселию, и они, вслед за Мариам, поют с хором под звуки тимпанов Твоему Единородному, ибо Он торжественно прославился».     Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас».     Тропари:    1. «Собор невещественных небожителей окружал в Сионе Твое Божественное тело, и множество Апостолов, внезапно стекшись от пределов вселенной, тогда же стали перед Тобою, Богородица. С ними и мы, Чистая Дева, прославляем честную Твою память».    2. «Почести победы над природою приобрела Ты, Чистая, родивши Бога; но, подражая Своему Творцу и Сыну, Ты сверхъестественно подчиняешься законам природы. Поэтому и, умерши, восстаешь, чтобы жить вечно с Сыном».     П. 3. : «Созидающая и сохраняющая мир Божия премудрость и сила, Христе, непоколебимо и неподвижно утверди Церковь, ибо Ты Один Свят, во святых пребывающий».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь познается, творя суд. В делах рук своих загряз грешник. Да пойдут грешники в ад, все народы забывающие Бога. А не до конца забыт будет бедный. Терпение убогих не погибнет навсегда. Возстань, Господи. Да не преобладает человек. Да судятся народы пред Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними. Да знают народы, что они человеки. Почто, Господи, стал Ты далеко? Чрез верх смотришь в дни благополучий, в скорбях? От гордости нечестивого сгарает бедный. Поддерживают себя нечестивые ухищрениями, кои вымышляют. Ибо хвалим бывает грешник за похотения души его, И обидчик одобряется. Уколол Господа грешник, по великой дерзости своей говоря: «не взыщет Он». Бог для него не существует. Оскверняются пути его во всякое время. Отстраняются суды Твои от лица его. Всем врагам своим погрозит. Ибо сказал он в сердце своем: «не поколеблюсь; Из рода в род я без зла». Уста его полны проклятия и огорчения и коварства. Под языком его утруждение и боль. Заседает он в собрании с богатыми в скровах [[Старинное слово скров означает потаенную горницу, тайник.]], дабы сгубить невиннаго. Глаза его зарятся на беднаго. Сидит в скрове, как лев в логовище своем. Сидит в засаде, чтобы схватить беднаго, Схватить беднаго, привлекши его. В сети своей смирит его. Нагнется и упадет бедный во время властительства гордаго над ним. Ибо сей сказал в сердце своем: «Бог забыл; Отвратил лице Свое, чтобы не смотреть более». Возстань, Господи Боже мой. Да поднимется рука Твоя. Не забудь бедных. Почто нечестивый подразнил Бога, Когда сказал в сердце своем: «не взыщет»? Но Ты видишь. Ибо разумеешь страдание и злобление, Чтобы принять оное в руки Свои. Тебе предоставлен бедный. Сироте Ты был помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, так что Поищется грех его, и не найдется. Господь – Царь во век и в век века. Исчезните, язычники, с земли Его. Желание убогих услышал Ты, Господи. Преданности сердца их вняло ухо Твое. Разсуди сирого и уничиженнаго, дабы не продолжал иной человек величаться на земле. Стихов 82. Псалом 10

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Похвалы Божией Матери – это честь, воздаваемая Ей за то, что Она откликнулась на Божий призыв со смирением. На слова «Радуйся, Благодатная!» она скромно ответила: «Се, Раба Господня» (Лк. 1: 28, 38), а слова «Тебе Самой оружие пройдет душу» приняла без ропота (Лк. 2: 35). Итак, мы хвалим Бога и святых Его, воздавая славу Богу. А можем ли мы хвалить себя или друг друга, признавая достоинство каких-то добрых качеств? От лица Божия пророки древности призывали: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» (Иер. 9: 23–24). Всякий поиск своей личной славы, если не благословит того Господь, в конечном счете обречен на неудачу. Поэтому хвалить себя, хвалиться – не полезно, бесполезно. «Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа» (Пс. 104: 3) – замечал псалмопевец Давид. Однако нам не запрещено хвалить других людей в смысле одобрения их добрых поступков, признания их хороших качеств. «Хорошо и полезно человекам… быть прилежными к добрым делам», – писал апостол Павел (Тит. 3: 8). Он и другие апостолы поддерживали друг друга словами одобрения и признательности. Тем самым они помогали друг другу увидеть правильную духовную дорогу и такими простыми словами, как «хорошо», «правильно», «молодец», «благодарю», поддерживали один другого на этом пути. «Вы хорошо делаете, что обращаетесь к пророческому слову как к светильнику», – писал апостол Петр (2 Пет. 1: 19). «Правильно ты рассудил», – так Иисус Христос поддерживал благое направление мысли ищущих людей (Лк. 7: 43; 10: 28). Апостол Павел благодарил Бога при всяком воспоминании о добродетельных христианах (см.: Рим. 16: 4; Фил. 1: 3; Флм. 1: 4; 1 Кор. 1: 4). Человек – существо слабое, нуждающееся в том, чтобы кто-то со стороны заметил его поступки. Любой из нас хочет быть полезным в этом мире, кому-то нужным, востребованным, признанным в отношении добрых дел. Это же касается и других людей. Умение заметить хороший поступок другого человека помогает людям убедиться в том, что окружающие довольны их стилем поведения и конкретными поступками.

http://pravoslavie.ru/69765.html

Тоже самое обязан ты и по отношению к Богу и должен желать, чтобы Он каждым был хвалим и прославляем, и чтобы ни один человек на земле не бесчестил Его имени. Потому что, если я себя считаю достойным этого, то тысячекратно более должен я считать Бога достойным этого. 5) Ты хочешь, чтобы каждый тебе верил и никто не считал тебя лжецом. Того же должен ты желать и Господу Богу твоему – должен желать, чтобы все люди верили Ему и полагались на Него. 58 Из любви к Богу вытекает любовь к ближнему, последняя составляет одно с первой и неотделима от нее. 59 Одинаковая любовь Бога ко всем людям, сказавшаяся в их творении и искуплении и одинаковое служение всей природы человеку убеждают каждого в необходимости любви к ближнему. Все люди сотворены по образу Божию и Бог из сердечной любви желал бы обновить образ Свой Духом Своим Святым и, сколько от Него зависит, спасти их чрез Христа, а поэтому все люди, как существа одной природы и рода, должны любить друг друга, как самих себя, и каждый должен смотреть на другого и относиться к нему, как, к самому себе, а не как бы он сам был совершенно отличен от других, потому что един Бог , от которого все люди получили свою жизнь и бытие. Потому чего человек себе хочет и желает, того должен он, желать и другому, чтобы не причинилось оскорбление тому, которого Бог сотворил по образу Своему и искупил чрез Христа. Поэтому между людьми должен быть самый крепкий союз единения и мира, и все люди должны быть как один человек, ибо они все сотворены по образу Божию и у них один Искупитель и Спаситель. И как любовь, по нраву, во-первых, приличествует Творцу, так, во-вторых, по праву природы, тому, кто сотворен по образу Божию. Так как человек преимущественно по душе своей сотворен образом Божиим, то следует, что каждый человек должен так любить душу другого, как свою собственную. «Итак в человеке два союза любви – первым соединен, он с Богом, а вторым – с ближним своим, и второй происходит из первого, потому что если бы не было первого, то не было бы и второго.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Хвала и покаяние Скажут: идем в Церковь хвалить Бога! Эти слова подобны музыке, и Бога, воистину, надо хвалить. Есть и второй призыв, не менее важный: идем в Церковь каяться в грехах! Отнимите от Церкви один из этих призывов, и вы вынете из Нее душу. Плохо будет и если в церкви будут, забыв о хвале, только плакать о грехах; и если будут только хвалить, закрыв глаза на свои беззакония. Истинная хвала перетекает в покаяние, и истинное покаяние заканчивается хвалой. Они нерасторжимы. «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемся Ти, славословим Тя», – говорится в Великом славословии. Но уже к концу этого гимна слышим: «исцели душу мою, яко согреших Тебе». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», – начинает Давид. Но к концу псалма тон его молитвы меняется: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». Помним ли мы это? Если да, то мы блаженны. У птицы нашей молитвы здоровы оба крыла. Если же забываем, если допускаем в молитве перекос, то либо рискуем убить душу печалью, либо соскользнем в опаснейшее протестантское благодушие. Но истинная хвала напомнит о покаянии, а истинное покаяние названо «радостотворным», т.е. рождающим и приносящим радость о Господе. Когда «совершены были небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1) мир еще был не полон. Красив был и безгрешен, но неполон. Красота мира доводится до полноты молящимся человеком. Нужно, чтобы небо и землю со всем воинством их человек позвал на молитву. «Хвалите Его все Ангелы Его… Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его все звезды света. Хвалите Его огонь и град, снег и туман,… горы и все холмы, древа плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс. 148) Последние псалмы словно дописывают книгу Бытия. Лишь когда этот голос молящегося человека раздастся, а мир на него отреагирует, Вселенная станет полна. Она станет не только домом, но и храмом, построенным и освященным. Одно только мешает чистой хвале. Грех. Именно поэтому, созерцая природу, Давид говорит: «Да исчезнут грешницы от земли» (Пс. 103).

http://pravoslavie.ru/35747.html

Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобой, Но установил покаяние мне, грешнику, 9 ибо грехов моих больше, чем песка в море. Много беззаконий моих, Господи, много [беззаконий моих], И я недостоин поднять глаза и посмотреть на высоту небесную из-за множества беззаконий моих.  10 Скручен я многими железными оковами, так что не могу поднять головы и помолиться о грехах моих; И нет мне покоя, ибо я прогневал Тебя, сделал то, что зло в очах Твоих: [Не исполнял воли Твоей, не хранил повелений Твоих,] Поставил мерзости и умножил соблазны. 11 И ныне склоняю колени сердца [моего], умоляя Тебя о благости: 12 Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю. 13 Но прошу и умоляю Тебя: прости меня, Господи, прости меня, Не погуби меня с беззакониями моими, да не будет вечным гнев Твой на злодеяния мои, не осуждай меня в преисподнюю! Ты, Господи, Бог кающихся, 14 яви же на мне [всю] благость Твою; Хоть и недостоин я, спаси меня по великой милости Твоей; И я буду славить Тебя [всегда], во все дни жизни моей! Ибо славят Тебя все силы небесные, и Твоя слава во веки [веков]. Аминь. Песнь 13 ( Лк.2:2932 ) Молитва Симеона. 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, 30 Ибо увидели очи мои спасение Твое, 31 которое Ты совершил перед всеми народами, 32 Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля!  Песнь 14 (Odes 14 LXX) Утренняя песнь. Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей благоволение! Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя за великую славу Твою, Господь и Царь, Небесный Боже, Отче Вседержитель, Господь Единородный Сын и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, взявший грехи мира, помилуй нас; взявший грехи мира, прими молитву нашу; сидящий одесную Отца, помилуй нас! Ибо один лишь Ты свят, один лишь Ты Господь – Иисус, Христос к славе Бога Отца. Аминь. Каждый день буду славить Тебя и восхвалять имя Твоё во век и в век века! Дай нам, Господи, и этот день прожить без греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

… высшим белым духовенством… — К высшему белому (не монашествующему, т. е. не дающему обетов строгого воздержания) духовенству причисляются протопресвитеры и протоиереи. … чудотворные иконы Божией Матери Владимирской и Иверской… — Об этих иконах см. примеч. 31 к Главе восьмой и примеч. 26 к Главе четвертой. Перед самым оставлением Москвы Ф. В. Ростопчин послал своего адъютанта «к архиерею, с повелением от имени Александра I уехать в ту же ночь и увезти с.собою обе иконы «Он (Ростопчин. — Т. О.) стал беспокоиться, каким образом их взять. Одна (икона), называемая Владимирскою, находилась в кафедральном соборе; другая, Иверская, в часовне, носившей ее имя. Он справедливо опасался, как бы оставшаяся в Москве чернь не вздумала препятствовать отъезду двух покровительниц Москвы…» (см.: Записки графа Ф. В. Ростопчина, с. 718). … ибо не мечом нашим… исповемыся вовек!» — Переложение ст. 6–9 псалма 43. В Псалтири: «6. С Тобою избодаем рогами врагов наших, во имя Твое попрем ногами восстающих на нас; 7. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8. но Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас. 9. О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек». «Не мы, не мы сотворихом… до конец земли». — Переложение ст. 8–12 псалма 45. В Псалтири: «8. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. 9. Придите и видите дела Господа — какие произвел Он опустошения на земли: 10. Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем. 11. Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. 12. Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова». «Тебе Бога хвалим»… — начальные слова благодарственного гимна, составленного в IV в. святителем Амвросием Медиоланским . … был бы хорош в Петербурге … мало соответствовал нашим древним храмам Кремля. — Проект Витберга поражал современников «и необыкновенной смелостью художественной мысли и таинственностью мистического ее значения». «Это огромнейших размеров здание начиналось уже церковью во имя сошествия Христа в ад; над ней сооружался храм Рождества Спасителя, а еще выше второго должен был возвышаться храм Воскресения. Вся вышина от подошвы первого храма до купола должна была превосходить не одним десятком сажен храм св. Петра в Риме» (см.: Записки Д. Н. Свербеева, т. 1, с. 206, 208). Рисунок проекта Витберга был воспроизведен при его «Записках» (см. выше, примеч. 1) в «Русской старине».

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010