А. Кордочкин Славословие 1183 Слава в вышних Богу и на земле мир людям благой воли. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой Славы Твоей. Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий. Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе. Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас. Берущий на себя грехи мира, прими молитву нашу. Сидящий одесную Отца, помилуй нас. Ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний. Иисус Христос, со Святым Духом во славе Бога Отца. Аминь. Святый Боже, сидящий на херувимах, единый незримый, Святый Крепкий, в вышних прославляемый ангельскими гласами, Святый Бессмертный, единый непорочный Спаситель, помилуй нас. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих I. Достоин Ты, Господи Боже наш, принять славу, честь и силу. Припев: Святый Бессмертный... Стих II: Ибо все народы придут и склонятся пред лицом Твоим, Господи, говоря. Припев: Помилуй нас... Стих III: Благословение и честь, и слава, и премудрость, и сила Тебе, Господу нашему, во веки веков. Аминь. Припев: Помилуй нас... Молитва 1184 Тебе вовеки слава, Вышний Отче и Господи, Который ныне с небес удостоил ниспослать нам Господа Иисуса Христа Спасителя нашего, о Котором Ты провозгласил некогда в прорицаниях пророков и Которого теперь явил нам рожденным от Девы Марии. Ныне для нас в яслях лежит Хлеб вечной жизни, и Свет великий явился на земле. Ныне мир небесных граждан явился, и нам всем дается дар вечности. Ныне открылась нам божественная сокровищница, и свет явился всем, кого избрал Дух Святой. Теперь истинный Свет явился миру, Врач слепых, Исцеление расслабленных, Сила немощных, Укрепление слабых. Ныне явилось воскресение мертвых, путь, истина и жизнь 1185 живых. И мы просим, истинная Троица, Бог наш, даровавший нам принять радостный дар рождества Твоего, даруй нам по ежегодному обетованию иметь беспорочную жизнь, чтобы после плотских уз мы удостоились соединиться со всеми святыми в славном небесном отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Воистину, этот день — торжество нашей Церкви, как предвкушение Пасхи, к которой мы будем идти в оставшиеся недели. Наш путь — от Креста к Воскресению Христову. Праздник Торжества Православия связан с победой над иконоборческой ересью, с утверждением иконопочитания. Наше целование икон во время пения «Тебе Бога хвалим» означает именно то, что этот догмат является печатью всех остальных догматов, выражением тайны Боговоплощения, вочеловечения Бога Слова. Он стал человеком, Его Божественный образ воссиял в человечестве, и благодаря этому мы можем восстановить свой образ, падший страстьми. Именно это совершили все святые, и мы целованием, как заповедует Господь, как пишет об этом апостол Павел, приветствуем святых и друг друга, только бы это было именно тем целованием любви, которому Господь научил Своих учеников, а не лобзанием Иудиным. Церковь говорит сегодня о любви и одновременно предельно строго и грозно обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие, неверие и нечестие, потому что все это закрывает образ Божий в каждом человеке, и это то, что не дает нам достигнуть Христовой любви. По древнему обычаю в этот день совершается анафематствование всех ересей, лжеучений, заблуждений, каждое из которых — духовная смерть для человека, лишение его вечной жизни. И особенным образом Церковь анафематствует в этот день всех не почитающих и хулящих святые иконы. Как-то подошел ко мне один светский журналист и спросил по поводу событий, связанных с кощунственной выставкой в центре имени Сахарова: «Вы же говорите, что Бог поругаем не бывает. Чего же Вы волнуетесь тогда? Что случилось?» «Да, — сказал я ему, — действительно Бог поругаем не бывает, потому что Он — в свете неприступном. Потому что Он всемогущий, всемудрый, всем владеющий Господь, и никто не может посягнуть на Его святость. Порой происходит такое безумие, но оно обращается на головы тех, кто совершает его». Бог поругаем не бывает, но Бог стал человеком, и Он принял поругание — заушение, оплевание и мучительную, позорную смерть. Он был распят рядом с разбойниками. Он принял это поругание, чтобы избавить весь род человеческий и каждого из нас от поругания греха и смерти, которых не избежать никому, если не научатся они поклонению Христу, Его Кресту и всем Его святыням. Бог поругаем не бывает. И сейчас враг рода человеческого, видя, что он ничего уже не может сделать Христу Воскресшему, пребывающему в вечной Своей славе, ненависть свою обращает на тех, кто Христов, на тех, кто в Церкви Его, кто дорожит Его святынями. Потому было такое жесточайшее гонение на почитающих святые иконы — последнее из всех гонений в истории Церкви. И потому с такой ненавистью взрывались православные храмы и осквернялись иконы во времена недавних гонений. Ненависть сатаны через слуг его была направлена на Самого Христа Бога, на Его святых через эти святыни.

http://moral.ru/ikonopochitanie/

Закрыть itemscope itemtype="" > Где торжество Православия в сегодняшнем мире? Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 1-ю Великого поста 12.03.2022 1893 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Воистину, этот день — торжество нашей Церкви, как предвкушение Пасхи, к которой мы будем идти в оставшиеся недели. Наш путь — от Креста к Воскресению Христову. Праздник Торжества Православия связан с победой над иконоборческой ересью, с утверждением иконопочитания. Наше целование икон во время пения «Тебе Бога хвалим» означает именно то, что этот догмат является печатью всех остальных догматов, выражением тайны Боговоплощения, вочеловечения Бога Слова. Он стал человеком, Его Божественный образ воссиял в человечестве, и благодаря этому мы можем восстановить свой образ, падший страстьми. Именно это совершили все святые, и мы целованием, как заповедует Господь, как пишет об этом апостол Павел, приветствуем святых и друг друга, только бы это было именно тем целованием любви, которому Господь научил Своих учеников, а не лобзанием Иудиным. Церковь говорит сегодня о любви и одновременно предельно строго и грозно обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие, неверие и нечестие, потому что все это закрывает образ Божий в каждом человеке, и это то, что не дает нам достигнуть Христовой любви. По древнему обычаю в этот день совершается анафематствование всех ересей, лжеучений, заблуждений, каждое из которых — духовная смерть для человека, лишение его вечной жизни. И особенным образом Церковь анафематствует в этот день всех не почитающих и хулящих святые иконы и наши святыни. Как-то подошел ко мне один светский журналист и спросил по поводу событий, связанных с кощунственной выставкой в центре имени Сахарова: «Вы же говорите, что Бог поругаем не бывает. Чего же Вы волнуетесь тогда? Что случилось?» «Да, — сказал я ему, — действительно Бог поругаем не бывает, потому что Он — в свете неприступном. Потому что Он всемогущий, всемудрый, всем владеющий Господь, и никто не может посягнуть на Его святость. Порой происходит такое безумие, но оно обращается на головы тех, кто совершает его».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/12/od...

Интрониза­ция избран­ного Патриар­ха Алексия II состоя­лась в воскре­сение 10 июня 1991 года, в неделю всех Святых, в Богоявлен­ском кафед­ральном соборе. Собор не смог вместить всех россиян, поже­лавших молитвенно участ­вовать в постав­лении нового Предстоя­теля Церкви. На бого­служении присутст­вовали все члены Поместного Собора, Блаже­ннейший и Святейший Патриарх всей Грузии Илия II, предста­витель Патриар­ха Антиохий­ского при Патриархе Москов­ском епископ Филиппо­польский Нифон. Интронизация патриарха Тихона 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. В начале литургии митрополит Владимир вынес ковчежец, куда он опустил жребии с именами кандидатов. Ковчежец был поставлен перед перенесенной из Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. И уже после окончания литургии из алтаря вышел старец Алексий из Зосимовой пустыни и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский». Хор грянул «аксиос» и все запели «Тебе Бога хвалим». «Была избрана на Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на звание Почетного члена академии.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Обновление икон Петр Паламарчук у стен московского Иоанновского монастыря Заканчивающийся на наших глазах последний век второго тысячелетия после Рождества Христова стал, быть может, наиболее трагически славным в истории русского Православия. Наглядным образом это отразил сонм новомучеников Российских и судьба святых икон. Настала пора поговорить и о таком малоизвестном в прошлом, но ставшем повсеместным в захваченной богоборцами нашей стране явлении, как обновление святых икон. Почти тотчас после октябрьского переворота 1917 года, в ответ на гонения принялись во множестве совершаться эти чудеса. А чудо - в христианском смысле - это не что-то просто внешне необычайное; чудо есть прорыв из мира благодати в мир природы. Величайшим чудом явилось Боговоплощение Христа. Первообразом чудес в объятой смутой России было открытие иконы Николая Чудотворца, написанной над Никольской башней Кремля. Произошло оно весной 1918 года и описано множеством очевидцев. Будущий архиепископ Иоанн (Шаховской) видел его еще мальчиком. Образ святителя Николая, поврежденный при Наполеоне, а затем уязвленный при расстреле Кремля большевиками, сохранился все-таки в основе своей невредимым, и поэтому новые власти завесили его красным полотнищем. И вот в тихий солнечный день москвичи увидели, что оно сперва разорвалось сверху донизу, а потом ленточками стало отрываться и спадать вниз. Собралась толпа молящихся, а 22 мая со всех концов первопрестольной пришел с молитвою большой крестный ход. Второе чудо обновления произошло в матери городов русских - Киеве, находившемся тогда временно также в оковах богоборцев. В одно октябрьское утро вдруг обнаружилось, что купола почитаемого древнего храма неожиданно ночью сделались как бы вновь позолоченными. Местные жители рассказывали, что площадь вокруг него осветилась ярким облаком, которое приняли за пожар. А потом оказалось, что не только купол засиял червонной позолотою, но и росписи с иконами внутри, включая старенькую Плащаницу. Вопреки прещениям начальства, прибыл архиерей, который после молебна сказал проповедь с такими словами: " Наверное, все происшедшее постараются объяснить каким-нибудь научным подходом. Постараются увидеть явление естественного порядка. Но, православные, разве мы не знаем, что и науке положен предел? Будем видеть здесь чудо. Оно не может унизить дух человека, но только поднять его. Тебе, Бога, хвалим!.. "

http://pravoslavie.ru/406.html

Предлагаемый вниманию читателей трактат – вовсе не схоластика. Это то, что происходит с нами каждый день, когда мы молимся Господу Иисусу Христу и называем Его то Агнцем Божиим, то Словом Отчим, Истинным и живым Путем, Врачом душ и телес и многими другими дорогими для нас священными именами. Мы читаем Священное Писание и видим, например, из Евангелия от Иоанна, что Христос называется то Светом, то Дверью, то Пастырем, то Агнцем. Возникает вопрос: зачем такое множество имен, и что означает каждое из них? А с другой стороны, если Бог неизреченен, то почему у Него столько наименований? Богословие Православной Церкви отвечает следующим образом: Бог непостижим по сущности, но постижим по Своим энергиям, и Его имена связаны с Его энергиями, или действиями. Соответственно, молясь и призывая имя Божие, мы призываем Его освящающую и преображающую силу. Об этом и написан данный небольшой трактат. Его автор – святитель Никита Ремесианский (350–420), апостол Дуная. Он просвещал жителей придунайских земель, где позднее появились государства Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия. Учителем его был Феофил, епископ Томийский. Святитель Никита просветил целый ряд варварских племен: скифов, даков, гетов… Особенно велик его подвиг проповеди бессам – диким обитателям Родопских гор (современная Болгария). Жестокость их была такова, что они приносили в жертву демонам. Святитель Никита своим тихим и кротким словом преобразил их: они сделались горячо верующими христианами. Он перевел слово Божие на язык бессов и познакомил их с христианским богослужением, в частности с гимном «Тебе Бога хвалим». Память святителя Никиты празднуется Православной Церковью 24 июня (католической – 7 января). Из его литературного наследия осталось шесть книг «Наставлений», часть которых дошла до нас в двух рукописях (A=Cod. Vatic, lat. 314. Saec. xv. B=Cod. Vatic, lat. 325. Saec. xi.) и была опубликована в начале ХХ века. Среди них и этот трактат. Перевод с латинского языка сделан диаконом Владимиром Василиком. О различных наименованиях Христа

http://pravoslavie.ru/105295.html

Скачать epub pdf Слово сие находится в числе тех десяти поучений блаженного Августина , рукописи коих недавно отысканы в библиотеке, принадлежащей монастырю Кассино, и напечатаны в Риме в 1819 году. Мы слышали в святом Евангелии спасительнейшую заповедь прощать брату, который согрешит против нас. Не довольно сделать сие однажды, напротив всякий раз, когда только согрешит против нас ближний, мы должны прощать ему, если он будет просить у нас прощения. И аще седмищи на день согрешит к тебе, и седмищи на день обратится, глаголя: каюся, остави ему ( Лк.17:4 ). Когда ты слышишь, что должно прощать семь раз в день; то разумей, что это значит всегда: ибо седмеричное число обыкновенно приемлется в значении всеобщности. В сем-то значении говорится: седмерицею падет праведный, и востанет ( Притч.24:16 ); т. е. сколь многим ни подвергался бы праведник напастям, никогда не оставляется без помощи, но бывает избавляем от всех своих бедствий. В том же смысле говорится: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ). Выражение: седмерицею днем, однознаменательно с другим местом Писания: выну хвала Его во устех моих ( Пс.33:2 ). Ибо не тогда только мы прославляем Господа, когда произносим устами хвалу Ему, а безмолвствуя, будто уже и не хвалим Его; напротив всеми добрыми мыслями, всеми действиями и расположениями нашими мы хвалим Того, от Кого прияли сии дары. Мы знаем, что Апостолы просили, да приложится им вера ( Лк.17:5 ). Ужели ж сами они произвели в себе начатки веры, а от Бога просили только умножения оной? Нет, Они молились, чтобы Тот, Кто начал, Сам и совершил начатое, как говорит Апостол: начный дело блого в вас, совершит е ( Флп.1:6 ). И что иное показывает, возлюбленные, недавно петый нами псалом: настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс.85:11 )? Давид не говорит: введи меня на путь Твой, – хотя и сие творит Сам же Господь; но он молит о том, дабы Бог , введя его на путь свой, не оставлял уже никогда. Следственно мало того, чтобы ввесть только на путь; надобно еще и провесть по сему пути, и привесть в отечество. Итак, поскольку всякое благо приемлется нами от Бога; то каждый раз, когда только совершаем доброе дело, с мыслию о Подателе всех благ, – мы хвалим Бога. Если же, провождая добродетельную жизнь, мы непрестанно хвалим Бога: то и благословим Господа на всякое время, и хвала Его выну да будет во устех наших. – Седмерицею днем хвалих Тя, говорит Пророк, разумея под седмеричным числом всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разделы портала «Азбука веры» Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4й 1 Аудио: Благодарни суще недостойнии раби Твои , Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Перевод: Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!» Кондак, глас 3й 1 Аудио: Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. Перевод: Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!» Богородичен 1 Аудио: Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, едина вскоре предстательствующая. Перевод: Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница. Песнь хвалебная святителя Амвросия Медиоланского 1 Аудио: Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси Ангели, Тебе Небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полна суть Небеса и земля величества славы Твоея.

http://azbyka.ru/molitvoslov/blagodareni...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 25-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 28-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 97 зач., 19, 37—44 Когда Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. Когда Христос приближался к Иерусалиму, Бог вложил в сердца всего народа — все в это время стали Его учениками, не двенадцать только учеников, — в радости велегласно славословить Бога за все чудеса, какие они видели, в особенности за воскрешение Лазаря. Торжество Христа и радостная хвала любящих Его — вызывают раздражение у гордых фарисеев. «Некоторые фарисеи из среды народа» исполнились ярости против Него. Они требуют, чтобы Он не принимал приветствие народа, но запретил им. Но Господь отвергает презрение гордых и приемлет хвалы смиренных. Приносят ли люди сегодня хвалу Христу или нет, Он хвалим, превозносим во вся веки. «Если они умолкнут, камни возопиют», и мы услышим «Хвалите имя Господне» среди небесного полиелея. Фарисеи хотели бы заставить замолчать хвалящих Господа, но не в силах этого сделать. Ибо как Бог «из камней сих может воздвигнуть чад Авраама», так из уст младенцев Он может совершить хвалу. Но мы должны увидеть, что великий Посланник небес совершает Свой торжественный вход в Иерусалим не для того, чтобы принять в нем почести, а для того, чтобы быть отвергнутым им. Тем не менее сердце Господне переполнено любовью к этому месту и заботой о нем. «Когда Он приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем». Может быть, когда Господь спускался с горы Елеонской, открылась Ему панорама города, и Он увидел, что этому народу предстоит. Святые отцы говорят, что мы нигде не найдем в Евангелии, чтобы Христос смеялся, но можем часто видеть Его в слезах. Христос плакал, когда все вокруг Него радовались, и это показывает, что значат для него одни наши внешние восторги и похвалы среди праздников церковных. Никакой другой город не оплакивал так Господь, как Иерусалим.

http://moral.ru/седмица-28-я-по-пятидеся...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВЫДОВ Степан Иванович (1.01.1777, близ Чернигова - 9.05.1825, Москва), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского . Род. в семье мелкопоместного укр. дворянина. Благодаря муз. способностям в 1786 г. был зачислен в с.-петербургскую Придворную певческую капеллу . Одним из учителей пения был оперный композитор В. А. Пашкевич . Помимо муз. предметов (хоровое пение, игра на различных инструментах - скрипке, гуслях, бандуре) малолетние певчие ежедневно должны были принимать участие в дворцовых богослужениях, в муз. сопровождении на прогулках, обедах, балах и маскарадах, в хоровых сценах в спектаклях Эрмитажного театра. Тех певчих, у к-рых обнаруживался композиторский дар, обучали теории музыки и «генерал-басу» (гармонии). В годы учебы в капелле Д. ознакомился с духовными сочинениями Н. Йомелли, Д. Чимарозы, Й. Гайдна, операми Дж. Паизиелло, Дж. Сарти , В. Мартина-и-Солера, а также Пашкевича, Е. И. Фомина. В начале композиторской деятельности Д. мог пользоваться советами Бортнянского, к-рый, несмотря на службу в Павловске, постоянно бывал в Придворной капелле в С.-Петербурге. Современник писал, что «между Бортнянским и им (Давыдовым) были искренняя и постоянная приязнь и взаимное уважение» (Муз. соч. покойного С. И. Давыдова//Сев. пчела. 1840. 262. С. 1045). Вероятно, с 1791-1792 гг. Д. учился у итал. композитора Сарти, когда последний переехал в С.-Петербург, окончив службу у кн. Г. А. Потёмкина. Знакомство композитора с Сарти состоялось в апр. 1791 г., когда Д. поручили дирижировать пушечной батареей при исполнении монументальной оратории Сарти «Тебе, Бога, хвалим» на празднестве, устроенном Потёмкиным в Таврическом саду по поводу взятия крепости Измаил. Занятия с Сарти продолжались 6 лет (Мат-лы из биогр. словаря А. С. Фаминцына//РНБ. Ф. 805. Оп. 1. Ед. хр. 98), и Д. выплачивалось дополнительное жалованье сверх певческого: «...по пятисту рублей с первого генваря сего тысяча семьсот девяносто пятого года» (РГИА. Ф. 469. Оп. 14. Ед. хр. 9).

http://pravenc.ru/text/168600.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010