Св. Иоанн дамаскин: «Таково, чтимое нами божество: Отец, родитель Сына, нерожденный, потому что Он ни от кого; Сын, рождение Отчее, потому что от Отца рождается; Дух Святой, который есть Дух Бога и Отца, потому что от Отца исходит… Един Бог, потому что одно божество, одна сила, одна сущность, одно хотение, одно действие, – нераздельный, лишь с разделенными ипостасями, или особенностями бытия, так как одному Отцу свойственна нерожденность, одному Сыну – безначальное, довременное и вечное рождение от Отца, и одному Духу – довременное и вечное исхождение… Все, что имеют Сын и Дух, имеют от Отца – и самое бытие. Если бы не было Отца, не было бы ни Сына, ни Духа; и если чего не имеет Отец, то не имеют того ни Сын, ни Дух. И по причине Отца, т.е. Поскольку есть Отец, есть Сын, есть и Дух; также – по причине Отца Сын и Дух имеют все, что имеют, т.е. потому что Отец имеет оное; из сего исключаются только нерожденность, рождение и исхождение. Ибо сими одними ипостасными свойствами различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно разделяемые не по сущности, а по личным свойствам их». Св. Васил. велик. Письм. к Григорию брату: твор. ч. 6, стр. 96–97. Москва, 1847 г. Св. Григор. богослов Слов. на св. пятидесятницу: твор. ч. 4, стр. 15. Москва, 1844 г. Слов. в похвал. философа Ирона: твор. ч. 2, Стр. 287. 288. Москва, 1843 г. Бл. Августин. Против. ариан. глав. 21. 39: твор. т. 8, стр. 452. 455. Антверпен, 1700 г. Разговор. о свят. Троице, стр. 1–2. Спб; 1787 г. Св. Иоан. дамаскин. Слов. на св. велик. субботу: христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 47. Точн. излож. прав. Вер. кн. 1, гл. 8, стр. 25–26. Москва, 1844 г. 75 Вист. Догмат. богослов, т. 4, стр. 401. Ингольштад, 1797 г. Либерман. Урок. богословск. т. 3, стр. 256. Маинц, 1836 г. 76 Св. Афанасий великий : «В Троице, во Отце, в Сыне и в самом Духе единое есть божество. И действительно, когда Отец посылает Духа, тогда Сын, дунув, дает Его ученикам ( Ин. 20:22 ); потому что вся, елика имать Отец, принадлежит и Сыну». Бл. Иероним: «Некоторые разумеют здесь (Иса.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

85 См. Словцова ист. обозр. Сибири. Спб. 1838 г. стр. 39–41. Соликамский летоп. у Барха стр. 514. 86 Кроме ркп. жития праведника, сибирский летописец: «до Тюмени ехал (с губернатором кн. Гагариным) преосвященный Иоанн митрополит тобольский, для свидетельства св. мощей». Север. арх. 7. 19, стр. 249. 89 Жизнь св. Киприана описана в прибавл. к твор. отц. 1848 г. Но после того открыты памятники, дотоле неизвестные. 90 «Послание п. Евфимия к Киприану монаху, жившу на афон. горе и просившу написатися о церковных вещах» содержит ответы на вопросы: а) о поклонах во дни пятидесятницы и в 12 дней между рождеством Христовых и Богоявлением; б) о причащении св. таин в отсутствие священника в пустынях. Опис. синод. ркп. 11, 208. 91 Соборное деяние 1389 г. в архиве Калачова. Кн. 3. Спб. 1861 г., стр. 8. 10. 17. Acta patriarh. constant. 3, 118. 95 Послание к игум. Сергию и Феодору в правосл. собесед. 1860 г. стр. 85–102. Первое послание писано из Любутска 3 июня 1376 г., второе 23 июня, третье 18 окт. 1378 г. 96 Третье письмо к игуменам от 18 октября, из Киева. Собесед. стр. 104 сл. Ник. л. 4, 92. Вероятно, Киприан отправился из Киева в Царьград и вслед за Митяем, который выехал из Москвы в июле 1379 г. Так должно быть и потому, что по словам его пробыл он в Константинополе 13 месяцев, тогда как в Киеве видим его в начале 1381 г. сл. пр. 91. 97 Похвальное слово Киприану, говоренное спустя 3 года после кончины его (1406 г.). Здесь сказано, что это свидание с родиною было за 30 лет назад тому. 98 Протоколы патриарха 35 и 43, ж. мин. просв. июнь 1847 г. Acta patriarh. Const. 2, 12–18. Vindob 1862. 100 Типогр. лет. стр. 147. Собр. л. 1, 233. Никон. л. 4, 77, 78. 92. 93. «В л. 6889 в праздник воскресения Господня прийде из Царяграда на Русь преосвященный Киприан митрополит на свою митрополию в Москву; князь же великий Димитрий Иван. прия его с великою честью». 101 Еще Карамзин (5 пр. 53) замечал, что по троицкой ростовской и по другим летописям, кроме Никоновской, 4, 93. 96. 99. Киприан прибыл в Москву в 1381 г. после куликовской битвы. В правосл. собесед. 1862 г. 1, 34–36 – не верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

823 Possidii . Vita Augustini, cap. 24. 824 См. выше. 825 Феодор Чтец . Церковная история, кн. II, гл. 55. 826 Примечание к вышеуказанному месту из истории Феодора Чтеца, которое можно найти в оригинале и русском переводе. 827 См. Соколов . Церковно-имущественное право... , 217. 828 Деян. Вселенск. Соборов в русском переводе, т. IV, 110. Изд. 2-е. 829 Там же, стр. 118. 830 Там же, стр. 96—97. 831 См. подробнее стр. 322. 832 Созомен , VII, 27. 833 Соколов . Ук. соч., стр. 225. 834 Gfrorer . Allgemeine Kirchengeschichte. В. II. S. 33. Stuttg., 1843. 835 Hefele . Conciliengeschichte. В. II, 716. 2-te Auflage. 836 Соколов . Ук. соч., стр. 227, 230. 837 Möller . Lehrbuch d. Kirchengeschichte. В. 1, 335. Соколов . Церковно-имуществ. право, 256, 263, 267. 838 Свидетельства собраны у Uhlhorn " a . Op. cit. S. 247—248. 839 Hefele . Op. cit. B. II, 663. 840 Так было во времена Юстиниана. См. Любимов . Обозрение способов..., стр. 30. 841 Uhlhorn . Op. cit. S. 252. 842 Св. Златоуста на Послан, к эфесянам, беседа 4. 843 Иероним .. Твор. в рус. пер. (Толкован, на 3 гл. Книги пророка Малахии). Т. 15, стр. 243. Изд. Киев. Дух. Акад. 844 Commentar. in Psalm., 146. 845 Uhlhorn , 252. 846 Hefele . B. I, S. 177. 2-te Auflage. 847 Творен, его в русск. пер. Т. III, 297. 848 Augustini . De haeres: liber II, contra Parmen., cap. II; lib. Ill, contr. Petel., cap., 24. 849 Labbaei . Concilia, torn. IV, p. 1189. 850 Любимов . Обозрение способов..., 41. 851 По буквальному переводу: «деревенские архиереи», следовательно — беднейшие епископы. 852 Творен. Василия Великого в русск. перев. Том VI, 133—134. Изд. 3-е. — Взнос, о котором у нас идет речь, потом стал называться эмфанистика (явочная плата) и шел частью в пользу архиерея, а частью в пользу его клира, но не как участников рукоположения, а как определенной корпорации (артели), принимающей нового члена (Соколов . Церковно-имуществ. право, 162, 172). 853 Деян. Вселен. Соборов. Т. IV, 168—169. Изд. 2-е. 854 См. у Любимова . Обозрение способов..., 37—38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

8 См. еще в греческ, изд, μ. II, 8, σ, 15 2 ; λ. 21, σ. 32 1 ; λ. 32, σ. 46 1 ; λ. 47, σ. 75 1 . В русском переводе см. гимны: 8, 21, 32 и 56; стр. 54, 99 137 и 256. 11 См. гимны: 2, 8, 31, 36, 39 и др.: в греческ. изд. σσ. 5 2 , 14 2 –15 1 , 45 1 – 2 , 52 2 –53 3 , 57 2 –58 1 ; в русск. перев, стр. 24, 50–51, 135–136, 155– 156, 171 и др. 12 Confessionum liber. I, с. 6; ibid. с. 13, I, X, c. 2. 3. 4. MP. lat. t. XXXII, coll. 664–665, 671, 779–781. В русск. перев. твор. ч. I (изд. 2-е Киев, 1901), стр. 8, 19, 269–273. 13 И наоборот–многие главы в «Исповеди» Августина представляют не что иное, как восторженные гимны, таковы: кн. I, гл. 1, 4 ??.•, кн. IV, гл. 12; кн. V. гл. 1; ко. VIII, гл. 1; кн. X, гл. 1, 6, 22, 27,29 и др. 14 Confession. liber, I. c. 1; ibid. c. 15: 1. II. c. 1; ibid. c. 10; I. VI, c. 5; 1. IX, c. 10; 1. X, c. 1; ibid. c. 43: 1. XI, c. 29; 1. XII, c. 16 etc. MP. coll, 661, 662. 675, 682, 725, 774–775, 779, 808–810, 825, 834, Русск. перев. стр. 2, 2l, 29, 44, 133, 256–258, 269, 321, 365. 391 и др. 15 Confession. I. VII, c. 10; 1. XIII, c, 12; ?. IX, c. 4: I, X, c. 27. MP. 663. 742, 762. 768, 795. Русск. перев. стр. 180–181, 231, 243, 298. σσ. 3 1 – 4 2 . 14 1 , 39 1 , 42 1 2 , 46 1 , 59 2 ; в настоящ. переводе стр. 19–21, 48, 118. 123–124, 137–138, 177 178. 201 и др. 16 См. гимны. 2, 21, 39, 53 и др.; в греческ. изд. οσ. 6 1 – 2 , 31 1 , 59 1 , 82 1 ; от русск. перев. стр. 26, 97, 170–176, 244•; ср. слово 91, вып. II, стр. 500 (по 2-му изд. Москва 1890). 18 См. Гимны: 7, 21, 22, 41, 49, 52 и др.; в греческ. изд. оσ. 13 2 , З0 2 – 31 1 . ЗЗ 1 , 34 1 – 2 , 62 2 76 1 , 81 2 ; в русск. перев. стр. 47, 95 –96, 102, 105, 190 (ср. 43 гимн, стр. 224), 225 (ср. 47 гимн, стр. 220), 242 и др. 19 Гимны: 6, 37, 39, 46; в греческ. изд. σσ. 13 1 – 2 , 54 2 , 57 2 , 69 2 ; в настоящ. перев стр. 46–47, 160, 170, 211–212; см. еще гимны: 33, 40 и др., где действительно излагаются беседы преп. Симеона с Богом. 20 Confession. 1. I, с. 4; ibid. с. б; 1. VII, с. 15; 1. VIII, с. 3; 1. XI, c. 10, 11, 13, 14; ibid. с. 29; ibid. с. 31; 1. XII, с. 15; ibid. с. 28 etc. МР. coll. 662–663, 664–665, 744, 752, 814–815, 825, 826, 832, 841–842. Русск. перев. стр. 3–4; 7–8, 9, 185, 206, 336–340, 365, 369, 386, 469.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

За то благоговение, которое мы питаем к ним, они воздают нам милосердием; за приветствия наши молятся о нас. Подражая постлавшим одежды при вшествии Господа в Иерусалим, они вместо одежды повергают тела свои; а мы, подражая резавшим ветви от дерев, составляем от писания песни и хвалы, кои должно произносить во изъявление общей радости. Впрочем, как они, так и мы единому Господу покоряемся, единого учителя слушаемся, одному Царю сопутствуем, с единою Главою соединяемся, к единому Иерусалиму стремимся». Бл. Авг. Слов. 280: вос. чт. IX, 68. 886 Св. Игнат. бог. Посл. к филад. чл. 4 с. 146. Каз. 1855. Клим. ал. Стром. кн. 7: тв. с. 721. Пар. 1641. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 2 гл. 32: тв. с. 166. Пар. 1710. Терт. Апол. гл. 30: тв. ч. 1 с. 69. Спб. 1847. Ориг. Прот. Цельс. кн. 5. 8: тв. т. 1 с. 579–580. 789. Пар. 1733. Св. Афан. в. Слов на ариан. 3: тв. ч. 2 с. 396–397. М. 1852. Бл. Авг. Испов. кн. 10 гл. 42: тв. т. 1 с. 146. Антв. 1700. 889 Бл. Феодор. О позн. еванг. ист. из филос. грек. и язычн. слов. 8: тв. т. 2, с. 620. Кельн, 1567. IV всел. соб. деян. 10. Св. Кир. ал. Слов. на день св. Иоан. бог.; тв. т. 5 ч. 2 с. 353–354. Пар. 1638. 890 Пр. Иерон. Сказ. о доброд. бл. Павлы: хр. чт. 1847 г. ч. 4 с. 250. Св. Злат. Бес. на быт. 44: ч. 3 с. 60. Спб. 1853. Бес. на 2 п. к кор. 26 с. 324. М. 1851. Бес. на 1 п. к фес. с. 13. 18. 31. Спб. 1859. Сн. Бес. на Матф. 5 : ч. 1 с. 96. 97. М. 1846. 891 Св. Амвр. мед. О вдов. гл. 9; вос. чт. IX, 66–67. Св. Григ. нис., Слов. в похв. св. Феодору: тв. т. 3 с. 747. Пар. 1858. 892 Св. Григ. бог. Слов. 21. 43: тв. ч. 2 с. 212. 213. ч. 4 с. 139. М. 1843–4. Св. Кир. иер. Тайн. сл. 5 с. 374. М. 1855. 893 Св. Вас. в. Бес. 19: тв. ч. 4 с. 306. 307. М. 1846. Св. Ефр. сир. Похв. слов. мученикам: тв. ч. 4 с. 250. М. 1850. 896 Ориг. О молит. гл. 14 и на Иов. кн. 2: тв. т. 1 с. 221. 222. т. 2 с. 894. Пар. 1733. Бес. на Иезек. 1: тв. т. 3 с. 358. Пар. 1740. 901 Εν ταις ψυχαις, a не εν ταις ευχαις. Котел. Твор. муж. ап. вр. т. 1 с. 76 пр. 17. Амст. 1724.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

68 Сравн. твор. блаж. Феодор. ч. 5, стр. 95, в твор. св. отц. т. XXX. Jarchi, на основании 1Ездр. 10:18 , признает Иисуса виновным в том, что illius filii uxores alienigenas duxerant (vid. Rosenmull. p. 153; cf. p. 154, et chald. interpret. infra vs. 3). 70 В еврейском тексте, как читали его блаж. Иероним, 70 и друг., здесь стоит 3 л.: «и сказал он (veamar)», и, следов., стих этот служит продолжением речи Ангела; но раввины читают это место в первом лице: «и сказал я (vaomar)», считая этот стих сказанным пророком. Последнее, кажется, справедливее; потому что, если б этот стих был продолжением речи Ангела, то слово «сказал» было бы, как будто, лишнее, и в переводе 70 оно, действительно, и опущено (compar. div. Hieronym. соттепт. in Zachar. р. 238; Rosenmull. р. 155). 71 Твор. ч. 8, стр. 195, в твор. св. отц. т. XXII. Вообще, одежды на Востоке составляли в древности один из главных предметов роскоши. Великие люди, особенно цари, всегда имели в запасе множество дорогих отличительных одежд, которые каждогодно, дарили посланникам, путешественникам, любимцам и сановникам своим, особенно, в тех случаях, когда они или вступали в должность, или оправдывались в каком-нибудь, ложно возводимом на них, обвинении. Можно легко допустить, что с покорением евреев, повелители Востока стали иметь у себя и первосвященнические облачения. В частности, касательно головного убора, нужно заметить, что своим различным видом и цветом он служил, в то же время, главным отличием наций, сект и состояний. 72 «И будешь судить…», то есть, будешь владыкой, как толкует это место св. Ефрем Сирин , в дому Моем, и дам тебе сынов, которые по преемству будут служить предо Мною (толков. на Захар. стр. 196, в 8 ч. твор., в XXII т. твор. св. отц.; сравн. блаж. Феодорит, толк. на Захар. стр. 95 – 96, в 5 ч. твор., в XXX т. твор св. отц.). Chaldaeus interpres hanc promissionem ad vitam futuram post mortem refert Ita enim verba haec exponit: et in resuscitatione mortuorum resuscitabo te, et dabo tibi pedes ambulantes inter seraphmos istos. Jarchi vero postquam hanc Chaldaei interpretationem attulisset, addit, sed juxta sensum literalem annunciat (vates) ei (Josuae), de ipsius filiis, fore, ut illi inposterum justi et probi sint (vid. Rosenmull. p. 158).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

96 Уже из этого видно, как непрочно было основание, на котором опиралось вышеприведенное времясчисление св. Епифания. 102 Такого названия аравийскаго племени не встречается у древних географов. Не характеризуется ли этим направление религиозных убеждений части аравийскаго племени? Срав. о ереси кайян твор. св. Епиф. ч. II, стр. 83 и дал. 106 Жители западнаго берега аравийскаго заливав Ефиопии. Такое же название носили жители северной части Кавказа. Страб. XI, 506; XVI, 774 и дал. и др. 119 Приморские жители, преимущественно обитавшие на побережьях Понта Евксинскаго, то есть, Чернаго моря. 125 Обитатели Испании. Герод. VII, 165 и дал. Страб. III, 156 и дал. Но был народ с таким же именем и в Азии (Грузия). Страб. XI, 498. 129 Название жителей местности на восток от аравийскаго залива (Герод. III, 19; Страб. XVI, 769) и около Ассирии (Страб. II, 131 и др.). 130 Не тоже ли, что Еллины, обитавшие в Мемфисе, в Египте, где и самое место обитания их называлось λληνικν. 131 Жители Мармарики – области, прилегавшей к Египту и составлявшей часть Киринеи; лежала между Александриею и Пентаполем Киринейским. 133 Жители соседственной Сиртитам местности. О той и другой см. твор. св. Епифания ч. IV, стр. 68 прим. 10 и 11 Лептимана. Большой Лептис или Неаполь-город в Ливии (Strab. 17, 3. 18.); он называлсл и Λεπτιμννα (Plin. 5, 4, 4.–17, 19-P. Mela 1, 7). – Сирта. Большая и малая Сирта (Сидра) песчаныя степи на берегах Ливийскаго моря в северной части Африки (Herod. 2, 32. Strab. 2, 5. 20). 134 Магниты или Магнезийцы, Вифинийцы, Номады или Нумидийцы и Ликийцы – обитатели различных местностей в Малой Азии. 135 Фракийскаго происхождения племя, жившее в Вифинии по берегу Чернаго моря. Аполл. Род. II, 410; Ксеноф. Анаб. V, 10, 1; Страб. XII, 542 и дал. Срав. твор. св. Епифания ч. IV, стр. 67 прим. 4 (Мариандину, Μαρειανδνην. Мариандины жили в Вифинии. Думают, что здесь вернее читать: Μαρεωτικν, что означает местность, лежащую при озере Мареотском в Египте). 139 Маврусии или Мавританцы, в Африке. Мавритания заключала в себе Фец и Марокко и большую часть Алжира.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

94 Ориген . Ibid. Homil. III, n. 4. Curs. Patrol, ibid., col. 429. «Omni genere pronuntianda sunt, et in publicum proferenda cuncta quae gerimus. Si quid in occulto gerimus, si quid in sermone solo, vel etiam intra cogitationum secreta commisimus, cuncta necesse est publican, cuncta proferri....» 98 Тертуллиан . De poenitentia, cap. IX. Curs. Patrol. S. Lat. t. I, col. 1354; в русск. пер. твор. ч. II, М. 1847, стр. 96; ср. его же ibid. cap. VIII. Curs. Patrol, ibid.; русск. пер. ibid., стр. 94–96. 99 Тертуллиан . Ibid. cap. III–IV. Curs. Patrol. S. Lat. t. I, col. 1342–1343 в русск. пер. цит. изд стр. 84–85. 100 Киприан . De lapsis. Curs. Patrol. S. lat. t. IV, col. 503–504… hoc ipsum apud sacerdotes Dei dolenter et simpliciter confitentes, exoraologesin coscientiae, animi sui poudus exponunt. В русск. пер. Твор. т. II, К., 1861, стр. 163–164. 101 Киприан . Epist. XV n. 3. Curs. Patrol. S. Lat. t. IV, col. 274; в русск. пер., ibid., т. I, стр. 62. 102 Киприан . Ibid. Epist. IX, n. 2. Curs. Patrol. S. Lat. t. IV, col. 258. «Cum in minoribus peccatis agunt paccatores poenitentiam justo tempore, et secundum disciplinae ordinem, ad exomologesin veniant, et per manus impositionem episcopi et cleri jus communicatonis accipiunt». В русск. nep. Ibid. т. I, стр. 47. Другие менее важные места см. у Катанского , цит. соч. стр. 351–355. 104 ИринейЛионский . Contra haeres. Lib. III, cap. III, n. 1, Migne . Curs. Patrol. S. Gr. t. VII, col. 508; в русск. пер. М. 1868, стр. 28. 105 Как это делает, напр., проф. Н. Суворов . См. Объём дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в пер. всел. соб., Ярославль, 1884, стр. 40, цит. 3. 106 Поэтому совершенно справедлив тот комментарий к данному месту проф. Катанского , что Ориген считал трактуемое совещание «действием предварительным, мерою частною, не исключающею новой исповеди пред собранием верующих, а также.... и исповеди пред священником». Этим только и объясняется, почему Ориген в данном месте «настаивает на тщательном выборе священника», – что не должно иметь приложения к иерархическому лицу, как формальному её совершителю. ( Катанский , цит. соч., стр. 242–243).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Greg. de Nysse. p. 88, 91–92, 96), что два поименованные душевные расположения – положительное и отрицательное, любовь и ненависть – стоят у Григория Нисского прежде всего в связи с двумя психическими силами – вожделевательной и раздражительной, хотя эти силы в поименованном месте толкования на книгу Екклезиаст и не указываются, – а затем и с силой разумной, которая тоже может иметь, как и силы те, две формы деятельности – положительную и отрицательную, стремления к чему и противодействия. С таким мнением действительно нельзя не согласиться и нельзя не признать, что, говоря о лежащих в основании (в формально–психологическом смысле) всей нравственной жизни человека, душевных расположениях – φλτρον и μσος, Григорий Нисский имел в виду не одни только силы τ πιθυμητικν и τ θυμοειδς, которые описываются в творениях Григория подобными же чертами и которые, как и расположения те, тоже могут быть для христианина орудиями и добродетели, и порока (De resurrect, col. 61 А. Твор. 4, 241), – но всю вообще душу человека, не исключая и высшей духовно–разумной его сущности, как подтверждается то и общей совокупностью воззрений св. Григория. Такой взгляд дает Григорию Нисскому возможность, не отступая от общей своей мысли о значении вышеуказанных душевных расположений, перейти к обычной тоже в святоотеческой литературе классификации нравственных действий христианина по душевным способностям, в проявлениях которых также может быть различаема двоякого рода деятельность – положительная и отрицательная, стремление к добру и отвращение от зла. Такую классификацию мы и находим в каноническом послании Григория к Литонию, епископу Мелетинскому. Различая в душе троякого рода силы – разумную, вожделевательную и раздражительную, и имея в виду, что вообще «этими силами совершаются и правые дела людей, живущих добродетельно, и падения людей, склоняющихся к пороку» (t. 45. col. 224 В. Твор. 8, 421), Григорий Нисский группирует по этим трем силам все добродетели и пороки людей. И именно к добрым действием разумной части души Григорий Нисский относит здесь «благочестивый образ мыслей о божественном и искусство отличать добро от зла, соединенное с ясным и отчетливым сужденим о природе предметов – о том, какие из них достойны избрания и какие – отвращения и отвержения».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу!» 96 (Из твор. св. Тихона Задонского ). 91 Объяснение слов: «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает: а сего мира печаль смерть соделывает» ( 2Кор.7:10 ). «Печаль по Бозе» производит спасение. Эта печаль есть скорбь и болезненное сокрушение сердца, когда при помышлении о Боге и своих к Нему отношениях сознают себя виновными перед Ним безответно. Такое сознание поражает страхом суда и осуждения; страх сей заставляет искать верного всхода из горького своего положения. Так как исхода другого нет, кроме сердечного раскаяния с твердой решимостью жить по ведомой воле Божией неуклонно; то к Нему и прибегает печалящийся по Бозе; а это то же значит, что вступить верною ногою на путь спасения. Вот почему и сказал апостол: «Печаль... по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделывает». Покаяние нераскаянное означает покаяние с твердой решимостью не возвращаться вспять; или покаяние, в совершении которого никто не раскаивается, несмотря на немалые жертвы, которых оно требует, потому что тотчас опытом узнает, коль великое благо приносит оно с собою. Этой спасительной печали противополагает св. Павел печаль мирскую – убийственную, говоря: «а сего мира печаль смерть соделывает». Печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этой жизнью ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностью. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают; по Бозе же печалящийся, хотя тоже глубокой скорбью поражается, но скорбь эта всегда растворяется благонадежием помилования: ибо всему свету известна Божия готовность принимать кающегося. Оттого печаль по Бозе не убивает, а оживляет, не смерть причиняет, а из смерти извлекает и в живот переводит. Св. Златоуст пространно рассуждает о сих двух печалях. «Что значит печаль мира сего? То, когда печалишься об имуществе, о славе, об умершем; все это печаль мира, а потому и причиняет смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010