Бытия), Чтен. в Общ. Любит. духовн. просвещ., 1872, ч. I, стр. 104–124, 153–164; А. Архангельского , „Библейская космогония“, Православный Собеседник, 1889, II, стр. 357–403; проф. Я. А. Богородского , „Начало истории мира и человека по первым страницам Библии“, Казань, 1906; см. того же автора статью: „К вопросу о библейской истории миротворения“, Прав. Собес., 1890, ч. стр. 21–85. Пр. пер.] 872 Théorie de la terre, analyse de son cours, par Roulin, в Revue des deux Mondes, июль 1833, стр. 99. 873 См. у Barthelemy Saint-Hilaire, Le Mahabhärata, в Journal des Savants, январь 1868, стран. 33–34. 875 Книга Бытия сообщает нам о Боге чрез факты, а не чрез теории или формулы. Ветхий Завет имеет дело не с абстракцией и умозрением, которыми мы пользуемся в настоящее время; он просто излагает действия Бога. Греческие отцы Церкви очень хорошо понимали, что священные писатели рассуждали нс как их философы. Первый вопрос, предложенный бл. Феодоритом Кирским в изъяснении на кн. Бытия, есть следующий: „Почему бытописатель повествованию о создании вселенной не предпослал богословия? t. LXXX, col. 77. Св. отец отвечает, что Бог желал сообразоваться с пониманием тех, к кому обращался и предотвратить их собственно против заблуждений Египтян, среди которых они жили. Моисей начинает не утверждением положения: Бог существует; Он бесконечно всемогущ, премудр и т. п., но его сказание доказывает даже слабым умам, что Бог, действительно, есть все это. 876 О творении ангелов см. св. Василия Великого , Hexaemer., I, 5, t. XXIX, col. 13; бд. Феодорита, Quaest. in Gen., II–IV, t. LXXX, col. 78–83. [Ha русском языке по этому предмету см. труды свящ. проф. А. А. Глаголева, „Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Опыт библейско – богословского исследования“, Киев, 1900, и „Основные черты ветхозаветного учения об ангелах“, Киев, 1900, – отдельный оттиск из журнала Труды Киев. дух. Акад., 1, 1900. Перев . ]. 879 Быт.1:2 . Слова: tohou vabohou относятся собственно лишь к земле, потому что Моисей преимущественно занимается нашим земным шаром, но он принимает, без сомнения, часть вместо целого, и сказанное им верно и в применении ко всем элементам материи, по самым вероятным научным теориям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Январь – По поручению обер-прокурора кн. А. Д. Оболенского подготовил статью «Что такое Церковь «соборная» (собственно «кафолическая») символа веры ?», опубликованную в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и в «Страннике» (в сокращении). Март – май – Напечатал в «Христианском чтении» первую главу из второго тома сочинения «Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу»: «Эллинское образование св. Апостола Павла». 6 мая – Награжден орденом св. Владимира 4-й степени; грамота от 4 сентября. 17 мая – Сделал доклад о необходимости восстановления патриаршества в заседании I отдела Предсоборного Присутствия. 24 июня – Подписал к печати первые страницы VII тома ПБЭ. Осень – Отказался от предложения занять кафедру церковной истории в Петербургском университете. 8 ноября – Подписал к печати последние страницы VII тома ПБЭ. 16 ноября – Сделал доклад «О существе, характере и системе богословского научно-академического преподавания» в заседании V отдела Предсоборного Присутствия. 9 декабря – Сделал доклад об Учебном комитете в заседании V отдела Предсоборного Присутствия. Вышли статьи, заметки и рецензии в «Страннике» (3), «Православном собеседнике» (1), «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (2), «Отзывах епархиальных архиереев» (2). 1907 14 марта – Указом Св. Синода 2294) назначен членом Комиссии по исправлению славянского текста книг «Триодь постная» и «Пентикостарион», под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) 3416 . 25 июня – Подписал к печати первые страницы VIII тома ПБЭ. Конец июня – Вышел сборник «По вопросам духовной школы». В конце предисловия указаны две даты: «СПб, 1907, VI, 10 (воскресенье) – день Св. Троицы» и на с. 148: «1907, VI, 22 – пятница». 16−23 июля – Работал (в Ессентуках) над статьей «Смысл 34-го апостольского правила. (Ответ на возражение проф. Н. А. Заозерского )». Октябрь – Вышел 1-й выпуск «Писем блаженного Феодорита в русском переводе с введением, пояснительными примечаниями, указателями профессора С.-Петербургской Духовной Академии Николая Глубоковского . – Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского. Часть VII (Сергиев Посад, 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– (Византийская библиотека. Источники). 21 . Мефодий. Пир. – Св. Мефодий Патарский . Пир десяти дев//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его творений/пер. с греч. Е. Ловягин . – Изд. 2-е. – СПб., 1905. 22 . Муч. Игн. – Мученичество святаго Игнатия Богоносца //Христiанское чтение. – СПб. – 1822 г. – Часть VIII. – С. 340–356. 23 . Муч. Полик. – Мученичество св. Поликарпа [Окружное послание Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской]//Писания мужей апостольских. – Рига: ЛБО, 1994. Ориген. Против Цельса. – Ориген . Против Цельса [в 8 книгах]: Кн. 1 – 4/Пер. с греч. Л. Писарева . – Казань, 1912. 24 . Пастыть – Пастерь Ерма//Писания мужей апостольских. – Киев, 2001 ПМА, 2003. – 25 . Послание к Диогнету. – Послание к Диогнету//Св. Иустин Философ и мученик. Творения, 1995. – (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т.1) 26 . Пс.-Дионисий, О мист. бог. – Дионисий Ареопагит . Сочинения. Толкования Максима Исповедника . – СПб.: Алетейя, 2003. – (Византийская библиотека. Источники). 27 . Тертуллиан. Прескрипц. – Тертуллиан . О прескрипции [против] еретиков//Избранные сочинения. – М.: Прогресс, 1994. 28 . Феодорит, Толк. Рим. – Бл. Феодорит, еп. Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла//Бл. Феодорит. Творения. – М.: Паломник, 2003. – (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т.12). 29 . Феофил. К Автол. – Св. Феофил, еп. Антиохийский. Три книги к Автолику. – Интернет публикация. 30 . Феофилакт. Толк. на Ин. – Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие, в четырех книгах. [Толкование на] Евангелие от Иоанна. – М.: Лепта, 2001. 31 . Fr. of Papias. – Ante-Nicene Fathers, Vol. Fragments of Papias. – www.ccel.org. 32 . Jerome. Chron. – Jerome. Chronicle, 2005. – Интернет публикация с сайта CCEL. – www.ccel.org. 33 . Photius. Biblioth. – Photius. Bibliotheca or Myriobiblion (Cod. 1–165, Tr. Freese). – Интернет публикация с сайта CCEL. – www.ccel.org. 34 . Tertullianus. Ad. Valent.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Ужаснися, всякая душа христианская, сих грозных судов Божиих! Вострепещите вся кости и плоти наша от лица праведного гнева Божия, грядущего на нас, окаянных преступников и ослушников заповедей Господа и Судии нашего! Покаемся, братие мои возлюбленные, и уничижим себя пред Богом, и от сердца сокрушенного, из глубины плачущего духа возопием ко Господу, яко Иона из чрева китова: Господи помилуй, Господи, спаси ны, погибаем, понеже не ведаем заповедей Твоих, и доселе не хотели ни ведать, ни исполнять их! Господи, Сам открой нам чудеса от закона Твоего, ради неизреченного человеколюбия Твоего. Сам прииди и воздвигни нас, падших до глубины зол и нечестия, и веди нас, как слабых детей, путем святых заповедей Твоих. Ей, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. (Из поуч. Евсевия, архиеп. могилевского см. Душ. собеседн. 1892 г. вып. VII). 19. Святоотеч. свидетельства о цели всех нравственных стремлений человека    I. Св. Григорий Богослов учит: „нам так иного предлежит добрых подвигов, что один мы должны довершать, к другому приступать, третьего пламенно желать, пока не достигнем конца обожения, для которого мы и получили бытие». („Твор. св. отц.“, т. I, стр. 178).    II. Свят. Иоанн Златоуст пишет: „ужели ты, человек, родился для того человеком, чтобы только разрывать рудники и собирать золото? Не для того создал тебя Господь по образу Своему, но чтобы ты угождал Ему, чтобы достиг будущих благ и ликовал с ангелами. Он и всю эту природу и нас создал не для того, чтобы нас погубить или подвергнуть наказанию, но чтобы спасти, и, избавив от заблуждения, даровать нам наслаждение царствием. Для нас-то Он и уготовал его, не теперь, по сотворении, но еще прежде создания мира, как Сам говорит: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. XXV. 34). (См. „Бес. 59, на св. Иоан. и бес. III, на кн. Быт.“).    III. „Восходите, братия, взывает св. Иоанн Лествичник в конце своего творения, восходите усердно, полагая восхождение в сердце, и внимая пророку, который говорит: приидите, взыден на гору Господню, и в дом Бога нашего (Исаия II, 3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Образование других, более мелких подробностей принадлежит XVI ст. А. Петровский 1 См. статью А. Катанского. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения. Хр. Чтение. 1880 г. 11 ч., стр. 115 и д. 2 Его выводы и взгляды повторяет прот. Архангельский в иссле­довании «О тайне св. елея.» С. – Петербург, 1895. 4 Паннихида не в смысле похоронной, или заупокойной по умер­шим службы, а в смысле особой службы, справлявшейся в древности после вечерни, отдельно от повечерия и полунощницы. См. статью И . Мансветова О песненном последовании. Писненная паннихида. Творения св. Отцев. 1880. 4 кн. Стр. 1020 и д. 8 Дмитриевский. Стр. 481; 370; 881. Богослужение в русской церкви в XVI в. Приложение 10. Стр. 119; прим. 4. 9 Рукоп. Ватопедской Афонской библ. 133; Синайской библ. 965; Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491; Афоно-Иверской библ. 780; Афоно-Дионисиатской 450; Святогробской библ. 8, 015, 68; Афонской Костамонидской библ. 19; Афоно-Пандократорской 149; библ. архим. 10 Антонина; библ. лавры Афанасия Афонского 103; Афоно-Дионисиатской библ. N° 452; Александрийской патриаршей библ. в Каире N° 455–116; Афоно-Ватопедской N° 134; Афоно-Лантелеймоновской N° 305; Афоно–Есфигменской 208, 214; Синайской библ. N° 965, 968, 980, 995, 972, 988, 977, 975, 978, 979, 985; Иерусалимской библ. 375, 367; Московской синод. библ. 280, 281. Дмитриевский. Стр. 185 13 Они встречаются даже в памятниках XVI в. См. рукоп. Иеруса­лимской патриаршей библ. 367. Дмитриевский. Стр. 933 14 См. вышеперечисленные рукописи. Дмитриевский. Стр. 276, 320, 353. 370, 481, 720, 810, 490, 502, 625, 645, 667, 769, 827, 843, 845, 405, 432, 445, 576, 710, 857, 861, 867, 881, 929, 932, 16 Дмитриевский. Стр. 405, 576, 588, 383, 645, 481, 499. Богослу­жение в русской церкви в XVI в. Приложение 10, стр. 119, пр. 4 20 Рукопись лавры пренод. Афонасия Афонского 139; рукоп. Ватопедской Афонской библ. Синайской библ. 965: рукоп. Афоно- Кутлумушского монастыря 491. Дмитриевский. Стр. 185; 276; 320–1; 353 21 Рукописи Афоно-Пверской 780: Афоно-Дионисиатской 450; Синайской 980; Афоно-Костамонидской 19; рукоп. архимандрита Антонина и рукоп. Московской синод. библ. 280, 1. Стр. 370, 384; 434; 499; 502. Богослужение в русс. церкви. Прил. X. Стр. 120. Особый состав имеет вторая часть с рукоп. Свитогробской библ. 8 и Афоно-Пандократорской 149. Стр. 482, ср. стр. 881; 490. 29 Рукоп. Синайской библ. XIV в. 965, XVI в. рукоп. Афоно-Иверской библ. 780 и т.п. Ibid. Стр. 321. 334, 370. 33 Одинцов. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. Стр. 167–9. 34 Рукоп, лавры препод. Афанасия Афонского 189. Дмитриевский, Описание. Стр. 185–6. С перестановкой двух последних молитв одной на место другой данная группа молитв встречается в рукоп. XIII в. Синайской библ. 960. Стр. 199–201. 38 Дмитриевский. Описание. Стр. 276; 370–1; 384; 433: 576; 443; 499: 502; 625. Богослужение русской церкви. Стр. 123–33 и прим. Приложение 10 – Описание. Стр. 843; 845; 769; 857; 667.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

32 См: Вера и разум. 1915. 16, С. 563—579. 33 См: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1955. 23, С. 193—213; 1959. 29. С. 38—59; Богословские труды. Сборник 2. М., 1961. С. 5—61. 34 См: Богословские труды. Сборник 18. М., 1978. С. 136—179; Сборник 25. М., 1984. С. 57—153. 35 См: Сергий (Страгородский), митрополит. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителя//Журнал Московской Патриархии. 1931. 1 и 3; Отношение церкви к Отделившимся от нее обществам//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1954. 19. С. 106—126. 36 См: Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. 37 См: Lexikon fur Theologie und Kirche. Bd. Freiburg, 1960. S. 1280—1302. 38 См: Ballerini, Petrus et Hieroninus. Deantiquis tuni editis, turn eneditis collectionibus et collectoribus canonum. Venetia. 1778. 39 Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 16. 40 Павлов А.С. Указ. соч. С. 31. 41 Там же. С. 38. 42 См. там же. С. 40. 43 Иустин Попович, архимандрит. Догматика Православне Цркве. Кн. 3. Београд, 1978. С. 257. 44 Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 52. 45 Там же. 46 Киприан, святой священномученник, епископ Карфагенский. Творения. Т. 1. Киев, 1891. С. 357. 47 Матфей Властар. Алфавитная Синтагма. Изд. 2-е. Симферополь, 1901. С. 183—184. 48 Цит. по: Троицкий С.В. Церковное право. Машинопись. Библиотека МДА. С. 47—48. 49 Там же. 50 Цит. по: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. Париж, 1959. С. 342, 344. 51 Там же. С. 373. 52 Цит. по: Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. С. 146. 53 Суворов Н. Указ. соч. С. 135—136. 54 Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 43. 55 Там же. С. 42. 56 См: Суворов Н. Указ. соч. С. 145. 57 Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864. С. 254, 286. 58 Migne. Patrologia Graeca. Т. XX. P. 10. 59 См: Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935. С. 111—115.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Тем более значительна личность великого борца за единосущие Слова. Он, конечно, прошел тот же путь общего светского образования, что и все молодые люди его времени и его общественного класса. Произведения его свидетельствуют о большой начитанности, язык его вполне литературный, ум острый, а диалектика его не оставляет желать лучшего. По-видимому, значительную часть его дарований надо приписать личным его качествам. Слава его, признанная современниками, не померкла и до наших дней. Св. Василий Великий назвал его «врачом недугов церковных» 30 ; св. Григорий Назианзин – «столпом церкви»; «его жизнь и нравы – правило для епископов, его догматы – закон для Православия» 31 ; в наше время его по справедливости называют «одним из величайших явлений всей истории церкви» 32 . «Характерная особенность св. Афанасия это быть великим во всем» 33 . В наше время, Ф. Каваллера 34 сказал, что с точки зрения «спекулятивного богословия, ценность св. Афанасия ничтожна, тогда как с точки зрения догматического богословия его учение несравнимо». Это слишком общее суждение в науке теперь далеко не встречает сочувствия: ни Л. Буайе 35 , ни Ж. Сцимусьяк 36 не разделяют такой оценки. § 2. Творения Литературное наследие св. Афанасия достаточно велико и разнообразно. Его труды касались разных областей богословия и должны быть, поэтому, распределены по следующим разделам. А. Экзегетические Беседа на Матф. 11, 27 : «Вся Мне предана суть». К Маркеллину о толковании псалмов. Ряд других истолковательных трудов, как: «Толкования псалмов», «О надписании псалмов» и отрывки толкований на кн. Иова, на Песнь Песней, на Матфея, на Луку и на 1 послание к Коринфянам подвергаются в наше время значительному сомнению, и осторожность требует не настаивать на их подлинности 37 . При всей начитанности св. Афанасия в Священном Писании , что очевидно из всех его творений, истолкование текста не было его специальностью. Систематических комментариев с его именем предание нам не сохранило; отрывочные же толкования, печатаемые в его изданиях, настолько незначительны, что, наряду с их сомнительностью, они не представляют самостоятельного интереса для патролога. Б. Апологетико-полемические

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/z...

XXVIII, 18); терновый венец Его и крест блистают лучами вечной славы, страдания и язвы Его источают жизнь всему человечеству; к Божественным делам творения, промышления и мироуправления Он присовокупил великое дело нашего искупления. Победитель смерти и ада сделался для всех верующих Начальником жизни (Деян. III:15), Начальником умерших (1 Кор. XV:20; Кол. I:18), новым Адамом, приводящим в жизнь вечную (1 Кор. XV:22, 45, 47 – 48).    III. Римские воины зорко и бодро стояли на страже гроба Господня, с часу на час ожидая мнимых похитителей, Но похитителей не было, а того, что сокрыто от всего мира, погруженного в глубокий сон – духовный и телесный, воины не могли усмотреть. Они продолжали бы охранять гроб, лишенный Мертвеца, если бы премудрость Божия, как бы посмеиваясь над мудростию человеческою, не обратила их в первых, хотя и невольных, вестников воскресения. Величайшее чудо всемогущества Божия, совершившееся неощутимо для очей неверия, обнаружилось для воинов сильным сотрясением земли и явлением светозарного вестника из другого мира. Это служение стихий и горних сил Погребенному внушительно говорило грубому чувству людей, видевших себя во всеоружии, что пред ними – сила высшая, могущество неземное, и что в этом случае земные средства защиты или нападения вполне бессильны. Ангел, сошедший с небес, при великом землетрясении, приступил ко гробу, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Отваление камня, ненужное для Господа, уже воскресшего было необходимо для стражи, которая должна была удостовериться в воскресении стрегомого Мертвеца собственными глазами, а также и для последователей Господа, особенно же св. жен, чтобы и они могли скорее увериться в том, что напрасно ищут Живого между мертвыми. Ангелу поручено было, по выражению св. Исидора Пелусиота, уверить ищущих, что Господь восстал, а не украден“ („Твор. св. отц.“ М. 1859 г., т. 34, стр. 230). Вид его был, как молния, и одежда бела, как снег. Явление светоноснйго вестника из другого мира, среди ночной мглы, привело стражей в ужас: они затрепетали и, забыв все – и себя, и место, и дело, им вверенное, стали как мертвые. Земные стражи у гроба Господня кончили свою стражбу и должны были уступить место стражам небесным – светоносным вестникам всерадостного воскресения. (Сост. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове», – прот. Павла Матвеевского. Спб. 1890 г., стр. 769 – 772).   2. Библейские тексты о воскресении Христовом   Воскресение Господа предсказано пророками

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Теперь рассмотрим некоторые свидетельства о раннехристианской ночной молитве, вне зависимости от точного времени ее совершения. Апостольское Предание (III в.): В полночь верующий встает с кровати, моет руки и молится один или с супругой, ибо в это время все творение хвалит Бога. Та же молитва повторяется при пении петухов (41 гл.). Завещание Господа (II-V вв.): Епископ должен молиться день и ночь, но особенно в начале ночи, в полночь и в первую зарю (гл. 22); пресвитер и усердные верующие молятся в полночь (гл. 31); вдова «поставленная» обязана совершать ночную «хвалу» и на заре (гл. 43). Апостольские Постановления (IV-V вв.) предписывают домашнюю молитву на «петлоглашение»; впрочем, бывает и общественная Утреня для всей общины под председательством епископа (кн. 8, гл. 34). Эрудит Климент Александрийский ( ок. 215), цитируя Плиния Старшего и Платона, приравнявших спящего к мертвецу, призывает христиан к максимальному бодрствованию в ожидании пришествия Господня. «Спящий человек ни к чему не способен; он молчалив, как смерть. Поэтому часто должны мы и ночью с постели подниматься и прославлять Бога. Блаженны бодрствующие во имя Божие, они уподобляются тем из ангелов, которых мы называем Стражами (Херувимами). Спящий человек, следовательно, никому не приносит пользы и не более имеет цены, чем и неживой. Но христианин, в себе свет носящий, бодрствует даже и во мраке ночи, когда все спят; “и тьма не объяла его” ( Ин. 1:5 ). Кто заботится о жизни истинной и мыслью трезвенной, тот бодрствует по возможности дольше и предается сну лишь в той мере, в какой это необходимо для телесного здоровья; но для такого сна времени требуется немного, если правильно приучить себя к нему. Через созерцание же Бога и постоянное общение с Ним душа человеческая приближается к возвышенному состоянию ангелов и за прилежное свое бодрствование награждается вечным блаженством» (Климент Алекс. Педагог, II, 9 – «О сне», с. 180, 182). Пресвитер Ориген Александрийский ( ок. 253/4) тоже защищает необходимость ночной молитвы, ссылаясь на 118-й псалом и пример апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. напр.: Оппенгеймер С. Изгнание из Эдема. Хроники демографического взрыва/ Пер. с англ. . М.: Эксмо, 2004. См. напр.: Сайкс Б. Семь дочерей Евы/ Пер. с англ. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. См. напр. показательное высказывание Дж.А. Уилера: «Последние десятилетия продемонстрировали нам, что физика - это волшебное зеркало. Она показывает нам иллюзорный мир, который лежит за реальностью, и реальность, которая лежит за иллюзиями. Возможности физики в неизмеримой степени больше, чем мы себе представляли. Мы больше не удовлетворяемся проникновением только в мир частиц, или полей, или геометрий, или даже пространства и времени. В настоящее время мы требуем от физики понимания самого бытия» (цит. по: Кеннеди П.Дж. Эксперименты с отложенным выбором//Спонтанность и детерминизм/ В.В. Казютинский, Е.А. Мамчур, Ю.В. Сачков и др. М.: Наука, 2006. С. 135). Согласно современным данным, масса обычного вещества составляет лишь около 4% от массы Вселенной, тёмная материя составляет около 23%, тёмная энергия - 73% (см. напр: Ксанфомалити Л.В. Новая Вселенная: тёмная материя, тёмная энергия, тёмные эпохи//Историко-астрономические исследования. Вып. XXXII/Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН/ Отв. ред. Г.М. Идлис. М.: Наука, 2007. С. 21-47). После секвенирования генома человека выяснилось, что отношение белок-кодирующих участков ДНК к некодирующим примерно такое же, как отношение «обычной» материи к «тёмной». Примечательно, что прп. Максим Исповедник саму ткань - textus - мироздания воспринимал как «верхнюю одежду» Логоса - Бога, Который есть свет (1 Ин. 1, 5), - ткань, состоящую из четырех стихий (στοιχειον, буквально, - букв ) как из четырех частей, под которой находится ещё тканый сверху хитон (см.: Ин. 19, 23) - «мир бестелесных и умопостигаемых сущностей» ( Максим Исповедник , прп. Творения, Кн. II. Вопросо-ответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I - LV/ Пер. и комм. С.Л. Епифановича и А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. С. 33-34). Греч. παρδξ - то, что противно расхожему мнению - δξα.

http://bogoslov.ru/article/487713

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010