«Великая Французская Революция», пролившая целые потоки человеческой крови, была первым их опытом. Она ясно показала, как безсильны люди устроить на земле свою жизнь без Бога, и к каким ужасным последствиям приводит человека отступление от Христа и Его спасительного учения. Но возврата назад уже не было: процесс «Отступления» зашел уже слишком далеко. И вот, третьим, самым важным этапом ныне столь быстро развивающегося на наших глазах «Отступления» явилась страшная кровавая катастрофа, постигшая нашу несчастную Родину-Россию в 1917 году. Разыгранная по примеру «Великой Французской Революции» 1789 года наша русская революция может, по всей справедливости, разсматриваться, как самое большое достижение слуг грядущего Антихриста. В лице Православной России было сломлено самое главное препятствие на пути победно шествующего, попущением Божиим, «Отступления»: не стало мощного оплота истинно-христианской веры и Церкви в мире, и Антихристу, в лице его слуг, по выражению нашего отечественного толкователя Апостольских посланий (святителя Феофана, Вышенского Затворника) стало «действовать просторно». С тех пор, как мы это наблюдаем теперь, «Отступление» пошло вперед, уже не встречая себе серьезных преград, гигантскими шагами. Страшныя потрясения, неслыханныя в истории с первых веков христианства, пережила и доселе продолжает переживать наша Русская Православная Церковь . Но не столько те кровавыя гонения, которыя уподобили ее первенствующей Церкви, сами по себе были страшны, сколько то внутреннее разложение, которое началось в ней, а с нею и во всей Православной Церкви после большевицкого переворота. Мы имеем ввиду тот тлетворный дух, который стал ярко обнаруживать себя, вылившись сначала в так называемое «живоцерковническое» и «обновленческое» движение, а затем – в губительное соглашательство с богоборческой коммунистической властью. Это был дух «Отступления» в недрах самой Православной Церкви , который породил всевозможные разделения и расколы, как там на Родине, порабощенной безбожниками, так и здесь заграницей. Этот дух «Отступления», конечно, гораздо опаснее и губительнее для душ, нежели открытыя кровавыя гонения. Ведь это – внутренняя измена Христу-Спасителю при сохранении внешней лишь видимой верности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

И вот, стремясь оберечь себя от тлетворного влияния современного мира, мы должны прежде всего дорожить нашей принадлежностью к Русской Зарубежной Церкви. Как должны мы благодарить Бога за то, что существует еще у нас наша Русская Зарубежная Церковь , не запятнавшая себя подчинением темным антихристовым силам, действующим в современном мире! Отдадим себе полный отчет в этом нашем спасительном преимуществе. Великое значение Русской Зарубежной Церкви заключается в том, что она одна только является в настоящее время свободно-действующей, ни от каких богоборческих и антихристианских сил не зависящей, а потому неоспоримо законной Православной Церковью. Существование ея имеет для себя твердое каноническое обоснование в мудром указе Святейшего Патриарха Тихона , изданном 7/20 ноября 1920 года за Этот указ имел ввиду организацию особого Высшего Церковного Управления для всех тех частей Российской Православной Церкви, которыя окажутся «вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением» или «если само Высшее Церковное Управление во-главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность». Законно-избранное на последнем свободно-созванном Всероссийском Церковном Соборе 1917 года Высшее Церковное Управление в России, вследствие жестокого гонения со стороны большевиков, прекратило свое существование, а потому вполне естественно и законно то, что наша церковная жизнь заграницей руководится с тех пор особой, временно-самостоятельной Высшей Церковной Властью, находящейся на свободе, вне всякого подчинения богоборцам, овладевшим нашей Родиной и ставящим себе открытой задачей уничтожение не только Церкви и самого христианства, но и всякой религии вообще. Единая соборно-управляющаяся Русская Зарубежная Церковь и должна поэтому существовать до той поры, пока не будет в России избрано законным путем Высшее Церковное Управление, свободное от всякого порабощения и давления врагов нашей св. веры. Кажется, всем разумным людям должно быть понятно, что не можем мы, желая сохранить свою верность Христу-Спасителю, подчиняться той церковной власти, которая поставлена богоборцами и которая является послушным орудием осуществления их адских планов в мире. Не можем мы находиться в какой бы то ни было зависимости и от всякой другой церковной власти за пределами нашей порабощенной Родины, которая признает законным это порабощение и имеет молитвенное общение с клевретами богоборцев в лице иерархов советской церкви. Мы не смеем забывать, что анафема , провозглашенная Святейшим Патриархом Тихоном 19 января 1918 года на богоборческую коммунистическую власть и подтвержденная затем 28 января того же года всем Священным Собором Российской Православной Церкви, с тех пор никем не была отменена, и до сего времени тяготеет над ней и над всеми, кто ее признает законной и кто так или иначе с нею сотрудничает или поддерживает общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Вопрос архиерейских рукоположений греческих старокалендаристов, совершённых архиепископом Чилийским Леонтием (Филипповичем) 324 , рассматривался на Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем 17/30 ноября 1962 года под председательством митрополита Анастасия (Грибановского) . Свои действия архиепископ Леонтий объяснял тем, что в эпоху всеобщей апостасии необходимо содействовать гонимой греческой Истинно-православной церкви, в своём «исповедническом» подвиге весьма подобной гонимой российской катакомбной Церкви 325 . Весьма примечательно, что, несмотря на общее неодобрение данного поступка большинством русских иерархов, действия архиепископа Леонтия всё же нашли поддержку таких архиереев, как архиепископ Брюссельский Иоанн (Максимович) и архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) . Излагая собственную позицию по обсуждаемому вопросу, архиепископ Аверкий заявил: «Я сам не решился бы совершить хиротонию греческих старостильников. Но, вместе с тем, в глубине души, не могу не восхищаться смелостью, с которой архиепископ Леонтий совершил поступок, к которому звала его совесть. [...] Старостильники – самые близкие нам по духу. Единственное „но“ в поступке архиепископа Леонтия – это то, что он поступил как бы не по-братски, наперекор решению Собора, хотя и по добрым побуждениям» 326 . Подобным образом высказался и архиепископ Иоанн (Максимович) : «Старостильники стучались к нам шесть лет. Архиерейский Собор не мог взять на себя решения, признавая это внутренним делом греков. Надо признать[...] объяснения архиепископа Леонтия удовлетворительными и на этом прекратить прения» 327 . Решением Собора было непризнание каноничности греческих хиротоний и объявление сожаления (соборного неодобрения) архиепископу Леонтию. В свою очередь, архиепископ Леонтий (Филиппович) выразил сожаление о самочинном характере проведённых им рукоположений 328 . Однако, несмотря на это, «флориниты» обрели долгожданное иерархическое преемство и, глубоко не задумываясь о его законности и каноничности, приступили к организации собственного церковного устроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От Церкви исходит прощение, жизнь, сила, святыня, правда, свет, дерзновение духа, утешение и радость . Слава и благодарение Богу, заключившему столько благ небесных в Церкви Своей на земле!» (стр. 6). «Без Церкви, вне Церкви нет спасения, нет духа благодати!»  – так решительно утверждает св. праведный Иоанн, сам на своем личном опыте познавший всю благодатную силу Церкви. «Кто не в Церкви», говорит далее св. прав. Иоанн: «тот не со Христом, и общения с Богом ни здесь на земле, ни там на небе иметь не будет. Кто не ходит в храм, тот хладеет к Богу и к молитве, и лишается благодати Божией » (стр. 98). Вот почему оцерковление всей нашей жизни, проникновение ея духом церковности св. прав. Иоанн считает главным условием спасения – единственно-верным и надежным путем к вечному спасению. «Человек-христианин», так взывает св. прав. Иоанн: «доколе есть время, постарайся здесь на земле присвоиться Богу и святым Его, чрез веру и благочестие; будь церковным, впитывай в себя дух церковный  – дух покаяния, святыни, мира, богомыслия, дух любви, кротости, смирения, терпения, благопокорения, спасения. Не поднимай высоко свою голову и не презирай Матери своей Церкви – бывай часто в храме во время богослужения, стой со смирением, слушай, размышляй, или читай и пой» (стр. 54). Особенно часто высказывает св. прав. Иоанн весьма важную и выразительную мысль, что «храм есть земное небо, земной рай» , и входящий в него тем самым как бы отрывается от грешной земли и от всего суетного земного: «Входя в храм во время богослужения», говорит он, «вы входите как бы в иной мир: для вас как бы исчезает время и начинается вечность: вы весьма часто слышите хвалу вечному Существу-Богу, да и священник тайно, в каждой молитве возносит хвалу Предвечному» (стр. 180). «Входя в храм во время богослужения, вы чувствуете, что вы из мира суетного, тленного, превратного, проходящего, вошли в другой, новый, как бы небесный вечный мир» (стр. 181). Но, конечно, одного внешнего, формального хождения в храм мало. Надо стараться приблизиться к пониманию всего того, что происходит в храме, надо с усердием внимать тому, что поется и читается, необходимо заставить себя хорошо познакомиться с ходом, смыслом и значением богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Так, чтение или пение 103-го псалма: «Благослови, душе моя, Господа»... в начале вечерни или всенощного бдения воспроизводит перед нашими мысленными очами величественную картину сотворения мира Вседержителем-Богом, самый храм изображает землю, алтарь символизирует собою небо, или рай, притвор – преисподнюю, открытие и закрытие царских врат является символом блаженного состояния первых людей в раю, а затем – их падение и изгнание из рая, великая ектения перед закрытыми царскими вратами напоминает покаяние первых людей Адама и Евы перед закрывшимися для них после грехопадения вратами рая, пение первой кафизмы «Блажен муж» – обетование об Искупителе, пение «Господи воззвах» и стихир с каждением всего храма – ожидание ветхозаветными людьми обещанного Спасителя мира, приношение ими умилостивительных жертв, прообразовавших Спасителя, чтение паремий – пророчества о Спасителе и т. д. Божественная же литургия – это средоточие всего нашего богослужения – символически изображает нам всю жизнь Христа-Спасителя, «сокровенную до времени», а затем – «Его крещение, Его пост и искушение, явление миру, проповедь , чудеса и страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо» (стр. 5). Но Церковь важна для нас не только потому, что она рисует нам наглядно известные поучительные для нас образы, не только потому, что она учит и назидает наш ум и сердце, но и потому, что она врачует благодатными целительными средствами нашу греховную волю, возбуждает в нас необходимыя для борьбы с грехом силы, «яже к животу и благочестию», дает столь нужную нам энергию к новой добродетельной жизни, к чему сами мы, по своей греховной испорченности, безсильны: «В мире мы умираем грехами – в Церкви оживаем благодатию чрез покаяние; в мире подвергаемся скорбям, печалям, напастям, болезням – в Церкви освобождаемся от них, врачуемся, облегчаемся, утешаемся; в мире ходим во мраке страстей, не знаем, что делаем и куда стремимся, ибо тьма греховная ослепляет очи, – в Церкви просвещаемся сердечными очами и ясно видим свет; в мире оскверняемся – в Церкви очищаемся и освящаемся; в мире впадаем в безсилие душевное и телесное – в Церкви получаем крепость души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В этих своих «Мыслях» св. Иоанн не разграничивает резко понятий: «Церковь» , как «общество верующих», составляющих собою Тело Христово, и «Церковь» , как здание, в котором верующие собираются для общей молитвы. В представлении св. Иоанна оба эти понятия, как это и есть в действительности, как бы сливаются в одно органически-целостное понятие о Церкви, как о живом союзе общества верующих с Богом. Это и понятно: Церковь немыслима без общей церковной молитвы, через которую верующие входят в общение с Богом, или без богослужения, а богослужение, само собой понятно, требует известного определенного места – здания, в котором оно могло бы совершаться. Вот почему, св. Иоанн, говоря о Церкви, как о «видимом союзе Бога с человеком», как о «Царстве Божием на земле», которое спасает человека от вечной погибели, неизменно кончает призывом ходить в церковь (здание для церковной молитвы) к богослужению, чтобы испытать спасительность Церкви «на деле». « Церковь есть видимый союз Бога с человеками, Царствие Божие на земле. Она показывает человеку его происхождение, достоинство, его великое бедствие по причине греховности, его цель и назначение, средства к возстанию (и подает все средства), воскресение мертвых, суд, вечную муку и вечное блаженство; ежедневно поучает, просвещает, руководит к Богу и Правде Его, очищает, исцеляет, укрепляет, освящает, миротворит, утешает, обоготворяет. Ходи в церковь к Богослужению, и все это испытаешь на деле » («Мысли», стр. 3). В Церкви, по словам св. прав. Иоанна, заключается и вмещается все самое ценное и дорогое для человека: она есть сокровищница высших духовных благ и важнейшего блага – жизни вечной: « Церковь есть носительница Духа Христова , духа Его любви, спасения, святыни, правды, кротости, незлобия, терпения и долготерпения, Его премудрости, Его живота... живота вечного. Безконечно важно значение Церкви для христианина: Она во всем руководит и спасает его, от рождения до гроба, и за гробом » (там же, стр. 3). По мыслям св. прав. Иоанна, самое устройство храма, в котором происходит богослужение, выявляющее все внутреннее богатство Церкви, и богослужебныя действия и обряды живо и образно повествуют нам о судьбах мира и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

«Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос . Царство Его есть Церковь воинствующая с началами и властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно, метко и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности. Один человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы-Христа – ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силою благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом – общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую Истинную Главу Церкви – Христа ; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы – тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а Велиар воюет всею силою, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате» (стр. 52). А вот, что, как глубоко и метко указывает св. праведный Иоанн, является первопричиной зла в римско-католическом папизме: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной Главой Церкви, да еще – непогрешимою . Отсюда весь гнет западной церкви. Гнет мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни, на все папа наложил свою тяжелую руку: отсюда – ложные догматы , отсюда – двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда – различныя ложныя правила и постановления при исповедании грехов; отсюда – индульгенции; отсюда – искажение догматов; отсюда – фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда – «взимание на разум Божий» ( 2Кор. 10, 5 ) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией» (стр. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Д. м. возглавляли архиереи. После настоятельства архиеп. Восточноамериканского Виталия (Максименко) в нояб. 1946 г. в Д. м. прибыли 11 чел. братии во главе с еп. Серафимом (Ивановым) , к-рый и был избран настоятелем обители. С 1948 г. Д. м. возглавил архиеп. Виталий (Максименко), с 12 мая 1960 г.- еп. Аверкий (Таушев) , с 18 июня 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла) (ныне митрополит Восточноамериканский, Первоиерарх РПЦЗ). В монастыре почитаются архимандриты Пантелеимон (Нижник; 1895-1984), Константин (Зайцев) , постриженик Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря , многолетний духовник обители игум. Филимон (Никитин; 1880-1953). Архим. Киприан (Пыжов; 1904-2001) организовал в Д. м. иконописную школу, расписал Троицкий собор, трапезную и часть Успенской ц., а также Скорбященский собор (Сан-Франциско), ц. во имя св. Иоанна Кронштадтского (Ютика), ц. во имя прп. Серафима Саровского (Си-Клифф), ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Кливленд) и др. Архим. Киприан написал также известную икону «Новомученики и исповедники Российские». Храмы В 1945 г. было принято решение о строительстве нового, каменного собора во имя Св. Троицы вместо сгоревшего в 1935 г. деревянного. Председателем строительного комитета стал проф. Н. Н. Александров, почетным председателем - архиеп. Виталий (Максименко), товарищем председателя - игум. Пантелеимон. В основание храма положены частицы мощей серб. святых Ангелины , Стефана Дечанского и архиеп. Арсения I Сербского. Строительство и внутренняя отделка Троицкого собора были закончены к осени 1950 г. Настенная роспись и иконы были выполнены иером. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиак. Алипием (Гамановичем) . 3-ярусный иконостас сооружен по проекту иером. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиак. Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиак. Алипия иеродиак. Пименом (Качаном). Собор построен в стиле шатровых храмов Сев. Руси по проекту архит. Р. Н. Верховского. Церковь в честь Успения Богородицы Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г.

http://pravenc.ru/text/171857.html

Литература 82 . Аблеев С. Р., Скамницкая Г. П. Введение в историю философии. Москва, Гардарики, 2004. 83 . Аверкий (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Москва, ПСТГУ, 2004. 84 . Александр (Милеант) , еп. Исследуйте писания… Москва, Русский Хронограф, 2004. 85 . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим.; Исайя (Белов), архим. Догматическое Богословие. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра, 2005. 86 . Антология Восточно-Христианской Богословской мысли, т. 1. Москва-СПб, Никея, РХГА, 2009. 87 . Антология Восточно-Христианской Богословской мысли, т. 2. Москва-СПб, Никея, РХГА, 2009. 88 . Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. Москва, Эксмо, СПб, МИГАРД, 2008. 89 . Архивариус. Война миров. Пацуцу. http://arhivar-rus.livejournal.com/112554.html. 90 . Аскетика. Сборник. Москва, Сибирская Благозвонница, 2005. 91 . Асмус В. Ф. Античная Философия. Москва, Высшая школа, 2009. 92 . Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля. 1976. 93 . Благоразумов Николай , прот. Святоотеческая хрестоматия. Москва, Круг чтения, 2001. 94 . Богомолов А. С. Античная философия. Москва, Высшая школа, 2006. 95 . Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов. Москва, Поколение, 2007. 96 . Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. I-II. Минск, изд. Белорусский Дом печати, 2008. 97 . Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. III-IV. Минск, изд. Белорусский Дом печати, 2008. 98 . Брокгауз Ф. А, Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Статья о преп. Филофее Синайском. 99 . Васечко Валентин, свящ. Сравнительное Богословие. Москва, ПСТГУ, 2009. 100 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов . Москва, изд. NBI, 1995. 101 . Васильев В. В, Кротов А. А., Бугай Д. В. История философии. Москва, Академ. Проект, 2008. 102 . Верховский С. С., проф. Бог и человек. Москва, ПСТГУ, 2004. 103 . Виноградов Николай , свящ. Догматическое учение Св. Григория Богослова // Григорий Богослов , св. Творения. Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей, т. 1. Москва, Сибирская благозвонница, 2007. С. 575–877.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Не плоть, а Дух растлился в наши дни, И человех отчаято тоскует; Он к свету рвется из ночной тени И свет обретши, ропщет и бунтует.   Безверием палим и изсушен   Невыносимое он днесь выносит!..   И сознает свою погибель он,   И жаждет веры...Но о ней не просит.  (Тютчев). «Безверие» – вот, где корень всех зол, вот, что привело образованного русского человека к этому шатанию умов и сердец, к этому гнетущему духовному кризису. Но откуда взялось это «безверие» в русском народе, который со времен святого князя Владимира настолько воплотил в своей жизни высокие евангельские идеалы, что заслужил название «народа-Богоносца», сделался подлинно «Святою Русью», как свидетельствуют об этом безпристрастные исторические памятники? Это «безверие» и порожденное им шатание умов и сердец было занесено к нам с Запада. Оно посеяно было у нас в результате слишком стремительного и неосторожного сближения с чуждой нам по духу, полуязыческой западно-европейской культурой. Судьбы каждого народа, как и судьбы каждого отдельного человека, несомненно – в руках Божиих. И каждый народ имеет свою особую, указанную ему Богом миссию, свое призвание. Уклонение от этой миссии неизбежно влечет за собой катастрофу, ибо никто не может безнаказанно идти против воли Божией. У русского народа была своя высокая миссия, несомненно Богом ему определенная – быть хранителем истинной веры в мире, быть светочем св. Православия для всего остального человечества. И пока русский народ сознавал величие этой своей миссии, пока он дорожил своим св. Православием, он благополучно выходил из всех постигавших его исторических потрясений. Но вот, к несчастию для русского народа, а, как мы видим теперь, и к несчастию для всего человечества, русское передовое общество в конце XVII u начале XVIII beke начало резко отклоняться от предназначенного ему Богом исторического пути. Мы далеки от того, чтобы огульно осуждать все реформы императора Nempa I, «прорубившего окно в Европу» и заимствовавшего с Запада много полезного для усовершенствования русской техники, военного и корабельного дела и вообще всего того, что касается благоустроения земной жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010