Также, приводя в 1-м правиле учение святого Киприана и Фирмилиана о безблагодатности таинств раскольников, «ни единым словом этих догматических рассуждений о единстве благодатной жизни в Церкви святитель Василий не опровергает и не оспаривает. А это он необходимо должен был сделать, так как немедленно после приведенных слов начинает говорить о возможности практики, по-видимому, с этой догматической теорией не согласной» . И в других случаях каноны достаточно ясно говорят о раскольниках как о «желающих… прейти к кафолической Церкви» (79-е правило Карфагенского Собора), и о раскольниках и еретиках одинаково, что они «присоединяются к части спасаемых». «Раньше, следовательно, они не были среди спасаемых, то есть в Церкви», – комментирует архимандрит Иларион . Таким образом, по мысли Илариона, разделение святителем Василием Великим отступивших от святой Церкви (правило 1) если и имеет догматический смысл, то лишь в плане оценки поврежденности вероучения отступивших. От этого зависит большая или меньшая трудность возвращения таковых в лоно Матери Церкви, от которой они все одинаково отпали, хотя и по разным причинам. Кроме того, владыка Иларион приводит исторические факты, подтверждающие его взгляд на упомянутые канонические правила. Рассматривая практику принятия инославных в Греческой и Русской Поместных Церквях в период с XI по XVII век, архиепископ Иларион показывает, что практика эта в разные века была различной. Причем зачастую она разнилась до противоположности. И когда русские крестили латинян, то греки принимали последних в основном через миропомазание, а когда в России стали принимать римо-католиков через миропомазание и даже через покаяние, то греки начали их крестить, хотя в некоторых случаях (когда католик был арабом или сирийцем) допускали и другую практику принятия в Церковь. То же непостоянство наблюдается в практике принятия протестантов. 7. В подтверждение своих взглядов архиепископ Иларион приводит слова святых отцов: о безблагодатности таинств всех отступников – цитаты из святителей Киприана Карфагенского и Иоанна Златоуста , о «пустоте» крещения еретиков даже при соблюдении правильной крещальной формулы – мнения святителей Афанасия Великого и Амвросия Медиоланского , об одинаковой губительности всех ересей – высказывание святителя Тарасия, патриарха Константинопольского .

http://pravoslavie.ru/33288.html

Эпоха иконоборческих смут выдвигает блестящих константинопольских патриархов: Германа I (715–730), Тарасия (784–806), Никифора I (806–815), Мефодия (843–847), Фотия, занимавшего престол несколько раз. Крупные приобретения территориальные и завоевания моральные делают естественными притязания константинопольских патриархов на власть, равную с властью василевсов. Выражение этим притязаниям дает памятник македонской династии «Эпанагога», составленная патриархом Фотием. Верховный законодатель, судия и правитель церковно-государственного организма есть сам Господь Иисус Христос . Органами и представителями его на земле являются царь и патриарх. Царь управляет мирским обществом по законам. Он устанавливает и толкует их. Патриарх управляет Церковью на основании канонов. Ему принадлежит исключительное право их толкования. Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делами и словами в себе живописующий истину. Ему надлежит говорить перед царями в защиту догматов и о соблюдении правды и благочестия, не стыдясь. Эти постановления «Эпанагоги» считались действующим правом вплоть до падения Восточной римской империи и были включены во все юридические сборники и компендии, составленные в 10–15 вв. Фактически отношения между церковной и гражданской властями в Византии далеко не всегда были воплощением идеальных норм «Эпанагоги», причем уступать приходилось патриарху. Автор «Эпанагоги» Фотий самостоятельно держит себя и по отношению к Риму. На его правление падают острые столкновения с Западом, положившие начало окончательному разделению Церквей. Разрыв с Римом был завершен при патриархе Михаиле Керулларии (1043–1059). Последующие попытки к соединению Церквей, как, например, Лионская (1274) и Флорентийская унии (1439), не имели успеха. Со времени крестовых походов Византия начинает клониться к упадку. Церковь слабеет вместе с государством. Катастрофа 1453 г. начинает новый бедственный период в истории Константинопольского Патриархата. Завоеватель Константинополя Мухаммед II наметил сравнительно умеренный план устройства покоренной райи. При нем и его ближайших преемниках положение патриархата определилось так. Весь народ греческий обязан платить ежегодную подушную подать, но его религия и церковные учреждения остаются неприкосновенными. Личность патриарха, епископа и священника получает особое ограждение. Духовенство не платит податей. Одна половина церквей Константинополя обращается в мечети, другая остается в пользовании христиан. Во всех делах, касающихся церковного управления, каноны сохраняют силу. При патриархе существует синод. Они управляют церковью без вмешательства Порты. Венчание, погребение и другие церковные обряды совершаются беспрепятственно и открыто. Торжественное празднование Пасхи невозбранно совершается во всех городах и деревнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Однако Георгий и вслед за ним Феофан столь убежденно следуют александрийской эре, что в их сочинении можно найти лишь едва заметные следы альтернативной хронологической системы. Объяснить принципиальный отказ соавторов «Хронографии», как и их современника Никифора, будущего Константинопольского патриарха, от византийской эры в пользу александрийской можно двояко. С одной стороны, речь шла о возрождении некогда самой авторитетной в православном мире традиции – александрийской, чье влияние заметно поколебалось в эпоху христологических богословских споров вв. С другой стороны, следует иметь в виду, что все упомянутые хронисты принадлежали к числу православного монашества, одержавшего нелегкую (и, как оказалось, лишь временную) победу над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г. А поскольку эта ересь и возникновением, и укреплением своим в первую очередь была обязана светской власти, противостояние иконопочитания с иконоборчеством имело тенденцию обострять размежевание между «священным» и «мирским». Ярким подтверждением тому служат затяжные конфликты в среде победивших иконопочитателей между монашескими кругами и официальными церковными и светскими властями, проходившие под знаменем борьбы за сугубое благочестие (т.н. «михианская схизма», студитская оппозиция). Вполне возможно, что в монашеских кругах византийская эра воспринималась как светская, «профанная» и неверная хронологическая система, которой следовало противопоставить церковную, «истинную и точную» александрийскую традицию. Весьма характерны следующие факты. В предисловии к актам VII Вселенского Собора в рассказе о поставлении патриарха Тарасия дата его хиротонии (25 дек. 784 г. н.э.) приведена по византийской сентябрьской эре: 8 инд., 6293 г. 4 Далее в соборных деяниях мы находим имплицитно выраженную александрийскую хронологию: говорится о явлении Христа в 5501 г. мира. 5 Наконец, Феофан Исповедник , почти дословно повторяя рассказ о поставлении Тарасия, датирует это событие по александрийской эре: 25 декабря 8 инд., 6277 г. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Аристен . Правило 30е. Сделавшийся епископом через светских начальников по извержении да будет отлучен. И этот, как соделавший великий грех , и извергается и отлучается. Ибо имеющий принять хиротонию в епископа должен быть поставлен всеми епископами, находящимися в епархии; или, если неудобно всем собраться вместе, непременно хотя бы тремя епископами с согласия и отсутствующих. Вальсамон . 2 настоящих правила 29 и 30 не только извергают, но и от общения отсекают, то есть, отлучают тех, которые сделались епископами, или пресвитерами, или диаконами за деньги, а равно и тех, которые сделались епископами при посредстве светских начальников. Ибо благодать Всесвятого Духа, как сказано, не продается. И послание святого Тарасия, патриарха Константинопольского , к папе Адриану говорит, что еретик Македоний, богохульствовавший, якобы Дух Святый занимает служебное положение, извинительнее того, кто продает или покупает за деньги дарование Всесвятого Духа, потому что продающий продает как господин, а покупающий отдает свои деньги, чтобы сделаться господином. А окружное послание святейшего патриарха Геннадия подвергает таковых и анафеме в следующих словах: и так да будет и есть, отвержен, и всякого священного достоинства и служения чужд, и подвержен проклятию анафемы и дающий, – и приемлющий продаемую благодать Духа, будет ли то клирик или мирянин. И это так. Но может быть, кто спросит: поскольку 30е правило упоминает об одном епископе, а равно и 29 не упоминает об иподиаконах и чтецах; то, как поступит, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом, или, давши деньги, сделается иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го правила , где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их. И послание Геннадия , как сказано, не одних только посвященных подвергает анафеме, но и мирян, сделавших то же зло. Прочти и 2 правило Халкидонского собора , и пятую главу первого титула настоящего собрания, и что в ней сказано.

http://azbyka.ru/pravo/29-apostolskoe-pr...

При императоре Льве V Армянине (813-820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император вызвал из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором и, составив из них еретический собор, потребовал, чтобы Патриарх явился на него для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, пророчески предрекал скорую гибель еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого патриарха Никифора и его предшественников – блаженнопочивших патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой патриарх Никифор скончался в изгнании. 13 марта 847 года нетленные мощи святого патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии. Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие – многочисленные труды исторического и догматического содержания. Каноны, приписываемые святителю Никифору Исповеднику, в действительности ему не принадлежат и подписаны его именем ради убедительности; ядро сборника этих канонов сложилось только на рубеже X–XI веков и затем многократно дополнялось. Одна из нескольких различных редакций этого сборника вошла в состав т.н. Афинской синтагмы, с которой еп. Никодимом (Милашем) был сделан русский перевод этих канонов. Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина: сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче Никифоре,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Ин тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

При императоре Льве V Армянине (813 — 820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на Православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы Патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение. Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого Патриарха Никифора и его предшественников — блаженнопочивших Патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем — на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании. 13 марта 847 года нетленные мощи святого Патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-peren...

Божественный Апостол Петр, коего и престол наследовала братская ваша святыня, отвергнул таковых, как Симона волхва. Поэтому мы не колеблемся возвещать истину, сохраняя и содержа преподанное нам в правилах святых Апостолов и славных Отцов наших, и, если что из сих нарушили некие, от таковых отвращаемся. Братское ваше священнолепное архиерейство, исправляя законно и по воле Божией священноначальственную должность, стяжало громкую славу. Ибо великий и первый Архиерей Христос Бог наш сказал чрез Пророка: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар. 2:30 ). Ведаешь, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония и его последователей духоборцев менее нестерпима. Ибо сии пустословят, якобы Святой Дух есть творение и раб Бога и Отца, а те, как мнится, делают Его своим рабом. Поскольку всякий господин все, что имеет, если восхочет, продает, раба ли, или иное что из стяжаний своих; так же и покупающий, желая быть господином покупаемого, ценою сребра приобретает оное. Таким образом, творящие беззаконное это дело уничижают Духа Святого, согрешая равно с теми, кои богохульно говорили, якобы Христос изгонял демонов о веельзевуле, или, справедливее сказать, уподобляются Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену сребра. Поскольку же Дух Святой единосущен Христу Богу нашему, то для всякого явно есть, что и сии подвергнутся той же участи, как это доказано. И если не продается (ибо явно, что отнюдь нет), то несомненно, что нет в них благодати Святого Духа, то есть святыни священства, и они не прияли и не имеют оной ( 1Кор. 9 ). Ибо да воспомянут святого Петра, который к покусившемуся на такую куплю говорит так: нет тебе части, ни жребия в слове этом ( Деян. 8:21 ). Ибо если продается достоинство священства, то, конечно, излишни для них благочестивый образ жития и пребывание в чистоте и добродетели. Излишен для них и Павел, Божественный Апостол, научающий, что Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Преподобный Максим Исповедник Территории Константинопольского Патриархата В VIII веке константинопольский патриарший престол на протяжении длительного времени занимали сторонники иконоборческой ереси, насильственно насаждавшейся императорами Исаврийской династии. Лишь созванный усилиями святого Константинопольского Патриарха Тарасия (784-806 гг.) Седьмой Вселенский Собор сумел остановить  ересь иконоборчества и предать анафеме её основоположников – византийских императоров Льва Исавра (717-741 гг.) и Константина Копронима (741-775 гг.). Стоит также отметить, что в VIII веке в состав канонической территории Константинопольского Патриархата была включена западная часть Балканского полуострова (диоцезы Иллирика). В IX веке наиболее выдающимся патриархом Константинополя стал «новый Златоуст», святитель Фотий Великий (858-867, 877-886 гг.). Именно при нем Православная Церковь впервые осудила важнейшие заблуждения ереси папизма: изменяющее Символ Веры учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (учение о «filioque»), и учение о единоличном главенстве римского папы в Церкви и о примате (превосходстве) папы над церковными Соборами. Время патриаршества святителя Фотия – время наиболее активной за всю историю Византии православной церковной миссии, результатом которой стало не только крещение и обращении к Православию народов Болгарии, сербских земель и Великоморавской державы (последняя  охватывала территории современных Чехии, Словакии и Венгрии), но и первое (так называемое «Аскольдово») крещение Руси (состоявшееся вскоре после 861 г.) и формирование начатков Русской Церкви. Именно представители Константинопольского Патриархата — святые равноапостольные миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий – разгромили так называемую «трехъязычную ересь» (сторонник которой утверждали, что существуют некие «сакральные» языки, на которых только и должно молиться Богу). Наконец, подобно святителю Иоанну Златоусту, святитель Фотий в своих трудах активно проповедовал общественный идеал православного христианского общества (и даже составил для империи пропитанный христианскими ценностями свод законов – Эпанагогу). Неудивительно, что, как и Иоанн Златоуст, святитель Фотий подвергался гонениям. Однако если идеи святителя Иоанна Златоуста, несмотря на прижизненные гонения, после его смерти были все же официально признаны имперской властью, то идеи святителя Фотия, распространявшиеся при его жизни, были отвергнуты вскоре после его кончины (так, принятая незадолго до смерти святителя Эпанагога так и не была введена в силу).

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

     – Какие-то существуют правила относительно переосвящения храмов? – В Требнике мы находим молитву Патриарха Константинопольского Тарасия «На отверзение Церкви от еретиков осквернившияся». Она была написана Тарасием после восстановления иконопочитания для очищения и освящения храмов, оскверненных противниками иконопочитания. Если вникнуть в смысл слов молитвы («приразися укор святому жертвеннику»), то видно, что она читается, когда враги Церкви намеренно вредят Святому Престолу и Святым Дарам. Существуют два чина освящения: великий и малый. В учительном известии мы читаем, что чин великого освящения Церкви совершается заново, когда она осквернена насилием языческим или еретическим или при исправлении и возобновлении храма был поврежден или поколеблен престол. Малое освящение нужно проводить тогда, когда при ремонтах в храме Престол не был сдвинут с места и не был поврежден, когда к Престолу прикоснулись лица несвященного сана, когда в храме была пролита человеческая кровь, когда храм или его святыни были осквернены какою-либо нечистотою.      – Что такое осквернение? – Протоиерей Владислав Цыпин говорит, что существует понятие осквернения как канонический термин, под который подпадают конкретные действия, и есть житейское употребление этого слова, подразумевающее недостойное отношение к святому предмету или месту. В соответствии с этим бывают разные степени осквернения. Если же мы обратимся к «Словарю русских синонимов», то увидим, что осквернение означает опоганивание, поругание, испоганивание, загаживание, надругательство над кем-либо или над чем-либо, оскорбление. Умышленное осуществление этого и есть осквернение.    – Приблизительно за 600 лет до прихода на Землю нашего Господа Израиль остался без храма. Иерусалимский храм был изначально ограблен, осквернения продолжались многие столетия, позже царь Вавилонский довершил расхищение храма и уничтожил здание огнем. Люди стали идолопоклонниками и в целом нечестивыми, Господь отверг их и их святилища. Нечто подобное мы наблюдаем сегодня…

http://pravoslavie.ru/90009.html

Когда об этом узнала святая царица Ирина, она вместе с сыном Константином пришла к нему за советом. Святитель указал на сенатора Тарасия, как на возможного преемника, обладавшего несомненными достоинствами, необходимыми на тернистом пути Предстоятеля Церкви. По словам святого Павла, сенатор Тарасий был «силен жезлом разума еретическое лжесловесие отгнати, упасти же добре словесное Христово стадо, и собрати е в едину правоверия ограду». Вскоре святой Павел публично исповедал свой грех , и так в покаянии преставился к Богу. Царица Ирина собрала совет и народ для избрания Патриарха. Все единодушно говорили: «Никто другой не может быть, кроме Тарасия» 23 . Тогда святой Тарасий отвечал: «Вижу расторженную и разделенную Божию Церковь , восток же и запад вся дни проклинают нас: люта есть клятва и отсечение от Царствия Божия. Если будет собран Вселенский Собор, и все согласно соединимся в вере (как Крещение едино, так и вера должна быть едина, ибо ничто так не угодно Богу, как пребывать всем в единстве веры и любви), то согласен, хотя и недостоин и неискусен, принять управление Церковью. Если же не будет Вселенского Собора и не истребится еретичество, и вера со всеми Православными Восточными и Западными Церквами не соединится, то я проклятым и осужденным быть не хочу и патриаршество принять не согласен, ибо никакой царь не изымет меня от Божия суда и вечной казни». При всеобщем согласии, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси, святой Тарасий, в короткое время прошел все иерархические ступени и в 784 году был возведен на патриарший престол. В 787 году в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор под председательством святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского. Присутствовало на Соборе 367 епископов. Деяниями Собора было утверждено почитание святых икон. Те епископы, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью. Деяния Собора были красноречиво восхвалены сицилийским диаконом Епифанием. В обращении к Собору, святому Патриарху Тарасию, городу Никее и ко всей Кафолической Церкви говорится: «Радуйся и ты, разлившаяся по всему земному шару Кафолическая Церковь ; торжествуй и веселись о собрании детей своих; сними с себя раздранное рубище и оденься в неповрежденную тунику Православия и единения. Тебе как Невесте Царя веков, Сына и Слова Божия прилично носить живописно сделанный человекообразный образ Его, чтобы видно было, что ты – Невеста Царская. Прилично тебе также иметь внутри себя живописно сделанные иконы всех святых апостолов и пророков, исповедников, Патриархов, святых отцов, также и мучеников, а равно всего сонма благочестивых мужей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010