Сразу же возникли две церковные партии: одна была привержена патриарху Фотию, другая выступало за низложенного патриарха Игнатия. Гораздо более значительную борьбу, чем с партией своих византийских противников, патриарху Фотию нужно было выдержать с Римом. После событий иконоборческий эпохи и политических событий, приведших к созданию Западной империи, сложились новые отношения между Римом и Константинополем. Этого могли не заметить только зилоты, которые в своем ослеплении продолжали апеллировать к Риму во всех случаях, считая его по-прежнему высшей церковной инстанцией и не замечая того, что такое отношение к Риму означает измену существенным интересам своей собственной Церкви. Значение перемен, которые произошли между Западом и Востоком, были ясны св. царице Феодоре и патриарху Мефодию, которые сами по себе не имели никакого расположения к Риму (св. Мефодий даже происходил из Сицилии) и вели церковные дела совершенно независимо от Рима. Если св. Ирина перед тем, как восстановить иконопочитание, считала нужным советоваться с Римом, то св. Феодора и патриарх св. Мефодий действовали совершенно независимо, вовсе не считая Рим главой Вселенской Церкви. Но решающий шаг в этом развитии отношений с Римом в сторону полного освобождения от его влияния, в сторону независимости константинопольской Церкви (речь шла не о разрыве, а об автокефалии, хотя это термин более позднего времени) сделал патриарх Фотий. Поначалу патриарх Фотий не хотел и не ожидал столкновения с Римом. Он был занят борьбой с партией приверженцев патриарха Игнатия. Став патриархом, Фотий послал папе известительную грамоту, синодик, в надежде на то, что признание со стороны папы поможет ему утвердиться в отношении партии игнасиан. Однако вскоре после избрания Фотия на патриаршество в Константинополе папой римским стал Hukoлaй I. Он был проникнут сознанием вселенского значения Рима и стремился утвердить власть Рима над всей Вселенской Церковью. Противники патриарха Фотия апеллировали к Риму, и папа Hukoлaй I счел возможным вмешаться в константинопольский спор как верховный судия. Hukoлaй I высказался в пользу Игнатия и отказался признать Фотия законным патриархом, признав его возведение на патриаршество совершенно не каноническим — не только потому, что это возведение произошло при жизни патриарха Игнатия, но и по той причине, что Фотий был возведен на патриаршество сразу из мирского звания. С западной точки зрения это было недопустимо, хотя мы знаем, что в константинопольской Церкви в разные времена (и в 4, и в 8 веках) такие назначения происходили. Таковы были назначения патриархами свв. Тарасия и Никифора, которые в течение нескольких дней были возведены в самый высокий церковный сан из мирян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

6-го числа Св. Фотия, патриарха Константинопольского «Прежде всего призывали меня к добродетели отец, который для православия и истинной веры, отказавшись от богатства и почестей, согласился все вытерпеть и скончался мученически в изгнании, и матерь Боголюбивая, привязанная к добродетели и ревностная, ни в чем не отстававшая от своего супруга»... Так пишет о себе Фотий и вместе с тем являет собою жизнь, высота которой действительно почерпнута из непреложно-спасительного источника: христианского воспитания, полученного от родителей. Выдвигающийся между современниками своими необычайным умом и изумительным многосторонним научным образованием, – даже враги его отзывались о нем: «сведениями почти во всех свободных науках светских он столько отличался, что по праву мог быть признаваем за славу своего века и даже мог спорить с древними», – Фотий выше всего, однакоже, ставил предметы св. веры. «Наши благородные музы, – писал он, – столько же выше муз еллинских, сколько благородный дух превосходит жизнь рабскую, а истина – ложь». Внук св. Тарасия, патриарха Цареградского, состоявший в родстве с царским домом, бывший начальником гвардии и первым государственным секретарем в сенате, Фотий с молодых уже лет был поставлен на блистательном поприще, но не увлекался им; иночество более соответствовало стремлениям души его к уединению, углублению в себя, внутреннему деланию. Но и духовного высокого сана он не искал и уклонялся от него всеми силами, когда последовало избрание его в патриархи. Вот какими письмами отзывается Фотий на это избрание: «Приступают ко мне собором избранные из клира, епископов и митрополитов, и впереди их и вместе с ними благочестивый император... Не отступали от меня, доколе не совершили дела, мною нежеланнаго, а им приятнаго»... (письмо к патр. Антиох.). И в письме в Варде: «Не испытав на деле, я чувствовал себя недостойным степени архиерейского... В то же время смущало меня ожидание неприятностей, ныне обуревающих душу мою. Колеблемый и томимый ими, я плакал, молил, употреблял все меры, чтобы отклонить от себя избрание»... В письме к папе Николаю: «я, как виновный, содержим был под стражею; приговор о мне был положен против моего желания; я плакал, умолял, терзался, когда возводили меня в сию должность. Это знают все».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Деньги, бывшие при нем, роздал; послал письмо к хозяину своему, благодарил его за выкуп от варваров и выражал сожаление, что не успел отслужить ему; просил прощения у всех христиан; поручал уведомить об его участи родителей его и совершать по смерти обычное помино­вение, – и таким образом всеми помышлениями своими готовился к мученичеству. Подвиг не замедлил... Народ требовал казни мнимого отступника. Визирь должен был представить дело султану. Тот постановил при­говор: принять ислам или – казнь. Как на праздник, спешил на казнь верный христианин и, преклонив свою голову со словами: «Господи! В руки Твои предаю дух мой!» – под третьим ударом меча скончался... (5-го февраля 1774 г.). Христиане купили останки его и с великим торжеством предали их погребению на кладбище Живоносного источника. День шестой. Память святителя Фотия, патриарха Константинопольского «Прежде всего призывали меня к добродетели отец, который для Православия и истинной веры, отказавшись от богатства и почестей, согласился все вытерпеть и скончался мученически в изгнании, и ма­терь боголюбивая, привязанная к добродетели и ревностная, ни в чем не отстававшая от своего супруга... » Так пишет о себе Фотий и вместе с тем являет собою жизнь, высо­та которой действительно почерпнута из непреложно-спасительного источника: христианского воспитания, полученного от родителей. Выдвигающийся между современниками своими необычайным умом и изумительным многосторонним научным образованием, – даже враги его отзывались о нем: «сведениями почти во всех свободных нау­ках светских он столько отличался, что по праву мог быть признаваем за славу своего века и даже мог спорить с древними», – Фотий выше всего, однако же, ставил предметы святой веры. «Наши благородные музы, – писал он, – столько же выше муз эллинских, сколько благо­родный дух превосходит жизнь рабскую, а истина – ложь». Внук святителя Тарасия, патриарха Цареградского, состоявший в родстве с царским домом, бывший начальником гвардии и первым государственным секретарем в сенате, Фотий с молодых уже лет был поставлен на блистательном поприще, но не увлекался им; иночество более соответствовало стремлениям души его к уединению, углублению в себя, внутреннему деланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аристен . Правило 30е. Сделавшийся епископом через светских начальников по извержении да будет отлучен. И этот, как соделавший великий грех , и извергается и отлучается. Ибо имеющий принять хиротонию в епископа должен быть поставлен всеми епископами, находящимися в епархии; или, если неудобно всем собраться вместе, непременно хотя бы тремя епископами с согласия и отсутствующих. Вальсамон . 2 настоящих правила 29 и 30 не только извергают, но и от общения отсекают, то есть, отлучают тех, которые сделались епископами, или пресвитерами, или диаконами за деньги, а равно и тех, которые сделались епископами при посредстве светских начальников. Ибо благодать Всесвятого Духа, как сказано, не продается. И послание святого Тарасия, патриарха Константинопольского , к папе Адриану говорит, что еретик Македоний, богохульствовавший, якобы Дух Святый занимает служебное положение, извинительнее того, кто продает или покупает за деньги дарование Всесвятого Духа, потому что продающий продает как господин, а покупающий отдает свои деньги, чтобы сделаться господином. А окружное послание святейшего патриарха Геннадия подвергает таковых и анафеме в следующих словах: и так да будет и есть, отвержен, и всякого священного достоинства и служения чужд, и подвержен проклятию анафемы и дающий, – и приемлющий продаемую благодать Духа, будет ли то клирик или мирянин. И это так. Но может быть, кто спросит: поскольку 30е правило упоминает об одном епископе, а равно и 29 не упоминает об иподиаконах и чтецах; то, как поступит, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом, или, давши деньги, сделается иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го правила , где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их. И послание Геннадия , как сказано, не одних только посвященных подвергает анафеме, но и мирян, сделавших то же зло. Прочти и 2 правило Халкидонского собора , и пятую главу первого титула настоящего собрания, и что в ней сказано.

http://azbyka.ru/pravo/29-apostolskoe-pr...

Значит – наш учебник представляет решение данного вопроса на усмотрение архиерея. Оставляя в стороне внутреннюю доброкачественность даваемого учебником ответа на весьма важный и современный вопрос, мы обратим внимание лишь на метод решения его: учебный ли это метод? Какие юридические основания для решения вопроса здесь предлагаются? – Ссылка на римско-католическое право, на где-то выраженный взгляд Юстиниана, на где-то высказанные мнения Максима Исповедника и патр. Тарасия, на котельеров номоканон: неужели это твердые юридические основания и неужели за —242— такой ответ можно поставить удовлетворительный балл? Нет, это не ответ, а только проблема... Но может быть наше православно-церковное право и в самом деле так бедно, что лучшего ответа и построить нельзя? Обратимся к рекомендованному нами в качестве учебника курсу Преосв. Никодима. Здесь читаем: «Качества, (касающиеся доброго имени) не обусловливаются достоинством рода, от которого происходит известное лицо, а касаются его самого, именно, чтобы его никто не мог упрекнуть в отношении его домашней или общественной жизни ни в чем, что могло бы бросить тень подозрения на его доброе имя. В ветхозаветной церкви недостойным священного служения считался всякий, не происходивший от одного племени и рода (Трул. соб. кан. 33 и толков. на него Зонары и Вальсамона. Афин. Синт. II, 379–381). В новозаветной же церкви каноны запрещают обращать внимание на это, а предписывают принимать в уважение личные качества желающих вступить в клир. Имея это в виду, каноны и допускают принимать в клир даже тех, которые произошли от незаконного брака, если только они сами по себе достойны священного сана и обладают всеми остальными, нужными для этого качествами (Кан. 9 Никифора Константинопольского : о π παλλακδος, διγμων, τριγμων τικτμενοι παδες, ν ξιον ερωσνης πιδεξωνται βον, χειροτονονται (Αф. Син. 227). 62 отв. Вальсамона на вопрос Марка патриарха Александрийского (Ibid. VI, 494). См. также Пидалион 727. Орав. Zhishman, Eherecht и А. Павлов : могут ли незаконнорожденные быть поставляемы на священнослужительские степени? («Цер. Вед.», 1889. 9. Касательно defectus natalium в Р.-Кат. Церкви см. Schulte: Lehrbuch des katholisch. Kirchenrecht III. Aufl. S. 197 2056 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

182. Не прелюбы сотвори (Св. Тарасия, патриарха Константинопольского . Чет. Мин. февр. 25) Некоторые из мужей, не имеющие страха Божия в сердце и готовые на всякую мерзость, нередко оставляют своих жен и беззаконию предаются. Как вы думаете, братие, пройдет таковым мужьям даром их беззаконие или нет? Не знаем, что вы ответите на это, но мы со своей стороны убеждены, что не пройдет и что Господь накажет их и в будущем веке, и в настоящем. И что в будущем накажет, это видно из слова Божия, которое говорит, что «прелюбодеи... Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9, 10 ), а что не пройдет и в настоящем, то мы покажем примером. Греческий царь, иконоборец, Константин Копроним, забыв о святости супружеского союза, «развратися, – сказано, – вельми». И вот он возненавидел свою законную супругу Марию, стал жить беззаконно с некоей Феодотией, а затем захотел сделать последнюю и царицей. Святейший Тарасий, патриарх Константинопольский , услышав о последнем, стал обличать царя и говорил: «Как ты будешь при твоей жизни находящихся под твоей властью учить целомудрию и воздержанию? Как ты станешь наказывать за грехи прелюбодеяния, когда сам пленен беззаконным вожделением? Мы давно знаем твою страсть к блуднице, с которой теперь и явно через беззаконный брак грешить хочешь. Как же мы почтем твою порфиру, когда тебя прелюбодействующим узрим? Как войдешь при твоем грехе в алтарь к Божественному престолу? Как причастишься Святых Таин? Оставь же, царь, свой грех; иначе горе тебе будет и Бог накажет тебя!» Царь не внимал словам патриарха и свой грех продолжал. Чем же кончилось? Вскоре он был лишен престола и послан в заточение; там ему избодены были очи и он от страданий умер. Итак, братие, истина то, что мужьям, оставляющим своих жен, не пройдет даром их беззаконие не только в будущем веке, но и в настоящем. Но эта истина очевидна и без примера, сама по себе. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите: в какой семье больше неприятностей, как не в той, где муж живет беззаконно? Про какую семью больше молвы, как не про ту, где беззаконие свило себе гнездо? Где чаще, как не в развратной семье, дети ходят разутые и раздетые? Где чаще раздаются вопли и стоны, как не в таких же семьях? А от чего то и дело разоряются дома, рассыпаются как прах огромные состояния? От чего чаще всего? Опять чаще всего от беззакония мужей или жен. Так, то, что Господь и в сем веке наказывает прелюбодеев, ясно и само по себе и без приведенного примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Migne, LVI, col. 89, Ballerini, ibid. col. 20. 610 Папа Геласий (492–496) едва ли не последний высказывал протесты против привилегий Константинопольского патриарха, напр. в послании ad episcopos Dardaniae. 612 Hefele, II, 318. Antuqua partriarchalium sedium privillegia renovantes, sacra universali synodo approbante, sancimus ut post Romanam ecclesiam, quae disponente Domino super omnes alias ordinariae potestatis obtinet principatum, utpote mater universorum Christi fidelium et magistra, Constantinopolituna primum, Alexsandrina secundum, Antiochena tertium, Hierosolymata quartum obtineant, servata cuilibet propria dignitate… 613 Дeяh. VII, 154 . Migne, Patrol. cursos complet. Series latina, tom. 96 Col. 1235–6. Адриан пишет, обращаясь к Тарасию: «В вышеупомянутом соборном послании вашей святости мы находим, кроме полноты веры, чистоты исповедания свящ. символа и признания всех шести св. соборов, достойную похвалы и удивления ревность о священных и честных иконах; так как в послании сказано: «приемлю и шесть св. соборов со всеми их канонами, которые законно и божественным образом провозглашены ими, потому что в этих правилах между прочим сказано»... (следует 82 пр. Трулльского собора). (Слова Тарасия: Quia et easdem sanctas sex synodos, Гефеле ошибочно приписывает самому Адриану. III, 317–318). 614 Cap. 35: Idcirco testimonium de sexta synodo Patres in septima protulerunt, ut clarifice ostenderunt, quod jam quando sexta synodus acta est a priscis temporibus sacras imagines et historias pictas venerabantur. Unde sancta synodos fideliter per canones orthodoxe statuens ita constituit dicens (следует 82 пр.) Migne, ser. lat. t. 98, col. 1264. Папа Николай I указывал в послании к императору Михаилу III на трулльские правила; на них ссылался и Сикст V. Считаем нелишним привести здесь подлинный текст посвященного папе Иоанну VIII предисловия Анастасия к переводу VII вселенского собора: Sane notandum est, quaedam in hac synodo (т. e. в VII соборе) ex apostolorum et sextae universalis synodi canonibus et sententiis inveniri, quae penes nos interpretata nec habetur nec admittuntur.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

А послание святого Тарасия, патриарха Константинопольского , к Адриану, папе Римскому, говорит: «Гораздо извинительнее Македонии и нечестивая ересь его последователей – духоборцев, чем дерзающие продавать благодать Святаго Духа: ибо те пустословят, аки бы Дух Святый есть творение и раб Бога и Отца, а сии, как мнится, делают его своим рабом». Ибо продающий что-либо продает как господин продаваемого, а покупающий, желая быть господином покупаемого, ценою серебра приобретает оное. Послание присоединяет, что грех их подобен греху Иуды предателя, – рассуждая таким образом: если Дух единосущен Сыну и равночестен Ему, а Иуда, предавший за серебро Сына, осуждается, то необходимо и продающим Духа потерпеть не меньше наказание, чем и Иуда. Но да приидет «Сирена Церкви», «Лира, услаждающая пением всю вселенную», лучше всякого врача знающий и мудро растворяющий духовные врачества, божественный, т.е. Златоуст, да научит нас и тому, что строгость божественных правил иногда требуется ослаблять, растворяя состраданием. Ибо мы знаем, как купивших золотом хиротонию он лишил священства, а золото велел взять обратно от наследников рукоположившего их, поскольку самого его уже не было в живых (сей Антонин, не устрашившийся предложить на продажу дар Святого Духа, был Ефесский председатель). Обрати при сем внимание на величайшее сострадание святого: ибо те сначала долгое время клятвенно утверждали, что сего никогда не делали, но быв посрамлены явными обличениями, когда им напомнили места, и времена и количества золота, они потом сознались, что так было, и говорили, что они вовлечены были в сие дело не развращенностию нрава, но скорее неопытностию, в том предположении, что существует такой обычай, чтобы освободиться от светского суда, которому были повинны. В наказание за сие «Небесная оная Душа» и «Превосходнейший Истолкователь щедрот Божиих» – не присоединив к извержению и отлучение, как судят божественные правила, не отогнал от Церкви (так как при добровольном признании всегда ослабляется тяжесть наказаний, а при обличении – наказание увеличивается), но, строгость правил растворив кротостию, позволил им причащаться Таин внутри алтаря, думая тем в достаточной мере утешить души их, скорбящие о лишении священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

О правилах святых отцев. Во 2 правиле трулльского собора упомянуто двенадцать отцев, правила коих обязательны для всей церкви, те именно двенадцать отцев, которые упомянуты выше в начале нашего обзора (стр.8-9). Кроме этих двенадцати, имеет еще обязательную для всех силу послание константинопольского патриарха Тарасия о симонии. Как толкователями основных юридических начал, выраженных в Св. Писании и Предании, были соборы, так и толкователями соборных определений были отдельные отцы. Соборные правила представляли общие определения, которые пастыри той или другой поместной церкви должны были применять в отдельных случаях и сообразно с данными обстоятельствами, по своему усмотрению и под личною своею ответственностью. Это применение на практике соборных определений со стороны отдельных пастырей часто делалось явно в их окружных посланиях к пастве своей, в канонических посланиях одного пастыря к другому, в их канонических ответах на поставленные им вопросы и т. д. Глубокие знания канонов отдельными пастырями снискало им всеобщее уважение в церкви, и из их посланий или других сочинений заимствованы соответствующие места, которые представляют собою возвышенные правила пастырского управления и как таковые были приняты и одобрены для всей церкви и вместе с правилами соборов вошли в состав общих церковных канонических сборников Различие между правилами отцев и соборов вполне точно изображает один из наилучших канонистов нового времени следующим образом: " Различие это между правилами соборов и отцев заключается в том, что соборы простирали свою законодательную власть на высшие стороны в церкви, определяли порядок и законы самого управления ее, касались ее иерархии, произносили свой верховный суд на самые правительственные в ней лица; а отцы по частям излагали свои определения относительно разных частных предметов, более лиц управляемых в церкви, и суда, более духовного, нежели внешнего, официального; касались дел, более нравственных, нежели правительственных в церкви " Правила отцев первоначально не были изданы в виде отдельных законодательных постановлений, но они представляли или извлечения из различных сочинений отцев, или же, главным образом, отправленные ими к отдельным лицам послания, которые, в виду их содержания, были названы " каноническими посланиями " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

сер. с печатного листа за статьи оригинальные, и от 15 до 20 за переводы, если они редакцией будут признаны достойными помещения в журнал. 4) Поскольку этот журнал, по своему совершенно специальному назначению, не может быть интересен большинству читающей публики, то просить его высокопреосвященство об архипастырском содействии к распространению журнала. А между тем, известить публику посредством особого печатного объявления, которое предварительно представить па утверждение его высокопреосвященства. 5) Для усиления средств и пособий по изданию журнала представить его высокопреосвященству об исходатайствовании для казанской академии книг всех изданий до 1700 г.; книг, изданных за границей и необходимых для перевода, или составления ученых статей, для чего приложить к представлению и каталог сих книг. А кроме того выписать периодические издания западных миссионерских обществ, как напр. Annales de la propagation de la foi и т. д. 6) До получения в собственность означенных книг просить правление московской духовной академии, чтобы оно благоволило выслать в редакционный комитет при казанской академии на время, те тома Acta sanctorum, в которых заключается жизнь св. Тарасия патриарха константинопольского, Саввы освященного и Максима исповедника , т. е. месяцы январь, февраль, и декабрь, потому что перевод их должен начаться немедленно по открытию редакционного комитета. 7) Редакционному комитету дозволить заимствоваться на первый раз для покрытия расходов по изданию журнала экономическими суммами академии до 1000 руб. сер. с уплатой их в свое время, а суммы, имеющие принадлежать комитету, хранить в казнохранилище правления. (См. дело 1854 и 1855 г. 4-й об учреждении редакционного комитета при казанской духовной академии и о составе оного). Что касается устройства самого редакционного комитета, то первым пунктом этого журнала правление его определено было составить из пяти редакторов,– одного главного, которым должен быть всегда ректор академии, и четырех частных, которыми на первый раз, по мнению правления, могли быть инспектор архимандрит Серафим, бакалавр иеромонах Вениамин и профессор философии Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010