В нынешнее время общего шатания, смущения умов и развращения особенно требуется от нас, чтобы мы исповедовали истинное учение Церкви, не взирая на лица слушающих и на окружающее нас неверие. Если ради приспособления к заблуждениям века сего мы будем замалчивать истину или преподавать извращенное учение во имя угождения сему, то ищущим истину мы подлинно давали бы камень вместо хлеба. Чем выше стоит тот, кто так поступает, тем больший порождается им соблазн и тем тяжелее могут быть последствия. По этой причине у нас вызвало большую скорбь чтение т. н. «Фиатирского Исповедания», недавно изданного в Европе с особым благословением и одобрением со стороны Св. Синода и Патриарха Константинопольской Церкви. Мы знаем, что автор этой книги, Преосвященный митрополит Фиатирский Афинагор, ранее проявлял себя как защитник православной истины, и тем менее могли ожидать с его стороны такого исповедания, которое далеко отстоит от Православия. Однако если бы это было только его личным выступлением, мы не стали бы писать о нем. Нас побуждает к этому то, что на труде его лежит печать одобрения всей Константинопольской Церкви в лице Патриарха Димитрия и ее Синода. В особой патриаршей грамоте на имя Митрополита Афинагора значится, что его труд был рассмотрен особой Синодальной комиссией. После одобрения его этой комиссией Патриарх согласно постановлению Синода дал благословение на опубликование этого, как он пишет, «замечательного труда». Итак, ответственность за этот труд с Митрополита Афинагора переносится уже на всю Константинопольскую иерархию. Наши прежние «Скорбные Послания» уже выражали ту печаль, которая охватывает нас, когда с престола Святых Прокла, Иоанна Златоуста , Тарасия, Фотия и многих других Святых Отцов мы слышим учение, которое они, несомненно, осудили бы и предали анафеме. Горько писать это. Как хотели бы мы с престола Константинопольской Церкви, родившей нашу Русскую Церковь , слышать слово церковной правды и исповедание истины в духе ее великих святителей! С какой радостью мы приняли бы такое слово и передали бы его в научение нашей благочестивой пастве! Напротив, великую печаль вызывает в нас необходимость предупреждать ее о том, что из этого былого источника православного исповедничества теперь исходит гнилое слово соблазна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Но несмотря на то, что сии правила, как я и прежде сказал, утверждены пятью патриархами и послами Римского папы и Римского собора, Римская Церковь не покорилась им и не покоряется доныне. Итак, «семена разделения», посеянные Фокой и Вонифатием, уже прозябали на Трулльском соборе. Теперь посмотрим, что сделал Фотий, или лучше, что с ним случилось. Недавно приведенный мной французский писатель («Толковый словарь...», статья «Фотий») говорит о нем следующее; «Он был высокой породы и глубоких знаний. Его достоинство было причиной того, что в 857 (858) году, будучи мирянином, избран он преемником Игнатия, патриарха Константинопольского, которого император Михаил изгнал, но которого не почитали правильно низложенным. Фотий в шесть дней прошел все церковные степени: в первый день был сделан монахом, во второй чтецом, в третий иподиаконом, в четвертый диаконом, в пятый пресвитером, а в шестой посвящен в патриарха Константинопольского. Вскоре по восшествии на патриарший престол он председательствовал на соборе, на котором Игнатий низложен». Впоследствии папы рукоположение Фотия почитали незаконным, впрочем, оно могло быть оправдано примерами Нектария, Тарасия (и Никифора) патриархов Константинопольских и святого Амвросия Медиоланского . Оно и объявлено законным в 861 году на соборе более трехсот епископов, между которыми первенствовали послы папы Николая I. Игнатий снова был низложен». Дополним сие свидетельство западного писателя некоторыми обстоятельствами, требующими особенного внимания. Фотий, будучи одним из первых чиновников государства, не имел нужды искать патриаршества Константинопольского, а, предвидя свои бедствия в сем достоинстве, писал к папе Николаю I (Ер. Ill, VI), что желал бы лучше смерти, нежели патриаршества. – Игнатий еще прежде избрания Фотия подписал свое отречение от престола. – Фотий приступил к соборному низложению Игнатия потому, что сообщники сего последнего, собравшись в храме Ирины, хотели низложить невинного Фотия. – Но и после первого собора, уступая сообщникам Игнатия, Фотий готов был отрясти прах на своих гонителей и оставить престол (Ер. III, VI, VIII), если бы ему то позволили. – На втором соборе, как Игнатий, быв приведен в Константинополь, сужден и осужден; так Фотий выслушан и признан ни в чем невинным, и римские послы подписали сие деяние. Сей собор именуют Вселенским: Гемист, Вриенний, Валсамон, Зонар, Аристен, Нил Солунский, Нил митрополит Родосский, Матфей Властарь , Макарий Анкирский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

    3 поколение: 1. Преподобные Анастасий Синаит и Андрей Критский. 2. Синай (Палестина, Сирия). 3. Творения Преподобного Анастасия Синаита (особенно «Вопросы и ответы» и «Слово на Преображение»). Поучения и песнопения Преподобного Андрея Критского, Деяния VI Вселенского Собора. VIII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Исаак Сирин, Святой Герман, Патриарх Константинопольский. 2. Сирия (и Палестина), Константинополь.     3. Поучения Святого Исаака Сирина (там же о жизни современных ему Подвижников), Творения Германа Константинопольского, Житие Преподобномученицы Феодосии, Творения Иоанна Дамаскина (ранние).     2 поколение: 1. Святой Иоанн Дамаскин, Преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские Подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения Святого Иоанна Дамаскина и Космы Манумского, Жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина.     3 поколение: 1. Преподобный Платон Исповедник (и Преподобный Феодор Студит), Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, Преподобный Феофан Сигриан, Преподобный Стефан Чудотворец. 2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о Преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью Житие Феодора Студита). Житие Святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие Преподобного Стефана Чудотворца. IX ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Феодор Студит, Святой Никифор, Патриарх Константинопольский, Преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, Святой Феодор Эдесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и Жития Феодора Студита и Патриарха Никифора. Жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского.     2 поколение: 1. Преподобный Иоанникий Великий, Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия (Палестина). 3. Жития: Преподобного Иоанникия Великого, Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; Святого Мефодия, Патриарха Константинопольского, Житие и творения Святого Феодора Едесского, Житие Николая Студита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(9) Во едину Святую, Соборную [=Кафолическую] и Апостольскую Церковь. (10) Исповедую едино крещение во оставление грехов. (11) Чаю воскресения мертвых (12) и жизни будущаго веκα. Аминь. Символ веры считается основополагающим вероучительным текстом и звучит на каждой литургии. Все христиане знают его наизусть. В католической церкви в 8-й член Никео-Константинопольского символа с XI в. устойчиво добавляется слово Filioque (Et in Spiritum Sanctum (...) qui ex Patre Filioque procedit – «И в Духа Святаго (...) Иже от Отца и Сына исходящаго»), Первое свидетельство о появлении Filioque в Западной церкви восходит к так называемому Symbolum Quicumque 6 (так называемый Афанасьевский Символ веры ). Этот документ, авторство которого приписывается Афанасию Великому , известен лишь с начала V в., так что принадлежность его Афанасию спорна (есть еще точки зрения, которые приписывают Symbolum Quicumque западным отцам – Амвросию Медиоланскому , Августину или Викентию Лиринскому ). О Св. Духе в этом Символе сказано: Spiritus Sanctus a Patre et Filio: non factus, nec creatus, nec genitus, sed procedens («Святой Дух – от Отца и Сына: не создан, не сотворен, не рожден, но исходит»). В Испании, где кафолической Церкви приходилось активно бороться с завоевателями – арианами-вестготами, Symbolum Quicumque с Filioque был принят в VI в. (видимо, чтобы тверже подчеркнуть тезис о единосущии Отца и Сына); он был утвержден на III Толедском соборе (589 г.). Из Испании Filioque проникает в государство Каролингов, и император Карл Великий становится активным его защитником – особенно после 787 г., когда потерпел неудачу проект брака между наследником Византийского престола Константином и дочерью Карла Ротрудой. В противовес решениям Никейского (VII Вселенского) собора, на котором был представлен почти исключительно один Восток, Карл в 792 г. направил папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе, причем главнейшим «грехом» собора Карл считал одобрение византийской формулы о том, что Святой Дух исходит только от Отца, и настаивал на прибавлении к этой формуле Filioque. В 794 г. Filioque принял созванный Карлом церковный собор во Франкфурте, осудив при этом Константинопольского патриарха Тарасия (784–806) за употребляемую им формулу per Filium («через Сына»), Карл стал инициатором созыва соборов в Чивидале (796 г.) под председательством тесно связанного с франкским королевским двором Павлина II, патриарха Аквилейского, которому было поручено опровергнуть «византийскую формулу», и в Аахене (809 г.), на котором председательствовал лично. Собор в Чивидале включил Filioque в Символ веры под предлогом борьбы с адопционизмом (хотя ранее, на поместном соборе 791 г., Павлин добился осуждения прибавлений к Символу веры ); Аахенский собор постановил, что «Святой Дух нисходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правила обоих последних поместных соборов причислены к общему церковному канону не высшею церковною властью, a, по всей вероятности, самим патриархом Фотием, по делу которого они и созывались. Примечание. В состав церковного канона входят еще правила следующих св. отцов: Дионисия епископа Александрийского (ум. 264г.), Петра епископа Александрийского (ум. в нач. IV в.), Григория Неокесарийского (ум. 272г.), Афанасия Великого епископа Александрийского (ум. 373г.), Василия Великого архиепископа Кесарийского (ум. 379г.), Григория Нисского (ум. около 390г.), Григория Богослова (IV в) и Амфилохия епископа Иконийского (IV в.), Тимофея и Феофила – епископов Александрийских (IV в.), Феофила и Кирилла – архиепископов Александрийских (V в.), Геннадия патриарха Константинопольского (V в.) и Тарасия патриарха Константинопольского (VIII в). Древний церковный канон обязателен для всех православных христиан, из которых никто не в праве изменять, дополнять или отменять его по своему произволу. Но этого права никогда не утрачивала и не утрачивает законодательная власть самой Церкви, которая может по своему усмотрению, изменять и совсем отменять в своих прежних церковнопрактических (а не догматических) постановлениях то, что она найдет нужным по обстоятельствам времени и потребностям церковной жизни. (См. выше§5, п.1). § 7 . Практика древней вселенской Церкви, как источник обычного церковного права Кроме положительного церковного канона, в деле церковного благоустройства имеет весьма большое значение так называемая практика церковная, под которою обыкновенно разумеют постоянное действе в церковной жизни одних и тех же благочестивых правил, обрядов и обычаев, утвердившихся с самых первых времен христианства. Число правил, сохраненных Церковью путем практики незаписанными, гораздо больше, чем писанных. Если бы, говорит св. евангелист Иоанн Богослов, писать подробно обо всем, что сотворил Иисус, то, думаю, и самому миру не вместить бы писанных книг (21, 25. Срав. Деян.1:3 . Лук.1:1 ; 2Тим.1:2,13 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Какие при этом наблюдались обряды, и в чем, вообще, состояло освящение храмов, оскверненных еретиками и язычниками, прямых и положительных свидетельств обо всем этом от древнехристианской практики до нас не сохранилось, но, от XII в., в греческих богослужебных памятниках сохранились уже записи особых молитв на очищение храма, осверненного еретиками, причем, некоторые из этих молитв приписываются известному борцу против иконоборческой ереси, патриарху Тарасию 198 . Особые молитвы на очищение оскверненного еретиками храма, знала и наша древнерусская богослужебная практика. В частности, рукописные требники XVI в. указывают на случай освящения храма, «оскверншегося от еретик« несколько молитв: «Боже сил, иже престол имеяй небо» (надписывается именем Никифора, патр. Константинопольского); «Владыко, Господи Боже наш, молим Тя, милостивого и благоуветливого, о гресех наших« (в надписании имеет имя Констант. патр. Тарасия) и «Господи, Боже наш, иже храм сей показавый в жилище Твое» 199 . Все означенные молитвы взяты из греческих евхологиев 200 . Они присоединялись, по нашим рукописным требникам, к малому освящению воды, после коего совершалось кропление алтаря и всего храма. Такой же точно порядок «отверзения церкви, от еретик оскверншейся» напечатан и в наших Больших Потребниках дониконовского времени 201 . В практике югозападной церкви, до м. Петра Могилы , при рассматриваемом случае освящения церкви, употреблялись некоторые из перечисленных молитв 202 . В Требнике м. Петра Могилы мы находим уже довольно сложный «чин отверзения и очищения церкве, от безбожных язык, или от еретиков, или от отступников оскверненной» 203 . Хотя этот чин и надписывается здесь именем Никифора Исповедника, патриарха Константинопольского, но, думается, в целом своем виде он не мог принадлежать означенному церковному автору: имя патр. Никифора поставлено в заголовке чина потому, что этому отцу приписывается одна из молитв рассматриваемого чинопоследования. Не могли мы подыскать оригиналов для этого чинопоследования и, вообще, в греческой богослужебной письменности, равно, как ничего подобного этому чину не встречается и в наших северорусских требниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Писания (ок. 367 г.) и с) к Руфиниану (ок. 370) о принятии в церковь еретиков 558 ; 5) Василия Великого († 379) 92 правила, составленные из восьми посланий и «Книги о Св. Духе»: три послания к Амфилохию Иконийскому представляют первых 85 правил, отрывок из четвертого представляет 86, послание к Диодору Тарсскому – 87, послание к Григорию пресвитеру – 88, послание к хорепископам – 89, послание к подчиненным ему епископам – 90, отрывок из 27 главы книги о Св. Духе – 91 и отрывок из 29 главы той же книги – 92-е 559 . 6) Григория Нисского († 395) послание (нап. ок. 390) к Литоию, еп. Мелитинскому, в Армении, излагающее психологическую теорию 560 церковного покаяния в систему церковных запрещений, как врачества душевных болезней или грехов, и разделенное на 8 правил: 7) Григория Богослова († 389) и 8) Амфилохия Иконийского († 395) стихотворное перечисление канонических книг Ветхого и Нового Завета; 9) Тимофея Александрийского († 385), 18 вопросо-ответов о различных предметах церковной практики 561 ; 10) Феофила Александрийского († 412) 14 правил, в состав которых входят: а) «Провозглашение о посте в навечерие праздника Богоявления», b) наставление Аммону о различных случаях из церковной практики, с) ответ Афингию (или Афигию) о кафарах (новацианах); d) предложение епископу Агафону по одному брачному делу, и е) предложение еп. Мине о допущении к церковному общению некоей Кирадии, которую отлучили от Церкви пресвитеры села Гемины; 11) Кирилла Александрийского († 444) послание к Домну, патриарху Антиохийскому, разделенное на 3 правила, о восстановлении еп. Петра, и послание к епископам Ливии и Пентаполя, разделенное на 2 правила, о кандидатах к посвящению и о допущении отлученных оглашенных к крещению, если они находятся при смерти; и наконец 12) Геннадия Константинопольского († 471) и бывшего при нем собора в 459 году послание к папе о симонии 562 . В последствии к правилам этих св. отцов стало присоединяться еще послание Тарасия, патриарха Константинопольского († 809) к папе Адриану тоже против симонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

С именем Патриарха Фотия связано три Константинопольских Собора IX века: 861, 869 и 879 годов. Первый из них, Двукратный, состоявшийся в храме Святых Апостолов в присутствии императора Михаила III, папских легатов и 318-ти епископов, утвердил избрание Фотия на патриаршую кафедру и низложение святого Игнатия. Собор 869 года, по настоянию папы, отменил постановление предыдущего Собора и объявил о низложении святого Фотия и восстановлении на столичной кафедре Игнатия. Константинопольский Собор 879 года был созван в храме Святой Софии. Он проходил под председательством восстановленного в патриаршем достоинстве святого Фотия уже после кончины святого Игнатия. В Соборе участвовали 383 отца Восточной и Западной церкви. Собор восстановил прерванное общение между Восточной и Западной Церквями. Каждый из этих Соборов издавал каноны. Католическая Церковь признаёт собор 869 года за VIII Вселенский. Напротив, Православная Церковь придаёт каноническое значение лишь правилам Двукратного Собора и Собора в храме Святой Софии, отвергая Собор 869 года. Некоторые же православные богословы и церковные историки, в частности, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошенин), приравнивают Константинопольский Собор 879 года по его значению для Церкви ко Вселенским соборам 90 . Двукратный Собор издал 17, а Собор в храме Святой Софии – 3 правила. 6.8. Правила святых отцов Помимо канонов святых отцов доникейской эпохи, в канонический свод вошли правила ещё девяти отцов, упомянутых во 2-м правиле Трулльского Собора: святых Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Амфилохия Иконийского , Кирилла Александрийского , Геннадия Константинопольского , а также Тимофея и Феофила Александрийских и Каноническое послание святого Тарасия Константинопольского , жившего уже после Трулльского Собора. Святой Афанасий Великий († 372 г.), борец за Никейскую веру, названный отцом Православия, автор целого ряда догматических, апологетических и полемических творений. В канонический свод вошли три его послания: к Аммуну-монаху о невольно осквернившихся (356 г.), к епископу Руфиану о присоединении к Церкви отпавших ранее в ереси (370 г.) и «Послание о праздниках» (367 г.), в котором даётся перечень священных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вселенскими Соборами утверждены и даны в руководство всей Церкви постановления некоторых из поместных Соборов, бывших в период вселенских Соборов (за исключением, впрочем, весьма немногих правил, отмененных вселенскими Соборами). Следовательно, эти постановления имеют в церковном праве значение, равное с постановлениями вселенских Соборов. Таковы правила следующих восьми поместных Соборов Правила Карфагенского Собора составляют свод постановлений многих прежних Африканских поместных Соборов, пересмотренный и подтвержденный на Карфагенском Соборе в начале V века (421 г.); Вместе с этими правилами были приняты вселенской Церковью (на Трулльском Соборе) и получили общеобязательную силу: а) правила св. Апостолов, числом 85; б) правила некоторых знаменитейших Отцов Церкви, извлеченные из их различных посланий, бесед, постановлений, распоряжений и т.п. Трулльский Собор поименовывает следующие правила св. Отцов,- III -го века: Дионисия Александрийского, 4 правила; Петра Александрийского, 15 правил; Григория Неокесарийского, 12 прав.; Отцов IV - го века: Афанасия Александрийского, 3 послания; Василия Великого, 92 пр.; Григория Нисского, 8 пр.; Григория Богослова, 1 пр.; Амфилохия Иконийского, 1 пр.; Тимофея Александрийского, 18 вопросов и ответов; Феофила Александрийского, 14 пр.; Отцов V - го века: Кирилла Александрийского, 5 пр.; Геннадия Константинопольского, 1 послание. Эти правила восточных отцов Церкви римская Церковь не признает обязательными для себя. К вышеозначенным правилам поместных Соборов и св. Отцов Церковь присовокупила после VII вселенского Собора: а) послание константинопольского Патриарха Тарасия (председателя VII вселенского Собора) и б) правила двух поместных Константинопольских Соборов, бывших при Патриархе Фотии. Первый из них (в 861 г.) называется двухкратным, потому что собирался два раза, после перерыва, для обсуждения одного и того же предмета (по делу Фотия); он постановил 47 правил. Второй (в 879 г.) назван у нас бывшим в храме Премудрости Слова Божия (т.е. в Софийском): он происходил также по делу Фотия и постановил 3 правила. Римская Церковь не признает этих Соборов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Скончался святитель в 784 году, через 4 месяца после отречения. По преданию, перед кончиной Павел назвал своим преемником святителя Тарасия . По некоторым данным, он был погребён в женском Ромейском монастыре, в Петрионе во имя святого Стефана. Несмотря на высокую оценку, даваемую Павлу IV в иконопочитательской литературе, свидетельств о прославлении его как святого крайне мало. Память патриарха " Павла Нового " отмечена в некоторых списках Синаксаря Константинопольской Церкви и в Типиконе Великой церкви под 31 августа и 2 сентября вместе с памятью архиепископов Константинопольских Александра и Иоанна IV Постника . Очень часто Павла IV путают с Павлом III . По отношению к обоим святителям употреблялось именование " Новый " ; память Павла III в Синаксаре Константинопольской Церкви упоминалась в том числе и в тот же и в соседний дни, что и Павел IV - 30 августа и 2 сентября . Это привело к тому, что в современных греческих синаксарях под 30 августа буквально говорится, что неизвестно, кто именно из святителей - Павел III или Павел IV - вспоминается в этот день ; а в календаре на официальном сайте Элладской Православной Церкви под 30 августа дано имя Павла III, но с датой кончины Павла IV . Молитвословия Тропарь святителей, архиепископов Константинопольских Александра , Иоанна и Павла Нового, глас 3 , из греческой Минеи Таинницы небеснии показавшеся,/божественнии изъявителие миру явистеся,/Церковь Христову упасше богоизрядно,/священне Александре, Троицы поборниче,/Иоанне славне, благодатию воспитанный,/и Павле, иереев верше.//Темже вас восхваляем. Кондак, глас 3 Троицу днесь иерархов преподобных/священными песньми восхвалим вси./Сии бо, яко строители Неизреченных,/подают благодать приснотекущую вопиющим:/О, Александре всеблаженне,/и Иоанне со Павлом, радуйтеся. Использованные материалы   См., напр.: " γιος Παλος νος, Πατριρχης Κωνσταντινουπλεως "http://Страница греческого сайта Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), .

http://drevo-info.ru/articles/23472.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010