Впосл. в Библии при описании истории правления Северного царства большинству израильских царей вменялось в вину следование «грехам Иеровоама» (см., напр.: 3 Цар 15. 30; 16. 31 и т. д.). Итогом выбранного И. пути стало предание Господом Израильского царства в руки Ассирии (4 Цар 17. 21-23). Изображение И. как главного виновника неверного выбора исторического пути для своего народа типологически перекликается с жизнеописанием др. ближневост. правителей (напр., Нарам-Син, Набонид, Ибби-Син, Шульги). Нек-рые комментаторы усматривали в словах из Книги Екклесиаста: «Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы» (Еккл 4. 13) - последствия происшедшего между И. и Соломоном конфликта ( Malamat. P. 262-263; Seow C. L. Ecclesiastes: A new transl. with introd. and comment. N. Y.; L., 1997. P. 190). Согласно талмудическим источникам, религ. политика И. не получила поддержки только в колене Дана (Бэмидбар Рабба. 2. 10). Никто из священников не пожелал совершать богослужение в новых святилищах, поэтому И. пришлось привлекать для богослужения случайных людей (Авода Зара. 39a). Чтобы воспрепятствовать паломничеству народа в Иерусалим, он был вынужден выставить на границах с Иудеей охрану, к-рая убивала всех нарушающих этот запрет (Санхедрин. 102a). В экзегезе ранней Церкви И., разделивший царства из зависти ( Greg. Nazianz. Or. 36), стал прообразом раскольников и еретиков, разделяющих единое тело Церкви Христовой ( Cypr. Carth. De unit. Eccl. 6; Iren. Adv. haer. IV 26. 2). Лит.: Bright J. History of Israel. L., 19664; Hayes J., Miller M. Israelite and Judean History. L.; Phil., 1977; Ahlström G. W. Royal Administration and National Religion in Ancient Palestine. Leiden , 1982. (Studies in the History of the Ancient Near East; 1); Evan C. D. Jeroboam//ABD. Vol. 3. P. 742-745; Halevy E. E. Jeroboam I//EJud. Vol. 11. P. 140 - 141; Malamat A. History of Biblical Israel: Major Problems and Minor Issues. Leiden etc., 2001; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого храма. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/293676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД прор., 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец (пам. в Неделю по Рождестве Христовом, в Соборе святых отец и в Соборе святых праотец; пам. зап. 29 дек.). Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи - империи, к-рая простиралась от Египта до Месопотамии. Д. царствовал 40 лет, из к-рых 7 лет и 6 месяцев - над Иудеей в Хевроне и 33 года - над всем Израилем и Иудеей в завоеванном и отстроенном им Иерусалиме (2 Цар 5. 4-5, 2. 11; 3 Цар 2. 11). Имя Д.- евр.  или   - встречается 1023 раза в ВЗ и 59 раз в НЗ. Оно засвидетельствовано в старовавилонском -   (нач. II тыс. до Р. Х.) и, возможно, в моавитянском -   (IX в. до Р. Х.). В надписях из архива Мари слово   употребляется в качестве титула со значением «военачальник», «главнокомандующий» или «победитель». Это обстоятельство позволило предположить, что Д.- это титул или имя, полученное при интронизации ( Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 183). Возможно, изначально собственное имя Д. было Елханан, которому в 2 Цар 21. 19 приписывается победа над Голиафом (в 1 Цар 17 его убивает Д.). Такое предположение сопряжено с рядом проблем. Во-первых, имя отца Елханана - Ягаре, а не Иессей, что, впрочем, может быть объяснено ошибкой переписчика, к-рый вместо евр.   - Иессей написал   - Ягаре, заменив на схожее по написанию  . Др. проблема связана с тем, что в соответствии с 1 Пар 20. 5 Елханан (к-рый здесь назван сыном Иаира, евр.    ) поразил не Голиафа, а его брата Лахмия. Обычно версия 1 Пар 20. 5 рассматривается как попытка гармонизации 2 разных сообщений, обнаруживаемых в 1-й и 2-й книгах Царств. Для носителей евр. языка имя Д. могло фонетически сближаться с такими словами, как  ,  , что означает «возлюбленный», «любимец». Это, вероятно, нашло отражение в том, что прор. Нафан дал 2-е имя сыну Д. от Вирсавии Соломону - Иедидиа, евр.   - «возлюбленный Господом» (2 Цар 12. 25). Библейское повествование

http://pravenc.ru/text/168470.html

124 В современной научной традиции эта часть книги ( 3Езд 3–14 ) именуется Четвертой книгой Эзры; об этом см.: Барский Е. В. Богословское осмысление образа Ездры в Ветхом Завете, в межзаветной и апокрифической литературе: Диссертационная работа/Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2010. С. 5–14, 16–17. Машинопись. 125 Тема грядущего наказания грешников является важной, как и в Первой книге Еноха (см. пункт 4.1.2 настоящей главы, с. 71–73). 126 Библия. Современный русский перевод. М., 2011. С. 983. В Синодальном переводе: «в истинном писании» 127 Reiser М. Das Buch in der Apokalypse//Kirchliches Buch- und Biblio-thekswesen. Jahrbuch 2004. S. 71. 129 Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Иерусалим; М., 2002. С. 2. Из них выделяется так называемая Книга притч (гл. 37–71) – она является самой поздней по происхождению; ее текст отсутствует в кумранской книге Еноха. Большинством исследователей она датируется i в. до Р. X. – I в. по Р. X., временем от начала римского владычества над Иудеей до разрушения Иерусалимского храма (63 до Р. X. – 70 по Р. X.) (см.: Лявданский А. К. Апокалиптика//Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2000. С. 27). 130 Датируется Домаккавейским периодом (сер. III – кон. II в. до Р. X.) (см.: Лявданский А. К. Апокалиптика. С. 26–27). 133 2 См.: Лявданский А. К., Барский Е. В. Даниил (Толкования Книги пророка Даниила в межзаветной литературе)//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 26. 135 " Датируется 167–160 гг. до Р. X., периодом восстания Маккавеев (см.: Лявданский А. К. Апокалиптика. С. 27). 136 «Эта аллегория отсылает нас к «рассеянию» израильского народа среди других народов; когда Бог оставил Иерусалим и храм, иудеи попали под власть языческих народов и соответственно их небесных покровителей» (The Book of Enoch, or I Enoch: A New English Edition with Commentary and Textual Notes/Ed. M. Black. Leiden, 1985. P. 271 (Studia in Veteris Testamenti Pseudepigrapha; 7)). 139 Nickelsburg G. W. I Enoch 1. Hermeneia. Minneapolis, 2001. P. 434–450. Этот же прием использован в Апокалипсисе животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

9 . Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику. М.: ПСТГУ; 2011. 10 . Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. 10,000–586 B.C.E. New York; London; Toronto; Sydney; Auckland: Doubleday; 1990. 11 . Вейнберг И. П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.: Еврейский университет; Наука; 1993. 12 . Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. СПб.: РХГА; 2016. 13 . Yadin Y. Megiddo of the Kings of Israel. The Biblical Archaeologist. 1970;33:65–96. 14 . Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: РГГУ; 2000. 15 . Ricœur P.; Valdes M. J. (ed.) A Ricoeur Reader: Reflection and Imagination. New York; London: University of Toronto; 1991. 16 . Alter R. The Art of Biblical Narrative. New York: Basic Books; 1983. 17 . Fish S. Is There a Text in this Class? The Authority of Interpretative Communities. Cambridge, MA: Harvard University; 1980. 18 . Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого Храма. СПб.: СПбГУ; 2005. 19 . Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н.э. СПб.: РХГА; 2014. 20 . Липовский И. П. Библейский Израиль: история двух народов. СПб.: Гуманитарная Академия; 2010. 29 .10.1999.h .// . " . .21 References 1 . Bongard-Levin G. M. (ed.) History of the Ancient East. The genesis of the early class societies and the first centres of slave civilization. Part 2 Western Asia, Egypt. Moscow: Nauka; 1988. (In Russ.). 2 . Noth M. History of the Ancient Israel (Geschichte Israels). St Petersburg: Dmitry Bulanin; 2014 (In Russ.). 3 . de Vaux R. Les Institutions de l’Ancien Testament. Paris: Cerf; 1958. 4 . Finkelstein I., Mazar A. The Quest for the Historical Israel. Debating Archaeology and the History of Early Israel. Atlanta: SBL; 2007. 5 . Ramsey G. W. The Quest for the Historical Israel. Reconstructing Israel’s Early History. London: SCM; 1981. 6 . Davies P. R. In Search of Ancient Israel: A Study in Biblical Origins. London; New York: Bloomsbury T&T Clark; 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

14. N 2. P. 260-274; Hendel R. The Exodus in Biblical Memory//JBL. 2001. Vol. 120. N 4. P. 601-622; Шиффман Л. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. М.; Иерусалим, 20022; Rasmussen C. G. Conquest, Infiltration, Revolt, or Resettlement?//Giving the Sense: Understanding and Using OT Hist. Texts/Ed. D. M. Howard, M. A. Gristiani. Grand Rapids, 2003. P. 138-160; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005; Rainey A. F., Notley R. S. The Sacred Bridge. Jerusalem, 2006; Hawkins R. K. Propositions for Evangelical Acceptance of a Late-Date Exodus-Conquest: Biblical Data and the Royal Scarabs from Mt. Ebal//JETS. 2007. Vol. 50. N 1. P. 31-46; idem. The Date of the Exodus-Conquest is Still an Open Question: A Response to R. Young and B. Wood//Ibid. 2008. Vol. 51. N 2. P. 245-266; Young R. C. A Critical Analysis of the Evidence from Ralph Hawkins for a Late-Date Exodus-Conquest//Ibid. P. 225-243; Юревич Д., свящ. Проблема хронологии исхода в свете археологических данных//ХЧ. 2009. Т. 31. 7/8. С. 91-115. Эпоха судей. Единое Израильское царство. Эпоха двух царств. Albright W. F. New Light from Egypt on the Chronology and History of Israel and Judah//BASOR. 1953. Vol. 130. P. 8-11; Page S. Joash and Samaria in a New Stela Excavated at Tell al-Rima//VT. 1969. Vol. 19. N 4. P. 480-482; Mettinger T. N. D. Solomonic State Officials. Lund, 1971; Vaux R., de. Histoire ancienne d " Israël: La Période des Juges. P., 1973; Gottwald N. K. The Tribes of Yahweh: A Sociology of Liberated Israel 1250-1050 В. С. Е. Maryknoll (N. Y.), 1979; Malamat A., Eph " al I., eds. The World History of the Jewish People. [Tel-Aviv]; New Brunswik, 1979. Vol. 4: The Age of the Monarchies; Barnett R. D. Ancient Ivories in the Middle East. Jerusalem, 1982; Eph " al I., ed. The History of Eretz Israel. Jerusalem, 1982. [Vol. 1]: Introd. The Early Period (иврит); Michaud R. De l " Entrée en Canaan à l " exil en Babylone. P., 1982; Castel F.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Leiden; N. Y., 1996; Keel O., Uehlinger Ch. Gods, Goddesses, and Images of God in Ancient Israel. Edinb., 1998; Smyth F. When Josiah has done His Work or the King is Properly Buried: A Synchronic Reading of 2 Kings 22. 1-23. 28//Israel Constructs Its History: Deuteronomistic Historiography in Recent Research/Ed. A de Pury et al. Sheffield, 2000. P. 343-358; Finkelstein I., Silberman N. A. The Bible Unearthed: Archaeology " s New Vision of Ancient Israel and the Origin of its Sacred Texts. N. Y., 2001. P. 345-353; Herzog Z. The Date of the Temple at Arad: Reassessment of the Stratigraphy and the Implications for the History of Religion in Judah//Studies in the Archaeology of the Iron Age/Ed. A. Mazar. Sheffield, 2001. P. 156-178. (JSOT; 331); Sweeney M. A. King Josiah of Judah: The Lost Messiah of Israel. Oxf.; N. Y., 2001; Zevit Z. The Religions of Ancient Israel: A Synthesis of Parallactic Approaches. L.; N. Y., 2001. P. 473-479; Jonker L. C. Reflections of King Josiah in Chronicles: Late Stages of the Josiah Reception in 2 Chr 34f. Gütersloh, 2003; Pitk ä nen P. Central Sanctuary and Centralization of Worship in Ancient Israel. Piscataway (N. J.), 2003; Cogan M. A Slip of the Pen?: On Josiah " s Actions in Samaria (2 Kings 23. 15-20)//Sefer Moshe: The M. Weinfeld Jubilee Volume: Studies in the Bible and Ancient Near East, Qumran, and Post-Biblical Judaism. Winona Lake (Ind.), 2004. P. 3-8; Davies P. R. Josiah and the Law Book//Good Kings and Bad Kings/Ed. L. L. Grabbe. L.; N. Y., 2005. P. 65-77; Na " aman N. Josiah and the Kingdom of Judah//Ibid. P. 189-247; Шифман И. Ш. ВЗ и его мир. М., 2006 2. С. 86-92; Бейли Р. Второзаконие//Введение в ВЗ/Ред.: М. Мангано. М., 2007. C. 129-137; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 20072. C. 314-324; Weinfeld M., Sperlimg S. D. Josiah//EncJud. 2007. Vol. 11. P. 457-459; Браулик Г. Книга Второзакония//Введение в ВЗ/Ред.: Э. Ценгер. М., 2008. С. 188-189; Ben-Dov J. Writing as Oracle and as Law: New Contexts for the Book-Find of King Josiah//JBL.

http://pravenc.ru/text/673725.html

L " Histoire d " Israël et de Juda. P., 1983; Finkelstein I., Lederman Z. Shiloh, 1983//IEJ. 1983. Vol. 33. P. 267-268; Thiele E. R. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids, 19833; Clauss M. Geschichte Israels: Von der Frühzeit bis zur Zerstörung Jerusalems (587 v. Chr.). Münch., 1986; Hayes J. H., Miller J. M. A Hismory of Ancient Israel and Judah. Phil., 1986. Louisville, 20062; Ancient Israelite Religion: Essays in Honor of F. M. Cross/Ed. P. D. Miller, Jr. e. a. Phil., 1987; Laperrousaz E.-M. King Solomon " s Wall Still Supports the Temple Mount//BAR. 1987. Vol. 13. N 3. P. 34-44; Lemaire A. The United Monarchy: Saul, David, Solomon//Ancient Israel: A Short History from Abraham to the Roman Destruction of the Temple/Ed. H. Shanks. Wash. etc., 1988. P. 85-108; Albertz R. Religionsgeschichte Israels in altestamentlicher Zeit. Gött., 1992. Bd. 1: Von den Anfängen bis z. Ende d. Königszeit; idem. Die Exilszeit: 6. Jh. v. Chr. Stuttg., 2001; Fritz V. Die Entstehung Israels im 12. u. 11. Jh. v. Chr. Stuttg., 1996; Lemche N. P. Die Vorgeschichte Israels: Von den Anfängen bis zum Ausgang des 13. Jh. v. Chr. Stuttg., 1996; Dietrich W. Die frühe Königszeit in Israel: 10. Jh. v. Chr. Stuttg., 1997; Schoors A. Die Königreiche Israel u. Juda im 8. u. 7. Jh. v. Chr.: Die assyrische Krise. Stuttg., 1998; Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000; он же. Историография истории древнего Израиля и Иудеи//Историография истории Др. Востока. М., 2008. Т. 1. С. 663-719; Avishur Y., Heltzer M. Studies on the Royal Administration: In Ancient Israel in the Light of Epigraphic Sources. Tel-Aviv; Jaffa, 2000; Finkelstein I., Silberman N. A. The Bible Unearthed: Archaeology " s New Vision of Ancient Israel and the Origin of Its Sacred Texts. N. Y., 2001; Stern E. Archaeology of the Land of the Bible. N. Y., 2001. Vol. 2: The Assyrian, Babylonian, and Persian Periods, 732-332 В. С. E.; Matthews V. H., Benjamin D. C. Social World of Ancient Israel (1250-587 B. C. E). [Peabody (Mass.)], 2005; Na " aman N.

http://pravenc.ru/text/293912.html

В переводе современного гебраиста И. Тантлевского этот текст звучит: «Но я знаю, мой Избавитель жив, и в конце над прахом Он встанет; и после того, как моя кожа уничтожится, – однако, вне моей плоти, – я увижу Бога, я сам увижу Его, мои собственные глаза увидят, не другой» 352 . В новейшем переводе, исполненном А. С. Десницким , это место звучит так: «Даже когда спадет с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога» 353 . Наконец, иудейский перевод на русский язык, исполненный под руководством раввина Давида Йосифона гласит: «И я знаю: избавитель мой жив и восстанет в будущем на земле; и под кожей моей вырезано это, и в плоти моей я вижу Бога; Это вижу я сам и видели мои глаза, а не кто-то иной» 354 . Как видим, авторы синодального перевода, следовавшие латинской Вульгате 50 , не получили поддержки у позднейших библеистов. Главное разночтение состоит в том, как понимать слово мибсари – «из плоти»: в смысле «сохранив плоть, изнутри нее» или же «без плоти», лишившись телесной оболочки 51 . В официальном переводе Румынской православной Церкви читается – «вне тела моего увижу Бога» 355 . А Французские библейские общества предпочитают традиционное понимание – «во плоти моей» (но при этом 27 стих переводится как «это я Его увижу, да, я! Мои глаза увидят Его, и Он не будет чужим» с указанием на возможный вариант понимания – «мои глаза, а не глаза чужого) 356 . Наиболее распространенное современное западное издание Библии (NIV) предлагает вместо «восставит из праха кожу мою» – «будет стоять на земле» и «во плоти моей увижу Бога» (с подстраничным вариативным чтением apart from – «кроме плоти моей»); «моими глазами увижу я, а не другой» 357 … Но как бы ни разнились переводы и интерпретации этого библейского места (М. Рижский полагает, что Иов здесь не утверждает наличие посмертного бытия, а лишь исповедуется: мол, утешением для меня было бы, если бы я мог знать наверняка, что именно так все произойдет в конце истории моей или всемирной) 358 , эти слова выражают надежду на встречу с Богом (в своей прежней плоти или вовсе без нее), а не на благую следующую реинкарнацию в другое тело.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010