1127 Euch 2.273—284. 1128 Euch 2.313—338. 1129 Eth 4.491—499. 1130 Eth 4.515—526. 1131 Eth 4.535—544. 1132 Eth 4.548—554. 1133 Eth 4.561—562 1134 Eth 4.579—585. 1135 Eth 4.563—571. 1136 Eth 4.586—599. 1137 Eth 4.605—608. 1138 См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139 Eth 4.776—782. 1140 См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141 Eth 8.72—90. 1142 Eth 8.90—98. 1143 Eth 8.99—123. 1144 См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145 В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγαπη . 1146 Hymn 17. 1147 Hymn 17.131—138. 1148 Hymn 17.194—197. 1149 Hymn 17.198—204. 1150 Hymn 17.210—217. 1151 Hymn 17.236—242. 1152 Hymn 17.289—292. 1153 Hymn 17.311—317. 1154 Hymn 17.319—343. 1155 Hymn 17.344—385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156 Hymn 17.383—387. 1157 Hymn 17.388—407. 1158 Hymn 17.408—418. 1159 Hymn 17.474—478. 1160 Hymn 17.483—490. 1161 Hymn 17.495—498. 1162 Hymn 18.8—13. 1163 Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука-энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11—13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de IExarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154—156 1164 Hymn 52.13—20.27. 1165 Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе. 1166 Hymn 5.24. 1167 Об обожении см. статьи Θεοποιω Θωσις в Lamoe. A Patristik Greek Lexicon. Там много цитат из святых отцов. 1168 См. ряд интересных статей М. Лот-Бородиной в La doctrine de la deification dans Ieglise grecque jusquau XI siecle. Revue de Ihisdes religions, 1932—1933. 1169 Eth 1.3.37—44. 1170 Eth 11.82—89. 1171 Cat 20.117. 1172 Cat 24.76—80. 1173 Eth 4.586—594. 1174 Eth 10.314—317. 1175 Eth 1.12.284—287. 1176 Eth 1.12.307—313. 1177 Euch 1.207—208. 1178 Euch 1.216—217. 1179 Eth 13.60. 1180 Hymn 13.11—19. 1181 Hymn 1.168—176. 1182 Hymn 1.180—190. 1183 См. об этой черте духовности св. Григория Нисского главу Epectase в уже упомянутой книге Даниелу. Стр. 309—326. 1184 Hymn 27.90—95.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

1265 Припомним, что и у Филона «праведники служат охраной человеческого рода»: см. у проф. М. Д. Муратова Философия Филона Александрийского (Москва 1885), стрн. 171–172, Prof. Carl Siegfried, Philo von Alexandrien (Jena 1875). S. 154. и James Drummond, Philo Judaens; or, The Jewish-Alexandrian Philosophy in its Development and Completion. Vol. II. London 1888. P. 239. 1266 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 280 flg. 285 flg.=Jüdische Theologie, S. 292 flg. 297 flg. 1267 Cp. еще у F. Weber, Jüdische Theologie. S. 409 (zu 296) Pesachim 49 b, что нужно жертвовать всем, дабы жениться на дочери первосвященника; если этого нельзя, то на дочери вообще благочестивых родителей, – начальника синагоги, заведующего раздачей милостыни, учителя и т. д. 1268 А. Fr. Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils II, S. 163–164. Dr. Aug. Wünsche, Die Leiden, des Messias in ihrer Zusammenhang mit der Lehre des Alten Testaments und deu Aussprüchen der Rabbinen in den Talmuden, Midraschim und andern alten rabbinischen Schriften, Lpzg 1870, S. 79. Studies in Judaism by S. Schechter. London 1896, p. 191 (The Dogmas of Judaism). Cp. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 313. 375=Jüdische Theologie, S. 326. 393. 1269 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 53. 382–383=Jüdische Theologie, S. 54 («es ist jeder [Israelit] hoilig, sofern jeder Mizwoth hat»). 401 («...und zwar hat jeder Israelit als solcher Anwartsckaft an den [die zukünftige Welt], es sei denn, dass er seine Eigenschaft als Israelit durch Abfall ver1oren hätte »). 1270 Поэтому J. Wellhausen справедливо говорит (Israelitische und jüdische Geschichte, dritte Ausgabe, Lpzg 1897, S. 376) о фарисеях, что «sie wollten nicht Gutes thun, sondern sich vor Sünde hüten». 1272 A. Fr. Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils II, S. 159 flg. Prof. H. J. Holtzmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie, zweiter Bd. Freiburg i. B. und Lpzg 1897, S. 133. 1276 A. Fr. Gfrörer ibid. II, S. 165. Cp. S. Schechter, The Law and Recent Criticism в «Studies in Judaism», p. 289: женщина погасила (при грехопадении прародителей) «свет мира» и должна искупать эту вину возжжением свечей по субботам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

сентенции являются точным переводом греческих. Таблицу соответствий нумераций апофтегм в разных сир. рукописях нумерации в «Патрологии» Миня (PG. 79. Col. 1240-1249, в таблице П. Беттиоло под литерой G и порядковым номером апофтегмы; Col. 1252-1261, в таблице Беттиоло под литерой G и порядковым номером со знаком °) см.: Bettiolo, ed. 1983. P. 317-321. Сир. версия появилась не позднее 2-й пол. VII в., т. к. 2 отрывка из «Сентенций» (гл. 113 сир. собрания= Nil. Cap. paraen. 59 греч. собрания; главы 59 и 87 сир. собрания= Nil. Sent. abduc. 58; Cap. paraen. 53 греч. собрания) под именем «блаженного Нила» цитирует Дадишо Катрая в комментарии на «Аскетикон» аввы Исаии ( Dadi š o Qatraya. Commentaire du livre d " Abba Isaïe/Éd. R. Draguet. Louvain, 1972. Р. 292, 296 (текст); P. 225, 228 (франц. пер.). (CSCO; 326-327. Syr.; 144-145)). Nil. Sent. abduc. 42-43 (21-22 сир. собрания) цитируются как слова «одного из отцов» в 4-м Слове 1-го тома творений прп. Исаака Сирина ( Mar Isaacus Hinevima. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. P.; Lpz., 1909. P. 42). Nil. Cap. paraen. 43 (2 сир. собрания) цитируется в «Истории монахов» Фомы, еп. Маргского (IX в.) (The Book of Governors the Historia Monastica of Thomas, Bishop of Margâ/Ed. E. A. Wallis Budge. L., 1893. P. 219 (текст), 419 (англ. пер.)). В нек-рых сир. рукописях в основном корпусе сентенций, приписываемых Нилу, содержатся 29 изречений, не имеющих параллелей в греч. корпусе (изд.: Bettiolo, ed. 1983. P. 30-32; итал. пер.: Ibid. P. 43-45). По стилю они отличаются от сентенций Нила-Исихия и, видимо, были добавлены в собрание позднейшими компиляторами. Идентифицировать автора этих изречений пока не удалось. 3. «О восьми духах лукавства» (Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρας; De octo spiritibus malitiae; CPG, N 2451; изд.: PG. 79. Col. 1145-1164; рус. пер.: Творения. 1858. Ч. 1. C. 201-222 (переизд.: Творения. 2000. C. 121-132); Добротолюбие. М., 18952. Т. 2. С. 229-270). Трактат состоит из 19 глав, в которых в сжатом виде с помощью метких сравнений и антитез автор описывает 8 главных страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) и указывает, какими средствами надо с ними бороться, противопоставляя каждому пороку определенную добродетель.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

344 . 37–39. Aliud (LXIX-LXX). PG 38,117–118. 345 . 40. Aliud (LXXI-LXXII). PG 38,118–119. 346 . 41–44. Aliud (LXXIII-LXVI). PG 38, 119–120. 347 . 45–46. Aliud (LXXVIII-LXXIX). PG 38, 121. 348 . 47–48. Aliud (LXXX). PG 38, 121–122. 349 . 49–54. Aliud (LXXXI-LXXXVI). PG 38,122–124. 350 . 55–60. Aliud (LXXXIX-XCIV). PG 38, 125–130. 1848 Творения св. Василия Великого. Часть 7 ТСО 11. Кн. 1. 351 . Отдел II. Письма, написанные св. Василием во время епископства. Письма 180–283. С. 1–293. 2040/4. CPG 2900. Classis II. Epistulae CLXXXVIII-CCXCU. PG 32, 664–1033. ТСО 11. Кн. 2. Отдел III. Письма, написанные св. Василием, в которых не видно времени написания. 2040/4. CPG 2900. Classis ИП. Epistulae. 352 . Письма 284–312. С. 294–325. Epistulae ССХСИИ-СССХХ. PG 32, 1033–1068. 353 . Письма 313–326. С. 325–335. Epistulae СССХХИИ-СССХХХ40;. PG 32, 1068–1077. 354 . Письмо 327. С. 335–336. Epistula СССХХХ40;ИИ. PG 32,1081. 355 . Письмо 328. С. 336–337. Epistula СССХХХИХ. PG 32, 1084–1085. 356 . Письмо 329. С. 338. Epistula CCCXLII. PG 32, 1088. 357 . Письмо 330. С. 339. Epistula CCCXLIV. PG 32, 1088–1089. 358 . Письмо 331. С. 339–340. Epistula CCCXLVIII. PG 32, 1092–1093. 359 . Письмо 332. С. 340–341 31 . Epistula CCCL. PG 32, 1093. 360 . Письмо 333. С. 341–342. Epistula CCCLI. PG 32, 1093, 1096. 361 . Письмо 334. С. 342. Epistula CCCLIII. PG 32, 1096. 362 . Письмо 335. С. 343 32 . Epistula CCCLVI. PG 32, 1097. 363 . Письмо 336. С. 343–344. Epistula CCCLIX. PG 32,1100. Указатель мест Священного Писания , объясняемых или приводимых в творениях, и алфавитный указатель предметов, содержащихся в семи частях творений св. Василия Великого . Т. 11. Кн. 2. С. V-LXXVIII. Письма св. Василия Великого (сводная таблица) 33 TCO Pyc. пер. T. 10. Кн. 3. T. 10. Кн. 4. 73–112 77–116 113–160 118–165 161–179 168–186 T. 11. Кн. 1. 180–283 188–291 T. 11. Кн. 2. 284–312 292–320 313–325 322–334 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 1 ТСО 12. Кн. 3. ПИСАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ. 364 .1. Слово о добродетелях и пороках. С. 3–31. [Т. I. С. 3–23.] TLG 4138/1. Sermo de virtutibus et vitiis [Dub.] 34 . CPG 3903.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

R. Bauckham, «Papias and Polycrates on the Origin of the Fourth JTS 44 (1993), 30–31. Морганистский автор Прокл также слышал о том, что Филипп и его дочери жили в Иераполе, однако он говорит о четырех дочерях, как в Деян 21:8–9 , и пишет, что все четыре умерли в Иераполе (Евсевий, Церковная история, 3.31.4). 26 Фрагмент 16 в: J. Kürzinger, Papias von Hierapolis und die Evangelien des Neuen Testaments (Regensburg: Pustet, 1983), 116–117=фрагмент 5 в: Lightfoot, Harmer and Holmes, The Apostolic Fathers, 317–318. 27 Hengel, Die johanneische Frage, Ein Lu,sungsversuch (Tübingen: Mohr, 1993), 77 – полагает, что этому утверждению можно доверять, и, соответственно, датирует труд Папия временем между 120 и 135 годами. 31 Лк 10цитируется в отрывке из Папия, приводимом в армянской версии Андрея Кесарийского : см. фрагмент 23 в J. Kürzinger, Papias von Hierapolis und die Evangelien des Neuen Testaments, 128–133=фрагмент 24 в: Lightfoot, Harmer and Holmes, The Apostolic Fathers, 326–327. 32 V.Bartlet, «Papias« " »s xposition,: Its Date and Contents,» in H.G.Wood, ed., Amicitiae Corolla (J.R.Harris FS; London: University of London Press, 1933) 16–17, 20–22; Schoedel, Polycarp, 51–52; U. H.J. Kôrtner, Papias von Hierapolis (FRLANT 133; Gôttingen, 1983) 89–94, 167–172, 225–226. R.H.Gundry, Matthew: A Commentary on His Handhook for a Mixed Church under Persecution (2nd edition; Grand Rapids: Eerdmans, 1994) 610–611; Mark: A Commentary on His Apology for the Cross (Grand Rapids: Eerdmans, 1993) 1027–1029 – последний защищает датировку между 101 и 108 годами н.э. 33 S. Byrskog, Story as History – History as Story (WUNT 123; Tübingen: Mohr, 2000; reprinted Leiden: Brill, 2002) 272–292. 36 В переводе первого предложения я следую предположениям Kürzinger, Papias, 77–82. Кюрцингер дает такой перевод на немецкий: «Ich will die Mühe nicht scheuen, dir auch alles, was ich ehedem von den Alten (Presbytern) gut in Erfahrung gebracht und gut aufgezeichnet habe, in den Ausführungen geordnet darzustellen, wobei ich mich für deren Wahrheit verbürge (77–78)».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

372 Вообще для преп. Максима характерна не только негативная, но и позитивная оценка «страсти» ( πθος), ибо она коренится в «страстном начале» ( ποθητν), присущем человеческому естеству. Только противоестественная и неразумная «страсть», как подчеркивается в этой главе, становится в собственном смысле пороком. Об этом см.: Balthasar Н. U. Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner: Hohe und Krise des griechischen Weltbilds (1 Aufl.). Freiburg im Br., 1941, S. 178–180; Völker W. Maximus Confessor als Meister des geistlichen Lebens. Wiesbaden, 1965, S. 123. 373 В «Патрологии " · Миня стоит слово κρσις («суждение»), но Г. Бертольд, ссылаясь на критическое издание «Глав о любви», избирает понятие χρσις (см.: Maximus Confessor. Selected Writings, p. 91–92). Этому чтению следуем и мы. 374 Выражение ν τ μελεα τς διατης указывает на строгую регламентацию всей повседневной жизни монахов, прежде всего, жесткого поста относительно пищи. Евагрий также советует уже достаточно преуспевшим в аскетических подвигах: «Не пренебрегай воздержанием в пище ( τς διατης) на протяжении всей жизни своей» (Evagre le Pontique. Le Gnostique, р. 158). Сам Евагрий, следует отметить, прошел суровую школу в этом плане у преп. Макария Египетского и Макария Александрийского , из которых особенно последний отличался соблюдением жесткого поста. См.: Bunge G. Evagre le Pontique et les deux Macaire//Irenikon, 1983, p. 326. 375 Словом συχζοντι, как и выражением в самом конце главы ( τν καλν συχαν μετ κτεινος προσευχς), преп. Максим указывает на практику внутренней молитвы, «умного делания», распространенную уже с самого возникновения отшельничества в конце III – начале IV вв., а затем развитую синайским и афонским иночеством. См.: Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы//Вопросы истории русской средневековой литературы. Труды отдела древнерусской литературы, 1973, т. 29, с. 292–293; Meyendorff J. Mount Athos in the Fourteenth Century: Spiritual and Intellectual Legacy//Dumbarton Oaks Papers, 1988, vol. 42, p. 158–159.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иконников В. С. Максим Грек и его время. С. 92. 70 Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903. С. 202; цит. по: Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962. С. 34. 71 Кудрявцев О. Ф. Флорентийская Платоновская Академия. С. 67; Чаша Гермеса. С. 178—224. 72 " Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1961. С. 78—82, 653. 73 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 200—201. Тенденция связывать антилатинскую полемику с проблемой аподиктического (доказательного, или доказывающего) силлогизма существовала в Византии уже в первой половине XIV века, в период противостояния Варлаама Калаб- рийского и Григория Паламы. Максим Грек спустя почти 200 лет возродил этот метод и связал свои аргументы с тем, что сам наблюдал в итальянской среде. 74 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 359—372; цитируемый фрагмент: С. 362—364. 75 " DenissoffE. Maxime le Grec. P. 253. 76 ГорфункельА. X. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе». С. 136, 139 (автор ссылается на труд: Garin Е. L " et& nuova. Napoli, 1969. P. 147–152). 77 Валла Л. О истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. С. 292–293. 78 Эразм Роттердамский. Похвальное слово Глупости. М., 1991. С. 109–113. 79 Публикация письма: Томас Мор — Мартину Дорпу. — В кн.: Томас Мор. 1478—1978. Коммунистические идеалы и история культуры. М., 1981. С. 326–371 (особенное. 338, 340). 80 Осиновский И. Н. Томас Мор в истории ренессансного гуманизма. В кн.: Томас Мор. 1478—1978. Коммунистические идеалы и история культуры. М., 1981. С. 19, 29—31; Fleisher М. Radical Reform and Political Persuasion in the Life and Writings of Thomas More. Genfeve, 1973. P. 104–108, 151, 171. 81 Горфункель A. X. «Новая философия вселенной» Франческо Патри- ци. В кн.: Проблемы культуры итальянского Возрождения. Л., 1979. С. 42—46 (раздел «Вокруг Перипатетических дискуссий»); Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 225. 82 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 250. 83 Cataldi Palau A. La vita di Marco Musuro alia luce di documenti e mano- scritti/Italia medioevale e umanistica. Roma?Padova, XLV (2004). P. 312—313, 343—345; Manussacas M. I. La comuniti greca di Venezia e gli arcivescovi di Filadelfia. In: La Chiesa greca in Italia dall VIII al XVI secolo atti del Convegno storico interecclesiale. Bari, 30 apr. —4 magg. 1969. Padova, 1972—1973. bl. 20. P. 45—78 (Italia Sacra, 20—22); Imhaus B. Le minoranze orientali a fenezia 1300—1510. Roma, 1997. P. 288—302. После унии Церквей, провозглашенной на Флорентийском Соборе (1439), православные греки получили возможность присутствовать на мессах, которые служили священники–униаты католических церквей; что касается юрисдикции греческой общины, то она признавала главой своей Церкви константинопольского патриарха, однако мнения ученых разошлись по поводу того, был ли это вселенский или латинский патриарх. 84

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

261. Eth 4.151–159. 262. Eth 6.258–328. 263. Hymn 4.25–30. 264. Cat 1.167–170. 265. Cat 8.56–64. 266. Cat 8.64–67. 267. Cat 17.117–125. 268. Hymn 14.109–113. 269. Ер 1.445–456. 270. Ер 3.1–3 271. Ер 3.66–72. 272. Ер 3.78–80 273. Ер 3.92–96. 274. Ер 3.196–202. 275. Ер 3.241–247. 276. Ер 3.262–266. 277. Ер 3.321–324 278. Ер 3.462–466. 279. Ер 3.610–623. 280. Ер 3.754–760. 281. Ер 3.770–789. 282. Ер 3.824–834. 283. Ер 4.103–109. 284. Ер 4.111–115. 285. О общем отношении пр. Симеона к крещению см. Часть II. Сакраментальное крещение и крещение Духом 286. Ер 4.121–126. 287. Cat 8.6–11. 288. Hymn 18.124–221. 289. Hymn 18.124–129. 290. Hymn 18.130–132. 291. Hymn 18.137. 292. Hymn 18.143–144. 293. Hymn 18.145–151. 294. Hymn 18.156–160. 295. Hymn 18.217–224. 296. Cat 20.45–50. 297. Cat 20.50–62. 298. Cat 20.80–87. 299. Cat 20.116–119. 300. Cat 20.125–129. 301. Cat 20.155–160. 302. Cat 20.165–172. 303. См.: Bas. ер. 93 (P. G. 32.484В); Rufin. Hist. Mon.7(P. L. 21.418D). 304. Hesych. S. temp. Cent. 1.100 (P.G.93.1512A) 305. Eth 1.6.76–82 306. Eth 1.3.79–86. 307. Eth 1.136–144. 308. Eth 1.10.55–72. 309. Eth 1.10.72–74. 310. Eth 1.10.123–135. 311. Eth 1.10.170–175. 312. Eth 2.7.167–169. 313. Eth 2.7.184–187. 314. Eth 2.7.193–200. 315. Eth 2.7.260–265. 316. Eth 3.430–437. 317. Eth 3.4.438–441. 318. Eth 3.456–461. 319. Eth 3.466–469. 320. Eth 3.495–497. 321. Eth 3.506–511. 322. Eth 3.512–517. 323. Eth 3.528–537 324. Eth 3.538–551. 325. Eth 4.285–291 326. Eth 4.691–694. 327. Theol 3.150–152. 328. Eth 10.189–197. 329. Eth 10.448–470. 330. Eth 10.758–764. 331. Eth 10.764–773. 332. Eth 10.774–775. 333. Eth 10.790–793. 334. Eth 14.211–223. 335. Eth 14.225–241. 336. Eth 14.242–247 337. Eth 14.248–276 Eth 14.276–278 338. Eth 14.281–290. 339. Hymn 14.50–55. 340. Hymn 14.55–74. 341. Hymn 20.55–63. 342. Hymn 20.15–31. 343. Hymn 26.33–46. 344. Hymn 26.46–56. 345. Hymn 30.467–488. 346. Hymn 41.95–100. 347. Hymn 44.323–335. 348. Hymn 45.36–37 349. Hymn 49.92–104. 350. Или, скорее, он различает между двумя функциями Слова, как во время Херувимской на литургии св.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Пса увести из Эреба от страшного бога Аида (Uл.IV,368). Вышел он в путь, будто житель нагорный - лев, силою гордый (Oд.VI,130), Быстро чрез город; его провожали все близкие сердцу (Uл.XXIV,327), Девы младые, и юноши, многострадальные старцы (Oд.XI,38), Плача по нем неутешно, как будто на смерть отходящем (Uл.XXIV,328). Подали ж помощь и Эрмий, и светлая взором Афина (Oд.XI,625), Зная любезного брата, и как он в душе озабочен (Uл.II,409). Кто из бесхитростных не увлечется этими стихами и не подумает, что так сложил их Гомер на ту же самую тему? Но знающий Гомеровы песни стихи эти признает, а содержания не признает; ибо ему известно, что из них один сказан об Одиссее, другой - о самом Геракле, иной - о Приаме, а другой - о Менелае и Агамемноне " . - Contra haer. I,9,4. PG. T.7. Col.544B–548A. Сочинения. С.48. Все эти примеры и рассуждения буквально заимствует у Иринея и Епифаний. Haer. 31,26,31. Творения. Ч.1. С.325–326,336–338. 30. Центоны (от. лат. centones, т. е. плащ, сделанный из лоскутов) были очень распространены в Средние века в эпоху упадка поэтического творчества. - Прим. ред. De praescr.39: " Можно еще и теперь видеть, как составляется из Вергилия совершенно другой рассказ, причем содержание применяется к стихам, а стихи - к содержанию. Так, например, Озидий Гета высосал (exsuxit, другое чтение expressit) из Вергилия всю свою трагедию " Медея " . Один мой родственник заимствовал из того же поэта между другими произведениями своего пера " Картину Кебета " (Pinacem Cebetis). Гомероцентонами обыкновенно называют таких людей, которые из стихов Гомера составляют свои произведения, подобно центонариям (more centonario), из многих расположенных там и сям собирая одно тело (ex multis hinc inde compositis in unum sarciunt corpus) " . PL. T.2. Col.64–65. 31. См.: Thomasius. Op. cit. S.81; Friedrich Bцhringer. Die Kirche Christi und ihre Zeugen oder die Kirchengeschichte in Biographien. 2-te Aufl. Bd.2: Die alte Kirche. 2-er Teil; Ireneus, der Bischof von Bugdunum, oder die Bildung der altkatholischen Kirche und Kirchen-lehre im Kampfe mit dem Gnostizismus. Stuttgart, 1873. S.371; Th. Zahn. Op. cit. 1,2. S.586 flgg.; R. Liechtenhan. Op. cit. S.34; F. Loofs. Op. cit. §17,1. S.111–112; В.В. Болотов. Цит. соч. Вып.2. С.226–227; А. Harnack. Op. cit. I, S.292.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

синодад. конторы „История Израильского народа». М. 1902 г., стр. 133–134. 51       Стесненное положение народа иудейского во время греко-персидских войн, когда Иудее пришлось служить, между прочим, этапом для персидских войск, изображено проф. Тихомировым в речи „Иудейство в V веке до P. Хр.» Богослов. Вестник. 1904. IX, стр. 63–76 и в книге „Пр Малахия», стр. 47–67. Однако, из одних внешних тяжелых обстоятельств нельзя объяснить всего брожения и неустройства жизни за это время. 53       Cp. Graetz,, Geschichte, II, s. 117. Cp. проф. Тихомиров, „Пр. Малахия». стр. 326–406 и стр. 95. Мы думаем, что эти браки нельзя объяснять из религиозного упадка, как это было во времена судей, ибо Ездра, который вел энергичную борьбу с браками с иноплеменниками, нигде не укоряет виновных лиц в идолослужении. 58       Пир царя Артаксеркса, во время которого он рассердился на свою супругу Астинь, относится к 3-му году его царствования ( Эсф.1:3 ). Между тем вступил на престол Артаксеркс в 465 г. (См. Stade, Geschichte, II, 14; Ewald, IV, 643), а Ездра отправился в Иерусалим в 7-й год его царствования ( 1Ездр.7:8 ), т. е. в 459 г. (Ewald, Geschichte, IV, s. 168; Herzog, IV, 335). 59       Это обстоятельство свидетельствует о том, что, следовательно, книжничество в Вавилоне уже давно процветало (Ср. Ewald, Geschichte, B. IV, 168–169 и примеч.). Быть может, оно ведет свое начало от тех религиозных собраний, о которых упоминается в книге пр. Иезекииля ( Иез.33:31 ; ср. Иез.8:1 ; Иез.14:1 ). См. Hengstenberg, Geschichte, II. Berlin, 1871, s. 292–295; Sellin, Sarubbabel, s. 29–31; cp. Köhler, Lehrbuch, II, 2, s. 596–7 и 5 anm. 60       Известно, что одним из главнейших тезисов рационалистов является утверждение, что Ездра принес из Вавилова в Иерусалим не закон Моисея, а закон, составленный им самим, применительно к потребностям нового времени (Cp. Kosters-Leiden, Wiederherrstellung Israels. 1895, s. 121). Но Ездра, по воззрению рационалистов, в собственном смысле не был творцом закона; его „книга закона» (Gesetzbuch) предполагает существование легендарных историй, Второзаконие, книгу пр. Иезекииля и, как самое близкое по времени произведение, священнический кодекс. Подробное изложение рационалистических рассуждений по данному вопросу см. у Stade, Geschichte, II, s. 139–152. Критические замечания можно читать у Lehrbuch, II, 2, s. 596–597, anm. 5, стр. 599–600, anm 2-e.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010