XIII, стр. 27–32); «Св. Авраамий, Болгарский мученик» (там же, стр. 103–106); «Посещение Болгарских развалин Петром и Екатериною II» (там же, т. XIV, стр. 52–58); «Взгляд на древнюю Польшу с замечаниями о Литве и России», перевод из сочинения Мацеевского, с предисловием и примечаниями (там же, т. XV, стр. 33–41); «Исследование народных преданий Малороссии о Купале» (там же, стр. 31–35); «Враждебные действия злых духов против человека» с «Письмом к издателю» (там же, т. стр. 1–31); «Гаданья малороссийского народа», с польского (там же, стр. 11–15); «Душа в чахотке», повесть, перев. с польского (там же, т. XVII, стр. 10–37 и 101–152); «Избавление Костромы от татарского нашествия – чудо иконы Феодоровской Богоматери» и «Сказание о победе благоверного князя Костромского и Галицкого Василия Георгиевича Квашни над прегордым царем Батыем» (1845 г., т. XIX, стр. 93–112); «Отрывок из дневника закавказского офицера: Дербент» (там же, стр. 23–39); «Нечто о сверхъестественной магии» (т. XX, стр. 118–147); «Скорбной матери на смерть ее сына», стихотворение (т. XXI, стр. 7–8); «Миролог. Жалоба матери», стихотворение, с новогреческого (т. XXII, стр. 4–5; «Езоп и Рафаэль», воспоминания юности, переделано с польского, и «Предчувствие, рассказ доктора» (там же, стр. 1–32); «Жизнь и подвиги схимонаха Феодора», рецензия с «Письмом к издателю» (т. XXIII, стр. 1–32); «Нечто о Мценске» (там же, стр. 23–30); «Памятники Белорусской письменности», с польского (там же, стр. 30–32 и 124–131; «Морлах в Венеции», сербская песня (т. XXIV, стр. 33–34); «Очерки Ораниенбаума» («Иллюстрация», т. 15, стр. 233–235); «Болгара» (там же, 1846 г., т. II, 4, стр. 51–54 и 5, стр. 68–71); «Александр Ефимович Измайлов», его биография и очерк литературной деятельности (там же, 17, стр. 265–270 и 18, стр. 275–278); «Вилия», стихотворение, перевод из «Конрада Валенрода» Мицкевича (там же, 17, стр. 273); перепечатано в «Русской Старине» за 1889 г., кн. 5, стр. 500–501 и кн. 7, стр. 203–204). Перечисленные выше статьи представляют историко-литературные, археологические и этнографические очерки, произведения беллетристические и стихотворения и любопытны только, как материал для истории литературной деятельности отца Леонида.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Во время Великой Отечественной войны мон-рю помогали священники рус. происхождения, служившие в тбилисской рус. ц. во имя кн. Александра Невского. С намерением разрушить церковную жизнь в О. м. власти поселили здесь несколько курдских семей язычников-солнцепоклонников; кроме того, 2 янв. 1948 г. они потребовали от О. м. заплатить налог на недвижимость за 1946 и 1947 гг., затем - за период с 1944 г. Крупную сумму мон-рю пожертвовала Ставропольская епархия (часть денег была украдена начальником мцхетской почты), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) неоднократно вступал в переговоры с властями о переселении курдов и отмене налоговых взысканий за прошлые годы, ввиду того что мон-рь истратил пожертвованные средства на ремонт зданий мон-ря, разрушенных курдами (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 6 июня 1947, 10 янв. 1948). В апр. 1948 г. курды получили разрешение сельсовета жить в здании церкви и требовали от монахинь освободить ее (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 28 апр. и 28 мая 1948). После вмешательства поверенного Мин-ва связи Грузинской ССР Я. З. Мониавы мон-рю передали оставшуюся часть пожертвованных денег и мон. Ангелина смогла на эти средства приобрести площадь для жилья курдов в др. месте (Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 21-25; Рафаил (Карелин). 2006. С. 115). 13 апр. 1954 г. в О. м. подвизались 17 чел.: настоятельница мон. Ангелина, 5 монахинь и 11 послушниц (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 31. Л. 8). В этот период здесь служили игум. Зиновий (Мажуга ; 17 дек. 1943 - 18 янв. 1944, 1952-1953; Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 2-5, 47), архим. Феодосий (Лузгин; 18 янв. 1944-1952; Там же. Л. 12, 42), иером. Давид (Читишвили) из мон-ря Шиомгвиме , иером. Парфений (Апциаури) из Светицховели, свящ. Стефан Прокопьевич Борисов (21 янв. 1954 - 17 июня 1955; ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 6), свящ. Инна Драгунов (17 июня - 14 окт. 1955; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 20), иером. Рафаил (Карелин) (14 окт. 1955 - 12 авг. 1958; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 2; Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 34).

http://pravenc.ru/text/2578379.html

2.Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики//Московский кремль XV столетия. Т. 1. М., 2011. С. 428–439 ( в соавторстве с И. А. Стерлиговой). 3. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии XVII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 3(45). С. 113–114 ( в соавторстве с А. В. Чернецовым). 4. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое//Russica Romana. Vol. 17 (2010). Pisa; Roma, 2011. С. 9–32. 5. Неизвестные страницы истории московского книгописания середины XIV в.//Русь, Россия. Средневековье и Новое время/Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (Материалы к международной конференции). М., 2011. С. 33–34. 6. Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, 12 и рукописи его круга)//Археографски прилози. 2011. 33. С. 321. 7. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX–XVII веков. М., 2011. 8. Откритието като научна съдба//За буквите/Кирило-Методиевският вестник. 2011. 35. С. 4. 9. Иосиф II (Солтан), митр. Киевский (раздел «Церковно-учительная деятельность»)//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 17– 18. 10. Ипатьевский монастырь (раздел «Библиотека»)//Там же. С. 441. 11. Ириней Лионский (раздел «Почитание на христианском Востоке, у южных славян и на Руси»)//Там же. С. 441 ( в соавторстве с А. А. Королевым). 12. Исаак Собака//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 9– 11. 13. Исайя Серрский//Там же. С. 141– 144 ( в соавторстве с Л. К. Гаврюшиной). 14. Истрин В. М.//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2011. С. 23– 26 ( в соавторстве с И. Н. Поповым). 15. Йованович Т.//Там же. С. 698– 699 ( в соавторстве с И. О. Олейниковой). 16. Йовчева М.//Там же. С. 700– 702. 17. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землей (по следам забытых и новейших атрибуций)//Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (Кирило-Методиевски студии. Кн. 21). С. 236– 244.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

  Реклама: С.31.   [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). История гонений. Служение и притчи. Ил.: Христос с учениками. Репродукция Paintings/Alamy/Diomedia; Евангелист Марк. Гвидо Рени. 1621; Сеятель. Винсент Ван Гог. 1888; Христос во время шторма на море Галилейском. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1633//Фома. - – мая 2018. – С.32-39. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: Евангелие от Марка. Глава 3 (С. 32,34,36); Глава 4 (С.36,38). публикаций (см. Фома колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Мученик Никифор (Зайцев) 23.03.1884–21.05.1942. Ил.: Фото из семейного архива Никифора Петровича Зайцева;  Выписка из протокола заседания судебной тройки. 1937 г.; Строительство Беломорско-Балтийского канала, где Н. Зайцев отбывал срок заключения. Докум. фото//Фома. - – май 2018. – С.40-43. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).   Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. Верующий человек и постоянный прихожанин храма Воскресения Словущего в селе Ивойлово, он состоял членом церковной двадцатки, пел на клиросе и был неизменным участником крестных ходов и молебнов. Знавшие Никифора    Петровича свидетельствовали, что он был человеком глубоко церковным,      безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, все же вступил в колхоз. В своем хозяйстве он привык к размеренной работе, рассчитанной на длинный крестьянский рабочий день, и был не согласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое делалось напоказ. В колхозе он никогда не начинал работать, не помолившись, и не скрывал этого, что, естественно, не нравилось партийному начальству. С началом массовых репрессий 1937 года этого оказалось   достаточно для ареста. 23 сентября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске, а потом в Таганскую тюрьму в Москве. Были собраны свидетельства того, что он «является ярым церковником и критически высказывается о советской действительности». Сам Никифор Петрович подтвердил свою религиозность и отверг обвинения в антисоветской агитации. 11 ноября 1937 года его приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отправлен на Беломорско-Балтийский канал на станцию Медвежьегорск. Когда работы там стали сворачиваться, был переведен в Каргопольлаг в Архангельской области, куда прибыл 28 июля 1941 года. Здесь Никифор Петрович Зайцев скончался 21 мая 1942 года и погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.) В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали ( Eger. Itiner. 32-34). Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в.: для вечера Вел. понедельника это Быт 1. 1-3. 20 (или 1. 1-3. 24), Притч 1. 2-9, Ис 40. 1-8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17-28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Вел. вторника - Быт 6. 9-9. 17, Притч 9. 1-11, Ис 40. 9-17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1-2), Мф 24. 3-26. 2 (или 24. 1 - 26. 2), для вечера Вел. среды - Быт 18. 1-19. 30, Притч 1. 10-19, Зах 11. 11b - 14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14-16 (или 26. 3-16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник - на Елеонской горе; Евангелие в Вел. среду читалось в часовне Воскресения Господня ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258-265). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я - Иер 9. 2-10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18-23 (или Мк 11. 12-26) для Вел. понедельника, Ин 12. 27-33 (или Лк 12. 35-59) для Вел. вторника, Лк 13. 31-35 (или Мк 14. 1-11) для Вел. среды. Приведен ипакои (тропарь), к-рый должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 72-74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. 598-623).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Церковь Христова празднует память св. Григория 17 ноября. Василий Великий в послании к клирикам Неокесарии среди многого другого о Григории говорит и то, что он, будучи истинным учеником ап. Павла, не покрывал головы, когда молился; избегал клятв, довольствуясь словами «да» и «нет»; никого не называл безумным; ненавидел злословие 32 . В 29-й гл. сочинения «О Святом Духе» свт. Василий пишет о нем так: «Где же мы поместим Григория и его речи? Не с апостолами ли и пророками поместим мы мужа, который ходил в едином с ними Духе, все время жизни шествовал по стопам святых и всю жизнь со тщанием жительствовал по-евангельски; мужа, в котором действие Духа являло во всей силе знамения и чудеса и которого из-за преизбытка этих дарований сами враги истины называли вторым Моисеем?» 33 Итак, этот муж помимо прочих сочинений 34 написал в 252 г. и данное каноническое послание, – о чем говорит Милиас в т. 1 «Синодикона» – разделенное на 12 или 11 правил. Оно было косвенно утверждено правилом IV Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2. Благодаря такому утверждению оно некоторым образом получило силу правил Вселенских соборов. Послание содержится в т. 2 «Пандект» и в т. 1 «Синодикона», с. 107. Григорий отправил его или самому Дионисию Александрийскому , или Максиму, преемнику Дионисия, по Евсевию (кн. 7, гл. 28) 35 , потому что называет адресата своего письма папой. Очевидно, этот папа спросил божественного Григория о тех, кто вкусил идоложертвенное и сделал нечто другое во время варварского нашествия как на Понтийскую, так и на Александрийскую область. А о том, что и в Понте, и в Александрии при тех же императорах последовали одинаковые гонения, каждый может узнать как из жития этого святого, так и у Евсевия (там же. Гл. 11) 36 , который повествует о бедствиях, выпавших на долю Египта при Дионисии. Во святых отца нашего Григория, архиепископа Неокесарийского, чудотворца 12 правил, на которые разделено его каноническое послание С толкованиями Правило 1 Не пища тяготит нас, священнейший папа, хотя пленники и ели то, что предлагали им победители, – тем более когда все согласно утверждают, что варвары, совершившие набег на наши страны, не приносили жертв идолам. Апостол же говорит: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор.6:13 ). И Спаситель, очищающий всякую пищу 37 , говорит, что не входящее оскверняет человека, но исходящее (см. Мф.15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Иерофей более 10 лет был непосредственно при Смарагде, а всего служил при нём свыше 21 года – до разлуки 8 июля 1858 г. с последним в Мценске по назначении его (5 июня 1858 г.) в Рязань, но и потом поддерживал сношения почти до самой смерти этого архипастыря († 1863, XI, 11), который писал ему ещё 4 июня 1863 г. Это свидетельствует о их взаимной близости, которая была не только служебно-тесной, но душевно-интимной. Они знали друг друга во всей полноте и доверяли со всецелою преданностью. При подобных обстоятельствах естественно, что переписка таких лиц отличается искреннею откровенностью, наиболее ценною для обрисовки личности Смарагда, который часто выступает в ней со всею индивидуальною конкретностью. И, действительно это – письма частные, дружеские (см. 56), особенно важные для характеристики Смарагда, а равно дорогие и по разным откровенным сообщениям и указаниям о тогдашних делах и деятелях. С этой стороны письма Смарагда являются весьма ценными, поскольку он – по самому темпераменту своему – не способен был к холодной сдержанности или официальной дипломатичности. Таких писем было много уже потому, что Смарагд обыкновенно отвечал своим корреспондентам (см. 32 и 27). В частности, у о. Иерофея сохранялось до 80 писем, а было получено почти вдвое больше (см. «Воспоминания» л. 2 об. – 3 Киев. ред. и л. 4 Ряз. ред.). Значит, пропало у самого адресата до половины, и остальные дошли тоже не все и не в целости. О. Иерофей предполагал передать их в Рязанскую Семинарию (см. 57), но там их не оказалось, и они найдены в других местах. Ниже мы помещаем 65 которые в теперешнем своём составе имеют двоякое происхождение. Из них 28 отысканы в подлинниках известным писателем, археологом и библиографом Львом Степановичем Мацеевичем и присланы нам в переписанной им самим точной копии с некоторыми пояснительными его же примечаниями. По общему порядку это 1, 2, 5, 7–9, 13–17, 19–21, 23, 24, 34–36, 38–40, 42, 47, 52, 54, 61 и 63. Подлинники этих писем были на время переданы Л. С. Мацеевичу теперешним их владельцем преподавателем 2-й Киевской Гимназии Гавриилом Николаевичем Флоринским, который получил их в наследство от своего отца, Киевского протоиерея Николая Ивановича Флоринского († 12, VII, 1900 г.), а к последнему они попали потому, что он был женат на родной племяннице Смарагда – Екатерине Гавриловне († 1898, X, 11), дочери старшего Смарагдова брата, прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На утренней службе практически не было прихожан, а на вечерней еле-еле всем хватало места для поклонов. Архимандрит был уже весь в черном, электрический свет не горел, и темнота в храме сгущалась вместе с темнотой за окнами. И волшебное пение доносилось с клироса, и волновались огоньки лампад и свеч в темноте, и хотелось мира всем и добра. И чтобы юбка была шерстяной, а то от шелковой коленкам на плиточном полу ледяно и твердо. И молиться: о всех кораблях, ушедших в море, о всех забывших радость свою. И никогда не умирать. А на ужин, как и на обед, были куски вареной свеклы, печеная картошка и соленые огурцы. – Трудные будут дни, – вздохнул кто-то, глядя на это богатство. А мне нравится: если мелко порубить, то почти винегрет. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1689 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Alevtina 13 марта 2020, 11:34 Спасибо понравилось..Бог вам в помощь!!! Надежда 12 марта 2020, 16:32 Спасибо!!!Очень понравилось. Андрей 11 марта 2020, 19:55 Михаил Чернушенко 10 марта 2020 22:37, http://www.pravoslavie.ru/104080.html Особо могу порекомендовать житие святителя Василия Великого и Синопсис святители Димитрия Ростовского. Кратко сказать: вменяемые родители крепко подумают какие сказки читать своим детям, а иной подход точнее всего определяется термином безумие. Полагаю, что разумному достаточно. Михаил Чернушенко - Андрею 10 марта 2020, 22:37 А волшебные сказки читать можно? Слово " волшебный " - того же корня, что и " волхв " . Был Симон волхв (бяка), но были и волхвы, принесшие дары младенцу Христу. Об этом можно найти, например, в Евангелии от Матфея. А еще там про фарисеев можно прочесть. И еще насчет глоссариев: Вы не замечали, что словарь Евангелия от Матфея совсем не тот, что у евангелиста Иоанна? И вот показали без обработки такие документы " специалистам в других областях " , и получили двадцать тысяч сект... ИМЕЮЩИЙ уши, да слышит. Библейские и вообще церковные тексты написаны на образно-символическом и поэтическом языке, глоссарий бесполезен, если читать их как технологическую инструкцию.

http://pravoslavie.ru/129076.html

Подношения и «почестный корм» возили не только в Москву, но и на Белоозеро, Сяму, Маслену наместнику, городовым приказчикам доводчикам, тиуну, дворскому, Вологодскому владыке и др. 15—30, 33, 34, 37, 61). Размеры и порядок уплаты «корма» значительно изменились со времен их утверждения в Белозерской уставной грамоте 1488 Памятями регламентировалась выдача продуктов старцам и работникам, плотникам и «христианам», когда они посылались на монастырские Островский, Шатрец и Звозский, а также для ловли рыбы в небольших озерках, принадлежавших монастырю, и на Белом озере, где монастырским старцам было пожаловано право на беспошлинную 31, 32, 52—55, 57, 58, 62, 64, 72, 73, 77, 89). Выловленной рыбы для монастырского потребления не хватало, и старцы вынуждены были покупать рыбу на Белом озере, в селах Карголоме, Вашках, Кивуе и в других местах. В памятях устанавливались объемы необходимой на год 7—9, 11,12). Памяти фиксировали необходимые годовые объемы соли, меда и масла, а также продукты, выдаваемые старцам и слугам, которые осуществляли покупку «потребного в казну» или выезжали на соляные 10, 13, 14, 35, 36, 60, 63, 66, 67, 69, 75, 76, 79, 84—86). Более 10 памятей определяли норму потребления при выполнении сельскохозяйственных работ 38—41, 43—46, 48—51, 70, 71, 82, 87). В состав публикации также входят: «Обиход служебникам» 80);«Устав по праздником. На которые празники дворовым людем не делати» 42); соборный приговор о взыскании денежного штрафа со слуг, «что ездят на монастырских лошадех небрежно» 68); соборный приговор «о Сорокоусте» 88); соборный приговор о выдаче солода слугам и работникам «детям монастырским» на квас вместо пива 65); памяти о сборе сыров на Петров день с околомонастырских крестьян 83), о праздничных кормах работникам и «христолюбцам» 47, 56, 74, 90), о размере оброка за ловлю рыбы на монастырь в Уломском озере 78). В настоящее время выявлено 11 списков памятей келарей (келарских памятей «о поминках и запасах») Кирилло-Белозерского монастыря: 1566, л. 2—20; там же, л. 29—42; Соф. 1477, л. 70—85; Кир.-Бел. 68/1307, л. 46–67; Соф. 1150, л. 115—137; Кир.-Бел. 84/1322 ,л. 71—98 об.; Соф. 1166, л. 1—39; Соф. 1167, л. 118—144; Кир.-Бел. 93/1331, л. 77—92; Государственный архив Тверской области (ГА ТО), ф. 1407, оп. 1, д. 81, л. 130—144, РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010