Святитель поддерживал дружеские отношения с иерархами Софонией, еп. Туркестанским и Ташкентским, и Леонидом (Краснопевковым), архиеп. Ярославским, которые имели академическое образование и, виесте с тем, были духовно близки Святителю (Михаил (Чуб), архиеп. Ставропольский и Бакинский. Епископ Игнатий (Брянчанинов)//ЖМП, 1967. — С.58, 61). Став епископом Ставропольским, свт. Игнатий возобновил в городе деятельность Духовной Семинарии. Просто Святитель замечал, что далеко не всегда на фундаменте теоретического усвоения богословских наук возводили здание духовной жизни. Он желал наполнить святоотеческую истину: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов» (Нил Синайский, прп. Слово о молитве//Добротолюбие. Т.2. С.214). 29 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 63 30 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 113 31 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 116—117. «Монах есть тот, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали» (Лествица. С.159). 32 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 114, 116, 795, 807 33 Аскетические опыты. Т. I. С. 220—221. Как замечает прп. Паисий Величковский, в древности было много наставников умного делания, когда же таковые стали оскудевать, то некоторые из святых отцов запечатлели свои наставления письменно (Об умной или внутренней молитве. С. 43). 34 Аскетические опыты. Т. I. С. 222. Приношение современному монашеству. С. 248, 250 35 Аскетические опыты. Т. I. С. 219. Аскетическая проповедь. С. 207 36 Приношение современному монашеству. С. 272. Образ земли и сеяния семян имеется в наставлениях св. Марка Подвижника (Наставления о духовной жизни//Добротолюбие. Т.1. С.514). Интересна при этом мысль св. Исаака Сирина: «Как человек составлен из двух частей, т.е. из души и тела: так и все в нем требует двоякой заботы, сообразно с двойственностью его состава. И поелику деятельность везде предшествует созерцанию, то невозможно кому-либо возвыситься до области этого высшего, если самым делом не исполнит прежде низшего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

50 Knitter P. No Other Name? A Critical Survey of Christian Attitudes toward the World Religions. N-Y, 1985. 51 Пример дает сравнительно недавняя книга об индуизме К. Клостермайера, активного участника христианско-индуистских “семинаров” в Бангалоре и Врин­­даване. Автор не скрывает своего пренебрежительного отношения к европейской индологии, которая вовсе и не нужна, поскольку “индуистский голос говорит за индуизм”, но явно недостаточно с ней знаком: он приписывает ей фантасмагорические датировки Упанишад от 4000 г. до Р. Х. (!) до 600 г. до Р. Х., сам датирует “Миманса-сутры” III в. до Р. Х., а комментарий к ним Шабарасвамина — I в. до Р. Х. (очевидно, плохо представляя себе, что этот памятник содержит полемику с гораздо более поздними философскими учениями буддизма и разработку теории познания, которая раньше V в. по Р. Х. сложиться никак не могла). См. Klostermaier K. K. A Survey of Hinduism. Albany, 1989. — Рр. 12, 324, 379, 368–369. 52 Из многочисленных публикаций ссылаемся на одну из новейших — Померанц Г. Диалог пророческих монологов//Дружба народов. 1997. 3. — Сс. 151–152. 53 См. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995. — Сс. 182, 218–219, 206, 224, 222, 207, 201. 58 Hick J. Trinity and Incarnation in the Light of Religious Pluralism//Three Faiths — One God. A Jewish, Christian, Muslim Encounter/Ed. by J. Hick and E. S. Meltzer. Houndmills etc., 1989. — Р. 209. 59 Siddiqi M. H. A Muslim Response to John Hick: Trinity and Incarnation in the Light of Religious Pluralism//Three Faiths — One God. — Р. 213. 60 По этому письму основным “признаком” христиан был тот, что “в известные дни, рано утром, они сходились вместе и пели песнь Христу как Богу” (несколькими строками выше наместник Вифании отмечал, что “действи­тель­ных” христиан никак нельзя было принудить хоть как-либо участвовать в культе языческих богов). Цит. по: Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994. — Сс. 68–69. 61 Ничего подобного древняя Церковь просто не знала. Участники межрелигиозных молитв, конечно, ближе всего к тем, кто отступали от Христа (лат. lapsi) не принужденно, но совершенно добровольно. Правила о них не были фиксированными, но менялись в различные периоды в зависимости от степени икономии поместных церквей. По 73-му каноническому правилу святителя Василия Великого “отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения” должен каяться всю жизнь и может быть принят в полное церковное общение лишь при ее конце. О том же 2-е правило святителя Григория Нисского, где подчеркивается значительное различие между произвольным и вынужденным отречением от Христа (в последнем случае срок покаяния полагался ограниченный). См.: Книга правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных и Святых Отец. — Сс. 335, 362–363, 277.

http://pravmir.ru/dialog-religiy-ideolog...

Евфросиния Муромская, 255. Евфросиния Сузд-ская (Полоцкая), св., 251, 252, 255. Екатерина Сиенская св., 254. Елена равноапост. царица, 14, 64. Елисавета Венгерская, 254. Енифаний Кипрский св., 300. Епифаний Премудрый , 15, 86, 98, 110–113. Ефрем, 54, 55, 56. Ефрем Переяславск. святит., 75. Ефрем Сирин св., 58, 300, 349. Ефросин open., 134. Зосима св., 132–133. Зосима Московский Митр,, 162, 176. Иаков, 64. Иаков Железноборовский, 119. Иаков монах 22. Игнатий св., 57. Игнатий Лойола св., 26, 43, 320, 337, 413. Иероним блаж., 271, 300. Иларион инок, 34. Иннокентий Иркутский святит, 79, 115. Иннокентий Комельский св., 225. Иоанн Большой Колпак юрод., 245, 248 Иоанн Властный юрод, 245. Иоанн Дамаскин св., 14, 219, 300. Иоанн Коломбини блаж., 249. Иоанн Златоуст св., 14, 33, 55, 76, 82, 145, 191, 211, 300, 303, 349. Иоанн Затворник, 48. Иоанн Лествичник св., 38, 191, 227, 300, 303, 350 362. Иоанн Многотерпеливый, 50. Иоанн Тобольский , 79, 115. Иоанн Угличский, 27. Иона Московский митрп. св., 79, 81, 82, 127, 147. Иосиф Волоколамский, 16, 158, 159– 168, 189, 194–222, 228, 229, 234, 261, 227, 281, 290, 411. Исаакий, 48, 49, 99, 242. Исаак Сирин, 191. Исаия Ростовский свят., 78, 115. Исидор Пелусиот св., 300., Исидор Московский митрп., 81. Исидор блаж. юрод., 244. Иулиания Вяземская св., 255. Иулиания Лазаревская св. прав., 254, 257, 258–264. Кассиан игумен, 132, 225. Киприан св., 300. Киприан Московск. митр. 167. Кирилл Александрийск., 217. Кирилл Белозерский, 16, 120–127, 135, 169,  189, 190, 199, 209, 214, 228229, 234, 348. Кирилл Новгородский, 232. Кирилл Туровский , 78. Кирилл Скифопольский , 55. Константин царь. св. равноап., 64. Константин Ярославович Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, 166. Корнилий Комельский преп., 127, 266–232. Ксения блаж. юрод., 247–248, 250, 255. Кукша св., 52, 115. Лаврентий игумен, 231. Лев папа св., 300. Леонтий Ростовский святит., 78, 115. Леонид Оптинский, 365–369. Лука Новгородский, 78.. Макарий Египтск., 37. Макарий Колязинский, 133.       

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

160. Москва - Иерусалим: перспективы XXI века//Московская перспектива. 30 января 2001. 4. С. 4. 161. «Душа верна». (Памяти В.В. Кожинова)//Московская перспектива. 6 февраля 2001. 5. С. 4. 162. Подвиг памяти//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 1, 4. 163. Смерть поэта (Памяти Татьяны Глушковой)//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 4. 164. Код века//Московская перспектива. 28 августа 2001. 35. С. 4; 26 февраля 2002. 8. С. 4. 165. «Время настоящее есть плод прошедшего» [Интервью]//Граждановедение (еженедельное приложение к «Учительской газете»). 23 августа 2001 г. 34. С. 3. 2002 166. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., «Наука», 2002. С. 186-222. 167. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного востоковедения//Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., Институт востоковедения РАН. 2002. С. 177-192. 168. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., «Наука», 2002. С. 143-219. 169. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 118-138. 170. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX - начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 5-127. 171. «К почести вышнего звания»: Академия Российская и Русская Церковь//Словарь Академии Российской. Т. 3. М., 2002. С. 30-45. 172. Барлуцци Антонио//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 339-341. - В соавторстве. 173. Последний очевидец [Предисловие]//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 3-22. 174. Поздний Шульгин. (Вместо послесловия)//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 572-580. 175. «Святой Диоклетиан»: таинство Империи//Трибуна русской мысли. 2002. 2. С. 58-69. 176. Тайна Святого Огня//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 165-175; То же//К единству. 2006. С. 12-16; С. 14-15. То же//http://pravnov. ru/materials/chudesa/fire.htm

http://bogoslov.ru/person/249099

Степанов И., авт. соч. 15, 02, 122, 265 Степанов, мирянин от Сталинградской епархии 434 Стефан (Проценко), архиепископ 692, 1017 Стефан Яворский (Семен Иванович, 1658–1722), церковный деятель и публицист, местоблюститель Патриаршего Престола в 1700–1721, в 1721 г. назначен президентом Синода 134, 178, 397 Стефан, митрополит Софийский 489 Стефанович Д. Ф., проф.-прот. 363,454 Стефановский Д., протоиерей, осуждённый по процессу астраханских церковников 255 Стратонов Иринарх Александрович, проф., канонист 3, 4, 10, 221, 225,226, 295, 318, 475, 476 Стукалов И. П.. псаломщик, затем, обн. диакон и священник 472, 522 Суворин Борис, авт. соч. 103, 115 Суворов Николай Семенович , проф. Московского университета 172, 522, 1003 Сувчинский П., авт. соч. 279 Сумароков Н., студент Московской обн. Богословской академии 482 Сыренский Николай, петроградский обн. протоиерей 209, 991 Талейран Шарль Морис, французский дипломат 527 Тарсевич Александр, обн. протоиерей 508 Татаринова Е. Ф. 140, 999 Теодорович Лев Михайлович, петроградский обн. протоиерей 305, 991 Терпигорев 161–163 Тертуллиан, христианский теолог и писатель 127 Тимашев Н. С., авт. соч. 72 Тимофей (Зайков), обн. архиепископ 420, 531, 961 Тимофей (Успенский), обн. епископ 961–962 Тимофеев Е., священник 847 Тистрова А., студентка Московской обн. Богословской академии 482 Титлинов Борис Васильевич, профессор 4, 68–71, 75, 84, 85, 97–103, 105, 108–110, 112–115, 118, 119, 121–123, 126, 147, 148, 176, 182, 193, 200–203, 206, 217–219, 227, 229, 268–270, 278, 279, 361, 362, 395–398, 402, 419, 423, 439, 441, 451, 454, 498, 523, 802, 991–992 Тихомиров Михаил, петроградский протоиерей 280 Тихомиров П. И., секретарь канцелярии Петроградского митрополита 236, 237 Тихомиров С. Ф., мч. 1007 Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, свт. 6, 8, 10–12, 16, 31–39, 45, 58, 63, 68–71, 73, 75, 77–81, 83–93, 95, 96, 100, 113, 116, 118–121, 126, 132, 188, 192, 193, 195, 196, 198–208, 212–222, 224, 226–234, 239, 241, 242, 250, 255, 257, 266, 270, 287, 294, 300, 301, 311– 315, 320–324, 326–342, 346, 347, 349, 351–365, 367, 369–374, 377, 378, 381, 382, 385–389, 391, 393, 396, 398, 400, 401, 403–407, 409, 410, 424–428, 430, 435, 436, 438, 440, 443, 444, 448, 449, 451, 471, 479, 485, 503, 504, 510–513, 517, 519, 594, 601, 618, 622, 623, 630, 631, 646, 648, 649, 650, 668, 669, 677, 682, 688, 693, 696, 698, 701, 702, 710, 715, 717–719, 721, 730, 752, 755, 763, 769, 774, 786, 801, 802, 805–807, 809, 810, 820, 821, 831, 838, 850, 851, 857, 858, 894, 895, 902, 905, 906, 911, 912, 919, 921, 928, 930, 932, 936, 937, 950–952, 983, 992

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Корнилий (Попов), бывш. обн. архиепископ, митрополит 52, 218, 219, 256, 309, 318, 350, 418, 420, 441, 550, 576–578, 585, 587, 592, 593, 805–808 Корнилий (Соболев), архиепископ 43 Корнилий, епископ Горьковский см. Корнилий (Попов), митрополит Корнилий, епископ Сумской см. Корнилий (Попов), митрополит Корнилий, митрополит см. Корнилий (Попов), митрополит Королев, осуждённый по петроградскому процессу 251 Королёв В. А., автор соч. 720 Кравецкий Александр Геннадьевич, историк 22, 23 Крамаренко П. студентка Московской обн. Богословской академии 482 Красиков П. А., зам. наркома юстиции, заведующий VIII (V) Отделом НКЮ 72, 345, 984 Красницкий Владимир Дмитриевич, протоиерей, впоследствии обновленческий «протопресвитер всея России» 9, 27, 31, 34, 70, 73, 74, 79, 80, 82, 101, 104, 107, 110, 115, 119, 209, 212, 220, 223, 224, 231, 232, 235–239, 247, 252–254, 265, 267, 271, 272, 276, 278, 282, 283, 285, 302, 307, 312, 313, 317, 318, 330, 331, 335, 341, 346, 347, 351, 360, 365, 366, 368–372, 390, 987 Краснов псевдоним Левитина Анатолия Эммануиловича Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович, церковный писатель 9, 10–15, 23, 27, 31–35, 47, 50, 52–54, 57, 58, 63, 550, 609, 987–988, 989 Красотин Павел Н., обн. протоиерей, член ВЦУ 70, 79, 80, 97, 125, 126, 218, 222, 243, 285, 286, 352, 353, 402, 419, 422, 429, 436, 441, 442, 461, 462, 464, 465, 473, 482, 501, 524 Кремлевский Петр, петрофадский священник 155–159, 161, 228, 1002 Кривошеева Наталия Александровна, церковный историк 610, 1013 Криптон Константин, автор соч. 15, 26 Крылов, обн. священник Орловской епархии 103 Крюднер 140 Ксения Александровна, вел. княгиня 111 Кубриков Феодот, обн. протоирей г. Тулы 570 Кудрявцева Евгения, осужденная по петроградскому процессу 251 Кузнецов Аркадий Ильич, автор соч. 10–13, 52, 129–131 Кузнецов Е. И., крестьянин Владимирской епархии 419 Кузнецов Иван, обн. псаломщик Оренбургской епархии 242 Кузнецов Михаил, обн. протоиерей 557–559, 573 Кузнецов Николай Дмитриевич , проф. 154, 155, 193, 224, 523, 1001–1002

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

217 . Панич Т.В. Книга Щит Веры в историко-литературном контексте конца в. Новосибирск. 2004. 218 . Петров И.И. Киевская академия во второй половине XVII в. Киев, 1895. 219 . Преображенский А. Св. Димитрий как проповедник. Казань, 1909. 220 . Прозоровский А. Сильвестр Медведев, его жизнь и деятельность. М., 1896. 221 . Просвирнин А., прот. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский//Журнал Московской Патриархии. 1977, 9. С. 68–75. 222 . Пуцко В.Г. «Розыск о брынской вере». Святитель Димитрий Ростовский как писатель-полемист//Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского : история и современность. М., 2013. С. 121–130. 223 . Пыпин А. Последние времена Московской Руси. Сильвестр Медведев и «Латинская часть». Патриарх Иоаким. Митр. Димитрий Ростовский //Вестник Европы, 1894, 11. 224 . Рамазанова Д.Н. Братья Лихуды и начальный этап истории Славяно-греко-латинской Академии (1685–1694). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2009. 225 . Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 году до 1821 года. СПб., 2006. 226 . Рогожина Н.В. К истории родительского дома свт. Димитрия Ростовского //Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Ростов; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, 2008. С. 183–186. 227 . Ролланд П.А. Симеон Полоцкий на границе двух миров//Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. М., 2003. 228 . Ромодановская В.А. Геннадиевская библия: задачи и принципы издания//ТОДРЛ. Т. 59. СПБ., 2008. 229 . Росовецкая Т. Н. Лаврские издания «Книги житий святых» Димитрия Туптало и их распространение на Украине в 1-й пол. XVIII в.//Книга в России: Век Просвещения. Л., 1990. С. 58–59. 230 . Рубцова М.Л. Жизнь, труды и эпоха св. Димитрия Ростовского //Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. Ростов; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, 2008. С. 15–152. 231 . Рубцова М.Л. О дате рождения святителя Димитрия Ростовского //Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского : история и современность. М., 2013. С. 59–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

3. 143–151. 207 . Мейендорф И. Русское монашество: преподобный Сергий, св. Стефан Пермский//Наука и религия. М. 1992. 6–7. 21–22. 208 . Мюллер Л. Особая редакция Житий Сергия Радонежского//Зап. отд. рук. ГБЛ. 1973. 34. 71–100. 209 . Некоторые черты жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, после смерти, т. е. некоторые сказания о его явлениях и чудодействиях//ХЧ 1836. 2. 58. 210 . Никольский А. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. 2 М. 1891. 267. 211 . Плугин В. А. Сергий Радонежский – Дмитрий Донской – Андрей Рублев//История СССР. 1989. 4. 71–88. 212 . Подобедова О. И. Роль преподобного Сергия Радонежского в духовной жизни Русской земли//Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб. 1998. 23–26. 213 . Пономарев А. И. Жизнь и подвижнические труды преподобного Сергия, игумена Радонежского по древнему славяно-русскому Прологу и Четьим Минеям митрополита Макария//Странник. 1892. 9. 3–19. 214 . Преподобный Сергий Радонежский: Альбом/Авт.-сост. Корнюшин В., под общ. ред. игумена Алипия (Кастальского-Бороздина). М. 1992. 320, ил. пер.: Roma 1993. 215 . Преподобный Сергий Радонежский, 1321–1391: Сборник/Сост. Соколова Т. А. М. 1996. 349. 216 . Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого : Учеб. пособие. М. 1993. 176. 217 . Сазонов С. В. «Встреча со старцем» в житии Сергия Радонежского//История и культура ростовской земли. Ростов 1994. 60–66. 218 . Сергий Радонежский. Сборник/Сост. Десятников В. А. М. 1991. 541, ил. 219 . Скрынников Р. Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. М. 1990. 64. 220 . Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв.: подвижники русской церкви. Новосибирск 1991. 307. 221 . Смирнов С. И. Преподобный Сергий и Троицкая Лавра его времени. М. 1898. 222 . Соколов В. А. Торжество пятисотлетия со дня блаженной кончины преподобного Сергия//БВ 1892. 4:12. 443–471. 223 . Толстой М. В. Ученики Преподобного Сергия Радонежского и основанные ими обители//ДЧ 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Ad reginas, 1201–1420. Homiliæ Ephesi habitæ 1–8, 77, 981–1010; 15–16, 1089–96; 20, 1109–12; 21–22, 1111–16. Homilia paschalis 17», 77, 767–93. ACACIUS MELITENES. Homilia Ephesi habita, 77, 1467–72. MEMNON Ephesinus Epistola, 77, 1463–6. EUTHERIUS TYANENSIS, Confutationes quarumdam propositionum (Ps.-Athanasius), 28,1337–94. THALASSIUS. Libellus ad Theodosium, 91, 1471–80. SYNODICON. Adversus trago_ediam Irenæi, 84, 565– 864. Horum scripta insunt: Abbibus, cap. 134. Acacius Melitenus, 83, 213. Antiochenus, 24. Acacius Berrhænsis, 41, 53, 55, 221. Alexander Apamæus, 132. Alexander Hierapolitanus, 54, 57, 58, 64, 65, 69, 93, 94, 96, 100, 102, 104,105,127, 129,135, 136,147, 149, 152. 154. 156, 165, 167, 169, 178, 182. Andreas Samosatenus, 43 59 62, 63, 82, 90, 98, 101, 103, 106. Candidianus, 9, 10, 11. Claudianus, 202. Cyrillus Alex., 1 56, 84, 85, 108,194, 195, 198, 204, 205, 206, 207–12, 214–5, 217–8. Dionysius, 142, 143, 179, 181. Dorotheus, 46, 78, 115, 137. Domitianus quæstor, 125. Ephesina synodus, 220. Epiphanius, 203. Eusebius Dorylæus, 5. Eutherius Tyanensis, 73, 74, 116, 117, 201. Eutyches, 222–3. Helladius, 68; 111, 114,130,144,164, 192, 193. Hermogenes, 131. Hesychius Castabalensis, 157. Hypatia, 216. Irenæus, 21, 42, 75, 89, 118, 186, 190. Isidorus Pelusiota, 6. Joannes Antiochenus, 2, 4,17, 37, 38, 39, 44, 48–50, 76–7, 80, 86, 91, 122–3, 126, 176, 187, 196–7. Joannes comes, 16. Julius, 224. Libianus, 184, 185. Maximinus Anazarbi, 67. 109, 112, 113, 159. Meletius Mopsuestenus, 92, 119, 124, 141, 145, 155, 158, 163, 171, 174, 177. Nestorius, 3, 8, 15, 25. Orientates Ephesini, 7, 12, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 28. Orientates legati, 31, 32, 34, 35. Parthenius, 130. Paulus Emesenus, 107. Proclus, 153. Rabbulas Edessenus, 200. Theodoretus, 10,30. 36,40,45,47, 60, 61,66, 70,71, 72, 81, 87, 88, 95, 97, 99, 110, 120, 121, 128, 133, 138, 139, 146, 148, 151, 160, 161, 162, 166, 168, l70, 172. Theodoras Ancyranus, 199. Theodosius II, 16, 29,33, 51,52, 140,188, 189, 191, 219.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Петра, к-рый впосл. был положен в основу двух мечей теории (Ep. 123; см.: Ullmann. 1970. P. 198). Тем не менее Н. разделял сферы полномочий духовной и светской власти и не претендовал на светские властные прерогативы, хотя расширение церковной юрисдикции, по мнению некоторых исследователей, указывало на развитие папской идеологии в сторону теократии ( Norwood. 1946. P. 281-282). Понтифик выступал против вмешательства мирян, прежде всего правителей, в церковные дела. Он считал необходимым оградить Церковь от политических и имущественных конфликтов, к-рые оказывали пагубное влияние на иерархию (напр., в вопросах о «бретонской схизме» и об избрании патриарха Фотия). Н. осуждал частной церкви право (напр.: Ep. 39) и распространенную практику, в соответствии с к-рой епископов назначали короли или магнаты (Ep. 13-15), настаивая на проведении выборов согласно нормам канонического права (напр.: Ep. 123. 4). Укрепление позиций Папского престола в годы понтификата Н. нашло отражение в различных источниках. В Liber Pontificalis папа представлен как истинный пастырь, неустанно заботившийся о нуждах Церкви. В Житии свт. Афанасия Неаполитанского понтифик именуется «отцом Вселенской Церкви» (universalis ecclesiae pater - MGH. Scr. Lang. Т. 1. P. 444). Анастасий Библиотекарь описывал Н. как «наместника Бога, хранителя небесных ключей, вселенского понтифика... арбитра всех вещей» (MGH. Epp. T. 7. P. 397; см.: Ullmann. 1970. P. 191-193). Еп. Адвенций Мецский восхвалял Н., «верховного вселенского папу», унаследовавшего служение ап. Петра и его попечение о Церкви (MGH. Epp. T. 6. P. 219-222). Подобные выражения использовали в обращениях к Н. и др. епископы и правители. Однако сохранились свидетельства критического отношения церковных иерархов к деятельности папы Римского. Так, Гинкмар Реймсский полагал, что Н. систематически превышал свои полномочия, превратно толковал каноны и нарушал церковную традицию (Annales Bertiniani. 1883. P. 76). Архиеп. Гунтар Кёльнский обвинял Н. в несправедливости и судебном произволе (Annales Fuldenses. 1891. P. 61). В полемике с Н. патриарх Фотий сначала не оспаривал папские полномочия, хотя в то же время отстаивал авторитет Вселенских Соборов и обычаев К-польской Церкви ( Phot. Ep. 290). Впосл. Фотий утверждал, что итал. епископы якобы жаловались на «тиранию» Н. (Ep. 2); на К-польском Соборе 867 г. патриарх отлучил папу Римского от Церкви и попытался привлечь к борьбе с ним имп. Людовика II. Среди трудностей, с к-рыми сталкивался Н., были подкуп папских легатов его противниками (в 861 в К-поле и в 863 в Меце), дезинформация и распространение ложных слухов о его действиях (Ep. 39), подлоги и искажения в папских посланиях, особенно при их переводе на греч. язык в Византии (Ep. 85-86, 89, 90; см.: Бармин. 2006. С. 56, 58).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010