В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

Cat 3.290. 212. Cat 3.311. 213. Cat 26.308–312. Из этого Огласительного Слова, с описаниями всех ежедневных богослужений, точно следующих за предписаниями церковными, — пр. Симеон учит юного послушника исполнять их неукоснительно — видно, какое большое значение придавал он установленной богослужебной жизни. Тем более удивляет утверждение Деппе (цит. сочинение), будто бы пр. Симеон после своего мистического обращения порвал с благочестием (Frommigkeit) своей юности. В действительности пр. Симеон требует от своего ученика углубить благочестие и сделать его более внутренним, имея целью просвещение Духа. 214. Theol 3.34–37. 215. Theol 3.37–46. 216. Theol 3.46–69. 217. Euch 2.338. 218. Hymn 45.120–127. 219. Hymn 52.149–153. 220. Hymn 46.7–10. 221. Hymn 35.1–7. 222. Hymn 41.7–16. 223. Hymn 45.1–3. 224. Hymn 49.68–71. 225. Hymn 47.69–75. 226. Hymn 49.17–19. 227. Cat 23.65–94. 228. Cat 30.70–97. 229. Cat 9.344–346. 230. Cat 18.224–227. 231. Cat 27.80. 232. Cap 3.100. 233. Eth 7.437–445. 234. Eth 11.161–166. 235. Этот текст молитвы Иисусовой существовал по крайней мере с VI века в Палестине и, можно предположить, в Египте. См. нашу статью «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» в Вестнике Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата, 10, стр. 35–38, Париж, 1951 236. См. по этому вопросу прим. 1 к настоящей главе 237. Cat 22.30 238. Cat 22.30. 239. Cat 22.47–51. 240. Марк Пустынник. О духовном законе, гл. II, P.G.65.908A. 241. Cat 22.58–66. 242. Cat 22.74–87. 243. Cat 22.88–91. 244. См.: Часть IV. Видение света. Сн.2. 245. Там же. Сн.8. 246. Cat 16.86–91. 247. Ер 2.89. 248. Hymn 58.349–353. 249. Hymn 58.354–361. 250. Eth 7.203–206. 251. Сар 3.15. 252. Заслуга Фёлькера состоит в том, что он уделил в своем труде достаточное место аскетическому учению пр. Симеона и показал его близость с древними отцами в этой области 253. Euch 1.19–25. 254. Euch 1.252–255. 255. Euch 2.52–73. 256. Euch 2.73–75. 257. Euch 2.129 258. Euch 2.160–165. 259. Eth 7.435–445. 260. Eth 7.399–405.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Ист.: СГГД. Т. 3. С. 149-154, 34; АИ. Т. 2. С. 180-191, 158-160; Т. 3. С. 453-455, 284; ДАИ. Т. 1. С. 286-294, 164, 166; Т. 2. С. 4-5, 3; С. 8-10, 5; С. 24-34, 11-14; С. 48-49, 24; С. 75, 43; ААЭ. Т. 2. С. 104-106, 47; С. 317-318, 187; С. 366-370, 210; НовгорЛет. С. 150, 351, 353, 445-446; РИБ. Т. 13. Стб. 40, 134; ПСРЛ. Т. 14. С. 64, 114. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального первокл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 1. С. 93-94; Ч. 3. С. 198-214; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897. С. 37-38; Фигаровский В. А. О грамоте новгородского правительства в Москву в 1615 г.//НИС. 1937. Вып. 2. С. 53-82; он же. Отпор шведским интервентам в Новгороде//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 58-85; Кукушкина М. В. Б-ка Соловецкого мон-ря в XVI в.//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 341-356; Коваленко Г. М. Договор между Новгородом и Швецией 1611 г.//ВИ. 1988. 11. С. 134; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 102, 103, 107-108, 113, 143, 144, 180, 181, 193, 210, 211, 218-219, 222, 223; Седов П. В. Захват Новгорода шведами в 1611 г.//НИС. 1993. Вып. 4(14). С. 116-127; Солодкин Я. Г. Исидор//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 119-122; Селин А. А. Церковное строительство в Новгородской земле в годы шведского присутствия//13-я конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Петрозаводск, 10-14 сент. 1997 г.: Тез. докл. Петрозаводск, 1997. С. 125-127; он же. К происхождению приказной бюрократии Великого Новгорода XVI-XVII вв.//Государственная власть и местное самоуправление в России: Сев.-Зап. регион: Мат-лы науч.-практ. семинара, 25-27 марта 2004 г. Новгород, 2006. С. 41-65; он же. Новгородское общество в эпоху Смуты. СПб., 2008. С. 395-398, 403; Тюменцев И. О. Смута в России в нач. XVII ст.: Движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. С. 270-272; Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Карманов Е. [Рец.:] Псалтирь. Издание Московской Патриархии. М., 1973, 256 с., 4 с. илл. л.//ЖМП. 1975. 1. С. 79–80. Лихачева О. П. Служебная Псалтырь как особого рода сборник.//Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности: Материалы всесоюзной конференции. Л., 1981. С. 222–241. П. У[ржумцев]. [Рец.:] Псалтирь следованная, изд. Московской Патриархии, 1980.//ЖМП. 1981. 5. С. 80. Вознесенский А. В. Служебная Псалтирь в восточнославянском книгопечатании. XVI–XVIII вв.//ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 215–219. Лурье В. М. Из истории чинопоследований псалмопения: Полная Псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV–VII вв.).//Византийский временник. Т. 56 (81). 1995. С. 228–237 [статья 1-я]; Т. 58 (83). М., 1999. С. 76–83 [статья 2-я]. Вознесенский А. В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. 8. Как у нас правились печатные книги: О кавычном экземпляре Псалтири. (М., I, 1678)//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 602–612. Он же. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. 12. О московской Псалтири 1658 г.; 13. К вопросу о появлении вариантов в старопечатных изданиях.//Там же. 2004. Т. 56. С. 575–581. Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters. Vol. 1–2. Diss. Chicago, 2004. 522 ρ. Немировский E. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV – начала века. Т. 2. Ч. 2. Начало книгопечатания у южных славян. М., 2005. Словари и симфонии Кантемир А. Д. Симфония на Псалтирь. СПб., 1727. Ср.: Пекарский П. П. Подробности о печатании Симфонии на псалтырь кн. Антиоха Кантемира; посвящение и предисловие этой книги.//Библиографические записки. 1858. Т. 1. 17. С. 531–535. Подробнее об этом первом поэтическом опыте Кантемира см., напр.: Полевой П. Н. История русской словесности... Т. 1. СПб., 1903. С. 466. Амфилохий [Казанский-Сергиевский], архим. Древле-Славяно-Греко-Русский сравнительный словарь Псалтири до 1280 г.//ЧОЛДП. Приложения. 1880. Ч. 1. Апрель. С. 211–226 [кафизмы 1–6]; Май. С. 227–242 [кафизмы 6–10]; Июнь. С. 243–256 [кафизмы 6–14].

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

С чувством трогательного доверия обращается риши к Богу и сокрушенно кается в пристрастии к вину, к азартным играм, кается в склонности к насилию и распущенности. Он просит Варуну освободить его от тяжести грехов и простить за слабоволие и малодушие. В гимнах Варуна нередко называется Другом и звучат горькие сетования на то, что эта дружба с Небесами нарушается проступками и грехами. Как много, казалось бы, обещают эти порывы! Радостное предчувствие охватывает нас. Не здесь ли мы можем начать странствие по той дороге, которая поведет нас через тернии к звездам? Но торжествовать еще рано. Вот впереди маячат странные тени. Дорогу преграждают, кивая и гримасничая, причудливые фигуры духов. Как зачарованный смотрит на них человек… В глазах у него темнеет. Он не находит в себе энергии, чтобы решительно оттолкнуть эти влекущие, завораживающие лики: они окружают его… Он в сетях… Он сбился с пути. ПРИМЕЧАНИЯ Глава 8 214. См.: J. Klima. Op. cit., S. 48, 179. 215. Г. Чайльд. Древний Восток в свете новых раскопок. M., 1956, с. 266; Э. Маккей. Древнейшая культура долины Инда. M., 1951, с. 67; Д. Косамби. Культура и цивилизация древней Индии. M., 1968, с. 71. 216. Первоначальная родина арьев неизвестна. Одни ученые помещают ее в Азии, в районе Гиндукуша, другие — в Европе, в южнорусских степях. Однако все эти гипотезы имеют весьма сомнительную обоснованность. Так же неясен племенной состав этой группы народов. Установлено только, что у арьев ярко выраженная языковая общность с предками персов, эллинов, хеттов, а также с рядом североевропейских народов. Эти языки принято называть индоевропейскими или арийскими. 217. Ариан. Индия, VI. 218. Риг-Веда 1, 54, 3. 219. См.: J.Finegan. Light from the Ancient Past, 1946, p. 19. 220. PB I, 89. 221. PB I, 164, 10, 82 и др. 222. PB I, 25; V, 85, VII, 87 и др.; Атхарва-Веда IV, 16; PB I, 115, 154; II, 26. 223. PB I, 115, 154; II, 26. 224. PB X, 3. См. там же IX, 115; VIII, 6; VII, 47. 225. PB VIII, 58. 226. М. Мюллер. Шесть систем индийской философии, с. 43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

ч. волынскому шляхтичу Д. Жабокрицкому. В 1683 г. гетман И. Самойлович отправил письмо патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) , прося благословение на избрание нового настоятеля. Патриарх поблагодарил гетмана за обращение именно к нему, и преподал благословение на проведение выборов (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. 54. С. 211-212). Архимандритом был избран игум. Варлаам (Ясинский). Несмотря на приглашение патриарха Иоакима приехать для поставления в Москву, игум. Варлаам был возведен в сан архимандрита архиеп. Лазарем (Барановичем). Новый настоятель дважды обращался к патриарху Иоакиму с просьбой о получении подтвердительной грамоты на архимандритию, т. к. претензии на нее предъявлял Львовский еп. Иосиф (Шумлянский). 26 февр. 1685 г. патриарх Иоаким отправил новоизбранному архимандриту утвердительную грамоту (Там же. 58. С. 219-222). Митр. Киевский Варлаам (Ясинский). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) Митр. Киевский Варлаам (Ясинский). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) Время управления обителью архим. Варлаамом называют «золотым веком» в истории Киево-Печерского мон-ря во многом благодаря дружественным отношениям архимандрита и гетмана И. С. Мазепы , к-рый взял под защиту монастырские землевладения, запрещал местной администрации вмешиваться во внутренние дела братии и защищал их от местных жителей. После того как К-польский патриарх Дионисий IV в согласии с другими вост. патриархами в 1687 г. утвердил переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриарха, архим. Варлаам стремился к примирению с Москвой, используя ходатайства гетмана Мазепы и заручившись покровительством главы Посольского приказа кн. В. В. Голицына. Два посольства, отправленные монастырем в Москву, имели успех. 18 янв. 1688 г. архим. Варлаам обратился к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о подтверждении ставропигии Киево-Печерского монастыря, которой обитель обладала прежде, находясь еще в юрисдикции К-польского патриарха. Монастырь получил статус лавры и перешел в прямое подчинение патриарху Московскому и всея Руси. Отныне избрание архимандрита проходило уже с участием и по благословению патриарха Московского.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

192 Флоровский Георгий, npom . . Цит. соч. С. 472. 193 Серебряный век. С.80. 194 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIV. С. 34. 195 Там же. T.XVIII. С. 58. 196 Там же. T.XIV. С. 170. 197 Там же. С. 188. 198 Там же. T.XVIII. С. 67. 199 Там же. T.XIV. С. 37. 200 Там же. С. 38-39. 201 Там же. T.XVIII. С. 99. 202 Там же. T.XIV. С. 158. 203 Там же. T.XIII. С. 146. 204 Там же. С. 81. 205 Там же. С. 104. 206 Там же. С. 104. 207 Мережковский Д.С. Зачем воскрес? С. 19. 208 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 13. 209 Там же. T.XVIII. С. 59. 210 Там же. T.XIII. С. 33. 211 Там же. С. 154. 212 Бердяев Николай. Т.2. С. 369. 213 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 160. 214 Лундберг Е. Цит. соч. С. 13. 215 Покровский А.И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трёх веков. Сергиев Посад, 1914. С. 147-148. 216 Там же. С. 148. 217 Болотов В.В . Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. С. 359. 218 Покровский А.И. Цит. соч. С. 148. 219 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 128-129. 220 Серебряный век. С.61. 221 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIV. С. 23. 222 Там же. С. 39. 223 Там же. T.XIII. С. 115. 224 Там же. С. 92. 225 Там же. T.XIV. С. 189. 226 Там же. T.XIII. С. 37. 227 Там же. T.XIV. С. 222-223. 228 Ильин И.А . Т.6. Кн.2. С. 177. 229 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIII. С. 43. 230 Там же. С. 48. 231 Там же. С. 49. 232 Там же. С. 49. 233 Там же. T.XIV. С. 224. 234 Бердяев Николай. Т.2. С. 385. 235 Зеньковский В. B ., npom .. Цит. соч. С. 298. 236 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIV. С. 124. 237 Там же. С. 196. 238 Там же. T.XIII. С. 164. 239 Там же. T.XIV. С. 177. 240 Булгаков С.Н. Соч. Т.2. М., 1993. С. 616. 241 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XIV. С. 58. 242 Там же. С. 59. 243 Там же. С. 69. 244 Там же. С. 17. 245 Там же. T.XIII. С. 82. 246 Там же. С. 83. 247 Там же. С. 86. 248 Там же. С. 87. 249 Там же. С. 84. 250 Там же. С. 57. 251 Там же. T.XVIII. С. 91. 252 Лундберг Е. Цит. соч. С. 7-8. 253 Зеньковский В. B ., npom .. Цит. соч. T.II. С. 296. 254 Полн. собр. соч. Мережковского. T.XVIII. С. 10-11.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Wellecz, op. cit., p. 32, 119 sq. 211 Pitra, op. cit., p. 25. 212 cf. A. Baumstark, «Festbrevier und Kirchenjahr der Syrischen Jacobiten», Stud. 3. Geschiehte und Kultur des Altertums, 3, 1910; P. Maas. «Das Kontaktion», Byz. Zeitschr., 1910, 290 sqq. 213 cf. C. Emereau, St. Ephrem le Syrien, Paris, 1919, p. 97 sqq.; срв. также Е Wellecz: «Melito " s Homily on the Passion». An Investigation into the sources of Byz. Hymnogr. in Journ. Theol. Stud., 44, 1943, p. 11 sq. 214 Wellecz. Byz. Hymn., p. 129. 215 Небесн. Иерарх., 2, 4. 216 Симеон Солунский, цит соч., стр. 472. 217 Там же, стр. 404–405. 218 Там же, стр. 404–405. 219 Pitra, op. cit., p. 45. 220 Ibidem, p. 45. 221 Кроме указанных работ Wellecz и Pitra, см. еще: P. Mass. «Fruhbyzantinische Kirchenpoese» in kleine Texte 52/53; A. Baumstark. «Те Deum» und eine Gruppe griechischer Abendhymnen, Orient Chretien, 34, p. 1–26, cf. Liturgie Comparee, pp. 111 sq. H. M. Stevenson. L " hiymnographie de l " Eglise Grecque; J. Jeannin art. «Octoechos», Dict. Arch. Lit. Chret. 12 (II), 1889. E. Mioni, Eomano il Melode. Turino 1937 (ср. в этой книге библиографию). 222 Симеон Сол., цит. соч.. стр. 485 и сл. 223 О значении св. Кирилла Иерусалимского в развитии богослужения см. предисловие P. L. Gross к его изданию Катехитических Поучений St. Cyril of Jerusalem " s Lectures on Christian Sacraments, London 1951, pp. XXIV sqq. & C. Dix. Shape of the Liturgy, pp. 187–207, 277 sqq., 348 sqq. 224 См. выше, гл. 3, прим. 47. 225 См., напр., М. Hanssens. Institutiones Liturgicae de Ritibus Orientalibus, с. III, 1932, особенно 286 sq. и G. Dix, Shape, pp. 397 sq. 226 О. Casel. Art und Sinn der aeltesten Christlichen Osterfeier, Jhb. r. Liturgiewissenschaft, 14, 1938, 8, 58. 227 Danielou. Origines Chretiennes. P. 73. 228 Ibidem. P. 83. 229 Св. Григорий Богослов. Слово на Богоявление. P. Gr. 36, 349 230 P. de Ghellinck. Pour l " histoire du mot sacramentum. 1924. P. 17. Cf. P. Prümm. Mysterion von Paulus bis Origines. Zeit. Kathol. Theol. 1937, 391. Mysterion bei Hyppolit. ZKT/1939, 206. Mysterion bei Athanasius. ZKT, 1939, 350. 231

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

...Заповеди не тяжелы для любящих истину (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. Что врачевство для больного тела, то заповеди для страстной души (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Без делания заповедей, пока прежде всего не пойдем оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и надеяться душевного очищения (прп. Исаак Сирин , 58, 245). Источник. ...Душа не в состоянии будет соделаться чистою, если не будет хранить их (прп. Исаак Сирин , 58, 245). ...Если любишь чистоту сердца и... духовное мудрование, то прилепись к Владычним заповедям... из любви к Давшему их, а не из страха, или за воздаяние награды (прп. Исаак Сирин , 58, 246). Источник. ...Вожделевающим совершенства надлежит сохранять все заповеди, потому что сокровенное делание заповедей врачует душевную силу (прп. Исаак Сирин , 58, 259). Источник. ...За сохранение заповедей ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения... (прп. Исаак Сирин , 58, 265). Источник. Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей, делами безмолвного жития, не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом... то не возможет соделаться истинным зрителем Божественного созерцания (прп. Исаак Сирин , 58, 268–269). Источник. Кто вожделевает исполнения воли Божией, тот небесных Ангелов будет иметь путеводителями (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Кто стяжал их , тот внутри себя обретает Бога (прп. Исаак Сирин , 58, 291). ...Сохранением заповедей... очищается душа и, так сказать, очищается и ум, и прозревает, и приходит в естественное (состояние); ибо заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс. 18, 9 ) (прп. авва Дорофей , 29, 27–28). Источник. Заповеди (Христовы) даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть: девство и нестяжание (прп. авва Дорофей , 29, 28). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных (прп. Исаак Сирин , 58, 26). Источник. ...Если добродетель естественным образом есть здравие души, то недугом души будут уже страсти, нечто случайное, прившедшее в естество души, и выводящее ее из собственного здравия (прп. Исаак Сирин , 58, 28). Источник. ...Когда душа возвысится над попечением о теле, тогда вся всецело цветет духом в движениях своих и среди неба носится в непостижимом (прп. Исаак Сирин , 58, 30). Источник. Душа доброго сияет паче солнца и ежечасно возвеселяется видением Божественных откровений (прп. Исаак Сирин , 58, 45). Источник. ...Кто оставил все и заботится о благоустройстве души своей, тот друг Божий (прп. Исаак Сирин , 58, 63). Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего. Без чистоты от страстей душа не врачуется от духовных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением (прп. Исаак Сирин , 58, 242). Источник. Удерживайся от многого, и заботься об одной душе своей, чтобы спасти ее от расточения внутренней тишины (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. Всегдашнее занятие писаниями святых исполняет душу непостижимым удивлением и божественным веселием (прп. Исаак Сирин , 58, 338). Источник. Очищение души есть освобождение от тайных страстей, возникающих в уме (прп. Исаак Сирин , 58, 389). Источник. ...Омрачение души происходит от беспорядочности в житии (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Душа корыстная лишается премудрости, а душа милосердная умудрена будет Духом (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Покой и праздность – гибель душе, и больше демонов могут повредить ей (прп. Исаак Сирин , 58, 403). Источник. ...Кто вредит душе, тот содействует и помогает демо нам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам (прп. авва Дорофей , 29, 85). Источник. Есть три устроения (души) в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает ее, но любомудрствуя (в греч.: борясь), как бы минует страсть, однако имеет ее в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти. Но эти три устроения имеют великую обширность (прп. авва Дорофей , 29, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010