17:7 Масса – испытание, искушение; Мерива – раздор, тяжба, спор. 539 17:9 Иисус – имя, которое Моисей дал Осии (евр. Хошеа – «спасение»), сыну Навина (евр. бен–Нун). Евр. Иехошуа означает «Господь спасает». Греч. форма этого имени – Иисус. Моисей избрал Иисуса из колена Ефрема, чтобы тот был его ближайшим помощником (24:13; 33:11; Числ 13:8, 16). 540 17:13 Букв.: острием меча. 541 а 17:14 И ли: свиток. 542 б 17:14 Букв.: под небом. 543 17:15 Т.е. Господь – знамя мое. 544 17:16 Так в Самаритянском Пятикнижии и в друг. переводах. Смысл евр. текста неясен. 545 18:3 С м. примеч. к 2:22. 546 18:4 Т .е. Бог мой помощник. 547 18:8 Букв.: что сделал Господь… ради Израиля. 548 18:15 Или: приходит ко мне, чтобы вопросить Бога. 549 18:21 И ли: надежных/ верных. 550 18:23 Друг. возм. пер.: достигнет земли ( обетованной) . 551 19:1–2 Возможны три толкования этих слов: 1) 15–е число того месяца, в который израильтяне покинули Египет (12:17,18); 2) такое же число, как и у месяца, т. е. 3–го числа 3–го месяца (новолуния); 3) тот самый день, т. е. первый день месяца. 552 а 19:5 Букв.: слушать голос Мой. 553 б 19:5 Или: Мой договор/ союз (с вами). Синайский Завет–Союз был заключен с Израилем как подтверждение того союза, который прежде был заключен с Авраамом (2:24; 3:16). Этот Завет–Союз не может быть назван законническим, так как он был заключен с народом избранным, искупленным или избавленным и уже принятым Богом (2:25; 4:22; 6:6–8). Главное место в нем отводилось духовному единению (ср. 6:7); его принято называть «ветхим/древним заветом» (Евр 8:13). По той причине, что народ не оценил полностью намерение Божье и не проникся истинным духом этого завета, он оказался совершенно непохожим на новый, или евангельский, завет (см. Гал 4:1–5). 554 19:10 Букв.: освяти их сегодня и завтра. 555 19:11 Букв.: Господь. 556 19:13 И ли: на гору подняться. 557 19:14 Букв.: и освятил их. 558 19:15 Букв.: к женщинам. 559 19:19 Евр. слово коль здесь может означать в громе и просто голосом (отчетливо произносившим слова). 560

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Артемию веркольскому, 628. Борису и Глебу, 22, 116, 348, 462, 548, 551, 558, 559, 562–565, 568–571, 577, 580, 582–585, 597, 599, 600, 611–616, 620, 623, 646, 653. Варлааму хутынскому, 264, 275, 494–497, 500, 501, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 631, 640, 645. Василию Блаженному, 275, 338, 461, 624, 797. Василию и Константину, князьям, 628. Владимиру в. князю, 462, 568–571, 577–580, 583–585, 597, 599, 600, 613–615, 620, 623, 624. Всеволоду-Гавриилу кн. псковскому, 624, 626, (стихиры на преставл. и обретение мощей), 442. Георгию Всеволодовичу в. кн., 628. Григорию пелышемскому, 478, 479, 624. Григорию и Кассиану авнежским, 624, 635. Гурию и Варсонофию казанским, 659, 661. Димитрию прилуцкому, 263, 315, 321, 525, 528, 606, 607, 617, 618, 620, 623, 624, 642, 643, 651, 765. Димитрию царевичу угличскому, 625, (стихиры под 19 окт. две), 443. Дионисию глушицкому, 263, 321, 564, 603, 619, 623, 624, 626, 790, 791. Дионисию радонежскому (канон), 662, 700. Евфросину псковскому, 624, 626. Евфросинии полоцкой, 565. Евфросинии суздальской, 337. Евфимию суздальскому, 337, 626. Евфимию новгородскому, 541, 542, 620, 621, 623, 624, 626. Ефрему новоторжскому, 275, 628. Ефрему перекопскому, 619, 626. Зосиме соловецкому, 556, 622, 624, 626, 633, 634, 788. Зосиме и Савватию соловецким, 611, 619, 623, 627, 629, 634. Игнатию ростовскому, 551, 564, 611, 616, 618, 620, 621, 623, 626, 630. Игнатию прилуцкому, 628, 657. Исаии ростовскому, 564, 611, 616–618, 623, 626, 630. Исидору ростовскому, 611, 616, 618, 624, 626, 630. Иакову ростовскому, 623, 624, 626, 630. Иакову галичскому, 625. Иакову боровицкому (стихиры), 443. Иоанну архиеп. новгородскому, 329, 341, 478, 479, 541, 604, 622–624, 626, 629. Иоанну еп. суздальскому, 337. Иоанну устюжскому, 565, 628. Иоасафу каменскому, 658. Ионе митр. киевскому, 539–541, 512, 611, 620, 621, 622, 623, 624, 626. Ионе архиеп.новгородскому, 604, 623, 625. Иосифу водоколамскому (стихиры), 427. Кириллу белоезерскому, 263, 268, 269, 275, 276, 564, 568, 569, 570, 572–575, 597, 600, 612, 613, 614, 619, 620, 623, 627, 645, 646, 764, 771, 796.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

538. ξου — слав. острися. 539. Πρσωπον — т. е. лезвие. 540. Слав. начала – ρχα. 541. Как указатель пути. 542. ναβρσαι — бук. слав. вскипети. Имеется в виду употребительный способ трясения урны с палочками, которыя, переворачиваясь в сосуде, как бы „кипели“. Schleusner. 1. с. 1, 210. Это — равдомантия. 543. Βελοστασεις — см. 4, 2. 544. Навуходоносор. 545. Жителям Иерусалима. 546. Т. е. в покое и праздности проводящих время, подобно юбилейному году (Лев. 25:8 – 12), потому что его волхвование о походе на Иерусалим, по мнению жителей последняго, будет безуспешно. Феодорит и Иероним. 547. Иерусалима, т. е. клятвопреступление Седекии пожелает наказать. См. об этом клятвопреступлении в 17, 17 – 20. 548. Т. е. на деле исполняли их. 549. Т. е. клятвопреступлением и другими пороками. 550. Царь Седекия. 551. Πρας — слав. конец, для ясности речи изменяем падеж. 552. Первосвященник и его головной убор. 553. Царь и его корона. 554. Ατν ο τοιατη σται — по грам. словосогласованию относится к τν κδαριν (жен. р., но как и евр. , по мнению толковников, вернее к обоим (как и в след. 27 ст.) относить: к кидару и венцу, т. е. первосвященническая и царская власть принадлежать будет не вам (Феодор.) и будет иметь другой характер и дана людям достойным. 555. Неправдою, мздоимством, лицеприятием на суде и в правлении поддерживал недостойных и унижал достойных. Феодорит и Иероним. 556. δικαν θσομαι ατν — т. е. признаю неправдою покрытыми и неправильно носимыми (26 ст.) венец и кидар. 557. См. прим. к 26 ст. 558. Слав. ему соотв. ατ в ват., text. recept., а в алекс. ατν. 559. По изъяснению Феодорита, Иеронима и новых толковников, здесь разумеется „царство Владыки Христа“, предвозвещенное в таких же словах в Быт. 49:10 – дондеже приидет Отложеная и Гал. 3:19 – дондеже приидет Семя. 560. Слав. двигнися соотв. γερου — встань, или в слав. переводе перифраз, или было другое, ныне утраченное, греч. чтение. 561. Т. е. и на Аммонитян будет наведен блистающий меч Навуходоносора, как было сказано в 9 – 10 и 15 стт.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В Италии – эмансипационный национализм погубил папство и даже по духу и общественному быту сделал итальянцев более похожими на французов, чем они были до 59-го года, т. е. менее национальными. Вторая империя, служа чужому либерально-национализму, погубила и себя, и Францию; создав Италию, она ослабила себя и послужила косвенно как германскому, так и славянскому, опять-таки либеральному национализму. В торжествующей и почти вполне объединившейся Германии немедленно началось глубокое социальное брожение, и единство власти и племени повлекло за собой усиление атеизма и анархических наклонностей. Побеждая Францию, Германия у себя наткнулась на роковую культурную борьбу с папством, от которой не знает как теперь избавиться, и, с другой стороны, в побежденной стране, во Франции, унижением империи она подготовила возможность якобинской республики Греви-Гамбетта, имеющей в свою очередь скоро и несомненно перейти в нечто еще худшее. Национально-либеральное начало обмануло всех, оно обмануло самых опытных и даровитых людей; оно явилось лишь маскированной революцией – и больше ничего. Это одно из самых искусных и лживых превращений того Протея всеобщей демократизации, всеобщего освобождения и всеобщего опошления, который с конца прошлого века неустанно и столь разнообразными приемами трудится над разрушением великого здания романо-германской государственности. Поэтому-то и болгарское национальное движение противу Патриарха и канонов для России опаснее и вреднее всего остального на свете; это самый злокачественный припадок проклятой либерально-прогрессивной (т. е. космополитической) заразы! Я прерываю это письмо – оно и так слишком длинно... 3 Болгарская «интеллигенция» (!) всегда горячо отсгаивала внешний греческий облик своего духовенства; она держалась за разлатые черные клобуки именно в то время, когда ею уже были нарушены столькие незримые, но существенные правила христианской дисциплины. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений и писем : В 12 т./К.Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург : Изд-во «Владимир Даль», 2000-./Т. 7. Кн. 1: Публицистика 1862-1879 годов. - 2005. - 558 с./Письма отшельника. 539-559 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

 См. примечание А. Ф. Лосева к «Федону» в кн.: Платон. Соч.: В 3-х т. М., 1970, т. 2, с. 499, сн. 13; а также: Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1974, [т. 3]: Высокая классика, с. 59. 535  Цит. по: Секст Эмпирик. Соч.: В 2-х т. М., 1976, т. 2, с. 192. 536 Проблему этического значения музыки у античных мыслителей впервые ярко и полно осветил еще в конце прошлого века Г. Аберт: Abert Я. Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik. Leipzig, 1899. 537  Цит. по: Античные мыслители об искусстве/Под ред. В. Ф. Асмуса. М., 1937, с. 194. 538   Секст Эмпирик. Соч.: В 2-х т., т. 2, с. 194. 539  Музыка, по мнению Аристотеля, непосредственно подражает эмоциональным, этическим, психическим состояниям человека, тогда как портретная живопись подражает только отображению этических свойств во внешнем виде человека, т. е. в музыке более глубокое и непосредственное подражание (Polit. VIII, 5, 5 - 7). Ср.: Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика, с. 108. 540  В данной главе трактата «De musica» мы для краткости опускаем в скобках наименование трактата. Цитаты, обозначенные знаком даны в переводе В. П. Зубова по изданию: Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966. 541  Плутарх считал музыку «изобретением богов» (De mus. 15). 542 См.: Aristot. Polit. VIII, 5,4; а также: Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.. 1975, [т. 4]: Аристотель и поздняя классика, с. 558-559. 543  См.: Edelstein H. Op. cit., S. 74. 544 К. Свобода не усматривает этого противоречия в августиновской формулировке, хотя и констатирует у него наличие «интересной антитезы»: «музыка как незаинтересованное, нравящееся само по себе движение и музыка музыкантов, исполняемая ради определенной практической цели. Эта антитеза влечет за собой и соответствующую антитезу в связи с понятием прекрасного» (Svoboda К. Op. cit., p. 68). 545  Д. Золтаи подчеркивает антиномию средневекового понимания музыки. Хотя музыка как наука и занимала свое место среди семи «свободных искусств», в реальной действительности звучащая музыка была не свободным, но в прямом смысле слова «служебным искусством». Ее функция сводилась к подготовке и введению верующих в культовое действо (Zoltai D. Ethos und Affekt: Geschichte der philosophischen Musikästhetik von dem Anfang bis zu Hegel. Budapest; Berlin, 1970, S. 77; Золтаи опирается здесь на работу; Schäfke R. Geschichte der Musikästhetik in Umrissen. Berlin, 1934, S. 195). О типично средневековой функции музыки см.: Abert H. Die Musikanschauung des Mittelalters und ihre Grundlagen. Halle, 1905, S. 194-266. 546

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Один из примеров – это Nabon. No. 13, который датирован так: «12 день (месяца) шабат месяц], год воцарения Набонида, царя Вавилона февраля, 555г. до н.э.]». Надпись говорит о женщине, Белилиту, которая предстала пред царским судом со следующим делом: «Белилиту, дочь Бел-ушезиба, потомка гонца сообщает следующее судьям Набонида, царя Вавилона: «В месяце аб, в первый год Нергал-шар-усура [Нериглиссара], царя Вавилона [август-сентябрь, 559 г. до н.э.], я продала своего раба Базузу Набу-аххе-иддину, сыну Шулы, потомку Эгиби за половину мины и пять сиклей серебра, но он не заплатил наличными, а составил простой вексель». Царские судьи выслушали (её) и приказали, чтобы привели к ним Набу-аххеиддина. Набу-аххе-иддин принёс договор, который он заключил с Белилиту и показал судьям (документ, который указывал, что) он заплатил серебро за Базузу». Итак, здесь упоминается о царствовании Нериглиссара и Набонида. Общепринятая хронология показывает, что прошло приблизительно 3,5 года с тех пор, как Белилиту продала своего раба в первый год Нериглиссара – до того, как, в год восхождения Набонида на престол, она совершила неудачную мошенническую попытку получить двойную плату за раба. Но если мы должны были бы добавить 20 лет где-то между правлением Нериглиссара и Набонида, то Белилиту должна была бы ожидать в течение 23,5 лет прежде, чем подать свой иск в суд, что кажется чрезвычайно маловероятным. е) Переход от Набонида к Киру. То, что Набонид был царём Вавилона, когда Кир завоевал Вавилонию в 539 г. до н.э., ясно показывает Хроника Набонида (B.M. 35382). Эта хроника очевидно датировала этот случай «семнадцатым годом» Набонида, но, как указывалось выше, эта часть хроники повреждена, так что число года выглядит неразборчиво. Тем не менее, была найдена целая группа экономических текстов, что обеспечивает хронологически взаимосвязанные соединения между 17 годом Набонида и царствованием Кира. В их число входят таблички с каталоговыми номерами СТ 56:219, СТ 57:52.3, и СТ 57:56. 9) Первый из этих трёх документов (СТ 56:219) датирован годом восхождения Кира на престол, а следующие два – (СТ 57:52.3 и CT 57:56) датированы его первым годом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Это ясно видно из характерного αβασιλευτα ετη (годы междувластия) 688–681 гг., что также обнаружено и в Хронике Chronicle (III, 28), в то время как в списке царей King List A в этом месте добавлен Сеннахерим, также как и для второго αβασιλευτα ετη 704–703 гг. Канон Птол(емея) подобно „Хронике” повторяет здесь вавилонскую традицию, которая не признавала Сеннахерима законным царём, так как он разграбил и разрушил Вавилон». Кроме того, имеются сведения о том, что Царский канон является отражением не только вавилонских хроник, но и древних вавилонских списков царей, составленных вавилонскими писцами. Таким образом учёные пришли к выводу, что Канон был основан на вавилонских хрониках и на списках царей, вероятно через промежуточные источники, но, несомненно, независимо от Бероса. Это очень важное заключение, так как числа, указанные в Каноне для нововавилонских царей, очень точно совпадают с более ранними числами Бероса. Таким образом, мы имеем 2 независимых свидетельства, отражающие продолжительность нововавилонской эры, изложенной в древних хрониках. И даже если те хроники сохранились на клинописных табличках лишь частично, их числа, показывающие продолжительность царствования нововавилонских царей, судя по всему, дошли до нас через Бероса и Царский канон верно. РИС.: Этот список царей начинается с царствования Набонасара в Вавилоне (747–733 гг.до н.э.) и заканчивается римским императором Антонием Пием (138–161 гг.до н.э.). Ф. К. Гинцель (F. K. Ginzel) Руководство по математической и технической хронологии – Handbuch der matematischen und technischen Chronologie, Vol. I (Leipzig, 1906), p. 139 ТАБЛИЦА 1: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВОВАНИЯ НОВОВАВИЛОНСКИХ ЦАРЕЙ У БЕРОСА И В ЦАРСКОМ КАНОНЕ имя у Бероса в Каноне годы до н.э. Набопаласар 625–605 Навуходоносор 43 года 43 года 604–562 561–560 Нериглиссар 559–556 Лабаши-Мардук 9 месяцев Набонид 555–539 Назван Евилмеродахом в 4 Царств 25:27 и Иеремии 52:31. Царский канон опускает Лабаши-Мардука, так как всегда засчитывает только целые годы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Результаты нашего обсуждения нововавилонских исторических записей сведены в следующей таблице: ТАБЛИЦА 3: ГОСПОДСТВО НОВОВАВИЛОНСКИХ ЦАРЕЙ СОГЛАСНО НОВОВАВИЛОНСКИМ ИСТОРИЧЕСКИМ ЗАПИСЯМ имя Нововавилонская хроника Урукский список царей Царские надписи Годы до н.э. Набопаласар 625–605 Навуходоносор 43 43 (го)да 43 года 604–562 Амель-Мардук 2 2 (го)да 561–560 Нериглиссар 4 «3» (г)+8 (мес) 559–556 Лабаши-Мардук несколько 3 месяца Набонид «17 лет» »17?» (лет) 555–539 Эти числа в хрониках сохранены только у Бероса и(или) в Царском каноне. См. обсуждение. Как видно из таблицы, принятая светскими историками нововавилонская хронология очень сильно подтверждается древними клинописными источниками, некоторые из которых были произведены еще в саму нововавилонскую эру. Три различные линии доказательств в поддержку этой хронологии находятся в следующих источниках: 1) Хотя [многие] важные части [текста] нововавилонских хроник отсутствуют, а некоторые числа в Урукском списке царей частично повреждены, объединённое свидетельство этих документов основательно подтверждает нововавилонскую хронологию Бероса и Царского канона, которые, в свою очередь, независимо друг от друга, произошли из нововавилонских хроник и списков царей. 2) Царская надпись Nabon. No. 18 и Царская хроника астрономически зафиксировали 2 год Набонида на 554/553 г. до н.э. Полная продолжительность нововавилонского периода до Набонида приводится в Nabon. No. 18, где говорится, что с 16 года Набопаласара до года воцарения Набонида прошло 54 года. Стела, таким образом, устанавливает 16 год Набопаласара на 610/09 г., а его первый год – на 625/24 гг. до н.э.. Таким образом, эти две надписи устанавливают полную продолжительность нововавилонской эры. 3) Надпись Адда-гуппи даёт сроки правления всех нововавилонских царей от Набопаласара до 9 года Набонида (кроме короткого царствования Лабаши-Мардука, продолжительностью которого в несколько месяцев можно пренебречь). Поскольку Общество Сторожевой Башни косвенно согласно с 17-летним правлением Набонида, уже одна эта стела опровергает их дату 607 г. до н.э. как год опустошения Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

ТАБЛИЦА 4: НОВОВАВИЛОНСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОГЛАСНО АДМИНИСТРАТИВНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ И ПРАВОВЫМ ДОКУМЕНТАМ Набопаласар 625–605 Навуходоносор 43 года 604–562 Амель-Мардук 561–560 Нериглиссар 559–556 Лабаши-Мардук 2–3 месяца Набонид 555–539 Б-3: Просопографические доказательства Просопография (от греческого «prósopon» – «лицо, личность») может быть определена как «изучение деятельности, особенно личностей связанных семейными, экономическими, социальными, или политическими отношениями». Так как имена многих личностей часто повторяются в деловых и административных документах, иногда сотни раз на всём нововавилонском периоде, то учёные обычно применяют просопографический метод при анализе этих текстов. Этот подход не только вносит вклад в понимание структуры и жизни нововавилонского общества, но и обеспечивает дополнительное, качественное доказательство в поддержку установленной хронологии этого периода. Из десятков тысяч документов нововавилонской эры больше половины – это результат храмовой деятельности, и они были найдены в архивах храмов, особенно в архивах храма Эанна в Уруке (храм богини Иштар) и храма Эбаббар в Сиппаре (храм Шамаша, бога солнца). Но много тысяч текстов также найдены и в частных архивах и библиотеках. Самые богатые частные архивы были у домов Эгиби, и Нур-Сина, которые были расположены в центре Вавилона. Также были обнаружены и другие частные архивы, например, в Уруке (сыновья Бел-ушаллима, Набу-ушаллима, и Бел-супе-мухур), в Борсиппе (семейство Эа-илута-бани), в Ларсе (Итти-Шамаш-балату и его сын Арад-Шамаш), и в Уре (семейство Син-убаллита). Никаких государственных архивов нововавилонского периода найдено не было. Причина в том, что в это время такие документы, как известно, писались (по-арамейски) на пергаменте и папирусе – материалах, которые быстро разрушались в климатических условиях Месопотамии. Давайте теперь рассмотрим, как изучение определенных архивов может дать ценную информацию хронологического характера. а) Торговый дом Эгиби Самый большой из частных архивов нововавилонского периода – это архив торгового дома Эгиби. Об этой фирме Бруно Мейсснер (Bruno Meissner) говорит: «Мы обладаем таким обилием документов фирмы Сыновья Эгиби, что мы можем проследить почти все транзакции и жизненный опыт её глав со времени Навуходоносора до Дария I».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Учение Католической Церкви о благодати: Оправдание не ограничивается отпущением грехов: ХВ 557, 562–564, 566, 576–577, 593; начинается новая жизнь: ХВ 557–558, 562, 564–565, 593. Дух Святой пребывает в душе: ХВ 563, 565, 653; новым рождением человек становится соучастником Божественного естества: ХВ и живым членом мистического Тела Христова: ХВ 566; чадом Божиим и наследником неба: ХВ 556, 558, 562, 579, Благодать Божия умножается посредством соблюдения заповедей и добрых дел: ХВ 569, 571–572, 601–603, 606–608; которые придают заслуги для вечной жизни: ХВ 539, 579–581, 608, 613–614, Вместе с оправданием сообщаются излитые добродетели – вера, надежда и любовь: ХВ 566, 593. Благодать – это бескорыстный и сверхъестественный дар: ХВ 555, 559, 567–568, 653, 654. Благодать теряется через каждый смертный грех: ХВ 576, 578, 609, 697. Действительно существуют естественно добрые дела: ХВ 589, но только благодать делает способным к совершению действий, обладающих сверхъестественной ценностью: ХВ 529, 532–533, 537539, 543–547, 555, 583–585, На пути оправдания человека благодать предпринимает первоначальную инициативу: ХВ 528, 533, 537–538, 541–546, 559, 583–584. Но зависит от человека, принимает ли он ее действенным образом: ХВ 92, 539, 540/1, 540/10, 559, 586; ибо она не лишает его свободы: ХВ 540/2, 559, 586, С ее помощью человеку надлежит готовиться к оправданию: ХВ 539, 540/1, 559–561, 586–591; особенно верой, необходимой для оправдания: ХВ 90, 94, 544, 560–561, 567; самой по себе недостаточной, чтобы произвети такое оправдание: ХВ 567–568, 571, 591, 594–596. Действующая благодать необходима, чтобы постоянно избегать смертного греха: ХВ 521–523, 530–531, 534. Последовательность до конца – это особая благодать: ХВ 540/10, 574–575, 598, 604. Каждый человек получает благодать, необходимую и достаточную для соблюдения заповедей: ХВ 547, 570, 600, но не для избежания всякого повседневного греха: ХВ 524–526, 570, 605. Бог хочет, чтобы все люди спаслись: ХВ 540/3, 547/1, 547/3–547/4,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010