231 Освящение было совершено 27 декабря 537 года. В этот день Юстиниан приехал из дворца на колеснице, запряженной четверкой коней, в великолепной процессии на площадь Августей. Там его встретил патриарх с клиром и проводил до храма. Пройдя через двор и вступив через средние двери из нарфика внутрь здания, Юстиниан, в восторге от великолепия своего создания, быстро пробежал к амвону и, подняв руки к небу, воскликнул: «Хвала Богу, удостоившему меня докончить такое дело! Я победил тебя, Соломон!» Освящение храма сопровождалось великолепными всенародными празднествами, на которых народу раздавались щедрые подарки. Храму св. Софии император поднес великолепные сосуды из драгоценных металлов, богатые облачения и отписал 365 имуществ в окрестностях Константинополя в доход на каждый день года. 232 Состав клира при храме был определен в тысячу человек. 233 Общую стоимость здания исчисляли в 3200 кентенариев золота, т. е. около 150 миллионов золотых рублей. Частые землетрясения, посещавшие Константинополь во вторую половину царствования Юстиниана, повредили здание, купол дал трещины и 7 мая 558 года свалился, похоронив под собою роскошный амвон с его чудесами ювелирного искусства. Архитекторов, создавших храм, уже не было в живых; но искусство, как и ремесло, держалось тогда в семействах по наследству, и восстановление купола было поручено племяннику Исидора. Он скрепил арки, прибавил полукуполы с северной и южной стороны, сузил диаметр купола и поднял его на 30 футов в высоту против прежнего. В этом своем виде купол существует и доселе. Сложные и стоившие немалых средств работы были закончены к концу 562 года, и 24 декабря состоялось вторичное освящение храма. Патриарх Евтихий с клиром встретил императора пением псалма: «Возьмите, князи, врата ваша...» По поводу этого вторичного освящения придворный поэт Павел силенциарий дал стихотворное описание храма. Начало этой поэмы заключает в себе похвалу императору, и оно было произнесено автором во дворце перед императором. Дальнейший текст, в котором автор описывает архитектуру, материал и художественную отделку храма, был читан перед патриархом в его покоях.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

„Великое наказание против прочих коллегий“, очевидно, может быть тюрьмой, ссылкой в Сибирь и даже смертной казнью; и, как увидим, в Синодальной практике относительно всего этого не без примеров. Обращаясь к рассмотрению общих задач, какие определяет для деятельности Св. Синода Регламент, или —228— „дел общих“, как они там названы, мы просто поражаемся чисто внешним характером этих задач. Не рискуя впасть в слишком большую неточность, их можно бы назвать полицейскими. Вот они: „разыскивать вновь сложенные и слагаемые акафисты и молебны и иные службы“ 219 ; „искоренять многочисленные моления“ 220 ; „смотреть историй святых, не суть ли некие от них ложно вымышленные“ 221 ; „прилежно разыскивать вымыслы, которые человека в недобрую практику ведут“ 222 ; „разыскивать некие церемонии непотребные“ 223 ; „разыскивать о мощах святых, где какие быть сомнительными“ 224 ; „о иконах святых смотреть“ 225 ; преследовать явленные иконы 226 , многогласие в службах 227 , обычай давать молитву в шапку 228 и т. п. Как будто читаешь отдел из Устава о предупреждении и пресечении преступлений 229 . И так определяются задачи церковного управления... В частных предписаниях епископам и пресвитерам также весьма ясно сказывается эта полицейская точка зрения 230 . В главе о делах епископов статья 14 говорит: „Ведал бы всяк епископ меру чести своея и не высоко бы о ней мыслил; и дело убо великое, но честь никаковая, почитай, в писании знатная определена... Убо точию внешнее (sic!) дело пастырское есть проповедати, настояти, запрещати благовременно и безвременно и обряды тайн святых строити. Дело же внутреннее, еже обращати сердца к покаянию и обновлению —229— жития, есть единого Бога, благодатию Своею чрез слово и тайнодействие пастырское, аки чрез орудие (?), невидимо действующего“ 231 . В главе о посещении епископом городов своей епархии в ст. 1 предлагается им ездить по епархии предпочтительно летом, а не зимой, так как летом корма дешевле; при этом выражено, что епископ может, не въезжая в город, – „недалече от города на поле в палатке время перестоять, чтобы не трудить священства или граждан“ 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учитель переименовал хребет в Дахань лин 223 . Всякий раз, как шел дождь, падало много граду. Дорога по горам, извиваясь, шла на северо-запад более ста ли, и потом опять на северо-запад, мы увидали ровное место; здесь есть каменистая река, простирающаяся более, чем на 50 ли; берега ее вышиной более ста футов; вода в реке чистая и холодная, весьма приятная и журчит, как звонкий нефрит; по крутым берегам ее растет лук от трех до четырех футов вышины; в падях растут сосны более ста футов вышиной. Западные горы тянутся сплошной грядой; на них густо растут высокие сосны. Мы ехали горами пять или шесть дней; дорога извивалась около пиков. Прекрасны были выси гор, покрытые цветущим лесом; внизу тек поток; на ровном месте, повсюду, росли вместе сосна и береза, как будто человеческие жилища. Затем мы поднялись на высокий хребет, имевший вид длинной радуги; отвес его вниз был на 1.000 саженей; смотреть в глубину, вниз на озеро, было страшно. 28-го числа мы остановились на востоке от орды 224 . Посланец отправился наперед доложить о нашем прибытии императрице и получил от нее приказание просить учителя переправиться через реку. Река эта течет на северо-восток 225 ; широка и глубока по ступицу колеса. Переправившись через реку, мы вступили в становище и тут оставили телеги; на южном берегу были тысячи телег и юрт. Каждый день приготовляли кумыс 226 и сливки. Царевны из дома Китайского и Ся 227 прислали в подарок одно доу рису и 10 лан 228 серебра; здесь, за 50 лан можно купить только 80 гинов муки; ибо мука приходит сюда из-за северных гор, более чем за 2000 ли 229 ; торгующее варвары западных стран 230 доставляют ее вьюками на верблюдах. В средний период жаров в юртах не было мух. Орда, по-нашему сказать, походный дворец. Колесницы и юрты орды имеют величественный вид; такого великолепия не было у древних Шаньюй 231 . 7– й луны 9-го числа мы вместе с посланцем отправились на юго-запад 232 и ехали пять или шесть дней; мы несколько раз замечали на горах снег, а у подошвы гор, часто попадались могильные насыпи; поднявшись на один высокий холм, мы заметили там следы жертвоприношений духам 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

225 Что же касается до символической книги И – Книг, состоящей их прямых и ломанных линий и приписываемой Китайцами основателю их государства – Фо – ги, то ей дают древность 3000 лет до Р. Хр. Таинственные начертания этой книги во все времена служили предметом разнообразных, но в сущности мало достоверных, толкований у Китайских ученых. 229 Некоторые находят в учении Лао – дзы следы Индийского влияния, другие – Иудейского. Его сочинения Тао – те – Кинг, написанное темным и отрывочным слогом, впоследствии стало предметом разнообразных толкований между его последователями. У многих из них видно старание согласить его учение с господствующими философскими понятиями в Китае или дать ему пантеистический оттенок (Wuttke, Gesch. D. Heidenthums. p. 76 – 83, Win. dischmann, – Die Philos. im Fortg. d. Weltgeschichte, Th. 1. P. 243 – 246) 230 Отрывки из Тао – ти – Кинг, см. у Виндишмана в его Die Philos. im Fortg. d. Weltgesch. 1827 Th. I, 394 – 423. Также у Вутке в его Gesch. d. Heidenth. Th. II, p. 76 – 83. 231 Во время явления буддизма в Индии, которому некоторые приписывают глубокую древность, не восходит далее VI столетия до Р. Хр. 232 Вот еще мнение о начале всех вещей известного китайского философа Ло – пи: «я читал великое предание (т.е. И – Кинг) и там узнал, что небо и земля имеют начало… Разум предшествует началу вещей». Windischm. Lib. eit. p. 143. 233 В настоящее время общеуважаемой книгой Китайской философии служит так называемая «Книга о природе» SimlitaQiven, составленная, около 1415 года нашей эры, 42мя учеными, по поручению правительства. Она преимущественно составлена по исследованиям философов Шеу – су (1070 по Р. Хр.) и Чу – ги (1200 по Р. Хр.). Она имеет вид толкований на древнее учение; но нельзя не видеть, что, излагая материалистическое учение позднейших писателей, она противоречит древнему учению, хотя кстати и некстати часто приводит его слова. Основанием для своих толкований составители этой книги принимают загадочную книгу И – Кинг, написанную будто бы основателем Китайского государства Фо – ги, состоящую из начертаний прямых и ломанных линий. Как ни разнообразны нравственные и космологические толкования этой книги, но само разнообразие их ясно показывает произвольность всех их (не исключая и комментария Конфуция), тем более, что ключ к разумению символических начертаний ее давно утрачен. Что касается до признаваемого будто бы на основании этой книги первоначального единства или безразличия двух начал мира (силы и материи), как начала бытия (Таи – ки), то, по свидетельству синологов, учение о нем принадлежит новейшим временам. Само имя это, как название первой причины бытия, в первый раз встречается в одном крайне – темном месте сочинений Конфуция, – в прибавлении (Ни – су), которое он присовокупил к объясненной им древней «Книге перемен» (Confucius, Sinarum Philos. p.55. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Например, статья М.В. Иванова «О вероучении ЕХБ» содержит в себе характерное балансирование между следующими положениями: Евангельские христиане-баптисты всегда стремились быть верными здравому библейскому учению. Поэтому они составляли книги, в которых излагались основы их вероучения. Зачем же необходимо вероучение, если есть Писание? «Вероучение позволяет проверить правильность понимания нами Библии и избежать еретических искажений Священного Писания». Далее «Вывод: Итак, вероучение не дополняет и не заменяет Библию». 231 Как видим, протестанты развивают свою мысль в одной плоскости – данности Текста, который можно или заменить, или дополнить, что отвергается. Но остаётся вопрос о природе понимания Текста. И здесь обоим сторонам, по необходимости, приходится фиксировать роль «здравого библейского учения», которое одновременно не есть Писание, но служит мерилом («проверить правильность») понимания Писания. Таким образом, вероучение христиан-баптистов по их собственному определению занимает ту же роль в Церкви, как и Предание в православии. Приведение этого обстоятельства в качестве отправного пункта в понимании православного Предания сняло бы банальную полемику о первичности Писания-Предания и позволило бы непосредственно перейти к рассмотрению самой Церкви как Предания. Известные и провозглашаемые «Семь основных принципов евангельских христиан-баптистов» уже имеют свой немалый авторитет. На их материале удобно указать на глубину православного учения. Итак, « Принцип 1. Библия – это Слово Божье, записанное Божье откровение. Поэтому именно Библию надлежит слушаться как Божьего голоса. Никакая человеческая мудрость не может заменить или дополнить Слово Божье. Библия – это законченное и совершенное послание Бога, совершенно необходимое и совершенно достаточное для спасения и полноценной духовной жизни. Ничто, противоречащее Библии и не проистекающее из её текста, не может быть частью веры евангельских христиан-баптистов». 232 Приемлемость этого принципа для православного христианина очевидна, но также очевидна и его недостаточность. В этом изложении неслучайно обойдён вниманием вопрос об интерпретации Библии. Это, как отмечал А. Макграт, стало проблемой от начала Реформации и остаётся ею до сих пор: «Признание материальной достаточности текста Писания как источника теологии ещё не исчерпывает вопросов его богословского применения. Основной вопрос остаётся неразрешённым: как Писание следует толковать ? [выделено автором – прот. В.Р.]». 233 Текст отождествляется с его пониманием. В протестантизме это так не потому, что там больше ценят Библию, а потому, что истина в протестантской парадигме онтологически непричастна человеку. В данном исследовании этой темы мы коснёмся позже (3.2), но здесь важно подчеркнуть, что обсуждение убеждений инославных верующих должно быть только в области онтологии и выводиться из неё. Тогда возможно говорить об относительности и полноте истины вместо бесконечного бичевания ложных тезисов собеседника.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

(231) Когда они ушли, царем был Тетмос. Со времени правления этих царей, согласно ему, прошло триста девяносто три года до царствования братьев Сета и Гермея, из которых, как он утверждает, Сет получил имя Египет, а Гермей — имя Данай. После изгнания последнего Сет правил 59 лет, а затем старший из его сыновей Рамзес — 66 лет. (232) И вот, признав сперва, что задолго до того наши предки оставили Египет, и выдумав затем подставного царя Аменофиса, он вслед за тем говорит, что тот, подобно Гору, одному из своих царственных предшественников, пожелал созерцать богов. Он сообщил об этом желании своему тезке Аменофису, сыну Пааписа, который, как считалось, причастен божественного совершенства благодаря своей мудрости и дару предвидеть будущее. Этот человек сказал ему, что он сможет созерцать богов, если полностью очистит страну от прокаженных и других нечистых. Обрадованный царь велел изгнать из Египта всех, кто имел скверну на теле (число их составило восемьдесят тысяч человек), и приказал заключить их в каменоломни к востоку от Нила, чтобы те работали там наравне с прочими египетскими заключенными. Среди них, говорит он, было даже несколько ученых жрецов, зараженных проказой. Однако Аменофис, этот мудрец и прорицатель, побоялся навлечь на себя и на царя гнев богов за то, что кто-то увидит их самовольно, и придумал сказать, что какие-то люди возьмут нечистых в союзники и будут править Египтом тринадцать лет. Не решившись сказать этого царю самолично, он оставил ему подробное письмо и покончил с собой. Царь был в отчаянии. Затем он пишет дословно следующее: «С тех пор как оскверненных отправили в каменоломни, прошло немало времени, и царь пожаловал им некогда оставленный пастухами город Аварис, чтобы у них было собственное пристанище и кров. Этот город по древнему преданию был посвящен Тифону. Придя туда, они получили возможность обособиться и избрали своим предводителем некого Осарсифа, жреца из Гелиополя, и дали клятву во всем подчиняться ему. Своим первым законом тот запретил поклоняться богам, воздерживаться от особо почитаемых в Египте священных животных, но всех приносить в жертву и употреблять их в пищу, а также повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

«Тарковский, — пишет де Баэк, — создает пейзаж с очевидной простотой… Это, несомненно, единственный режиссер, способный мимолетом, отстраненно передать время перехода от бодрствования ко сну» (указ. соч., 85). 231 Сон выносит на свет, с одной стороны, влечение к женщине, которая ищет удовлетворения своих эгоистических желаний, с другой, — образ совсем другой женственности, которая в воспоминаниях и снах наделена нежными, ласковыми, материнскими движениями. 232 См. А. Тарковский, О природе ностальгии, 132. 233 А. Тарковский, Запечатленное время, 325. 234 Это движение несколько раз используется режиссером в снах в «Зеркале» и в «Ностальгии». 235 А. Тарковский, Запечатленное время, 199. 236 Движение героя по направлению к двери сопровождается громом. Гроза имеет освобождающую и благотворную функцию в финале «Андрея Рублева», когда в кадре оказываются свободные лошади на фоне прекрасной и пустынной природы, и в первом эпизоде «Соляриса», в котором герой перед тем, как покинуть землю, с наслаждением мокнет под внезапным дождем. В эпизоде «Ностальгии» ливень и шум воды моет и очищает природу, когда Горчаков начинает открываться навстречу жизни и другому человеку. 237 Там же, 347-348. Тарковский, который использует это выражение для определения музыки Тао, добавляет: «Эта цивилизация… соль соли земной который итожит истинное знание». Это способ восприятия, близкий словам героя Солоницына в сцене из фильма «Зеркало», в которой он, свалившись на землю, смотрит вокруг и внезапно чувствует жизнь природы, ее гармонию, ее соответствие принципам и ценностям существования. Благодаря проделанной режиссером работе Олег Янковский, придавая этому собственный, личный оттенок, выражает сложный опыт, который несколько раз Анатолий Солоницын передавал зрителям в фильмах Тарковского. 238 А. Тарковский, Запечатленной время, 276. 239 Как и Доменико, Горчаков говорит очень мало, выражая движениями тела и взглядами свое участие в мире, который хозяин предлагает ему разделить. 240 Выражение принадлежит Антуану де Баэку (A. de Baecque, указ. соч., 41-43): « " Ностальгия "  — это фильм об одиноком человеке, это один из самых красивых фильмов об одиночестве… Встреча двух одиночеств, без сомнения, составляет ключ к фильму». 241

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

225 «Тысяча» часто употребляется в смысле неопределенного множества; в данном случае в смысле колена. 230 Точных указаний на такое «собрание» не имеется, но оно предполагается как общим строем народной организации, так и часто встречающимися выражениями, необходимо предполагающими представительство. Так, часто встречаются выражения: «сказали сыны» такого-то коленаˆ( Нав.17:14 ). Очевидно, здесь разумеются не все израильтяне известного колена, а только депутаты его, выборные, члены собрания. См. также Milman, The History of the Jews, Vol.I, p.163. 231 При рассматривании политического устройства в Моисеевом государстве невольно поражает сходство его с организацией государственного управления Соединенных Штатов Северной Америки. Колена по своей административной самостоятельности вполне соответствуют штатам, из которых каждый также представляет собой самостоятельную республику со своим правителем, своим особым парламентом и со своими особыми законами, и как самостоятельные части входят в общий союз государства. Федеральное правительство составляется из представителей всех штатов, составляет так называемый конгресс, который состоит из двух групп – сената и палаты представителей, которые вполне соответствуют двум высшим группам представителей в Моисеевом государстве – 12 и 70 старейшин. Вместо еврейского всенародного собрания там существует усовершенствованная система всенародного голосования. Существенное отличие между этими двумя государственными системами состоит только в том, что в Моисеевом государстве не успел выработаться юридически определенный орган исполнительной власти, как он существует в Соединенных Штатах в лице президента Союзного правительства. 232 В ( Суд.20 ) представляется случай, когда собрание состояло из 400,000 «пеших, обнажающих меч». Но это собрание состояло очевидно не из представителей только, а из самого народа и имело чрезвычайный характер – собрания народа для военных целей. 233 (Βтορ.31:28). Михаэлис ввиду неудобств, могущих произойти от чрезвычайной многочисленности собрания, предполагает, что из мелких начальников в собрании присутствовали только тысяченачальники, и, быть может, стоначальники, а десятиначальники были исключены из него (см. Michaelis, Mosaisches Recht, §49). Ho такое предположение не имеет для себя прочных оснований; – неудобства не могли заявлять себя сильно, благодаря уже стройности организации собрания; притом полные собрания предполагаются только по важнейшим случаям, следовательно, не часто. В некоторых случаях собрания состояли, как видно из ( Суд.20 ), даже из 400,000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Все усилия призванного доктора не могли возвратить ребенка к жизни. 226 Полость рта покрывается белым налетом или белыми точками, которые суть не что иное, как выросшие на мести окисавшего и разлагавшегося молока грибы. Омывание ротика должно производиться посредством чистой намоченной тряпочки, надеваемый на указательный палец. – Омывать следует после каждого кормления и грудь, иначе разлагающиеся остатки молока и там будут производить раздражение кожи, порчу, боль, которая иногда может довести до того, что мать должна будет отказаться от кормления. – Надобно также беречь грудь от простуды. 231 Увеличивается относительное количество молока и уменьшается количество воды, если будет в течение нескольких дней замечено, что ребенок высасывает всю дочиста приготовленную ему порцию. Но с другой стороны, не надобно забывать, что лишняя вода легко выделяется из организма, меду тем лишнее молоко производит расстройство пищеварения. Следовательно, надобно остерегаться поспешности. 232 Молоко кипятиться только летом, во избежание скорой порчи (сырое молоко скорее портится, чем кипяченное). Кроме того, молоко топят (томят), если есть основание сомневаться в здоровье коровы (известно, что молоко от нездоровой коровы становится безвредным, если его вскипятить). 233 По мнению других – от разных коров, – но в виду только того, что корова может заболеть или перестать доиться, и тогда ребенок не захочет с непривычки принимать молоко другой коровы. – Корова не должна быть слишком молода. Одним из средств наблюдения за правильным развитием дитяти может служить взвешивание его. Вот выводы на это счет «французского общества гигиены» («Гигиена и воспитание детей в первом возрасте», стр. 30–33). Средний вес ребенка при рождении равняется 8¾ фунтам. В течении первых трех или четырех дней новорожденный теряет в своем первоначальном весе; потом к седьмому дню он вновь приобретает вес первого дня. До пятого месяца включительно вес увеличивается от 3½ до 8¼ зол. в сутки. В это время он должен удвоится в весе.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Указанный эпизод «Анны Карениной» был опубликован впервые в журнале «Русский вестник» (1877, через два года после того, как сюжет был зафиксирован Достоевским. Оба замысла возникли, таким образом, независимо друг от друга, да и герои их имели разных прототипов: по предположению мемуаристов и биографов Толстого, в основу истории несостоявшегося объяснения Кознышева с Варенькой лег скорее всего эпизод из биографии брата писателя С. Н. Толстого, не решившегося сделать предложение сестре С. А. Толстой, Т. А. Берс (впоследствии по мужу Кузьминской). Впрочем, еще в подготовительных материалах к «Бесам» (1870) встречается наметка эпизода: «как хотел жениться и не женился Гр й» (XI, 92). 228 Мальчик сидит в колонии для малолетних преступников… — 27 декабря 1875 г Достоевский в сопровождении А. Ф Кони посетил колонию для малолетних преступников в Петербурге, за Охтой, близ Пороховых заводов, желая познакомиться с содержавшимися там детьми и условиями их жизни. Посещение это Достоевский описал в январском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. (гл. II, § 3). Сохранился рассказ об этом посещении А. Ф. Кони (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1968. Т. 8. С. 38). 229 Отец — узнает, что сын его не его, а от любовника. — Мотив, близкий к повести «Вечный муж» (1870). Здесь Трусоцкий также узнает после смерти жены из ее писем, что Лиза — дочь Вельчанинова. 230 Тип мечтателя. (Смотри в старых книжках). — Имеется в виду запись, находящаяся среди подготовительных материалов к «Подростку» «ЛИЦО — (тип) Мечтатель () подробнейше описать» 231 Мальчик три дня у Спаса под престолом. Сюжет, несколько раз записанный в рабочей тетради этого времени. По-видимому, извлечен из газет за 1876 г. 232 Американская дуэль… — Дуэль на пари с обязательством проигравшего покончить с собой. Ср. другую заметку Достоевского в той же рабочей тетради: «Американская дуэль; какая низость, какая мерзость!» 233 Аполлонова нога. — Заметку, прояснявшую смысл данной записи, находим в подготовительных материалах к «Подростку» «Баня. Аполлонова нога. Зачем вам жениться. Может на содержание пойти». В древнегреческой мифологии Аполлон — идеал юношеской красоты. 234

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010