187 Начиная со второго года проповеди Иисуса Христа, фарисеи и книжники всюду следовали за Ним и следили за Его учением и делами, чтобы найти в Нем какую-либо вину. Книжники, как и законники – это иудейские ученые, занимавшиеся изучением Закона Божия. 188 Иродианами назывались приверженцы правителя Ирода Антипы, бывшие врагами фарисеев. Но чтобы погубить Иисуса Христа, фарисеи пренебрегли своей враждой с иродианами и вошли с ними в соглашение. 193 Этот апостол назывался еще Леввей и Фаддей, он приходился братом Иакову Алфееву; они были сродниками Иисуса Христа по плоти. 202 и проч. – по-русски: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь: ибо велика ваша награда на небесах». 206 Так здесь называются апостолы и все истинные последователи Иисуса Христа. Для мира они так же необходимы, как необходима соль для пищи человека. 207 Так здесь называются апостолы и все истинные последователи Иисуса Христа. Для мира они так же необходимы, как необходим солнечный свет для жизни земли. 208 и проч. – по-русски: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». – Под светом здесь разумеются святость жизни и добрые дела. 209 Так у иудеев разделялись Священные книги. В состав закона входили пять книг Моисея. Пророки же заключали в себе остальные Священные книги. 212 Иначе говоря, вовсе лишен будет Царствия Небесного. Слова: малейшим наречется – употреблены Иисусом Христом в противоположность выражению: великим наречется . 217 Геенной огненной у евреев называлась долина Еномова, находившаяся вблизи Иерусалима. Во дни иудейских царей в этой долине был поставлен идол Молоха, служение которому отличалось величайшим нечестием. По возвращении из плена вавилонского, долина Еномова была сделана местом свалки нечистот, которые здесь сжигались, так что огонь там никогда не прекращался. В устах Иисуса Христа геенна огненная служит образом вечных мучений грешников. 218 Под темницей здесь разумеется место мучения грешников, иначе – ад, как место, лишенное света и блаженства. Под судьею разумеется Господь, а под слугами – ангелы. Кодрант – медная римская монета, равняющаяся нашего грошу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Все же остальное (в рассказе) – преувеличение предания или рассказчика» (202 ст.). К этим нреувеличиваниям Гримм особенно относит то, что Разис, пронзив себя мечем, оказался в силе быстро взбежать на стену, оттуда бросился на толпу народа; упав же на землю на свое чрево, он не убился до смерти, но, несмотря на лившуюся ручьем кровь и тяжелые раны, оказался в силе встать и побежать на скалу, там своими руками вырвал у себя внутренности и бросил их в толпу, произнося при этом молитву вслух народа, и, таким образом, кончил свою жизнь. Все это, по мнению Гримма, возможно только как особое чудо, но не как обыкновенный исторический факт (201–202). На возражения Гримма скажем, что нам неизвестно, как высока была стена, с которой бросился Разис (ст. 42), и неизвестны также свойства места, на которое он упал и будто бы так благополучно, что поднялся и побежал через толпу. Понятно, при известных условиях все это возможно. Бывает же иногда, что даже очень тяжело раненые, в сильной степени горячечного возбуждения, вскакивают и кажутся полными жизни, хотя на несколько минут. Рассмотрим, наконец, еще одно возражение Гримма против достоверности книги, именно против Х-ой гл. 31-го стиха, где говорится, что после победы над Никанором Иуда созвал одноплеменников (τους ομοεθνεις) и тех, которые находились в крепости (τους εκ της ακρας). Гримм 209 утверждает, будто бы этими словами автор хотел сказать, что иерусалимская крепость снова оказалась в руках евреев в эпоху поражения Никанора, тогда как на самом-то деле, по свидетельству І-ой Макк. XIII, 50 ст., евреи овладели ею уже при Симоне. Но это возражение Гримма вполне опровергается более внимательным чтением текста разбираемого места. В самом деле, ни стих 31-ый, ни 35-ый не дают основания для подобного заключения Гримма. Автор говорит, что Иуда, собрав соотечествепников (τους ομοεθνεις), послал также за находившимися в крепости (τους εκ της ακρας); последними словами он достаточно ясно дает понять, что он не считает их в числе соотечественииков, а просто под „τους εκ της ακρας“ разумел сирийский гарнизон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Спор отразил различие мировоззренческих установок как среди монашествующих, так и среди образованных мирян. Суть вопроса состояла в следующем: считать ли монастырскую благотворительность и социальную активность иноков институционально обязательной для всего монашества в целом? Попытка академических историков обосновать эту общеобязательность, делая акцент на отечественной истории, осталась все же не убедительной для таких представителей монашества, как архимандрит Никон и его сторонники. Ответные письма читателей в редакцию «Душеполезного чтения» показали, что церковный народ в массе своей совсем не симпатизировал позиции, продвигаемой большинством академической профессуры. Остается только выяснить, какие уроки из этого спора можно вынести в наши дни. Нужно ли миру социально активное монашество или нет? Чего ждали от инока тогда и чего ждут сейчас? И самый важный вопрос: будет ли ответ на эти вопросы близок к спасительному идеалу, заложенному основателями пустынного жития?   Библиография   Круглов А.В. На службе миру — на службе Богу//Душеполезное чтение. 1902. Октябрь. С. 186–193. Карцов В.С. Круглов Александр Васильевич//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т 26: 1895. Спб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1895. С. 834. Никон (Рождественский), архим . Православный идеал монашества//Душеполезное чтение. 1902. Октябрь. С. 194–209. Далее МДА. Введенский А.И. «Переоценка ценностей» в области вопросов религиозных. Душеполезное чтение. 1902. Октябрь. С. 172. Круглов А.В. На службе миру — на службе Богу. С. 187. Там же. С. 192–193. Там же. С. 191. Там же. С. 186. Никон (Рождественский), архим . Православный идеал монашества… С. 195. Там же. Там же. С. 197. Там же. Там же. Там же. Никон (Рождественский), архим . Православный идеал монашества… С. 200. Там же. С. 202. Там же. Там же. С. 198. Там же. С. 201. Там же.   Никон (Рождественский), архим . Православный идеал монашества… С. 201; Дорофей Газский Палестинский, авва. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания.

http://bogoslov.ru/article/6171145

Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости. Впрочем, ради немощи многих надобно кое-что сказать. Слово 26-е. Стр. 202 Блажени миротворцы ( Матф.5:9 ), и никто не может этому противоречить; впрочем, я видел и враждотворцев, блаженных. Слово 26-е. Стр. 204 Неленостная душа воздвигает, бесов на брань против себя; с умножением, же браней умножаются и венцы. Неуязвляемый супостатами не получит никакого венца: а кто от случающихся падении не упадает, духом, того восхвалят Ангелы, как храброго воина. Слово 26-е. Стр. 209 Да не ужасаемся, видя, что мы в начале иноческого подвига больше обуриваемся страстьми, нежели, когда мы жили в мире; потому что сперва необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом уже воспоследовать здравию. Можете быть сии звери и прежде где-нибудь скрывались в нас, но мы их, в себе не примечали. Кратк. содерж. слов, Стр. 211 Беспристрастие к вещам чувственным возводить к видению мысленных. Из того, что видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни. Там же. Стр. 214 Кто, не имея истинной веры, совершает, некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд. Там же Как не имеющий путеводителя удобно заблуждается на своем пути, хотя бы и весьма был умен: так и идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал. Там же. Стр. 216 Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения. Множество же смирения есть матерь бесстрастия; а приобретение бесстрастия есть совершенная любовь, то есть совершенное вселение Бога в тех, которые через бесстрастие сделались чистыми сердцем, яко тии Бога узрят ( Матф.5:8 ). Слово 27-ое. О безмолвии. Стр. 231 Прежде приятия силы духовной не читай книг чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы и помрачают умы немощных. Предлагай приходящим, что для них нужно по душе и по телу. Если они превосходят нас премудростью, то покажем наше любомудрие молчанием; если же они, по духовному возрасту, братия равные с нами, то можем, умеренно отверзать дверь нашего слова. Однако лучше думать, что все превосходнее нас. Там же. Стр. 232

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Нить умозрения настолько тонка здесь, что порой и Синезий соскальзывает на привычные рельсы богословствования III в.: Ты излился, Неизреченнорождающий, чтобы породить Сына – славную демиургическую Мудрость. (Гимн 1,202–206) – это фрагмент дискурса времен апологетов. Но, пролившись, Ты остался Собой в неделимом делении порождения (там же, 207–209) – это уже пост-арианская поправка. Невыразимое Дитя невыразимого Отца, Твое рождение – через Себя (там же, 236–238) – а в этом уже слышна поступь нового богосознания: участие Сына в рождении не мыслится пассивным; если Отец рождал, то Сын рождал Себя; эта медиальность залога призвана, по-видимому, подчеркнуть отсутствие всякой односторонности в божестве, и в этом качестве весьма важна. В самом деле, как могут быть Рождающий и Рожденный равночестными, если один только действовал, а другой только претерпевал? Благодаря рождению Ты явен стал Сам и явил вместе с тем Отца Волей Отца, и Сам Ты вечно есть Воля при Своем Отце (там же, 239–244). Чтобы правильно понять этот пассаж, нужно со всей ясностью понимать, чем теология, говорящая о Боге, отличается от теологии, говорящей о Господе. Пока Бог является предметом теоретической философии, его рассмотрение volens nolens не выходит за пределы предметности. Именно мысля Бога идеальным предметом созерцания, рассуждают об именуемости и неименуемости, таком или ином его полагании, тождестве, различии и почти обо всем том, что составляет обычный богословский дискурс, традиционно кончающийся глубокомысленнейшими прозрениями, наподобие: «Знать, что Он есть – можем, а что есть – не можем». Однако стоит только человеку столкнуться с волей Божией, и всё это богословие становится тщетным. Ветхозаветный Яхве Саваоф – Господь воинств, гневный и ревнивый дарователь побед, Он же Аллах коранической традиции – меньше всего может быть мыслим в категории предметности (как, впрочем, и любые истинно мифологические боги). Относительно таких волящих, творящих и, разумеется, добивающихся своего богов, рассуждения об их природе и качествах – занятие достаточно праздное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

В статье, посвященной роли немого персонажа в звуковом кино, Мишель Шион анализирует эту сцену из «Сталкера», противопоставляя молчание Мартышки многим словам, произнесенным в Зоне: «Все, что было сказано тремя мужчинами в течение пути… слова тяжелые, жестокие, уместные, из тех, которые обязывают и оставляют след… Не так часто в кино звучат такие сильные и ответственные слова… В абсолютном молчании девочки и в ее потерянном взгляде, в котором открывается надежда,., в этом закрытом рте и пустом взгляде отзывается и теряется все, что было сказано и прочитано, тем сильнее, чем более истинным было слово и чем яростнее была сыграна игра» (М. Chion, Le dernier mot du muet, в Cahiers du Cinema, 331, 1982). 201 Цитаты из Флоренского приведены в И. М. Петровский, Андрей Тарковский и Федор Тютчев, в Киноведческие записки, 9, 1991. 202 Стоит вспомнить уже цитировавшиеся строки из Белого дня: «Вернуться туда невозможно/и рассказать нельзя,/Как был переполнен блаженством/Этот райский сад», — пишет поэт, вспоминая детство. И в Эвридике, где только для ребенка «В ответ на каждый шаг/И весело и сухо/Земля шумит в ушах». 203 А. Тарковский, Запечатленное время, 321-324. 204 Эти фрагменты содержатся в его Дневнике (диалог с Богом, семья, которая выходит ночью, чтобы посмотреть на луну) и в Запечатленном времени на страницах, посвященных сценарию короткометражного фильма по мотивам стихотворения отца Я в детстве заболел (там же, 199). 205 Там же, 325. 206 Там же, 321 207 Там же, 323. 208 Интервью было опубликовано во Франции в 1986 г. и воспроизводится в книге A. de Baecque, Andrei Tarkovskij, Paris: Editions de TEtoile, 1989, 110. 209 Как мы видели в предыдущих главах, препятствия, которые режиссер встречал в Советском Союзе, были исключительно тяжелы. 210 А. Тарковский, О природе ностальгии, в Искусство кино, 2, 1989,136. 211 А. Тарковский, Запечатленное время, 340-341. 212 Там же, 287. 213 Там же, 326. 214 К этим бедам в последние годы добавилось постепенное обнищание самых слабых слоев нашего общества. 215

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

1218 В древних поучениях говорилось, что никто другой, а сам диавол эовет свирельми и гусльми, и плясанием и песнями. Рукоп. Импер. Публ. библ. Q. 1. 308, л 221. Слово св. отец о соблазне бесовстем, Известно довольно распространенное в древней письменности сказание св. Нифонта о русалиях, где в образной форме представлено «как бесы соблазняли народ», на песни, и на плясание и на играние». Рукоп. Погодина 1024, л. 207–208, 1288 л. 274–276. Несколько с иными вариантами сказание Нифонта напечатано Забелиным. Домашний быт руссих цариц в XVI–XVII в. 395. В древнерусской письменности музыка, «играние, плясание и скакания и долонныя плескания – все это обобщалось в названии «игры сатанинския». Рукоп. Соф. Библ. 1085, л. 184, 1023, л. 272–273. Чин древней исповеди. В заповеди Павла пляски и музыка называются сатанинскими, а исполнители их – работающими диаволу. Рук. Кир. б. (не разборчиво) л. 152–157. Такой же точно взгляд на увеселения, как на порождение бесовской силы, выразился в легендах об игроке, о пляшущем бесе, о танцующей девице, погибшей от бесов. Памятники старинной Русск. литерат. изд. Кушелевым-Безбородко, вып. I. 145. 202. 209. 1219 В одном древнем поучении говорится, что густи и плескати и пети и плясати считалось делом одних «поганых» язычников. Рукоп. Новг. Соф. библ. 1285, л. 31. Поучение к детям духовным. Отрицательный взгляд на скоморохов выразился и в народной пословице: Бог дал попа, а чорт скомороха. Архив историко-юридических сведений относящихся до России, изд. Калачевым, кн. II, полов. 2, отд. IV. Русские пословицы и поговорки. 79. В слове об играх и плясании пляшущая жена называется невестою сатаниною, любодейцею диавола. Пляшущая жена многим мужем жена есть. Рукоп. Кир. б. (не разборчиво) л. 125–129. 1223 «Бежи позорищ и играния бесовскаго, ты течеши на игрища и позорища бесовская», эти и подобные им выражения, какие мы находим у Даниила достаточно подтверждают настоящую мысль. По взгляду Даниила, «смехотворения и кощуны» свойственны одним «поганым». «Идеже есть играния тамо есть диавол, а идеже есть плясание – там есть сатана». Рук. М. Д. А. 197 л. 288. 437. 458. 454.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

200 Любопытно сравнить показание Флетчера с показанием Котошихина о сумме денежных доходов казны в половине XVII в.: «И всего денежных доходов, говорит он, на всякой год в царскую казну приходит во все приказы, со всего государства, кроме того, что исходит в городех, с десять сот с триста с одиннадцать тысяч рублев, окром Сибирские казны». См. гл. VII, ст. 48. 201 В конце XVI в. в Москве брали торговой пошлины по 8 денег с рубля, и эта пошлина называлась малой. Соловьев, «История России», т. VII, стр. 382. 202 Herberstein, 44, 62 и след., 11. – Posse vino, 24 и 90.– Михалон, 57. – Guagnini в «Rerum Moscoviticarum auctores varii», p. 181. – Флетчер, гл. 12-я. – Маржерет бывал на казенном дворе и сообщает длинный перечень драгоценных вещей, которые он там видел. «Сказания современников о Димитрии Самозванце», ч. 3-я, стр. 47–49. 203 Корбу, кажется, преувеличили количество пошлинного сбора с обоих этих городов; в его время, как сказывали ему, астраханский и архангельский порты доставляли казне до 10 миллионов империалов или рублей. Стр. 184. 204 Штраус несколько уменьшает эту сумму, говоря, что каждый из трех новгородских дворов приносил казне ежегодно по 10.000 ливров дохода. 205 Котошихин, гл. 7: «а сколько числом тое (сибирской) казны придет в году, того описати не в память, а чаять тое казны приходу в год болши шти сот тысеч рублев». Продажа самых добрых соболей, ценой свыше 20 рублей пара, принадлежала одной казне. 207 Мейерберг, так определяет прибыль, которую получала казна от этой операции: «ayant dépensé cent soixante copies pour acheter du cuivre il (царь) en fit à son profit cent rubles dans ses monnoies, de sorte qú avec la même depense dont il payait auparavant un soldat, il en payoit soixante». Mayerberg, II, 128. 208 Мейрберг говорит, что Милославский даже сам участвовал в подделке монеты и выпустил ее на сумму 120.000 руб. ibid, р. 130. 209 Мейерберг прямо указывает на это, как на одну из причин упадка медной монеты: «il (народ) remarqua qúélle (двор) faisait peu d " état de sa monnoie et il commensa de même d " en faire peu d " estime». Котошихин также указывает на то, что «в государстве серебряными деньгами учала быть скудость».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

542 При сборах предметов из распаханного клада были использованы электронные детекторы металла «Fisher»: все находки тщательно документировались и наносились на план памятника. 543 Хворостова Е. Л. Керамические покрытия полов XIV–XVII веков (Москва и Московская область)//Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь. 2002. Вып. 4. С. 201–202. 544 Цата (др.-рус. цта – «мелкая монета»; от лат. centus) – элемент в форме перевёрнутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, расположенный в нижней части православного креста, также часть оклада, древнерусское золотое или серебряное украшение иконы. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого – обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. – прим. эл. ред. 547 Богатство прикладов знаменитой на всю Россию Можайской святыни несопоста­вимо со скромностью приношений к местночтимым образам в обычной сельской церкви. Тем не менее, значение находки на месте бывшего села Михайловского трудно переоценить. За всю историю отечественной археологии это первый случаи обнаружения такого рода комплекса. 548 Возможно, при храме существовала мастерская медника, специализировавшегося на изготовлении и ремонте предметов культа. На эту мысль наводят ювелирные молоточки, найденные в составе клада. 549 Frolov A. La Relique de la Vraie Croix : Recherches sur le développement d " un culte. Paris, 1961. 551 Там же. С. 208–209. Табл. XXVIII; Frolov A. Le relique... Р. 571–572; Todi В. Treis servikas leipsauotbikes sti Moni tou Vatopediou//Lera Moni Vatopediou. Athiua, 1999. P. 243–252. Tab. 2–3. 552 Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 63–66. Кат. 13. 553 Рындина А. В Классицизирующие тенденции в московском ювелирном искусстве последней четверти XVI – первых десятилетий XVII века//Русское искусство позднего Средневековья. М., 1993. С. 151–153. 554 скань (др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить; свивать в одну нить несколько прядей», англ. filigree) – ювелирное изделие из тонкой кручёной проволоки; то же, что филигрань. – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

199 Рассматриваемые слова еврейского текста по буквальному переводу значат «и вышел предел сынов Дановых от них». Более ясный смысл их достигается гебраистами путем так называемой конъектуры, т. е. посредством изменений некоторых из слов еврейского текста в другие, а именно – изменения: «был стянут, стеснен» и «от них» в «для них», при этом и получается перевод «и был предел сынов Дановых тесен для них». Такой состав слов еврейск. текста в данном месте, не дающий без переделок определенного смысла, возбуждает, естественно, недоверие к себе, а в связи с тем, что у LXX эти слова не переведены, приводит к мысли, что они составляют позднейшую вставку в текст, как высказываются об этом более откровенные из западных библеистов (Oetlli в названном выше комментарии). 200 В доострожском славянском переводе и принят был этот же указываемый древними списками перевода LXX порядок повествования. В. К. Лебедев, с. 403. 202 Подробный разбор указанных оснований дан в неоднократно названном сочинении «Святая Земля», т. II, 307–328. 207 При этом место Мадманы указывается в Маап lunes в 4-х часах пути к югу от Газы или в El-Minjaj на восток от последней (Riehm. Handworterbuch… 936). Место Сансаны указывается в деревне Semsim к северо-востоку от Газы (там же, 1368). 209 Так, Беф-Маркавоф указывается на месте развалин Mirkib, в 4 1/2 часах пути на запад от южной оконечности Мертвого моря (Riehm. Там же, 182) или в 21-м километре к югу от Араца (Riess). Хацар-Суса указывается на месте развалин Susiseh к северо-востоку от Ештемо (Riehm. Там же, 582; о Ештемо, нынешнем Семуа, см. Нав.15:50 ). 210 Если Мадмана в древнем Ватиканском списке носит название Μακαρειμ, созвучное с Маркавоф, то оно в других греческеских списках заменяется иными, каковы, Βεδεδηνα в Александрийском списке или Μεδεμηνα в других списках. Сансана в Ватиканском списке Σεθεννακ, в Александрийском списке Σανσαννα; Хацар-Суса в Ватиканском списке ( Σαρσουσειν), в Александрийском списке Ασερσουσιμ. Между этими названиями сходства очевидно немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010