Таковые, по учению Апостола, живут по духу, а не по плоти 93 , свободны от закона греха и смерти, т. е. от осуждение на смерть за грехи, приобретают праведность и оправдание, примиряются с Богом, будут жить не только духом, но воскреснут и тела их, получат славу, в сравнении с которой временные страдания ничего не стоят; как любящим Бога, им все содействует ко благу, Бог дарует им все, и ничто не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе. Это сказано в 8-й гл. послания к Римлянам, в которой с удивительною краткостью изображено все дело спасения, со всеми его плодами, как само в себе, так и осуществляемое в каждом человеке. В послании к Ефесянам тот же Апостол молит Бога, чтобы Христос вселился верою в сердца людей, для того, чтобы они, укореняясь и утверждаясь в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всей полнотой Божией ( Еф. 3:17–19 ); убеждает Ефесян, чтобы они подражали Богу, как чада возлюбленные, чтобы жили в любви, подобно Христу, возлюбившему нас и предавшему Себя за нас в жертву Богу (5:1, 2), дабы наконец каждому сделаться мужем совершенным и прийти в меру полного возраста Христова (4, 13). При этом, по словам Апостола, грубые пороки, папр., блуд и любостяжание, препятствующие получить наследие в царстве Христовом, у христиан, как людей святых, не должны даже и именоваться (5, 3–5). У другого Апостола читаем: всякий любящий рожден от Бога ( 1Иоан. 4:7 ), – любящий Бога и брата (ст. 19–21). Там же читаем, что пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (ст. 16) Какая любовь здесь разумеется? Подобная той, которою Бог возлюбил людей, не любивших Его, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (ст. 10. 11), любовь совершенная, которая состоит в том, что мы поступаем в мире сем, как Бог. Только такая любовь даст нам дерзновение в день суда (ст. 17), т. е. послужит к нашему прославлению и доставит вечную блаженную жизнь или царство небесное, которое будет дано в удел праведникам на страшном суде ( Мф. 25:34, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Исповедайтеся Господу (ст. 1), который поразил Египет с первенцами его, – посредством многих казней, из коих последняя, самая жестокая и страшная, это – поражение первенцев Египетских «от человека до скота». Прославляйте же Господа, ибо во век милость Его: поражая Египтян столь жестоко, Он спас Израильтян от их жестокостей, ибо и Египтяне, по приказу Фараона, истребляли всех Еврейских детей мужеского пола. – Прославляйте Господа, который вывел Израиля из среды Египта: вывел рукою крепкою и мышцею высокою, т. е. при содействии своего всемогущества, которое проявил в великих чудесах – знамениях (ст. 4), служивших казнями Египту за его противление воле Божией. – Он разделил Чермное или Красное море в разделения, – на отделении или на две части, из коих каждая стояла отдельно, – так что Он провел Израильтян посреди моря, т. е. по сухому дну. – Он истряс Фараона и силу его в море Чермное, или – низверг легко, как-бы сбросил, Фараона-царя и войско его в пучину Чермного моря, где они и погибли. – Так Господь соделал все это, для народа своего, ибо Он благ и во век милость Его. 16–22. Проведшему люди Своя в пустыни: яко в век милость Его. Поразившему цари велия: яко в век милость Его. И убившему цари крепкия: яко в век милость Его: Сиона царя Аморрейска: яко в век милость Его: и Ога царя Васанска:яко в век милость его. И давшему землю их достояние: яко в век милость Его: достояние Израилю рабу Своему: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господу (ст. 1), который провел народ Свой, Израиля, по пустыне, «по земле пустой и необитаемой, по земле сухой и безводной, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек» (Иерем.2:6), – но где Господь чудесным образом изводил воду из скалы, питал «хлебом небесным» – манной и пр. ибо в век милость Его! – Там, в пустыне Господь охранял свой народ при многократном нападении на него врагов: Он «поразил царей великих и убил царей сильных, именно – Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он отдал земли их в достояние или в наследственное владение рабу своему – народу Израильскому, точнее – коленам Рувимову и Гадову и полколену Манассиину. – Так все это сделал Господь, ибо Он благ и в век милость Его (ст. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Налагают бремена тяжкие и неудобоносимые»…— Неточно цитируемые из Евангелия слова Христа о книжниках и фарисеях (фанатичных ревнителях религиозных правил), которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям; а сами не хотят и перстом двинуть их» (Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 4). 146 Я вам расскажу маленький анекдот — принеси домой. — Достоевский передает разговор с дочерью Лилией (Любовью Федоровной 1869–1926), называя ее именем другой дочери — Сони, умершей в возрасте трех месяцев (февраль-май 1868). 147 …хотя и прожили уже тысячу лет…— Тысячелетие России праздновалось в 1862 г. 148 В «Листке» г-на Гаммы («Голос» Под заглавием «Листок» в «Голосе» печатались по воскресеньям еженедельные обзоры Г. К. Градовского (псевдоним: Гамма); Достоевский цитирует номер от 7 марта 1876 г. 149 …ад вымощен добрыми намерениями…— ( Англ.: «The hell is paved with good intentions»). Крылатое выражение, означающее «от доброго намерения далеко до доброго дела». Автором этого изречения был английский писатель Сэмюэль Джонсон (1709–1784), перефразировавший, возможно, старинную пословицу «ад полон добрыми намерениями и желаниями» (the hell is full of good meanings and wishings). 150 …«вера без дел мертва». — Крылатое выражение, восходящее к Евангелию: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Соборное послание св. апостола Иакова, гл. 2, ст. 17); «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (там же, ст. 20; ср. ст. 26). 151 …«они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут». — Цитата из басни И. А. Крылова «Музыканты» (1808). 152 В последнее время раздалось несколько голосов в том смысле, что у нас не может быть ничего охранительного, потому что у нас «нечего охранять». — Публицист-народник П. П. Червинский (1849–1931) писал о консервативной дворянской партии: «Спрашивается, что они собственно охраняют? Охранять несуществующее, — где на всем земном шаре, кроме России, возможна подобная странность?» ( П. Ч. Отчего безжизненна наша литература?//Неделя. 1875. 2 нояб. С. 1427). Это мнение поддержали Н. К. Михайловский и П. Д. Боборыкин; полемизировали с ним «Московские ведомости» и «Гражданин». 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ст. 2. …И пошел царь в дом Господень... и пророки... Под сими последними могут быть разумеемы, вообще, учители народные, бывшие ученики школ пророческих, а также и великие личности служивших в то время пророков, каковы: Иеремия, Софония, Варух и пророчица Олдама. В их присутствии Иосия, воспламененный ревностью к Иегове, прочитал, во-первых, к народу все приличные тогдашним обстоятельствам слова найденной книги завета, т. е. все обетования Божии благочестивым и все угрозы на вероломных. Во-вторых, ставши на возвышенное царское место во дворе Господнем, Иосия возобновил завет с Иеговой и привлек к нему весь народ, подражая в сем случае Иисусу Навину 677 , Самуилу 678 и своему прадеду Езекие 679 . Ст. 4. ... и сжег… идольские вещи, вынесенные из храма, …за Иерусалимом, в долине Еедрон (там, где чтили Молоха), и велел прах их отнести в Вефиль... Зачем так далеко? Затем, конечно, чтобы выразить свое крайнее презрение к этому месту, как бы, некоему отвратительному складу всяких идольских нечистот; ибо в сем месте цари Израильские в первый раз ввели в грех десять колен Израильских, отвратив их от Иерусалимского богослужения. Ст. 6. ... и бросил прах сожженной Астарты на кладбище общенародное... Это с той целью, дабы самый этот прах любострастной и нечистой богини был осквернен прикосновением к мертвенным останкам тех людей, которые были чтителями ее при жизни 680 . Ст. 8. …И вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы (северного предела Иудеи) до Вирсавии (южного предела Иудеи)… Здесь, конечно, разумеются те самые высоты, о которых в предыдущих своих повествованиях свящ. историк неоднократно замечал, что они были терпимы даже благочестивыми предшественниками Иосии 681 , т. е. высоты, на которых, по некоторому укоренившемуся обычаю, возносились жертвы – хоть Иегове, а не идолам, и, притом, жрецами из рода Аарона, а не самозванными, – но все же вопреки закону, нигде не позволявшему воскурять жертвы Иегове, кроме Иерусалимского жертвенника 682 . Все таковые незаконные высоты Иосия осквернил, вероятно, обычным своим способом, т. е. осыпавши их мертвенными останками 683 . А что жрецы здесь разумеются не языческие, это видно из дальнейшего, 9 стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Имея такое неполное, но правильное познание о Мессии, он смело начал проповедовать в синагоге Эфесской; но слушавшие его проповедь Акила и Прискилла, наставленные в пути Господнем более полно великим апостолом Павлом, сейчас же приметили, что он недостаточно наставлен в сем пути, взяли его к себе, может быть как пришельцу дали ему приют у себя, и точнее объяснили ему путь Господень (собственно – путь Божий, так как все дело Христово есть вместе и дело Божие): сообщили ему точнейшее и подробнейшее познание об учении и делах и лице Господа Иисуса Христа. Вероятно, он здесь же принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Святого Духа (ср. Злат.), ибо в Ахаии он является уже облагодатствованным проповедником (ст. 27). Вознамерился идти в Ахаию (см. прим. к ст. 12): причиной сего были, вероятно, рассказы Акилы и Прискиллы о деятельности там апостола Павла и состоянии христианского общества в Коринфе, куда, главным образом, направлял путь свой Аполлос ( Деян.19:1 ). – Братия, т.е. эфесские христиане, тогда еще немногочисленные (ст. 19 и д.), писали к ученикам, т.е. христианам, бывшим в Ахаии, рекомендательное письмо, располагая их принять его приветливо, вероятно, как красноречивого, ученого, ревностного и опытного в писаниях учителя христианского. – Благодатью много содействовал уверовавшим: теперь природные богатые дарования его усилились еще благодатью, т.е. дарованиями особенными Святого Духа, и его деятельность в Ахаии была сильна и плодотворна в укреплении веры уже уверовавших по слову Павла. Особенно сильно он содействовал верующим тем, что сильно опровергал Иудеев всенародно, не только в синагогах, доказывая Писаниями, т.е. ветхозаветными, особенно, конечно, изъяснением пророчеств, что Иисус из Назарета, а не кто-либо другой, есть Христос, т.е. Мессия (ср. Деян.18:5 и прим.). Таким образом, насажденное Павлом Аполлос поливал ( 1Кор.3:6 ). «В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что – твердо, открывалась сила; в том, что доказывал божественными писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Злат.). После Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) перед известным Поликарпом (Чет.-Мин. Янв. 4). Глава 19 Павел в Эфесе: крещение учеников Иоанновых (1–7) 1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес, и, нашедши там некоторых учеников, 2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. 3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: в Иоанново крещение. 4. Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, во Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По связи речи мысль пророка должна быть истолкована так: нечестивые (ст.14) гибнут безвозвратно, а праведники должны восстать к новой жизни; иначе не будет воздаяния за добродетель. Бог снова воззовет их к жизни: для Него это возможно; сила Его оживляет, как роса растения; в Нем жизнь и источник жизни. А земля нечестивых – мертвая пустыня. Где нечестивые, там царство смерти; напротив, где праведность, там жизнь (ст.19). Какую жизнь и какое воскресение, политическое ли или личное для каждого из праведников, пророк имел здесь в виду, с полной уверенностью отвечать на это трудно. Он говорит о торжестве истинных поклонников Иеговы над язычниками, и, по–видимому, предсказывает еврейскому народу победу над его врагами, т. е. разумеет воскресение гражданское или обновление политическое. Но, если бы только на этом мы остановились, то непонятно было бы противоположение какое делает пророк между праведными и неправедными 215 . Было бы мало поэтому видеть в воскресении, о котором говорит пророк, только образ, употребляемый для выражения мысли о политическом обновлении народа. Пророк высказывает сначала, по–видимому, только желание, чтобы праведники воскресли; затем это желание переходит в уверенность и она возбуждает восклицание: воспряните и торжествуйте (ст.19)! Такой же взгляд выражается и в предсказании пророка о том, что некогда (во времена Мессии) поглощена будет смерть на веки и отрет Господь Бог слезы со всех лиц (25:8). Мысль пророка возвышается, таким образом, до представления, что некогда смерть совершенно уничтожится. Та же мысль проходит и в предсказании его об обновлении мира, которое некогда настанет, когда для праведников не зайдет уже солнце, и луна не сокроется, и Господь будет для них вечным светом (60: 20), когда будет новое небо и новая земля (65:17), когда свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней (30:26), когда радость вечная будет над головою праведников (35:10), когда истлеет все небесное воинство (звезды), и небеса свернутся, как свиток книжный, и спадут звезды (34:4) и когда все праведные будут вписаны в книгу (вечной) жизни (4:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

14): упоминаемый в 12–14 ст. «шум народов многих» (в ст. 12–14) начался уже во времена Ахаза (8, 9, 10), когда Иудея вошла в более близкие столкновения с бурными волнениями среди могущественных тогдашних народов – ассириян, вавилонян, египтян, эфиоплян и мидян. Так становится понятным и происхождение отдела 17:12–14, в котором видели то фрагмент, то начало пророчества об Ефиопии – 18 гл. Пророчество об Эфиопии и Египте – 18–20 Время осады Самарии Салманассаром наступало или уже наступило, когда пророк провозвестил погибель земле Эфиопской (18 гл.). Израиль не обращался к «Биющему его» (9:13), «глаза его не были устремлены к Творцу Своему, Святому Израилеву» (17:7). Как Дамаск, так и царь израильский Осия обратились за помощью к Египту. Осия посылал послов к царю эфиопскому ( 4Цар.17:4 ) 118 к «народу крепкому и бодрому» (18:2). По-видимому, в то же время 119 Езекия отложился от царя ассирийского, и в Иудее думали «опереться на помощь Египта» (20:5–6; ср. 36:6...). Пророк провозглашает гибель Египту и Эфиопии, у которых Израиль и Иуда напрасно искали спасения (18–20 гл.) 120 . «Горе земле, осеняющей крылами (расположенной) по ту сторону рек Эфиопских», «посылающей послов по морю», прежде всего разумеется, вероятно, – к израильскому царю Осии. Господь посылает быстрых вестников бедствия к народу эфиопскому, «бодрому, крепкому и страшному от начала» (2). Все живущие на земле должны смотреть, когда «знамя поднимется на горах, и слушать, когда загремит труба» (3). Господь спокойно «из жилища Своего» смотрит, как совершается Его определение, – как «светлая теплота» в отношении к Сиону; ибо прежде «собирания винограда» Господь отрежет «ветви и отрасли», «и оставят (народы, собравшиеся против Сиона, а также эфиопляне, обещавшие помощь Израилю) все хищным птицам на горах и зверям полевым, и птицы будут проводить там лето, и все звери полевые будут зимовать там» (4–6). «В то время будет принесен дар Господу от народа крепкого и бодрого... на гору Сион» (7 ст.). – Пророчество об Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Лк.9:3 . И речé к ним: ничесóже возмите на пýть: ни жезлá, ни пиры, ни хлеба, ни сребрá, ни по двемá ризама имети: (И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;) В этих словах Господь внушает Апостолам, посылая их на проповедь, чтобы они не брали с собою ничего в запас; ими Господь как бы так говорит Апостолам: «не заботьтесь особенно о себе и об внешних удобствах для себя, а совершенно предайтесь воле Божией. «У еванг. Матфея (ст. 10) Иисус Христос указывает и причину, почему не должно делать этого: трудящийся достоин пропитания, т. е. те, которым Апостолы будут проповедывать и благодетельствовать даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни. (Феоф.) По еванг. Матфею, Господь внушал Апостолам, что они не должны требовать вознаграждения за свои труды и благодеяния (8 ст.), но могут получать помощь, не только как дар, но и как заслуженное трудом. Ни сумы (пиры), в которую можно было бы положить что-нибудь лишнее, ни двух одежд (по две ризе), – одну надетую, а другую в запас, на будущее время; ни посоха (жезла), т. е. запасного, кроме того, который имелся у путешественников. (Мих.) Лк.9:4 . и в óньже дóм внидете, тý пребывáйте и оттýду исходите: (и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.) У еванг. Матфея (11 ст.) Господь говорил Апостолам, чтобы они при входе в город или селение сначала наведывались, кто в нем достоин, т. е. достоин того, чтобы остановиться и жить у него, именно, кто добр, благочестив и расположен к принятию проповеди, – «чтобы, как замечает блаж. Иероним, недоброю славою принявшего не посрамить достоинств самой проповеди». Ту пребывайте (там оставайтесь), т. е. не переходите из одного дома в другой дом: потому что это перехождение могло отвлекать Апостолов от главного дела – проповеди и подавать повод говорить о них, как о чревоугодниках (Злат.). По еваг. Матфею, входя в дом, т. е. в семейство ( Ин.4:53 ), приветствуйте его, говоря: мир дому сему. Мир – благожелание спокойствия или счастия. Мир тебе или вам, это – обычное приветствие у иудеев. ( Быт.30:23 ; Лк.10:5 ). Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него, т. е. ваши благопожелания этому семейству исполнятся, при содействии вашей молитвы о них и вашей проповеди и наставлений. Если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится, т. е. мир, которого вы пожелали бы сему семейству, не будет дан – ваши благопожелания не исполнятся на нем ( Пс.35:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иез.48:31 .  и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот: ворота Рувимовы одни, ворота Иудины одни, ворота Левиины одни. «И ворота города называются племенами колен Израилевых», чем обозначается участие в населении города всех колен: ст. 19. Замечание, которое было бы более на месте после 30а; новейшие ставят его там. Трое северных ворот, естественно, принадлежат трем коленам, живущим на ближайшем к городу севере. Иез.48:32 .  И с восточной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Иосифовы одни, ворота Вениаминовы одни, ворота Дановы одни; Основание для предоставления восточных ворот этим коленам, – см. предв. зам, к главе. Ефрем и Манассия объединяются в одно колено, потому что Левин получает особые ворота. Иез.48:33 .  и с южной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Симеоновы одни, ворота Иссахаровы одни, ворота Завулоновы одни. Иез.48:34 .  С морской стороны меры четыре тысячи пятьсот, ворот здесь трое же: ворота Гадовы одни, ворота Асировы одни, ворота Неффалимовы одни. См. предв. зам. к главе, 2-я тирада. Иез.48:35 .  Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: «Господь там». «Восемнадцать тысяч» – см. объяснение ст. 16. – «С того дня», со дня создания города; евр. миййом может означать и «отныне», «впредь». – «Господь там». Более существенное обитание, чем ранее (ср. Иоиль 3.21 ), производящее небывалое благоденствие города ( Ис 60.14, 22 ; Ис 62.2 ) и не прекращаемое бесчестием имени Божия. – «Там», евр. шамма – энергичнее и торжественнее, чем шам. Перемена имени – перемена всего существа. И «Иерусалим» знаменательное имя (по блаж. Иерониму, означает «видение мира»), новое же имя – превосходнее. Н. Скабалланович Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

д) Прор. Исайя строго обличал и грозил тяжким наказанием иудеям за то, что они сверх «слова Господа» вводили еще свои заповеди и предания ( Ис. 28:9–11, 13 ). Поэтому и нам нельзя вводить никаких преданий, замечают сектанты.–Но, как видно из самого текста, пророк упрекал иудеев не за введение ими своих заповедей и преданий, а за насмешки над ним и его наставлениями. Выведенные из терпения постоянными напоминаниями пророка о заповедях Божиих и указаниями на отступление от закона, Иудеи говорили: «кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять про поведью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосца матери? ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило па правило, правило на правило, тут немного и там номного» (ст.ст. 9 –10), т. е. ведь мать только может учить маленьких детей односложным словам: kav, zav в т. п., а разве мы маленькие дети? К чему же эти постоянные заявления о заповедях и правилах (kav la kav, zav la zav) и указания на отступления от закона («тут немного и там немного»)? Очевидно, повторяя без толку неприятные им слова, иудеи хотели раздражить пророка и посмеяться над ним; поэтому он и угрожает им: «за то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу» (ст. 11), т. е. и с ними заговорят,–конечно, неприятели – на таком яаыке, который покажется им невнятным бормотаньем, однако им придется с трепетом внимать ему и беспрекословно исполнять все приказания, что и исполнилось, когда израильтяне попали в плен к ассириянам, язык которых вследствие малочисленности гласных звуков производил впечатление детского лепетанья. 514 3) Сектанты говорят далее, что будто бы Св. Писание прямо запрещает следовать Преданию, и в доказательство этого ссылаются на след. слова: «зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божью ради предания вашего?.. тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:2–3, 9; Мк. 7, 5, 8, 13 ).– Но, как видно из контекста, в этих словах идет речь о фарисейских преданиях старцев, учениях и заповедях человеческих, в которых говорилось, напр., что омовение рук перед употреблением пищи важнее исполнения всех заповедей ( Мк. 7:3–4 ), что можно не жалеть родителей и лишать их помощи, лишь бы жертвовать на храм( Мф. 15:5–6 ). Между тем в Св. Предании ничего подобного не говорится и само оно не есть учение человеческое, а Божие ( 1Фес. 2:13 ). 515

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010