С. 807-816; Состояние Греческой церкви на Ионических островах под владычеством венециан//ДВ. 1863. Т. 4. С. 271-300; Состояние Православной Церкви в Далмации//Там же. С. 482-496; Церковное состояние земель боснийских и герцеговинских XIII-XV ст.: (Отрывок из лекции по церк. истории славян. народов)//Там же. Т. 6. С. 319-330; Православная Сербская церковь в Венгрии, Славонии и Кроации (XV-XVIII ст.)//Там же. С. 331-355 (отд. изд.: Х., 1863); Дивногорский Успенский монастырь Воронежской епархии//Памятная кн. Воронежской губ. на 1863-1864 г. Воронеж, 1864. С. 3-22; Очерки церковной истории греческой общины в Венеции//ДВ. 1864. Т. 7. С. 164-188; Охридский Патриархат//Там же. Т. 8. С. 493-530; Некоторые черты приемов и метода обучения в странах греческих нач. XVIII ст.//Там же. 1865. Т. 10. С. 364-434; Состояние Православной Церкви [у русских] в Венгрии в XIV-XVIII ст.//Там же. Т. 11. С. 165-176; Состояние церковных дел у православных жителей Далмации и Устья-Которского в кон. XVIII и нач. XIX ст.//Там же. Т. 12. С. 72-93; Греки-униаты о. Кипра в XIII-XIV ст.//Там же. 1866. Т. 13. С. 477-503; Евстафий, митр. Солунский, XII в.//Там же. Т. 14. С. 475-501; Т. 15. С. 275-307; Состояние христианского населения Сицилии под властью мусульман с пол. IX до пол. XI ст., или, точнее, с 827 до 1091 г.//Там же. 1867. Т. 16. С. 536-556; Об отношениях Церквей латинской и греческой в период крестовых походов//ЖМНП. 1867. Т. 133. Отд. 2. С. 499-534; Литургия Преждеосвященных Даров//Воронежские ЕВ. 1867. 7. С. 206-215; Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России//Там же. Приб. 1868. 5. С. 128-137; Судьбы христианства в Южной Аравии от времен апостольских до утверждения магометанства//ПО. 1868. Т. 25. С. 308-326; Св. Максим, Патриарх Константинопольский (1480-1487)//Там же. С. 394-409; Архиепископы и Патриархи сербские с нач. XIII до 2-й пол. XVIII ст.//Там же. Т. 26. С. 487-506; Русские в Венгрии//ЖМНП. 1868. Июнь. С. 699-716; Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова [до 1868, 1898 г.].

http://pravenc.ru/text/76230.html

Едва «Таймыр» и «Вайгач» прошли Берингов пролив и вышли в Берингово море, они попали в жестокий шторм. Ледоколы имеют форму корпуса, приспособленную для плавания по тихой воде, поэтому их изрядно потрепало. По воспоминаниям Евгенова, крен достигал 59° (Евгенов Н. Купецкий В. Ук. соч. С.187). Для закупки угля, чистки котлов и замены сломанных лопастей винтов суда 27.09.1913 (ст.ст.) зашли в ближайший порт - Сент-Майкл, на Аляске. Оттуда 30.09.1913 (ст.ст.) Николай Евгенов послал письмо, в котором говорится : «Новая земля, возможно, что она будет названа земля Николая II». Это - первое известное упоминание о предполагаемом названии Земли. «Во время пребывания экспедиции на Аляске установились дружеские и радушные отношения как с военным гарнизоном, так и с местными жителями. Все живо интересовались вновь открытыми землями, много расспрашивали про плавание». «Днём 19 октября (н.ст., 6.10 ст.ст.) суда экспедиции снялись с якорей и пошли в Петропавловск-Камчатский» (там же. С. 188) . О каких-либо репортёрах Евгенов не пишет. Однако весть как об открытии, так и о его предполагаемом названии быстро разлетелась в прессе, вначале - в американской, а затем и по миру. И уже 4 (17) октября 1913 г., ещё до прибытия ГЭСЛО на Камчатку, «Санкт-Петербургские ведомости» написали: «С захватывающим интересом и понятным нетерпением ждут просвещенные слои общества подробностей от руководителя полярной гидрографической экспедиции капитана Вилькицкого, открывшего в Ледовитом океане новый материк, названный Землей Императора Николая II». Таким образом, когда «Таймыр» и «Вайгач» 14 (27) октября пришли в Петропавловск-Камчатский, там уже знали об открытии. Следовательно, знал о нём и Государь. Но не мог же он наименовать открытую землю на основании заметки в газете! Тем более на основании заметке, ссылающейся на противоречивые публикации иностранных газет. А первая телеграмма об открытии Земли была направлена начальником экспедиции Б.А. Вилькицким из Петропавловска только 19 октября 1913 г. Так что у Императора Николая II не было возможности назвать Землю в честь себя ни до публикации в прессе, ни до получения первого официального извещения об открытии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/26/tr...

Соч.: Вклад РПЦ в победу над фашизмом//ЖМП. 1975. 5. С. 39-43; Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, о пастырстве//Там же. 1977. 2. С. 69-73; Таинства и их значение в деле спасения//StdO. 1979. 12. С. 54-64; Благодать Божия, вспомоществующая человеку на пути ко спасению//Там же. 1980. 3. С. 53-63; Значение надежды в деле спасения человека//Там же. 8. С. 42-48; Правосл. понимание о поминовении усопших//Там же. 1981. 4. С. 58-64; 5. С. 60-64; Значение чтения Слова Божия для спасения человека//Там же. 9. С. 54-64; Церковь, ее историческое развитие и назначение: (Ангельский собор и человеческий род)//Церковный вестн. Варшава, 1989. 4/6. С. 54-59; Значение благодатного мира в деле преобразования общества//Там же. 10/12. С. 67-71; Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека//Там же. С. 76-84; Избр. ст. М., 1993; Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993, 20083; Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994, 2007; Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси//ЖМП. 1994. 1. С. 73-77; Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении: Магист. дис., ст. разных лет. М., 1995; Не поднимет народ на народ меча: Избр. ст. М., 1996; Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 1996, 2003; Глинский патерик. М., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., Церковь Христова - место спасения человека: Статьи разных лет. М., 1997; Без тайны Рождества Христова - нет смысла жизни на земле. М., 1999; Крещение Господне - воссоздание человеческого естества. М., 1999, 2006; «От пастыря зависит благополучие общества». М., 1999; Великий пост. М., 2000; Об епитимиях: Избр. ст. и проповеди. М., 2000; Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000; Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, 2007; Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избр. статьи, лекции. М., 2001, 20042; Слово перед исповедью: Избр. ст., проповеди, лекции. М., 2001; Лекции по литургике. М., 2002, 2007; Избр. письма и проповеди. М., 2003; Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003; Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: Избр. ст. и лекции. М., 2004; Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/469510.html

Начало Отечественной войны 1812 года генерал-майор Я.П. Кульнев встретил в должности шефа Гродненского гусарского полка. Практически с самого начала боевых действий его 5-тысячный отряд примкнул к корпусу П.Х. Витгенштейна, который прикрывал пути к Петербургу. Отряду Кульнева пришлось стать заслоном на пути неприятеля. При отступлении Кульнев действовал в арьергарде, а при наступлении – в авангарде. Умело используя мобильность легкой кавалерии, он смог нанести французам ряд поражений. 19 (31) июля он умело разгромил войска маршала Удино в сражении при Клястицах и на следующий день продолжил преследование неприятеля, но увлёкся преследованием и не заметил подхода основных сил неприятеля. Генерал личным примером воодушевлял солдат, стоя возле артиллерийского орудия. Французское ядро оторвало ему обе ноги выше колена, и храбрый генерал скончался на руках у солдат от потери крови. Яков Петрович Кульнев погиб 20 июля (ст. ст.), открыв собой длинный реестр генералов, павших в Отечественную войну 1812 года. Кульнев был погребён на холме у деревни Сивошино. Среди местных крестьян долгое время существовала легенда, что герой Отечественной войны был погребён на том же самом холме, на котором его мать родила его во время поездки из Полоцка в Люцин. Впоследствии братья перевезли его прах в своё родовое имение Илзенберг Витебской губернии, (ныне с. Брезгале, Латвия). А на месте гибели Кульнева был возведен памятник, в 1830 году на лицевой стороне которого был выгравирован отрывок из стихотворения В.А Жуковского. Отрывок из стихотворения «Певец во стане русских воинов»: Где Кульнев наш, рушитель сил, Свирепый пламень брани? Он пал – главу на щит склонил И стиснул меч во длани Где жизнь судьба ему дала, Там брань его сразила; Где колыбель его была, Там днесь его могила. Награды: - орден Святой Анны 2-й ст. (1807) - золотая сабля «За храбрость» (10.04.1808). - орден Святого Владимира 4-й ст. с бантом (20.05.1808) - орден Святого Георгия 3-го кл. (28.01.1809) - орден Святой Анны 1-й ст. (20.03.1809)

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/vs...

13. Разботеют красная пустыни, и радостно холми препояшутся. 13. Утучнеют прекрасные места пустынные, и радостию холмы препояшутся. 14. Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют! 14. Оденутся овны у овец, и долины в изобилии умножат пшеницу. Воззовут (к Богу), ибо воспоют! Примечания к Псалму XLIV-мy По объяснению арх. Иринея, „приписывается псалом сей Иеремии и Иезекиилю того ради, что оба сии пророка были предвозвестниками о возвращении народа Израильского из Вавилона во Иерусалим. Ст. 2–3. Сия похвала должна воздаваема быть там, где хвалимое благо ведомо есть. Бог же не в Вавилоне ведом есть, но во Иерусалиме: сего ради там и хвалим Он быть должен. И паки: там прилично воздавать Тебе молитвы и благодаренья, в том городе, где ведомы суть благодеянья Твои, где есть храм и олтарь, посвященный имени Твоему, а не в Вавилоне, где и благодеяния Твои неизвестны, и храмов нет, ни олтарей, и где почитаются одни токмо идоли и беси; ибо „вси боги язык бесове суть ( Пс. 95:3 ). Ст. 3. Аки бы сказал: аще мене услышиши, то не я один, но и все человеки приидут хвалить Тебя, и молитвы воздавать... Ст. 4. Аки бы рекли: злыя дела отцев наших обременили нас, сынов их, и подвергли тяжчайшему пленения игу; но Ты, премилосердый Отче, очисти нечестия наши, которые наследовали мы от родителей наших, и которые сами еще, последуя примеру их, приумножили. А что „словеса положены здесь вместо дел, тому никто не подивится, кто только упражнялся в чтении Священного Писания (см. напр. Лк. 2:15 . Пс. 21:2 . Пс. 104:27 . 2Цар. 1:4 ). Ст. 5–6. Псалмопевец здесь плод выше реченного блаженства показывает, говоря: „исполнимся (в евр. „насытимся) во благих дому Твоего. Сие разуметь должно о единых только верных. Ибо и лицемеры ходят в дом Господень, но возвращаются в дом свой тщи и бездельны, сиречь без насыщения благами духовными... Впрочем, хотя стих сей изрядно приличествует земному Иерусалиму, или Церкви воинствующей, но лучше приличен он небесному нашему отечеству, где мы по вере надеемся насытиться от благих дому Господня, так что не будем уже иметь нужды искать вне каких-либо благ...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Брак не должен быть совершён без взаимного и не принуждённого согласия жениха и невесты. Поэтому запрещается родителям своих детей, опекунам лица, вверенныя из опеке, принуждать к вступлению в брак против их желания (там же ст. 12). Брачные сопряжения, совершённые по насилию или обману одного из брачуюшихся, законными и действительными не признаются. (Устав. Дух. Консист. Стат. 217). Святая Православная Церковь вместе с гражданским правительством со своей стороны запрещает: Вступать в новый брак во время существования прежнего, законом не расторгнутого (Св. Зак. Т. Х. ч. 1 ст. 20. 6-й Всел. Соб. Пр. 87. Вас. В. пр. 77). Запрещает вступать в четвёртый брак 34 (там же ст. 21). Поэтому гражданское правительство для предупреждения двойных и четвёртых браков, постановило: В паспортах, выдаваемых купцам, мещанам и крестьянам для отлучек по торговле и промыслам, всегда 35 означать, кто женат или холост, или вдов, и если вдов, то после которого брака. На выданных лицам обоего пола для временного или постоянного где-либо пребывания, паспортах и других видах, в случае вступления сих лиц в брак, отмечать о том рукою священника, с означением, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание. Сообразно с этими отметками военные и гражданские начальства, при перемене или возобновлении упомянутых паспортов и видов, означают в них и брачное состояние тех лиц, коим они выдаются. Солдатских вдов венчать не иначе, как по сообщении священниками удостоверений о смерти их мужей (Там же, ст. 22). Вдовцов и вдов после второго брака, желающих вступить в третий, священно-церковнослужители должны венчать не иначе, как по разрешению епархиального начальства, которое, во избежании большого зла, дозволяет вступать и в третий брак, но при этом на новобрачных возлагает (по 4-му правилу Св. Василия Великого ) пятилетнюю епитимию. Об этом даётся знать священно-церковнослужителям, имеющим венчать брак, указом от духовной местной консистории. Запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Указом Патриарха московского Кирилла от 31 дек. 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Решением Синода от 9 июля 2019 г. утвержден в должности священноархимандрита Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области. Решением Синода от 30 авг. 2019 г. поручено временное управление Волгодонской епархией. Решением Священного Синода от 25 авг. 2020 г. освобожден от должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации и назначен генеральным директором художественно-производственного предприятия «Софрино». Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 3 сент. 2020 г. освобожден от должности настоятеля храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Награжден церковными орденами свт. Иннокентия, митрополита Московского 2-й степени (2003) и св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й ст. (2006) РПЦ, свт. Иннокентия Московского 2-й ст. Православной Церкви в Америке (2003), св. равноап. кн. Владимира 1-й ст. (2003) и 1020-летия Крещения Руси (2008) УПЦ, свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (2009) РПЦЗ, священноисп. Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, (2013) и преподобноисп. Севастиана Карагандинского (2015) Митрополичьего округа в Казахстане; орденом Дружбы РФ (2016), Даниила Московского 3-й ст. (2019). Почетный доктор Донского государственного технического университета (2013), почетный профессор Ростовского государственного строительного университета (2014). Соч.: «Поле жизни»: Литературный сб. духовных повестей . СПб., 2007; «Только с верой жизнь обретает смысл»: Интервью//Правосл. беседа. М., 2010. 1, С. 18-25; «Обращаясь к сердцу ребенка»: Интервью//Фома. М., 2010. 2(82). С.61-66; «Стать украшением Первопрестольного града»: Интервью.//Русский инок. М., 2010. Янв.-март. С. 6-10; «Дыхание любви»: (Воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине))//Православная беседа». М., 2010. 4. С. 36-38; «Мы стоим в начале большого пути»: Интервью//ЖМП. 2010. 9. С. 56-62; Специфика современной катехизации//Там же. 2011. 1. С. 32; Основы православной культуры//Педагогика. М., 2011. 1, С. 34-40 (в соавт. с Т.П. Довгий); «Образование — это не только передача знаний, но и целостная система нравственного воспитания»: Из доклада на XX Международных Рождественских образовательных чтениях//ЖМП. 2012. 3. С. 43-45; «Жизнь среди святых»: Книга о жизненном пути митрополита Псковского и Порховского Иоанна. (Разумова), М., 2014; «У нас сформирована уникальная модель непрерывного православного образования». Доклад на открытии XXII Международных образовательных Рождественских чтений//ЖМП. 1914. 3. С. 42-44; «Международные Рождественские образовательные чтения — эпиграф к жизни Церкви на ближайший год»: Интервью//Там же. 2017. 1. С. 36-41.

http://pravenc.ru/text/2596405.html

Православный . – Если «крещение водою», по твоему мнению, есть «научение вере», то как ты понимаешь слова Евангелия: Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 4:2 )? Должно ли это понимать в том смысле, что Спаситель не «крестил», т. е. «не учил никого вере»? Надеюсь, ты и сам видишь, к каким нелепым и богохульным выводам приходишь со своими мудрованиями! Молоканин . – Я не признаю 2-го стиха 4 главы подлинным, так как он стоит в скобах, и читаю только 1 и 3 стихи: Когда узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн (ст. 1), то оставил Иудею (ст. 3). Здесь прямо сказано, что Иисус крестил, т. е. учил народ вере. Если же читать и слова, стоящие в скобках (ст. 2), то выйдет противоречие, будто Иисус Христос и «крестил», и «не крестил». Православный . – Твоё невежество доводит тебя, брат до страшного греха. Ты готов уже отвергнуть Слово Божие только потому, что оно не оправдывает твоего лжеучения и недоступно для твоего понимания. Обратись к славянскому или греческому чтению, – там ты увидишь слова эти без скобок: Егда убо разуме Иисус, яко услышаша фарисее, яко Иисус множайшие ученики творит и крестит, неже Иоанн: Иисус же сам не крестяше, но ученицы Его: остави Иудею и иде паки в Галилею (ст. 1–3). Это значит, что, хотя Сам Господь и не крестил никого (водою), но повелел совершать это священное действие Своим апостолам, как и ныне совершают это преемники их, пастыри Церкви Христовой, по данной им от Бога благодати. Хотя крещение совершали святые апостолы, но они делали это во имя Господа Иисуса Христа, Его силою и властью. Господь «крестил» через Своих учеников, хотя Сам и «не совершал действия крещения» Надеюсь, ты видишь теперь, что в Слове Божием нет противоречий. Скобки же поставлены для того, чтобы облегчить тебе понимание, и ты сам виноват, что они послужили тебе камнем преткновения... Не прав ты и в том, будто святые апостолы не принимали водного крещения. Крещение водою они удостоились принять от Иоанна Крестителя; по вознесению же Спасителя на небо, им уже не было нужды вновь принимать водное крещение, а потребно было в восполнение крещения Иоаннова получить Духа Святого. И апостолы, действительно, получили Его в день Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/razgovor...

«Тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (ст. 2–3). «Сном» пророк, в переносном смысле, назвал здесь успокоение, потому что сон доставляет людям отдых. Посему смысл этого стиха такой: когда Бог даст вам покой и свободу от нападающих на вас врагов, тогда не только возможете построить храм и Иерусалим, но и сыны родятся вам, которые будут наследием или жребием и собственным народом Божиим; и это плодородие чрева, или благословение чадорождения, как некая награда или воздаяние, будет даровано вам, уповавшим на Бога. «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые» (ст. 4). Уповая на Бога, будем не только многочисленны, но и сильны, подобно неким стрелам, пущенным рукой сильного. По изъяснению Афанасия Великого, " оттрясенными " названы здесь Иудеи, отверженные за распятие Христа. Сыны их, то есть апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы. «Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» (ст. 5). Блажен, чье желание исполнится, то есть кто сподобится облегчения и освобождения от брани со врагами, многочадия, и прочих исчисленных даров Божиих. «Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (ст. 5). У древних был обычай: не принимать послов от неприятеля внутри города, но встречать их вне города, у ворот, и там разговаривать с ними. Вот изъяснения псалма в буквальном историческом смысле. В духовном же смысле псалом этот относится и к созиданию душевного дома добродетелей, как преподобный Феодор Студит изъяснил в степенных (3-го и 7-го гласов): «Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град». И «аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся; разве бо того ни слово, ни деяние совершается». Созидается же дом душевный из разновидных камней добродетелей и исполнения заповедей. А всуе трудится тот, кто подвизается в одном телесном делании, а о душевных добродетелях небрежет и потому не имеет Господа, содействующим в созидании дома душевного, ради веры, надежды и любви трудящегося. И всуе хранят град благочестия и добродетелей те, кому Сам Господь ради их смиренномудрия не сохранит оный непоколебимым от духов гордости, благодатью Святаго Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Таковые, по учению Апостола, живут по духу, а не по плоти 93 , свободны от закона греха и смерти, т. е. от осуждение на смерть за грехи, приобретают праведность и оправдание, примиряются с Богом, будут жить не только духом, но воскреснут и тела их, получат славу, в сравнении с которой временные страдания ничего не стоят; как любящим Бога, им все содействует ко благу, Бог дарует им все, и ничто не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе. Это сказано в 8-й гл. послания к Римлянам, в которой с удивительною краткостью изображено все дело спасения, со всеми его плодами, как само в себе, так и осуществляемое в каждом человеке. В послании к Ефесянам тот же Апостол молит Бога, чтобы Христос вселился верою в сердца людей, для того, чтобы они, укореняясь и утверждаясь в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всей полнотой Божией ( Еф. 3:17–19 ); убеждает Ефесян, чтобы они подражали Богу, как чада возлюбленные, чтобы жили в любви, подобно Христу, возлюбившему нас и предавшему Себя за нас в жертву Богу (5:1, 2), дабы наконец каждому сделаться мужем совершенным и прийти в меру полного возраста Христова (4, 13). При этом, по словам Апостола, грубые пороки, папр., блуд и любостяжание, препятствующие получить наследие в царстве Христовом, у христиан, как людей святых, не должны даже и именоваться (5, 3–5). У другого Апостола читаем: всякий любящий рожден от Бога ( 1Иоан. 4:7 ), – любящий Бога и брата (ст. 19–21). Там же читаем, что пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (ст. 16) Какая любовь здесь разумеется? Подобная той, которою Бог возлюбил людей, не любивших Его, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (ст. 10. 11), любовь совершенная, которая состоит в том, что мы поступаем в мире сем, как Бог. Только такая любовь даст нам дерзновение в день суда (ст. 17), т. е. послужит к нашему прославлению и доставит вечную блаженную жизнь или царство небесное, которое будет дано в удел праведникам на страшном суде ( Мф. 25:34, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010