500 Он мог быть Архимандритом Спасским после Феодосия, в 1404 г. взятого Киприаном в наместники митрополии в Киеве. Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 254. 501 См. Словарь о Писат. Дух. чина. Изд. 2. Ч. I, стр. 322. В том же Словаре, стр. 194, сказано, что в библиотеке Академии Наук между рукописями в лист есть сим Игнатием (путешественником) писанный сокращённый летописец с 1254 по 1423 г. 502 О значении слова «преписа» см. ниже в примечании о служебнике м. Киприана (сноска текст начало: «Хранится в Синод. Библ. Под 478...». Корр.). 503 Ист. Гос. Рос. т. VIII, пр. 173. Степ. Кн. Т. 2, стр. 248. Она была сохранена во время пожара московского (1547 г.). На сию-то Кормчую указывал и Богоявленский Игумен Илия в прении с Лаврентием Зизанием. Розснкампф, Обозрен. Кормч. Кн. 1829 стр. 72, 73. Барон Розенкампф старается определить состав этой Кормчей, но единственно по своим догадкам. Он считает Киприановым перевод правил, отличный от перевода кирилловской и рязанской редакции, с толкованиями, которые приписывает Димитрию Хоматину. Этот перевод правил и толкований найден им не в отдельном виде, но в сводной Кормчей м. Макария, по списку 1615 г. (См. ссылки на сей перевод правил и толкования в описаний сводной Кормчей, в прибавлениях к указателю Обозреной Кормчей. VII, стр. 209–312. Образцы перевода правил представляются Розенкампфом в примечаниях к его Обозрению Кормчей на стр. 38, 50, 54 и 55, и толкований, приписываемых Димитрию Хоматину, там же, стр. 40–44. В ином составе представляется эта сводная Кормчая по списку М. Успенского собора, кратко описанному Π.М. Снегирёвым в Памятниках Московской Древности, стр. 46–48). Но если можно судить о составе Киприанова списка Кормчей по грамотам его преемника, Митрополита Фотия: то догадки Розенкампфа едва ли подтвердятся. В грамоте Фотия против Григория Цамблака (Акт. Ист., т. I. 19), где приводится до 29 правил Апостольских и Соборных из них 15 с толкованием, сии толкования заимствуются по большей части из Аристена. 505 Она приписывается митр. Макарию, a по надписи на списке, принадлежащем Московскому Чудову монастырю, собрана преемником Макария, митропол. Афанасием. Надпись сия должна быть собственноручная; ибо сказано: смиренным митрополитом (Памятники М. Древности, стр. 147). О позднейших дополнениях Степенной книги, см. в Словаре о писател. Духов. чина (1, 322). Востокова Описание ркп. Румянц. Музея, ркп. CCCLXIII. и след.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29 Монах Василии (Кривошеин). Цит. соч., стр. 136. 30 30 Ниже мы только кратко перечисляем важнейшие положения развиваемого в «Триадах» учения об энергиях. Для более основательного знакомства с этим учением можно указать на рус. языке два его изложения, замечательные по глубине и отчетливости: одно из них дано о. Василием Кривошеиным в цит. труде, а другое В. Н. Лосским в гл. 4 «Мистического богословия». 31 31 О соотношении аристотелевой и паламитской трактовки энергии см. и нашей статье «Исихазм и история», ж–л «Человек», 1991, 4, 5 (. Прим. 1991 г.). 32 32 Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. К. Ф. Радченко. Религиозное и литературное движение и Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1898. 33 33 J. Meyendorff. Introduction a 1 " etude de St. Gregoire Palama». P. 1959. 34 34 Эта тема затрагивалась подробней па позднем этапе исихастских споров, в сочинениях Никифора Григоры, Прохора Кидониса и Геннадия Схолария. Но это позднейшее обсуждение, которое велось, по преимуществу, на языке томистской схоластики, быть может, было забиванием истинного духа мистического богословия Паламы не в меньшей степени, чем его дальнейшим раскрытием. Где речь шла для Паламы о жизненной задаче защиты и выражения мистического опыта обожения, теперь видели только технические проблемы схоластического богословия. Православие переживало критическое, тревожное время. С кончиною св. Григория в нем все отчетливей проступали признаки надвигающейся псевдоморфозы. 35 35 В. Н. Лосский. Цит. соч., стр. 39. 36   36 Там же, стр. 48. 37   37 Против Акиндина, 5, 13. 38 38 В. Н. Лосский. Цит. соч., стр. 46—47. 39 39 Там же, стр. 90. 40 40 J. Meyendorff. Op. cit. P. II, ch. 3. 41 41 В. Н. Лосский. Цит. соч., стр. 40. 42 42 Ангелология Паламы развивается им, преимущественно, в более поздних трудах, таких, как «Главы физические и богословские», и др. Однако уже и в «Триадах» отчетливо намечаются ее основные положения. См., например, 11, 3, 10, 27, 35; заключение II, 3; III, 2, 5. 43

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Там же, кн. IV, стр. 1–28. 142 . – Деяние Московского церковного собора 1649 г. (Вопрос об единогласии в 1649–1651 гг.). II. Там же, кн. IV, стр. 29–52+3 фототипии. 143 – 146 . – Напечатаны под его наблюдением: Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских 1894 г., кн. I–IV. 1895 г. 147 . – Отзыв о книге Н. П. Лихачёва «Библиотека и архив Московских государей в XVI столетии». Спб. 1894 г. Русское Обозрение (редактор Ан. Александров), 1895 г., февраль, стр. 958–960. 148 . – А. С. Грибоедов. (Новые документы к его биографии). Там же, март, стр. 382–393. (Материалы для характеристики русских писателей, художников и общественных деятелей). 149 . – Документы, относящиеся до Абиссинии в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел. Московские Ведомости 1895 г. 13 июля, 190. 150 . – О сношениях России с Абиссинией в XVII веке. Русское Слово (редактор Ан. Александров) 1895 г. 17 июля, 192. 151 . – О документах касательно сношений России с Абиссинией в XVII веке. Ответ «Новому Времени» (на его статью «Мнимое открытие» 7001 (прибавление) от 26 августа 1905 г.). Московские Ведомости 1895 г. 5 сентября, 244. 152 . – О поисках Эд. Тремером царской библиотеки в Москве. Русское Слово (редактор Анат. Александров) 9 октября 1895 г., 273. За статьи в Русском Слове и Русском Обозрении получено гонорара 96 руб. 40 коп. 153 . – Указатель к Чтениям в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 1888–1894 гг. Чтения 1895 г., кн. I, стр. 1–32 и отдельно М. 1895 г. (300 экземпл.). 154 . – Докладная выписка 7121 (1613) г. о вотчинах и поместьях. Сообщил А. П. Барсуков. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. I, стр. I–VIII+1–24. 155 . – Государев Хамовный двор в Московской Кадашевской слободе. Постройка на нём новых зданий в 1658–1661 гг. Сообщил А. А. Мартынов . (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. II, стр. 1–15. 156 . – К истории сношений России с Швецией при царе Иване IV. 1575 г. Сообщил А. А. Чумиков. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

19 «Мы были бы недостойны разумения истины, если бы приобретали ее не свободно, не подвигом и напряжением всех нравственных сил». Богосл. соч. Хом. стр. 206. «Бог есть свобода для всех чистых существ; Он есть закон для человека невозрожденного; Он есть необходимость только для де­монов». Там же, стр. 189. «Всякая вера есть акт свободы и непременно исходит из предварительного свободного исследования, которому человек подверг явления внешнего мира или явления своей души»., стр. 40. «Я должен оговориться, что хотя, придерживаясь общепринятых определений, я признал право исследования данных, на которых зиждется вера, однако отнюдь не думаю оправдывать того значения, какое придается слову исследование в за­падных исповеданиях. Вера всегда есть следствие откровения опознанного, то есть признанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого, про­явленного в факте видимом; вера не то, что верование или убеждение логи­ческое, основанное на выводах, а гораздо более. Она не есть акт одной познавательной способности, отрешенной от других, но акт всех сил разума, охваченного и плененного до последней его глубины живой истиной откровенного факта»... стр. 56–57. 20 И. В. Киреевский, в статье: о характере просвещения Европы. Сочин. Хомякова, т. I, стр. 205–206. 28 См. подробное раскрытие этого взгляда в сочинении Прессансе: «Древний мир и христианство» в «Прав. Обозрении». 31 Впрочем относительно папской непогрешимости Хомяков замечает, что она «не была возведена на степень несомненного догмата и даже теперь не считается догматом; это все еще вопрос, к которому римская курия подсту­пить не смеет. Б. С. X., стр. 90. 32 Здесь находят себе объяснение такие действия пап, как искажение правил вселенских соборов: 6-го правила 1-го всел. соб., 6-го прав. 2-го всел., 28 прав. 4-го всел., появление лжеисидоровских декреталий и пр. См. также Бог. соч. Хомякова, стр. 68. 46 Трактат о таинствах, особенно о священстве, евхаристии, о браке – со­ставляет, по нашему мнению, самые блестящие страницы в богословских сочинениях Хомякова. Мы не помещаем его здесь, потому что это значило бы перепечатать целую половину 2-й брошюры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

115 Ркп. Вол. Бки 566 лл. 154, 389 об.–390; Моск. Д. Ак. 46, л. 129 и об. Р. И. Б. VI, 36–37, 40, 894. 116 «Женам повелеваем исповедатися в прусте церковнем, и отверсты имети двери внешняя соблазна ради» Пр. Соб. 1871, 1, 337. Дубакин, Влияние христианства на сем. быт, 132 стр. Опис. сб. М п. Кирил. Белооз. мон. арх. Варлаама, стр. 5. Тоже самое предписание есть и в Кательеровском номоканоне, (§ 40. Суворов, К вопросу о тайной испов. стр. 75). 117 См. стр. 165, прим. 4. «А ереи аще в старость целомудрену доспел есть и в разум истинный духовный, и аще I жену свою имать и может се хощет приимати неких исповеданием к себе... Юннии же иереи еще сущии отнюдь да не смеют прияти ни едину душу ко исповеданию». Речь здесь идет об исповеди женщин (Дубакин, Там же). 118 Повесть напечатана в Пам. стар. р. лиг. 1, 195–197. Другой список с важными вариантами см. у Бычкова, Опис. Сборн. И. П. Б. 1, 273–4. Повесть имеет такое продолжение. В Казани Тимофей сделался воеводой. После одной битвы с русскими он отпустил вперед свой отряд и, идучи лесом один, вспомнил свой грех «и нача пети умильно красный стих любимый пречистой Богородице «о тебе радуется»». Его услышал русский отрок, бежавший из Казанского плена и скрывавшийся в это время в кустах. Тимофей хотел убить вышедшего к нему отрока, но тот выпросил себе жизнь под условием, что добудет изменнику у князя и митрополита прощение и позволение вернуться на родину. Но вернуться Тимофей не успел и помер под Казанью на глазах отрока, привезшего ему прощение. 121 Стр. 100. Еще в древности было распространено у нас мнение, что покаяние имеет цену только для тех, кто совершает его на своих ногах в (Алмазов, III, 253); духовники сравнивали кающего пред смертью с волом, стоящим «под скирою», и отказывались принимать на исповедь (Там же, 267 и Пр. соб. 1861, 1, 457–58). 122 К.И. Новоструев, Рассмотрение книги Хрущева «Исследование о сочинениях Иосифа Санина», стр. 31. 124 Приведем некоторые свидетельства этого рода. Епископское поучение собору епархиального духовенства, составленное не поздние XIII в., говорит: «разумейте, како держати дети духовны....

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

584 См. выше. 585 Правила поместн. соборов с толкованиями, стр. 1246. Изд. Общ. любит, дух. просвещения. 586 Hefele . В. II, 618. 620—622. 587 Творения Нила Синайского в русск. переводе. Т. III, 37. Изд. Моск. акад. 588 Творения Нила, стр. 23—24. 589 Казанский П. С . История православного монашества на Востоке. Часть II, стр. 245. М., 1856. 590 Письмо к Евстохию. Т. 1, стр. 132. Киев, 1879. Ср. т. V, 130. 591 Hefele . В. II, S. 71. 592 Преображенский . Восточные и западные школы и т. д., стр. 306—307. И другие западные епископы рассуждали подобным же образом. Вот каких мыслей по вопросу о науках держался в VI в. Эннодий, епископ Тицинийский (von Ticinium), сам считавшийся человеком красноречивым и даже поэтом. Он так писал к одному поэту, по имени Аратору: «Если хочешь выслушать мое мнение, то знай, что самое имя свободных искусств (наук), я презираю»; а свои поэтические занятия именует «забвением его христианского призвания». Franz . Cassiodorius... , S. 40. 593 Преображенский . Стр. 331—334. Franz . Aurel. Cassiodorius, S. 19, 22. 594 Harnack . Die Quellen der apostolischen Kirchenordnung. S. 8—9; 12; 17—18—20—1; 24. 595 Св. Киприан. Творения его в русск. перев. Том. II (Книга «О падших»), стр. 151. Киев, 1891. 596 Там же. Том I (письмо 45), стр. 244. Киев, 1891. 597 Origenis. In Matth. homil. 16, cap. 20, 22. Migne . Patr. Curs. Gr. Tom. 13, col. 1445, 1448. 598 Origenis . In Matth. 61, 62. Op. cit., 1695, 1699. 599 Origenis . In Matth. horn. 16, cap. 22. Op. cit. col. 1449. 600 Апостольск. Постановл., кн . II, 47—53. 601 Там же. гл. 47. Правила Апостольские , 66, 67, 72, 84. 602 «Мы хотим победить дьявола и собственные влечения», — надменно рассуждали эти аскеты (из одного арабского церковного правила). В объяснение этого явления могут сказать и говорят: «сильные религиозные движения заставляют забывать ограниченность человеческой природы и играть опасностями, перед которыми в других случаях обыкновенно отступают. Считали делом несомненным, что каждый христианин в состоянии победить мир и его страсти...». Achelis . Virgines subintroductae. Ein Beitrag zu 1 Kor. VII Kapit. S. 57. 74. Leipzig, 1902.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, сербскохорватский и чешский языки. Стр. 46…в Гадячском уезде… – Гадяч – уездный город Полтавской губернии. Стр. 49… «глитай, абож паук». – «Мироед, или Паук». Так называлась драма в 4-х действиях, 5 картинах М. Л. Кропивницкого. Написана для М. К. Заньковецкой, где ей предназначалась роль Олены. Чехов познакомился с Заньковецкой в начале 1892 г. у Сувориных и встречался позднее. В декабре 1893 г., когда в Москве гастролировала украинская труппа, Чехов видел пьесы с ее участием. Впервые – «Русская мысль», 1898, стр. 145–154. Перед заглавием обозначено: II. Подпись: Антон Чехов (следует после рассказа «О любви»). Вошло во второе издание А. Ф. Маркса («Приложение к журналу „Нива“ на 1903 г.»). Печатается по тексту: Чехов, 2, т. XII, стр. 144–154. Среди заметок к рассказам 1895 года «Анна на шее», «Ариадна», «Убийство» и к пьесе «Чайка» находится первоначальная запись сюжета: «Заглавие: Крыжовник. X. служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде… Обходит свой сад и чувствует, что чего-то недостает. Останавливается на мысли, что недостает крыжовника, посылает в питомник. Через 2–3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно… А в соседней комнате уже хозяйничала грудастая племянница, крикливая особа. (Посадил крыж осенью, зимою слег и уж не вставал. Глядя на тарелку с крыж : вот всё, что дала мне в конце концов жизнь!) Он – сын разорившихся помещиков, часто вспоминает детство, проведенное в деревне» (Зап. кн. I, стр. 56–57). Запись зачеркнута (поскольку была использована), как и следующая, дополняющая финал выразительной деталью: «Крыжовник был кисел: „Как глупо“, сказал чиновник и умер» (там же, стр. 62). К концу 1896 – началу 1897 г. можно отвести запись, составившую одну из главных мыслей рассказа: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья непременно наступит несчастье» (Зап. кн. I, стр. 71 – ср. в рассказе стр. 62).

http://predanie.ru/book/221173-rasskazy-...

Достойно еще внимания, что съезд Черемисского духовенства, бывший в Седмиозерной пустыни 20 января 1910 года, постановил: начинать черемисам проповедь с учения о любви, явленной Иисусом Христом, Спасителем нашим. A. Н. 12 Там же, стр. 124–127. Благодаря этим мерам в Царевококшайском уезде черемисы почти доселе занимают свои прежние места, хотя процесс просачивания русских в среду инородцев был и здесь и продолжается доселе (см. у Смирнова, стр. 54). 15 Там же, стр. 63. Были и другие печальные явления. Например, свияжский протоиерей Козмин отдавал новокрещенных в крепостные. 17 Из числа черемисских школ особенно достойны упоминания двуклассная Унженская школа, а также Аринская, Ардинская, Пертнурская и др. Еще выше них Бирская учит. семинария, Казанская учит. семинария, имеющая многих черемис в старших классах и начальной школе. Всего же учащихся черемис 31,040, в одной Казанской губернии. 18 Замечательно, что еще средневековый путешественник. Плано-Карпини сказал: получая ответы от чертей, татары думают, что бог говорил с ними, а сего Бога называют Итогою» По-якутски Итык – чтимый, посвященный. Кн. II, гл. 37, стр. 92. Собр. пут. по Татарии, 1825 г. 20 См. О почитании татарами керемети прекрасную статью Г. Софийского, в Известия по Казанской Епархии 1877 г. 24, стр. 674-G89. 25 Г. Яковлев насчитывает у горных черемис 40 богов, a у луговых 70. См. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887 г. Изд. Мисс. Общества. 30 См. Религиозные обряды черемис, стр. 66 и далее. О похоронах у луговых черемис можно еще прочесть в Изв. по Каз. Епархии за 1877 г., a у горных за 1876 г. 24. 32 Религ. обр. черем. Сравн. у Шестакова I, стр. 154. Вятские Епарх. Вед. 1869 г. Риттих – Материалы для Каз. губ., 197. Фукс – Записки о черемисах, 208. 37 В Живописной России (т. VIII, стр. 91) передается о великом жертвоприношении, совершенном в 1878 году Сурт-Коге -Юме, чтобы Английская богиня не оттягала черемисской земли, при чем участников было 2500 человек. Здесь же вообще дается хорошее описание и всего быта черемис, с изображениями их типов и построек, а равно и работ их. Издание Вольфа, 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

551 Временник Импер. Москов. Общ. Истор. и др. Рос. XXII, 71, 111. Шуйские акты 56 (Шуя в 1643 г. Сузд. епархии). Акт. Истор. IV, 230. Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. кн. 87, л. 88. Записано: «Юрьево-Польская десятина променена Стефану, архиепис. суздальскому и юрьевскому на Калужскую десятину» 176 (1668 г.); кн. 62, лл. 597–612; кн. 65, лл. 429–463. 554 Там же, кн. 1669 г. 65, лл. 429–463. Срав. кн. 68 (1670 г.) лл. 413–444; кн. 1671 71, лл. 607–635. 556 Московск. Синод, (бывш. патриарш.) библиот. 99 (второго счета). Настольная грамота м. Питириму. Питирим посвящен 12 августа 163 г, а грамота написана много позже в декабре 164 (1656 г.). Такой промежуток можно объяснить недоразумениями, возникшими между патриархом и Питиримом, по поводу его перевода на Дон. 557 История Церкви Платона, ч. II, стр. 258, 1823. Если верить письму самого Никона к Зюзину, то Питирим вместе с чудовским архимандритом собирались отравить патриарха (Соловьев. Истор. Рос. III, XI, 223). На следствиях по делу Никона особенно много говорил в обвинение патриарха Питирим: Он один показал, будто Никон говорил: «если он помыслит впредь быть патриархом, да будет анафема». Этого свидетельства никто не подтвердил. (Субботин. Дело патр. Никона. Москва. 1862 г. стр 20, 47). 558 Проф. о. И. Ф. Николаевский «Патр. обл. и рус. епар. XVII в.» в «Христ. Чт.». 1888 г. ч. 1, 157 стр. 559 Арх. Мин. Юст. Каз. Патр. Прик. кн. 39 (1656 г.) лл. 892–983. Ср. кн. 37 (1655 г.) Тут этих городов еще нет. 560 Там же кн. 40 лл. 916–926. Проф. о. Николаевский «Патр. обл. и рус. епарх. XVII в.», стр. 156. Недригайловское городище, Городецкое, Каменское, Ахтырка, Ольшанск уступлены России Польшей в 1643 г. вместе с Трубчевском (Соловьев Ист. Рос. II, IX, 1286). 561 Проф. Николаевский. Патр. обл.... стр. 155. Собр. Гос. Гр. и Дог. III, 59, стр. 277. Подпись на имя Никона сделала 25 февраля 1657 г. 562 Арх. М. Юст. Прих. кн. нагр. каз. прик. 39. Тут назван весь состав патриаршей области 1656 г. Нет только Каменного и Недригайлова. Цифровые данные о количестве церквей приводятся по исследованию проф. П. Ф. Николаевского «Патриаршая обл. и рус. епарх. XVII в.», стр. 152–155. Они извлечены из кн. Патр. Каз. Прик. 33 (1653 г.), 35 (1654), 39 (1656), 40 (1657 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из отзывов критики о «Несмертельном Головане» стоит отметить короткий отрицательный отзыв «Отечественных записок» (1881, стр. 82–84, без подписи) и более подробный отзыв анонимного рецензента «Дела». Автор не прощает Лескову его «антинигилистической позиции» 1860-х годов, но не может не признать его литературный талант: «сколько тут теплого чувства к человеку и народу, сколько понимания нравственной красоты безграмотного труженика… книжка г. Лескова, со стороны чисто литературной — как большая часть его произведений — довольно интересна» (1881, стр. 93 и 97, без подписи). Мелочи архиерейской жизни Печатается по тексту одного из немногих сохранившихся экземпляров сожженного издания: Н. С. Лесков, Собрание сочинений, т. VI, Спб., 1889, стр. 245–510 (экземпляр Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, из библиотеки А. С. Суворина (шифр: 18, 340а. 4. 40-6). Глава 9-я в этом издании по ошибке повторена трижды; нами дана исправленная, последовательная нумерация всех глав. Впервые — в газете «Новости», 1878, 14 сентября, 18 сентября, 19 сентября, 23 сентября, 28 сентября, 4 октября, 11 октября, 17 октября, 25 октября, 31 октября, 7 ноября, 14 ноября, 20 ноября, Глава XII под заглавием: «Владычий взгляд на военное красноречие», и глава XIII под заглавием: «Случай с генералом у митрополита Филарета» — впервые: «Исторический вестник», 1880, стр. 255–267, глава XIV под заглавием: «Митрополит Исидор в его литературных интересах» — там же, стр. 326–332. Полностью со значительными исправлениями перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. И. Л. Тузоза, 1879, 228 стр., и «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное, с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. I–II и 1-186 (в этом издании в качестве приложения перепечатаны очерки: «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд» и «Русское тайнобрачие»). Кроме того, в «Библиографии сочинений Н. С. Лескова. За тридцать лет (1860–1889)», составленной П. В. Быковым (приложена к тому X «Собрания сочинений» изд. 1890), на стр. XXIV указано еще одно издание, разнящееся от второго только числом страниц (302 вместо 306). В ленинградских книгохранилищах обнаружить это издание не удалось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010