294 Марко, сын Вулкашина, называл себя призренским кралем; Владимир, незаконный сын Душана, также писался на монетах кралем (Гласник VIII, 276; VÏ 186, 189). 295 Раича Ист. 3, 1–17. Летоп. в Гласнике I, 166; V: 77, 78. XÏ 148, 149. Сын Вулкашина отказался и на общем собрании признавал верховную власть Лазаря; но Лазарь скоро выгнал его из призренского кралевства его. Тронош. лет. § 40, 41. 297 О постановлении второго патриарха Сербии – в муз. Румянцева стр. 157. Раича Ист. 3, 17–20; 2: 627, 628. Синаксарь Сербляка л. 145. На монетах «кнезь Лазарь», но в византийской короне и со скипетром в руке (Зап. археол. общ. 1: 359, 366, 367. Гласник V, 214). По другим памятникам, он то князь, то царь; последнее означало, что народ уважал его как царя, хотя он и не носил имени царя.– Сербляк (л. 145) говорит, что примирение Константинополя с сербскою церков было при п. Феофане; но в 1376 г. патриархом кон. был Филофей, столько же кроткий, сколько умный и просвещенный. В другом месте (л. 152) и Сербляк говорит, что примирение последовало при п. Филофее. 300 Порфирии указатель стр. 55. Григоровича Путеш. стр. 81. Грамоты напеч. в Христ. Чт. 1853 г. 11: 309, 310. 302 Это писано в 1583 г. Тогда приходили в Москву из Сербии за милостынею «Троицкаго олешковскаго монастыря священник Иоаким и Вознесенскаго монастыря священник Авксентий». Сношения России с востоком стр. 128.,132, Спб. 1858 г. 304 По воле сына его Волка, при патр. Спиридоне, когда п. Ефрем жил на покое, написан летовник Георгия Амартола. Григоровича Путеш. 23, 24. 307 Гласник IV: 194, 195, выставляет достоверное предание, что Милош Обилич, зять кн. Лазаря и воевода браничевский основал близ Голубца мон. Тумане, поныне существующий. Милош ненамеренно застрелил инока Зосиму на молитве. Этот несчастный случай вызвал Милоша построить богатый монастырь. Не тот же ли несчастный случай усилил в нём решимость – пожертвовать своею жизнию, лишь бы убить страшного врага веры и отчизны – Мурата? 308 Известие современного русского паломника Игната, Никон. лет. 3, 161, и в сказаниях рус. народа.– Два сказания XV в. о Косовской битве у Гидьфердинга в XIII т. Зап. геогр. общ. 271–273. Там же стр. 265–270 народные сказания. Из них одно в полном виде напеч. в Чтен. общ. ист. 1860 г.; об историческом достоинстве их давно сказал Раич: «о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит». Троношская летоп. в Гласнике V: 84, 85, 88–92; 3: 51, 3. В сербском прологе XIV в. под 15 июня: «в си же день, а в л. 7897 (1389) бысть бои кнеза Лазаря с Амуратом царем на Косова поли и ту многа трупня падоше от христиан и турок. Сербле бо испръва разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от срьбских войск преодолеша турци и бысть велико сьражение. Убыше же и славнаго срьбскаго господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою пролявше христиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за име Его, Ему же слава». Гласник X: 341, 342.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы должны сказать даже, что к церковной деятельности Дионисия, проявившейся в исправлении им книг и управлении Троицким монастырем, отнеслись с большим вниманием и расположением – по причинам понятным: с одной стороны она – самая видная в жизни преподобного, а с другой к такому отношению к делу много располагала нас и наша специальность. 1 Имя Дионисия, как ревностного деятеля на пользу отечества, отмечено на упомянутом нами памятнике рядом с именами архимандрита Иоасафа и келаря Авраамия Палицына. 2 Кроме всем известных трех самозванцев, являлось много других. Так в Астрахани царевич Август, называвшийся сыном Ивана Васильевича; там же явился Лаврентий, называвшийся сыном Ивана Ивановича; а в украинских городах являлось восемь самозванцев – и все дети бездетного Федора. (Костом. Русск. история в жизнеописаниях деятелей. выпус. III. стр. 671–672). 5 Лет. о мят. 210. Ник. лет. т. 8. стр. 149; Нов. лет. стр. 126.Московского ж государства многие люди прелъстишася, – бояре и всякие люди посылаху под Смоленск и сами ездяху с дарами и просили у него (Сигизмунда) чести, поместий, вотчин и жалованья. Грамоты, данныя Сигизмундом на поместья и чины, см. в Собр. госуд. гр. и дог. т. 2. 220, 231, 232, 259, 260 и 270. А в актах зап. России т. 4. под 183 помещено 808 жалованных и других грамот Сигизмунда Московским боярам и дворянам, на вотчины и поместья, чины, денежные и хлебные оклады, дворы и пр. стр. 320–427. 10 Первые известия о восстании народа в указанной местности относятся к началу декабря 1608 г., когда народные ополчения вышли уже на борьбу с Тушинцами. (Коялович. Речь, произнесенная на акте Петерб. академии 1880 г. стр. 22). 14 Род Симона записан, между прочим, в Лавр. Синодике. (Рук. Троиц. Лавр. Биб. 41) – под 138 г. (1630); здесь читаем: «инока Илариона, Мавру, Михаила, Лукияна – Троицкого келаря Симона» (т.е. род). (л. 32 об.). 19 В «сказании о новоявленных чудесах преп.Сергия» причина избавления Симона от правежа выставляется иная. Здесь сказано,что из Троицкого монастыря истцам была послана 1000 рублей, чем и «утолиша тую напрасную Да и вообще в рассказе Симона о своих страданиях, как он изложен в житии Дионисия и как – в сейчас упомянутом сказании, замечается разноречие. В сказании говорится, что это было в 1632 году, а в житии после смерти Дионисия,т.е. в 1633 году. Может быть, впрочем, дело это началось и в 1632 году, а окончилось только уже по смерти Дионисия. О доносе на Симона патриарху в сказании вовсе не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

207 А. Э. Т. I, 270, стр. 307–308. Количество предназначавшегося для царя пива и меда было, вероятно, очень значительно, потому что Иоанн требовал, чтобы игумен Кирилл предоставил сытнику «кельи где ему (про нас) меды и квасы ставити и пивоварни», погребы, котлы, чаны, бочки, сита, решета и проч. – Влияние царя на несоблюдение монастырского устава, нельзя, однако, подтверждать сведением, сообщаемым проф. Ст. Шевыревым (Поездка в Кирилло-Белозер. монастырь, ч. II. стр. 12), что будто бы в 1560 году в «Кириллов» был сосланъ с женою, и сыном, и дочерью князь Михаил Воротынский, который будто бы жил (до 1565 г.) здесь довольно пышно, которому из казны Госу­даревой отпускались иноземные напитки: бастр, романея, ренское, ли­моны сотнями, винные ягоды и т. д., и который имелъ 12 человек при­слуги на царском содержании. Кн. Михаил Воротынский, о котором говорит Шевырев, был сослан на Белоозеро (А. И. Т. I, 1, 174), а не в Кириллов монастырь. 208 Рукоп. Кирил. монастыря 2 (моей нумер.). См. приложение ко II выпуску исследования «Кирилло-Белозерский монастырь и его устрой­ство до второй четверти XVII века». 209 Об этих кельях см. в I выпуске нашего исследования «Ки­рилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века» Спб. 1897. 210 Нарушению общежительного устава царь содействовал не только в Кирилловой обители, но и по другим монастырям. Когда 30 апреля 1564 года в Новодевичьем монастыр постриглась жена великаго князя Юрия Васильевича, Иулиана, Иоаинъ «удоволи ее» «до живота ее городы, и волостьми, и селы, и всякими многими доходы, да и детей боярских и приказных людей да и дворовых людей всяких ей подавал, которым обиход ее всякой ведати и на ее обиход повел устроити в мовастыре и за монастырем погребы и ледники и поварни особные» (Р. И. Б., III, 221, сравн. там же стб. 181 – 182). 213 Сведения о нем собраны в соч.: «Боярский род Колычевых». М. 1886, составл. Б. М. Л. Б. К. (стр. 402, 361). – См. стр. 56–59, 89. – Время смерти его здесь определено (1555 г., стр. 56), неизвестно на каком соображении. Постригся он не ранее 1552 г., когда еще упо­минается окольничим (там же, стр. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

XXXIV, т. V, стр. 264–270. 1171 Сочинения Епископа Игнатия, т. IV, стр. 373–374. К смертным грехам принадлежит отчаяние т. III, стр. 163. 1176 Там же, стр. 374–375. Тем же подобием для уяснения значения грехов несмертных пользуется Епископ Игнатий в другом месте (т. III, стр. 168), где указываются и некоторые виды греха простительного, несмертного. Так, если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего,–во всех таких увлечениях по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога. Простительный грех не разлучает человека с Божественной благодатью и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех; но и простительные грехи пагубны, когда не раскаиваемся в них, а только умножаем бремя их. (т. III, стр. 168 ). В другом месте, в ряду несмертных грехов Владыка Игнатий отмечает объедение, лакомство, роскошь, празднословие, смехословие. Но тут же отмечает, что эти и другие несмертные грехи, выросши и объявши человека, обратившись, так сказать, в направление жизни, могут близко подойти к грехам смертным. И потому никак не должно пренебрегать грехами несмертными, особенно должно наблюдать, чтобы какой-нибудь грех не вырос, и не образовалась в навыке к нему страсть. Для очищения от таких грехов и для лучшего наблюдения за собой, св Церковь положила каждому православному никак не менее четырех раз в год прибегать к святому таинству исповеди. Есть грехи, совершаемые словом, их никак не должно считать маловажными: от слова шуточного до слова преступного–самое краткое расстояние. Есть грехи, совершаемые мыслью, ощущениями сердечными, движениями тела. Все они не малы, все–вражда на Бога. Но когда мысль и сердце наслаждаются грехом, любят как бы осуществлять его мечтанием испещренным, украшенным и продолжительным; таковой тайный душевный грех близок к греху, совершаемому самим делом (Сочинения Епископа Игнатия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

157 Ист. Унии 276. 327. 333. В то же время оффициал Лисянский велел униатским священникам выбрить бороды и остричь волоса на голове, чтобы не были похожи на восточное духовенство. 158 Выписка из актов у Б. Каменского 12–20. 42.43. еще в Ист. стр. 167. 236. 237. 268. 270. 273. 274. 281. 285. 299. 300. 302. 316. 357. 358. Киев. Памятн. отд. первый, стр. 223. (Киев. 1845.) 160 Такой случай был в 1761 г. в местечке Костюковичах, где управитель Ивановский с пушкою и жолнерами отобрал церковь и передал униатскому попу; крестьяне до 300 дворов готовы были откупиться деньгами, но и того на тот раз не приняли, Ист. Унии, 451. 163 Это описано в помянутой ркп. Konnotaxya Krzywd и происходило в 1748 г. Кавецкий, слуга Занкевича, сперва буянил в доме Архипастыря; потом напал на Архипастыря на дороге, ругал его гнусными словами, lasciva et scommatica propalande verba, и выстрелил в него из пистолета, заряженного пулею; но не достало одного, – чтобы попасть. 164 Булла от февр. 7. 1755 г. изд. В Ист. Унии 342 – 345. В ркп. остаются: а) Litareae in forma Brevis Benedicti XIV ad Augustum fusissimae, ad zelum animantes Romae 25 april 1750. b) Ejusdem similes litterae ad primatem ed episcopos sodem actu. г) Memoriale porrectum italica perillustr. Cancelarium regui Tzartorysky. Сочинения Конисского ч. 1. стр. LXXIII 165 Об этом Георгий доносил Синоду (Ист. Унии 359), и Синод передал донесение его в Коллегию иностранных дел 28 июня 1759 г. О том же Пригоровский в надгробн. слове Конисскому. Христ. Чт. 1843. ч. 4. стр. 405, 406. 167 Грамота Короля от 7 окт. 1750 г. в Ист. Унии стр. 320; там же о прочем. В другом письме к канцлеру бискуп, не краснея, слагал с себя все дело: «Народ греческого обряда и Церкви не принадлежит мне; им заведывает свой Митрополит. Если, следуя добру и вольности, католические граждане in suis haereditariis bonis обратили бедные церкви в униатския: то это стало neque meo consilio, neque auxiliis». (Письмо в ркп. Григоровича). А кто послал миссионера Зеновича, едва ли не родственника бискупу Зеновича?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

48 Как справедливо замечает профессор N. Μητσπουλος: «Во 2 и 3 веках докетизм приобретает более масштабные размеры, развиваясь совместно с гностицизмом»», ΘΗΕ 5 (1964), стр. 149. Докетизм «является прирожденным и определяющим элементом маркионизма», по мнению профессора Конст. Скутериса (Κονστ.Σκουτρη, στορα Δογμτων, т. 1– й, Афины 1998, стр. 325). 49 Как справедливо замечает профессор N. Μητσπουλος: «Во 2 и 3 веках докетизм приобретает более масштабные размеры, развиваясь совместно с гностицизмом»», ΘΗΕ 5 (1964), стр. 149. Докетизм «является прирожденным и определяющим элементом маркионизма», по мнению профессора Конст. Скутериса (Κονστ.Σκουτρη, στορα Δογμτων, т. 1-й, Афины 1998, стр. 325). 50 ππολτου, Κατ πασν αρσεων λεγχος 7, 28: ΒΕΠ 5, стр. 327. См. также Βασ. Φανουργκη, «Σατουρννος», ΘΗΕ 10 (1967), ст. 1202–1203. 51 Исследуя развитие догматического учения древней Церкви, можно легче понять и те опасности, с которыми она столкнулась при появлении крупнейших ересей и всевозможных видоизменений и ответвлений последних. Это становится очевидным, если проследить за составлением Символов Веры вначале одночленных, затем двухчленных и трехчленных с дополнениями, которые касаются главным образом проявлений Царского достоинства Христа и выражают веру в Него, потому что Он Господь есть «вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13, 8 ). Эти дополнения, согласно мнению профессора Иоанна Кармириса (ω. Καρμρη), были необходимы, с одной стороны, для совершенствования «принципов евангельского и апостольского учения», а с другой – «чтобы дать отпор возникающим в это время ересям, таким как эвионитов, докетистов, гностиков и, позднее, антитриадистов и прочих, и в целом ради единства догматического учения Церкви» (ΔΣΜ 1, с. 39). См. также: ππολτου, Κστ πασν αρσεων λεγχος, 7, 43: ΒΕΠ 5, с. 333–334. Εσεβου, κκλησιαστικ στορα 3, 27: ΒΕΠ 19, с. 270. θ. Γρ. Γερομιχλου, Χριστολογα, с. 13. Παν. Κ. Χρστου, «βιωναοι», ΘΗΕ 5 (1964), с. 292–294. 53 Основные источники по арианству: ω. Καρμρη, ΔΣΜ I, с. 54, примеч. 3. Наиболее полное изложение учения ересиарха Ария см. Φειδ, там же, 385 и т.д., а также: Th. Bohm, Die Christologie des Arius. Dogmengeschichtliche Uberlegungen unter besonderer Berucksichtigung der Hellenisierungsfrage, St. Ottilien 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

См. также: – «Григорий Скибинский. Очерк из истории духовного просвещения в конце XVII в.», М. Никольского, в «Правосл. Обозрении», 1862, ноябрь, стр. 169–178. – «Русские выходцы из заграничных школ в XVII столетии. Петр Артемьев», М. Никольского, там же, 1863, март, стр. 246–270, и др. 3 Первое упоминание о нем в нескольких строках сделано было в «Опыте исторического словаря о российских писателях» Новикова, 1772; далее, в «Словаре историческом о писателях духовного чина», митрополита Евгения (2-е изд., 1827), не без ошибок; биографическая заметка в «Записках русских людей», Сахарова, Спб. 1841, при издании записок Сильвестра Медведева о стрелецком бунте 1862. – «Сильвестр Медведев, отец славяно-русской библиографии» В. Ундольского, в «Чтениях» моск. Общ. истории и древностей, 1856, 3, XXVIII и 90 стр., биографическая заметка с объяснением научного значения труда Медведева, здесь изданного: «Оглавление книг, кто их сложил». – Упоминания о Медведеве в «Обзоре духовной литературы» Филарета, и у историков церкви. – Названные раньше сочинения Образцова и С. Любимова. – Сильвестра Медведева «Известие истинное», С. Белокурова , в «Чтениях», 1885, кн. 4-я, биографическое предисловие и текст сочинения Медведева, XLI и 87 стр. – Шляпкин, «Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 г.)». Спб. 1891, гл. III–IV. 4 Неизвестный автор повести «О ростриге, бывшем монахе Сильвестре Медведеве, вводившем ересь латинскую в великорусский народ», в книге «Остен». Составителем самой книги был злейший враг Медведева, монах Евфимий, ученик и преемник Епифания Славеницкого. 9 См. «Заметку для биографии Сильвестра Медведева», И.Е. Забелина, в «Летописях» Тихонравова, V, стр. 120–126. 11 Ими в первый раз пользовался Ундольский в сборнике Строева, принадлежавшем тогда Погодину; Ундольским снята была с них копия, которая находится в собрании его рукописей в московском Румянцовском музее откуда пользовались ими Майков и Белокуров. Подлинный сборник Строева перешел с Погодинскими рукописями в Публичную библиотеку в Петербурге: см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

267 Манифест нояб. 9. 1743 г. Это уже третий об одном и том же: первый выдан 15 дек. 1741 г., второй 24 сент. 1742 г. 268 Глинка. Когда молодой Платон, в надгробном Слове Петру I, вызывал Петра посмотреть на Россию: остроумный и правдивый Разумовский сказал вслух некоторым: Чего вин его кличе? Як же он встане, всим нам достане. Когда Екатерина приказала собраться Совету для рассуждений о свободе всех состояний и в Совет прибыла сама: Митр. Гавриил медлил явиться, а, явившись, рассказал, как мужик гнал хворостиною целое стадо гусей с подвязанными крыльями: Екатерина, выслушав рассказ, сказала: «заседание кончено». Сл. ниже. Слова Имп. Александра в пр. 277. Благочестие в виду разврата – Анна Головина (Село Новоспасское, стр. 100, 101. Родословная Головиных, стр. 75 – 78. М. 1817. 269 О добродетельном Еропкине см. Словарь достоп. людей – Бантыш-Каменского 2, 385 – 393. О бл. Амвросии там же 1, 30 – 37. Москвитянин 1845. 5. стр. 90, 91. 270 См. сведения о Пугачеве, почерпнутые из бумаг кн. Михаила Волхонского, в Москвитянине 1845 г. 9, Казаки на Яике, раздраженные злоупотреблением местных начальников, бунтовали еще тогда, как Пугачев не сидел в казанской тюрьме. Поступок их с генералом Тромбергом показывает, что особенно было на душе их. Убитому Немцу они набили табаком нос, рот и уши. 273 Свят. Синод, кроме того, что предписал молиться по всем церквам о победе над врагами, пожертвовал государству 1,500,000 р. из церковной суммы и поставил в храмах кружки для сбора подаяний в пользу разоренных. Собр. Зак. указы 25191, 25365. Митр. Платон принес от себя в дар отечеству 342 империала, от Сергиевой Лавры 70,000 р. асс., 2500 р. сер., слиток серебра и серебряной посуды 5 пудов и 4 ф. 275 На возобновление и устроение храмов в Москве Свят. Синод пожертвовал 3,500,000 р. (Снегирева, Очерки жизни Августина Архиеп. Моск. стр. 50, М. 1841). Кружки, поставленные в храмах в пользу разоренных, сняты были в 1818 г.: но в 1819 г. опять поставлены, а в 1821 г. сделана на них надпись: сумма на вспоможение разоренным жителям от разных случаев. Собр. Зак. ук. 27558, 27637, 28631.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 270 об. Глава 48. Ответи преблаженнаго митрополита ираклийскаго Никиты, предложеным ему впрошением от Костантина памфилийскаго. Там же глава 55. л. 273. Глава 49. Иоанна митрополита русьскаго, нареченнаго Пророком, написявшаго Правило церковное от св. книг вкратце Иакову чрноризцу. Русс. Достопам. ч. 1 стр. 89. л. 277 об. Глава 50. Се есть впрашяние Кирилово (чит. Кириково), иже впраша епископа новогородьскаго Нифонта и инех. См. Пам. росс. Слов. XII в. стр. 165. л. 290 об. Глава 51. Правило Кирила митрополита, сшедшихся епископ, Долмата ноугородскаго, Игнатия ростовьскаго, Феогноста переславьскаго, Симиона полотьскаго на поставление епископа Серапиона володимерьскаго. Конец полнее, нежели в русс. Достоп. ч. 1 стр. 106. После слов: бещину входя, следует: И се слышахом, в пределех ноугородскых, и прч. См. Оп. Рум. Муз. стр. 321. л. 295. Глава 52. Правило Максима митрополита русьскаго (в оглавлении: о среде и о пятнице, и о мясопусте Петрове и Филиппове, и о 15 дни августа месяца и о службе Василиеве). См. Карамз. Истор. VIII, 147 в приб. л. 296. Главы 53, 54 без заглавий. В оглавлении: Яко нелепо есть мясопуст држати другий по Пянтикостии. О днех от Петрова говения до Филиппова. л. 297. Глава 55. О апостольстей и сборней святей Церкви тлкование. л. 298. Глава 56. О приносе Ветхаго закона. л. 299. Глава 57. А се Новаго Закона христианьскаго просфира: буди же известно, како подобаеть быти божественому приношению в святей службе, о просфире и о вине. л. 309. Глава 58. Божественыя службы литургие тлкование. л. 314. Глава 59. Илия, архиепископ ноугородьскый, исправил с Белогородьскым епископом, о забытьи вина и воды. См. Пам. росс. Слов. стр. 223. л. 314 об. Глава 60. Св. Василиа тлк священничьска чина, что есть иерей, и почему глаголется священник, и что есть острижение главы его. л. 315 об. Глава 61. Правило иереом, иже не облачяются в вся священныа ризы или неразумением, ли гордостию, ли леностию. В печат. Кормчей глава 57. л. 310 об. Глава 62. Правило епископом. – Глава 63. Правило игумееом.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

889 Н. Тихомиров. Галицкая митрополия, стр. 142. Последним её епископом г. Тихомиров считает Иоанна, умершего после 1404 г. (там же стр. 139–140). У Д. Зубрицкого «Галицкая Русь в XVI стол.» (Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 1862 г. III кн., стр. 35) Иоанн был жив в 1414 г. 890 М. Макарий. Ист. Рус. Ц., IV, 204. С правом назначать галицких наместников латинскому архиепископу не дано права назначать самих русских священников. Православный митрополит Иосиф Салтан стал даже называться «и галицким» (Акт. Зап. Рос. II, 55 сентябрь 1509 г. Ср. 10, 51, 65, 141 и др). Преосв. Макарий не допускает, чтобы киевские митрополиты раньше 1509 года именовались «и галицкими» (Ист. Рус. Цер., IX, стр. 205–206). 891 Полоцкие владыки назывались епископами и архиепископами. У Евфимия возникли крупные недоразумения из-за титула и старшинства. Он жаловался королю на м. Иосифа, что тот не называет его, Евфимия, архиепископом, как называли прежде, и даже запрещает ему самому титуловать себя архиепископом. Евфимий жаловался и на владимирского владыку Вассиана, но за то, что он «хочет сидеть выше его, а прежние владыки владимирские никогда не сиживали выше полоцких». В 1511 г. король признал Евфимия правым, хотя полоцкие владыки не всегда именовались «архиепископами» (Акт. З. Р., II 67, 68. Ср. I, 62. Акт. Ист. I, 268, 270). Кажется, спор о титуле и месте возник после Виленского собора, в деянии которого Евфимий назван епископом и записан не первым. Первым записан владимирский епископ Вассиан. 892 Опис. Киево-Соф. Собора, прил. 10, стр. 40–48. Тут напечатано деяние Виленского собора и все 15 правил его. На соборе были архимандриты: киево-печерский Иона, Благовещенской патриаршей обители (Супрасльского монастыря) игумен Пафнутий (в деянии поставлен наряду с архимандритами), троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний; игумены: троицкий (не известно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Ольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий; протопопы: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010