По поводу этого и других волнений в семинариях канцелярия обер-прокурора Св. Синода сообщала Тамбовскому Преосвященному: «Исследование показало, что во всех сих случаях главная вина лежала на начальственных лицах, коим и поручено было управление заведением и надзор за воспитанниками, в их равнодушии, небрежности, неумении обращаться с юношеством, упорной привычке скрывать от высшей власти происходившие во внутренней жизни заведения беспорядочные и развратные явления. Таким образом, годами копилось иногда зло под покровом тайны, расшатывались в заведении внешняя и нравственная дисциплина, укоренялись привычки, с одной стороны, к безотчетному произволу, с другой, к своеволию, но общий беспорядок, переходя в мятеж и открытые буйства, не мог более быть скрываем» (ГАТО, ф. 186, оп. 107, д. 1, л. 3).    Следовательно, причины волнений во всех семинариях были схожими. В семинарию шли, в основном, не для того, чтобы потом служить Церкви, а потому, что это был более дешевый способ обучения детей духовенства и в силу некоторых, уже упоминавшихся выше, обстоятельств. Так, например, тамбовский семинарист К. В. Островитянов впоследствии вспоминал: «Окончание четырех классов семинарии давало право поступления в ряд высших учебных заведений, в том числе в Коммерческий институт, где я мечтал учиться» (Островитянов К. В. Указ. соч. С. 43), — и далее, — «...меня манил большой город, высшее образование и перспектива нового подъема революционного движения, вкус к которому я почувствовал в годы семинарских волнений» (Там же. С. 50). Отсюда и соответствующие требования бунтовавших: «Почему затруднен доступ семинаристам в университеты, почему Священное Писание проходят шесть лет, а физику лишь один год?» (Воронский А. К. За живой и мертвой водой. М., 1970. С. 21) «Школы оставались сословными, а ученики их, по окончании семинарии, в огромном большинстве уходили по разным мирским дорогам: в университеты, в разные институты, в учителя, в чиновники и только 10—15 %, шли в пастыри. И, конечно, таким семинаристам не очень нравились многие духовные порядки, а если они и терпели их, то по нужде, чтобы получить права», — вспоминает воспитанник Тамбовской семинарии митрополит Вениамин (Федченков) (Вениамин (Федченков), митрополит. Указ. соч. С. 127). Поэтому позже известные революционеры К. Островитянов, А. Воронский и многие другие участники волнений в марте 1905 года, вновь просили принять их обратно в семинарию. Но если некоторых и принимали, то они неминуемо снова уходили в «подполье» для борьбы за свои «права и свободы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2870...

В 1945–1946 гг. принимал активное участие в создании Ужгородского университета, музыкального и художественного училищ, картинной галереи. С 1950 года работал в Ужгородском университете, исследовал закарпатскую литературу, журналистику и фольклор. Липковский Василий Константинович (1864–1937), протоиерей в самосвятском расколе «митрополит». Первый глава т. н. Украинской автокефальной православной церкви, в 1921–1927 гг. – «митрополит» Киевский и всея Украины. Приговорен к расстрелу постановлением Тройки У НКВД от 20 ноября 1937 года. Расстрел приведен в исполнение 27 ноября 1937 года. Лозе Генрих (1886–1964), гауляйтер Шлезвиг-Гольштейна (1925–1945) и рейхскомиссар «Остланда» (оккупированная Белоруссия и Прибалтика). Ломакин Николай Иванович (1890–1965), протоиерей. Окончил Петроградскую духовную академию (1916). Служил в храмах г. Ленинграда. Представитель митрополита Ленинградского и Новгородского, благочинный церквей Ленобласти и г. Ленинграда, ректор Ленинградских богословских курсов, член Ленинградской комиссии по установлению злодеяний немецких захватчиков. Свидетель от чрезвычайной государственной комиссии для участия в процессе над немецко-фашистскими захватчиками в городе Нюрнберге. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович) (1877–1961), архиепископ, священноисповедник. Хирург. Закончил медицинский факультет Киевского университета. В 1905–1917 гг. – земский врач. В 1916 г. присвоена степень доктора медицинских наук. С 1917 г. – главный врач Ташкентской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. С 1920 г. – заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии государственного Туркестанского университета. С 1921 г. – священник. Епископ Ташкентский и Туркестанский (1923). Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1941–1943 гг. – главный хирург Красноярского эвакогоспиталя. С осени 1942 г. – архиепископ Красноярский. С 1943 г. – постоянный член Святейшего Синода. С января 1944 г. – архиепископ Тамбовский и Мичуринский. За вклад в военную хирургию удостоен Сталинской премии первой степени (1946). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». С 1946 г. – архиепископ Симферопольский и Крымский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74. Иннокентий Вениаминов. Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской губернии (вместо отцовской фамилии Попов получил фамилию Вениаминов в честь Иркутского архиерея); еще во время учения в Иркутской семинарии женился (чт? тогда допускалось) и определен в диаконы к городской Благовещенской церкви; по окончании учения в семинарии, в 1818 году, не быв послан в академию по причине своей рановременной женитьбы, назначен был в учители приходского училища, причем до 1821 года, за неимением свободного священнического места в городе, оставался диаконом; в 1821 году рукоположен во священники к той же Благовещенской церкви, при которой был диаконом; в 1823 году, когда епископу Иркутскому последовал указ от святейшего Синода послать священника в колонии Российско-Американской компании, на остров Уналашку, и когда решительно не находилось охотников ехать, изъявил добровольное желание отправиться на проповедь слова Божия язычникам; в 1839 году овдовел и, приняв монашество, 15 декабря 1840 года посвящен в епископы Камчатские; в 1850 году возведен в сан архиепископа; 5 января 1868 года назначен в митрополиты Московские; скончался 31 марта 1879 года и погребен в лавре, в Филаретовской церкви. 75. Макарий Булгаков. Родился 19 сентября 1816 года в селе Суркове Курской губернии, Новооскольского уезда; высшее образование получил в Киевской академии, в которой на последнем году учения, 15 февраля 1841 года, принял монашество и в которой по окончании учения оставлен был баккалавром русской церковной и гражданской истории; в 1842 году переведен был в Петербургскую академию, в баккалавры богословских наук, и в том же году назначен инспектором академии; в 1850 году определен ректором академии, а в 1851 году посвящен в епископы Винницкие, викарии Подольские, с оставлением в звании ректора академии; в 1857 году назначен на Тамбовскую кафедру, с 1859 по 1868 год занимал Харьковскую кафедру, причем в 1862 году возведен в сан архиепископа; в 1868 году был переведен на кафедру Литовскую; 8 апреля 1879 был назначен в митрополиты Московские; скончался 9 июня 1882 года и погребен в лавре, в Успенском

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

В ночь на 2 ноября, после продолжительной и тяжелой болезни, скончался в 66 году своей жизни Петербургски митрополит Антоний (в мире А. В. Вадковский), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Сын бедной многочисленной, но благочестивой семьи священника села Ширингуши, Спасскаго уезда, Тамбовской губернии, почивший митрополит, после окончания образования в местных духовно-учебных заведениях, 20-летним юношей, поступил для завершения богословского образования в Казанскую духовную Академию в состав XIII курса. Весьма привлекательною наружностью, симпатичным скромным характером, в высшей степени деликатным отношением к товарищам, своею высокою религизною настроенностью и благовоспитанностью он успел быстро завоевать себя любовь и благосклонность не только у своих товарищей по курсу, давшему нескольких весьма замечательных профессоров и ученых, но и у своего академического начальства, во главе коего в ту пору стояли приснопамятный ректор Академии архимандрит Никанор (Бровкович) , скончавшийся в сане херсонского архиепископа. По окончании академии в 1870 году со степенью магистра, будущий Петербургский митрополит был оставлен доцентом Академии, и ему поручено было преподавание гомилетики и пастырского богословия. Талантливый молодой профессор, облюбовавший себя историею русского проповедничества допетровского времени и начавший ея самостоятельное изучение по рукописным источникам богатой Соловецкой библютеки, которая находится ныне в Казанской духовной Академии, не только пользовался успехом за свои прекрасные по изложению лекции у студентов Академии, но скоро же занял видное место и среди русских ученых специалистов по истории древнерусской письменности. Его самостоятельно обработанные очерки по истори христианской проповеди , и главным образом по истории проповедничества у южных славян начали тотчас же появляться на страницах духовных журналов того времени: в Православном Собеседнике, в Православном Обозрении и в Страннике. Собранные в одно целое и изданные потом дважды (в 1892 г. и 1895 г.г.) особою книгою под заглавием: «Из истории христианской проповеди», эти очерки приобрели их автору honoris causa ученую богословскую степень «доктора церковной истории», присужденной ему советом Казанской духовной Академии в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Духовное просвещение, становление и развитие церковной науки были для владыки Макария делом всей жизни, он жертвовал на эти цели все свои силы и сбережения, состоявшие из гонораров за книги, а иногда направлял сюда и епархиальные средства, в том числе предназначавшиеся для другого. Такое расходование епархиальных средств и послужило причиной различных слухов и клеветы на владыку Макария, распространявшихся в течение многих лет. Спустя годы, после назначения высокопреосвященного Макария митрополитом Московским и Коломенским Н. С. Лесков писал в «Историческом Вестнике»: «Люди доброй совести и светлого разума действительно везде любили и уважали митрополита Макария, но лучшие люди нигде не составляют большинства. Для людей же, озабоченных не тем, как лучше служить, а чтобы ловчее выслужиться, высокопреосвященный Макарий никогда и нигде не приходил по обычаю. Напротив, всем таковым он казался начальником тяжелым, и весьма многим известно, что стараниями таких людей в духовенстве на его высокопреосвященство были распускаемы весьма недостойные клеветы...». В Тамбове владыка много болел, незнакомые обязанности вместе с постоянной лихорадкой, мучившей преосвященного Макария, и невозможность заниматься наукой, конечно, тяготили его. Достойно исполняя возложенное на него послушание, он в письмах к друзьям не скрывал своей горечи от невозможности систематически заниматься церковной историей. Однако и в этот период, несмотря на все препятствия, преосвященный Макарий сумел подготовить к печати ряд ценных историко-литературных работ. Это, прежде всего, «Биографическая записка о преосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом», подготовленная им по просьбе Академии наук и опубликованная в «Ученых записках» Академии за 1858 г., статья о сочинениях митрополита Киевского Кирилла II, небольшое исследование о новгородских Четьях Минеях. Главным итогом творчества преосвященного Макария в период его Тамбовского архиерейства стали 56 проповедей. Большинство их было напечатано в «Христианском Чтении» и вошло в отдельное издание 1858 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

На богослужении присутствовали многочисленные гости, в том числе Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Чехия С.Б. Киселев, послы Румынии и Болгарии, сотрудники дипломатических представительств Украины и Грузии, а также председатель Экуменического совета Чешской Республики Д. Файфер, глава Чехословацкой Гуситской Церкви Томаш Бутта, председатель Совета Евангелической Церкви Чехии Йоел Румл и епископ Чешской Старокатолической Церкви Душан Хэйбал. По окончании Божественной литургии Митрополит Ростислав обратился к архиепископу Пражскому Иоакиму с приветственным словом. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла тепло поздравил нового архиепископа  Пражского с состоявшейся интронизацией и огласил приветствие председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона . Архиепископу Иоакиму были также направлены поздравления от римско-католического архиепископа Пражского кардинала Доминика Дуки и других религиозных и общественных деятелей Чехии. Архиепископ Иоаким поблагодарил православных иерархов и гостей за прозвучавшие приветствия, после чего был дан торжественный прием. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Митрополита Чеських земель Словаччини Ростислава у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу с десятой годовщиной интронизации : та звернення] У день пам " святителя Миколая Чудотворця на " у Котельниках очолив На московському " Церкви Чеських земель Словаччини день пам " Людмили Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Чеська Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3553707...

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел в воскресенье наградил полицейских, раскрывших убийство продавщицы церковной лавки в храме города Ряжска. 14 апреля, ПРАВМИР. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел в воскресенье наградил полицейских, раскрывших убийство продавщицы церковной лавки в храме города Ряжска.  Фото предоставлено УМВД по Рязанской области Награждение прошло в Христорождественском кафедральном соборе Рязани, — сообщает РИА Новости .  Митрополит вручил архиерейскую грамоту оперуполномоченному управления уголовного розыска регионального УМВД старшему лейтенанту полиции Даниилу Хорошавину и оперуполномоченному уголовного розыска МО МВД России «Ряжский» капитану полиции Дмитрию Потапову. Он также поблагодарил полицейских из соседней Тамбовской области, которые помогли рязанским коллегам найти и задержать подозреваемого. Тело 66-летней пенсионерки обнаружили в Никольском храме Ряжска утром 2 апреля. Кроме того,  были похищены золотые украшения и кружка с пожертвованиями. Полицейские  за несколько часов опросили сотни горожан, в том числе двух водителей с видеорегистраторами. При просмотре записей оперативники обратили внимание на мужчину, стоявшего на обочине дороги недалеко от места преступления. Он уехал в Тамбовскую область. Полицейские поехали за ним и 7 апреля задержали его. Мужчина сознался в преступлении.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mitropolit-ryazanskij-...

121 Литература по вопросу о духоборческой секте: 1. Ореста Новицкого . „Духоборцы, их история и вероучение. Изд. 2-е. Киев. 1882; – 2. Исповедание учения духоборцев Екатеринославских. (Чтения в Общ. ист. и древн. росс. 1871. Апрель–июнь. Кн. 2. стр. 26–79); 3. Сумарокова Павла. Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду. Спб. 1803. ч. 1.; 4. Статистический журнал, изд. Карлом Германом. Спб. 1606. т. 1. ч. 1.; 5. Записка о разговоре в 1802 году архимандрита и префекта Александро-Невской Академии, а потом киевского митрополита Евгения с двумя тамбовскими духоборцами, присланными в Александро-Невскую Лавру для увещания. (Чтения в Имп. Общ. и древн. росс. 1874. Октябрь–ноябрь, V. стр. 173–175); 6. Ливанова Ф. В. Раскольники и острожники, т. 11. Спб. 1870, стр. 71–73; 7. Духоборческий катехизис (у Ливанова, Раскольники и острожники, т. II. стр. 163–175); 8. Тихонравова Н. Летописи русской литературы и древностей, т. IV. Москва. 1861 г, стр. 3–16: „Некоторые черты учения о обществе духоборцев“; 9. Донесение сенатора Лопухина о харьковских духоборцах (Чт. в Имп. Общ. ист. и древн. росс. 1864. кн. 4. Смесь. Стр. 46–48); 10. А. Ф-ва О раскольниках, поселенных Таврической губернии в Мелитопольском уезде (Отеч. Записки Свиньина. 1823. 93. Стр. 44–58); 11. Раскольники за Кавказом: Духоборцы (Правосл. Собесед. 1859. ч. 1. стр. 298–328); 12. Варадинова История министерства внутренних дел. Кн. 8. Спб. 1868; 13. Арсения, митрополита Киевского Записка о духоборцах и молоканах в тамбовской епархии (Труд. Киев. Д. Акад. 1875. 2. Стр. 149–166); 14. Кожинские духоборцы (Иркут. Епарх. Вед. 1874. 28); 15. Записки квакера о пребывании в России (Русс. Стар. 1874. т. 9. 1. Стр. 1–36); 16. Андреева В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Спб. 1879; 17. Раскол в Таврической губернии (Правосл. обозр. 1867. 3. Стр. 323–341); 18. Записка о духоборцах, обитающих в Мелитопольском уезде Таврической губернии (Труд. Киев. Д. Акад. 1876. 8. Стр. 390–420); 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Серафим (Лукъянов) с 11.08.1917 врем. управ. Финляндской епархией; с 17.01.1918 еп. Финляндский и Выборгский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии; с 1923 г. сведен с кафедры за нежелание переходить в юрисдикцию Константинопольской Церкви; с 1927 г. в РПЦЗ; 31.08.1945 воссоединился с МП; с 9.08.1946 экзарх Западной Европы в сане митрополита; с 15.11.1949 на покое; † 18.02.1959. Серафим (Мещеряков) с 11.12.1915 на покое (б. архиеп. Иркутский и Верхоленский); с 1922 г. архиеп. Костромской и Галичский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; в 1924 г. принес покаяние; 1924–1927 в Соловецком лагере; с 29.06.1927 архиеп. Тамбовский; с 28.01.1928 архиеп. Ставропольский; с 19.04.1932 в сане митрополита; с 11.08.1932 на покое; † 1932. Серафим (Никитин) 8.07.1962 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 25.06.1971 митр. Крутицкий и Коломенский; с 11.06.1977 на покое; † 22.04.1979. Серафим (Остроумов) с 18.08.1917 еп. Орловский и Севский; с 29.05.1924 в сане архиепископа; с 1.11.1927 архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1936 г. в заключении; расстрелян 28.11.1937. Серафим (Протопопов) 9.01.1924 хирот. во еп. Колпинского, вик. Петроградской епархии; 1924–1926 в Соловецком лагере; с 30.11.1926 еп. Колпинский; с 27.04.1928 еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 27.07.1928 еп. Сызранский; с 25.09.1927 еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии; с 23.11.1928 еп. Бакинский; с 3.04.1930 еп. Рыбинский; с 29.11.1932 на покое; с 27.03.1934 управ. Челябинской епархией; с 3.08.1935 управ. Елецкой и Липецкой епархией; с 30.09.1935 архиеп. Орловский; с 19.10.1935 архиеп. Елецкий и Задонский; с 6.03.1937 сведений нет. Серафим (Родионов) 19.12.1971 хирот. во еп. Цюрихского, вик. экзарха в Западной Европе; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с нояб. 1993 г. на покое. Серафим (Руженцов) 12.03.1919 хирот. во еп. Михайловского, вик. Рязанской епархии; с мая 1919 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 3.03.1935 без покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По этому, приложений нельзя печатать прежде, или вместе с ним, а после. 2) Бумага мне более всех понравилась Печатника, – по 3 р. 10 к. Она более всех и деликатнее, хоть и не очень плотна. Её и возьмите. Да берите на всякий случай побольше: листов на 45 или более, с тем условием, чтобы, если останется, возвратить продавцу; 3) четвертый том моей истории я уже отослал в цензурный комитет и просил его, по рассмотрении, передать вам. Но все же лучше, если повидаетесь с г. Чистовичем, или с цензором и попросите его поскорее покончить дело. Этот том я, для удобства при чтении цензуры, переплел в три тетради. Но печатать его весь надобно в одной книге. Пятый том пошлю в цензуру через две недели или скорее. Я сам внимательно прочел всю рукопись и исправлял, что замечал неладным. Но, наверно, остались еще описки и ошибки: пожалуйста, исправляйте при печатании. Особенно там часто попадаются без нужды крупные буквы в начале слов: Митрополит, Патриарх, Московский или Тверской или Русский и под. Переменяйте все это на мелкие буквы, как ныне принято. Скажите корректору… Да, и забыл было: бумаги отглазировывать не нужно. Но напечатайте 25 экземпляров на лучшей веленевой бумаге». Через месяц после того, 26 июля он снова писал брату: «Благодарю вас, что так скоро устроили и уже начали мое дело и все сделанные вами перемены на счет цены за печать и бумагу вполне одобряю. Продолжайте с Божиею помощью, как начали. А на данные вами вопросы имею отвечать: 1) оглавление моей книги делайте точно так, как написано на всех трех страницах, и ничего не опускайте в этом заглавии, не смотря на повторения. 2) Слова: С.-Петерб., в типографии... 1866 г. – поместите на третьей, т.е. самой последней странице, – внизу под чертою. 3) разрешение цензуры поместите на обороте этой самой третьей страницы, как обыкновенно бывает: там вся сторона оставлена белая, ничем не запятая. Год поставьте именно 1866: так как печатание книги кончится, вероятно, не раньше ноября. Еще вот что: в том томе, который вы начали уже печатать, в главе IV – о Богослужении найдите в тексте пред примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010