Государь поручил Трощинскому препроводить оригинальные письма к митрополиту Гавриилу 529 , и последний 17 июля предложил св. Синоду рассмотреть присланное от императора письмо Дометиана с доносом на киевского митрополита Иерофея 530 . Иерофей состоял в то время синодальным членом, и св. Синод нашел нужным, послав к нему «по секрету» копию доношения, потребовать от преосвященного обстоятельного, пунктуального, секретного объяснения 531 . Получив объяснительный рапорт Иерофея 532 и обсудив его, Синод, без посредничества обер-прокурора, 4 сентября 1797 года представил государю доклад о ложности доноса Владевича 533 . И уже после высочайшего утверждения состоявшегося доклада Трощинский 8 сентября сообщил синодальному обер-прокурору о совершившемся факте 534 . В таком же положении через несколько времени мы видим по тому же самому делу и митрополита Амвросия; когда высланный из России Дометиан Владевич прислал государю прошение о повелении св. Синоду возвратить его в Киево-Печерскую лавру 535 , император поручил Амвросию предложить св. Синоду рассмотреть, может ли быть удовлетворена подобная просьба без нарушения порядка и справедливости 536 . Амвросий, пользовавшийся особенным расположением Павла, довольно часто обращался к Синоду с своими предложениями, представлявшими собой объявление высшему церковному учреждению императорских распоряжений. получаемых им, по большей части, от тех самых лиц, через которых передавались различные высочайшие повеления по духовному ведомству и синодальному обер-прокурору. 5 марта 1800 года Амвросий предложил св. Синоду принять нужные меры по поводу одного замечания государя, сделанного им на рапорте тамбовского губернатора. «В отношении, полученном мной от тайного советника Неплюева», предлагал первенствующий синодальный член, написано, что государь, узнав из рапорта тамбовского губернатора о смерти от пьянства дьякона Крестовоздвиженской церкви города Нижнего-Ломова, Анания Петрова, приказал сообщить мне, чтобы, кому следует, было предписано удерживать людей духовного звания от такого позорного порока. Синод постановил разослать соответствующие указы всем епархиальным архиереям и предоставил Амвросию доложить государю о состоявшемся распоряжении 537 . – «В отношении от генерал-губернатора Обольянинова, полученном мной», писал архиепископ Амвросий в предложении св. Синоду от 4 июля 1800 года, «изображено», что государь, убедившись из донесений симбирского губернатора Сушкова в прикосновенности к крестьянскому волнению троих местных приходских священников, приказал сообщить ему, преосвященному, для замечания и подтверждения, кому следует, чтобы духовенство, ни под каким видом, не вмешивалось в такие «постыдные и закону противные поступки» 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

В Научно-исследовательском отделе рукописей РГБ проходит выставка «Труд молитвенный. К 200-летнему юбилею со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского» 4 июня 2015 г. 19:15 1 июня 2015 года в Румянцевском зале Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки открылась выставка «Труд молитвенный. К 200-летнему юбилею со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского». В церемонии открытия выставки приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент , президент РГБ В.В. Федоров, заведующий Научно-исследовательским отделом рукописей РГБ В.Ф. Молчанов. В приветственном слове митрополит Климент рассказал о духовном пути святителя Феофана и основных вехах его творчества, коснулся вопросов восприятия наследия святителя в современном обществе. Он также отметил вклад руководства и сотрудников Российской государственной библиотеки и, в первую очередь, Научно-исследовательского отдела рукописей в сохранение и изучение книг из библиотеки святителя Феофана, документов, связанных его с жизнью и деятельностью. В.В. Федоров в свою очередь отметил важность и необходимость тесного сотрудничества Русской Православной Церкви и российской культуры, прежде всего, таких ее учреждений, как федеральные книжные хранилища России. В.Ф. Молчанов рассказал об истории и современном состоянии сотрудничества Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ с Издательским Советом Русской Православной Церкви, подробно остановившись на работе в рамках проекта подготовки полного собрания творений святителя Феофана Затворника. Затем главный архивист Отдела, эксперт Научно-редакционного совета по подготовке полного собрания творений святителя Феофана Д.А. Чудинов провел обстоятельную экскурсию по выставке. В экспозиции выставки, в витринах и стендах, расположенных в Румянцевском зале НИОР РГБ, представлены автографы святителя Феофана Затворника, его биографические и творческие документы, повествующие о различных периодах служения и творческой деятельности святителя: о его служении в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1853), пребывании на должности ректора Петрозаводской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (1856-1859), на Тамбовской и Владимирской епископских кафедрах (1859-1866), напряженной писательской работе в затворе — в Успенском Вышенском монастыре Тамбовской (ныне Скопинской) епархии (1866-1894). Ряд материалов, представленных на выставке, посвящен воспоминаниям о святителе Феофане, а также научным работам выпускников дореволюционной Московской духовной академии, занимавшихся богословским анализом его творений. В рамках выставки представлены уникальные экспонаты — книги, принадлежавшие святителю Феофану Затворнику, с дарственными надписями от различных лиц. Выставка продлится до 6 июня. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4109068.ht...

В содержательнейшем и интереснейшем труде П. В. Знаменского из эпохи Екатерины II содержится яркая картина архиерейского быта того времени, и мы воспользуемся его рассказом для ознакомления с этим бытом и с типичными представителями архиерейства той эпохи. Для домовых услуг архиереям дозволено было брать из прежних их вотчин по 40 и свыше служителей, так как при тогдашнем развитии крепостного права решительно невозможно было приискать достаточного числа вольнонаемной прислуги ни для какого учреждения более или менее обширного. Но с этими обязанными слугами на первых порах было очень много хлопот по архиерейским домам. Сделавшись казенными, крестьяне не хотели идти в холопскую службу к своим прежним вотчинникам, тем более что для нее надо было отрываться от своего собственного хозяйства и пашни. Известно, что и в последнее время до эмансипации крестьян служба при монастырях и архиерейских домах заменяла для экономических крестьян солдатчину и неслась с большой неохотой. После издания штатов 1767 года эти невольные служители бегали из архиерейских домов и последние должны были прибегать для возвращения их к помощи полиции и военных команд. Так, например, случилось в Тамбовской епархии, где почти все служители, взятые из вотчин, разбежались из архиерейского дома и возвращены были назад не ранее года при помощи совокупных усилий тамбовской и шацкой воеводских канцелярий и военной команды, которая должна была силой принуждать их к повиновению. Прибавим ко всему сказанному еще то, что вместе с изданием штатов уничтожено было церковное тягло, вследствие чего архиерейские дома лишились важного источника своего дохода — именно сборов с церквей и духовенства. Архиереям приходилось отказывать себе во многих привычных расходах для того, чтобы сводить концы с концами в своем хозяйстве, а между тем век Екатерины был веком необыкновенной пышности, требовал от них вельможеской обстановки, громадных расходов на кареты, бархатные рясы, посохи, на гайдуков и вершников, на хоры певчих, наконец, на широкие и разорительные приемы всей губернской знати по праздникам. Все это было так принято в то время, так обязательно, и, может быть, так нужно для поддержания начальственного величия и сильно поколебленного авторитета святительского сана, что архиереи один перед другим соревновались в пышной обстановке более, чем в прежнее лучшее для них время — вотчинного владения церкви. Мы уже знаем касательно этого предмета несколько выразительных фактов из биографии митрополита Московского Платона. Даже такие архиереи, которые по своему характеру менее всего способны были к роскоши, должны были невольно удовлетворять вкусу времени.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Особенно важное значение в истории духоборчества имел однодворец села Горелого, Тамбовского уезда Илариои Побирохин, (около 1775–1785 г.), слывший большим начетчиком и занимавшийся оптовой торговлей шерстью, человек богатый, с сильным характером и твердой волей, гордый и тщеславный. Разъезжая по торговым делам, он часто бывал в Харьковской и Екатеринославской губерниях, где в то время уже распространялось духоборчество. Некоторые, впрочем, уверяют, что в Тамбовской губернии пропагандисты духоборчества были ранее Побирохина. Так, Ливанов сообщает предание, что около 1733 года в село Горелое явился какой-то духоборец, беглый из Сибири, по имени Семен, нашедший убежище в доме Илариона Побирохина, и, просветив его новым учением, скрылся из Тамбовской губернии. Лопухин уверял Императора Александра I, что в Тамбове секта духоборцев, именовавших себя духовными, появилась в 1762 году и, что виновником ее был однодворец села Горелого той же губернии Ларион Петров. Покойный митрополит Киевский Арсений так говорит о появлении секты духоборцев в Тамбовской губернии: «Первым родоначальником этой секты в Тамбовской епархии был польский жид, лютеранский прозелит, за какое-то преступление сосланный в Сибирь и оттуда бежавший, и при возвращении на родину – остановившийся, и долгое время скрытно пребывавший Тамбовского уезда, села Горелого в доме однодворца Лари, по прозванию Побирахина. Здесь, на досуге, дабы не быть своему хозяину в тягость, он объявил себя проповедником нового учения, обещавшего всем свободу и равенство, и вдобавок еще – царство небесное; толпа слушателей, подобных ему побродяг и недовольных своими господами дворовых людей, не замедлила к нему явиться и щедро наделять его своими избытками. Побирахин рад был безгрешному прибытку, но, в то же время, побаивался огласки от соседей и потому, заблаговременно выселился из села к оврагу, где, как говорит предание, с догадливым своим гостем и сотрудниками начал производить настоящие грабежи и разбои, отчего овраг этот доныне называется Ларин затон. Таковы были первоначальные подвиги духовных христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Нильским, наконец, мною получена в совершенной исправности. Да как напечатано-то плохо! Какая бумага! Какой шрифт! О чужом детище никто не позаботится, как о своем. За то издание проповедей, надеюсь, вполне вознаградит меня и порадует» 850 . Действительно, издание Тамбовских проповедей, за которым наблюдал брат преосв. Макария, вполне удовлетворило этого последнего. Издание это было пробным камнем, доказавшим уменье и искусство А.П. Булгакова в корректировании и вообще в издании сочинений преосв. Макария, который потому все свои последующие сочинения издавал при помощи брата. При деятельном участии этого последнего, издание Тамбовских проповедей преосв. Макария пошло быстро и успешно. «Попрошу», – писал преосв. Макарий своему брату 31 августа 1858 года, – «приступить к печатанию проповедей, а то боюсь, как бы они не залежались в типографии и не опоздали выходом к декабрю. Потом на переплет потребуется не менее месяца, а там и праздники, когда рабочие не захотят работать» 851 . Спустя немного времени, 14 сентября 1858 года он писал ему о том же: «благодарю вас за начатые вами хлопоты по изданию моей книги. Надеюсь, что все будет хорошо: переменяйте, избирайте по своему усмотрению шрифт, бумагу и проч., – верно мне понравится. Пусть будет и дороже: лишь вышло бы красивее и изящнее. Словом я согласен на все, что вы сделаете и решите» 852 . «Благодарю вас», – писал он вскоре после того, 28 сентября, – «за начатое вами печатание моих проповедей и за присланный вами образчик бумаги и шрифта. Мне все понравилось, как нельзя более, и я вполне одобряю ваш вкус... Еще раз: издание проповедей мне весьма нравится, и я с нетерпением буду ждать выхода книжек» 853 . «Быстро же идет у вас печатание писал он 26 октября, – «спасибо»! Что касается до обертки, то беловатый цвет, какой на прежних моих книгах, мне нравится, а желтого я не люблю. А потому, если вы еще не брали желтого цвета: то не берите. Пусть будет лучше один... Но если уж взяли, так тому и быть. Найдутся покупщики, которым желтый цвет понравится.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Так, он ходатайствовал о денежном вознаграждении учителя семинарии Гавриила Солнцева за исправление им должности учителя по классу гражданской истории с 10 декабря 1857 г. по 6 июня 1858 г. и учителя второго Тамбовского духовного училища священника Алексея Попова за преподавание им мордовского языка с 10 декабря 1857 г. по 10 июня 1858 года 775 , о денежном же вознаграждении учителя шацкого духовного училища среднего отделения Гавриила Строганова за безмездное двухгодичное исправление им должности наставника в причетническом классе при том же училище 776 , и о денежном вознаграждении учителя липецкого духовного училища священника Димитрия Болховитинова за безмездное исправление должности наставника низшего отделения с 1 марта по 16 июля 1858 г. 777 Помогал преосв. Макарий наставникам Тамбовской духовной семинарии л другим путем, напр., посредством предоставления им занятий в других учебных заведениях г. Тамбова и во всяком случае нисколько не препятствовал им в этом отношении. Вот пример. На представлении семинарского правления от 7 сентября 1857 года о дозволении учителям семинарии Тростянскому и Солнцеву заниматься в Тамбовском кадетском корпусе – первому по естественной истории, а второму по географии – преосв. Макарий того же числа положил следующую резолюцию: «дозволяется наставникам семинарии давать уроки в кадетском корпусе, но с тем, чтобы они во всей точности исполняли свои прямые обязанности по семинарии» 778 . Принимал меры преосв. Макарий и к внешнему благоустройству духовно-учебных заведений своей епархии. При нем были начаты некоторые перестройки в первом Тамбовском и Липецком духовных училищах. В мае 1858 года начальство первого Тамбовского духовного училища донесло семинарскому правлению, что «одно из жилых помещений, занимаемых очагом и столовою, имеет ветхую крышу, чрез которую во время дождей бывает течь на потолок и стены, отчего концы балок подверглись гниению и угрожают опасностью подавить находящихся в сем здании во время стола». Семинарское правление немедленно поручило своему эконому прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Духа, к которой призывал некогда все человечество сам Пастыреначальник, Господь Иисус, возглашая: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет. Об этой-то воде духовной я желаю побеседовать с вами и, сравнивая ее с естественными водами целебными, показать все её превосходство» 847 . То же самое было и несколько раньше, 11 июня 1857 года, когда преосв. Макарий произносил слово в г. Козлове. «Еще так недавно, православные, я посетил ваш град», говорил он здесь, – «направляя свой путь к указанному мне от Бога месту моего пастырского служения. Теперь снова прихожу к вам, совершая новый путь для обозрения Боговверенной мне паствы. Такое стечение обстоятельств невольно привело меня к мысли: да и что такое вся наша жизнь, как не одно постоянное и непрерывное путешествие»?... 848 И дальше проповедник начал говорить о двух путях человеческой жизни. Проповеди преосв. Макария производили всегда сильное впечатление на слушателей. Тамбовские граждане любили эти проповеди и всегда во множестве собирались слушать их. Свои Тамбовские проповеди преосв. Макарий напечатал еще в бытность в Тамбове. 18 мая 1858 года он писал своему брату по этому поводу следующее: «по этой же почте я отправляю мои проповеди, переплетенные в четыре тетради для удобности, при чтении, цензору. Прошу отдать их в цензуру о. архим. Сергию, который мне несколько знаком, и попросить его от моего имени. Дело не к спеху: потому может читать исподоволь. Лишь бы мне напечатать к концу нынешнего года. О формате бумаги, шрифте и вообще печатании потолкуем после. Желаю, чтобы издание было маленькое и красивое» 849 . Здесь, кстати, будет заметить, что преосв. Макарий относился весьма внимательно к печатанию всех своих сочинений. Необыкновенно аккуратный во всем, он желал, чтобы и сочинения его даже со внешней стороны являлись чистыми, красивыми, приятными. Поэтому, он остался крайне недоволен внешним видом, в каком вышло второе издание его истории русского раскола. «История русского раскола», – писал он 12 октября 1858 года своему брату, – «посланная г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

473 (...студент, М.П. Успенский, проявил признаки помешательства... – Успенский Михаил Павлович (06.12.1878–?) – студент МДА. Сын священника с. Вяжли Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую ДС (1899). В 1899 г. поступил волонтером в МДА. 08.09.1899 г. подал прошениев Совет МДА об оказании ему помощи в оплате обучения по причине его крайне тяжелого материального положения. На IV курсе МДА, работая над кандидатским сочинением на тему «Организация епархиального суда в XVIII в.», заболел психическим заболеванием, лечился в Тамбовской психиатрической лечебнице. 04.09.1903 г. Совет МДА определил дозволить М.П. Успенскому сдать экзамены по выздоровлении, о чем позднее, 15.09.1903 г., подал письменное прошение его отец Павел Успенский, священник с. Карандеевки Кирсановского уезда. Однако сведения об окончании М.П. Успенским МДА отсутствуют; см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4511. Личное дело студента МДАМ.П. Успенского.) 474 (...подогретым изрядно монопольною... – Имеется в виду пшеничная водка, на которую в России к 1902 г. была введена полная монополия государства, отчего в просторечии называлась «монополька». Однако официальнодо 1906 г. доминировал термин «хлебное вино».) 475 (Хрулев – Хрулев Степан Александрович (1807–22.05.1870) – генерал-лейтенант (1853), герой обороны Севастополя. С 1826 г. на военной службе. В 1849 г. участвовал в венгерской кампании, полковник. С 1851 г. командир 1-й бригады 1-й драгунской дивизии, участник Среднеазиатских походов. С 1854 г. в Дунайской армии. С декабря 1854 г. командовал дивизией в юго-восточной части обороны Севастополя, с июня 1855 г. – на его Корабельной стороне. Прославился многими подвигами, показав личную отвагу, хладнокровие и распорядительность. 27.08.1855 г. во время последнего штурма Севастополя был тяжело ранен. С 1856 г. в распоряжении главнокомандующего Отдельным кавказским корпусом. С осени 1861 г. командир 2-го армейского корпуса; с 1862 г. в запасе. Похоронен в Севастополе, где ему поставлен памятник. Подробнее о нем см.: Ивановский А.Д. Степан Александрович Хрулев. СПб., 1871.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Несмотря на важность опубликованных источников разного рода, значительную часть источников настоящего исследования составили неопубликованные материалы, представленные, прежде всего, документами из государственных и ведомственных архивов. В данной работе были использованы материалы из фондов: Российского Государственного Исторического Архива (РГИА, Санкт- Петербург), Государственного архива Тамбовской области (ΓΑΤΟ, Тамбов), Национального архива Республики Татарстан (НАРТ, Казань), а также из некоторых ведомственных архивов: Центрального архива ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ), Архивного управления ФСБ РФ Московской Области (АУ ФСБ РТ МО), Архива КГБ Республики Татарстан (АКГБ РТ), Архива УКГБ КазССР по Чимкентской области (АУКГБ КазССР ЧО). Из РГИА привлекались документы следующих фондов: ф. 796 «Канцелярия Святейшего Синода», ф. 797 «Канцелярия обер-прокурора Синода», ф. 831 «Канцелярия Патриарха Тихона и Священного Синода», ф. 834 «Рукописи Святейшего Синода». В ф. 796 содержатся материалы официальной переписки Св. Синода с архиереями о назначении и перемещении епископов на самостоятельные и викарные кафедры и проч. Архивные дела ф. 797 хранят важные документы, касающиеся миссионерской деятельности архимандрита Кирилла (Смирнова) в Урмии (в частности, его рапорты в Св. Синод о делах Православной Урмийской Миссии), а также переписку 1902–1904 годов обер-прокурора К П. Победоносцева с министром иностранных дел графом Ламздорфом. В ф. 831 хранятся документы делопроизводственного характера периода 1918–1924 годов, в том числе прежде не публиковавшиеся материалы дела об избрании митрополита Кирилла на Нижегородскую кафедру. Ф. 834 содержит важную, прежде не публиковавшуюся и не вводившуюся в научный оборот, переписку архимандрита Кирилла (Смирнова) с митрополитом Антонием (Вадковским) по вопросам, связанным с Урмийской Миссией. Помимо архивных дел РГИА, в исследовании использовались документы местных архивов, в частности, материалы Государственного архива Тамбовской области (ΓΑΤΟ). Несмотря на весьма неудовлетворительную сохранность документов церковного происхождения, автору настоящей работы удалось выявить ряд документов, относящихся к служению на Тамбовской кафедре высокопреосвященного Кирилла. Это, прежде всего, документы из ф. 181 «Тамбовская духовная консистория», где нас интересовали преимущественно резолюции архиепископа Кирилла на делопроизводственных документах, касающиеся епархиальных дел, жизни клириков, участи высланных с Афона имяславцев. Кроме того, использовались дела ф. 4 «Канцелярия Тамбовского губернатора» и ф. 17 «Тамбовская городская управа». Среди важных документов последних фондов – материалы, связанные с посещением Тамбовской епархии великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

тебской, Минской, Могилевской, Тверской, Волынской, Воронежской, Екатеринославской, Кишиневской, Одесской, Курской, Подольской, Полтавской, Харьковской, Донской, Орловской, Тамбовской, Рязанской и Томской и двух воспитанников из Киевской семинары, и в Казанскую академию 18, – по одному воспитаннику из семинарий Тверской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Смоленской, Тамбовской, Рязанской, Астраханской, Вятской, Иркутской, Казанской, Пермской, Самарской, Симбирской, Томской, Уфимской, Александровской и Саратовской, 2) поручить Советам Императорских духовных академий по окончании приемных испытаний, представить Святейшему Синоду сведения о составе новообразованных курсов, с указанием принятых в число студентов этих курсов как по вызову из духовных семинарий, так и волонтеров, и 3) поручить епархиальным Преосвященным предписать семинарским начальствам, чтобы они а) неуклонно исполняли, при представлении воспитанников для вызова в духовные академии, все требования, изложенные в указах Святейшего Синода на сей предмет, как в смысле своевременного представления относящихся к сему сведений, так и полноты последних, касательно общего числа учащихся в семинариях и в VI классе, а также и успехов рекомендуемых воспитанников, в среднем выводе по наукам за первые 5 классов и в годовом балле за VI класс, б) обращали, согласно особым постановлениям высшего духовного начальства, самое строгое внимание на благонадежность избираемых для поступления в академии как по способностям, успехам и благонравию, так и по состоянию здоровья и склонности их к продолжению духовного образования, в) на основании указа Святейшего Синода, от 19 Марта 1871 года за 14, обязали избранных при самом отправлении подписками по прибытии на место не отказываться от поступления в академию, а по окончании академического курса учения – от вступления на духовно-учебную службу, г) выслали по предписанному в приведенном указе Святейшего Синода порядку таковые подписки, вместе с другими требующимися документами избранных воспитанников, непосредственно в академические Советы, не допуская ни в каком случае передачи

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010