Затем помазание освященным маслом – елеем и само Крещение. Крещаемый входит в купель (или наклоняется над купелью), и священник 3 трижды возливает ему на голову воду со словами: КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ. И СЫНА, АМИНЬ. И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?.. – спрашивает ап. Павел. Крещальная купель – это гроб. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе. Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес! Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… ( Рим 6, 4-5 ). Именно поэтому в древности крестились на Пасху, причем в Иерусалиме это делалось в храме Воскресения Христова. Печать дара Духа Святаго… Непосредственно после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания – второе из Таинств Церкви. «После того, как вы вышли из купели священных вод, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – вам дано было помазание. Не думай, что это простое миро, – нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и Животворящим Духом». Дух Святой, невидимый и неуловимый, как ветер, с момента Миропомазания становится нашим вечным спутником. Как некогда Он был с Сыном Божиим, так теперь Он с нами, предопределенными быть подобными Сыну Божию (ср. Рим. 8, 29 ). На нас ставится печать Духа Святого. «В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман).

http://azbyka.ru/parkhomenko/roditsya-ot...

И голос Бога Отца произнес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мк.1:11 ). Это было явление Бога, Единого во Святой Троице. Крещение Господне стало началом Таинств крещения и миропомазания, совершаемых в Церкви. Церковь крестит и младенцев, чтобы дать им благодать и не лишить входа в Царство Небесное. Церковь руководствуется при этом словами Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Вот поэтому надо крестить детей. Крестит Церковь и взрослых, приходящих к вере. Благодать, подаваемая в Таинстве крещения, и печать дара Духа Святого, получаемая человеком в Таинстве миропомазания, неизгладимы. Эта Божия благодать сопровождает человека всю его жизнь. Он может умножать ее молитвой и делами любви, может и не думать о ней, но все-таки творить доброе и для людей и для Родины. Благодатная печать сохраняется на душе человека и после его смерти. Она не отнимается, по крайне мере, до Страшного Суда Христова. Поэтому будем без всякого страха и сомнения крестить наших ребят, и благодать Божия да пребудет с ними! Аминь. Слово на праздник Крещения Господня 19 (6) января 1989 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Тридцать лет Господь наш Иисус Христос ничем себя не проявлял – жил домашней жизнью. В это время особое движение совершалось в народе – теперь бы мы это назвали массовым крещением. Тогда люди приходили к Иоанну Крестителю и получали от него обрядовую сторону крещения, т. е. погружение в воду. Святой Иоанн Креститель предупреждал людей о том, что его крещение не является таинством: «Я крещу вас в воде в покаяние» ( Мф.3:11 ). Он пророчествовал о Христе и говорил, что Христос вместе с крещением совершит и полное перерождение человека: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Господь силен возродить человека и без помощи воды, но Он избирает воду как необходимое вещество. Может быть, это происходит потому, что вода с самого начала творения служила Божию домостроительству. Вспомним, что в начале мироздания «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Ис.11:2—3). «Как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6). «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). «Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему... в том пребывайте» (1Ин.2:20, 27). «Помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21—22).    Суммирование по содержанию библейских текстов дает в итоге три руководственные мысли к уяснению дара Миропомазания:    1) Миропомазание есть продолжающееся за Крещением восстановление в падшей природе человека благодатной любви, 2) все семь дарований Святого Духа непосредственно влияют на усовершение любви в человеческом естестве, 3) личное раскрытие семи благодатных даров Святого Духа может совершаться безостановочно в зависимости от напряжения человеческой воли. Глава 1    Благодатию помазания святым Миром человек становится, в полном смысле этого слова, христианином, то есть помазанным. «Печать креста» в Таинстве Миропомазания «излучает пресветлые озарения», и «реки дарований в его сияниях напояют всех». В отличие от Крещения, где возрождается лишь природная жизнь человека, Миропомазание эту очищенную природу облагодатствует по изначальной норме ее бытия. Нисхождение здесь Святого Духа на миропомазуемого представляет собою как бы вхождение души в душу, или «вметание огня» (ср. Лк.12:49), любви Божественной, в подготовленное Крещением человеческое существо. Святой Дух есть Вдохновитель людей к истинной, деятельной любви. Его силою только и возможно для человеческой природной немощи «удалиться от земных вещей» плотского прельщения и «научиться Божественной жизни». Потому Таинство Миропомазания чудно освящает природные задатки наши к любви. Оно сообщает им крепость и просветление самой внутренней основы их проявлений. Как прилив серебра в расплавленную массу меди и чугуна при литье колокола облагораживает колокольный звон и как прививание к дикой яблоне ветви от яблони уже культивированной изменяет вкус плодов, растущих на привитой яблоне, так совершенно изменяется внутреннее качество настроения и сила воли у крещеного после дарований Святого Миропомазания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Итак, если ты умер в Крещении, оставайся мертвым для греха, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь тем дар Божий. А если мы умерли со Христом, продолжает апостол, то веруем, что нам и жить с Ним ( Рим.6:8 ). Иметь что-либо общее с Господом без всякого венца само по себе есть уже славнейший венец, замечает Златоуст, объясняя слова апостола. Но я предлагаю тебе иную награду, говорит апостол. Какую же награду? Жизнь вечную. Веруем, что нам и жить с Ним. Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим. 6:9 ), т. е. Его тридневное воскресение из мертвых открыло и для Него и для нас вечную, никогда нескончаемую бессмертную жизнь, и смерть, Им попранная и умерщвленная, уже не смеет коснуться Его, – не посмеет, значит, коснуться и нас. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, а живыми для Бога во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.6:11 ). Христос Сам по Себе не был повинен смерти, как всесвятый и безгрешный, и умер за наш грех , чтобы истребить грех, чтобы отнять от него всю силу. Но вот затем настает для нас иная жизнь, жизнь для Бога, для вечного блаженства, для бесконечного преспеяния в добре, для вечной славы, – жизнь, открытая Его воскресением для нас. Смотрите, говорит апостол, не вдавайтесь опять в грех, считайте себя мертвыми для греха, а живите только для Бога, преуспевайте во всякой добродетели, уготовайте себя для вечной жизни, для вечного блаженства на небе во Христе Иисусе, Господе нашем. Д. Объяснение символических действий, употребляющихся при Таинствах Крещения и Миропомазания. I. Обряды, предшествующие Таинствам Крещения и Миропомазания. а) Наречение имени. Прежде Крещения желающему креститься нарекается новое христианское имя. Это значит, что он вступает в новое общество, и с именем того святого, чье приемлет имя, получает себе в этом лице покровителя и пример для подражания на всю жизнь 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, Самаряне уверовали и были уже крещены, а Духа Святого не получили до тех пор, пока Апостолы Петр и Иоанн не возложили на них руки. Что крещение – одно таинство, а возложение рук, или Миропомазание – другое, это хорошо понимал даже Симон волхв, который, после того как уверовал и крестился ( Деян. 8: 13 ), «увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго“ ( Деян. 8: 18–19 ). Ученики Иоанна Крестителя были крещены во имя Господа Иисуса, но в Крещении еще не получили Святого Духа; лишь «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый“ ( Деян. 19: 6 ). Если бы в Крещении подавались верующему постоянные, всегда пребывающие в нем, дары Святого Духа, то не нужно было бы опять низводить их на крещающихся чрез возложение на них рук. Ясно, что крещение – одно таинство, а возложение рук – совсем другое, но столько же необходимое, как и первое; – что как для духовного возрождения человека и прощения его грехов нужно святое Крещение, так для получения дара Святого Духа нужно особое таинство – возложение рук, или Миропомазание. 2) Сектант (духоборы и молокане): Не нужно ни возложения рук ни Миропомазания: кто имеет веру в Бога, тот имеет и Св. Духа, о чем свидетельствуют его добрые дела. Корнилий, напр., получил Св. Духа раньше крещения: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа“ ( Деян. 10: 44–48 ). Объяснение православного: Вера и добрые дела сами собою не вселяют еще в нас благодать Святого Духа; вера и добрые дела дают нам только право на получение дара Святого Духа, дают нам, как говорит св. Апостол, только «доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией“ ( Рим. 5: 1–2 ); благодать же Святого Духа подается нам в св. таинствах Церкви. Самаряне, сказано, когда «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины и женщины“ ( Деян. 8: 12 ); однако, как уже сказано, получили Духа Святого только после того, как св. Апостолы возложили на них руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Когда я, окрестив всех жителей селения, спросил тоёна, нет ли еще кого некрещенного; он сказал мне, что есть еще одна восьмидесяти-пятилетняя старуха, слепая, которая потому и не приходила для слушания беседы. Я велел привести ее к себе в палатку. С помощью двух человек и костыля, она пришла ко мне. Я ей все, что только нужно на первый раз передать, через толмача 26 объяснил и предложил ей креститься. Она согласилась. Через два часа, когда все было готово к совершению таинства, я послал за нею; но посланный объявил, что она очень нездорова. Это казалось мне невероятным; я послал двух человек, и те, возвратясь, сказали, что она весьма больна и скоро умрет. Тогда я, опасаясь, чтобы она не умерла без крещения, как уже уверовавшая в Бога и объявившая сама желание принять св. крещение, велел непременно принести ее на одре в церковную палату, что и было сделано. Посмотрев на нее, я спросил ее через толмача, как она чувствует себя. Но она не могла мне ответить ни одного слова, и я думал, что она не доживет и до крещения. Тут некоторые начали роптать, говоря, что если я окрещу ее, то она умрет. Я уверял, что, если она умрет крещеною, то будет счастлива; а если умрет некрещеною, то погибнет. После сего я колебался, крестить ли ее или нет. Наконец, решился окрестить. Когда, с помощью двух человек, я совершил над нею самое таинство крещения, и когда ее одели и принесли в палатку для миропомазания, то она начала креститься; а по окончании миропомазания начала говорить, сделалась веселою, и пошла домой сама, с помощью костыля». В Охотске преосвященный Иннокентий пробыл 4 месяца и четыре дня, и успел здесь, среди диких коряк, чукоч и тунгусов, заслужить полное к себе расположение своей отеческой приветливостью и кротостью, что очень помогало ему в успешном распространении слова Божия. А о том, как любили преосвященного Иннокентия Алеуты, как дорожили его поучениями, и как свято исполняли его советы, – свидетельствуют слова одного тоёна, который говорил своему священнику: «Я никогда не забуду того, что говорил наш преосвященный Иннокентий в церкви. Он велел нам слушать твои речи, и мы не отстанем от тебя, пока ты не научишь нас всему доброму».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Крещаемые в полном возрасте должны быть также сопровождаемы восприемниками и восприемницами, которые суть поручители, перед Церковью, в вере новообращенных. Восточная Церковь соединяет с совершением крещения многие весьма древние обряды, имеющие таинственное, соответствующее самому таинству, значение, а именно: заклинание, крестное знамение и вещественный крест, даваемый каждому крещаемому для ношения, в продолжении всей его жизни, на груди. Хотя уполномоченные на совершение таинства крещения суть собственно епископ и священник, но с первых веков христианства, в случаях необходимости, дозволялось совершать его и простым мирянам. Православная Церковь признает, сверх того, что мученичество заменяет крещение для того, кто не мог его получить прежде, нежели претерпел смертное мучение за Иисуса Христа. Миропомазание или конфирмация Миропомазание есть священнодействие или таинство, установленное Иисусом Христом для сообщения новокрещенным Святого Духа. Восточная Церковь признает это, утверждаясь на следующих словах Священного Писания: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». ( Деян. 8:14–17 ). Итак, вскоре по Вознесении Иисуса Христа, Апостолы Его совершали священное действие, заключавшееся в молитве и возложении рук, – которым Святой Дух сообщался новокрещенным. Апостол Павел, прибыв в Ефес, нашел там верных, мало разумевших еще учение Христово и получивших только Иоанново крещение. Они крестились во имя Иисуса Христа и, по возложении рук на них Павлом, Святой Дух низшел на них. ( Деян. 19:5,6 ). В послании Евреям ( Евр. 6:2 ), Апостол Павел, вслед за крещением, упоминает о возложении рук. Возложение рук сопровождалось различными действиями, смотря по тому, что при нем имелось в виду. В миропомазании оно сопровождалось помазыванием Святым миром. Поэтому-то сообщение Святого Духа называется в книгах Священного Писания помазанием. «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго, и знаете все... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает». ( 1Ин. 2:20,27 ). Также выражается и Апостол Павел: «утверждающей нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Миропомазание, хотя преподается оно благодаря Богочеловеческому подвигу Единого Человеколюбца – Господа Иисуса Христа, есть по преимуществу таинство Святого Духа. Вообще говоря, святое таинство Крещения и святое таинство Миропомазания суть двуединое таинство. Вочлененный Святым Крещением в Богочеловека Христа, в Его Тело – в Церковь , христианин в святом таинстве Миропомазания приемлет «печать дара Духа Святаго», то есть Божественное освящение, и помазание, и укрепление благодатью Святого Духа. Ибо в Святом Крещении, по словам богомудрого Кавасилы, «христианин получает свое новое бытие и вообще существование по Христу (τò εναι κα ολον υποστναι)», а в Святом Миропомазании ему даруются все усваивающие Христу, благодатные силы, и дары, и энергии Святого Духа для новой жизни во Христе, для жизни богочеловеческой. В Святом Миропомазании человеческая личность помазуется Духом Святым по образу и подобию Божественного Помазанника – Богочеловека Христа. В этом святом таинстве продолжается Святая Пятидесятница, которая в Церкви Христовой никогда не прекращается. Миропомазание – это святое таинство, в котором через помазание святым миром определенных частей тела во имя Святого Духа крещеному сообщаются особые дары Святого Духа, укрепляющие его, просвещающие и совершенствующие в духовной жизни. Эти дары Святого Духа наполняют всю душу, просвещая ее и делая способной правильно понимать главные истины веры и жить в них. Об этом святой апостол Иоанн говорит христианам: Вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины ( 1Ин.2:20–21 ). В святом таинстве Миропомазания христианин исполняется силою Святого Духа и запечатлевается в новой, духовной, жизни. Поэтому апостол Павел и говорит: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ). Поэтому мы – запечатлены... Святым Духом ( Еф.1:13 ). На это указывают слова, произносимые при совершении таинства Миропомазания: «Печать дара Духа Святаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Молокане говорят, что до четвертого века Церковь Христова была истинной. Между тем, не может подлежать никакому сомнению, что во втором веке теперешний способ совершения таинства миропомазания был общераспространенным и общеизвестным. В Постановлениях Апостольских мы читаем: «После крещения пусть епископ помазует крещаемых миром». Тертуллиан пишет: «Как Иоанн, некогда, был Предтечею Господа, уготовляя Ему путь, так и крещение, через омовение грехов, прокладывает путь имеющему снизойти (на крещенного) Святому Духу. По выходе из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину. Помазание в нас, хотя происходит телесно, но приносит плод духовный, подобно тому, как и в крещении совершение его происходит телесно, потому что мы погружаемся (в воду), но действие духовное, так как мы освобождаемся от грехов». Св. Киприан неоднократно говорит о таинстве миропомазания, через которое были принимаемы в Церковь и еретики. Молокане, как мы видели, отвергают даже учение Православной Церкви о таинстве св. причащения. «Греко-российская церковь , – говорят они (в приведенном нами «Вероисповедании»), – учит, что только те спасутся и сделаются сонаследниками царствия небесного, которые будут есть хлеб и вино, приготовляемые попами во время богослужения, и эти хлеб и вино, которые суть дар Божий, оскверненный ее мерзким идолослужением, она осмеливается называть истинным телом и кровью Христовой». Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: «пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). Спрашивается теперь: к кому относится возмутительное богохульство молокан, – к греко-российской ли церкви? Уклеин учил так: «Истинное причащение состоит в принятии учения Христова и в исполнении заповедей Христовых. А, если Сын Божий заповедал нам плоть Свою ясти, то под плотью нужно разуметь Слово, или научение Спасителя». «Причастниками Божественным и животворящим тайнам мы почитаем только тех, кто боится Бога и хранит заповедь Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010