27 ст. И не давайте места диаволу. Кто побеждается гневом, т. е. переводит его в дело, в грех, тот попадает под власть диавола. 28 ст. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся. 29 ст. Ни какое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Кто крал, вперед не кради, т. е. не только не кради, а старайся загладить свой грех трудом на пользу ближнего. Под гнилым словом (первее всего разумеется такое слово, которое мерзко, гадко само по себе и мерзко и гадко потому смыслу, который в него влагается. Как таковое, оно этой своей мерзостью, гнилостью заражает всех слушающих это слово. В широком смысле под гнилыми словами разумеются все слова и речи, которыми лица их произносящие так или иначе стараются разрушить веру в Бога и нравственность людей их окружающих и их слушающих. Да исходит из ваших уст, в противоположность этим гнилым словам, только слово доброе для назидания в вере, т. е. которое не только бы не разрушало веры вашей, как гнилое слово, а напротив, назидало бы вас, т. е. усовершало в вере в Бога и укрепляло в нравственности христианской, дабы оно доставляло благодать слушающим, т. е. вносило бы в умы и сердца людей не гнилость, разложение и разрушение, а привлекало бы чрез назидание в умы и сердца людей, слушающих ваше доброе слово, благоухающую благодать Божию, возрождающую и укрепляющую нас в жизни духовной. Помните, продолжает апостол, вы ведь храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ). 30 ст. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Итак, не оскорбляйте ни своими действиями, ни своими словами и речами Духа Божия. Каждый христианин запечатлевается Духом Святым в таинстве миропомазания. Почему при совершении этого таинства и произносятся, при помазании св. миром различных частей тела, слова: печать дара Духа Святого. Между прочими частями тела помазуются и уста. Таким образом смысл речи апостола выходит такой: в таинстве миропомазания ваши уста запечатлены Духом Святым, так ужели вы, будучи храмом Духа Святого, позволите себе, чтобы эти уста произносили гнилые, срамные речи? Не оскорбляйте же Духа Божия. А для сего, говорит апостол

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Втор.5:6–21 ). 4) Основные евангельские заповеди ( ; Ин.13,34 ). 5) Символ веры (см.с.50) 6) Утренние и вечерний молитвы по краткому Молитвослову. 7) Число и значение таинств. Таинство нельзя смешивать с обрядом. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство же – это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Божия и благодать Его нисходит на верующих. С XIII века на Западе, а вскоре и на Востоке среди этих священнодействий выделили семь основных. 1) Крещение – знак вступления человека в Церковь и мистического приобщения его к единству верных во Христе, к «Телу Христову» ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Ин.3:5 ). Совершается по вере крещаемого (взрослого) или по вере родителей (младенца). Христос заповедал крещение водой (символ очищения и обновления), но при крайней необходимости могут быть использованы снег или даже песок. Это единственное таинство, которое в случае нужды может совершать не только священник, но и любой христианин. Восприемниками (крёстными) называются те, кто берёт на себя обязанность духовно помогать крестившемуся на первых порах его жизни в Церкви (см. гл. VI). 2) Евхаристия , или Причащение, – участие в Тайной Вечере Господней (см. гл. III). 3) Миропомазаниетаинство схождения Духа Божия на члена Церкви ( Ин.3:5; 15:26 ; Деян.10:44; 19:1–7 ). Знаменует посвящённость верных Богу, или их «царственное священство» ( 1Петр.2:9 ). При этом таинстве крещённого человека помазуют миром, благовонным маслом, которое священник получает от епископа (освящает миро Патриарх). В Восточной церкви миропомазание совершается сразу после крещения, в Западной – по достижении сознательного возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

„Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же», как говорит Ап. Павел ко вразумлению всех времен и народов о жизненности закона Христова и правды Его, над которыми бессильны времена и человеческие мудрования ( Евр. 13:8 ) Глава 4-я. О миропомазании В ветхозаветной церкви помазание было установлено самим Богом ( 1Цар. 9:16–17 и 10, 27, а также 5, 3 и 4Цар. 2:3 ). Еще в богоучрежденной скинии завета хранился вместе с ковчегом завета святой елей, служившей для миропомазания. В христианской церкви было также по преемству от ветхозаветного закона установлено миропомазание, как признанное народом сзященнодействие, знаменовавшее собою видимый образ прикосновения к человеку благодати Божией. Ап. Иоанн говорит: – „Впрочем вы имеете помазание от святаго и знаете все» ( Ин. 2:20 ). Ап. Павел говорит: – „Утверждающей же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наша» ( 2Кор. 2:21–22 ). Его же слова: – „Все мы одним духом крестились в одно тело – иудеи или еллины, рабы или свободные, и – все напоены одним духом» ( 1Кор. 12:13 ). Наконец еще яснее свидетельствуют о существовании в первенствующей церкви таинства миропомазания слова Ап. Петра: – „Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» ( Деян. 2:38 ). Поэтому то Ап. Павел в послании к Ефесеям называет верующих „запечатленными обетованным Святым Духом ( Ефес. 1:13 )» и подтверждает; – „не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления» (4:30). Наконец, из события сошествия Святаго Духа на Апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: – на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение видимых огненных языков, и на все способности, как дар проповедания на новых языках, которых раньше не знали Апостолы – ясное свидетельство, что Дух Святой проявляет себя видимыми и чувствуемыми действиями. Слова „запечатлел, запечатлены» выражают собою видимое действие и именно в этом смысле употреблялись раньше и употребляются нами. Следовательно, миропомазание есть таинство, совершаемое со стороны человечества внешним образом, а со стороны Божией внутренним таинственным воздействием на чувства и способности человека. Глава 5-я. О елеосвящении

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

В апостольской проповеди христологический и пневматологический аспекты таинства христианского посвящения неразрывно связаны между собой. Вера во Христа, сама будучи даром Святого Духа ( Гал.5:22 ), приводит каждого уверовавшего к исполнению его веры в личной Пятидесятнице, осуществляемой в таинствах Крещения и Миропомазания. Дар спасения – это нечто большее, чем прощение грехов и освобождение от вины. Св. ап. Петр свидетельствует о трехчастной структуре таинства спасения: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Св. ап. Павел также учит о том, что увенчанием крещального таинства спасения является излияние Святого Духа в сердце новопросвещенного христианина: Бог «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ). В соответствии с таким видением таинств Крещения и Миропомазания они интерпретируются как единое таинство нового творения, ибо «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). Сотворив человека из «праха земного, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Свт. Григорий Нисский проводит аналогию между землей, из которой был сотворен и в которой погребен ветхий Адам, и святой водой в крещальной купели 197 . Погребение Христа означает смерть ветхого Адама, а воскресение – воссоздание «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:24 ). Аналогичным образом в таинстве Крещения из воды выходит новый человек, обновляемый «по образу Создавшего его» ( Кол.3:10 ), а помазание святым миром сообщает новопросвещенному дыхание жизни – Духа Святого, Которым он отныне «и живет, и движется, и существует» ( Деян.17:28 ). В таинстве Крещения, по мысли свт. Василия Великого , «Дух вливает животворную силу, обновляя нашу жизнь из состояния смерти во грехе к состоянию первоначальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» (Апок. 1:6), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» (1 Пет. 2:9), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар [ 224 ]. Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16-17); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в Литургии святителя Василия Великого). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина — «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Евхаристия «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она — сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» ( Апок. 1:6 ), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман , речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. 178 Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «...Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Ин. 14:16–17 ); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:7 ). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в Литургии святителя Василия Великого ). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел ( Гал. 5:22, 25 ). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Евхаристия «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она – сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот почему Государь возлагает на себя корону, приемлет в руки скипетр и державу, не иначе как из рук служителя церкви, освящающего сии знамения царской власти и восприятие их царём именем Святыя Троицы. Но главным священнодействием, освящающим царскую власть, служит помазание царя священным миром. Чрез это священнодействие не один авторитет царской власти возвышается, – ей сообщается ещё благодатная сила к достойному прохождению царского служения. Как и всякий православный христианин, наш царь восприял благодать миропомазания в одно время с благодатью Таинства Крещения. Но тогда чрез Таинство Миропомазания сообщены были ему, как и всякому христианину, благодатные дары Св. Духа для утверждения его в духовной жизни. Но Царю потребны ещё особые благодатные дары соответственно его особенному служению. Ему нужен наипаче Дух владычний, т. е. дар владычественной или правительственной мудрости и силы для того, чтобы его царское служение было благотворно. Правительственной мудрости испрашивал от Господа и царь Соломон вскоре по вступлении на престол. «Ты поставил раба своего, молился он Господу, царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» ( 3Цар. 3:7–9 ). И Господь даровал Соломону то, чего он просил. Но если Соломон имел нужду в благодати Божией для мудрого управления народом, менее ли, даже не более ли потребна эта благодать Русскому Царю, держава которого несравненно обширнее Соломоновой, подданные которого многочисленнее Соломоновых, служение которого в сравнении с служением Соломона тем труднее, чем многосложнее правительственное устройство и разнообразные нужды народа в наше время в сравнении с простыми формами правления и нуждами народа времён давно минувших? Управлять кораблём великого государства, вести этот корабль безопасно среди подводных скал и мелей всегда трудно, особенно же в наше время, время усиления враждебных государству сил, козней и злоумышлений, направляемых особенно против самодержавной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дух дышит где хочет, но Христос открыл нам и то, где и в ком Дух хочет дышать в полноте – в Его Церкви. Дух Святой желает сходить на того человека, который принимает Христа, Его истинное учение и Его посланников: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» ( Ин.13:20 ); на того, кто присоединяется к Его Церкви и кто принимает в Церкви крещение, а не на тех, кто восстаёт против Христовой Церкви, против учения Христа и против Христовых посланников, создавая свои богопротивные и самозваные общества. Дух дышит, где хочет, но дышать сектантским духом ереси, раскола и противления Он вовсе не желает – это Церковь знает точно. Протестанты здесь могут сослаться также на обетование Христа: «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Мф.6:13 ). Вот, мы попросили у Бога Духа Святого, и веруем, что Он дал нам Его без всякого Миропомазания, говорят протестанты. На самом деле, отнюдь не всякому , обратившемуся к Нему с просьбой «даруй мне Духа Святого», Господь отвечает, а только тому, кто попросил в истинной вере (а не в сектантской и богохульной), и дарует Он только так, как Сам определил даровать, т.е. в Миропомазании, а не так, как хотят протестанты – непосредственно. О том, что подобные места Писания никак нельзя понимать абсолютно, а только условно и в связи со всем библейским контекстом, уже говорилось подробно (гл. 13, абз. 86–108). Ещё протестант может сказать, что он ничего ни о каком Миропомазании, – тем более, как об обязательном и единственном средстве принятия Духа Святого, – не знает и знать не хочет, а знает только, что он точно получил и имеет Духа Святого без всякого Миропомазания, так как он имеет свидетельство Духа в себе, как написано: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ). Этот аргумент у протестантов один из любимых, но он не становится от того менее лживым. Правда заключается в том, что протестантам никогда Дух Святой не свидетельствовал о том, что они – дети Божии, ибо протестанты, во-первых, Его не имеют: как же Он им может свидетельствовать? Во-вторых, они враждуют с Церковью и проповедуют (хотя часто и по неведению) много ужасной лжи, и потому Дух Святой (причём, только извне) может лишь обличать их и призывать к покаянию, а не свидетельствовать о том, что они – дети Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Духа: «без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ), сказал Спаситель; так Он сказал потому, что испорченная прародительским грехом природа человека всегда влечет его к злу, почему без благодати Св. Духа человек бессилен и не может не только спасти себя, но и усовершенствоваться в добре. Миропомазание и совершается над всяким христианином для того, чтобы, получив прощение грехов в Крещении, он принял в этом таинстве еще «залог Духа в сердце свое» ( 2Кор. 1:21–22 ), чтобы подкрепляемый в борьбе со злом и водимый в своей жизни Духом Святым, он достиг возможной святости, христианского настроения, а через это и вечного спасения. Первоначально сами св. Апостолы низводили на крещаемых благодать Св. Духа через возложение рук ( Деян. 8:14–17; 19:6 ), но, когда число уверовавших увеличилось настолько, что св. Апостолы уже не могли сами лично везде возлагать руки на многочисленных крещающихся, они заменили возложение рук Миропомазанием ( 1Иоан. 2:20,27 и 2Кор. 1:21–22 ), поручив совершать его епископам и пресвитерам Церкви, которые и совершают его над всеми крещенными от времен апостольских до ныне и будут совершать до скончания мира. Сектант Объяснение православного 1) Никакого Миропомазания не нужно, ибо Дух Святой подается верующему в Крещении. Кто крещен, тот и имеет в себе Духа Божия: «рожденное от Духа есть Дух» ( Иоан. 3:6 ). «И такими (грешниками) были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). 1) В Крещении подается благодать Св. Духа для духовного возрождения человека и прощения его грехов; подается на одно мгновение, а в Миропомазании даются дары Св. Духа, пребывающие в человеке всегда, и даются для укрепления и возрастания его душевных сил в течении всей его жизни. От того Крещение и Миропомазание – два совершенно различные таинства. Сами Апостолы научают нас отличать одно от другого. Так, напр., ап. Петр говорит уверовавшим после его первой проповеди людям: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О подготовке ко Святому Причащению 31.03.2016 1358 Время на чтение 14 минут 1. Цель и смысл Причащения Святых Христовых Таин и подготовки к нему Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело - Церковь, получают освящение души и тела. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Веруя слову Спасителя, мы верим, что «Церковь Бога Живаго» есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) во все времена своего исторического существования. В основе своей она неизменна, а изменяющееся в ней изменяется под действием Духа Святаго и наиболее соответствует изменившимся условиям жизни. Человек становится членом Церкви через Крещение и Миропомазание. Крещение омывает наши грехи, примиряя нас с Богом, а миропомазание сообщает нам благодать Святаго Духа, дающего нам дар молитвы и силы для преодоления греховных навыков и стяжания добродетелей. В Церкви христианин имеет доступ ко всем дарам Святаго Духа, включая высший из них - Причащение Святых Христовых Таин. Но: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7, 21). Есть два пути - спасительный и погибельный - по слову Господа: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «Жизнь», о которой говорит Спаситель, это восстановление (с огромным избытком) общения человека с Богом, Богообщения, утерянного Адамом в раю. В этом общении жизнь, свет, радость, блаженство вечное. Вне же Богообщения - вечная тоска, непрестающее мучение, то есть, та погибель, о которой предупреждает Господь. В чем же состоит узкий путь? В самоотвержении. «Кто хочет идти за Мной - говорит Христос - отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 17, 21). То есть, это подвиг отсечения своей воли и исполнения воли Божией. Но подвиг должен сообразовываться с возможностями человека. Нужна рассудительность, то есть смиренная расчетливость (см. Лк. 14, 28-32). Нельзя брать на себя подвиг не по силам (на что подмывает нас наша гордость). Но при этом христианин должен себя готовить к тому, что, возможно, придется пожертвовать ради Христа всем своим имуществом и самой жизнью. Тогда, когда жизнь (а через нее сам Господь) поставит нас в такие условия, надо твердо верить, что Он же и даст силы остаться верным Ему.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010