За все это Бог посылает благодать Свою и обещает хранить место их проживания. Поразмыслив над этим, невеста отвечает священнику: «Имею, честный отче. Не обещалась, честный отче». Вопросы и ответы эти нужны еще и потому, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное сожительство супругов, и чтобы не могли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению. Тайносовершительный момент венчания Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Божие – быть данной супружеской чете родоначальниками потомства, преданного уставам Святой Церкви. «Плод чрева на пользу и восприятие благочадия» дает супругам родительская власть, если они благоразумно воспользуются ею. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола евангелиста Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ). Возложение венцов и слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)», – запечатлевают Таинство Брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). Историческое формирование чина венчания второбрачных Таинство брака принимается всего раз в жизни (как в большинстве супружеств). Отсюда прекрасный обычай приступать к нему не иначе, как «натощак»; и действительно, грех не поститься в день свадьбы. Постится же из возрастных, желающий креститься, хоть и в первый раз еще слышит урок о христианском посте; тем более не пьют и не едят причастники здоровые и больные, а также, по возможности, и исповедники. Пощение перед свадьбою будет соответствовать духу усиленной молитвы, который выражается во всем последовании венчания.

http://azbyka.ru/semya/i-polozhil-esi-na...

И, завершая Таинство Крещения и Миропомазания, священник и новокрещеный (или восприемник, держа крещеного младенца) три раза совершают образ круга, то есть обходят кругом купели при пении стиха из апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («крестившиеся во Христа, во Христа облеклись», то есть в соединении с Ним стали подобными Ему – помазанниками Святого Духа). Круг знаменует всегда вечность, полноту и верность. Он соединяет навеки: священник при освящении делает круг вокруг престола, мужа и жену при венчании обводят вокруг аналоя и дают им кольца. Круг не имеет конца – он есть вечность. Крещение вводит человека в вечную жизнь, оно соединяет его навеки с Богом, оно призывает нас к верности Ему и зовет стремиться к полноте, то есть к совершенству. Апостол и Евангелие Прежде, когда крещение совершалось в пасхальную ночь или, во всяком случае, в начале литургии и в церковном собрании, немедленно после Таинства новокрещеные крестным ходом вступали в храм, для того чтобы впервые участвовать в Евхаристии и быть причастниками ее. Три Таинства эти неразрывно связаны: крещение – рождение, миропомазание – новая жизнь и Евхаристия как участие в этой жизни и «нетленная пища», которой мы живем. Об этом свидетельствует и приведенная выше молитва , в которой священник просит о даровании новокрещеному «животворящего помазания... и причащения Святого Тела и Крови...». И, конечно, теперь, когда крещение совершается обычно не в храме и в отрыве от литургии, совершенно необходимо новокрещеного младенца принести к литургии и сделать причастником в ближайший же день, ибо для этого он и крещен – «да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» ( Лк.22:30 ). Потому и Апостол и Евангелие, которыми теперь завершается Таинство, суть те же самые, что и в Великую Субботу, день крещения по преимуществу. Это Послание к римлянам ( Рим.6:3–11 ), приведенное в начале этого очерка, в котором раскрывается связь крещения со смертью и Воскресением Христовым, и Евангелие от Матфея ( Мф.28:18–20 ) – о явлении Воскресшего Господа апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Христос уже царствует, и Его Царство дано людям в Церкви: мы призваны всюду и всем нести Благую Весть о нем и всех вводить в него, ибо в нем Сам Господь пребывает с нами, а быть с Ним и есть смысл нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Итак, надо учиться мысленным взором веры сквозь видимое смотреть на невидимое, чтобы во-первых и прежде всего – у нас «перед глазами предначертан был Иисус Христос», как бы у нас «распятый». И когда это получится, тогда даже страдание, это самое очевидное из того, что есть в видимом мире, – начнет производить в нас «в безмерном преизбытке вечную славу». Суббота. О венчании Мф.19:3–12 1Кор.1:3–9 Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи и в который уже раз «искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею»? Не знаем, на какой ответ они рассчитывали, «искушая Его», но Господь как всегда указал на самое начало: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не два, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В растленном грехом человечестве Бог разрешал и многоженство, и развод. Но теперь, придя освободить от греха и вернуть к началу, в рай, Господь и норму дает такую, какая была вначале. И вот, в храме перед Крестом и Евангелием стоят мужчина и женщина, избравшие друг друга, чтобы навсегда быть вместе. Священник, обращаясь к Богу, молитвенно вспоминает, как Тот сотворил Адама, потом из ребра его – Еву, и привел к нему; как Адам сразу узнал ее, впервые увидев, и Духом Божиим сказал, что должно человеку прилепиться к «жене своей, и будут два в плоть едину, и яже Бог сопряже, человек да не разлучает». «Сам и ныне, Владыко Господи Боже наш, – молится далее священник, – ниспосли благодать Твою небесную»… – А Господь ведь обещал: «просите – и дастся вам». – И священник просит трижды: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». И происходит чудо: уже для них – никого: ни других мужчин, ни других женщин, ни отца, ни матери. На всей земле они – единственные друг для друга. И если в таинстве Крещения заново творится человек, то в таинстве Брака из него впервые творится и дается ему жена. На них – царские венцы, как на первых и главных; как на родоначальниках, от которых может заселиться новая земля; как на победителях, победивших мир с его множественностью; как на склонившихся под благой первоначальный Божий закон. Какой тут может быть развод? «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Нормальная, — ответил я ей, а сам даже позавидовал, что не мне — священнику, а невоцерковлённой девчушке Господь даровал действие Духа Святого в Таинстве Брака лицезреть, — чудо это было Божье, по неисповедимому Его Промыслу тебе показанное, любит тебя Господь!» «Батюшка! А, когда я замуж выйду и венчаться буду, на меня тоже так светить будет?» «Будет, — говорю, — не уверен только, что ты это снова увидеть сподобишься, но знай, во время венчания так всегда бывает. Это Дух Божий мужа и жену в единое духовное существо соединяет — да будут два в плоть едину! И телесно, и духовно!» Девочка эта, правда, замуж так и не вышла, она сейчас в Тском женском монастыре инокиня, подвизается на просфорном послушании. Выбрала себе самого лучшего Жениха… Только ведь благодать Духа Святого, дарованную в Таинстве Брака, важно не только получить, но, самое главное — сохранить! А подвигом благочестивой семейной жизни и приумножить! У нас ведь, традиционно, многие сказки да романы заканчиваются свадьбой — «и я там был, мёд-пиво пил», а реальная семейная жизнь свадьбой только начинается. И венчание, само по себе, не есть гарантия семейного счастья, а лишь «выдача лицензии на право построения семьи» с приложением Божьей помощи при условии «соблюдения технологии строительства». Причём, всё зависит как раз от знания этой «технологии» и старания её придерживаться. А изложена она в Евангелии, в послании Апостола Павла к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

Под обманчивой внешностью, вводящей многих в заблуждение, происходит мощное и уже почти не скрываемое нападение на христианство. Нападки эти изощренные и гораздо более опасные, чем открытое преследование, потому что грозят не физической смертью, а разорением и опустошением души – духовной смертью, подпитываемой безразличием и внешним благоустроением земного бытия. Это достигается тогда, когда горделивое человечество начинает дерзко отрицать даже само существование Бога. Уповая только на собственные силы и возможности, человек возрастает в идеалах гуманизма и материализма и более не видит нужды жить по евангельским истинам и стремиться к духовному совершенствованию и, как естественное следствие всего этого, все глубже погружается в моральное разложение. Учитывая создавшееся положение, мы приблизимся к пониманию того, что ведет людей к принятию аморальных действий и к поддержке однополых браков. Свободное общество не «освобождает» Церковь от доверенных Ей Господом нравственных истин и того, чему на протяжение двух тысяч лет Она неизменно учит: что никакой греховный образ жизни, в том числе участие в противоестественных взаимоотношениях, не совместим с христианством; что те, кто продолжает вести такой образ жизни, не могут притязать на полноту участия в литургической жизни; и что Церковь никогда не изменит свое видение брачного союза мужчины и женщины, ибо он является прообразом духовной связи между Богом и Его избранным народом, между Христом и Его Церковью. Бог создал два пола и установил для них брак. По слову Господа Иисуса Христа: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так как они уже не двое, а одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:6-10; см. Быт. 1:27; 2:24; 5:2). Одна из главных Богом установленных целей брака – та самая, о которой по-видимому забыли руководители некоторых современных государств – это рождение детей: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). В прошениях чинопоследования Таинства венчания нам напоминается, какие плоды Бог дарует супругам и что Он ожидает от них в ответ: «Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу», «да возвеселятся они, видя сынов и дочерей» и «да будет даровано им утешение добрыми чадами». В другом молитвословии этого Таинства священник просит, чтобы Бог ниспослал брачующимся «жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное», и чтобы они сподобились «увидеть детей у детей своих». Что касается обязанности супругов хранить верность друг другу, Христос сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

http://pravmir.ru/vostochno-amerikanskay...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. У меня такой вопрос. Будучи верующей, я вышла замуж за крещеного мужчину, который позиционирует себя как атеист. Венчания не было. До свадьбы я сходила в Церковь на исповедь. Наверное для галочки, так как мы с моим будущим мужем до брака жили в блудном сожительстве. Хотела начать всё, так сказать, с чистого листа. Хотя потом в Церкви год не появлялась вообще. Теперь меня мучают сомнения правильно ли я поступила. Законен мой брак или я живу в блуде? Ведь брак должен быть «в Господе». Может мне стоило бы развестись? Этого конечно не хотелось бы, но если я живу в грехе, то другого выхода нет. Посоветуйте, как мне быть? Похожие вопросы 6 Ответов Слово “верующий” очень расплывчато, есть церковный термин верный . Раз Вы вышли за муж за атеиста, то верной в то время не были. Соответственно теперь обязаны хранить брак: Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. ( 1Кор.7:12–13 ) Здравствуйте! Если Вы вступили в этот брак до сознательного участия в Таинствах Церкви (до воцерковления ), то к Вам приложимо следующее суждение церковного документа : Церковь , настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла ( 1Кор. 7, 14 ) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак.

http://azbyka.ru/vopros/zakonen-li-brak-...

13, 1). Так же и в данном случае, когда приводятся только эти библейские слова: «плодитесь и размножайтесь», то подразумевается, что сам выбор монашеской жизни сомнителен, как будто не существует сказанного апостолом Павлом «относительно девства», который пишет, что для всецелого посвящения своей жизни Богу лучше «оставаться так», в безбрачном состоянии, ну а те, кто этого не может, «пусть таковые выходят замуж» (1 Кор. 7, 26, 36). Да, есть естественный человеческий союз двух людей, а есть то, что выше естества, к чему, собственно, христианин и призван: подняться над этой жизнью. И эта мера, превышающая обычные нормы, дана не всем. По слову Священного Писания, «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12), то есть только тот, кому это доступно, пусть идет этим путем. Монашество же никогда не было нормой жизни для всех. А только для тех, кто всего себя, всю свою жизнь, без полутонов и без разделения ее с чем-то другим, желает (и сердце его горит этим) отдать Богу. Апостол Павел прямо говорит: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене… незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7, 32–34). Но это не значит, что жизненные попечения человека непременно отведут его от Бога. Через ограничение себя ради других людей человек тоже может прийти к несению своего креста и к встрече в жизни со Христом. Однако тот, кто пошел по пути всецелого отречения себя от мирских и даже родственных связей и – чего уж там – не одних же крестов, а и радостей и удовольствий, с ними связанных (и не только непременно телесных, но и душевных, ведь ощущение собственной включенности в освященный Таинством Венчания союз, любовь другого так греют сердце), тот, кто добровольно отказался от всего этого ради того, чтобы пребывать в любви Христовой, что и есть идеал истинного монашества, поступает подлинно по высшему призванию человека. 38. В желании остаться холостяком или незамужней не обязательно присутствует монашеское целомудрие? Без принятия монашеских обетов, как правило, целомудрие в таком желании не присутствует.

http://pravmir.ru/zhenix-i-nevesta/

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

4 Ответа Вы не рассказали о своей молитвенной и церковной жизни. Если воцерковлены, то прекрасно знаете, что такие развороты жизни смягчаются и не допускаются молитвой, постом, участием в таинствах и богослужениях. Если Ваша жизнь вне Церкви, то самое время воцерквляться, просить помощи Божией у Богородицы и у святых. Что невозможно человеку, то возможно Богу. В таких печальных историях, как правило, всегда виноваты оба. Если бы люди понимали христианское учение о браке, о том зачем вступают в него, о том, что его невозможно расторгнуть никакой властью на земле, так что нет у них никакой “второй счастливой попытки”, то я думаю, что таких историй было бы гораздо меньше. Что же делать теперь? Прежде всего, осознать, что этот развод — полная фикция в духовном плане и одновременно — тяжкий грех. Вы остаетесь перед Богом и Церковью законными мужем и женой. Ни Вы, ни Ваш муж не сможете построить новые отношения с кем-то, не совершив прелюбодеяния: Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены ( 1Кор.7:10–11 ). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует ( Лк.16:18 ). По воле Господа, супруги так связаны ответственностью друг с другом, что подстава со стороны одного, может стать трагедией для другого. Поэтому, лучше всего, если Ваши отношения, с помощью Божией, будут восстановлены. Жаль, что вы оба не поговорили со священником, прежде чем принимать такое решение. Уверен, что Ваш муж рассчитывает на новые отношения, поэтому так легко смог разорвать нынешние. Про охлаждение чувств как повод к разводу — человек видимо вообще не в курсе, что любовь — это не про гормональные всплески, что ее нужно постоянно, намеренно и обоюдно поддерживать и взращивать . Но он обманывается, дай Бог, чтобы он понял это, пока не совершил еще более худшую ошибку. Молитесь за него, чтоб Господь вразумил. Еще не поздно все остановить!

http://azbyka.ru/vopros/kak-perezhit-raz...

54. Зачем во время Венчания надевают венцы? Во-первых, венец означает корону. И надевание венцов – это символ коронования. Жених и невеста во время Таинства Венчания, будучи облаченными в эти венцы, знаменуют собой первых людей – Адама и Еву, которые были венцом творения, так как были поставлены Богом над всей тварью. Во-вторых, венцы даются новобрачным за их хранение себя до брака, за их терпение и стремление к освященному Церковью правильному супружескому союзу. В-третьих, это венцы мученические, которые должны напоминать о том, что семейная жизнь – это и добровольное несение бремени другого человека. Соединение всех этих смыслов происходит в Таинстве Венчания. 55. Почему во время чина Венчания звучат слова «Святые мученицы…»? Священник провозглашает начальные слова тропаря, которые затем допевает хор: «Святые мученицы добре страдавши, венчашеся, молитесь ко Господу спаститеся душам нашим», потому что при Венчании жениху и невесте (теперь уже мужу и жене) даются царственные венцы за то, что они прошли до свадьбы (в норме – это должно быть именно так) путь взаимного воздержания и добровольного отказа от телесных удовольствий. И в этом смысле венцы есть награда, которой Церковь похваляет жениха и невесту, высоко ставя их чистоту и целомудрие. 56. Во время Венчания брачный союз сравнивают с единением Христа и Церкви. Что это значит? В Послании апостола Павла к ефесянам говорится о том, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5, 23–25). Главным в этом единении является принцип жертвенной любви и отдания себя другому. Христос возлюбил Церковь, так как Собою пожертвовал ради спасения всех тех, кто ее составляет. Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи, именно об этом говорит апостол. Но он говорит еще и о той мере глубины, которая достижима в семейном союзе. О том, что не случайно в семье это стеснение себя ради другого и постоянное принесение в жертву своего «я» могут достичь наибольшей глубины и значимости для совместной жизни мужа и жены, так что именно это становится основой для продолжения их бытия в вечности. И ничто иное, кроме как подлинно христианские брачные узы, не имеет основания быть в ней нерасторжимо связано.

http://pravmir.ru/zhenix-i-nevesta/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010