«Так как таинство брака, по сути, есть договор двух лиц, эти лица являются как подателями таинства, так – получателями; его одно дает другому, принимая данное другим обещание. Священник, который, представляя Церковь , совершает соответствующие церемонии, официально утверждает и свидетельствует договор брачующихся, и освящает его». 1167 Сравнение Православие учит, что Брак – Таинство, в котором Бог соединяет брачующихся, поэтому и венчание может совершить только правильно рукоположенный священник. Основанием для православного учения являются слова Христа: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». 1168 Для того чтобы произошло сочетание Богом, необходимо совершение Таинства. Утверждение, что «таинство брака, по сути, есть договор двух лиц, эти лица являются как подателями таинства, так – получателями; «прямо противоречит словам Христа о том, что Бог соединяет. По католическому учению подателями Таинства являются брачующиеся, а не Бог, и это противоречит Евангелию, так как священник, по католическому вероучению, только освящает союз: – «Благословение присутствующего священника есть освящение, которое присоединяется к таинству брака». В терминологии католицизма освящение (sakramentlijas) соответствует нашему понятию освящения (напр., иконок, крестиков). Несмотря на то, что и в православии учение о Таинства Брака сформировалось сравнительно поздно (после IX века), брак во все времена совершался священником. Безусловно, суть брака, как соединения людей в семью, есть взаимное желание и обещание вести семейную жизнь, но это только внешняя сторона брака, имеющая место и вне христианства, но брачные обязательства и брачный договор нельзя отождествлять с Таинством – соединением людей Богом. Католическая практика совершения брака без священника «2. Заключить действительный брак в нормальных условиях можно только в присутствии настоятеля прихода или другого полномочного священника и двоих свидетелей. В случае опасности смерти или, когда священник отсутствует, по меньшей мере целый месяц, для заключения брака достаточно двоих свидетелей. 1169

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, в таинствах причастия, венчания употребляется алкогольное вино. Читал, что в переводе евангилее слово вино и виноградный сок имеет одно значение. Почему не употребляется виноградный сок Я не употреблял уже долго алкоголь и когда на венчании выпил стакан вина я охмелел и мой ум был замутнился. Один молодой священник со мной делился, что до оцерковления он не пил вино, но после стал его пить. Почему не употребляется виноградный сок? Если употребление алкоголя грех, почему он применяется в таинствах? Похожие вопросы 4 Ответа Утверждение о том, что в Палестине употребляли винградный сок, а не вино, является фантазией, крайностью. Пили вино, но разбавленное водой! Существовало даже презрительное выражение — « он пьёт неразбавленное вино !». В православной Евхаристии вино, после пресуществления в Кровь Христову, обязательно разбавляется горячей водой («теплотой»).  Практика Армянской церкви не использовать воду была осуждена Церковью ( Трул. 32 ). Грехом является пьянство (злоупотребление алкоголем), а не употребление вина. Как раз гнушение вином Церковными канонами возбраняется. Насколько был распространён виноградный сок в жарком климате Палестины можно представить :). Рассмотрим и несколько эпизодов. Претворение Господом воды в вино на брачном пире: …Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе ( Ин.2:9–10 ). Схождения Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы: И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина ( Деян.2:13 ). Наставление апостола Павла Ефесянам: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Еф.5:18 ) См. ВИНО . Умеренное употребление алкоголя не грех. Грехом является пьянство. Любое невоздержание есть грех: будь то еда, или отдых, или вино. Вино употребляется в Таинствах потому, что так повелел Бог, и не нам перечить Его воле. Попытки “альтернативного” перевода Священного Писания — просто ересь.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-cerkov...

Верующим в Боговоплощение. Верующим в богодухновенность Священного Писания. Перед нами довольно узкая группа людей, которым доступен разговор о таинствах. Говорить о Причастии тем, кто считает Библию сборником басен, значит давать на осмеяние это Таинство. Мы несем очень большую ответственность за то, что и кому мы говорим. Недаром в древней Церкви при совершении Таинства Евхаристии могли присутствовать только верные, то есть крещеные. Перед Крещением человек должен проходить пять огласительных бесед: о Боге, о творении мира, об Искуплении, о Церкви (таинствах), о добре и зле. В беседе о Церкви сообщается о том, какие таинства существуют, при этом рассматривается лишь общее их значение, без детального разбора. Подробно разбирается последование только одного таинства – Крещения. Тем, кто уже принял Крещение, необходимо сообщить о чинопоследовании Божественной литургии. Это дисциплина аркана, дисциплина тайны, которая была выработана еще в II-III вв. по Р.Х. Она предполагает сокрытие неких доктрин от неподготовленного человека. Причем эта дисциплина действует и по отношению к другим догматам. Например, догмат о Святой Троице нельзя рассказывать тому, кто не верит в Единого Бога, потому что он воспримет это как рассказ о существовании трех богов. Что такое таинство? Слово «тайна» переводится с греческого как «мистерия». Оно имеет несколько значений: «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» ( Пс. 24, 14 ). Здесь мы видим прямую связь тайны Господа с тайной Завета между Богом и людьми. Тайной Бога называется тайна действий в этом мире, когда Бог являет Свою силу в этой вселенной. Поэтому Православная Церковь признает только одну тайну – Боговоплощение: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 16 ). Таинство до конца непостижимо, человеку остается благоговейно молчать и принимать силу Божию. Мы не знаем, почему нужно крестить в воде, зачем надевать медные короны при венчании – это тайна, Богу так захотелось.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Митрополит Иерофей Влахос подчеркивает, что «в толковании на притчу Иоанна Златоуста сказано, что Церковь есть врачебница, которая исцеляет больных от греха, а епископы и священники, подобно апостолу Павлу, являются врачевателями народа Божия». Именно в этом контексте следует понимать другие слова митрополита Иерофея: «…священник в первую очередь является духовным врачом, лечащим человеческие немощи. Богослужение же и таинства должны быть включены в процесс лечения». Полнота исцеления достигается только в приобщении к святым таинствам. Это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь (метанойя, изменение ума, сердца и действий, истинная печаль о грехах и стремление к работе над ними, находясь в общении с Богом), Елеосвящение – квинтэссенция таинства исцеления, во время которого священник молится, чтобы «…этот елей послужил помазывающимся им во исцеление и к избавлению от всякой страсти, скверны плоти и духа, и от всякого зла: чтобы и в этом прославилось Твое всесвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь». Исцеление также подается через таинства священства (посвящение в сан диакона, священника, епископа) и венчания (мужчина и женщина соединяются, чтобы стать одной плотью – союз, благословляемый Церковью). Священники должны осознавать величие данного им дара врачевания. Как пишет апостол Павел к Евреям (5:1-3,6): «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах… как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Апостол Павел объясняет, на чем основана эта благодать: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16-17). Таким образом, только через общение с Церковью, на которую в день Пятидесятницы сошел Святой Дух, возможно получить благодать. Быть членом Церкви с благодарностью и смирением

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

Многие спрашивают со скепсисом: «Неужели достаточно венчаться, чтобы брак состоялся в своем самом высшем понимании?» Если оперировать математическими терминами – необходимо, но недостаточно. Само по себе Таинство Брака – это лишь наше моление пред Господом, упование и надежда. Если молодые продолжают рука об руку идти «тесным путем» духовного роста, то постепенно создается то, что называется «домашней церковью». И все необходимое дается им по заповеди Господней: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19-20 ). Но ведь бывает и иначе: после Венчания люди начинают нарушать заповеди, жить распущенно совершенно мирской жизнью – и тогда Таинство не может «преодолеть» того, что они сами творят со своей жизнью. Более того, они оскверняют Таинство Брака, поэтому могут ли ожидать помощи Божией на этом пути? Ведь они отталкивают от себя Господа, хотя милость Его бесконечна, и Он может послать благодать и таким заблудшим душам, если они опомнятся и обратятся к Нему. Если же Венчание было только «для галочки» или «для страховки»… Дочь моей знакомой долго не хотела выходить замуж, видя, как распадаются браки, одним из примеров был и развод ее собственных родителей. Наконец, она решилась на замужество и обвенчалась при заключении брака. Первые пять лет ее семейная жизнь была счастливой, родилась дочь, отношения с мужем складывались прекрасные. В церковь, правда, они ходили редко, хотя девочку крестили – опять-таки для «страховки». Но вот встал вопрос о втором ребенке, и молодая женщина без особых колебаний сделала аборт – это было так «не вовремя»: семья еще не встала на ноги, намечалась престижная работа, жилье было тесным. Муж, человек неверующий, ее не останавливал. Через некоторое время у него появилась другая женщина. После ряда мучительных лет он ушел к ней, хотя большого счастья и в новой семье у него нет.

http://azbyka.ru/semya/otvety-sovremenni...

А ведь Святая Православная Церковь призывает к воздержанию во всем, в том числе и в гуляниях на свадьбе. Это выразилось даже в каноническое правило: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам» (53-е правило Лаодикийского Собора). Конечно, свадьба – это радостное событие, но веселье веселью рознь. Веселье тоже может быть умеренным. Поэтому пусть каждый, руководствуясь церковными канонами и собственной совестью, устроит свои брачные торжества. Закончив рассмотрение наиболее часто задаваемых вопросов о Таинстве венчании (понятно, что абсолютно все охватить невозможно), перейду к другой, более печальной, стороне жизни христианских супругов, которая по немощи человеческой все-таки имеет место. Поговорим о разводе и расторжении церковного брака. Это достаточно актуально на сегодняшний день, разводов по стране достаточное количество, особенно среди молодежи. Поэтому будущим супругам, вступающим в церковный брак, было бы совсем не лишним узнать, что Православная Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Идеал христианского брака — абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Брачный союз прекращается со смертью одного из супругов. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-5-svad...

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной. Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф.19:6 ). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью . Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф. 5,25 ). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф. 5,22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Брак По учению Православной Церкви, браком является добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Брачный союз благословляется Церковью через отдельное Таинство. Чинопоследование этого Таинства называется браком, или венчанием. В задачу настоящей главы не входит рассмотрение нравственных и канонических аспектов брачного союза в православной перспективе. Наша задача здесь более узкая – рассмотреть православное понимание брака как Таинства на основе чина венчания. Брак как Таинство Учение о браке как о Таинстве вытекает из слов апостола Павла о том, что христианский брак должен быть подобен союзу между Христом и Церковью: как Церковь повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям; как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, так и мужья должны любить своих жен. Об этой любви Павел говорит: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:21–33 ). Здесь употреблен термин «Таинство», что впоследствии, много веков спустя, легло в основу учения о браке как о Таинстве. Правда, термин употреблен не в отношении брачного союза, а «по отношению к Христу и Церкви». К тому же, как мы ранее указывали, сам по себе этот термин ни во времена Павла, ни в течение всего первого тысячелетия не употреблялся исключительно в значении церковного чинопоследования. Тем не менее именно апостол Павел сформулировал те идеи, на которых строилось христианское понимание брака, и именно ему принадлежит основополагающая роль в формировании представления о таинственном характере брака. Это представление стало продолжением и восполнением ветхозаветного учения о браке. Библия говорит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Сотворение человека не есть создание индивидуума: это создание двух личностей, соединенных узами любви. Сотворив мужчину и женщину, говорит Библия , Бог благословил их и нарек им имя: человек, в день сотворения их ( Быт. 5:2 ). Опять же человек – это не единица, это двоица: человек – это «они», а не «он» или «она». Полнота человечества реализуется в брачном союзе между мужчиной и женщиной, и это вновь и вновь подчеркивается Библией .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В таких сложных ситуациях последнее слово остается за священником, который совершает таинство. Он может принять и такое, и другое решение: в любом случае таинство будет действительным. Однако выбор делается на основании следующих соображений. Если в первом своем браке супруги были далеки от Церкви, если для них обоих развод предшествовал воцерковлению, подлинному возвращению ко Христу, а может быть и самому крещению, то их новый брак можно рассматривать как первый брак в их новом, христианском качестве и совершить его по чину венчания. Если же и в период первого своего брака они были православными, хоть и не венчались в Церкви, то нынешний брак следует совершить по чину о второбрачных. – В Ветхом Завете даже у святого Давида было много жен, а у его сына Соломона помимо жен были и наложницы. Почему современным мужчинам нельзя то, что разрешалось древним?  – Прежде всего усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «…Было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» ( 3Цар.11:3–6 ). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом. Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоеженцем ( Быт.4:19 ). Начиная с того времени многоженство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака властно входят в жизнь всех племен и народов, не исключая и древнееврейский.

http://azbyka.ru/semya/muzhchina-i-zhens...

Во время Таинства я впервые узнала, что такое благодатные слезы и ощутила всем своим существом, что браки, действительно, совершаются на небесах. А домой мы вернулись совершенно здоровыми. Ничего не болит! – Некоторые семейные христиане, только-только вставшие на путь воцерковления, считают, что спасаться легче вдвоем, чем по одиночке. Вы согласны с этим? Лариса Шахворостова: Для женщины это такое счастье, когда она может быть ЗА-мужем. Проблем, возможно, становится больше, но вся дорога не бывает устлана лепестками роз – попадаются и шипы. Но вместе переносить невзгоды легче, чем по одиночке. Для меня Сережа – духовный центр в семье, я ощущаю, какую ответственность он несет за нас перед Богом, стараюсь разделить с ним эту ответственность. В этот момент приходит понимание того, что иногда я готова отдать жизнь за любимых людей. – А Любовь – это и есть, прежде всего, жертвенность. Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ) Из-за любви к роду человеческому Христос взошел на крест. И в семейной жизни каждый несет на свой крест. Сергей Маховиков: В Евангелие сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. А тело без болезней не бывает. Во время Таинства венчания на жениха и невесту надевают венцы, как напоминание о терновом венце Спасителя . Страдал Христос, страдаем и мы – православные христиане. Но в страданиях мы поддерживаем друг друга и взываем ко Господу о помощи. Он сказал: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Вот и получается, что православная семья – это малая Церковь, в которой муж и жена возносят Господу молитвы о спасении своих душ. Лариса Шахворостова: А когда преодолеешь трудности – радуешься, что Господь нас не оставил. И укрепляешься в мысли, что Он и впредь будет помогать и благодаришь, благодаришь Бога, все время благодаришь. И радуешься… – Вы сейчас повторяете слова Спасителя: «женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости…» ( Ин.16:21 )

http://azbyka.ru/way/my-ljubim-drug-drug...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010