Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его (то есть укрепит его) Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Видимая сторона таинства елеосвящения . Самое важное в священнодействии таинства елеосвящения составляет семикратное помазание больного освященным елеем с произнесением каждый раз священником молитвы веры 137 (помазуется крестообразно: лоб, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон) и потом возложение на голову больного раскрытого, письменами вниз, Евангелия и чтение священником разрешительной от грехов молитвы 138 . Невидимая благодатная сила, сообщаемая в таинстве елеосвящения . Благодатное действие таинства елеосвящения состоит в том, что больному подается прощение всех его грехов, даже и тяжких 139 , и он получает исцеление от телесных болезней. Ап. Иаков говорит: Молитва спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак.5:15 ). Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Правда, больной не всегда получает исцеление своих телесных немощей после совершения над ним таинства елеосвящения, и это бывает или вследствие отсутствия в больном живой веры в Господа Иисуса Христа, или по особенной воле Божией. Желать же или требовать, чтобы больной всякий раз, как только над ним было совершено таинство елеосвящения, непременно исцелялся от своих болезней, значило бы требовать, чтобы человек вовсе не умирал, а это не согласно с самой природой человека, как смертного существа, телесная жизнь которого на земле должна иметь свой конец. Но больные, приступающие к таинству с верой, получают, если не полное телесное выздоровление, то, по крайней мере, временное облегчение от болезни или благодатное подкрепление к терпеливому перенесению ее. Таинство елеосвящения успокаивает их, сообщает им силы бороться с болезнью, меньше чувствовать телесные страдания и не бояться смерти. Об одиннадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это суть видимые, внешние действия в таинстве елеосвящения, а невидимо в нем подается болящему исцеление немощей души и тела. Вот, какое благо дарует Господь немощному и страждущему в таинстве елеосвящения. Он врачует болезни и тела, и души, т. е. грехи, аще сотворил их больной, говорить св. апостол Иаков ( Иак.5:14–15 ). А кто же из людей не творит греха, пока живет на земле? Но, к стыду нашему, среди многих православных откуда-то явилось небрежение к таинству елеосвящения. Многие считают его как бы излишним, а иные боятся его, ибо говорят, что пособорованный все равно, что мертвец. Боязнь эта знак неверия. Не оттого ли и происходит то, что Господь чрез это спасительное таинство не подает исцеления телу? У больного и у молящихся за него не достает веры, а между тем только верующему вся возможна. Для маловера не во исцеление будет таинство елеосвящения, а в приложение немощей. Итак, братие, в болезнях тяжелых не бойтесь призывать священника для совершения таинства елеосвящения. Твердо веруйте в благодать Божию, действующую в сем таинстве. И будет вам по вере вашей. Если же Господь благоволит отозвать в загробный мир болящего, то знайте, что ему отпущены все грехи. А эта ему важнее всего. Вы, молящиеся с больным, подкрепляйте его своею верою и молитвами. Не проливайте слез при совершении таинства, ибо они суть знаки маловерия. Всему есть свое время. При совершении таинства елеосвящения есть благоприятное время для молитвы, а не для плача. Если бы при нашем усердии, Господь Бог помог бы нам всегда жить в готовности встретить безбоязненно день он, то мы могли бы получить звание верных рабов. Тогда каждый из нас в твердом уповании на милость Божию мог бы повторять слова св. апостола Павла: «время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:6–8 ). Но кого же Спаситель разумел под господином и рабом-домоправителем, и что есть дом Господа? Господин есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Таким образом, «попуская» существование физической смерти, Господь спасает человека от иной – куда большей! – опасности: Он избавляет людей от вечной смерти души. Именно таково святоотеческое понимание смысла смерти. С одной стороны, она – наказание, проклятие, неестественное для человеческой природы состояние расколотости тела и души. А с другой стороны – дар, данный Богом, чтобы остановить это бесконечное «налипание» на нас греха, уподобляющее человека не Богу, а сатане. Где же в Священном Писании мы находим богословские основания Таинства Елеосвящения? Прежде всего, мы можем припомнить отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: мы видим здесь только его прообраз. Следом за этим мы можем припомнить фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «… Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» ( Мф.10:8 ). Именно эти слова Христа и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения мы обнаруживаем в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:14–16 ). Мы видим: именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, следует сказать несколько слов о символическом смысле используемых в Таинстве Елеосвящения веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Вопрос : Какое правило запрещает вторично рукополагать в одну и ту же степень? Ответ : 68-е апостольское правило так говорит о неповторимости священства: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина и он, и рукоположивый». Таинство Елеосвящения Вопрос : Что такое таинство елеосвящения? Ответ : Это священнодействие, в котором, при помазании тела священным елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая болезни тела и немощи души. Вопрос : В каких случаях следует совершать елеопомазание (елеосвящение) над больными? Ответ : Елеосвящение совершают в тех случаях, когда христианин находится в тяжелой изнурительной болезни или испытывает большой упадок сил в связи со старческим возрастом, особенно же когда он ощущает душевное смятение и страх перед возможным наступлением смерти. Не следует думать, что елеосвящение можно совершать только над безнадежно больными. Ведь целью этого священнодействия является призывание на больного благодати Божией в надежде, что «молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» ( Иак. 5, 15 ). Впрочем елеосвящение может преподаваться и безнадежно больным. В этом случае больной получает некоторое успокоение в душе и облегчение страданий, что помогает ему лучше приготовиться к исходу из настоящей жизни. Елеосвящение совершается только в том случае, если больной находится в сознании и ясно понимает, что происходит. Вопрос : Когда установлено таинство елеосвящения и где в Священном Писании дается наставление о его совершении? Ответ : Таинство елеосвящения установлено святыми Апостолами по воле Господа Иисуса Христа. О его совершении над больными говорит св. ап. Иаков в своем соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5, 14–15 ). Вопрос : В чем состоит видимая сторона таинства елеосвящения?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Елеосвящение Елеосвящение есть таинство, в котором Дух Святый нисходит на больного Своею благодатью: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Елеосвящение должно быть совершаемо непременно над больным верующим, и при том находящимся в полной памяти: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Елеосвящение совершается лицами освященными, церковными пресвитерами: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Цель елеосвящения: · отпущение грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ); · исцеление от болезни: И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Почему не все после совершения елеопомазания выздоравливают? Это зависит, во-первых, от воли Божией, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею ( Рим.9:15 ; сн. Исх.33:19 ). Во-вторых, это зависит от того, насколько крепка вера и усердна молитва самого больного и окружающих его [и молитва веры исцелит болящего… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться]. Сам Спаситель для получения от Него исцеления требовал от приходящих веры: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк.9:23 ). По вере вашей да будет вам ( Мф.9:29 ). На каком основании в сем таинстве елей смешивается с вином? По примеру того, как милосердный самарянин помазывал раны избитого разбойниками маслом и вином ( Лк.10:34 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После этого он нашел записку, где было указано, где спрятаны украденные у него деньги. Их украл его доверенный приказчик, который сопровождал его к Семену Климовичу и присутствовал при беседе с ним. Благодатные слова праведника, исполненные страха перед Богом, оживили и спасли сразу две души — купца и его приказчика.  Глава 27 ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ Молитва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, простятся ему. Иак. 5, 15 Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены в силу нашей духовной слепоты. В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с Таинством елеосвящения или, как его часто называют, «соборования». Это Таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Таким образом, в Таинстве елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела. Некоторые из нерадивых христиан, пренебрегая Таинством Церкви, по нескольку и даже по многу лет не бывают на исповеди. И когда сознают ее необходимость и придут на исповедь, то им, конечно, трудно вспомнить все грехи, за много лет соделанные. В этих случаях Оптинские старцы всегда рекомендовали таким раскаявшимся христианам принять участие сразу в трех Таинствах: исповеди, елеосвящения и причащения Святых Таин. Некоторые из старцев считают, что в Таинстве елеосвящения могут участвовать через несколько лет и не только тяжелобольные, но и все ревнующие о спасении своей души. Вместе с тем следует указать, что тем христианам, которые не пренебрегают достаточно частым Таинством исповеди, Оптинские старцы не советовали собороваться без наличия серьезного заболевания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Соборование В утешение... могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 15 ). Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные 107 по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (2, ч. 1, с. 80). Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз грешный советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (2, ч. 3, с. 66). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – Изд. 2-е. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-485-00137-7. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

1Кор. 7:8 . «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.» 1Кор. 7:9 . «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.» 1Тим. 5:14 . «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.» Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью, – честно, безгрешно, свято и спасительно: Евр. 13:4 . «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно.» 1Кор. 7:28 . «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.» 1Кор. 7:14 . «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.» 1Фес. 4:3–7 . «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда...» 1Тим. 2,15 . «Жена спасется через чадородие...» 1Кор. 7:10–11 . «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. » 27. О таинстве Елеосвящения Христос Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве Елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати. Необходимость таинства Елеосвящения, кроме Свящ. Писания ( Иак. 5,14–15 ), подтверждается еще свидетельством истории древней христианской Церкви от дней апостольских и во все последующее время в течение первых трех веков христианства. О существовании этого таинства в древне-христианской Церкви свидетельствует, например, Ориген . Перечислив разные средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество и проч., Ориген продолжает: «Есть еще и седьмой род отпущения грехов через покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства... причем исполняется и то, что говорит апостол Иаков: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церквии ( Иак. 5:14–15 ). Предзнаменование таинства Елеосвящения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Елеосвящение - Таинство , в котором, при помазании тела елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства Елеосвящения, которое в обиходе обычно называется соборованием, относится к апостольским временам. В Соборном послании святого апостола Иакова говорится: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " ( Иак. 5: 14 -15). Кроме телесного исцеления, в Таинстве Елеосвящения испрашивается отпущение больному грехов - ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как самый грех - болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди !), к примеру - по причине своей малозначимости, однако совокупность этих грехов, которые не отпущены человеку в Таинстве Покаяния , может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, - заболеваний телесных. Итак, Елеосвящение - Таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: " Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к соборованию " . Таинство Елеосвящения именуется соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь - символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия , повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином - то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником - с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

http://drevo-info.ru/articles/371.html

Об Елеосвящении, как святом таинстве, врачующем и тело и душу больного христианина, учили отцы и учители Церкви первых ее веков. Особенно ясно учат о нем отцы Церкви пятого века: Виктор, пресвитер антиохийский, Цезарий писатель церковный, Иннокентий, папа римский и другие. Цезарий так, например, пишет: «всякий раз, как постигает какая-либо болезнь, пусть больной примет Тело и Кровь Христову и помажет тело свое, чтобы исполнились на нем слова Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Видите, братие, кто в болезни прибегает к церкви, тот удостаивается получить и здравие тела и отпущение грехов» (Догм. Макария т. 2). Еще раньше указанных отцов и учителей Церкви учил о св. Елеосвящении св. Иоанн Златоуст ; говоря о способах отпущения грехов священниками, он пишет: они делают его (отпущение грехов) не только посредством молитв, не только возрождают нас крещением, но и имеют власть разрешать от грехов и после сего возрождения соделанных, как сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви» и т. д. Еще раньше И. Златоуста учил о св. Елеосвящении св. Кирилл Иерусалимский порицая волшебства и наставляя христиан относительно молитв, он учит: «При этом я напоминаю тебе еще слова Божественнаго Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Слова: «я напоминаю тебе» показывают, что современным св. Кириллу христианам таинство Елеосвящения было известно. Ориген , живший в третьем веке, говоря о таинстве покаяния, учит: «в сем исполняется и то, что сказал ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и да возложат на него руки, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Все сектанты, не имея законных пастырей Церкви, сами себя лишают возможности врачевать и тело и душу в великом таинстве св. Елеосвящения. Но ты, православный христианин, благодаря милосердного Господа за дарованное Им духовное врачевство, прибегай к Нему во всякой твоей болезни, помня слова св. ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010