Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Миропомазание – это  Таинство , в котором верующему при помазании освященным  миром  частей тела подаются особые  дары Святого Духа , для укрепления его в духовной жизни, на его христианском пути. Когда совершается Таинство Миропомазания? Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства  Крещения , как бы, условно, составляя с ним один богослужебный чин. Церковные каноны говорят об этом следующее: «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (48е правило Лаодикийского собора). Когда и кем было установлено это Таинство? Установление Таинства восходит ко временам апостолов . В то время каждый вновь крещёный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа . В книге Деяний рассказывается, как апостолы Петр и Иоанн возложили руки на самарян, для того чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» ( Деян.8:16 ). Сошествие Святого Духа иногда сопровождалось явными и ощутимыми действиями благодати : люди получали дар говорить на незнакомых языках, пророчествовать, творить чудеса , подобному тому, как это было с апостолами в день Пятидесятницы. Впоследствии, когда желающих стать христианами стало очень много из-за того, что епископ не мог лично встретиться с каждым новокрещеным, возложение рук было заменено помазанием святым миром и стало преподаваться пресвитерами . Действие Таинства В Таинстве Крещения человек омывается Божественной благодатью от первородного греха (хронического греховного повреждения) и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает от Бога силу (благодать) для христианской жизни, исполнения Заповедей. В Таинстве Миропомазания подается Божественная  благодать  для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным полноценное христианское участие человека в других Таинствах. «Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: “ Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего ” ( Тит.3:5-6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105).

http://azbyka.ru/miropomazanie

Слушаем Слово Божие. Евангелие от Матфея. Все встали. Слава Тебе Господи, слава Тебе! И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил ии, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подав им и сказал: пийте из нея вси, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. ( Мф. 26, 26-28 ) Сам Господь под видом вина и хлеба входит в очищенную покаянием душу, питает ее благодатью, укрепляет ее, делает подобной Себе бессмертной. Кто не вкушает тела Христова и не пьет крови Его, тот не будет иметь в себе жизнь вечную. А что бывает с теми, кто не очистил свою душу покаянием и в грязную душу принял Причастие? Что стало с Иудой, который думал предать Господа и при этом принял Святое Причастие? Вошел в него сатана. Вот как страшно причащаются в осуждение. Повторите мне, какие мы с вами перечислили спасительные Таинства, которые устроил Господь для нашего спасения в Православной Церкви (показываем рисунки): 1. Таинство крещения. 2. Миропомазание. 3. Покаяние. 4. Причащение. Здесь мы видим свадьбу, венчание. Правильно таинство венчания — Господь благославляет Духом Святым пару, жениха и невесту, соединяет навечно мужа и жену; Таинство священства. Святитель возлагает руки — рукополагает достойного человека, читает особую молитву и Дух Святой сходит на этого человека, и с этой минуты этот человек становится священником. Он слуга Божий в доме Божием, в храме он служит божественные службы, совершает таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, венчания, елеосвящения. Сам священник, как и мы человек грешный. Один Господь без греха. Но когда он совершает божественную службу — сам Святой Дух через него совершает все таинства и службу Богу; Таинство елеосвящения, если кто заболеет, то призывает священника, и он помазывает его с молитвами святым маслом. Через святое масло — елей — и призывание благодати Божией исцеляется больной от болезней тела и души. Вот эти 7 столбов — 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние, Причащение, венчание, елеосвящение, священство. На них утверждена наша Церковь. Семь таинств даны Господом для нашего спасения. Не будет этих столбов, рухнет дом. Так и у человека. Душа, как дом, держится на 7 столбах. Нет покаяния — рухнул один столб, нет причащения — рухнул второй столб; не ходит в храм, где совершает таинства священник — третий столб рухнул; живут муж и жена без венчания — еще один столб рухнул. Так все столбы рухнут и останутся одни развалины в душе человека, и ждет его вечная погибель, оторвется он от корабля спасения, могучего непобедимого корабля Единой Святой Соборной нашей Церкви и утонет в бушующем море зла, среди сетей, расставленных сатаной.

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

Совершительной формулой Крещения являются слова: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Условием принятия Крещения являются покаяние и вера. 431 . «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ) Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды» 432 . 2.2. Миропомазание «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной» 433 . Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук ( Деян. 8:14–17 ). Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета ( Исх. 30:25 ; 3Цар. 1:39 ). О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: «вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» 434 . Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Так заканчивается Таинство Крещения, и мы приступаем к Таинству Миропомазания. Миропомазание Крещение есть Таинство прощения и обновления, Таинство рождения. Но за рождением следует жизнь. Бог при творении мира, создав человека, «вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). И после нового творения – спасения мира, совершенного Христом, – Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов, чтобы облечь их «силою свыше» ( Лк.24:49 ). Так и после крещения Он низводится на новокрещеного в Таинстве Миропомазания. Это Таинство жизни: Дух Святой есть «Жизни податель», то есть источник той новой, Божественной Жизни, которую получает человек во Христе. «Ибо жизнь явилась», – говорит святой Иоанн Богослов ( 1Ин.1:2 ), а эта жизнь дана нам Духом Святым. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Эту жизнь подает, о ней свидетельствует Дух Святой, сошедший на апостолов в Иерусалиме, совершающий всякое Таинство Церкви и низводимый на нас через миропомазание. «Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом... и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» ( 1Ин.5:6 ). Таинство освящения «Святой» прежде всего означает освященный, то есть посвященный Богу, отданный на служение Ему. Потому Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). Она служит делу Христову, Сам же Христос пришел, чтобы послужить «и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). И в Церкви мы живем не для себя, но чтобы исполнять Его дело в мире. Мы – «люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Того, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет» (ср. 1Пет.2:9 ). Каждый из нас освящен Духом Святым, то есть посвящен на служение Господу своему. Каждого Дух Святой посылает на особое служение, и нет члена Церкви, не призванного к служению, так как сама Церковь есть вечное служение Богу, вечное свидетельство об Его Царстве в мире и над миром. Таинство одухотворения Наша жизнь, по слову преподобного Серафима Саровского , должна быть «стяжанием Духа Святого», то есть безостановочным восхождением и одухотворением. Мы призваны к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ); и в Таинстве Миропомазания нам подается благодать, то есть сила, помогающая нам в этом восхождении, в этой непрестанной борьбе за духовную жизнь, за одухотворение всего нашего человеческого существа. Дух Святой, данный нам, есть источник той внутренней жажды, которая уже не дает нам успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет нас к небесному, вечному и совершенному. Он есть совесть, осуждающая наши дурные поступки и дающая нам «видеть наши прегрешения», и Он же есть те «мир и радость», которые уже здесь, на земле, дают нам предвкушать вечную радость Царства Божиего (см.: Рим.14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:4 ). Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром. Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7:38–39 ). В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т. н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как-то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Часть III. Крещение и Миропомазание Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Богословские аспекты таинств Крещения и Миропомазания167 Средоточием христианской веры и непоколебимым фундаментом христианской Церкви является исповедание смерти и воскресения Иисуса Христа как спасительных для человеческого рода деяний Божиих. Св. ап. Павел свидетельствует о неизменном содержании христианского благовестия и церковного Предания, которое заключается в том, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:3–4 ). Возвещение миру смерти и воскресения Христа апостол называет «тайной благовествования» ( Еф.6:19 ). Этим же словом – μυστριον, то есть «таинство» – он именует всю совокупность этапов и всё многообразие аспектов домостроительства спасения Сына Божия: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Церковь также включена в это единое таинство спасения, ибо она есть тайна, «сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей... которая есть Христос в вас» ( Кол.1:26–27 ). Наконец, величайшей тайной Божией – μυστριον το Θεο – является Сам Иисус Христос, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:2 ). Таким образом, в Новом Завете таинство, μυστριον – это, прежде всего, явленный во Христе и осуществляющийся в Церкви спасительный замысел Божий о человечестве, откровение Его непостижимой любви и милосердия. Таинство домостроительства Божия во Христе, бесконечно превосходя человеческое разумение, тем не менее не скрывает, но, напротив, являет дотоле сокровенную Премудрость Божию и открывает всем верующим во Христа доступ к полноте Божественной жизни, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Отцы Церкви, верные учению Господа Иисуса Христа и Его апостолов, согласно учат, что христианин умирает и воскресает со Христом, обретая спасение и вечную жизнь через участие в особых церковных священнодействиях, прежде всего – в Крещении и Евхаристии. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ); «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ) – наставляет Господь своих учеников. А ап. Павел учит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ). Всякий раз, совершая Евхаристию, мы «смерть Господню возвещаем, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). В практике древней Церкви Крещение, Миропомазание и Евхаристия совершались подряд, образуя великое таинство христианского Посвящения. Богословие Крещения, Миропомазания и Евхаристии составляет важнейшую часть Священного Предания Церкви. Христологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Человеку надлежит с помощью Святого Духа уврачевать повреждение своей природы и соделаться жилищем Богу. Все великие дары Божии – оправдание, освящение, со-воскресение – даются нам в Таинстве Крещения не как окончательная, актуализированная и пребывающая данность, а как задание, как потенция, как возможность. Христианин не выходит из купели бессмертный, бесстрастный, не способный болеть, изменяться; но к его естеству прививается благодать Божия, помогающая ему устроить свою жизнь, и внешнюю, и внутреннюю, так, чтобы вся она проникалась освятительной силой Церкви, – то есть выстроить всю жизнь по началам Евангелия. Разумеется, очень важны здесь свободное произволение человека, его нравственные и духовные усилия. Но этого недостаточно: своими собственными силами люди не могут в полной мере исполнить евангельские заповеди, для этого нужен особый дар Святого Духа; и этот дар подаётся именно в Таинстве Миропомазания. С православной точки зрения Крещение и Миропомазание – две стороны одного целого. В Крещении мы возрождаемся к вечной жизни, делаемся к ней способны, – в Миропомазании получаем дары Святого Духа для прохождения этой жизни. Напомним еще раз слова Господа: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 7). Рождение от воды – это Крещение, рождение от Духа – Миропомазание. С самого начала бытия Церкви возрождение человека к новой жизни совершалось двойственным актом: сначала он принимал крещение от воды, а затем получал дар Духа Святого через возложение рук апостольских. Вот свидетельства Священного Писания. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили на них руки, и они приняли Духа Святого (Деян. 8, 14-17). Еще: в Эфес прибыл Апостол Павел, и найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа Святого, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

10:10 и 19:23); «Дух Божий сошел на слуг Саула» ( 1Цар.19:20 ); «Тогда на Азарию... сошел Дух Божий» ( 2Пар.15:1 ), и т.д. О христианах же говорится, что Дух Божий живёт в них: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ). Именно этот момент кардинально отличает ветхозаветных праведников от новозаветных: первые имели Духа Святого на себе (или же с собою, рядом с собой, как и говорит Христос в Ин.14:17 ), то есть, Дух был рядом с ними, но не в них – вторые же имеют Его в себе, внутри себя 355 . В этом и смысл дня Пятидесятницы: Дух Святой и прежде был среди людей и особенно близко Он был с праведниками, но только после победы Христа Он поселился в них Самой Своей Личностью . Именно поэтому христиане и называются храмом Духа Божия, как никогда не называются в Библии ветхозаветные праведники. Вот об этом и говорит Спаситель в Ин.4:23 : Богу нужно поклоняться с Духом Святым в себе , и только такое поклонение может поистине угодить Богу. Дар же Духа Святого может быть получен только в Церкви в Таинстве Миропомазания (читать об этом в гл. 14). Поэтому протестанты, находящееся вне Церкви и враждующие с Ней, не имеющие Миропомазания, никогда не поклонялись и в принципе не могут поклониться Богу в Духе Святом, ибо они не имеют Его и никогда не будут иметь, если не примут Его в Таинствах Христовой Православной Церкви. Справедливость данного толкования подтверждает и контекст речи Христа, ведь Он отвечает на вопрос не «как», а «где», то есть Он говорит не о способе , а месте поклонения Богу: «... не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Раньше Дух Божий пребывал сначала в скинии, а затем в иерусалимском храме (по вере же самарян – на горе Гаризим). Причём, хотя в храме и пребывал Дух Святой, приходившие туда всё же не могли поклониться Богу в Духе, ибо в них Он не вселялся и во время храмового Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

14:26). «Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам» (Иоан. 16:14). Итак, дело Святаго Духа одинаково с делом Христовым в том отношении, что Он будет возвещать апостолам тоже самое учение, какое они слышали от Христа. Вот почему Дух Святый именуется у апостола Павла «Духом Христовым» (1 Петр. 1:10). Это значит не то, что Он, как учит латинская церковь, исходит предвечно не от одного Отца, но вместе и от Сына, а то, что Он временно послан будет Христом к апостолам для научения и утешения их. Сам Христос ясно различает то и другое, говоря: «егда приидет Утешитель, Егоже Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Иоан. 15:26). Еслибы Дух предвечно по бытию исходил от Сына, как и от Отца, Христос не сказал бы о Духе, что Он исходит от Отца, а прибавил бы: и от Сына.    Союз Христа с верующими в Него, по слову апостола, получает силу от союза их со Святым Духом, так что кто не имеет Духа, тот и «не Христов», т. е. не христианин. Все верующие во Христа получают Святаго Духа в таинстве миропомазания. Со времени миропомазания верующие во Христа становятся храмами Святаго Духа. «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога и несте свои» (1 Кор. 3:16, 6:19). Горе тем, которые грехами своими осквернили этот храм. Дух Святый удалился от них с Своею благодатию. Она уже не проявляет в них своей спасительной силы, судя по тому, что они живут не по-христиански, ведут себя словно нехристи, так что ничем не отличишь их от некрещеных людей. И потому справедливо Апостол называет их чуждыми Христа, как людей, лишившихся благодати Святаго Духа. Она в них не действует. Душа их перестала быть храмом Святаго Духа и подверглась опасности сделаться жилищем бесов. Не будем, братие, доводить себя до такого состояния. Если же случится с кем это несчастие, да поспешит он возвратить благодать Святаго Духа посредством раскаяния, не теряя надежды, что Дух Святый, по милосердию к раскаявшемуся грешнику, снова водворится в душе его, очистит ее от всякия скверны и снова соделает ее достойною общения со Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

256. Синод. перевод: …когда не верите Мне, верьте делам Моим… — Ред. 257. Синод. перевод: …а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. — Ред. 258. Синод. перевод: …если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. — Ред. 259. Заметка стенографа. 260. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 261. В древней церковной литературе епископ часто называется «священник» или «первосвященник», а диакон — «левит»; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3. 262. Христос как Бог Сам прощал грехи, священники же отпускают грехи в силу полученной от Христа власти (см. Ин 20:23). 263. Речь идет о помазании всего тела; см. Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 267–271. 264. Синод. перевод: …ибо, где будет труп, там соберутся орлы. — Ред. 265. Синод. перевод: …се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. — Ред. 266. Синод. перевод: …уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 267. Синод. перевод: …когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. — Ред. 268. Синод. перевод: …Он не сделал никакого греха. — Ред. 269. Синод. перевод: …Все это происходило с ними. — Ред. 270. Лакуна. 271. О такой форме крещения говорят Тертуллиан — «О зрелищах», IV; «О крещении», V; священномученик Ипполит Римский — «Апостольское предание», 21; святитель Кирилл Иерусалимский — «Слова тайноводственные» 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения. 272. Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010