Апостольское чтение на литургии возвещает наступление времени духовного пробуждения для всей Церкви: Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13. 11, 12). Евангельское чтение указывает на смысл и содержание этого духовного пробуждения – взаимное прощение и примирение друг с другом: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6. 14). Примирение христиан друг с другом накануне первого постного дня – нечто несравненно большее, чем всего лишь необходимое условие примирения каждого из них с Богом. Прощение и примирение воссоздают Церковь в ее первоначальном замысле – как единое Тело Христово, призванное возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). Субъектом поста является не хаотическое множество разрозненных индивидуумов, но Церковь как собрание любви. Именно и только Церковь способна встретить воскресшего Христа и вновь принять от Него дар новой жизни, и поэтому постится в ожидании Воскресения тоже вся Церковь, примиренная и собранная в единении любви.   Такое понимание поста нашло свое выражение и в стихирах Вечерни Недели сыропустной, помещенных в «Триоди постной». В первой стихире на «Господи воззвах» свт. Иосиф Студит проводит параллель между Церковью, собранной воедино для прохождения Великого поста, и общенародным постом жителей Ниневии. «Молитвами и слезами Господа спасающего нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне» . В стихире подчеркивается соборный характер пощения, примиряющего постящихся и возводящего их как единый народ в Царство Божие, которое есть Царство любви. Прп. Феодор Студит – автор третьей стихиры на «Господи воззвах» -  видит смысл поста в совершенствовании в любви, которая отверзает духовные очи постящихся для созерцания таинства спасения, совершенного Христом.

http://bogoslov.ru/article/1245492

Бог всегда слышит наши молитвы, творимые искренне и с благодарением. Сила Божия способна одолеть самое неодолимое, Его отеческая забота простирается до самого с человеческой точки зрения незначительного. В молитве, как учит апостол Павел, мы можем обратиться к Господу с самыми разными нашими проблемами и заботами. Отец Небесный поймет каждого, но исполнит просимое только в том случае, если это полезно человеку. Мы ведь тоже не потакаем детям своим в их шалостях или прихотях. Так и Бог. Он один лучше всех знает и понимает, что нам нужно, а что нет. А потому не стоит роптать и сетовать, что Господь не слышит молитвенных воздыханий, не ценит молитвенных трудов и подвигов. Ни одно доброе дело для Бога не остается незамеченным. Переживать по этому поводу не стоит! Наоборот, мы должны благодарить Бога во всем – и в печали, и в радости, как благодарен каждый ребенок родителям своим просто за то, что он живет. Такое ощущение дает не только полноту молитвы, но порождает душевный мир, покой, уверенность в Промысле Божием. Мы ведь знаем, что ничто в этом мире не совершается без святой воли Его! И как глубоко заблуждается тот, кто уповает на свою самость, тщеславную самостоятельность… Как бы ни кичился человек своими талантами, своей оригинальностью и неповторимостью в чем-то, даже эти неординарные способности не приобретены лично им, а, по Божией милости, дарованы Господом для благих целей. И в молитве нашей необходимо помнить три вещи. Бог любит нас и все совершает по любви к нам, хочет для нас только лучшего. Это лучшее определяется отнюдь не нашими желаниями, а премудростью Божией. И, наконец, только тот, кто понимает и осознает над собой волю Божию и силу Господню, молитвою обретет не только надежду, но и мир Божий для своей души. Апостол Павел говорит, что в верных последователях Христа не должно быть ничего скверного, ненавистного, темного или злого. Потому что по сути своей они теперь не свои, а Божии:… братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Бог дал людям право выбора, вложил в разум понимание того, что хорошо и что плохо. Да, все мы падаем и грешим, но имеем возможность исправить себя покаянием, исповедовать Господу свои грехи и светом дальнейшей праведной жизни умилостивить Вселюбящего Бога. Только должно всегда помнить о том, что земная жизнь наша временна и нужно успеть покаянием очистить душу. Ведь никто из нас не ведает своего смертного часа. Так страшно предстать пред судом Божиим в греховной скверне нераскаянных злодеяний! Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Настоящее время есть время покаяния, будущее – время суда; это – время подвигов, то – время венцов; это – время труда, то – время упокоения; теперь – изнурительная деятельность, тогда – вознаграждение». Сподобимся же, по милости и милосердию Божиему, в таинстве исповеди решительно очистить все совершённые нами грехи, помня о том, что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь». Аминь. Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин.6:53 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Накануне иудейской пасхи Спаситель собрал учеников в простой, чисто убранной горнице для совместной трапезы, исполненной величия и печали. Простая пища, простое питье на столе – хлеб и красное виноградное вино. Но этот скромный стол словно бы распространился на всю вселенную, и на нем распростерся закалаемый за грехи человечества Агнец Божий. Тайной вечерей Господней началась непрекращающаяся с той поры таинственная Трапеза рода христианского – Божественная Евхаристия. Ветхозаветные люди насыщали тела свои земной пищей, а души их, лишенные общения с Богом, оставались вечно голодными. На выжженных песках пустыни растет только саксаул да мечется бесприютное перекати-поле – вот на такую же духовную ущербность обрек себя падший род человеческий в безблагодатном мире. Силы и крепость для духовного роста и расцвета даровал обездоленным людям только Христос Искупитель, в Самом Себе заключающий небесную пищу, по слову Его: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин.6:35 ). Первыми таинственного этого Хлеба вкусили апостолы на Тайной вечере.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Боль расставания особенно сильна, когда осознаешь его неминуемость и собственное бессилие что-либо изменить. По воле Божией, как бы мы этому ни противились, бывает, что жизнь разлучает нас с духовными пастырями и учителями. Только Господь Иисус Христос, наш неизменный и вечный Наставник, пребывает всегда: вчера, сегодня, завтра и вечно. Как пишет апостол Павел: Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Как и прежде, Господь любит нас всепобеждающей любовью, готов простить и очистить все наши согрешения. В Его руках по-прежнему власть и сила, способная уничтожить всякое зло. Постараемся же всегда помнить, славить и почитать вечного и милосердного небесного Наставника нашего – Господа и Спаса Иисуса Христа, Который научил нас истине, примирил с Богом, даровал бесценное благо и высочайшее право называться сынами Божиими. Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем». Аминь. Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению) Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин.12:1-18 ) повествует о том, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим накануне Своих страданий. Со времени выхода Спасителя на проповедь, начала Его общественного служения это была четвертая Пасха. Совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. После того как Он на глазах у множества людей воскресил из мертвых уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря, Своего верного последователя и близкого друга, Спаситель удалился за Иордан. Но вот Он возвращается в Иерусалим, зайдя предварительно в Вифанию, где посещает дорогой для Его сердца дом: Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Будущие блага – это то, что сейчас имеем мы с вами, братья и сестры! Это благодать Святого Духа, таинства Церкви Христовой и все те милости, которые получаем через Христа от Отца Небесного. В том числе полнейшее единение с Господом в таинстве Святого Причащения. Что еще может быть для души христианской важнее, чем это благословенное событие, чем этот праздник чистого и искреннего сердца?! Наконец, даже наше ожидание становится благом . Ожидание исполнения Божественного обетования о воскресении мертвых и наследовании блаженной вечности. Такого Царства, в котором не будет зла и насилия, страданий и болезней, горечи и боли бесцельного существования. Жизнь с Богом и в Боге – такая духовная радость ожидает впереди всех верных последователей Христа! Апостол пишет, что Господь пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною . Под скинией нерукотворной разумеется Царство Небесное, которое принес в мир Христос. Путь в эту совершеннейшую скинию был проложен нашим вечным Первосвященником Своею Пречистой Кровию. По словам апостола Павла, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Обратите внимание, братья и сестры, на первый взгляд здесь усматривается только простое сопоставление Крови Христовой с кровью жертвенных животных, тем не менее апостол Павел из него делает важнейший вывод, показывая преимущество Нового Завета перед Заветом Ветхим. У иудейского народа считалось, что человека оскверненного может очистить только окропление кровью тельцов и козлов. Такое освящение позволяло некогда оскверненному и отвергнутому духовными властями человеку приступить к Богослужению. Но этим священным обрядом очищалось только тело , а не душа оскверненного. Тот же апостол Павел писал: Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр.10:4 ). Каждый год в особый день, день очищения, жертвы приносились первосвященником для того, чтобы как бы напомнить Богу о грехах людских и подтвердить их намерение раскаяться . Известно также, что в Ветхом Завете кровью, смешанной с водой, окроплялись богослужебные сосуды, книги, сама скиния. Это тоже было не случайно. Кровь чистых жертвенных животных являлась в древности прообразом другой Крови – Крови Господа нашего Иису са Христа, пролитой на Животворящем Кресте за весь род человеческий.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Создатель ( Откр.2:10 ). Чем усерднее мы служим Богу, тем больше получаем пользы, необходимой для нас самих. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если Бог, Сотворивший нас в начале, без всякого с нашей стороны доброго дела, тотчас же даровал нам столько благ, то чего не дарует Он потерпевшим за Него и понесшим труды и подвиги?» Подвизаясь Великим постом в молитвенных подвигах, воздержании, бдении, совершении дел милосердия, не будем думать, что тем самым мы угождаем Богу. Да, Творцу угодны понесенные нами труды. Но, стремясь осуществить их, мы прежде всего обретаем спасение и подаем благодатный пример другим людям. Преподобный Исаак Сирин поучает: «Потерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания, чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего». Аминь. Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. ( Гал.6:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Христе братья и сестры! Животворящий Крест Господень сопутствует христианину во все дни его земной жизни. Крест увенчивает купола наших храмов, крест мы носим на груди, крестным знамением осеняем себя при молитве, да и над могилами удостоившихся христианского погребения возвышается крест – знак надежды на воскресение к жизни вечной. «Приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство», – воспевает Святая Церковь. Впитав в себя пречистую кровь Спасителя, крест Господень приобрел способность оживотворять, уподобился райскому древу жизни. От одного прикосновения к честному кресту Господню воскресали мертвые. Хранящие в этом мире верность Кресту Христову сподобятся вечной жизни в Царствии Небесном. Во времена языческие и ветхозаветные крест вызывал у людей лишь ужас. Ибо человеческая жестокость измыслила казнь через распятие на кресте как кару самую позорную и мучительную, предназначенную для совершивших тягчайшие преступления. И эту-то страшную смерть избрал для Себя безгрешный Сын Божий, подвигом Своим величайшим искупивший человечество от рабства греху.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В «Апостольских постановлениях» записано: «Если какой-нибудь христианин осужден ради Христа (на работу) в рудники безбожниками, не потеряйте его из вида, но посылайте ему от доходов от ваших трудов и пота вашего, чтобы поддержать его и вознаградить воина Христова». Итак, к сочувствию и состраданию призывает всех нас святой Павел. Первоверховный апостол призывает к чистоте семейных отношений: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; а также к щедрости и нестяжательству: имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Господь никогда не оставит верных чад Своих, и накормит, и упокоит, и защитит от злых напастей. Христианам нечего бояться, можно смело говорить: Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек? ( Пс.117:6 ). Особо трепетное отношение у христиан, учит апостол Павел, должно быть к наставникам: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Наставничество в жизни христианской имеет очень важное значение, так как помогает улучшить духовное состояние членов общины. Истинный наставник Церкви живет в вере и таким образом приближает людей ко Христу, так как в душе его как в нерукотворном храме, пребывает Господь. В основе наставничества лежит любовь. Истинный наставник всей своей жизнью показывает, как нужно жить в Боге и любить Бога. Учитель любит своих учеников во Христе и по любви всегда готов помочь им и поддержать их. Истинный наставник, умирая в верности Богу, не только примером жизни своей, но и смертью своей вдохновляет на духовные подвиги других людей. Святой Церкви Христовой особенно нужно такое наставничество. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Так складывается человеческая жизнь, что духовное наставничество среди людей не может быть вечным, все земные наставники приходят и уходят. Иногда процесс расставания особенно болезненный, потому что наставников с их духовными чадами связывает большая любовь и беспредельное доверие. Но в этой жизни может все случиться: отъезд в другую местность, болезни, жизненные обстоятельства, ведущие к разлуке.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В день их памяти по Уставу церковному облегчается строгость Великого поста и даже, если день сей выпадет на понедельник, вторник или четверг, то непременно служится Литургия Преждеосвященных даров. Почему мы так торжественно вспоминаем этих благословенных мучеников? Потому что их пример являет для нас высшее выражение истинной веры и силы исповедания. Славой небесной возвеличены святые угодники Божии, в Севастийском озере мучившиеся. Господь наш Иисус Христос говорил: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Для святых мучеников Севастийских исповедание Господа составляло немалый труд, так как было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и риском для самой жизни. Языческий мир негодовал, изливая на них всю свою ненависть лишь за то, что они, как и все христиане, утверждали, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради всех людей пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, принял смерть на кресте, погребен, но воскрес в третий день, возшел на небеса и пребывает ныне одесную Бога Отца. Вот за эту истину и приняли мученическую кончину сорок воинов. Высоту же чести мученичества явил Сам Сын Божий, распявшись на кресте, принеся искупительную жертву за род человеческий. Приняв на Себя человеческое естество, именно во время Своего мученического подвига воскликнул страдающий Господь: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Мы знаем, что Спаситель наш являлся величайшим Пророком, пророчествовавшим о пленении Иеру салима, предсказавшим Страшный Судный день. Проходя по городам и селениям, Господь благовествовал Евангелие и явил Себя миру также величайшим Проповедником. Иисус Христос показал всем пример истинного пустыннического подвига и постничества: Поведен был духом в пустыню… и ничего не ел в эти дни ( Лк.4:1–2 ). Являлся Он и величайшим Преподобным, о Котором апостол Павел говорил: Святой, непричастный злу, непорочный ( Евр.7:26 ). Наконец, все мы знаем, что Господь наш – несравненный Чудотворец, исцелявший больных, слепых, глухих, хромых и расслабленных, воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов. Но даже как Чудотворец не просиял Христос Божественной славой и не возвеличился в глазах людей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В другой книге Ветхого Завета подобные слова вложены в уста Бога: «Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью вспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него» ( Иер. 31:20 ). «Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Повернулось во Мне сердце Мое» ( Ос. 11:8 ). Если в этих отрывках есть какой-то смысл, то он заключается в том, что даже перед Пришествием Бог имеет прямое отношение к страданиям своего творения. Наши несчастья причиняют страдания Богу; Божьи слезы сливаются со слезами человека. Надлежащее внимание к апофатическому подходу непременно заставит нас поостеречься грубо и непродуманно приписывать человеческие чувства Богу. В конце концов, это мы имеем право утверждать. «Любовь делает страдания других своими собственными», – утверждает «Книга нищего духом». Если это истинно для человеческой любви, то это вдвойне истинно для Божественной. Коль скоро Бог есть любовь и Он создал мир в качестве акта любви, и коль скоро Бог есть личность, а личность подразумевает единение, Бог не остается безразличным к мучениям этого греховного мира. Если я как человек остаюсь равнодушным к горю ближнего, то как можно говорить, что по-настоящему люблю его? Поэтому, конечно, Бог отождествляет себя со Своим творением со всеми его терзаниями. Истинно сказано было, что в Божьем сердце был крест еще до того, как появился другой, поставленный близ Иерусалима; и хотя деревянный крест сняли, крест в Божьем сердце все еще остается. Это крест боли и триумфа одновременно. И те, кто могут поверить в это, поймут, что радость смешана с их чашей горечи. Они на человеческом уровне примут участие в Божественном опыте торжествующего страдания.                  Тебе, покрывающему вершины свои водами,                  Песком океан ограничивающему                  И вселяющему жизнь во все вещи:                  Солнце поет хвалу Тебе,                  Луна славит Тебя,                  Каждая тварь вечно возносит песнь свою Тебе,                  Ее Делателю и Творцу. Из Постной Триоди          Великий Ты, Господи, и чудны дела Твои, и ниединоже слово довольно              будет к пению чудес Твоих.          Ты бо хотением от несущих во еже бытие превратил вещи, Твоею              державою содержишь тварь и Твоими промыслом                         мир.          Ты от четырех стихий тварь сочинивший, четырьмя временами круг лета              венчал Ты. Тебе трепещут умные все силы; Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды; Тебя слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простер здесь небо яко кожу; Ты утвердил здесь землю на водах; Ты оградил здесь море песком. Ты для дыхания воздух пролил сюда. Ангельские силы Тебе служат, Архангельские лица   Тебе кланяются; многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы окрест стоят и облетают, страхом неприступной славы Твоей

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

В Евангельском чтении на Литургии (см. Мф.24:36–26, 2 ) мы слышали сегодня притчу о десяти девах: тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных . Неразумные, взяв светильники свои, не захватили с собой масла про запас. Мудрые же девы вместе со светильниками взяли еще и масло. И пока неразумные вынуждены были отлучиться, чтобы купить еще масла, пришел жених, чертоги брачные затворились. Неразумные девы, оставшись пред закрытыми дверьми, просили: Господи, Господи, отвори нам . И в ответ услышали приговор Божий: не знаю вас. Спаситель завершает притчу словами предостережения: итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий . Эта притча говорит нам о том, что жизнь духовная невозможна без совершения добрых дел, – вера должна сопровождаться добрыми свершениями. Не уподобимся же неразумным девам, которые ждали Жениха Небесного, но не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Вот так и вся жизнь наша должна стать достойным приготовлением к встрече Господа. Как же сделать так, чтобы чаяние пришествия Жениха Небесного стало основой всего нашего земного существования? Жених грядет! – для православных христиан нет блаженней этих двух проникновенных слов. Ради них некоторые люди оставляют мир и все, что есть в мире, отрекаются от всего земного, чтобы не раздваивать своего внимания и усердия, не отягчиться духом. Такие подвижники Христовы находят благодатный приют и успокоение в святых обителях. Другие не оставляют мира со всеми его радостями и огорчениями, но не прилепляются ни к чему сердцем своим. Любви ко Христу подчинены все их дела, чувства и отношения. По первому гласу о пришествии Господа с радостью отвергаются они от всех житейских приобретений. Людей, проводящих так свою земную жизнь, можно назвать рабами бдящими . Спаситель видит и ценит такое усердие, и награда будет неизреченно велика: пусть в мире они терпят трудности и скорби, но все страдания временны и преходящи, а в будущем их ожидает высочайшее блаженство.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010