5 Ибо мудрый, послушав их, будет мудрее, а разумный приобретет для себя руководство, 6 и будет он понимать притчу, прикровенное слово, изречения мудрых и загадки. 7 Начало премудрости — страх Господень: доброе разумение у всех, имеющих его; благочестие же пред Богом — начало познания; а нечестивые презирают мудрость и наставление. 8 Слушай, сын, наставление отца твоего и не отвергай заветов матери твоей, 9 потому что через это приобретёшь прекрасный венок для головы твоей и золотое ожерелье для шеи твоей. 10 Сын мой! Да не соблазняют тебя нечестивые люди, и сам не соглашайся,  если будут звать тебя, говоря: 11 «Иди с нами, будь сообщником убийства, беззаконно скроем в землю мужа праведного, 12 поглотим, как ад, его живого и удалим память о нём с земли, 13 овладеем драгоценным его имуществом и наполним дома наши добычей. 14 Жребий свой бросай с нами, мешок у всех будет общий, и кошелёк у всех нас будет один». 15 Сын мой! Не ходи в путь с ними, убери ногу твою от тропы их, 16 потому что ноги их устремляются к злу и спешат проливать кровь. 17 Ибо не напрасно расставляются сети на птиц: 18 те, кто делаются сообщниками в кровопролитии, собирают самим себе несчастья: конец беззаконных людей — бедствен. 19 Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием они губят свою душу. 20 Премудрость воспевается на улицах, на площадях ведёт она смелую речь. Вторник первой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 1: Яко пришельцы есмы на земли, якоже вси отцы наши, краткое житие наше без греха сохрани, Спасе наш, и помилуй нас, яко Человеколюбец.  Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 5), глас 4: Вонми гласу моления моего,/Царю мой и Боже мой.  Стих: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Чтение пророчества Исаии  19–31; 2: 1–3а] Так говорит Господь: 19 если захотите и послушаете Меня, то будете вкушать блага земли. 20 А если не захотите и не послушаете Меня, то станете пищей для меча, ибо уста Господни сказали это. 21 Как сделался блудницей город верный, Сион, исполненный правосудия! Правда обитала в нем, а теперь в нем убийцы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

6 А спустя сорок дней открыл Ной окно ковчега, который он сделал, 7 и выпустил ворона посмотреть, не сошла ли вода; и, вылетев, он не возвратился, пока не иссякла вода на земле. 8 И выпустил после него голубку посмотреть, не ушла ли вода с лица земли. 9 И голубка, не найдя покоя для ног своих, возвратилась к нему в ковчег, ибо вода была по всему лицу земли. И он, протянув руку свою, взял её и внес её к себе в ковчег. 10 И, помедлив еще семь дней, выпустил голубку из ковчега. 11 И возвратилась к нему голубка вечером и держала масличную веточку с листом во рту своём. И узнал Ной, что сошла вода с земли. 12 И, помедлив еще семь дней других, снова выпустил голубку — и она уже не возвратилась к нему. 13 В шестьсот первый год жизни Ноя, в первый день первого месяца иссякла вода с лица земли. И открыл Ной кровлю ковчега, который он сделал, и увидел, что иссякла вода с лица земли. 14 А во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца, высохла земля, и в двадцать седьмой день месяца открыл он ковчег. 15 И сказал Господь Бог Ною так: 16 «Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сыновей твоих с тобой, 17 и все звери, которые с тобой; и всякую плоть, от птиц вплоть до скота, и всякого пресмыкающегося, движущегося по земле, выведи с собой. И возрастайте, и размножайтесь на земле». 18 И вышел Ной, и жена его, и сыновья его, и жёны сыновей его с ним. 19 И все звери, и весь скот, и все птицы, и все пресмыкающиеся, движущиеся по земле, вышли из ковчега в первый день третьего месяца. 20 И построил Ной жертвенник Господу, и взял из всех скотов чистых и из всех птиц чистых, и вознёс во всесожжение на жертвеннике. 21 И ощутил Господь Бог приятное благоухание.   Прокимен (псалом 60), глас 6: Услыши, Боже, моление мое,/вонми молитве моей.  Стих: От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое. Чтение книги Притч 31–32; 11: 1–12] 31 Уста праведного источают мудрость, язык же неправедного погибнет. 32 Уста мужей праведных источают благодать, а уста нечестивых развращают.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

6 Спину Мою Я предал на раны и щёки Мои на пощёчины, лица же Моего не отвращал от постыдных оплеваний. 7 И Господь, Господь был помощником Мне, поэтому Я не стыдился, но держал лицо Своё, как твёрдый камень, и знал, что не останусь в стыде, 8 ибо близок Оправдывающий Меня. Кто захочет состязаться со Мной? Пусть предстанет передо Мной. И кто хочет судиться со Мной? Пусть подойдёт ко Мне. 9 Вот Господь, Господь поможет Мне, кто уничтожит Меня? Вот, все вы, как одежда, обветшаете, и как бы моль поест вас. 10 Кто из вас боится Господа? Пусть слушает голос Отрока Его. Ходящие во тьме и не имеющие света, надейтесь на имя Господне, и вы утвердитесь в Боге. 11 Вот, все вы огонь разжигаете и усиливаете пламя; ходите по жару огня вашего и по пламени, которое разожгли. Это будет вам ради Меня: в печали умрёте. Чтение послания святого апостола Павла к Римлянам 6–11] 6 Ибо к тому же Христос, когда мы были ещё немощны, в установленное время умер за нечестивых. 7 Ведь едва ли кто умрёт за праведного. Может быть за кого-нибудь доброго кто-то и дерзает умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда ещё мы были грешниками. 9 Поэтому, оправданные теперь кровью Его, мы тем более будем через Него спасены от гнева, 10 Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом через смерть Сына Его, тем более, примирённые, будем мы спасены в жизни Его. 11 И не только это, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы теперь получили примирение. На 6 часе Прокимен (псалом 8), глас 4: Господи, Господь наш,/яко чудно имя Твое по всей земли.  Так говорит Господь: 13 вот, уразумеет Отрок Мой и возвысится, и прославится и весьма превознесётся. 14 Как многие ужаснутся, смотря на Тебя: так вид Твой будет обесславлен людьми и слава Твоя сыновьями человеческими! 15 Так удивятся многие народы о Нём, и затворят цари уста свои, ибо они увидят то, что не было возвещено о Нём, и узнают то, чего не слышали. 1 Господи! Кто поверил слышанному от нас и кому открылась рука Господня? 2 Мы возвестили, что Отрок перед Ним, как корень в жаждущей земле: нет у Него ни вида, ни славы, и мы видели Его: и не имел Он ни вида, ни красоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

   Так оправдались во всей своей ужасающей точности слова, вложенные Господом в уста Авраама о степени человеческого жестокосердия: кто не хочет слушать Моисея и пророков, тот и воскресшему мертвецу не поверит. Апостол Иоанн не приводит притчи о Богатом и Лазаре, но приводит еще раньше слова Христовы, ставящие в связь иудейское неверие Его чудесам с непослушанием Моисею и тайным неверием в его закон, исходящим из нравственного очерствения и искания славы своей, а не Божией. «Есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что Он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:45-49)    Остается еще одно недоумение, часто предлагаемое богословам: почему же о воскрешении Лазаря не свидетельствует ни тот евангелист, который приводит притчу Господню о соименном ему наследнике рая, ни прочие первые два евангелиста? Митрополит Филарет на одном академическом экзамене задал этот вопрос, и, когда никто не взялся ответить на него, разрешил его так, что когда писались первые три Евангелия, то Лазарь был еще жив и, всегда тяготясь расспросами ближних о том, что испытывала душа его во дни расставания ее с телом, он был бы весьма расстроен и смущен, если б это событие при его жизни огласилось между всеми церквами, а потому оно и нашло себе место только в четвертом Евангелии, написанном после смерти Лазаря.    Ученый биограф Преосвященного Филарета дивится мудрости и простоте объяснения, но он не знал, что это объяснение почерпнуто целиком из Синаксаря Постной Триоди. Преимущество покойного Владыки перед своими собеседниками заключалось здесь в том, что последние в исагогических изысканиях шли только по путям отрицательных критиков, стараясь побороть их собственным оружием, и слишком мало занимались Библией вне этой политики, а митрополит вникал в нее и в церковное предание не только с критическим интересом, но и с положительным, независимо от полемики.    Подобная же точка зрения поможет нам уяснить дело и еще яснее. Из самой последовательности речи четвертого Евангелия можно видеть, что Апостол пишет дополнительное повествование к книгам, написанным раньше о тех же событиях, известных его читателям. Такое дополнительное повествование представляет собой и описание чуда над четверодневным Лазарем, составленное с тою же подробностью и наглядностью, которые вообще отличают сказания Иоанновы от трех первых евангелистов и совершенно уничтожают жалкую мысль немецких отрицателей о подложности четвертого Евангелия, составленного якобы в половине второго века «туманными философами» гностиками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  Слово в Неделю о мытаре и фарисее О покаянии Всенощное бдение 3 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня начинается служба Постной Триоди - Неделя о мытаре и фарисее. Первый раз мы услышим сегодня великопостное пение: " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " . И призыв, с которым Христос обращается ко всем людям: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " , должен быть нам особенно понятен. За воскресной всенощной мы услышим также слова, с которыми Господь направляет в мир Своих учеников, чтобы они научили все народы, " крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа " (Мф. 28, 19). Эти слова говорят о том, что всех людей нужно научить тайне покаяния, которая раскрывается в полноте только тогда, когда человек принимает крещение, когда он принимает от Бога этот дар новой жизни, и в его свете может оценивать, что с ним происходит. Мир не может, не хочет покаяться, потому что исполнен самооправдания - того, что абсолютно противоположно покаянию; он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытаются порою искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения и думают, что какими-то внешними знаниями, какой-то " техникой " (буквально употребляя эти слова: " техника духовной жизни " ) они смогут достичь духовных высот. Но Святая Церковь молитвою о даровании нам покаяния и говорит, что покаяние - это дар Божий. " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " , - звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами не может прийти к Богу. " Никто не может придти ко Мне, - говорит Христос, - если не привлечет его Отец... " (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле говорит, обращаясь с молитвой ко Господу: " Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся... " (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения: тех, кто ищет лица Его. Он ко всем обращается: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные... " (Мф. 11, 28). " Приходящего ко Мне, - говорит Он, - не изгоню вон " (Ин. 6, 37), и " аще кто алчет, да грядет ко Мне " . Всех зовет Господь, и покаяние - это воля Божия о жизни каждого человека: воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние - это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога; которая знает страх Божий и ищет возвращения ко Господу.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_5....

А о незаконном «служении» еретиков так говорит священномученик Киприан Карфагенский : «Если те, которые не слушают Церкви, почитаются язычниками и мытарями, то гораздо более должно почитать язычниками и мытарями возмутителей-врагов, выдумывающих ложные алтари, подозрительное священство, святотатственные жертвы и обольстительные названия». Благодать Божия неотлучно пребывает в Церкви Христовой, зримо проявляясь в богатырях Духа – святых подвижниках. И этих сынов Царствия, еще в земном житии сподобляющихся стать обителью Святого Духа, осмеливаются отвергать протестанты! Сами духовно немощные, сектанты дерзают отрицать почитание святых Божиих. Величайших святых и пророков знал еще Ветхий Завет. По слову пророка Илии растворялись и затворялись небеса, длилась засуха или проливался дождь. От прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвец. Иисус Навин своим прошением остановил солнце. О праведниках Нового Завета говорит Спаситель в молитве к Небесному Отцу: Отче… славу, которую Ты дал Мне, Я дам им ( Ин.17:21–22 ). Так неужели же с пришествием Сына Божия в мире иссякла или умалилась святость? Подобное утверждение – кощунство. И Православная Церковь следует завету апостольскому: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Истинные христиане есть сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:19 ), потому что прибегают к помощи и предстательству святых угодников Господних перед Престолом Всевышнего. Упрямые еретики доходят до того, что не принимают почитания Матери Божией. Может ли кто-то надеяться на благосклонность даже обычного порядочного человека, если без уважения относится к его матери? Так как же сектанты надеются получить благоволение Сына Человеческого, отказывая в почитании Пречистой Матери Его? Как эти лжезнатоки Евангелия не замечают обращенного к Ней приветствия ангельского: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), и ответа Ее: Отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный ( Лк.1:48–49 )? Поистине непроницаема духовная слепота еретиков, если даже светоч Царицы Небесной не рассеивает их внутреннего мрака.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

А сейчас? Разве не так? Не повторяется ли история? Разве бесчисленными грехами своими не распинаем мы Господа, не раздираем кровавые язвы на Его пречистых руках и ногах? Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Сын Божий, Иисус Христос, как Спаситель мира, был жертвою наших грехов; страдая и умирая, Он принимал от Всеправедного Отца Небесного по человечеству наказание за грехи всех нас. Иудеи сделали над Богочеловеком то, что, может быть, сделали бы и мы нашими страстями, бывши на их месте, да, вправду сказать, делаем в меньшем только размере и в ином виде над иными ближними и теперь. Итак, взирайте пристальнее на этого Божественного Страдальца и Мертвеца трехдневного. Это – жертва наших грехов. Это – жертва бесконечной любви Божией к миру, погибающему в грехах, и, следовательно, ко мне и к тебе, возлюбленный брат». Ради чего Бог стал человеком? Ради какой цели Сын Божий воплотился на земле, сделавшись Сыном Человеческим? Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:16–17 ). Из Священного Писания мы знаем, что Бог не сотворил смерти, напротив, Он создал человека для нетления, для вечной жизни в состоянии внутренней гармонии. Жизнь основывалась на добре. Между человеком и Богом, как между любимым сыном и любящим Отцом, должно было царить полное взаимопонимание. Творец создал человека свободным, и в этом заключалось его Богоподобие. Но что же произошло? Человек не выдержал испытания любовью и употребил во зло данную ему от Бога свободу, восхотев независимого от Бога бытия. Ему показалось мало быть в мире подлинным владыкой и царем и захотелось стать самим богом. Так по вине человека грех вошел в мир и через грех – смерть ( Рим.5:12 ). Человека никто силою не принуждал преступать заповедь Божию, но он преступил ее и сознательно противопоставил свое собственное «я», свой эгоизм – Богу, вместо Бога пожелал соделать самого себя центром жизни. Так было утрачено единение не только человека с Создателем, но и человека с человеком, исчезла любовь, появилась вражда и как худшее проявление ее – убийство.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом» 135 . Святая Церковь , вводя нас в «красные дни» Великого поста и раскрывая перед нами «весну постную», указывает нам на некоторые условия, для выполнения которых эти дни будут для нас не печальными, а во истину красными. Эти условия раскрываются уже на первых страницах Триоди постной, в богослужении трёх подготовительных недель к Святому посту. И прежде всего, начиная Триодь, Церковь учит нас тому, без чего мы не можем проходить дни Великого поста – молитве. В течение всего поста мы будем воспитываться здесь, в храме, в молитве, поэтому и в эти предпостные дни Святая Церковь ведёт нас путём церковной молитвы и даёт нам два образа её: молитву фарисея и молитву мытаря: «Не помолимся фарисейски, братие. Смирим себе пред Богом!»... В Евангелии мы читаем: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь ( Лк. 18:10 ). Вот вошёл в храм фарисей, очи его должны были быть обращены к Богу: «яко к Тебе очи мои, Господи» ( Пс. 140:8 ). Но вместо этого они блуждали по людям стоящим в храме. И увидел он мытаря и сказал: Боже! Благодарю тебя, что я не таков как, прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь ( Лк. 18:11 ). Вошёл в храм мытарь. Не смотрит он на людей, стоящих в храме, но, не смея поднять глаза к небу, молится Богу: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк. 18:13 ). Вот перед нами два подхода, два противоположных образа молитвы. Как же подходим к Богу мы с вами, и прежде всего мы, совершающие богослужение в этом храме, – священники, поющие и читающие? Для кого совершаем мы здесь эту церковную службу? Если мы имеем правильный подход к молитве, то мы совершаем её, не для людей и не для себя, а для Бога; к Нему обращаемся мы со слезами и со словами наших молитв и с Ним желаем соединиться, ибо молитва есть соединение с Богом. А между тем часто приходится слышать, когда в храме бывает мало народа: «Для кого служить? Неужели для одного человека?» А разве служить или петь надо только тогда, когда бывает много народа? Ответ на этот вопрос может быть только один: «Мы служим Богу. Он на тебя взирает, и больше никого нет для тебя в храме».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Апостол Павел в своем послании говорит нам, что даже Спаситель не мог Сам избрать Себя на это высочайшее служение: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ); как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ). Христос есть Архиерей вечный, ведь Он по Своей Божественной природе вечен, неизменяем, и Царствию Его нет конца. Но как понимать слова по чину Мелхиседека ? Мелхиседек был первосвященником и царем города Салима. В Ветхом Завете он служит прообразом Господа нашего Иисуса Христа: первосвященник и одновременно царь. Еврейское слово «Мелхиседек» значит «царь правды». Господь наш тоже есть Царь вечный, Царь правды и одновременно Великий Первосвященник. Слово «салим» с еврейского языка переводится как «мир». Стало быть, Мелхиседек был царем мира, но ведь Спаситель наш есть Царь мира. Исторически неизвестно, где, когда и от кого родился Мелхиседек, когда он умер. Сын Божий рожден прежде век и Он – вечен, пребывает вовек. Вот даже по этим аналогиям становится понятно значение слов по чину Мелхиседека. Мелхиседек в лице своем и служении выступает как прообраз Христа и Его служения. И это служение Сына Божия выше обязанностей всех ветхозаветных первосвященников и церковных властей. Ведь Христос Сам глава Церкви. И вся наша вера Господь наш Иисус Христос. И потому, следуя словам апостола Павла, будем твердо держаться исповедания нашего. Потому что вера – это бесценный дар Божий, в основе которого лежит смирение, сердечная кротость и безмерная любовь. По вере вашей да будет вам, – сказал Господь ( Мф.9:29 ). С благоговением и трепетом духовным подходя сегодня к Животворящему Кресту Спасителя, прикоснувшись к нему, восполним силы духовные в несении постного подвига, укрепимся в вере, помня мудрое изречение Святителя Иоанна Златоуста: «Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо». Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Апостол Павел проводит параллель между человеческой жизнью и смертью и земной жизнью и смертью Господа нашего Иисуса Христа: И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Вот Спаситель умер на кресте. И что изменилось в человеческой природе? Изменилось многое. Смерть потеряла свою власть над людьми. И хотя мы продолжаем умирать физической смертью, но Преславное Воскресение Христово дало надежду на воскресение после смерти. Это значит, что состояние смерти более не является непреложным. Если смерть сменяется потом новой, да еще более лучшей жизнью, то это не смерть, а успение . В сегодняшнем Апостольском чтении прозвучало очень важное утверждение о том, что после смерти человек восстанет вновь, а потом суд. Так будет со всеми людьми. Господь наш Иисус Христос умер, находился во гробе, воскрес в третий день, по Писанию. Воскресший приходил к ученикам Своим, вознесся от нас на небеса и пребывает одесную Отца Небесного. Он придет снова, но не для того, чтобы быть судимым, а для того, чтобы судить. Придет во всей славе Своей, как должно Сыну Божиему и истинному Богу. Надо сказать, братья и сестры, что второе пришествие Спасителя с трепетом и благоговением ожидалось молодой Церковью Христовой. Эта надежда на встречу с любимым Господом согревала веру первых христиан, поэтому и сам день второго пришествия Иисуса Христа они ждали с радостью и упованием, с особым расположением духа, всегда готовые дать ответ за свою жизнь во Христе. Для людей же неверующих сама мысль о суде Божием казалась абсурдной, хотя, конечно, за подобным мнением всегда скрывался страх, а день второго пришествия виделся днем ужаса. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь наш Иисус Христос воплотился, принял на Себя человеческую плоть, чтобы подъять грехи многих. Многих – но не всех! Почему же так? Да, Спаситель принял страдания и крестную смерть за весь род человеческий. Он может спасти исключительно всех людей. Тем не менее Христос вознес грехи не всех, а многих, потому что остальные сами не захотели. Творец дал нам свободную волю и возможность выбора жизненного пути. Безгрешный Господь сделал все, чтобы состоялось наше спасение. Теперь дело за нами.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010