Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Против них ап. Иоанн решительно утверждает, что Иисус есть Христос, Сын Божий единородный. Он есть истинный Бог ( 1Ин. 5:20 ). Кто этому не верит, тот не имеет жизни вечной. Этот Сын Божий принял нашу плоть; действительно пострадал за грехи наши и всего мира ( 1Ин. 2:2 ). Всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть антихрист. В нравственном отношении послание апостольское учит, что главнейшая заповедь древняя и новая – это любовь, – любовь к Богу и любовь к ближним. Эти два рода любви составляют одно нераздельное. Нет любви к Богу без любви к ближним. Кто говорит, что любит Бога, а брата ненавидит, тот лжец, и находится во тьме. Есяи он не любит брата, которого видит, и который есть образ Божий, то как может любить Бога, которого не видит ( 1Ин. 4:20 )? Наконец, только любящий может знать Бога, потому что самое существо Божие есть любовь ( 1Ин. 4:8 ). По такому взгляду на сущность христианского закона апостол Иоанн справедливо называется апостолом любви. Второе послание Иоанна написано к одной избранной госпоже и ее детям, которые представляли образец христианского семейства и за которых апостол радуется, что они твердо стоят в истине. В кратких словах апостол повторяет тоже, что написано и в первом послании; предостерегает госпожу и ее детей от лжеучителей; и внушает им исполнение главной заповеди Божией – взаимной любви. Третье послание написано некоему Гаию, которого апостол хвалит за гостеприимство, и предостерегает его от честолюбивого Диотрефа, любящего первенствовать, но затворяющего двери своего дома пред странниками. Послание ап. Иуды. Послание Иуды направлено против тех лжеучителей, которых имел в виду и ап. Петр, которые, ослабляя правосудие Божие, проповедовали, что Бог не осудит людей за грехи и плотские удовольствия, и в этой суетной надежде предавались крайнему распутству. Апостол ясными примерами из священной истории доказывает совершенно противное. «Если Бог ангелов согрешивших низринул, и соблюдает в мраке на суд великого дня; если Содом, Гоморру и другие города подверг казни вечного огня, и израильтян, которых вывел из Египта, за грехи погубил в пустыне, то тем более подвергнет вечному осуждению этих нечестивых мечтателей, оскверняющих плоть и отвергающих начальства» ( Иуд. 1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В конце концов человек преодолевает страх и смеётся над своими детскими страхованиями. Не может страх лежать в основе. Хотя, может быть, многие люди служат Богу по страху. Вот рабское состояние. Состояние раба – страх: если он не выполнит, он будет наказан вплоть до смерти. Поэтому, не имея любви к господину, он ему служит, он боится. Второе состояние немного повыше, но это состояние наемника. Наше благочестие носит корыстный характер. Мы все служим Богу за награду. Есть такое выражение: Мзда ваша многа на небесехь. Господь обещает нам мзду, награду – вот из-за награды мы служим Богу. Это корыстное благочестие. Но оно немножко по уровню повыше, чем страх. И вот, наконец, третье состояние совершенных, когда человек служит Богу по любви, как своему Творцу, не ожидая от Него никаких наград, никаких обещаний. А служит единственно Ему по любви. Вот это состояние совершенных. К этому и призывает нас Писание. Вы прочтите первые три Соборные Послания Апостола Иоанна. Давайте откроем и немножко почитаем. И вы увидите, что в основе наших отношений с Богом должно быть это. Открываем первую главу 1-го Соборного Послания Иоанна. Смотрите 2-ю главу. Во 2-й главе в 7-м стихе, читаем: «Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю [она была дана, эта заповедь, ещё в Ветхом Завете, чтобы мы любили Бога всем сердцем своим, всей душею своею, всею мыслию своею (см. Втор. 6:5 )], которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую Заповедь пишу вам [вот о древнем, о старом надо говорить по-новому, исходя уже из Евангелия. Потому что Новый Завет совершенно по-новому предлагает понимать и Завет Ветхий], что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ветхий Завет бережно хранил память об отцах и матерях, принимавших странников: об Аврааме, Лоте 174 , Ревекке 175 , Иове 176 и, наконец, о блуднице Раав 177 . В Книге Иова написано: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» ( Иов 31, 32 ). Отголоски этих древних примеров мы встречаем в послании Климента христианам Коринфа, в котором епископ Рима, в свою очередь, призывает их быть гостеприимными 178 . Похвальное слово гостеприимству встречается в Евангелии 179 . Другие священные книги Нового Завета не только настаивают на обязанности принимать странников, но и дают духовную мотивацию этого. Хозяин, принимающий странника, принимает самого Иисуса Христа 180 , что служит одним из оснований для принятия в Царство Небесное. Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, адресованное Гаию, открывает перед нами обыденную жизнь одной из общин Малой Азии, тем самым снижая идеальный образ первоначального христианства, столь широко распространенный. Глава упомянутой общины не отличается гостеприимством, что вызывает недовольство странствующих проповедников. Димитрий, с которым доставлено послание, несомненно, был доверенным человеком Иоанна и, возможно, проповедником Евангелия. Адресату, известному своей верностью и приверженностью истине, автор пишет: «Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине» 181 . Если даже братский дом порой оказывал плохой прием христианину, не желавшему иметь ничего общего с язычниками, то наплыв странников должен был сделать долг гостеприимства тягостным, особенно в крупных городах, через которые проходило много народу, – таких, как Коринф и уж тем более, по вполне понятной причине, сам Рим. Легко представить себе, каким бременем ложился долг гостеприимства на христианскую общину города, в котором братья-странники появлялись ежедневно. И даже в наши дни некоторые монастыри Парижа, Лондона и даже Страсбурга со страхом ждут приближения времени каникул!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Другие два послания ап. Иоанна более кратки и написаны – вто­рое «избранной госпоже» (неизвестно, отдельной ли личности, или церкви) и третье некоему «возлюбленному Гаию». В обоих этих посланиях апостол восхваляет их любовь к истине, предостерегает от лжеучителей и людей злонамеренных. В Ефесе же ап. Иоанн написал свое Евангелие, которое должно было служить историческим подтверждением всей его проповеди. Оно как бы написано на текст из его первого послания: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына своего, чтобы мы подучили жизнь от Него» ( 1Ин. 4:9 ). И вместе с тем оно направлено было против тех лжеумствований, которые проникли из Александрии в Ефес и смущали простую веру христиан. Так как среди этих умствований было и учение о Логосе, проповедывавшееся иудейско-александрийским философом Филоном, и так как это учение наверно находило последователей и среди христиан, которые готовы были подводить под это модное в то время учение и все христианство с неизбежным его искажением, то ап. Иоанн и начал свое Евангелие изложением истинного учения о том Божественном Слове, которое не было простым отвлечением ума, как учили александрийцы, а «было в начале у Бога и само было Бог», и это «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». О жизни ап. Иоанна в Ефесе сохранилось насколько преданий, ярко рисующих этого доблестного стража церкви и последнего из апостолов. Одно из этих преданий рассказывает, что однажды он хотел войти в одну из больших общественных бань (термы), как вдруг его известили, что там на­ходится Керинф. Услышав это, апостол тотчас же вернулся назад, восклицая: «убежим отсюда, чтобы баня не обрушилась на наши головы, ибо там Керинф, враг истины». Рассказ этот показывает, до какой степени апостол избегал общения с еретиками, и давал верующим наглядный пример, как нужно удаляться тех еретиков, которые извращали основную истину христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Другие аналогии, указываемые между христианскими идеями и сочинениями Лукиана и имеющие собой доказать знакомство его с христианской письменностью, обладают лишь слабой долей вероятности. Обэ останавливает свое внимание на словах, какие Истина говорила во сне Лукиану: «Если ты последуешь мне, то будешь введен в понимание всего достойного знания, и твой ум, благороднейшую часть твоего существа, – я украшу добродетелями самообладания, справедливости, благочестия, смирения, правдолюбия, мудрости, мужества, любви к прекрасному и стремлением к возвышенным благам» 337 , – видит здесь подражание словам ап. Павла в Послании к Галатам («плод же духа: любовь, радость, благость, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ), и тот подъем и потрясение ощущений, какой Лукиан пережил на лекциях Нигрина, сравнивает с композицией св. Иоанна 338 . Некоторые идут еще дальше в своих предположениях. Один из схолиастов к книгам Лукиана «Истинная история» в помещенном здесь описании города блаженных усматривает Иерусалим небесный 339 , манну в пустыне 340 и жезл Ааронов прозябший 341 . «Город на острове блаженных, – описывает Лукиан, – создан из чистого золота и окружен смарагдовыми стенами. Семь ворот его построены из коричневого дерева, и здания всех улиц и общественные места созданы из слоновой кости; там же великие алтари, на которых жертвуются гекатомбы, каждая из неизмеримого смарагда. Кругом города течет источник великолепного мира, и купальни, построенные на нем, представляют собой роскошные палаты, устроенные из кристаллов 342 ... И никогда не бывает у них ночи; нежный свет утренней зари проникает весь остров... там вечная весна и тихий ветер зефир веет над ними» 343 . Апокалипсис ап. Иоанна Богослова: «И вознес меня (Ангел) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город святый Иерусалим, нисходивший с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному (21:10–11). ...Стена построена из ясписа, а город был чистое золото, подобное чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин; каждые ворота были из одной жемчужины; улица города – чистое золото (ст. 18–21). И город не имел нужды ни в солнце, ни в луне, ...ибо слава Божия освещала его, и светильник его – Агнец (ст. 23)».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Однако, прежде чем послушать евангелиста Иоанна, добавим-ка мы еще заключительный росчерк Павла, готовые, если этого будет недостаточно, привести всего Павла с пространным замечанием против свободной воли. В Послании к римлянам, глава восьмая, где он поделил род человеческий на две части, на плоть и дух, подобно тому как это делает Христос у Иоанна в главе третьей, Павел говорит так: «Те, которые живут но плоти, помышляют о плотском, а те, которые живут по духу,— о духовном» . То, что Павел плотскими называет здесь всех, в ком нет духа, ясно как из самого деления и противопоставления духа и плоти, так и из слов Павла, которые следуют далее: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же Кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» . Что значат эти слова: «вы не по плоти живете», «если Дух Божий живет в вас», кроме того, что те, в ком нет Духа Божьего, неминуемо живут по плоти? А тот, кто не Христов, чей же, он, как не сатаны? Значит, твердо стоит: в ком нет Духа, те живут по плоти и находятся во власти сатаны. Теперь давай посмотрим, как он судит об усердии и силе свободной воли, живущих по плоти: «Те, которые живут по плоти, не могут нравиться Богу» . И еще: «Разум плоти — есть смерть» . А также: «Разум плоти — вражда против Бога» . А также: «Он не покоряется закону Божьему, да и не может» . Пусть ответит мне здесь защитник свободной воли, как может стремиться к добру то, что есть смерть, что не нравится Богу, что есть вражда против Бога, не повинуется Ему, да и не может повиноваться? Потому что Павел не пожелал сказать: «Разум плоти мертв или враждебен Богу», но сказал, что он — сама смерть, сама вражда, которая не может покориться закону Божьему или нравиться Богу, подобно тому как незадолго до этого он говорил: «Потому что закон был бессилен, оттого что ослабила его плоть, Бог сделал...» и прочее. Мне тоже ведома басня Оригена о тройственном начале, в котором он одно называет плотью, другое — душой, третье — духом. Душа — это все же среднее, она может быть обращена в обе стороны — и к плоти и к духу. Но это всё — его бредни, он это только говорит, но не доказывает. Павел здесь называет плотью все, в чем нет духа, как мы это и показали. Поэтому даже высшие добродетели самых лучших людей — плоть, т. е. они мертвы, враждебны Богу, не покоряются закону Божьему, не могут покориться, не нравятся Богу. Ведь Павел не только говорит, что они не покоряются, но и то, что они не могут покориться. То же сказал и Христос у Матфея, глава седьмая: «Плохое дерево не может приносить добрые плоды» . И в главе двенадцатой: «Как вы можете говорить доброе, если вы злы?» Здесь ты видишь, что мы не только говорим злое, но и не можем говорить доброе.

http://sedmitza.ru/lib/text/441007/

Приведя основания католиков из Евангелия, обратимся к писаниям апостольским и рассмотрим из них те места, на которые любят ссылаться католические богословы в доказательство своего учения об исхождении Духа Святого и от Сына. Эти места следующие: Гал.4:6 . «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче». Флп.1:19 . «Ибо знаю, что сие послужит мне во спасение, по вашей молитве содействием Духа Иисус Христова». Рим.8:9 . «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». На основании того, что в приведенных нами местах встречаются выражения: «Дух Сына, Дух Иисуса Христа, Дух Христов» католические богословы делают вывод, будто Дух Святой исходит и от Сына. Спросим поэтому у господ католических богословов: кого они думают обмануть своими произвольными натяжками? Ведь для каждого, даже малообразованного читателя Св. Писания ясно, что во всех приведенных местах под именем Духа Сына и Духа Христова разумеется не третье Лицо Св. Троицы – Дух Святой, а то духовное настроение, которое должно быть свойственно людям, искренно верующим во Христа. Так изъясняет понятие об этом духе св. апостол Павел, когда пишет, что христиане «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче» ( Рим.8:15 ). По объяснению св. Иоанна Златоуста , дух Христов – это есть дух молитвы, дух сильной веры во всемогущество Божие и безусловной всесовершенной сыновней преданности себя воле Бога Отца. Такой дух дается верующим во Христа, такой дух вопиющий: авва, отче и послан был некогда в сердца Галатов. Находить в упоминании об этом духе основание к учению об исхождении Св. Духа и от Сына нелепо. Некоторые малообразованные католики склонны находить основание учению об исхождении Св. Духа и от Сына в следующих словах Евангелия Иоанна: «Иисус сказал им (ученикам): мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:21–22 ). Но если кто захочет внимательно вникнуть в вышеприведенные слова Евангелия, то ясно увидят, что в них говорится не об исхождении Св. Духа от Сына, а только о преподании Спасителем Своим ученикам благодати Божией. Так что же? И апостолы преподавали благодать Духа верующим, как об этом повествуется в книге Деяний: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:17 ). Неужели же католики на этом основании станут доказывать, что Дух Святой исходит от апостолов, точно также как Он исходит от Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Священномученик Игнатий Богоносец О жизни и деятельности Игнатия Богоносца мы мало что можем сказать абсолютно точно. По одним источникам он был грек, родом из Антиохии, по другим же – сириец, на что указывает несовершенный греческий язык его посланий. Существует предание о том, что Игнатий был именно тем мальчиком, которого Господь Иисус Христос взял к себе на руки и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,1-3). Несмотря на то, что далеко не все принимают это предание, большинство из авторов склоняются к тому, что Игнатий с детства пребывал в учении Христовом. Так Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель вместе со святым Поликарпом Смирнским (+ 167) и Папием Иерапольским (+ 130) был учеником св. апостола Иоанна Богослова (+ нач. II века). В «Похвальном слове священномученнику Игнатию Богоносцу» святитель Иоанн Златоуст пишет следующее «… воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи». Нет также однозначного мнения касательно того, в какое время Игнатий стал епископом Антиохийским. У Евсевия Кесарийского мы находим сведения о том, что на Антиохийской кафедре он был преемником Еводия (апостола от 70-ти, + ок. 66), рукоположенного первоверховным апостолом Петром. Но, однако, Феодорит, в свою очередь, утверждает, что хиротония святого Игнатия была совершена самим апостолом Петром. Наравне с этими двумя мнениями бытует и третье, наиболее похожее на истину. Его суть заключается в том, что и Еводий и Игнатий были в одно и тоже время епископами Антиохии. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй – над уверовавшими язычниками. И уже после смерти святителя Еводия Игнатий Богоносец, служивший по словам свт. Иоанна Златоуста «…образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинство епископа…», вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Именно в это время за ревностную веру, целомудрие, кроткий и тихий нрав паства Игнатия прозвала его «Богоносцем».

http://pravoslavie.ru/39841.html

Но что это значит? Как понять триединое свидетельство воды, крови и духа? По учению св. Отцов, вода – это символ чистоты и безгрешности (крещение в Иордане), кровь – символ страдания во имя любви (Голгофская жертва), дух – божественное начало в человеке или образ Божий, «начаток Духа», как учит апостол Павел. Ап. Павел о духе человека говорит так: «Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим. 8:16 ). Итак, триединое свидетельство земное есть как бы отображение триединого свидетельства небесного – Отца, Сына и Св. Духа. А «свидетельство сие состоит в том – говорит апостол, – что Бог (Триединый) даровал нам (людям) жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его» (5:11). Св. Иоанн подчеркивает, что Иисус Христос пришел не «водою только», но «водою и кровью», что любовь Божия к людям проявлялась не только в совершенной безгрешности воплотившегося Сына Божия, но и в Его жертвенном подвиге на Голгофе. В то же время Дух Святый явил себя в телесном виде, как голубь на реке Иордане, когда Иисус крестился, и еще в виде огненных языков над головами апостолов в день Пятидесятницы. Второе послание Второе послание Иоанна Богослова, как указано выше, обращено к «избранной госпоже». Эта «госпожа» – Церковь Христова, а дети – ее члены. Он подтверждает, что «любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (Ст. 6) и что необходимо христианам остерегаться «обольстителей», т. е. еретиков. «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Такой человек есть обольститель и антихрист» (Ст. 7). Третье послание В третьем послании св. апостол пишет Гаию, чтобы он «здравствовал и преуспевал во всем». «Я весьма обрадовался, – извещает он Гаия, – когда пришли ко мне братья и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине» (Ст. 3). Апостол хвалит Гаия за то, что он принимает у себя христианских странников и оказывает им помощь. «Возлюбленный, – пишет он, – ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников» (Ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010